Теория и практика психодиагностики (1/2)
Практические задания (ПЗ) в ММУ по предмету Теория и практика психодиагностики (1/2)
Рекомендации к выполнению практических заданий
Учебным планом предусмотрено прохождение практических занятий по дисциплинам.
В рамках практических занятий студенты выполняют практические задания, следовательно, выполнение указанных заданий является обязательным для получения положительной оценки по дисциплине.
1. Задания рекомендуется выполнять в течение всего учебного семестра до окончания срока представления письменных (курсовых) работ (сроки см. в графике работы в семестре);
2. Выполнение заданий оформляется в письменном виде (текстовый файл с титульным листом (см. бланк титульного листа на странице дисциплины));
3. Файл необходимо загружать в соответствующий раздел дисциплины. По примеру курсовой работы.
4. Выполнение заданий оценивается преподавателем «Выполнено/Не выполнено» в течение всего семестра;
5. Возврат файла на доработку возможен только 1 раз в сроки загрузки письменных (курсовых) работ;
6. Порядок выполнения практических заданий:
1. Практическое занятие по теме 1 — выполнить одно из предложенных заданий.
2. Практическое занятие по теме 2 — выполнить одно из предложенных заданий.
3. Практическое занятие по теме 3 — выполнить одно из предложенных заданий.
Таким образом, должно быть выполнено 3 задания.
Практические задания в ММУ постоянно меняют: если Ваше ПЗ отличается, пишите нам, скорее всего у нас есть уже новое!
Практическая часть
Выполнить одно из предлагаемых заданий
Задание 1. Выберите одного из ученых, сделавших значительный вклад в развитие психодиагностики. Подготовьте презентацию (6-8 слайдов). Содержание презентации, помимо биографических сведений об ученом, должно отвечать на вопрос: «В чем заключалось практическое или теоретическое значение исследований данного ученого? Какой вклад он внес в развитие психодиагностики?»
Герман Роршах – создатель теста чернильных пятен, ученный предложивший термин «психодиагностика»
Вильгельм Вундт — основатель первой лаборатории экспериментальной психологии
Френсис Гальтон — родоначальник научного изучения индивидуальных различий и инструмента для их измерения (теста)
Джеймс Кеттелл — первый исследователь, использовавший понятие «интеллектуальный тест»
Альфред Бине — создатель самой популярной в начале XX века серии интеллектуальных тестов (Шкала Бине-Симона)
Григорий Иванович Россолимо – разработал методику индивидуального психологического профиля
Ученый на ваш выбор
Задание 2. Выберите одну из психодиагностических методик. Подготовьте презентацию (6-8 слайдов). Содержание презентации должно отвечать на следующие вопросы:
Автор методики и история ее создания
Назначение методики (для чего она применяется)
Инструкция (как работать с методикой)
Содержание (структура методики, из чего она состоит)
Интерпретация (что получаем на выходе)
Предлагаемые методики:
Тест чернильных пятен Г. Роршаха
Тематический апперцептивный тест (ТАТ) Г. Мюррея
Методика рисуночной фрустрации С. Розенцвейга
Цветовой тест М. Люшера
Метод портретных выборов Л. Зонди
Методика диагностики невербального интеллекта Дж. Равена
Методика исследования самооценки Дембо – Рубинштейн
Методика на ваш выбор
Практическая часть
Выполнить одно из предлагаемых заданий
Задание 1. Подготовьте реферат (2-4 страницы) на тему: «Психометрическая характеристика теста: репрезентативность». Содержание реферата, помимо определения и основной функции репрезентативности, должно включать информацию об условиях, обеспечивающих репрезентативность выборки данных. Задание 2. Подготовьте реферат (2-4 страницы) на тему: «Психометрическая характеристика теста: надежность». Содержание реферата, помимо определения и основной функции надежности, должно включать информацию о факторах, снижающих и повышающих надежность, коэффициентах надежности и способах ее определения. Задание 3. Подготовьте реферат (2-4 страницы) на тему: «Психометрическая характеристика теста: валидность». Содержание реферата, помимо определения и основной функции валидности, должно включать информацию о видах валидности.
Практическая часть
Выполнить одно из предлагаемых заданий
Задание 1. Проведите диагностику (самодианостику) по тесту возрастающей трудности Дж. Равена. В данном случае даны стандартные черно-белые прогрессивные матрицы (см. Приложение 1).
Оформите протокол обследования.
Структура протокола.
1. Название методики
2. Автор методики
3. Назначение
4. Стимульный материал
5. Инструкция
6. Процедура обследования
7. Способ обработки
8. Регистрируемые показатели
9. Среднегрупповые, шкальные или уровневые значения
10. Интерпретация показателей
Методические указания к проведению тестирования
Тест строго регламентирован во времени — 20 минут.
Инструкция
Вам предстоит пройти тест на измерение абстрактного мышления и способности к решению проблем (или Вам предстоит пройти тест на оценку уровня развития невербального интеллекта). Вам будут предъявляться рисунки и фигуры, связанные между собой определенной зависимостью. Одной фигуры не достает, а внизу она дается среди 6-8 других фигур. Ваша задача — установить закономерность, связывающую между собой фигуры и рисунок. На опросном листе указать номер искомой фигуры из предлагаемых вариантов.
Не все матрицы обязательно решить. Если у вас возникли сложности с выполнением какого-то задания, не тратьте время, можете его пропустить и перейти к выполнению следующего задания. Если останется время вы можете вернуться к тому заданию, которое вызвало затруднения.
Выполнять задание нужно в максимальном темпе. Время решения — 30 минут.
Если у вас есть какие-то вопросы, пожалуйста задавайте их сейчас. Если вопросов нет, все ли готовы приступить к тесту?
Все готовы? Тогда я включаю секундомер. Можете приступать к выполнению тестовых заданий.
Обработка и интерпретация результатов.
Используя ключ посчитайте количество набранных баллов и определите уровень развития невербального интеллекта по таблице.
Ключ Номер задания Номер правильного ответа Баллы за ответ Номер задания Номер правильного ответа Баллы за ответ 1 5 1 16 1 6 2 2 3 17 6 6 3 3 1 18 2 5 4 2 5 19 4 5 5 3 3 20 7 7 6 4 5 21 6 7 7 6 2 22 4 8 8 2 3 23 2 6 9 3 5 24 6 7 10 6 4 25 6 4 11 3 6 26 2 7 12 5 6 27 5 8 13 2 4 28 4 7
14 8 7 29 6 8 15 4 3 30 5 6
После подсчета общего числа правильных ответов количество баллов суммируется, и при помощи пересчетной таблицы высчитывается итоговый балл: Итоговый балл 9 8 7 6 5 4 3 2 1 Сумма баллов за правильные ответы 143 — 155 129 — 142 115-128 101-114 87-100 73-86 59-72 45-58 0-44
Итоговый балл от 1 до 3 – низкий уровень развития невербального интеллекта
Итоговый балл от 4 до 7 – средний уровень развития невербального интеллекта
Итоговый балл от 8 до 9 – высокий уровень развития невербального интеллекта
Задание 2. Проведите диагностику (самодиагностику) по тесту на ваш выбор из области диагностики когнитивной сферы. Можно использовать предложенные методики (см. Приложение 2, 3).
Оформите протокол обследования.
Структура протокола.
1. Название методики
2. Автор методики
3. Назначение
4. Стимульный материал
5. Инструкция
6. Процедура обследования
7. Способ обработки
8. Регистрируемые показатели
9. Среднегрупповые, шкальные или уровневые значения
10. Интерпретация показателей