Психология журналистики (1/1)
Практические задания (ПЗ) в ММУ по предмету Психология журналистики (1/1)
Рекомендации
к выполнению практических заданий
Учебным планом предусмотрено прохождение практических занятий по дисциплинам.
В рамках практических занятий студенты выполняют практические задания, следовательно, выполнение указанных заданий является обязательным для получения положительной оценки по дисциплине.
1. Задания рекомендуется выполнять в течение всего учебного семестра до окончания срока представления письменных (курсовых) работ (сроки см. в графике работы в семестре);
2. Выполнение заданий оформляется в письменном виде (текстовый файл с титульным листом (см. бланк титульного листа на странице дисциплины));
3. Файл необходимо загружать в соответствующий раздел дисциплины. По примеру курсовой работы.
4. Выполнение заданий оценивается преподавателем «Выполнено/Не выполнено» в течение всего семестра;
5. Возврат файла на доработку возможен только 1 раз в сроки загрузки письменных (курсовых) работ;
6. Для получения отметки «Выполнено» по данной дисциплине необходимо выполнить по одному заданию из каждого практического занятия (Практическое занятие 1. Тема 1 и Практическое занятие 2. Тема 5 – всего 2 задания).
При выполнении работы, пожалуйста, оформляйте текст в соответствии с правилами для учебных работ: шрифт Times New Roman, 14 кегль, межстрочный интервал, равный 1,5. каждый новый абзац начинают с красной строки, выбирая отступ, равный 1,25 см, весь основной текст выравнивается по ширине.
Практические задания в ММУ постоянно меняют: если Ваше ПЗ отличается, пишите нам, скорее всего у нас есть уже новое!
Практическое задание 1.
Тема 1. Психология общения в журналистике
Задание 1.
Эмпатическое слушание — это метод в психологии, который предполагает активное, вовлеченное слушание собеседника, путем отражения его чувств и эмоций. Эмпатическое слушание будет полезным не только на сеансе у психолога, но и в межличностных отношениях и бизнесе. Во время этого метода собеседник чувствует, что:
— его слушают, а не говорят только о себе;
— его мысли и чувства понимают;
— его принимают таким, какой он есть.
Конфронтационное высказывание – высказывание, нацеленное возразить, оспорить, подвергнуть сомнению высказывание оппонента. В диалоге грамотная конфронтация не обижает и не оскорбляет собеседника, но позволяет противопоставить его точке зрения рад аргументов. Самым высоким уровнем техники конфронтации считают умение задать наводящий вопрос, который подводит оппонента к ошибочности собственных взглядов. Эта техника известна также как «Сократовский диалог».
Исходя из вышеизложенного, для каждого блока высказываний собеседника составьте по 2 фразы-ответа «эмпатического слушания» и по 2 фразы-ответа «конфронтационного высказывания» (всего 4 высказывания на каждый абзац):
1) «На выборы я никогда не ходил, потому что это некоторая видимость выборов. Результаты нещадно подделываются и перекупаются. В таких обстоятельствах участвовать в них не просто бесполезное дело, но и оскорбительное: будто бы я сам добровольно позволяю себя обмануть.»
2) «Богатеем мы или не богатеем, а экономика растет – это же факт,
причём факт, который зафиксирован не нами, а международными
экономическими, финансовыми организациями. Мы действительно по
паритету покупательной способности обогнали Федеративную Республику
Германия, заняли ее место – пятое место – среди крупнейших экономик мира.»
3) «Альтернативы есть, но они все очень плохие. Самый хороший
способ сменить власть — мирный путь через выборы. У нас выборы кривые и
косые, но они есть.»
4) «Олимпийские игры в данный момент — это рычаг давления.
Безусловно, это политика. Спорт остался спортом, но он настолько одет в
политический балахон, что ради участия в Олимпиаде нас заставляют
принимать серьезные политические решения, которые мы принять не можем.
Это вмешательство в наши суверенные дела. И если брать политику санкций
в отношении нашей страны, то Олимпиада — это один из каналов реализации
санкционной политики против России. Игры такими темпами накроются
большим медным тазом.»
5) «Беда российской политики — в желании вечно держать нос по
ветру. Прыгать с кувалдой, когда это модно, а когда опасно — переобуваться
на лету. Трубить о любви к своим избирателям, а когда дело доходит до
президентских выборов — прятаться в кусты.»
Задание 2.
Рефлексивное слушание – вид слушания, главное свойство которого
заключается в том, что вслушивание в смысл произносимого предполагает
расшифровку закодированного в речи дополнительного смысла, соотнесение
того, что вы поняли из речи собеседника, с тем, что он хотел вам сообщить в
действительности.
Реализация рефлексивного слушания обеспечивается следующими
приемами поддержки собеседника:
— Выяснение, уточнение, прояснение – дополнительный вопрос по теме разговора (реплики типа: «Что вы имеете в виду?», «Не могли бы вы объяснить?», «Не объясните ли вы поподробнее?», «Как развивались события дальше?»);
— Отражение (эхо) — это повторение слов или фраз собеседника. Обычно оно имеет форму дословного повторения или повторения с незначительными изменениями.
— Перефразирование — повторение смысла сказанного, но в иной форме. В беседе перефразирование состоит в передаче говорящему его же сообщения, но словами слушающего. (Высказывания, которые могут начинаться со слов: «Как я понял вас, вы считаете, что…», «Как я понимаю, вы говорите о том, что…», «По вашему мнению…»)
— Резюмирование —техника переформулирования, с помощью которой подводят итог не отдельной фразы, а значительной части рассказа или всего разговора в целом. (Высказывания, которые могут начинаться со слов: «Я внимательно выслушал. Проверим, правильно ли я вас понял…», «Если теперь подытожить сказанное вами, то…», «Из вашего рассказа я делаю следующие выводы…»)
Задание: составьте небольшой диалог (смоделируйте интервью), в котором журналист уместно использовал бы как минимум по 1 разу все перечисленные приёмы: 1) вопрос, уточнение, прояснение; 2) отражение, эхо; 3) перефразирование; 4) резюмирование.
Задание 3.
Наводящие вопросы. Наводящими являются вопросы, предопределяющие возможные ответы. В наводящем вопросе содержится прямая подсказка ответа, в них могут упоминаться те образы, которые могут быть включены в содержание ответа. Наводящие вопросы являются нежелательными, так как склоняют отвечающего к определённому ответу,
снижая вероятность четного и раскрывающего истинное положение дел ответа.
Определите, какие из вопросов являются наводящими, а какие не являются, поясните, почему так считаете. Если вопрос наводящий – отметьте, что в нем является целевой частью высказывания (что заранее «вписано» в предполагаемый ответ):
— В какой день, кроме вторника, мы составить договор?
— Как Вы считаете, кто из российских режиссеров наиболее приблизился к стандартам голливудского кино?
— Как часто эти менеджеры «ново школы» так бездарно заваливают проекты?
— Среди кинокритиков и зрителей те, кто винит вас в искажении фактов и коверканье историй персонажей. Насколько эти придирки обоснованы?
— Как Вы проводите свободное время?
— У Вас есть любимая книга?
— Назовите, пожалуйста, фильмы с вашим участием, которые вам бы хотелось, чтобы посмотрел каждый человек.
— Какая у этого фильма главная идея?
— Как часто Вы подбираете актеров для роли не по внешности, а по актерским данным?
— Неужели вы готовы к таким огромным расходам?
— Как Вы оцениваете выступление А.М. на международном чемпионате?
— Вам не приходила мысль, что это предложение может быть провокацией?
— Вы не опасаетесь потерять весь доход в результате принятия этого непопулярного у сотрудников решения?
— Какой смысл Вы хотели передать зрителю через сцену, в которой Ванечка бродит по улицам?
Задание 4.
Возьмите текст реального интервью, транскрипт подкаста, беседы, ток-шоу и проанализируйте его на предмет наличия в нем приведенных выше категорий:
1) Эмпатического слушания и/или конфронтационных высказываний.
2) Техник рефлексивного слушания: 1) вопрос, уточнение, прояснение; 2) отражение, эхо; 3) перефразирование; 4) резюмирование.
3) Наводящих вопросов, вопросов с подсказкой.
Можно скопировать в работу текст и отметить в нем примеры высказываний или записать примеры высказываний по рубрикам как цитаты.
Практическое задание 2.
Тема 5. Личность и аудиторные группы как объекты массово-коммуникационного воздействия.
Задание 1.
Ознакомьтесь с факторами психосемантического исследования коммуникатора Г. Келмана (Лекция по Теме 5.).
Определите, какой фактор является преобладающим у 5 коммуникаторов (выберите самостоятельно или воспользуйтесь списками, приведенными ниже), поясните, почему так считаете.
Список А. Андрей Звягинцев, Анна Меликян, Алексей Герман, Кирилл Серебренников, Валерия Гай Германика.
Список Б. Собянин Сергей Семёнович, Кириенко Сергей Владиленович, Песков Дмитрий Сергеевич, Володин Вячеслав Викторович, Даванков Владислав Андреевич.
Задание 2.
Ознакомьтесь с типологией харизматических личностей среди телеведущих Голдхабера (Лекция по Теме 5.).
Определите тип личности 3 (трех) ведущих по выбору из списка ниже.
Поясните, почему ведущий отнесен Вами к этому типу.
Дмитрий Борисов, Анастасия Трегубова, Ольга Жук, Дмитрий Шепелев, Андрей Малахов, Мария Ситтель, Леонид Якубович, Тина Канделаки, Иван Ургант, Екатерина Андреева, Ольга Шелест, Елена Летучая, Валдис Пельш, Александр Масляков, Дмитрий Киселёв, Тимур Соловьев.
Задание 3.
Имидж публичного коммуникатора отличен от реальной личности (Лекция по Теме 5.), выберите публичную личность (журналиста, телеведущего, актера, политика, общественного деятеля) и напишите имиджевые и реальные его/ее черты в три рубрики:
Самопрезентация, транслируемый имидж: …
Образ, реально сложившийся в обществе: …
Реальные личностные черты и особенности: …
Можно выбрать личность из списка: Андрей Малахов, Константин Хабенский, Владимир Познер, Ольга Бузова, Сергей Собянин, Ксения Бородина, Ирина Хакамада, Анастасия Ивлева, Гарик Мартиросян, Ольга Скабеева, Федор Бондарчук.
Задание 4.
Распределите в таблицу элементы профессионального имиджа коммуникатора.
Внешняя составляющая:
Коммуникативные
способности:
Профессиональные
способности:
Манера одеваться. Интеллигентность. Умение улавливать специфику речи. Грамотность речи. Хорошие внешние данные. Культура поведения. Эмпатия, расположенность к аудитории. Акцент. Владение методами сбора информации. Творчество. Экспертность. Умение ставить задачи. Умение соблюдать тайминг. Использование метафор.