Введение в клиническую психологию (1/1)
Практические задания (ПЗ) в ММУ по предмету Введение в клиническую психологию (1/1)
Рекомендации к выполнению практических заданий
Учебным планом предусмотрено прохождение практических занятий по дисциплинам.
В рамках практических занятий студенты выполняют практические задания, следовательно, выполнение указанных заданий является обязательным для получения положительной оценки по дисциплине.
1. Задания рекомендуется выполнять в течение всего учебного семестра до окончания срока представления письменных (курсовых) работ (сроки см. в графике работы в семестре);
2. Выполнение заданий оформляется в письменном виде (текстовый файл с титульным листом (см. бланк титульного листа на странице дисциплины));
3. Файл необходимо загружать в соответствующий раздел дисциплины. По примеру курсовой работы.
4. Выполнение заданий оценивается преподавателем «Выполнено/Не выполнено» в течение всего семестра;
5. Возврат файла на доработку возможен только 1 раз в сроки загрузки письменных (курсовых) работ;
6. В зависимости от формы практических заданий конкретной дисциплины преподаватель уточняет со студентом порядок их выполнения.
7. Необходимо выполнить по одному заданию из каждой темы на выбор студента (Практическое занятие 1, Практическое занятие 2, Практическое занятие 3).
Практические задания в ММУ постоянно меняют: если Ваше ПЗ отличается, пишите нам, скорее всего у нас есть уже новое!
Практическое занятие по теме 1 Введение в клиническую психологию. Типология нарушений психической деятельности
Задание 1. Заполните таблицы
1. Заполнить таблицу «Родственные понятия клинической психологии»
Клиническая психология
Медицинская психология
Патопсихология
Психопатология
Врачебная психология
Психология в здравоохранении
2. Заполнить таблицу «Ведущие области (разделы) клинической психологии»
Ведущие разделы клинической психологии
Характеристика
3. Охарактеризовать основные категории клинической психологии: предмет и объект.
Объект клинической психологии
Предмет клинической психологии
4. Заполнить таблицу «Отрасли клинической психологии».
Отрасли клинической психологии
Характеристика
1Патопсихология
2Нейропсихология
3Возрастная клиническая психология
5. Составить и заполнить таблицу «Социальная значимость клинической психологии»
Задание 2. Заполните таблицы
1. Заполнить таблицу «Возникновение и развитие медико-психологических знаний, представив полную характеристику каждого исторического периода.
Исторический период, представители
Характеристика периода
1.Донаучная эра (Гиппократ, Гален и др.)
2. Заполнить таблицу «Психологические исследования французских психиатров конца 19 века.
Направления исследования (представители)
Содержание исследований
3. Заполнить таблицу «Клинико-психологические исследования в России конца 19 – начала 20 вв».
Направления исследования (представители)
Содержание исследований
4. Заполнить таблицу «Возникновение психологии как экспериментальной науки»
Направления исследования (представители)
Содержание исследований
5. Составить схему «Зарождение и развитие клинической психологии как области профессиональной деятельности психологов»
Этапы (представители)
Содержание и характеристика
Задание 3. Тест-контроль. Выполните тест.
1.Что такое клиническая психология? Из предложенных ответов выберите правильный.
1) изучает закономерности развития человека и определяет пути его развития;
2) наука о душе человека;
3) изучает психологические особенности человека страдающих различными заболеваниями, способы дифференциации психологических феноменов и психопатологических симптомов и синдромов.
2. Кому принадлежит термин «клиническая психология»?
1) Кречмеру;
2) Жанэ;
3) Уитмеру;
4) Фрейду.
3.Объектом клинической психологии является:
1) изучение человека с трудностями адаптации и самореализации;
2) понятие социабельности;
3) психологическая диагностика.
4. Клиническая психология оказывает значительное влияние на развитие следующих общетеоретических вопросов психологии, кроме:
1) анализа компонентов, входящих в состав психических процессов;
2) изучения соотношения развития и распада психики;
3) разработки философско-психологических проблем;
4) установления роли личностного компонента в структуре различных форм психической деятельности.
5.Предметом клинической психологии является:
1) психические процессы, личностные особенности;
2) человеческая деятельность;
3) личностные установки;
6. Кто первым открыл экспериментально-психологическую лабораторию в России?
1) Бехтерев;
2) Чиж;
3) Корсаков;
4) Россолимо.
7. Какая этическая модель в клинической психологии получила наибольшее развитие в последней четверти XX в.?
1) модель Гиппократа;
2) модель Парацельса;
3) деонтологическая модель;
4) биоэтика.
8. Кем был предложен термин «биоэтика»?
1) Доссе;
2) Хайдеггером;
3) Юдиным;
4) Поттером.
9.Кто ввел в обращение термин «деонтология»?
1) Бентам;
2) Спиноза;
3) Декарт;
4) Бубер.
10.Теоретические и практические проблемы какой специальности не могут разрабатываться без клинической психологии:
1) фитотерапии;
2) физиотерапии;
3) психотерапии;
4) лучевой терапии.
Задание 4. Напишите эссе. Темы на выбор:
1. Становление и развитие клинической психологии
2. Значение работ В.Вундта, Э. Крепелина, Э. Кречмера, П. Жане, В.М. Бехтерева, И.М.Сеченова для развития клинической психологии.
3. Деонтологический аспект деятельности психолога.
4. Этика в клинической психологии.
5. Модель Гиппократа (принцип «не навреди»).
6. Модель Парацельса (принцип «делай добро»).
7. Деонтологическая модель (принцип «соблюдения долга»).
8. Биоэтика (принцип «уважения прав и достоинства личности»).
Практическое занятие по теме 2 Нарушения личности. Нарушения ощущений и восприятия. Нарушения мнемических психических процессов. Нарушения эмоционально-волевой сферы.
Задание 1. Подготовка доклада на тему (1 тема на выбор):
1. Общие критерии расстройства личности.
2. Проблема «нормальной» личности.
3. Классификация психических и поведенческих расстройств.
4. Современные диагностические системы МКБ-11.
Задание 2. Подготовить кейс методик для диагностики расстройств личности.
Задание 3. Подготовить доклад по одной из тем на выбор. Варианты тем:
1. Этиология, условия развития параноидного расстройства личности.
2. Этиология, условия развития шизоидного расстройства личности.
3. Диагностические критерии и психотерапия параноидного расстройства личности.
4. Диагностические критерии и психотерапия шизоидного расстройства личности.
Задание 4. Проведение диагностики по методике «Психопатии и акцентуации характера у подростков». Опишите результаты исследования.
Задание 5. Самостоятельное прочтение и конспектирование литературы (1 произведение на выбор):
1. Зейгарник Б.В. Психология личности: норма и патология.
2. Ганнушкин, Петр Борисович. Избранные труды/под ред. О. В. Кербикова. — Ростов н/Д: Феникс, 1998. – 413 с.
Задание 6. Подготовка доклада на одну из тем на выбор. Варианты тем:
1. Эксцентричное расстройство личности.
2. Расторможенное расстройство личности.
3. Инфантильное расстройство личности.
4. Нарциссическое расстройство личности.
5. Пассивно-агрессивное расстройство личности.
6. Психоневротическое расстройство личности.
Задание 7. Подготовить реферат на одну тему на выбор:
1. Работа клинических психологов в медицинских, воспитательных и
образовательных учреждениях.
2. Клиническая психология, ее фундаментальное и прикладное
значение, история становления профессии и тенденции ее развития.
3. Понятие качества жизни в медицине: теория, методология, методы
исследования.
4. Психогигиена личности и профилактика состояний психической
дезадаптации: основные понятия и проблема.
5. Основные направления профессиональной деятельности
клинического психолога.
6. Психологическое тестирование. Основа теории тестов, принципы их
разработки и применения.
7. Методы исследования интеллекта в клинике нервно-психических
расстройств.
8. Теории личности в современной клинической психологии.
9. Психодиагностика депрессивных состояний.
10. Методы исследования тревожности.
11. Психология больного ребенка.
12. Психосоматические расстройства у детей.
13. Дизонтогенез, задержки психического развития. Обзор методов психологической диагностики.
14. Психология инвалидности.
Практическое занятие по теме 3. Психология лечебного процесса. Методология клинико-психологического исследования.
Задание 1. Выполнить диагностику по методике «Личностный Опросник Бехтеревского института (ЛОБИ)» для диагностики типов отношения к болезни. Обработать результаты, провести качественный анализ (дать психологическую интерпретацию).
Техника исследования и раскодирование результатов. Больному вручаются брошюра с текстом опросника и регистрационный лист. Разъясняется, что на каждую тему можно сделать от 1 до 3 выборов (не более!) и номера сделанных выборов обвести кружком. Если ни одно из определений не подходит, об водится символ О. Когда больной не хочет отвечать именно на данную тему, графа остается незаполненной. Однако число нулей и незаполненных граф в сумме не должно превышать трех. Время заполнения регистрационного листа не ограничено. Но консультироваться с другими не разрешается. Раскодирование удобно осуществлять с помощью 49 графика (см. ниже), где по абсциссе обозначены символы типов (они в скобках даны в приведенном описании типов), а по ординате отложены крестиками баллы в пользу каждого из типов:
Каждый буквенный символ в графе «Баллы для раскодирования» соответствует 1 баллу в пользу соответствующего типа: Г–гармоничного, Т–
тревожного и т. д. Два и более символа за один выбор, например, ТН, ЗФ, означают, что по одному баллу начисляется на каждый из этих типов. Сдвоенные символы, например, ПП, РР, обозначают, что в пользу данного типа начисляется по два балла. После построения графика диагностика типа осуществляется в соответствии со следующими правилами.
1. Диагностироваться могут только типы, в отношении которых набрано такое чисто баллов, которое достигает или превышает минимальное диагностическое число для данного типа Минимальные диагностические числа для разных типов неодинаковы:
2. Если минимальное диагностическое чисто достигнуто или превышено в отношении нескольких типов, диагностируется 2– 3 типа, где превышение наиболее велико если же этого еще дать не удается, то никакой тип не диагностируется
3. Гармоничный тип диагностируется только, если согласно правилам 1 и 2 не диагностируется никакой другой тип. В сочетаниях гармоничный тип не диагностируется. На приведенном графике в пользу эргопатического типа (Р) набрано 8 баллов, т е минимальное диагностическое число превышено на 2 балла в пользу сенситивного типа набрано 3 балла, т.е. минимальное диагностическое число только достигнуто.
В отношении всех других типов (Т, О, И, Н) минимальное диагностическое число не достигнуто Таким образом, диагностируется смешанный тип–эргопатический с чертами сенситивности.
Задание 2. Разработайте психодиагностическое обследование для следующего пациента.
1. Данные о пациенте: — Ф.И.О. — Б. Алексей Васильевич; — дата рождения: 29.01.1947; — возраст на момент освидетельствования: 51 год; — образование: 7 классов; — основные профессии: шофер, разнорабочий.
2. Диагноз: церебральный атеросклероз, дисциркуляторная энцефалопатия 1-11 ст. смешанного генеза.
3. Социальный анамнез: пациент в настоящее время имеет III группу инвалидности (в течение 5 лет). Живет один. С женой разведен. Со слов больного, самообслуживание затруднено. На инвалидность ушел, работая разнорабочим. Шофером не работает уже в течение 7 лет.
4. Психологический анамнез: — постоянно жалуется на состояние своего здоровья. Считает, что за последнее время оно значительно ухудшилось. После получения III группы инвалидности (5 лет назад) больше не работал и считает, что не сможет работать в дальнейшем; — причинами заболевания считает только объективные факторы, т.е. независящие от самого больного. Считает, что всегда много работал, уставал, всегда имел слабое здоровье; — считает, что заболел («так как написано в диагнозе» — слова больного) после гриппа, перенесенного на ногах, а лечиться некогда было, все время работал. Больной считает, что сразу заболел сильно, а дальше были только ухудшения, а «врачи считали, что я лгу, и дали мне только третью группу инвалидности»; — до болезни, как считает больной, он был здоров, много трудился, имел много друзей, семью, детей, а когда заболел, то «стал никому не нужен»; — сменил много мест работы. В последнее время, в течение 7 лет, сменил 8 мест работы, в основном работал разнорабочим (слесарь, сварщик, плотник, сторож, грузчик).
Опишите в соответствии со следующими пунктами:
1. Изучение требования, поступившего практическому психологу в виде запроса (жалобы, сомнений, вопроса) пациента предполагающее его уточнение посредством проведения специальной беседы.
2. Формулировка психологической проблемы, заключающаяся в переводе запроса на психологический язык на основе изучения всей информации об пациенте.
3. Выдвижение гипотез о причинах отклонений.
4. Выбор метода исследования, предполагающий наличие в распоряжении практического психолога и владение им как строго формализованными (тесты), так и мало формализованными (наблюдение, беседа и т.п.) методами.
5. Оценка полученных результатов, заключающаяся в сопоставлении их с проявлениями в жизненных ситуациях и с возрастными особенностями.
6. Диагноз, формулировка заключения.
7. Перевод диагноза на язык адресата (родственников).
8. Прогноз.
9. Рекомендации по дальнейшей работе с пациентом.
10. Разработка путей и способов коррекции.
11. Осуществление психокоррекционной работы.
Но после написании данных этапов. Их можно объединить в такие этапы:
Этап диагностико-коррекционной работы, модифицирует предложенную схему: оставляет в ней первые четыре этапа — «Формулировка заключения, психологический диагноз», сюда входят, последующие четыре в один при сохранении за ними названия одного из них.
«Разработка рекомендаций, программы психокоррекционной работы с пациентом» определяют последние три этапы.
Задание 3. Решение ситуационных задач.
Задача 1
В нашей стране существует система учреждений практического использования психологии, таких как диагностические и экспертные учреждения, консультационные структуры в сфере руководства, транспорта, образования, здравоохранения, спорта, профконсультации и профориентации, правовой регуляции.
Вопрос: дайте общее название данной системе учреждений, какой вид помощи осуществляет?
Задача 2
Консультативная беседа имеет свою структуру, состоящую из нескольких этапов. Основное содержание одного из этапов составляет рассказ клиента о себе и о своей проблеме (исповедь), а также психодиагностика клиента, если возникает необходимость ее проведения для уточнения проблемы клиента и поиска оптимального решения, является наиболее продолжительным.
Вопрос: определите данный этап, перечислите остальные.
Задача 3
К клиническому психологу за психологической помощью обратился врач-хирург с 20-летним стажем работы. Сообщает, что в последний год он стал замечать, что утратил интерес к работе, стал раздражительным с пациентами, «не хочет» с ними общаться, стал «не чувствительным» к их проблемам, «заставляет» себя ходить на работу.
Вопросы:
1. Какой психологический феномен имеет место?
2. Опишите ситуацию, когда подобная ситуация может быть квалифицирована как «болезнь»? (ответ — присоединение психопалогической симптоматики — бред, галлюцинации и т п.)
Задание 4. Заполнить таблицы
1. Заполнить таблицу Основные концепции в решении проблемы «норма-патология»; провести сравнительный анализ концепций.
Таблица1
Основные концепции в решении проблемы «норма-патология»
Название концепции
Основные положения
Критика концепции
2. Составить и заполнить таблицу «Критерии психического здоровья» (критерий, содержание).
Критерий
Содержание
3. Заполнить таблицу «Уровни психического здоровья». (Братусь Б.С. «Аномалии личности»).
Уровни психического здоровья
Характеристика