Методика преподавания иностранных языков (1/1)
Практические задания (ПЗ) в ММУ по предмету Методика преподавания иностранных языков (1/1)
Рекомендации к выполнению практических заданий
Учебным планом предусмотрено прохождение практических
занятий по дисциплинам.
В рамках практических занятий студенты выполняют практические
задания, следовательно, выполнение указанных заданий является
обязательным для получения положительной оценки по дисциплине.
1. Задания рекомендуется выполнять в течение всего учебного
семестра до окончания срока представления письменных (курсовых) работ
(сроки см. в графике работы в семестре);
2. Выполнение заданий оформляется в письменном виде (текстовый
файл с титульным листом (см. бланк титульного листа на странице
дисциплины);
3. Файл необходимо загружать в соответствующий раздел
дисциплины. По примеру курсовой работы.
4. Выполнение заданий оценивается преподавателем
«Выполнено/Не выполнено» в течение всего семестра.
5. Возврат файла на доработку возможен только 1 раз в сроки
загрузки письменных (курсовых) работ.
6. Для получения отметки «выполнено» необходимо дать ответы
на любые пять вопросов по теме «ОБУЧЕНИЕ АУДИРОВАНИЮ»,
любые четыре вопроса по теме «ОБУЧЕНИЕ ИНОЯЗЫЧНОМУ
ГОВОРЕНИЮ», любые пять вопросов по теме «ОБУЧЕНИЮ
УСТНОМУ ОБЩЕНИЮ», любые пять вопросов по теме «ОСНОВНЫЕ
ВИДЫ ЧТЕНИЯ. ОБУЧЕНИЕ РАЗНЫМ ВИДАМ ЧТЕНИЯ», любые
пять вопросов по теме «ОБУЧЕНИЕ ПИСЬМУ И ПИСЬМЕННОЙ
РЕЧИ».
Практические задания в ММУ постоянно меняют: если Ваше ПЗ отличается, пишите нам, скорее всего у нас есть уже новое!
ОБУЧЕНИЕ АУДИРОВАНИЮ
1. В каком случае аудирование выступает как самостоятельный вид речевой
деятельности, а в каком — как средство обучения другим видам речевой
деятельности?
2. Какие психолого-физиологические механизмы лежат в основе умений и
навыков аудирования?
3. Назовите этапы обучения аудированию по вертикали и горизонтали? Всегда ли
нужно использовать при работе с аудиотекстом все три этапа? Какой этап
является наиболее важным для формирования умений и навыков аудирования?
4. Почему ответы на вопросы нельзя отнести к адекватным формам контроля
сформированности умений аудирования?
5. Как проверяется степень сформированности умений аудирования на
международных и отечественных экзаменах по иностранному языку?
6. Каковы цели дотекстовых, текстовых и послетекстовых упражнений? Как эти
упражнения способствуют формированию навыков и умений аудирования?
7. Как вы думаете, какие упражнения и задания может использовать учитель для
снятия трудностей аудирования? Как эти трудности можно уменьшить при
обучении аудированию?
8. Приведите примеры заданий, предназначенных для обучения разным видам
аудирования. Обоснуйте адекватность выбора данных заданий.
9. Чем отличается обучение аудированию на уровне А1 и А2, В1 и В2. Обоснуйте
свой ответ, используя информацию общеевропейской системы уровней владения
неродными языками.
10. Обучение аудированию в 1-й четверти в 3-м классе учитель начал с
предъявления монологического аудиотекста в записи, звучащего в нормальном
темпе 2 мин. с опорой на ключевые слова. Объясните, в чем методическая ошибка
учителя.
11. Разработайте фрагмент урока обучения аудированию на основе аудиотекста
монологического характера для учащихся 5-х классов, предварительно
ознакомьтесь с требованиями программы основного общего образования по
выбранному вами иностранному языку для 5-го класса.
ОБУЧЕНИЕ ИНОЯЗЫЧНОМУ ГОВОРЕНИЮ
1. Дайте характеристику говорению как виду речевой деятельности. Являются ли
монологическая и диалогическая речь разными видами говорения? Обоснуйте
свой ответ.
2. Какое место данный вид речевой деятельности занимает сегодня в процессе
обучения иностранному языку?
3. Назовите основные отличительные черты монологической и диалогической
речи. Какие разновидности монолога и диалога вы можете назвать?
4. В чем заключается значение опор при обучении монологической речи? Почему
текст является «постоянной опорой при обучении монологической речи»?
Обоснуйте важность данной опоры для учащихся старших классов, студентов
неязыковых вузов.
5. В чем заключается особенность проверки навыков и умений учащихся в данном
виде речевой деятельности?
6. Назовите задания по разделу «Говорение», используемые в ЕГЭ. Разберите
критерии оценивания данных заданий. В чем их особенность?
7. Проанализируйте фрагмент урока по обучению диалогической речи учащихся
V класса. Разберите методические ошибки учителя: Учитель читает диалог-
образец. Ученики слушают.
А: Hello, Kate.
B: Hello, Bob.
A: How are you? I haven´t seen you for ages.
B: I`m fine. Thanks.
A: Where are you going?
B: I am going to the shop. Tomorrow I`m going to go to a birthday party and I have to
buy a present.
A: What are you going to buy?
B: I have no idea.
A: OK. I`ll help you. What kind of person is your friend?
B: He is musical.
A: What instrument does he play?
B: He plays the saxophone in a band.
A: B buy a case for this saxophone.
B: He has already bought it. What else can you advise me?
A: Is he sporty?
B: Yes, he is. He is very good at sports. It`s his best point.
A: What sports is he fond of?
B: Jogging.
A: What clothes does he wear for jogging?
B: In summer he wears shorts and a T-shirt. But now it`s a bit cold for such clothes.
A: Then buy a tracksuit.
B: What a good idea! Thank you.
• Учащиеся повторяют за учителем каждую реплику хором и индивидуально.
• Диалог прослушивается еще раз.
• Учащиеся получают задание выучить диалог наизусть.
Ученики возражают учителю, утверждая, что задание слишком трудное.
Как лучше построить работу над диалогом-образцом? Напишите свой вариант
данного фрагмента урока.
8. В чем заключается различие методики обучения диалогической речи на
начальной и старшей ступенях обучения. Обоснуйте свой ответ, используя
Примерные программы по иностранным языкам.
9. Приведите примеры опор, используемых при обучении диалогической речи в 5-
х и 8-х классах.
УПРАЖНЕНИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ УСТНОМУ ОБЩЕНИЮ
1. Что такое упражнение? Что понимают психологи, дидакты и методисты под
упражнением?
2. Какова структура упражнения?
3. Как соотносятся термины: «упражнение», «задание», «задача»?
4. Что представляет собой система, подсистема упражнений? Что такое комплекс
и частная система упражнений?
5. Что следует учитывать при создании системы, комплекса упражнений для
обучения ИЯ на начальном и продвинутых этапах обучения?
6. Какие проблемы существуют при классификации упражнений?
7. Приведите примеры типов и видов упражнений.
8. Что такое речевые и условно-речевые упражнения? Чем они отличаются?
Приведите примеры речевых и условно-речевых упражнений. В чем их отличие?
9. Для чего нужны тренировочные (формальные) упражнения при обучении
иноязычной устной речи? Приведите примеры тренировочных упражнений.
10. На основе приведенных источников составьте опорный конспект по данной
теме.
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ЧТЕНИЯ. ОБУЧЕНИЕ РАЗНЫМ ВИДАМ ЧТЕНИЯ
1. Назовите цель обучения чтению как самостоятельному виду речевой
деятельности.
2. Может ли использоваться чтение как средство обучения другим видам речевой
деятельности? Обоснуйте свой ответ.
3. Почему классификация видов чтения выступает как методическая проблема?
Какая классификация видов чтения получила наибольшее распространение в
современной методике? Как вы думаете, почему?
4. В чем особенности обучения разным видам чтения? Какие факторы косвенного
воздействия на вид чтения вы можете привести?
5. Назовите этапы работы с текстом для чтения. Приведите примеры.
6. Назовите особенности обучения чтению как виду речевой деятельности на
младшей, средней и старшей ступенях обучения.
7. Как проверяются умения чтения в ходе Единого государственного экзамена?
Какие задания предусмотрены для проверки разных видов чтения? Сравните
задания раздела «Чтение» в разных демоверсиях.
8. В какой последовательности следует организовать действия учащихся VII
класса с целью обучения чтению про себя и проверке понимания прочитанного?
Аргументируйте свой ответ. А) Ученики читают текст про себя. Б) Учитель задает
вопросы к тексту. В) Учитель дает предтекстовое задание. Г) Ученики
подчеркивают ключевые слова. Д) Ученики подбирают соответствующие
отрывкам текста иллюстрации.
9. Составьте фрагмент урока обучения ознакомительному чтению для IX класса
(учебник по выбору). Проанализируйте текст, обратите внимание, подходит ли он
для данного вида чтения. Разработайте вступительную беседу и предтекстовые
задания. Продумайте также текстовые и послетекстовые упражнения. Обоснуйте
свой выбор.
ОБУЧЕНИЕ ПИСЬМУ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ
1. Что такое письмо и письменная речь? Что понимается под письмом в
лингвистике и в методике преподавания иностранного языка. Приведите примеры
письма и ПР.
2. Когда письмо выступает как самостоятельный вид речевой деятельности, а в
каких случаях — как средство обучения другим видам речевой деятельности?
Приведите примеры.
3. В чем различие записи и письменной речи?
4. Объясните значение следующих терминов в контексте обучения письму:
графика, каллиграфия, звуко-буквенные (графемноморфемные) соответствия,
орфография.
5. В чем заключается особенность обучения письму и письменной речи по
сравнению с другими видами речевой деятельности? Приведите примеры
трудностей обучения письму и письменной речи. Объясните их с точки зрения
психолого-физиологических особенностей письма и ПР.
6. Существует два взгляда на последовательность усвоения устной и письменной
речи: устная речь — чтение — письмо; устная речь — письмо — чтение. Какой
вариант является более эффективным? Обоснуйте свой ответ.
7. Среди упражнений для обучения письму часто можно встретить упражнения
типа «спишите слова и подчеркните орфограмму». В чем смысл подобных
упражнений?
8. Составьте обучающую инструкцию для написания сочинения-рассуждения.
Какие клише вы предложите своим учащимся?
9. Разработайте фрагмент урока для обучения написанию личного письма
(используйте учебники для IX класса по выбору).