Основы психотерапии (1/1)
Практические задания (ПЗ) в ММУ по предмету Основы психотерапии (1/1)
Рекомендации к выполнению практических заданий
Учебным планом предусмотрено прохождение практических занятий по дисциплинам.
В рамках практических занятий студенты выполняют практические задания, следовательно, выполнение указанных заданий является обязательным для получения положительной оценки по дисциплине.
1. Задания рекомендуется выполнять в течение всего учебного семестра до окончания срока представления письменных (курсовых) работ (сроки см. в графике работы в семестре);
2. Выполнение заданий оформляется в письменном виде (текстовый файл с титульным листом (см. бланк титульного листа на странице дисциплины));
3. Файл необходимо загружать в соответствующий раздел дисциплины. По примеру курсовой работы.
4. Выполнение заданий оценивается преподавателем «Выполнено/Не выполнено» в течение всего семестра;
5. Возврат файла на доработку возможен только 1 раз в сроки загрузки письменных (курсовых) работ;
6. В зависимости от формы практических заданий конкретной дисциплины преподаватель уточняет со студентом порядок их выполнения.
7. Необходимо выполнить по одному заданию из каждой темы на выбор студента (Практическое занятие 1-8).
Практические задания в ММУ постоянно меняют: если Ваше ПЗ отличается, пишите нам, скорее всего у нас есть уже новое!
Практическое занятие 1
Взаимодействие консультанта и клиента в ходе проведения психотерапии
Задание 1. Ответить на один вопрос на выбор по теме занятия.
1.Формирование психотерапевтического альянса.
2.Присоединение.
3.Формирование психотерапевтического контакта, контракт.
4.Позиция психотерапевта, ролевое взаимодействие в ходе лечебного процесса.
5.Управление эмпатическим реагированием.
6.Правила проведения психотерапии.
7.Проблема ограничений в ходе проведения психотерапии (ограничение времени, ответственности, пределы привязанности).
Задание 2. Прочтите список утверждений и определите, какие из высказываний относятся к психотерапии:
Утверждения: используется при наличии у клиента трудностей на работе; обращение к прошлому, а не к настоящему; используется при жалобе на плохую успеваемость ребенка в школе; акцент на понимании, а не на изменении; используется при переживании травматичных событий жизни; ориентация на клинически здоровую личность; используется при колебании в принятии решений; обращение к настоящему и будущему клиентов; краткосрочная помощь; используется при жалобе на недостаток уверенности в себе;
решает проблемы, возникающие при взаимодействии личности
и среды;
используется при жалобе на неустроенность личной жизни;
происходит изменение поведения и развитие личности клиента;
используется при жалобе на конфликтные отношения в семье;
взаимодействие между специалистом и клиентом является основой
оказания помощи;
используется при переживании клиентом горя и потери
самоуважения;
используется при жалобе на трудности в межличностных
отношениях;
долгосрочная помощь;
требует медицинского образования.
Практическое занятие 2 Групповая психотерапия
Задание 1. Ответить на один вопрос на выбор по теме занятия (дается перечень вопросов для собеседования).
1. Терапевтические факторы групповой психотерапии.
2. Формирование атмосферы доверия в группе, сплочение, принятие правил.
3. Стадии группового процесса и особенности работы.
4. Разбор проблемных ситуаций в психотерапевтических группах.
Задание 2. Напишите эссе на 1-2 страницы о том, чем групповая психотерапия отличается от индивидуальной. Отразите такие аспекты, как: цели и задачи психотерапии, терапевтические факторы, показания и противопоказания к применению.
Задание 3. Проанализируйте и сравните терапевтические факторы групповой психотерапии, выделяемые разными авторами: Яломом, Кочюнасом, Кратохвилом и другими. Заполните таблицу:
Автор
Терапевтические факторы групповой психотерапии
И.Ялом
Р. Кочюнас
Практическое занятие 3
Психодинамическое направление в психотерапии
Задание 1. Ответить на один вопрос на выбор по теме занятия.
1. Основные положения классического психоанализа.
2. Работа с материалом сновидений, ошибочных действий, переносов, сопротивлений.
3. Этапы работы в психоаналитической психологии.
4. Особенности терапевтических отношений в психодинамической психотерапии.
Задание 2. Заполнить таблицу
Приемы
Психоанализ, психодинамика
КОНСУЛЬТАТИВНЫЕ ПРИЕМЫ:
Закрытый вопрос
Открытый вопрос
Минимальное поощрение
Парафраз
Концентрация на чувствах
Обобщение
Указание
Информационное сообщение
Выражение своих чувств
Влияющее обобщение
Интерпретация
ФОКУСИРОВКА ВНИМАНИЯ:
На клиенте
На других
На теме(«топике»)
На консультанте
На отношениях
На культурном контексте
ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ:
Первичная эмпатия
Продвинутая эмпатия
Позитивное отношение
Теплота
Конкретность
Конфронтация аутентичность
Задание 3. Законспектировать научную статью (из первоисточника) одного из представителей психодинамического направления (не менее 5 страниц).
Задание 4. Собрать копилку техник (приемов, упражнений) для психотерапевтической работы по методу «Психоанализ З. Фрейда».
Задание 5. Собрать копилку техник (приемов, упражнений) для психотерапевтической работы по методу «Характерологический анализ К. Хорни».
Практическое занятие 4 Позитивная психотерапия
Задание 1. Ответить на один вопрос на выбор по теме занятия:
1.Особенности позитивной психотерапии (практика работы в группе и индивидуально).
2.Основные смысловые блоки работы.
3.Техники и приемы позитивной психотерапии.
Задание 2. Заполнить таблицу. Включить в таблицу:
Методы и приемы позитивной психотерапии
Показания к методам позитивной психотерапии.
Техники позитивной терапии: техники выявления автоматических мыслей, проверки обоснованности автоматических мыслей. Позитивный тренинг.
Постановка целей.
Оценка проблем. Задание 3.
1) Собрать копилку техник (приемов, упражнений) для психотерапевтической работы.
2) Законспектировать научную статью (из первоисточника) одного из представителей позитивного направления (не менее 5 страниц).
3) Написать микролекцию по теме «Позитивное направление в психотерапии».
Практическое занятие 5 Гештальттерапия
Задание 1. Ответить на один вопрос на выбор по теме занятия.
1. Теоретические концепции, лежащие в основе гештальттерапии.
2. Особенности работы с нарушениями цикла-контакта (практика работы в группе и индивидуально).
3. Психопатология с позиций гештальттерапии.
4. Технические приемы работы в гештальттерапии (практика работы в группе и индивидуально)
Задание 2. Опишите ваши размышления по теме на выбор:
1. Ф. Перлз — основатель гешталът-терапии.
2. Гомеостатическая модель как отражение функционирования человека.
3. Понятие фигуры и фона в гештальт-терапии.
4. Понятие незавершенного гештальта
Задание 3.
1) Собрать копилку техник (приемов, упражнений) для групповой психотерапевтической работы по методу «Гештальттерапия».
2) Законспектировать научную статью (из первоисточника) одного из представителей направления гештальтпсихология (не менее 5 страниц).
Практическое занятие 6 Психодрама
Задание 1. Ответить на один вопрос на выбор по теме занятия.
1.Теория ролевых конфликтов.
2.Основные этапы классической психодрамы.
3.Участники психодрамы и особенности психодраматической группы.
4.Технические приемы психодрамы (практика работы в группе и индивидуально).
Задание 2. Составить таблицу:
1.Сущность и цель психодрамы.
2.Причина невротического развития — нарушение ролевого развития.
3.Влияние фактора межличностных отношений на психическое развитие личности.
4.Роли в психодраме.
5.Основные понятия психодрамы.
6.Фазы психодраматического процесса: разминка, фаза психодраматического действия, фаза обсуждения Задание 3.
1)Собрать копилку техник (приемов, упражнений) для групповой психотерапевтической работы по методу «Психодрама».
2) Подготовить доклад по теме «Особенности психотерапевтической работы с акцентуированным пациентом» на основании изученной литературы. Количество страниц 3-5. Количество источников литературы не менее 3-х.
Практическое занятие 7 Арттерапия
Задание 1. Ответить на один вопрос по теме занятия.
1.Направления проведения работы в арттерапии.
2.Рисуночная терапия, маскотерапия, куклотерапия, игровая психотерапия, песочная психотерапия, танцедвигательная психотерапия (практика работы в группе и индивидуально).
Задание 2. Составить таблицу. Включить:
Арттерапия как лечение пластическим изобразительным творчеством.
Активная и пассивная формы арттерапии.
Механизмы лечебного действия арттерапии
Задание 3.
1) Собрать копилку техник (приемов, упражнений) для групповой психотерапевтической работы по методу «Арттерапия».
2) Законспектировать научную статью (из первоисточника) одного из представитей арттерапевтического направления (не менее 5 страниц).
Практическое занятие 8 Символ-драма
Задание 1. Ответить на один вопрос на выбор по теме занятия.
1.Теоретическая основа метода символдрамы.
2.Основные мотивы, с которыми работают в символдраме.
3.Технические приемы работы (практика работы в группе и индивидуально).
Задание 2. Составить таблицу. Включить:
Сущность, цель терапии
Возможности ее применения как активного метода психотерапии
Ступени
Мотивы
Показания к применению.