Юридическая психология (1/1)
Практические задания (ПЗ) в ММУ по предмету Юридическая психология (1/1)
Рекомендации к выполнению практических заданий
Учебным планом предусмотрено прохождение практических занятий по дисциплинам.
В рамках практических занятий студенты выполняют практические задания, следовательно, выполнение указанных заданий является обязательным для получения положительной оценки по дисциплине.
1. Задания рекомендуется выполнять в течение всего учебного семестра до окончания срока представления письменных (курсовых) работ (сроки см. в графике работы в семестре);
2. Выполнение заданий оформляется в письменном виде (текстовый файл с титульным листом (см. бланк титульного листа на странице дисциплины));
3. Файл необходимо загружать в соответствующий раздел дисциплины. По примеру курсовой работы.
4. Выполнение заданий оценивается преподавателем «Выполнено/Не выполнено» в течение всего семестра;
5. Возврат файла на доработку возможен только 1 раз в сроки загрузки письменных (курсовых) работ;
6. Для получения отметки «Выполнено» необходимо выполнить практическое задание из раздела «Практические занятия».
Практическое занятие 1 по теме (темам) N 5 Тема 5. Криминальная психология
Практическое занятие 2 по теме (темам) N4 Тема 4. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном и гражданском процессе
Вам необходимо выполнить 1 любое задание из ПЗ-1 и 1 любое задание из ПЗ-2. Ответы на задачи следует писать только после копирования самой задачи, желательно, ответы помещать прямо напротив поставленных вопросов.
Практические задания в ММУ постоянно меняют: если Ваше ПЗ отличается, пишите нам, скорее всего у нас есть уже новое!
Практическое занятие 1 по теме (темам) № 5 «Криминальная
психология».
Аннотация
В практическом занятии по теме «Требования к соблюдению основных
принципов работы психолога» предполагается проверка качества знаний,
полученных после изучения лекционного материала, посредством
выполнения заданий. Психология преступного поведения и
правонарушителей. Понятие криминальной психологии. Обобщенная
психологическая характеристика преступлений и преступников. Структурно-
психологический анализ преступного деяния. Психология личности
преступника: понятие и содержание личности преступника, его
правосознание и психологические особенности. Психологические типы
преступников. Понятие профессионального преступника. Психологические
особенности отдельных категорий преступников. Насильственные
преступники убийцы, причинители вреда здоровью, насильники, хулиганы.
Психологические детерминанты криминальной агрессии. Корыстно-
насильственные преступники-грабители, разбойники, бандиты, вымогатели.
Корыстные преступники- воры, мошенники, расхитители. Психология
терроризма. Обобщенный психологический портрет террориста. Психология
группового преступного поведения. Понятие группы в социальной
психологии. Классификация групп. Психологическая характеристика
преступных групп, их противоправной деятельности. Типы и структура
преступных групп.
Практическое занятие 1. Тема 5 «Криминальная психология»
1. Опишите типичный портрет :
А. Субъекта, относящегося к корыстному типу преступников.
Б. Субъекта, относящегося к корыстно- насильственному и неустойчивому
типу преступников.
В. Преступника, относящегося к категории насильников, злостных серийных
маньяков- убийц.
Г. Субъекта, относящегося к ситуационному типу преступников, сексуально-
насильственной направленности (педофил).
2. Определите и подчеркните НЕверные утверждения:
А. Психопаты как правило, занимают подчиненное (ведомое ) положение в
преступной группе.
Б. Олигофрены в степени дебильности более склонны к совершению
корыстных преступлений, так как обладают повышенной адаптивностью,
общительностью и осторожностью.
В. Мозг людей, склонных к насилию, убийствам и сексуальным преступлениям
отличается от мозга здоровых субъектов, не совершавших преступлений.
Г. Психопаты, как правило, не раскаиваются в содеянном и не жалеют своих
жертв.
Д. Существуют специфические гены, отвечающие за разные виды
противоправного и девиантного поведения : ген склонности к сексуальным
преступлениям, ген склонности к наркомании, ген вандализма, ген
бродяжничества, ген проституции.
Е. Лица с умственной отсталостью занимают обычно ведомую роль в
преступном сообществе.
Ж. Больше всего преступников, отбывающих наказание в местах лишения
свободы ,имеют ту или иную степень снижения интеллекта (на уровне
дебильности) .
З. Количество психопатов, отбывающих срок в местах лишения свободы,
составляет примерно- 10-15%.
3. Опишите некоторые виды девиантного поведения в детском,
подростковом и зрелом возрасте по категориям:
А. Виды психопаталогического девиантного поведения.
Б. Виды патопсихологического девиантного поведения .
В. Виды аутодеструктивного девиантного поведения.
Г. Виды делинквентного девиантного поведения.
4. Опишите основные функции юридического психолога в разных сферах
юридической практики: СП экспертиза, профилактическая и
психокоррекционная работа в ОВД, реабилитационная и адаптационная
работа с заключенными, работа с несовершеннолетними правонарушителями
и группой риска, профилактическая работа с населением по снижению
количества рецидивов преступлений.
Практическое занятие №2.
Тема 4. «Судебно-психологическая экспертиза в уголовном и
гражданском процессе».
Аннотация
В практическом занятии по теме «Требования к соблюдению основных
принципов работы психолога» предполагается проверка качества знаний,
полученных после изучения лекционного материала, посредством
выполнения заданий. Изучаются разные аспекты судебно- психологической
экспертизы в уголовном и гражданском судопроизводстве. Рассматриваются
различные психологические методы и методики, используемые в сфере
судебно- психологической экспертизы. Рассматриваются подробно такие
методы, как: полиграф, графологическая экспертиза, патопсихологическая
экспертиза, нейропсихологическая экспертиза, методы изучения личности
преступника. Отдельно изучаются проективные методики в судебно-
психологической экспертизе, такие как: тест Люшера, рисуночные тесты, тест
Роршаха, ТАТ и другие. Изучается проблема основных направлений
деятельности психологов, работающих в разных сферах судебно-
исправительной системы и органах ОВД. В рамках данного практического
занятия предусматривается отработка навыков проведения отдельных видов
судебно- психологической экспертизы различными психологическими
методами.
Задание 1. Опишите основные цели, задачи и специфические методы
различных видов социально- психологической экспертизы в сфере
уголовных дел:
А.СПЭ физиологического аффекта
Б. СПЭ индивидуально- психологических особенностей
В. СПЭ психологического воздействия и давления
Г.СПЭ состава преступной группы
Д. Экспертиза психологических мотивов противоправных действий.
2. Опишите личностный портрет преступника по его почерку (подписи). При
описании учитывайте такие параметры анализа почерка, как: наклон,
слитность/раздельность написания букв, нажим, разница в амплитуде букв,
размашистость/сжатость, направленность конца подписи,
округлость/угловатость, украшенность/простота,точки в начале и конце
подписи, подчеркивание/перечеркивание подписи. Проанализируйте,
пожалуйста, все параметры подписи в каждом случае.
А.
Б.
В.
Г.
Д.
Е.
Ж.
3. Опишите психологический смысл отдельных элементов рисунков и цветов
(в рисуночных тестах и тесте Люшера):
А. Что символизирует преобладание красного цвета в рисунках?
Б. Что означает, если в рисунке преобладает фиолетовый и сиреневый цвета?
В. Что означает преобладание черного цвета в рисунках?
Г. О чем говорит доминирование коричневого цвета в рисунках?
Д. О чем говорит размещение большой фигуры человека по центру листа?
Е. Какие признаки в рисунке семьи могут косвенно указывать на нездоровую
семейную атмосферу, на разобщенность и даже враждебность членов семьи
в отношениях друг с другом?
Ж. Какие признаки в рисунке могут косвенно указывать на повышенный
уровень агрессивности и враждебности?
З. О чем может говорить отсутствие почвы или линии земли под ногами или
предметами (например, если человек или дом «висят» без видимой опоры)?
4. Что символизирует дом и дерево в рисунках?
5. Что символизируют окна и двери в рисунках?
6. Какие признаки в рисунке человека могут косвенно говорить о скрытности,
необщительности и склонности к воровству?
7. Какие признаки в рисунке могут указывать на наличие у человека тяжелых
непроработанных психотравм?
8. Какие признаки в рисунке могут указывать на
неопределенную(«спутанную») идентичность, на отсутствие понимания себя,
своих потребностей, склонностей.
9. Какие признаки в рисунке могут свидетельствовать об ограниченности
социальных контактов, об изолированности от социума.
10. Какие признаки в рисунке могут указывать на депрессию и одиночество.
4. Определите и опишите примерные психологические/психические
проблемы преступника /подростка с девиантными формами поведения
по рисунку (дома, дерева и человека, клякс, несуществующего животного)
и определите его предрасположенность к тому или иному виду
преступлений:
А.
Б.
В.
Г.
Д.
Е.
Ж.
З.
И.
К.
Л.
М.