Психология (1/1)
Практические задания (ПЗ) в ММУ по предмету Психология (1/1)
Рекомендации к выполнению практических заданий
Учебным планом предусмотрено прохождение практических занятий по дисциплинам.
В рамках практических занятий студенты выполняют практические задания, следовательно, выполнение указанных заданий является обязательным для получения положительной оценки по дисциплине.
1. Задания рекомендуется выполнять в течение всего учебного семестра до окончания срока представления письменных (курсовых) работ (сроки см. в графике работы в семестре);
2. Выполнение заданий оформляется в письменном виде (текстовый файл с титульным листом (см. бланк титульного листа на странице дисциплины));
3. Файл необходимо загружать в соответствующий раздел дисциплины. По примеру курсовой работы.
4. Выполнение заданий оценивается преподавателем «Выполнено/Не выполнено» в течение всего семестра;
5. Возврат файла на доработку возможен только 1 раз в сроки загрузки письменных (курсовых) работ;
6. Порядок выполнения практических заданий:
Из каждого практического занятия необходимо выполнить по 1 заданию.
Практические задания в ММУ постоянно меняют: если Ваше ПЗ отличается, пишите нам, скорее всего у нас есть уже новое!
Задание 1. Напишите множество жизненных и профессиональных ситуаций, в которых возникает необходимость в психологических знаниях.
Задание 2. Напишите какие знания по психологии могут потребо-ваться в вашей будущей профессии.
Задание 3. Составьте таблицу этапов становления психологии как науки. Укажите особенности подхода к определению предмета психологии на каждом этапе.
Задание 4 Составьте глоссарий основных понятий темы.
Задание 5 Прокомментируйте следующие суждения о психологии. Выберите наиболее правильные и полные.
Психология — наука, занимающаяся изучением переживаний и пси-хических состояний, которые устанавливаются внечувственным путем ин-троспективно.
Психология изучает процессы активного отражения человеком и жи-вотными объективной реальности в форме ощущений, восприятий поня-тии, чувств и других явлений психики.
Психология — наука о закономерностях, механизмах и фактах психи-ческой жизни человека и животных.
Психология — отрасль биологической науки, занимающаяся функ-ционированием нервных процессов мозга.
Психология — наука о феноменальных (бестелесных) сущностях ко-торые образуют содержание отдельного «Я» (т.е. сознание индивида).
Задание 1. Соотнесите понятия: человек, индивид, личность, субъект, индивидуальность.
Задание 2. Заполните таблицу, выделив направление психологии, ав-торов, их определение личности.
Таблица
Направление
Авторы
Понятие
личности
Структура
личности
Детерминанты
развития
Задание 3. Какие из следующих понятий характеризуют человека как личность, а какие как индивида?
Целеустремленность, упрямство, вдумчивость, высокая эмоциональ-ность, впечатлительность, приятный голос, общественная активность, вспыльчивость, критичность ума, рост, приятный голос, низкая адаптация к темноте, трудолюбие, хороший слух, убеждения, задатки, идеалы, воз-растные особенности чувств, музыкальный слух, гуманность, честность, добросовестность, хорошая координация рук, упрямство, честность, малая чувствительность к общественной оценке, голубые глаза, хороший слух, идейная убежденность, внимательность, подвижность, честность, вера, страх, благородство, леность, стресс, меланхолия, авторитет, речь, темпе-рамент, инстинкты, убеждения, знания, задатки, идеалы, возрастные осо-бенности чувств, механическая память, мышление, язык, музыкальный слух, гуманность.
Задание 1. При изучении рекомендованной литературы составьте словарь основных понятий темы и схематично отобразите отношения ме-жду ними: ощущение, адаптация, аккомодация, бинокулярное зрение, ин-тероцептивные ощущения, кинестезические ощущения, порог ощущений (абсолютный), последовательный образ, интероцептивные, экстероцептив-ные, проприоцептивные ощущения, рецепторы, сенсибилизация, сенсор-ный, синестезия, чувствительность, экстероцептивные ощущения, закон Вебера-Фехнера;
Задание 2. Из предложенных слов выберите те, которые характери-зуют природу ощущений человека: свойство мозга, чувственный образ, из-бирательное отражение, рефлекторность, материальность, объективность, вторичность, информативность, абстрактность, идеальность, деятельность, возбуждение, биотоки мозга, субъективность, первичность, отражение, раздражимость, познавательный процесс, предметность, живое созерцание, активность.
Задание 3. Перечислите все виды ощущений. Соотнесите их с теми объективными свойствами, которые они представляют.
Задание 4. Приведите примеры, в которых проявляются основные свойства ощущений.
Задание 5. Заполните таблицу
Психические процессы
Восприятие
определение
функции
механизмы
виды
свойства и закономерности
Задание 6. Заполните таблицу «Характеристика видов внимания»
Виды внимания
Характеристика
Условия
возникновения
Пример практи-ческого
применения
Задание 7. Опишите ситуации при которых происходит актуализация свойств внимания: устойчивость, концентрация, распределение, переключение.
Задание 1. Исследование типа темперамента.
Цель исследования: определить уровни экстраверсии, эмоциональ-ной устойчивости и тип темперамента.
Материал и оборудование: тест-опросник Г. Айзенка, состоящий из 57 вопросов, бланк для ответов, ручка или карандаш.
Процедура исследования
Исследование типа темперамента можно проводить и с одним испы-
туемым, и с небольшой группой. В последнем случае должна быть обеспе-
чена строгая самостоятельность ответов участников тестирования. Коли-
чество текстов опросника и бланков должно соответствовать количеству
опрашиваемых. Бланк для ответов представляет собой лист с напечатан-
ными на нем номерами вопросов от 1 до 57 и расположенной рядом с но-
мерами колонкой для ответов «Да» или «Нет».
Инструкция испытуемому: «Вам предлагается ответить на 57 вопро-
сов. Внимательно читайте эти вопросы и по ходу чтения в бланке простав-
ляйте Ваш ответ, который может быть либо «Да», либо «Нет». Постарай-
тесь представить типичные ситуации и дайте первый «естественный» ответ
без долгих раздумий. Помните, здесь нет «хороших» и «плохих» ответов.
Выбранный Вами ответ на вопрос запишите в бланке для ответов против
соответствующего номера. Старайтесь не оставлять вопросы без ответа».
Обработка результатов.
Для определения типа темперамента необходимо определить вели-
чины показателей экстраверсии и невротизма. А для оценки надежности
этих показателей подсчитывают величину показателя искренности. Вели-
чина показателей измеряется в баллах, подсчитываемых как количество
совпадений ответов испытуемого с вопросами шкал.
Индекс искренности («И») представляет собой количество совпаде-
ний ответов испытуемых с ответами по следующим вопросам:
ответ «Да» на вопросы №6, 24, 36; ответ «Нет» на вопросы № 12, 18,
30, 42, 48, 54.
Показатель экстраверсии («Э») равен величине совпадений ответов
испытуемых с такими: ответ «Да» на вопросы № 1, 3, 8, 10, 13, 17, 22, 25,
27, 39, 44, 46, 49, 53, 56; ответ «Нет» на вопросы № 5, 15, 20, 29, 32, 34, 37,
41, 51.
Показатель невротизма – это величина совпадений ответов «Да» с вопросами соответствующей шкалы № 2, 4, 7, 9, 11, 14, 16, 19, 21, 23, 26, 28, 31, 33, 35, 38, 40, 43, 45, 47, 50, 52, 55, 57.
Вторым шагом в ходе обработки результатов является построение схемы типов темперамента.
Анализ результатов
Результаты имеет смысл анализировать, если ответы испытуемого были достаточно искренними и величина индекса «И» не превышает 4 балла.
По мнению Г. Айзенка, сочетания экстраверсии-интроверсии и нев-ротизма – эмоциональной устойчивости, будучи свойствами темперамента, определяют его тип.
Свойства экстраверсии и интроверсии противоположны, равно как и вторая пара, то есть невротизм – эмоциональная устойчивость.
Их можно представить на горизонтальной прямой, где величины од-ного из показателей, например, экстраверсии «Э» 0–12 означают отсутст-вие экстраверсии, то есть интроверсию, а величины
13–24 – ее выраженность.
0_________6__________12__________18__________24
интроверсия экстраверсия
Уровень экстраверсии устанавливают с помощью таблицы
Индекс экстраверсии «Э»
Уровень экстраверсии-интроверсии
0-6
7-12
13-18
19-24
высокая интроверсия
средняя интроверсия
средняя экстраверсия
высокая экстраверсия
Аналогичное соотношение имеют полярные свойства невротизма – эмоциональной устойчивости. Их уровни определяются на основе тех же интервалов, что и уровня экстраверсии-интроверсии. В общем смысле экс-
траверсия – это направленность личности на окружающих людей и собы-тия, интроверсия – направленность личности на ее внутренний мир, а нев-ротизм – понятие, синонимичное тревожности. Невротизм проявляется как эмоциональная неустойчивость, напряженность, эмоциональная возбуди-мость, депрессивность. Динамическое проявление этих свойств связано со скоростью выработки условных рефлексов, их прочностью, балансом про-цессов возбуждения-торможения в центральной нервной системе и уров-нем активации коры головного мозга со стороны ретикулярной формации Так, экстраверт, по сравнению с интровертом, быстрее вырабатывает ус-ловные рефлексы, обладает большей терпимостью к боли, но меньшей терпимостью к сенсорной депривации, вследствие чего не переносит мо-нотонности, чаще отвлекается во время работы. Типичными поведенче-скими проявлениями экстраверта являются общительность, импульсив-ность, недостаточный самоконтроль, хорошая приспособляемость к среде, открытость в чувствах. Он отзывчив, жизнерадостен, уверен в себе, стре-мится к лидерству, имеет много друзей, несдержан, стремится к развлече-ниям, любит рисковать, остроумен, не всегда обязателен.
Интроверта можно узнать по ряду особенностей поведения. Он часто погружен в себя, испытывает трудности, устанавливая контакты с людьми и адаптируясь к реальности. В большинстве случаев интроверт спокоен, уравновешен, миролюбив, его действия продуманны и рациональны. Круг друзей у него невелик. Интроверт любит планировать будущее, задумыва-ясь над тем, что и как будет делать, не склонен поддаваться импульсивным побуждениям, пессимистичен, не любит волнений, придерживается заве-денного жизненного порядка. Он контролирует свои чувства и редко ведет себя агрессивно, обязателен.
На одном полюсе невротизма (высокий уровень) находятся так назы-ваемые нейротики, отличающиеся нестабильностью; неуравновешенно-стью нервно-психических процессов, эмоциональной неустойчивостью, а
также лабильностью вегетативной нервной системы. Поэтому они легко возбудимы, для них характерна изменчивость настроения, чувствитель-ность, а также тревожность, мнительность, медлительность, нерешитель-ность.
Другой полюс невротизма (низкий уровень) – это эмоционально ста-бильные лица, характеризующиеся спокойствием, уравновешенностью, решительностью.
Типы темперамента представлены на схеме (рис).
Рисунок
На рисунке тип темперамента определяется в точках пересечения показателей экстраверсии и невротизма, восстановленных на соответст-вующих осях шкал в том или ином октанте. При этом темпераменту сан-гвиника соответствует экстраверсия и эмоциональная устойчивость, холе-рика – экстраверсия и невротизм, то есть эмоциональная неустойчивость, флегматика – интроверсия и эмоциональная устойчивость, а меланхолика – интроверсия и невротизм.
Если точка пересечения перпендикуляров попала в площадь малого круга радиусом в 6 единиц, то тип темперамента у испытуемого слабо вы-ражен, а если она находится в пределах разности площадей большого и малого кругов – то тип темперамента ярко выражен.
Темперамент во многом определяет особенности характера человека. Сангвиники обычно бывают общительными, открытыми, разговорчивыми, живыми, инициативными, но часто беззаботными и не всегда склонны до-водить начатое дело до конца. У холериков часты смены настроения, они активны, но в то же время импульсивны, бывают обидчивыми и агрессив-ными и в большинстве своем оптимистичны. В темпераменте флегматика особенно заметны размеренность, спокойствие, надежность. Они миролю-бивы, но отличаются пассивностью. Меланхолики – это очень чувстви-тельные люди, обычно наблюдательны, но потому тревожны, малообщи-тельны, быстро раздражаются и много переживают, пессимистичны.
Понимая значение темперамента в регуляции динамики психической деятельности и в сохранении жизненных констант организма, можно про-думать рекомендации для развития ряда свойств темперамента испытуемо-го посредством коррекции некоторых черт характера.
Например, в сангвиниках важно поощрять трудолюбие, склонность к новизне, но при этом нужно контролировать нагрузки, чтобы они были в разумных пределах. Им следует тренировать дисциплинированность и учиться деловым контактам и четкости.
Холерикам с их выраженными лидерскими качествами желательно следить за позитивностью отношений с окружающими, не «выяснять от-ношений» в моменты конфликтов, а обсуждать возникшие проблемы поз-же в спокойной ситуации, контролировать стремление подчинять себе дру-гих людей, направить усилия на собственное эстетическое воспитание.
Трудолюбивым флегматикам стоит порекомендовать тренировать свой социальный интеллект (понимание людей, наблюдательность за пе-
реживаниями других, налаживание контактов и т.п.). В ряде случаев из-за скромности у них не всегда адекватная самооценка, которую в этих случа-ях важно повысить.
Меланхоликам с их вдумчивостью и повышенной сензитивностью не стоит спешить включаться в виды деятельности и общения, где присутст-вует жесткая субординация. Им тоже нужно контролировать и рефлекси-ровать свое отношение к другим (особенно избегать сильной веры в чей-то авторитет), настраиваться на успех в работе, а для этого рассчитывать сро-ки выполнения ее отдельных звеньев или частей. Для развития контактно-сти и общительности желательно брать общественные нагрузки, позво-ляющие вступать в разные взаимоотношения с другими людьми, стараться участвовать в разных мероприятиях, выступать с докладами на конферен-циях.
Задание 1. Заполните таблицу, распределив факторы развития групп
на внешние и внутренние:
система общественных отношений; значимость производства
техническая оснащенность
взаимодействие с другими коллективами
фонд заработной платы
качества личности руководителя
площадь
Внешние (объективные)
факторы
Внутренние (субъективные)
факторы
Задание 2. Заполните таблицу, отметив (*) степень проявления вни-мания к человеку и производству для каждого типа взаимоотношений в коллективе (* — низкая степень; ** — средняя степень; *** высокая степень):
Тип взаимоотноше-ний
Внимание к человеку
Внимание к
производству
Невмешательство
Теплая компания
Задача
Золотая середина
Команда
Задание 3. Опираясь на свой опыт пребывания в различных группах, вспомните, являлся ли руководитель и лидер одним и тем же лицом? Все-гда ли эффективно совпадение в одном лице руководителя и лидера?
Задание 4. Решите ситуационную задачу. В коллективе, где изуча-лись межличностные отношения, выявилось наличие двух группировок. Обе группировки были в одинаковой мере дружными и сплоченными. Од-нако руководитель по-разному отнесся к обеим выделенным микрогруп-пам. Он сделал все для того, чтобы одну из них разбить и сохранить вто-рую. Почему?
Задание 1. Проанализируйте любые две ситуации.
Ситуация 1. Вы недавно назначены менеджером по кадрам. Вы еще плохо знаете сотрудников фирмы, сотрудники еще не знают вас в лицо. Вы идете на совещание к генеральному директору. Проходите мимо
курительной комнаты и замечаете двух сотрудников, которые курят и о
чем-то оживленно беседуют. Возвращаясь с совещания, которое длилось
один час, вы опять видите тех же сотрудников в помещении для курения за
беседой. Как бы вы поступили в данной ситуации? Объясните свое
поведение.
Ситуация 2. Вы начальник отдела. В отделе напряженная обстановка,
срываются сроки выполнения работ. Не хватает сотрудников. Выезжая в
командировку, вы случайно встречаете свою подчиненную – молодую
женщину, которая уже две недели находится на больничном. Но вы
находите ее в полном здравии. Она кого-то с нетерпением встречает в
аэропорту. Как вы поступите в этом случае? Объясните свое поведение.
Ситуация 3. Одна сотрудница высказывает другой претензии по
поводу многочисленных и часто повторяющихся ошибок в работе. Вторая
сотрудница принимает высказываемые претензии за оскорбление. Между
ними возник конфликт. В чем причина конфликта? Определите
конфликтную ситуацию.
Ситуация 4. Руководитель принял на работу специалиста, который
должен работать у его заместителя. Прием на работу не был согласован с
заместителем. Вскоре проявилась неспособность принятого работника
выполнять свои обязанности. Заместитель служебной запиской
докладывает об этом руководителю… Как бы вы поступили на месте
руководителя? Проиграйте возможные ситуации.
Ситуация 5. В ответ на критику со стороны подчиненного,
прозвучавшую на служебном совещании, начальник начал придираться к
нему по мелочам и усилил контроль над его служебной деятельностью. В
чем причина конфликта? Определите конфликтную ситуацию. Что нужно
сделать?
Задание 2. Выполните тест «Коммуникативность работника в
коллективе» Читая утверждения, отметьте знаком «+» те из них, с
которыми вы согласны, и знаком «-», если не согласны. Отвечайте искренне и только «да» или «нет».
1. Мне кажется трудным подражать другим людям.
2. Я, пожалуй, мог бы при случае совершить такой поступок, чтобы отвлечь внимание или позабавить окружающих.
3. Из меня мог бы выйти неплохой актер.
4. Другим людям иногда кажется, что я переживаю что-то более глубокое, чем это есть на самом деле.
5. В компании я редко оказываюсь в центре внимания.
6. В различных ситуациях и в общении с разными людьми я часто веду себя совершенно по-разному.
7. Я могу отстаивать только то, в чем я искренне убежден.
8. Чтобы преуспеть в делах и в отношениях с людьми, я стараюсь быть таким, каким меня ожидают увидеть.
9. Я могу быть дружелюбным с людьми, которых я не выношу.
10. Я всегда такой, каким кажусь.
Ключ
Начислите себе по одному баллу за ответы: «нет» — на 1-й, 5-й и 7-й вопросы; «да» — на все остальные. Подсчитайте сумму баллов.
Результат
0 —3 балла. У вас низкие коммуникативные качества. Ваше поведение устойчиво, и вы не считаете нужным его изменять в зависимости от ситуации. Вы способны к искреннему самораскрытию в обществе. Некоторые считают вас «неудобным» в общении по причине прямолинейности.
4 — 6 баллов. У Вас средние коммуникативные качества. Вы искренний, но сдержанный в своих эмоциональных проявлениях человек. Вам следует больше считаться в своем поведении с окружающими.
7 — 10 баллов. У вас высокие коммуникативные качества. Вы легко
входите в любую роль, гибко реагируете на изменение ситуации и даже в состоянии предвидеть впечатление, которое вы производите на окружающих. Задание 3. Пройдите тест «Стили руководства». Полученные результаты опишите и обоснуйте. Отвечая на вопросы, оцените в баллах степень своего согласия, где: 1 балл — нет, так совсем не бывает; 2 балла — нет, как правило, так не бывает; 3 балла — неопределенная оценка; 4 балла — да, как правило, так бывает; 5 баллов — да, так бывает всегда. Вопросы: 1. Я давал бы подчиненным нужные поручения даже в том случае, если есть опасность, что при их невыполнении критиковать будут меня. 2. У меня всегда много идей и планов. 3. Я прислушиваюсь к замечаниям других. 4. Мне в основном удается привести логически правильные аргументы при обсуждениях. 5. Я настраиваю сотрудников на то, чтобы они решали свои задачи самостоятельно. 6. Если меня критикуют, то я защищаюсь, несмотря ни на что. 7. Когда другие приводят свои доводы, я всегда прислушиваюсь. 8. Для того чтобы провести какое-то мероприятие, мне приходится строить планы заранее. 9. Свои ошибки я по большей части признаю. 10. Я предлагаю альтернативы к предложениям других. 11. Защищаю тех, у кого есть трудности. 12. Высказываю свои мысли с максимальной убедительностью. 13. Мой энтузиазм заразителен.
14. Я принимаю во внимание точку зрения других и стараюсь включить ее в проект решения. 15. Обычно я настаиваю на своей точке зрения и гипотезах. 16. Я с пониманием выслушиваю и агрессивно высказываемые контраргументы. 17. Ясно выражаю свои мысли. 18. Я всегда признаюсь в том, что не все знаю. 19. Энергично защищаю свои взгляды. 20. Я стараюсь развивать чужие мысли так, как будто бы они были моими. 21. Всегда продумываю то, что могли бы ответить другие, и ищу контраргументы. 22. Я помогаю другим советом, как организовать свой труд. 23. Увлекаясь своими проектами, я обычно не беспокоюсь о чужих работах. 24. Я прислушиваюсь и к тем, кто имеет точку зрения, отличающуюся от моей собственной. 25. Если кто-то не согласен с моим проектом, то я не сдаюсь, а ищу новые пути, как переубедить другого. 26. Использую все средства, чтобы заставить согласиться со мной. 27. Открыто говорю о своих надеждах, опасениях и личных трудностях. 28. Я всегда нахожу, как облегчить другим поддержку моих проектов. 29. Я понимаю чувства других людей. 30. Я больше говорю о собственных мыслях, чем выслушиваю чужие. 31. Прежде чем защищаться, я всегда выслушиваю критику. 32. Излагаю свои мысли системно. 33. Я помогаю другим иметь возможность высказаться. 34. Внимательно слежу за противоречиями в чужих рассуждениях. 35. Я меняю точку зрения для того, чтобы показать другим, что слежу за ходом их мыслей.
36. Как правило, я никого не перебиваю. 37. Не притворяюсь, что уверен в своей точке зрения, если это не так. 38. Я трачу много энергии на то, чтобы убедить других, как им нужно правильно поступать. 39. Выступаю эмоционально, чтобы вдохновить людей на работу. 40. Стремлюсь, чтобы при подведении итогов были активны и те, которые очень редко просят слова. Обработка результатов 1. Сложите балльные оценки, проставленные вами в вопросах 1, 3, 5, 7, 9, 11, 14, 16, 18, 20, 22, 24, 27, 29, 31, 33, 35, 36, 37, 40, и обозначьте сумму через А (она находится в интервале от 20 до 100). 2. Сложите баллы в вопросах 2, 4, 6, 8, 10, 12, 13, 15, 17, 19, 21, 23, 25, 26, 28, 30, 32, 34, 38, 39 и обозначьте сумму через Б. 3. Если сумма А на 10 баллов превышает сумму Б, то большая часть людей считает вас хорошим дипломатом. Вы способны учесть мнения других, склонны к демократическому стилю управления. Если сумма А > 285, вы склонны к либерально-попустительскому стилю. 4. Если сумма Б на 10 баллов больше суммы А, то вы ведете дискуссию авторитарно, властно, бесцеремонно, агрессивно; склонны к авторитарному стилю руководства.