Стратегическое развитие территорий (1/1)
Практические задания (ПЗ) в ММУ по предмету Стратегическое развитие территорий (1/1)
Рекомендации к выполнению практических заданий
Учебным планом предусмотрено прохождение практических занятий по дисциплинам.
В рамках практических занятий студенты выполняют практические задания, следовательно, выполнение указанных заданий является обязательным для получения положительной оценки по дисциплине.
1. Задания рекомендуется выполнять в течение всего учебного семестра до окончания срока представления письменных (курсовых) работ (сроки см. в графике работы в семестре);
2. Выполнение заданий оформляется в письменном виде (текстовый файл с титульным листом (см. бланк титульного листа на странице дисциплины));
3. Файл необходимо загружать в соответствующий раздел дисциплины. По примеру курсовой работы.
4. Выполнение заданий оценивается преподавателем «Выполнено/Не выполнено» в течение всего семестра;
5. Возврат файла на доработку возможен только 1 раз в сроки загрузки письменных (курсовых) работ;
6. Для получения отметки «Выполнено» по данной дисциплине необходимо выполнить три задания на выбор студента из любого практического занятия.
Практические задания в ММУ постоянно меняют: если Ваше ПЗ отличается, пишите нам, скорее всего у нас есть уже новое!
Практическое занятие 1 по теме (темам) № 1,2
Тема 1. Система стратегического планирования в Российской Федерации.
Тема 2. История стратегического планирования в современной России. Нормативная база системы стратегического планирования
В практическом занятии по темам 1 и 2 предполагается проверка качества знаний, полученных после изучения лекционного материала, посредством выполнения заданий.
Задание 2.
Используя учебную, профессиональную литературу и справочно-правовые системы изучить виды планов социально-экономического развития. Разобрать примеры конкретных регионов и/или муниципальных образований.
Объем задания в текстовом виде не должен превышать 3 страниц.
Задание 3.
Используя учебную, профессиональную литературу и справочно-правовые системы ознакомиться со стратегическими планами регионов и муниципальных образований и содержанием нормативных актов, регулирующих стратегическое планирование в РФ.
Объем задания в текстовом виде не должен превышать 3 страниц.
Задание 4.
Определите рейтинг по уровню развития регионов:
Показатель социально-экономического развития
Республика Татарстан
Москва
Тюменская область
Валовый региональный продукт, млн.руб.
776 602
10 307 060 085
33 25 347 710
ВРП на душу населения, руб.
376889
887545
1325288
Инвестиции в основной капитал, млн.
45 618
846 142
43 396
руб.
Объемы работ по виду
«Строительство», млн.руб
65 035 549086 17 372
Средняя заработная плата, руб. 20832,12 44989,1 32956
Уровень безработицы, % 3 1 0,9
Индекс потребительских цен, % 106,3 106,2 105,9
Ситуационное задание 1
Среди основных неблагоприятных тенденций реализации
инновационной политики в субъектах РФ называют:
— недостаточную конкурентоспособность отечественной продукции и, в то же
время, явный недостаток финансовых ресурсов у инновационных
предприятий для расширения своей деятельности;
— потеря научно-технического и кадрового потенциала;
— снижение производственных мощностей в результате изношенности
основных фондов, техническая и технологическая отсталость предприятий и
другие.
Какие проблемы в большей степени свойственны субъектам
Дальневосточного федерального округа? Ответ следует аргументировать.
Ситуационное задание 2
Проведённый анализ показателей развития региона показал наличие
резкой дифференциации доходов населения, наличие значительного слоя
малообеспеченных, что препятствует росту спроса на инновации и
поддерживает спрос на низкокачественные, морально устаревшие с точки
зрения мировой конъюнктуры товары, тем самым препятствуя структурной
перестройке экономики, развитию в регионах высокотехнологичного сектора
и сферы услуг.
Какие меры следует предпринять органам власти, способствующие успешной реализации инновационной политики на предприятиях, организациях отраслей специализации региона?
Ситуационное задание 3
Одной из основных задач региональной инновационной политики является поддержка разработок в сфере высоких технологий с целью производства на их основе импортозамещающих товаров и услуг, создание условий для привлечения зарубежных инвестиций. Каково должно быть организационное и финансовое обеспечение решение данной задачи?
Ситуационное задание 4
В российской практике развития инноваций в отраслях экономики используются некоторые специфические формы организации инновационной деятельности:
— технико-внедренческие зоны (технопарки, технополисы, наукограды);
— региональные центры и структуры, способствующие протеканию или повышению эффективности инновационного процесса;
— интегрированные научно-производственные объединения, создаваемые и функционирующие в регионе в целях обеспечения эффективного взаимодействия между различными участниками инновационного процесса.
Оцените возможность использования этих форм для поддержки инновационных процессов в регионах Дальневосточного федерального округа.
Ситуационное задание 5
Инновационный подход к управлению хозяйствующим субъектом используется для поддержания и даже увеличения (улучшения) показателей финансово-хозяйственной деятельности в период экономического кризиса национальной экономики (экономики государства). Каким образом, на Ваш взгляд, можно использовать инновационные методы управления деятельностью хозяйствующего субъекта в условиях экономического кризиса?
Практическое занятие 2 по теме (темам) № 3,4
Тема 3. Пространственное развитие территорий — основа регионального развития.
Тема 4. Процесс разработки стратегического плана.
В практическом занятии по темам 3 и 4 предполагается проверка качества знаний, полученных после изучения лекционного материала, посредством выполнения заданий.
Задание 1.
Письменная работа, выполняется по методу SWOT-анализа на примере самостоятельного выбора студентами территориального образования. Содержание должно быть последовательным и аргументированным.
Структура SWOT -анализа:
обоснование факторов, обладающих существенным влиянием на территорию;
оценка степени их влияния;
формирование проблемного поля территории;
обоснование выбора наиболее существенных проблем;
вывод, в котором подводятся итоги изложенного материала, высказывается индивидуальная позиция студента по проведенному анализу;
список использованных нормативных правовых документов, источников и литературы, иллюстрированных материалов.
Объем задания в текстовом виде не должен превышать 5 страниц.
Задание 2
Используя учебную литературу и справочно-правовые системы
ознакомиться с содержанием нормативных актов, регулирующих
территориальное планирование в РФ.
Задание 3
Город поколений — анализ условий для социально-незащищенных
категорий граждан – пенсионеров, инвалидов, молодежи, детей, возможности
их реализации, через программы социальной поддержки, образование,
здравоохранение и т.п.
• Прирост населения (%)
• Рождаемость /промилле
• Смертность /промилле
• Число прибывших /ед.
• Объем средств местного бюджета, затраченных на реализацию
городских программ по поддержке пенсионеров и инвалидов тыс.руб
• Объем средств местного бюджета, затраченных на реализацию
городских программ по поддержке молодежи тыс.руб.
• Объем средств местного бюджета, затраченных на реализацию
городских программ по поддержке детей тыс.руб.
• Количество дошкольных учреждений (на 1000 человек)
• Количество среднеобразовательных школ (на 1000 человек)
• Количество высших учебных заведений (на 1000 человек)
• Процент трудоустроенной молодежи и др.
Задание 4
Анализ городской экономики и финансов – эффективность функционирования в современных социально-экономических реалиях, привлечения государственного, муниципального, частного капитала на содержание и развитие города, поддержки малого предпринимательств и т.д.
Уровень безработицы (%)
Бюджетная обеспеченность на 1 жителя (руб./чел.)
Средняя начисленная месячная заработная плата на 1 занятог (тыс. руб.)
Средний размер пенсии (тыс.руб.)
Стоимость потребительской корзины (тыс.руб.)
Уровень прожиточного минимума (тыс. руб.)
Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума (%)
Сумма выплат социальной помощи на 1 получателя (тыс. руб.)
Процент населения, занятого в сфере малого предпринимательства (%)
Объем промышленной продукции на душу населения (тыс.руб.)
Доля занятых в крупнейшей отрасли (%)
Прирост числа малых предприятий — юридических лиц (%)
Прирост числа частных предпринимателей – физических лиц (%)
Доля налоговых и неналоговых доходов в доходах муниципального бюджета (%).
Доля собственных доходов местного бюджета (без учета финансовой помощи из вышестоящих бюджетов) (%)
Инвестиции в основной капитал из всех источников финансирования на душу населения (тыс.руб.)
Доля инвестиций в основной капитал, финансируемых за счет средств муниципального бюджета, в общем объеме инвестиций (%)
Ситуационное задание 1
Внедрение инноваций в деятельность организации должно носить систематический характер, изменения в деятельности хозяйствующего субъекта должны быть постоянными. Какие действия руководства хозяйствующим субъектом могут этому способствовать?
Ситуационное задание 2
В отделе финансово-экономического учёта и контроля промышленно-производственной организации ООО «Орион» запущен проект по модернизации программного обеспечения. Ответственным за его реализацию был назначен заместитель начальника отдела.
Существует ли необходимость в формировании команды проекта? (Ответ обосновать).
Ситуационное задание 3
Крупная торговая компания реализует проект по оптимизации доставки товаров в свою розничную сеть. Результаты текущего контроля проекта показали общее отклонение от его заданных показателей (сроки реализации, финансирование и пр.) на 10 %. Какие действия в этом случае должны предпринять руководитель и куратор проекта?
Практическое занятие 3 по теме (темам) № 5,6
Тема 5. Мониторинг реализации стратегического плана
Тема 6. Новые драйверы развития территорий: инновационное развитие, творческие виды деятельности.
В практическом занятии по темам 5 и 6 предполагается проверка качества знаний, полученных после изучения лекционного материала, посредством выполнения заданий.
Задание 1
Собрать информацию о различных подходах к проведению мониторинга процесса реализации стратегии и привлечения населения.
Задание 2
Используя учебную литературу и СМИ изучить примеры регионов России, в которых приняты инновационные стратегии. Рассмотреть примеры стран и регионов Европы, активно развивающих креативные виды деятельности. Найти в СМИ информацию о практике и проблемах развития креативных индустрий в регионах России.
Задание 3
Конкурентоспособные стратегии — привлечение туристов. Проведите анализ конкурентной стратегии организации или региона (на выбор студента).
Примерный план анализа по темам конкурентоспособные стратегии:
выделение факторов конкурентоспособности
целевых групп
оценка, сравнение с другими городами
Задание 4
Сравнительный анализ разработки и реализации стратегии развития
города, генерального плана города, соответствия современным тенденциям
градостроительства, обновления и модернизация города (метод анализа
документов).
Список городов: выбрать региональный центр, у которого утвержден
стратегический план развития.
План анализа:
• Имеет ли город опыт разработки долгосрочных планов
социально-экономического развития?
• Наличие стратегического документа (период, на который
разработан стратегический документ, дата принятия стратегического
документа).
• Наличие Генерального плана развития города (дата принятия, на
какой период разработан).
• Проводится ли в городе мониторинг социально-экономической
ситуации?
• Сравнение территории, обеспеченности жильем,
инфраструктурой городов и т.д.
• Имеется ли в Администрации города структурное подразделение,
занимающееся стратегическим планированием.
Выводы исследования.
Задание 5
Определить эффективность структуры управления городом, в том
числе городским имуществом по критериям простоты, затратности,
доходности
Показатели, которые можно использовать при анализе:
доля расходов на управление;
для доходов от налоговых платежей за землю в налоговых и неналоговых доходах местного бюджета;
доля доходов от арендных платежей за землю;
доля доходов от продажи земли и др.
количество общественных организаций, действующих на территории города единиц
численность представительного органа муниципального образования;
количество муниципальных служащих и др.
Задание 6
Оценка активности в развитии партнерских межгородских, межрегиональных, международных отношений в целях установления интеграционных связей, межгородского обмена опытом, налаживания контактов между деловыми, научными, образовательными кругами городов
• наличие городов-побратимов у МО
• количество городов, с которыми установлены партнерские отношения
• объем средств местного бюджета, выделяемого на развитие партнерских отношений с городами-побратимами
• наличие совместных инфраструктурных проектов
• наличие и количество совместных образовательных программ (обмен школьников, студентов
• членство МО в межгородских, межрегиональных, международных объединениях (кол-во объединений, в которых состоит город) и т.д.
Задание 7
Собрать материал, относящийся к теме стратегии развития Москвы. Проанализировать насколько реализуемые в последние годы проекты соответствуют стратегии города. Найти данные для сравнения стратегий развития крупных городов мира (1-2 города)
Задание 8
Используя учебную литературу и СМИ найти и проанализировать примеры стратегических планов и проектов в странах Европы и Северной Америки. Ознакомиться с методами и подходами, применяемыми в странах Евросоюза для разработки инновационных стратегий