Профессиональная этика журналиста (1/1)
Практические задания (ПЗ) в ММУ по предмету Профессиональная этика журналиста (1/1)
Рекомендации к выполнению практических заданий
Учебным планом предусмотрено прохождение практических
занятий по дисциплинам.
В рамках практических занятий студенты выполняют практические
задания, следовательно, выполнение указанных заданий является
обязательным для получения положительной оценки по дисциплине.
1. Задания рекомендуется выполнять в течение всего учебного
семестра до окончания срока представления письменных (курсовых)
работ (сроки см. в графике работы в семестре);
2. Выполнение заданий оформляется в письменном виде (текстовый
файл с титульным листом (см. бланк титульного листа на странице
дисциплины));
3. Файл необходимо загружать в соответствующий раздел
дисциплины. По примеру курсовой работы.
4. Выполнение заданий оценивается преподавателем
«Выполнено/Не выполнено» в течение всего семестра;
5. Возврат файла на доработку возможен только 1 раз в сроки
загрузки письменных (курсовых) работ;
6. Для получения отметки «Выполнено» по данной дисциплине
необходимо выполнить по одному заданию из каждого практического занятия
(Практическое занятие 1. Тема 3 и Практическое занятие 1. Тема 5).
Практические задания в ММУ постоянно меняют: если Ваше ПЗ отличается, пишите нам, скорее всего у нас есть уже новое!
1
Практическое занятие 1 по теме (темам) № 3
Тема 3. Конфликты в деловой коммуникации и пути их разрешения
Аннотация
Практическое закрепление теоретических знаний. Классификация
конфликтов и их причины. Стадии и структура конфликта. Стратегия
поведения в конфликтной ситуации. Конфликты в личностно-эмоциональной
сфере. Правила поведения в условиях конфликта.
Решая эти задачи, имейте в виду, что журналист обязан:
Быть посредником между властью и обществом.
Относиться к представителям власти корректно.
Разоблачать злоупотребления и проступки представителей власти.
Отстаивать право журналиста на независимую от власти информационную
политику.
Отстаивать право «простых» людей высказать свою точку зрения на
деятельность власти в СМИ и предоставлять им такую возможность, если они
хотят сказать, действительно, о важном.
Отстаивать право общественности на доступ к информации о деятельности
властей и решениях, которые власти принимают.
Опровергать неоспоримыми фактами не соответствующие действительности
заявления властей.
Быть финансово независимым от власти. Не принимать от представителей
власти подарков, услуг и привилегий.
Не сочетать работу в СМИ с работай в органах власти.
Задача 1
Вы журналист известной провинциальной телекомпании. Снимаете
сюжет о коррупции в правоохранительных органах. У вас есть разоблачающие
документы, съемки скрытой камерой, свидетели с сильными «синхронами» и
прочие составляющие журналистского успеха. Когда ваш материал уже почти
готов вас вызывают к главному редактору и объясняют – сюжет в эфир не
выйдет. Звонили из органов и угрожали «закрыть» вашу телекомпанию.
Ваши действия
А. Вы забываете эту тему и на следующий день спокойно отправляетесь
на съемки другого сюжета
Б. Вы обещаете главному редактору забыть тему, а на следующий день
выдаете ее в прямой эфир
В. Вы увольняетесь с работы, и пытаетесь разместить свой материал в
другом СМИ
Г. Вы остаетесь работать и пытаетесь доказать главному редактору, что
он не прав.
Д. Ваш вариант
Задача 2
Губернатор встречается с жителями проблемного «села». Вы и другие
журналисты сопровождаете его в этой поездке. Когда все возвращаются в
город, губернатор предлагает заехать в ресторанчик поужинать всем вместе.
И, мол, там он готов продолжить разговор о проблемах области с
журналистами. Говорит, что в ресторане уже накрыто на всю компанию и что
ужин уже оплачен. Вы, если честно, голодны.
Ваши действия
А.Объясняете губернатору, что журналист не должен обедать за счет
власти и уходите
Б. Говорите, что у вас другая съемка и уходите
В. Идете в ресторан, беседуете там с губернатором, публикуете материал,
а примерную стоимость ужина вносите на благотворительные цели
Г. Идете в ресторан, спокойно ужинаете, узнаете некоторые подробности
о происходящем в области, которые помогут Вам сделать хороший материал
Д. Ваш вариант
Задача 3
К вам в город приехал известный оппозиционный политик. Вы намерены
пригласить его в прямой эфир. Но из достоверных источников Вам становится
известно, что появление в эфире этого политика может привести к большим
неприятностям для всей телекомпании. Вашу телекомпанию по цензурным
соображениям могут просто закрыть.
Ваши действия
А. Вы все равно приглашаете в эфир этого политика, потому что он
ньюсмейкер и интересен Вашей аудитории
Б. Вы отказываетесь от приглашения в эфир оппозиционера, потому что
понимаете, что можете потерять работу и оставить без работы коллег.
В. Вы приглашаете в эфир оппозиционера, но стараетесь в разговоре
обходить острые темы.
Г. Ваш вариант.
Задача 4
К вам в руки попадает секретная информация. Ваше правительство
готовится начать войну.
Ваши действия
А. Вы публикуете эту информации, сознательно провоцируя
общественную дискуссию по поводу действий властей, которые могут
привести к самым разным последствиям для вашей страны. К тому же Вы
понимаете, что эксклюзивная информация поднимет Ваш рейтинг.
Б. Вы не выдаете эту информацию в эфир. Государственные интересы для
Вас важнее обязанности журналиста не скрывать информацию от аудитории.
В. Вы пытаетесь встретиться с кем-то из правительства и доказать, что
начинать военные действия не следует.
Г. Ваш вариант
Задача 5
В вашем городе проходят многочисленные митинги протеста уволенных
рабочих. В редакцию звонят из властных кабинетов и просят не показывать
этот митинг в эфире, чтобы «не нагнетать ситуацию» и «не раскачивать лодку»
в условиях экономического кризиса.
Ваши действия
А. Вы выдаете в эфир сюжет о митингах. Ваше дело информировать
людей и рассказывать о происходящем в городе (стране).
Б. Вы не выдаете сюжет в эфир – не хотите сориться с властями, да и
нагнетать ситуацию, действительно, не стоит
В. Вы выдаете сюжет и предлагаете представителям власти
прокомментировать эти события в эфире, чтобы «разрядить ситуацию».
Г. Ваш вариант.
Решая эти задачи, имейте в виду, что журналист обязан:
Уважать право людей (аудитории) знать всю правду о происходящем, и
предоставлять им всю важную и доступную Вам информацию.
Предпринимать все усилия для поиска важной для аудитории информации.
Даже если на этом пути возникает много препятствий.
Не потакать низменным инстинктам аудитории: ксенофобии, зависти,
болезненному интересу ко всяческому «трэшу» и частной жизни
знаменитостей.
Помнить, что есть вещи поважнее рейтингов.
Способствовать честной и профессиональной работой укреплению доверия
аудитории к СМИ.
Задача 6
Вам звонят ваши зрители и говорят, что у них в доме невозможно жить,
потому что крыша сгнила, водопровод и канализация не работают. И никто не
хочет им помогать. Вся надежда на СМИ. Сегодня в программе у вас уже есть
два сюжета на подобные бытовые темы.
Ваши действия
А. Вы говорите позвонившему, что не приедете, потому что это не ваша
тема, а жителям дома лучше обратиться в коммунальные службы города
Б. Вы убеждаете редактора, что надо поехать на съемки, потому что
людям нельзя отказать, хотя и понимаете, что это сюжет «не украсит» выпуск
и будет мало интересен аудитории. Да и вряд ли поможет обитателям дома.
В. Вы объясняете позвонившему, что сегодня выехать к ним у вас не
получится, но, мол, эта проблема теперь известна редакции и вы будете
держать ситуацию под контролем. А жителям дома пока советуете все-таки
попробовать еще раз обратиться в коммунальные службы
Г. Ваш вариант
Задача 7
Суд вашего города приговаривает двух человек к тюремному заключению
за изнасилование молодой женщины в подъезде жилого дома. Эти двое –
строительные рабочие из Таджикистана, а женщина русская. Вы освещаете
решение суда для своего СМИ.
Ваши действия
А. Говорите, что два таджика изнасиловали русскую женщину.
Б. Говорите, что два строителя из Таджикистана изнасиловали женщину
В. Говорите, что два строителя изнасиловали женщину
Г. Ваш вариант
Задача 8
Вы снимаете для своего сюжета опрос на улице на тему «Часто ли вас
обманывали». Одна респондентка отвечает вам – «да меня недавно обманула
цыганка. Но что делать – такой это народ».
Ваши действия
А. Вы не включаете этот синхрон в сюжет, так как понимаете, что в этом
высказывание есть ксенофобия.
Б. Вы включаете этот синхрон в сюжет, но в закадровом тексте
объясняете, что у обмана нет национальности.
В. Вы включаете этот синхрон в сюжет без всяких собственных
комментариев – таково мнение улицы.
Г. Ваш вариант
Задача 9
Вы снимаете сюжет о проблемах развития инклюзивного образования в
Вашем городе. Один из респондентов (отец здорового ребенка) говорит – «я
не хочу, чтобы мой ребенок учился в одной школе с инвалидом – мне не
нравятся эти недоразвитые дети, и я не скрываю этого. Мой ребенок так просто
начнет отставать в развитии – если нам тут устроят инклюзивную школу».
Ваши действия
А. Вы оставляете этот синхрон в сюжете, так как он отражает реальное
отношение многих родителей к инклюзивному образованию.
Б. Вы оставляете этот синхрон, вырезав при монтаже слова
«недоразвитые дети»
В. Вы не включаете этот синхрон в сюжет, чтобы не обидеть детей-
инвалидов и их родителей.
Г. Вы включаете этот синхрон в сюжет, сопроводив его комментариями
специалистов о недопустимости дискриминации инвалидов .
Д. Ваш вариант
Задача 10
В вашем городе обрушилось здание училища. Много жертв. Вы
отсматриваете снятый материал и понимаете, что у Вас есть много
совершенно шокирующих кадров.
Ваши действия
А. Вы выдаете в эфир все. Город должен знать все, что случилось. И это
не тот случай, когда надо щадить чьи-то нервы. Шокирующие кадры как раз
должны побудить общественность призвать к ответственности виновных в
разрушении здания. К тому же вы обязаны думать о рейтинге.
Б. Вы не выдаете в эфир самые шокирующие кадры. Родственникам
погибших будет больно видеть это в эфире. Да и психику остальных горожан
следует пощадить
В. Вы не только не выдаете в эфир шокирующие кадры, но и пытаетесь
быстро договориться с коллегами из других СМИ о том, что в этой ситуации
надо выработать общие правила освещения трагедии, проявить
ответственность, не гнаться за рейтингами и не показывать все.
Г. Ваш вариант
Задача 11
Вы узнаете, что подростки в вашем городе используют свободно
продающееся в аптеках лекарство как довольно сильный наркотик. Вы
снимаете сюжет об этой проблеме, желая предупредить город об опасности.
Но во время съемок понимаете, что, назвав это лекарство, вы невольно
сделаете ему рекламу. А если название лекарства в эфире не прозвучит —
сюжет будет выглядеть малоубедительным.
Ваши действия
А. Вы выдаете в эфир название лекарства. Ваше дело проинформировать
зрителей, а не думать о том, как воспримут эту информацию неадекватные
подростки.
Б. Вы не выдаете в эфир название лекарства. Используя выражение «один
препарат».
В. Вы прекращаете съемки сюжета
Решая эти задачи, имейте в виду, что журналист обязан:
Уважать героя своего сюжета, быть по отношению к нему корректным и
честным.
Уважать право человека на неприкосновенность частной жизни (если
частная жизнь героя не стала причиной серьезной общественной
проблемы, а также, если герой – не публичный человек, который не имеет
права скрывать определенные подробности своей личной жизни).
Не искажать при монтаже и съемках реальные высказывания и поступки
героев.
Задача 12
Автомобильная авария. Вы с камерой на месте события. Никто, к
счастью, не погиб. Но есть серьезно пострадавшие. Женщина – водитель
нарушила правила. Она немного травмирована, плачет и просит вас её не
снимать.
Ваши действия
А. Вы все равно снимаете эту женщину, потому что она виновата в
серьезном ДТП и должна прокомментировать событие. Чтобы город о нем
узнал и, чтобы все поняли, что за рулем надо быть внимательнее.
Б. Вы снимаете аварию дальними планами. Не показывая лица
пострадавших. Комментирует ситуацию сотрудник ГАИ.
В. Ваш вариант.
Задача 13
Вы снимали сюжет о забастовке на заводе. Лидер бастующих рассказал
вам много бесценной информации о злоупотреблениях начальства. Когда
сюжет уже почти готов этот человек звонит к вам и просит вас не показывать
его в эфире, так как ему и его семье угрожают.
Ваши действия
А. Вы показываете его синхрон, так как он сам ранее вызвался дать вам
интервью и без его слов сюжет будет неполноценным
Б. Вы вырезаете его синхрон при монтаже, а показываете других
бастующих и рассказываете о забастовке таким образом
В. Вы, вообще, не выдаете сюжет о забастовке в эфир
Г. Вы договариваетесь с ним о том, что вы выдадите в эфир хотя бы часть
из сказанного им и постараетесь объяснить его начальству, что если лидер
забастовки хоть как-то пострадает – вы лично продолжите расследование этой
ситуации и так просто это с рук руководству не сойдет.
Д. Ваш вариант
Задача 14
Мэр города, арестованный по подозрению в коррупции через 2 года
отпущен из СИЗО под залог. Суд над ним продолжается. Бывший мэр готов
прийти к вам в эфир и высказать свою точку зрения на действия прокуратуры.
Ваши действия
А. Вы не приглашаете бывшего мэра в эфир, так как не хотите
осложнений во взаимоотношениях с прокуратурой
Б. Вы не приглашаете бывшего мэра в эфир, так как боитесь нарушить
закон, содействуя оказанию давления на суд
В. Вы приглашаете бывшего мэра в прямой эфир, дав ему возможность
высказать его точку зрения на происходящее
Г. Вы приглашаете бывшего мэра в эфир, обговорив заранее, что
программа выйдет в записи и только после того как эту запись отсмотрят
юристы телекомпании на предмет соблюдения всех законов.
Д. Вы кроме этого позволяете отсмотреть запись адвокатам подсудимого
и соглашаетесь при монтаже вырезать некоторые высказывания бывшего
мэра, которые, по мнению адвокатов, могут навредить ему во время суда.
Е. Ваш вариант
Задача 15
Вам позвонили сотрудники колонии для несовершеннолетних. Они
рассказывают, что один из начальников колонии издевается над
заключенными. Они больше не могут это терпеть, готовы встретиться и
рассказать все «на камеру». Вы встречаетесь и записываете их рассказы. Затем
начинаете журналистское расследование ситуации в колонии, которое
продвигается успешно. Но тут к вам вновь звонят те же сотрудники колонии и
просят «забыть» о встрече, не выдавать их синхроны в эфир – «нам сказали,
что уволят с волчьим билетом, у нас дети – а он все равно останется здесь
работать, отделавшись легкими неприятностями. Пожалейте нас. Ситуацию
здесь не исправить».
Ваши действия
А. Вы заканчиваете расследование и выдаете его в эфир со всеми
синхронами. Сотрудники колонии не имеют права молчать о подобных
нарушениях. И Вы не можете скрывать подобную информацию
Б. Вы «забываете» об этой теме, понимая, что их и правда уволят, а в
колонии все останется по-прежнему
В. Вы выдаете сюжет в эфир, но на синхронах сотрудников колонии –
закрываете их лица «кубиками» и меняете им голоса. Сюжет от этого явно
проигрывает, но вы теперь не в ответе за судьбу ваших респондентов.
Г. Ваш вариант
Задача 16
В вашем городе проходят гастроли известного рок-певца. С его
продюсерами была договоренность о подробном интервью после концерта. Но
артист после концерта от интервью отказался.
Ваши действия
А. Вы понимаете, что человек устал, имеет право недолюбливать
журналистов, и поэтому вам остается только забыть об этой истории и искать
нового героя для интервью.
Б. Вы снимаете сюжет о гастролях артиста, выдаете в эфир и историю с
отказом от интервью — пусть зрители знают, что их любимец в жизни
капризен и ненадежен.
В. Вы отправляетесь в гостиницу, где остановился певец в надежде
встретиться с ним, найти общий язык и все-таки договориться об интервью.
Решая эти задачи, имейте в виду, что журналист обязан:
Не допускать никакой «джинсы» (то есть оплаченных сюжетов) в
информационных программах.
Быть независимым от власти денег.
Не потворствовать распространенному общественному мнению – «если
богатый, значит что-то у него не чисто» и не разжигать тем самым
социальную рознь.
Задача 17
Вы снимаете сюжет о проблемах крупных торговых сетей. Один из
владельцев такой сети предлагает вам немалые деньги только за то, чтобы
именно в его магазины вы с камерой не заезжали.
Ваши действия
А. Берете деньги и снимаете другие магазины, которых в вашем городе
предостаточно. Сюжет все равно получается острым и качественным
Б. Отказываетесь от денег, объясняя, что вы не продажный журналист, и
принципиально расследуете ситуацию в магазинах этого бизнесмена.
В. Отказываетесь от денег, но не снимаете его магазины, чтобы он не
подумал, что просто мало предложил.
Г. Ваш вариант
Задача 18
Руководство крупного комбината предлагает вам возглавить их пиар
службу. Они предлагают вам очень большую зарплату, и не возражают против
того, чтобы вы совмещали работу у них с журналистской деятельностью.
Ваши действия
А. Вы соглашаетесь и пытаетесь совмещать две работы, потому что с
журналистикой вам расставаться не хочется.
Б. Вы увольняетесь с работы и уходите в пиар. Вы понимаете, что нельзя
совмещать журналистику и пиар.
В. Вы отказываетесь от заманчивого предложения, так как еще не
исчерпали своего интереса к журналистике
Г. Ваш вариант.
Задача 19
Известная в городе фирма предложила вам стать лицом ее рекламной
компании. Речь идет о рекламе стирального порошка.
Ваши действия
А. Вы решительно отказываетесь. Журналист не должен участвовать в
рекламе — это подорвет доверие аудитории к его работе. Да и в уставе вашего
СМИ прописан запрет на участие в рекламных акциях.
Б. Вы не прочь подработать, но понимаете, что предварительно надо
получить добро от своего руководства.
В. Вы не соглашаетесь рекламировать порошок, но готовы рекламировать
что-то «более благородное».
Г. Ваш вариант.
Задача 20
Вы снимаете журналистское расследование деятельности крупного
бизнесмена. Выясняете, что на предприятиях этого бизнесмена серьезно
нарушается трудовое законодательство, людям месяцами не платят зарплату,
используют труд нелегалов, а желающих пожаловаться в прокуратуру
запугивают. Ваш сюжет готов к эфиру, но тут руководитель рекламного
агентства вашей телекомпании сообщает, что этот бизнесмен крупнейший
рекламодатель и требует снять сюжет с эфира.
Ваши действия
А. Вы предоставляете вашему главному редактору и руководителю
рекламной службы самим решить судьбу сюжета.
Б. Вы готовы отстаивать свой сюжет, даже если вам будет грозить
увольнение.
В. Вы хотели бы отстоять сюжет, но в глубине души понимаете, что
рекламодатели это и ваша зарплата.
Г. Ваш вариант
Решая эти задачи, имейте в виду, что журналист обязан
Доносить до аудитории достоверную информацию.
Соблюдать правила корпоративной этики.
Руководствоваться в своих поступках уставом редакции и журналистским
кодексом.
Соблюдать субординацию.
Задача 21
Руководство вашей телекомпании требует, чтобы вы в своем сюжете
«замочили» представителя оппозиционной партии, и вырезали синхронны
всех сочувствующих этому политическому деятелю.
Ваши действия
А. Вы соглашаетесь, потому что вам здесь дальше работать
Б. Вы увольняетесь
В. Вы просите дать вам другую тему.
Г. Вы выдаете в эфир объективный материал о деятельности
оппозиционера и ждете реакции начальства.
Д. Ваш вариант
Задача 22
Руководство телекомпании требует, чтобы вы прекратили съемки сюжета
о проблемах на предприятии, руководитель которого незаконно увольняет
сотрудников. Этот руководитель одноклассник и приятель одного из
акционеров вашей телекомпании. К тому же ваш начальник считает, что он
должен проявить солидарность с коллегой-бизнесменом.
Ваши действия
А. Вы прекращаете съемки сюжета, и забываете тему
Б. Вы поднимаете вопрос о давление начальства на редакционную
политику телекомпании на общем собрании коллектива
В. Вы пытаетесь переубедить начальника, рассказывая ему про
независимую информационную политику и ответственность журналиста
перед зрителями
Г. Вы увольняетесь
Д. Ваш вариант
Решая эти задачи, имейте в виду, что журналист обязан:
Помнить о корпоративной солидарности.
Заботиться о престиже профессии
Приходить на помощь коллегам.
Уважать авторские права коллег.
Руководствоваться в своих поступках уставом редакции и журналистским
кодексом.
Задача 23
Просматривая вечерний выпуск новостей вашей телекомпании, dы
замечаете, что коллега в своем сюжете выдал неточную информацию. Вы в
курсе темы и точно знаете, что коллега ошибся.
Ваши действия
А. На утренней планерке вы при всех в корректной форме указываете
коллеге на ошибку
Б. Встретив коллегу в редакции, вы говорите только ему, что он допустил
ошибку в сюжете. Стараетесь, чтобы Ваше замечание не услышали остальные.
В. Сообщаете об ошибке коллеги главному редактору.
Г. Это не ваше дело, и вы забываете об ошибке коллеги.
Д. Ваш вариант.
Задача 24
В результате политического давления конкурирующая телекомпания
оказалась на грани закрытия.
Ваши действия
А. Вы не рассказываете об этих событиях в вашем эфире, так как судьба
конкурентов вас не интересует, да и к тому же лучше не раздражать лишний
раз власти
Б. Вы объективно и беспристрастно рассказываете о происходящем,
предоставляя слово и представителям властей и коллегам-конкурентам
В. Вы в эфире призываете всех журналистов города поддержать опальную
телекомпанию
Г. В эфире вы выдаете беспристрастные сюжеты о происходящем, но
подписываете письмо протеста по поводу наступления на свободу слова в
вашем городе
Д. Ваш вариант
Задача 25
Вас, как известного сотрудника СМИ, просят дать интервью и рассказать
об истории и работе вашей телекомпании. Вам задают самые разные вопросы
– в том числе и о проблемах на работе. Вы хорошо знаете эти проблемы –
технические, финансовые и человеческие.
Ваши действия
А. Вы рассказываете обо всех проблемах вашего СМИ – потому что
хотите, чтобы интервью было искренним.
Б. Вы заранее оговариваете, что внутрикорпоративная этика не позволяет
вам обсуждать проблемы своего СМИ. Это внутреннее дело.
В. Уже в ходе интервью вы просто уходите от острых вопросов и
отвечаете на них формально.
Г. Ваш вариант.
Практическое занятие 2 по теме (темам) № 5
Тема 5. Деловые беседы и совещания
Аннотация
Практическое закрепление теоретических знаний. Деловые переговоры и
стратегия их проведения. Подготовка к переговорам. Ведение переговоров.
Анализ результатов переговоров и выполнение достигнутых договоренностей.
Тактические приемы ведения переговоров.
Упражнение 1.
Тест «Умеете ли вы вести деловые переговоры»
Если вам не чужды секреты умелого ведения беседы, это весьма помогает
в общении с окружающими и в достижении своих целей даже в условиях
конкуренции. Предлагаемый ниже тест как раз и призван помочь вам
разобраться, пусть и в первом приближении, одарены ли вы такой
способностью или вам надо срочно приложить усилия, чтобы овладеть хотя
бы минимумом дипломатических навыков.
Ответьте, пожалуйста, «ДА» или «НЕТ» на следующие 16 вопросов:
1. Бывает ли, что вас удивляют реакции людей, с которыми вы
сталкиваетесь в первый раз?
2. Есть ли у вас привычка договаривать фразы, начатые вашим
собеседником, поскольку вам кажется, что вы угадали его мысль, а говорит он
слишком медленно?
3. Часто ли вы жалуетесь, что вам не дают всего необходимого для того,
чтобы успешно закончить порученную вам работу?
4. Когда критикуют мнение, которое вы разделяете, или коллектив, в
котором вы работаете, возражаете ли вы (или хотя бы возникает у вас такое
желание)?
5. Способны ли вы предвидеть, чем вы будете заниматься в ближайшие 6
месяцев?
6. Если вы попадаете на совещание, где есть незнакомые вам люди,
стараетесь ли вы скрыть ваше собственное мнение по обсуждаемым вопросам?
7. Считаете ли вы, что в любых переговорах всегда кто-то становится
победителем, а кто-то обязательно проигрывает?
8. Говорят ли о вас, что вы упорны и твердолобы?
9. Считаете ли вы, что на переговорах всегда надо запрашивать вдвое
больше того, что вы хотите получить в конечном итоге?
10. Трудно ли вам скрыть свое плохое настроение, например, когда вы
играете с приятелями в карты и проигрываете?
11. Считаете ли вы необходимым возразить по всем пунктам тому, кто
на совещании высказал мнение, противоположное вашему?
12. Неприятна ли вам частая смена видов деятельности?
13. Заняли ли вы ту должность и получили ли ту зарплату, которые
наметили для себя несколько лет назад?
14. Считаете ли вы допустимым пользоваться слабостями других ради
достижения своих целей?
15. Уверены ли вы, что можете легко найти аргументы, способные
убедить других в вашей правоте?
16. Готовитесь ли вы старательно к встречам и совещаниям, в которых
вам предстоит принять участие?
А теперь запишите себе по одному очку за каждый ответ, совпавший с
приведенными ниже ответами:
1. Нет 5. Да 9. Нет 13. Да
2. Нет 6. Нет 10. Да 14. Нет
3. Нет 7. Нет 11. Да 15. Нет
4. Нет 8. Да 12. Да 16. Нет
Если от 0 до 5, то вы не рождены для переговоров. Лучше всего вам
подобрать себе работу, где от вас этого и не потребуется.
Если от 6 до 11, то вы хорошо умеете вести переговоры, но есть
опасность, что вы проявите властные черты своего характера в самый
неподходящий момент. Вам поэтому стоит заняться повышением своей
квалификации в этой сфере, а главное – учиться жестко держать себя в руках.
Если от 12 до 16, то надо признать, что вы всегда очень ловко ведете
переговоры. Но будьте осторожны! Окружающие вас люди могут подумать,
что за этой ловкостью скрывается нечестность, что вы «играете краплеными
картами» и вообще от вас лучше держаться подальше. А такое мнение на
пользу делу не идет.
Упражнение 2
Тест «Как вести деловые переговоры»
На каждый вопрос должен быть выбран один вариант ответа.
1. Во время переговоров на чем вы настаиваете?
а) на соглашении;
б) на своем решении;
в) на использовании объективных критериев при выборе решения.
2. Стремитесь ли вы во время переговоров к единственному решению?
а) стремлюсь к единственному ответу, приемлемому для обеих
сторон;
б) стремлюсь к единственному решению, приемлемому для себя;
в) представляю множество вариантов на выбор.
3. Ради соглашения идете на уступки или требуете преимуществ?
а) примиряюсь с односторонними потерями ради достижения
соглашения;
б) требую односторонних преимуществ и награду за соглашение;
в) продумываю возможность взаимной выгоды.
4. При ведении переговоров намечаете ли вы «нижнюю границу» – то
есть результат переговоров, выраженный в виде худшего из допустимых
вариантов?
а) открываю свою «нижнюю границу»;
б) скрываю свою «нижнюю границу»;
в) не устанавливаю «нижнюю границу».
5. Во время переговоров вы выдвигаете предложения или прибегаете к
угрозам?
а) прибегаю к угрозам;
б) изучаю интересы сторон;
в) выдвигаю предложения.
6. Во время переговоров меняете ли вы свои позиции?
а) легко меняю позиции;
б) твердо придерживаюсь намеченных позиций;
в) сосредотачиваюсь на выгодах, а не на позициях.
7. Во время переговоров доверяете ли вы их участникам?
а) да;
б) нет;
в) действую независимо от доверия или недоверия.
8. Требовательны ли вы в подходе к участникам переговоров и
решениям?
а) нет;
б) да;
в) стараюсь быть мягким к участникам переговоров и
требовательным к решениям.
9. Ради сохранения отношений идете ли вы на уступки в ходе
переговоров?
а) уступаю ради сохранения отношений;
б) требую уступок в качестве условия продолжения отношений;
в) отделяю спор между людьми от решения задачи переговоров.
Если у вас преобладают ответы «а», ваш стиль переговоров – уступчи-
вость, а цель переговоров – соглашение.
Если у вас больше ответов «б», ваш стиль переговоров – жесткость,
давление. Цель переговоров – только победа, причем односторонняя, только с
вашей стороны.
Если больше ответов «в», ваш стиль переговоров – сотрудничество.
Цель – взаимовыгодные решения.
Тест «Что говорят вам мимика и жесты»
1. Вы считаете, что мимика и жесты – это:
а) спонтанное выражение состояния человека в данный конкретный
момент;
б) дополнение к речи;
в) «предательское» проявление нашего подсознания.
2. Считаете ли вы, что у женщин язык мимики и жестов более выразителен,
чем у мужчин?
а) да;
б) нет;
в) не знаю.
3. Как вы здороваетесь с хорошими друзьями?
а) вы радостно кричите «Привет!»;
б) сердечным рукопожатием;
в) слегка обнимаете друг друга;
г) приветствуете их сдержанным движением руки;
д) целуете друг друга в щеку.
4. Какая мимика и какие жесты, по вашему мнению, означают во всем мире
одно и то же? (Дайте три ответа)
а) когда качают головой;
б) когда кивают головой;
в) когда морщат нос;
г) когда морщат лоб;
д) когда подмигивают;
е) когда улыбаются.
5. Какая часть тела «выразительнее» всего?
а) ступни;
б) ноги;
в) руки;
г) кисти рук;
д) плечи.
6. Какая часть вашего лица наиболее выразительна, по вашему мнению?
(Дайте два ответа)
а) лоб;
б) брови;
в) глаза;
г) нос;
д) губы;
е) уголки рта.
7. Когда вы проходите мимо витрины магазина, в которой видно ваше
отражение, на что вы в себе обращаете внимание в первую очередь?
а) как на вас сидит одежда;
б) на прическу;
в) на походку;
г) на осанку;
д) ни на что.
8. Если кто-то, разговаривая или смеясь, часто прикрывает рот рукой, в
вашем представлении это означает, что…
а) ему есть что скрывать;
б) у него некрасивые зубы;
в) он чего-то стыдится.
9. На что вы, прежде всего, обращаете внимание у вашего собеседника?
а) на глаза;
б) на рот;
в) на руки;
г) на позу.
10. Если ваш собеседник, разговаривая с вами, отводит глаза, это для вас
признак…
а) нечестности;
б) неуверенности в себе;
в) собранности.
11. Можно ли по внешнему виду узнать типичного преступника?
а) да;
б) нет;
в) не знаю.
12. У вас создалось впечатление, что слова человека не соответствуют тем
«сигналам», которые можно уловить из его мимики и жестов. Чему вы
больше поверите?
а) словам;
б) «сигналам»;
в) он вообще вызовет у вас подозрение.
13. Вы смотрите в одиночестве страшную детективную киноленту. Что с
вами происходит?
а) я смотрю совершенно спокойно;
б) я реагирую на происходящее каждой клеточкой своего существа;
в) я закрываю глаза при особо страшных сценах.
14. Можно ли контролировать свою мимику?
а) да;
б) нет;
в) только отдельные ее элементы.
15. При интенсивном флирте вы «изъясняетесь» преимущественно…
а) глазами;
б) руками;
в) словами.
16. Считаете ли вы, что большинство наших жестов…
а) «подсмотрены» у кого-то и заучены;
б) передаются из поколения в поколение;
в) заложены в нас от природы.
17. Если у человека борода, для вас это признак…
а) мужественности;
б) того, что человек хочет скрыть черты своего лица;
в) того, что этот тип слишком ленив, чтобы бриться.
18. Многие люди утверждают, что правая и левая стороны лица у них
отличаются друг от друга. Вы согласны с этим?
а) да;
б) нет;
в) только у пожилых людей.
Подсчитайте число набранных вами очков.
1. а – 2 б – 4 в – 3
2. а – 1 б – 3 в – 0
3. а – 4 б – 4 в – 3 г – 2 д – 4
4. а – 0 б – 0 в – 1 г – 1 д – 0 е – 1
5. а – 1 б – 2 в – 3 г – 4 д – 2
6. а – 2 б – 1 в – 3 г – 2 д – 3 е – 2
7. а – 1 б – 3 в – 3 г – 2 д – 0
8. а – 3 б – 1 в – 1
9. а – 3 б – 2 в – 2 г – 1
10. а – 3 б – 2 в – 1
11. а – 0 б – 3 в – 1
12. а – 1 б – 4 в – 2
13. а – 0 б – 4 в – 3
14. а – 4 б – 2 в – 0
15. а – 4 б – 0 в – 1
16. а – 0 б – 2 в – 1
17. а – 3 б – 4 в – 1
18. а – 2 б – 4 в – 0
77-56 очков: браво! У вас отличная интуиция, вы обладаете
способностью понимать других людей, у вас есть наблюдательность и чутье.
Но вы слишком сильно полагаетесь в своих суждениях на эти качества, слова
имеют для вас второстепенное значение. Если вам улыбнулись, вы уже готовы
поверить, что вам объясняются в любви. Ваши «приговоры» слишком
поспешны, и в этом кроется опасность: можно попасть пальцем в небо!
Делайте на это поправку, у вас есть все шансы научиться прекрасно
разбираться в людях. А это ведь важно и на работе, и в личной жизни, не так
ли?
55-34 очка: вам доставляет определенное удовольствие наблюдать за
другими людьми, и вы неплохо интерпретируете их мимику и жесты. Но вы еще
совсем не умеете использовать эту информацию в реальной жизни, например
для того, чтобы правильно строить свои отношения с окружающими. Вы склонны
скорее буквально воспринимать сказанные вам слова и руководствоваться ими.
Например, кто-то скажет вам: «Мне с вами совсем не скучно», сделав при этом
кислую мину, но вы поверите словам, а не выражению лица, хотя оно весьма
красноречиво. Развивайте интуицию, больше полагайтесь на ощущения!
33-11 очков: увы, язык мимики и жестов для вас – китайская грамота. Вам
необыкновенно трудно правильно оценивать людей. И дело в том, что вы на
это не способны, просто вы не придаете этому значения. А напрасно!
Постарайтесь намеренно фиксировать внимание на мелких жестах
окружающих вас людей, тренируйте наблюдательность. Помните пословицу:
тело – это перчатка для души.