Методика получения и проверки информации (фактчекинг) (1/1)
Практические задания (ПЗ) в ММУ по предмету Методика получения и проверки информации (фактчекинг) (1/1)
Рекомендации к выполнению практических заданий
Учебным планом предусмотрено прохождение практических
занятий по дисциплинам.
В рамках практических занятий студенты выполняют практические
задания, следовательно, выполнение указанных заданий является
обязательным для получения положительной оценки по дисциплине.
1. Задания рекомендуется выполнять в течение всего учебного
семестра до окончания срока представления письменных (курсовых)
работ (сроки см. в графике работы в семестре);
2. Выполнение заданий оформляется в письменном виде (текстовый
файл с титульным листом (см. бланк титульного листа на странице
дисциплины));
3. Файл необходимо загружать в соответствующий раздел
дисциплины. По примеру курсовой работы.
4. Выполнение заданий оценивается преподавателем
«Выполнено/Не выполнено» в течение всего семестра;
5. Возврат файла на доработку возможен только 1 раз в сроки
загрузки письменных (курсовых) работ;
6. Порядок выполнения практической работы:
1) выбрать из первых трех заданий два.
2) следуя указаниям к каждому из выбранных заданий выполнить их
3) выполнить четвертое задание (обязательно).
В итоге должны быть выполнены три задания: два на выбор и
четвертое задание.
Практические задания в ММУ постоянно меняют: если Ваше ПЗ отличается, пишите нам, скорее всего у нас есть уже новое!
Задание №1
Прокомментируйте следующие суждения, выбрав два из
перечисленных:
1. «Объективная информация — фальсифицированная информация». В
политической борьбе объективная информация часто сознательно или
непроизвольно «фальсифицируется» — подделывается, искажается,
подлинное подменяется ложным, что порождает бредовые политические
идеи.
2. «Системная информация — дезориентирующая информация». Под
видом системной политической информации может функционировать ее
подобие — «информация, дезориентирующая», неправильно определяющая
положение общества в историческом процессе: экономическом состоянии,
отношениях с иными народами и государствами и т. д. Она может порождать
сверхценные политические идеи, объективно не заслуживающие такого
внимания, которое субъективно они вызывают.
3. «Организованная информация — деморализующая информация».
Организованность информации способствует упорядочиванию нравственных
принципов экономических требований, поведения в нечто целое и
гармоничное. Может происходить подмена организованной информации
«деморализующей», которая трансформирует нравственные ценности и
провоцирует «скачок политических идей», вытекающий из нарушения
последовательности умозаключений, утверждений, хаотичности и
незавершенности мыслей, непоследовательности и поведения.
4. «Достаточная информация — энтропийная политическая
информация». Вместо краткой, убедительной и доказательной информации в
средствах массовой коммуникации появляются всевозможные точки зрения
— от самых примитивных до самых фантастических и невероятных.
Множество газет, политических партий, авторитетов и оракулов на тысячи
ладов толкуют элементарные вещи, делая известное — неизвестным,
понятное — непонятным, уродливое — красивым, нравственное —
безнравственным, ясное — неясным. Причем доминируют наиболее
примитивные, мистические и просто бредовые объяснения.
5. «Социализирующая политическая информация — политическая
дезинформация». В «социализирующей политической информации»
(известный психолог А. И. Юрьев использует выражение «читабельная
политическая информация», выполняющая, по его мнению, воспитательную
роль) отражаются результаты трансформации исходных сведений о
социально-политической ситуации и направлениях ее развития в форму
ясных, понятных и убедительных для большинства населения новых
алгоритмов и стереотипов социального поведения, адекватных социальной
действительности. В то же время социализирующая политическая
информация может подменяться «политической дезинформацией» —
ложными сообщениями, которые вводят общественное мнение в
заблуждение под видом истинных. Начинается с уничтожения книг и издания
новых, с принципиально иными фактами и их трактовкой. В результате
действия таких информационных процессов развивается так называемая
массовая бессвязность политического мышления, при которой возможно
правильное восприятие частностей, но с утратой способности к логическим
выводам и синтезированию частностей в целом. Известные представления,
понятия, мысли утрачивают их истинную историческую связь, разрываются.
Информационная ткань распадается на бессмысленные фрагменты, из
которых составляется новая, деформированная картина мира.
6. «Конкретная политическая информация — дезорганизующая
политическая информация». Она расстраивает систему административного
управления, разрушает общественный порядок и приводит к развалу
хозяйственной и финансовой деятельности. Осуществляется методами
«политического резонерства», основными признаками которых являются
абсолютно бессодержательные, бедные мыслью программные политические
выступления, облеченные во внешне правильную и привлекательную форму.
7. «Практичная информация — развращающая политическая
информация». Она побуждает к запрещенным действиям: цель
становится всем — неблагие средства используются для достижения
результата, право истины замещается правом силы и т. д. Распространение
развращающей политической информации порождает феномен
«разорванности политического мышления», что с точки зрения психологии
является признаком патологии мышления. В этом случае понятия и
представления сочетаются друг с другом на основе случайных или
формальных признаков.
8. «Необходимая информация — дезинтегрирующая политическая
информация». Под ее воздействием разъединяется целостное общество на
соперничающие, противоборствующие части. Люди вдруг обнаруживают под
влиянием такой информации неразрешимые противоречия в отношениях со
своими недавними соратниками, коллегами, даже родственниками. Крайним
следствием результатов воздействия этого вида информации может
выступать гражданская война (брат против брата, сыновья против отцов и т.
д.).
Задание №2
Дайте развернутый ответ по двум из перечисленных методов
профессиональной деятельности журналиста:
1. Метод контент-анализа в арсенале журналиста.
2. Наблюдение как метод сбора информации.
3. Интервью (беседа) как метод сбора материала.
Задание № 3
Дайте объяснение нижеперечисленным вопросам по типологии
источников информации (для подготовки ответа необходимо выбрать два
любых):
1. Информационные ресурсы журналистской профессии.
2. Факт — основа журналистского произведения.
3. Журналистская профессиональная информация: качественные
параметры.
4. Принципы работы с фактическим материалом.
5. Методология работы с информацией как важнейший аспект
профессионализма репортера и аналитика.
6. Методология работы журналиста с базами данных по избранной
тематике.
Задание №4
Задание необходимо выполнить, следуя нижеприведенной схеме:
1. Поиск и анализ различных социальных медиаканалов для подготовки
к созданию научной или медицинской новости (например, странная диета,
вспышка заболевания, влияние глобального потепления на общество,
эффективность электрических автомобилей по сравнению с топливными
транспортными средствами).
2. Оценка своего исследования на:
— собственную предвзятость (если она есть);
— эмоциональные реакции на историю;
— перспективы по решению опубликованной проблемы, с учетом того,
как она соотносится с параметрами медийной информационной грамотности:
— правильный поиск,
— оценка правдивости/неправдивости; беспрестанности/пристрастности,
— цифровая безопасность,
— права идентичности
— соблюдение этических принципов;
— указания ссылок;
— изложения информации.
3. Представить информацию, полученную в результате этого
исследования по следующей схеме:
а) кто создал историю;
б) как автор узнал о том, что было опубликовано, и выигрывает ли он /
она от ее распространения.
4. Проверить приведенные данные, статистику, инфографику,
воспользовавшись официальными источниками информации.
5. Сделать выводы и изложить их в критическом эссе (1500 слов), в
котором анализируются сильные и слабые стороны рассмотренного контента