Назад

Возрастная психология (1/1)

Практические задания (ПЗ) в ММУ по предмету Возрастная психология (1/1)

Рекомендации к выполнению практических заданий

Учебным планом предусмотрено прохождение практических занятий по дисциплинам.
В рамках практических занятий студенты выполняют практические задания, следовательно, выполнение указанных заданий является обязательным для получения положительной оценки по дисциплине.

1. Задания рекомендуется выполнять в течение всего учебного семестра до окончания срока представления письменных (курсовых) работ (сроки см. в графике работы в семестре);
2. Выполнение заданий оформляется в письменном виде (текстовый файл с титульным листом (см. бланк титульного листа на странице дисциплины);
3. Файл необходимо загружать в соответствующий раздел дисциплины. По примеру курсовой работы.
4. Выполнение заданий оценивается преподавателем «Выполнено/Не выполнено» в течение всего семестра.

5. Возврат файла на доработку возможен только 1 раз в сроки
загрузки письменных (курсовых) работ;

6. Для получения отметки «выполнено» в Практическом задании № 1 необходимо выбрать один из практических блоков:

1) Предмет, задачи, проблемы, принципы и методы возрастной психологии
2) Развитие человека: понятие, процессы и методы исследования
3) Основные теории психического развития человека в зарубежной психологии
4) Закономерности психического развития: взгляды отечественных ученых

и выполнить все задания в данном практическом блоке.

Для получения отметки «выполнено» в Практическом задании № 2 необходимо выбрать один из практических блоков:

1) Возрастные этапы развития: дошкольный возраст
2) Возрастные этапы развития: младший школьный возраст
3) Возрастные этапы развития: юность
4) Возрастные этапы развития: взрослость (старение и старость)

и выполнить все задания в данном практическом блоке.

Практические задания в ММУ постоянно меняют: если Ваше ПЗ отличается, пишите нам, скорее всего у нас есть уже новое!

Практическое занятие № 1
Тема: Предмет и задачи возрастной психологии. Методы и теории
исследования зарубежной и отечественной психологии.
Аннотация: овладение материалами тем 1, 2, 3, 4 является необходимым для
понимания основных задач возрастной психологии, позволяет видеть
междисциплинарные связи изучаемых дисциплин, понимать их значение для
будущей профессиональной деятельности. Предложенные задания помогут
закрепить знание основных методов возрастной психологии, разобраться в теориях
отечественных и зарубежных ученых.
План занятия:
1. Предмет, задачи, проблемы, принципы и методы возрастной психологии.
2. Развитие человека: понятие, процессы и методы исследования.
3. Основные теории психического развития человека в зарубежной
психологии.
4. Закономерности психического развития: взгляды отечественных ученых.
1. Предмет, задачи, проблемы, принципы и методы возрастной психологии
Теоретические сведения
Возрастная психология – многогранная наука. Она тесно связана как с науками
других областей психологии (Общая психология, Психология человека, Социальная
психология, Педагогическая психология, Дифференциальная психология и пр.), так
и с иными дисциплинами.
Таблица 1. Взаимосвязь возрастной психологии с другими психологическими
дисциплинами
Общая психология Возрастная психология
Психические функции человека:
мышление речь, внимание, память и пр.
Процессы развития каждой из
функций на разных этапах онтогенеза
Психология человека Возрастная психология
Мотивация, ценности человека,
самооценка, мировоззрение и пр.
Возрастные границы появления
этих образований у человека (ребенка),
их причины и особенности
Социальная психология Возрастная психология
Закономерности поведения людей
в различных группах и характеристики
этих групп
Зависимость развития ребенка от
особенности той или иной группы, в
которую он попадает на определенных
этапах развития
Педагогическая психология Возрастная психология
Методы обучения и воспитания,
закономерности овладения знаниями,
умениями и различными навыками – с
точки зрения педагога
Методы обучения и воспитания,
закономерности овладения знаниями,
умениями и различными навыками – с
точки зрения ребенка/индивида
Дифференциальная психология Возрастная психология
Психологические различия,
типологические различия
психологических проявлений у
представителей различных этнических
групп, у представителей разного
возраста и профессиональной сферы,
социальных и классовых групп и пр.
Закономерности
индивидуального развития, отклонение
от всеобщих линий развития в
соответствии с возрастной стадией
развития
Возрастная психология связана с дисциплинами и из других научных областей,
такими как:
— Биология, Генетика, Физиология развития;
— Культурология, Культурная антропология, Этнология;
— Социология и науки социологической области;
— История и пр.
Практический блок
Задание 1. Изобразите схематически связь возрастной психологии с другими
науками.
Образец:
Изобразите схематически связь педагогики с другими науками.
Задание 2. Дайте расшифровку следующих категорий:
1. Развитие –
2. Возраст –
3. Обучение –
4. Наблюдение –
5. Онтогенез –
Образец:
Юность – период развития личности, следующий за подростковым периодом,
характеризующийся переходом к следующему этапу и самостоятельной жизни.
Задание 3. Заполните пропуски в предложении.
Возрастная психология как отрасль психологических знаний изучает
____________ и ________ развития психики человека, а также развитие его личности
на разных этапах ____________.
Педагогика
Психология
Изучает особенности
развития личности,
психологические процессы,
протекающие в ходе обучения
и воспитания школьников
Физиология
Обосновывает поведенческую
деятельность человека, изучает
процессы, происходящие в высших
отделах нервной системы
Социология
Изучает общество
и социальные процессы,
происходящие в нем, изучает
влияние социальной среды на
человека и взаимоотношения
в группе
Этиология
Изучает бытовые
и культурные особенности
народов, особенности
воспитания, использование
национальных традиций
Экономика
Исследует уровень
финансовых и материально-
технических затрат на
развитие необходимого
количества средств на
обучение человека и пр.
История
Описывает исторические особенности развития личности общества
при исследовании проблем обучения и воспитания, анализирует
теории прошлого и возможности их использования в настоящее
время
Философия
Теоретическая платформа
осмысления педагогического
опыта и сознания
педагогических концепций
Пример:
1. Заполните пропуски в предложении.
Констатирующий _____________ – форма эксперимента, которая направлена
на установление наличного уровня _______________________. В качестве примера
можно привести тестовое обследование интеллекта, которое проводится с помощью
различных методик и тестов.
Образец:
Констатирующий эксперимент – форма эксперимента, которая направлена на
установление наличного уровня психологического явления. В качестве примера
можно привести тестовое обследование интеллекта, которое проводится с помощью
различных методик и тестов.
Задание 4. Заполните таблицу. Укажите теоретические и практические задачи
возрастной психологии.
Теоретические задачи Практические задачи
Внимание:
При заполнении таблицы обратите внимание на тезисность формулировок.
Содержание таблицы в заполненном виде должно представлять собой выдержку из
основных положений.
Пример задания:
Заполните таблицу. Укажите теоретические и прикладные задачи специальной
психологии.
Образец:
Теоретические задачи Прикладные задачи
1. Раскрытие закономерностей
развития и проявления психики, общих
для нормальных и аномальных детей.
2. Раскрытие общих
закономерностей развития, присущих
всем аномальным детям.
3. Раскрытие специфических
закономерностей развития и проявления
психики разных групп детей
с проблемами в развитии.
4. Установление зависимости
развития и проявления психики от
характера, механизма и степени
выраженности дефекта
1. Разработка технологий
психологической помощи детям
с отклонениями в развитии и их семьям.
2. Обоснование и разработка
психологических и социальных мер,
позитивно влияющих на качество жизни
людей с атипиями развития.
3. Разработка технологий
формирования общественного мнения по
отношению к людям с атипией развития.
4. Профессиональная подготовка
специальных психологов

2. Развитие человека: понятие, процессы и методы исследования
Теоретические сведения
Комплекс методов исследования, применяемых в возрастной психологии,
состоит из нескольких различных методов, многие из которых заимствованы из
смежных дисциплин. Например, из общей, дифференциальной и социальной
психологии.
Наблюдение – основной метод при работе с детьми, поскольку такие методы,
как тесты, эксперимент, опрос – сложны, а иногда даже и невозможны для
исследования детского поведения.
Эксперимент – также является основным методом исследования в возрастной
психологии. Метод эксперимента является одним из самых надежных методов
получения информации. Суть эксперимента состоит в том, что в процессе
проведения исследования у ребенка вызываются интересующие исследователя
психические процессы. Для получения необходимого эффекта от исследования
создают специальные условия, необходимые для проявления тех или иных
процессов. При работе с детьми самым результативным методом является игра. При
этом в игре должны выражаться непосредственные интересы ребенка, его
потребности. Это необходимо для того, чтобы в полном объеме проявились
интеллектуальные способности и необходимые качества.
Срезы – еще один метод исследования в возрастной психологии. Они делятся:
— на поперечные;
— продольные (лонгитюдные).
Суть метода поперечных срезов состоит в том, что в группе с помощью
определенных методик исследуется какой-то параметр.
При использовании метода продольных (лонгитюдных) срезов
прослеживается развитие группы одних и тех же детей в течение длительного
времени.
Тестирование – метод возрастной психологии, который позволяет выявить
уровень интеллектуальных способностей и личностных качеств человека.
Беседа – это получение сведений о человеке в процессе непосредственного
общения на определенные темы.
Анкетирование – метод возрастной психологии, позволяющий получить
информацию о человеке на основании анализа его ответов на заранее
подготовленные вопросы.
Анализ продуктов деятельности – метод изучения человека посредством
анализа продуктов его деятельности, таких как рисунок, сочинение, личные
дневники, чертежи и пр. Например, на основании анализа рисунка можно сделать
вывод о познавательных процессах человека: его воображении, мышлении,
восприятии и пр.
Практический блок
Задание 1. Составьте схему «Основные и вспомогательные методы
исследования возрастной психологии».
Пример:
Составьте схему «Основные и вспомогательные производственные процессы».
Образец:
Задание 2. Заполните таблицу. Запишите основные отличительные признаки
естественного и лабораторного эксперимента.
Естественный эксперимент Лабораторный эксперимент
Производственные процессы
Основные процессы Вспомогательные процессы
Заготовительные
Обрабатывающие
Сборочные
Регулировочные
Внимание:
При заполнении таблицы обратите внимание на тезисность формулировок.
Содержание таблицы в заполненном виде должно представлять собой выдержку из
основных положений.
Пример:
Заполните таблицу. Запишите основные отличительные признаки
теоретических и прикладных задач специальной психологии.
Образец:
Теоретические задачи Прикладные задачи
1. Раскрытие закономерностей
развития и проявления психики, общих
для нормальных и аномальных детей.
2. Раскрытие общих
закономерностей развития, присущих
всем аномальным детям
1. Разработка технологий
психологической помощи детям
с отклонениями в развитии и их семьям.
2. Обоснование и разработка
психологических и социальных мер,
позитивно влияющих на качество жизни
людей с атипиями развития
Задание 3. Заполните таблицу. Напишите суть метода поперечных и
продольных срезов и приведите примеры.
Метод продольных срезов Метод поперечных срезов
Описание:
Описание:
Пример:
Пример:
Задание 4. Распределите методы в два столбца в соответствии с
наличием/отсутствием возрастных ограничений.
Наблюдение, эксперимент, анкетирование, беседа, тестирование, близнецовый
метод, кросс-культурный метод, опрос, интервью, самонаблюдение, анализ
продуктов деятельности.
Не имеют возрастных
ограничений
Имеют возрастные ограничения
Задание 5. Заполните пустые ячейки таблицы.
Основные методы
Наблюдение
Тесты
Беседа
Близнецовый
метод
Кросс-
культурный
Обычное
Естественный
Активное (проникает в самую суть)
Проходит в специальных условиях, с
использованием специального
оборудования. Специально меняются
условия
Сбор фактов и информации на основе
опроса. С использованием специально
заготовленного опросного листа
Изучение психики на основе
исследования факторов биографии человека
Внимание:
При заполнении таблицы обратите внимание на тезисность формулировок.
Содержание таблицы в заполненном виде должно представлять собой выдержку из
основных положений.
Задание 6. Заполните таблицу «Движущие силы развития ребенка». Запишите
в правой колонке процессы, в ходе которых проявляются новообразования и
существенные изменения в онтогенезе человека, по мнение ученых, указанных в
левой колонке.
Ученые Процессы
С. Холл, Ш. Бюллер
В. Штерн
Л.С. Выготский
С.Л. Рубинштейн
Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев
М.И. Лисина

3. Основные теории психического развития человека в зарубежной
психологии
Теоретические сведения
Основные подходы к изучению личности
В зарубежной психологии выделяют несколько различных подходов к
изучению личности: биогенетический, социогенетический и психогенетический.
Биогенетический подход
Биогенетический подход основан на теории биологического созревания
организма. Сторонники данного подхода полагают, что основные психические
свойства личности заложены в самой природе человека.
Одной из ранних теорий биогенетического подхода является теория
рекапитуляции С. Холла. Занимаясь исследованием развития детей, С. Холл сделал
вывод о том, что в его основе – биогенетический закон. Закон утверждает, что в
процессе индивидуального развития ребенок в сокращенном виде проходит этапы
эволюционного и культурного развития, которые прошел человеческий род. Все
этапы заданы генетически.
Еще одной теорией в рамках биогенетического подхода стала теория трех
ступеней развития К. Бюлера. Инстинкт, интеллект, дрессура – три ступени,
которые выделил автор теории. К. Бюлер полагал, что они взаимосвязаны как с
процессом созревания мозга и усложнением отношений с окружающим миром, так и
с развитием связанного с действием переживания удовольствия.
К. Бюлер считал переход удовольствия «с конца на начало» основной
движущей силой развития поведения.
Следующая теория – это теория конвергенции В. Штерна. По мнению
В. Штерна, принципиальное значение для развития ребенка имеет конфликт между
внешними воздействиями и внутренними склонностями, поскольку отрицательные
эмоции являются стимулом для развития самосознания. Существует общая для всех
детей определенного возраста нормативность и индивидуальная нормативность,
характерная для конкретного ребенка. К индивидуальным В. Штерн относил темпы
психологического развития, которые проявляются в скорости обучения.
В психоаналитической теории предметом являются человеческие эмоции и
межличностные отношения. Наиболее известные представители теории: З. Фрейд,
А. Фрейд и Э. Эриксон.
Концепция Фрейда основана на взаимодействии двух факторов
наследственности и среды. В основе лежит конфликт между инстинктивной сферой
душевной жизни человека и требованиями общества.
Социогенетический подход
Социогенетический подход основан на том, что человек, рождаясь
биологической особью, становится личностью благодаря воздействию социальных
условий жизни. Главным в становлении является общение. Важная роль отводится
влиянию воспитания, воздействию окружающей среды и определенных факторов,
которые выступают основой поведения. Внешние причины психического развития
человека также играют большую роль в социогенетическом подходе.
Теория социализации. Психолог К. Левин исходил из того, что любая
личность живет и развивается в психологическом поле окружающих его предметов.
Каждый из предметов имеет свой заряд. Для каждого валентность имеет свой знак,
хотя некоторые предметы имеют одинаковую притягательную или отталкивающую
силу взаимодействия на человека. Предметы вызывают в человеке потребности,
которые приводят к напряжению человека. И человек стремится к разрядке (к
удовлетворению потребностей). К. Левин делил потребности на биологические и
социальные.
Основная мысль теории научения состоит в том, что всякое поведение
усваивается в результате научения.
Научение (обучение, учение) – процесс приобретения субъектом новых
способов осуществления поведения и деятельности, их фиксации и/или
модификации. Изменение психологических структур, которое происходит в
результате этого процесса, обеспечивает возможность дальнейшего
совершенствования деятельности.
Суть теории ролей состоит в том, что каждый человек в жизни играет какую-
то роль, одному ему предназначенную. И в зависимости от роли определяется
характер поведения человека и его отношения с другими.
Таким образом, сторонники данного подхода, считали, что нет врожденного
поведения человека, каждое его действие – это результат внешнего воздействия
среды. Поэтому в результате манипуляций внешним воздействием можно получить
любой результат.
Психогенетический подход
Развитие собственно психических процессов выдвигается в психогенетическом
подходе на первый план, несмотря на то, что он не отрицает ни биологии, ни среды.
Основными представителями направления считаются: З. Фрейд, Р. Бенедикт,
Л. Фойер, Л. Шелефф, Э. Эриксон, Ж. Пиаже, Л. Колберга и пр.
В психогенетическом подходе выделяют 3 ветви:
— психодинамическую (З. Фрейд, Э. Эриксон);
— персонологическую (Э. Шпрангера);
— когнитивистскую (Ж. Пиаже и Л. Колберга).
В исследованиях ученых в данной теории рассматривается одна общая
проблема «биологическое – социальное».
Практический блок
Задание 1. Соотнесите критерии, на основе которых была построена
периодизация, с их авторами. Заполните таблицу.
Критерии:
Развитие детской сексуальности
Развитие интеллектуальных структур
Становление идентичности
Развитие морального сознания
Ступени системы воспитания и обучения детей
Автор Критерий
Э. Эриксон
З. Фрейд
Р. Заззо
Ж. Пиаже
3.Л. Колберг
Задание 2. Соотнесите теории психического развития с их авторами.
Заполните таблицу.
Теории:
Теория рекапитуляции
Теория трех ступеней развития
Теория созревания
Теория конвергенции двух факторов
Психоаналитическая теория
Эпигенетическая теория развития личности
Теория когнитивного развития
Автор Теория
С. Холл
З. Фрейд
А. Геззел
В. Штерн
К. Бюлер
Э. Эриксон
Ж. Пиаже
Образец:
Задание выполняется аналогично заданию 1.
Задание 3. Составьте схему «Подходы к изучению личности».
Пример:
Составьте схему «Основные методы научного познания».
Образец:
Задание 4. Проанализируйте основные подходы к изучению личности. Какой
из подходов выбрали бы вы? Почему?
Задание 5. Соотнесите предмет исследования с направлением психологии.
Заполните таблицу.
Предмет исследования:
Поведение
Познавательные процессы
Личность (индивидуальность)
Основные методы научного познания
Диалектический Метафизический
Диалектический метод познания
рассматривает все явления и
процессы во взаимосвязи, развитии и
взаимообусловленности
Метафизический метод познания
рассматривает явления и предметы
как обособленные и неизменные
структуры
Бессознательное
Направление Предмет исследования
Бихевиоризм
Психоанализ
Гуманистическая психология
Когнитивная психология
Образец:
Задание выполняется аналогично заданию 1.

4. Закономерности психического развития: взгляды отечественных
ученых
Теоретические сведения
Развитие отечественной психологии началось с активного освоения
достижений западных психологов. Учения З. Фрейда, К. Юнга, Ж. Пиаже и других
ученых интересовали отечественных психологов. В процессе своего развития
советская психология становилась более обособленной. Такие ученые, как
Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, П.П. Блонский, А.Н. Леонтьев,
Д.Б. Эльконин и др., внесли весомый вклад в развитие науки в целом.
Одно из центральных мест в отечественной психологии занимает культурно-
историческая концепция психического развития человека Л.С. Выготского.
Учение Л.С. Выготского об общественно-исторической природе психики человека
легло в основу общей теории психического развития человека в психологии
советского времени. Л.С. Выготский выявил и сформулировал основные законы
детского развития. Основная суть идеи состоит в том, что в развитии ребенка есть
две сплетенные линии:
— естественное «созревание»;
— культурное совершенствование.
Второе подразумевает овладение различными культурными способами
поведения и мышления.
Основа культурно-исторической теории – это идея о соотношении идеальной и
реальной форм.
Реальные формы – это природные свойства человека, основа его
органического развития психических форм.
Идеальная форма отражает сложившиеся в ходе исторического развития
человечества формы культурного поведения.
По сути, поведение культурного человека есть результат его развития с детства
в сочетании с историческим развитием. Человек по природе своей социален. И без
социума самостоятельно не сможет развить в себе качества, которые развивались
веками в результате общего развития человека.
Социальная среда и культура – это не фактор психического развития человека,
а источник. Социальная среда выступает аккумулятором человеческого опыта,
который проявляется (материализуется) в предметах как духовной, так и
материальной культуры. Высшие психические формы развития человека идеальны
по отношению к таким же формам ребенка (например, речь). Социальная среда
выступает источником индивидуального развития человека в его онтогенезе,
представляя собой совокупность существования идеальных форм, которые
присваиваются человеком в процессе развития и становятся реальной формой его
психики.
Ребенок не в силах самостоятельно встретиться с идеальными формами
культуры. Для того чтобы идеальные формы стали реальными, необходим
посредник. Л.С. Выготский таким посредником называл знак.
«Психическое развитие в культурно-исторической традиции – это
многообразие форм знаково-символического опосредствования, “окультуривания
натуры”».
Знак – это условный символ, имеющий значение. Универсальным знаком
можно считать слово (речь). При этом знаки несут на себе отпечаток того социума, в
котором происходит становление ребенка. Знаки ребенок усваивает не сам по себе, а
посредством взаимодействия и общения со взрослыми. Следовательно, движущей
силой психического развития ребенка Л.С. Выготский считал обучение. Он говорил:
«Правильно организованное обучение ребенка ведет за собой детское умственное
развитие, вызывает к жизни целый ряд таких процессов развития, которые вне
обучения вообще сделались бы невозможными. Обучение есть, таким образом,
внутренне необходимый и всеобщий момент в процессе развития у ребенка не
природных, но исторических особенностей человека». [4]
В своих работах Л.С. Выготский обращался и к вопросам периодизации. В
целом в отечественной ветви развития возрастной психологии вопрос периодизации
также вызывал интерес ряда ученых (см. таблицу 2).
Таблица 2. Периодизация психического развития
Исследователь Периодизация
Л.С. Выготский Кризис новорожденности
Младенческий возраст (2 месяца – 1 год)
Кризис одного года
Раннее детство (1–3 года)
Кризис 3 лет
Дошкольный возраст (3–7 лет)
Кризис 7 лет
Школьный возраст (8–12 лет)
Кризис 13 лет
Пубертатный возраст (14–18 лет)
Кризис 17 лет
Д.Б. Эльконин 1. Младенчество
2. Ранний возраст
3. Дошкольный возраст
4. Младший школьник
5. Подростковый возраст
6. Ранняя юность
Л.С. Слободчиков 1 ступень – оживление (от рождения до 1 года)
2 ступень – одушевление (от 1 года до 5–6 лет)
3 ступень – персонализация (от 6 до 18 лет)
4 ступень – индивидуализация (от 17 до 42 лет)
Одним из выдающих ученых советской науки является С.Л. Рубинштейн. На
основе своей работы Рубинштейн сформулировал принцип единства создания и
деятельности.
«Деятельность и сознание – не два в разные стороны обращенных аспекта.
Они образуют органическое целое – не тождество, но единство».
«Утверждение единства сознания и деятельности означало, что надо понять
сознание, психику не как нечто лишь пассивное, созерцательное, рецептивное, а как
процесс, деятельность субъекта, реального индивида, и в самой человеческой
деятельности, в поведении человека раскрыть его психологический состав и
сделать таким образом самую деятельность человека предметом психологического
исследования». [6]
Практический блок
Задание 1. Заполните таблицу. Укажите не менее трех отечественных ученых и
их вклад в развитие науки.
Ученый Основное
направление работы
Основные труды
Задание 2. Назовите признаки ведущей деятельности, по мнению
А.Н. Леонтьева.
Задание 3. Сформулируйте принцип единства сознания и деятельности,
предложенный С.Л. Рубинштейном. В чем смысл принципа?
Задание 4. Заполните таблицу «Соответствие возрастного периода развития и
ведущей деятельности», руководствуясь теорией, предложенной Д.Б. Элькониным.
Виды деятельности:
Учебная деятельность
Непосредственно-эмоциональное общение
Общение со сверстниками
Предметная деятельность
Сюжетно-ролевая игра
Учебно-профессиональная деятельность
Период Ведущая деятельность
Младенчество
Ранний возраст
Дошкольный возраст
Младший школьник
Подростковый возраст
Ранняя юность
Образец:
Период Ведущая деятельность
Младенчество Непосредственно-эмоциональное общение

Смотрите так же
Адвокатура (1/1)
Аддиктология и методы контраддиктивной стимуляции (1/1)
Административное право (1/1)
Административное право (2/2)
Актуальные проблемы современности и журналистики (1/1)
Анатомия центральной нервной системы (1/1)
Антикризисное управление (1/1)
Антикризисное управление персоналом (1/1)
Арбитражный процесс (1/1)
Аудит (1/1)
Банковские системы и банковское дело (1/1)
Банковское право (1/1)
Бизнес-коммуникации (1/1)
Бизнес-планирование (1/1)
Бизнес-планирование в сфере рекламной и паблик рилейшнз деятельности (1/1)
Бухгалтерский учет (1/1)
Бухгалтерский учет и анализ (1/2)
Бухгалтерский учет и анализ (2/2)
Бюджетная система Российской Федерации (1/1)
Введение в клиническую психологию (1/1)
Введение в профессию (1/1)
Возрастная психология (1/1)
Возрастная психология и психология развития (1/1)
Всеобщая история (1/1)
Город и устойчивое развитие (1/1)
Государственная антикоррупционная политика (1/1)
Государственная и муниципальная служба (1/1)
Государственная поддержка малого бизнеса (1/1)
Государственное регулирование экономики (1/1)
Государственные и муниципальные финансы (1/1)
Гражданский процесс (1/2)
Гражданский процесс (2/2)
Гражданское право (1/1)
Гражданское право (1/2)
Гражданское право (2/2)
Гражданское право (2/3)
Деловая этика (1/1)
Деловые коммуникации (1/1)
Деловые коммуникации (1/2)
Демография (1/1)
Деньги, кредит, банки (1/1)
Диджитал проектирование (1/1)
Договорное право (1/1)
Доказывание и принятие решений в уголовном судопроизводстве (1/1)
Документационное обеспечение управления (1/1)
Документирование управленческой деятельности (1/1)
Древние языки и культуры (1/1)
Жанры и форматы современного телевидения и радиовещания (1/1)
Жилищное право (1/1)
Земельное право (1/1)
Инвестиционный анализ (1/1)
Инновационные технологии фандрейзинг, спонсоринг, краудфандинг и эндаумент (1/1)
Инновационный менеджмент (1/1)
Иностранный язык (1/2)
Иностранный язык (2/2)
Иностранный язык (3/4)
Иностранный язык в сфере государственного управления (1/1)
Иностранный язык в сфере юриспруденции (1/1)
Инфокоммуникационные технологии (1/1)
Информационная безопасность и защита персональных данных сотрудников (1/1)
Информационное право и информационная безопасность (1/1)
Информационные технологии в журналистике (1/1)
Информационные технологии в лингвистике (1/1)
Информационные технологии в менеджменте (1/1)
Информационные технологии в психологии (1/1)
Информационные технологии в рекламе и в сфере связей с общественностью (1/1)
Информационные технологии в управлении (1/1)
Информационные технологии в управлении персоналом (1/1)
Информационные технологии в экономике (1/1)
Информационные технологии в юридической деятельности (1/1)
Исполнительное производство (1/1)
История государства и права зарубежных стран (1/1)
История государства и права России (1/1)
История зарубежной журналистики (1/2)
История зарубежной журналистики (2/2)
История зарубежной литературы (2/6)
История зарубежной литературы (5/6)
История зарубежной литературы (6/6)
История искусств (1/2)
История литературы стран первого иностранного языка (1/3)
История литературы стран первого иностранного языка (3/3)
История отечественной журналистики (1/2)
История отечественной журналистики (2/2)
История отечественной литературы (2/6)
История отечественной литературы (5/6)
История отечественной литературы (6/6)
История рекламы (1/1)
История России (1/1)
История, культура и география стран второго иностранного языка (1/1)
История, культура и география стран первого иностранного языка (1/1)
Коммерческое право (1/1)
Коммуникативное обучение иностранным языкам (1/1)
Комплексный экономический анализ (1/1)
Конституционное право (1/1)
Конституционное право (1/2)
Конституционное право (2/2)
Конституционное право зарубежных стран (1/1)
Консультативная психология теория и практика (1/1)
Консультирование на телефоне доверия (1/1)
Контроль и ревизия (1/1)
Конфликтология (1/1)
Копинг-стратегии поведения (1/1)
Корпоративная социальная ответственность (1/1)
Корпоративное управление (1/1)
Криминалистика (1/1)
Криминология (1/1)
Кросс-культурные коммуникации (1/1)
Культурология (1/1)
Лексикология (первый иностранный язык) (1/1)
Логистика (1/1)
Макроэкономика (1/1)
Маркетинг (1/1)
Маркетинг в рекламе и средствах массовой информации (1/1)
Маркетинг персонала (1/1)
Математика (1/2)
Математика (2/2)
Математико-статистические методы в психологии (1/1)
Математические методы в психологии (1/1)
Медиа-коммуникации в арт-бизнесе (1/1)
Медиаанализ и медиапланирование (1/1)
Медиация в управлении персоналом (1/1)
Международное право (1/1)
Международное частное право (1/1)
Международные стандарты аудита (1/1)
Международные стандарты финансовой отчетности (1/1)
Межкультурная коммуникация (1/1)
Менеджмент (1/1)
Методика получения и проверки информации (фактчекинг) (1/1)
Методика преподавания психологии (1/2)
Методология и методы научных исследований (1/1)
Методология исследования в клинической психологии (1/1)
Методология научных исследований (1/1)
Методы принятия управленческих решений (1/1)
Микроэкономика (1/1)
Мировая экономика и международные экономические отношения (1/1)
Моделирование социально-экономических процессов (1/1)
Моделирование экономических процессов (1/1)
Мотивация и стимулирование трудовой деятельности (1/1)
Муниципальное право (1/1)
Муниципальное управление и местное самоуправление (1/1)
Назначение наказаний (1/1)
Налоги и налоговая система (1/1)
Налоги и налогообложение (1/1)
Налоговое планирование и прогнозирование (1/1)
Налоговое право (1/1)
Общая и профессиональная риторика в рекламной и паблик рилейшнз деятельности (1/1)
Общая психология (1/4)
Общая психология (2/4)
Общая психология (3/4)
Общая психология (4/4)
Общая психология. Практикум (1/2)
Общая психология. Практикум (2/2)
Общий психологический практикум (1/1)
Оказание юридической помощи населению (1/1)
Операционный менеджмент (1/1)
Организационная культура (1/1)
Организационное поведение (1/1)
Организация и проведение кампаний в рекламе и в сфере связей с общественностью (1/1)
Организация кадровой службы и кадровый учет (1/1)
Организация работы редакции газеты, радио, телевидения (1/1)
Основы военной подготовки (1/1)
Основы государственного и муниципального управления (1/1)
Основы государственного и муниципального управления (2/2)
Основы делопроизводства и документооборот (1/1)
Основы журналистской деятельности (3/3)
Основы кадровой политики и кадрового планирования (1/1)
Основы математического моделирования социально-экономических процессов (1/1)
Основы межкультурной коммуникации (1/1)
Основы менеджмента (1/1)
Основы нейропсихологии (1/1)
Основы организации труда (1/1)
Основы патопсихологии (1/1)
Основы психиатрии (1/1)
Основы психиатрии (2/2)
Основы психопатологии (1/1)
Основы психотерапии (1/1)
Основы разработки и технологии производства рекламного продукта (1/1)
Основы российской государственности (1/1)
Основы самообразования (1/1)
Основы теле- и радиожурналистики (1/1)
Основы теории коммуникации (1/1)
Основы теории литературы (1/1)
Основы языкознания (1/2)
Основы языкознания (2/2)
Особенности принятия и исполнения государственных решений (1/1)
Отечественный опыт обучения иностранным языкам (1/1)
Оценка и управление стоимостью компании (1/1)
Оценка эффективности рекламной и паблик рилейшнз деятельности (1/1)
Педагогика (1/1)
Педагогика (1/2)
Педагогика (2/2)
Планирование и прогнозирование в экономике (1/1)
Поведение потребителей (1/1)
Право интеллектуальной собственности (1/1)
Право социального обеспечения (1/1)
Правоведение (1/1)
Правовое обеспечение государственного и муниципального управления (1/1)
Правовые основы оперативно-розыскной деятельности (1/1)
Правоохранительные органы (1/1)
Практикум по культуре речевого общения первого иностранного языка (1/2)
Практикум по нейропсихологической диагностике отклоняющегося поведения (1/1)
Практикум по патопсихологической диагностике и экспертизе (1/1)
Практикум по психодиагностике (1/2)
Практикум по психодиагностике (2/2)
Практикум по психоконсультированию (2/2)
Практикум по психокоррекции (1/1)
Практикум по психологическому консультированию (1/1)
Практикум по психотерапии (1/2)
Практическая грамматика (1/1)
Практический курс первого иностранного языка (1/6)
Предпринимательское право (1/1)
Предпринимательство (1/1)
Принятие и исполнение государственных решений (1/1)
Прогнозирование и планирование (1/1)
Прогнозирование и планирование в управлении (1/1)
Прокурорский надзор (1/1)
Противодействие коррупции в органах законодательной и исполнительной власти (1/1)
Профессиональная этика (1/1)
Профессиональная этика журналиста (1/1)
Профессиональная этика психолога (1/1)
Профессиональный иностранный язык (1/1)
Психодиагностика (1/1)
Психоконсультирование (1/3)
Психоконсультирование (2/2)
Психоконсультирование (2/3)
Психоконсультирование (3/3)
Психокоррекция (1/1)
Психологическая коррекция и реабилитация (1/1)
Психологическая помощь в кризисных и экстремальных ситуациях (1/1)
Психологическое консультирование (1/1)
Психология (1/1)
Психология безопасности (1/1)
Психология гендерных отношений (1/1)
Психология личности (1/1)
Психология общения (1/1)
Психология профессионального самоопределения (1/1)
Психология родительско-детских отношений (1/1)
Психология семьи (1/1)
Психология труда (1/1)
Психосоматика с практикумом (1/2)
Психосоматика с практикумом (2/2)
Психотерапия с практикумом (1/1)
Расследовательская журналистика (1/1)
Региональная экономика и управление (1/1)
Регламентация и нормирование труда (1/1)
Рекламно-коммуникационный практикум (1/1)
Рекламный менеджмент (1/1)
Римское право (1/1)
Русский язык и культура речи (часть 1/1)
Рынок труда и занятости (1/1)
Связи с общественностью в системе государственного и муниципального управления (1/1)
Семейное консультирование (1/1)
Семейное право (1/1)
Система средств массовой информации (1/1)
Современная мировая экономика (1/1)
Современная российская экономика (1/1)
Современные информационные технологии в психологии (1/1)
Современные концепции менеджмента (1/1)
Современные методы и техники психоконсультирования и психотерапии (1/1)
Современные методы менеджмента организации (1/1)
Современные методы оценки и аттестации персонала (1/1)
Современный стратегический анализ (1/1)
Социальная психология (1/1)
Социально-психологический тренинг (1/2)
Социально-психологический тренинг (2/2)
Социология (1/1)
Социология массовых коммуникаций (1/1)
Социология часть (1/1)
Специальная психология (1/1)
Статистика (1/1)
Статистика (2/2)
Стилистика (первый иностранный язык) (1/1)
Стилистика и литературное редактирование (1/2)
Стилистика и литературное редактирование (2/2)
Стратегический маркетинг (1/1)
Стратегический менеджмент (1/1)
Стратегическое развитие территорий (1/1)
Стратегическое управление регионом (1/1)
Страхование (1/1)
Страховое право (1/1)
Супервизии (1/1)
Тайм-менеджмент (1/1)
Тактический и операционный менеджмент (1/1)
Теоретическая грамматика (1/1)
Теория государства и права (1/2)
Теория государства и права (2/2)
Теория и механизмы современного государственного управления (1/1)
Теория и практика психодиагностики (1/2)
Теория и практика рекламы (1/1)
Теория и практика связей с общественностью (1/1)
Теория и практика тренинга (1/1)
Теория искусства (1/1)
Теория менеджмента (1/1)
Теория организации (1/1)
Теория организации и организационное поведение (1/1)
Теория управления (1/1)
Трудовое право (1/1)
Уголовно-исполнительное право (1/1)
Уголовное право (1/2)
Уголовное право (2/2)
Уголовный процесс (1/1)
Управление адаптацией (1/1)
Управление бизнес-процессами (1/1)
Управление в социальной сфере (1/1)
Управление государственным и муниципальным заказом (1/1)
Управление инфраструктурой городского хозяйства (1/1)
Управление карьерой (1/1)
Управление коммуникациями (1/1)
Управление организационными изменениями (1/1)
Управление персоналом (2/2)
Управление проектами (1/1)
Управление проектами в современных условиях (1/1)
Управление рисками (1/1)
Управление рисками (продвинутый уровень) (1/1)
Управление социально-экономическим развитием муниципального образования (1/1)
Управление финансами (1/1)
Управление цепями поставок (1/1)
Управление человеческими ресурсами (1/1)
Управление человеческими ресурсами (продвинутый уровень) (1/1)
Управленческий консалтинг (1/1)
Управленческий учет и бюджетирование (1/1)
Учет затрат, калькулирование и бюджетирование (1/1)
Учет и налогообложение малого бизнеса (1/1)
Физиология высшей нервной деятельности (1/1)
Физическая культура и спорт (1/1)
Философия (1/1)
Финансовая система региона (1/1)
Финансовое планирование и бюджетирование (1/1)
Финансовое право (1/1)
Финансовые вычисления (1/1)
Финансовый менеджмент (1/1)
Финансы (1/1)
Финансы, денежное обращение и кредит (1/1)
Фотография в журналистике (1/1)
Экологическое право (1/1)
Экология (1/1)
Эконометрика (1/1)
Экономика (1/1)
Экономика государственного и муниципального сектора города (1/1)
Экономика и оценка недвижимости (1/1)
Экономика и социология труда (1/1)
Экономика организации (предприятия) (1/1)
Экономика средств массовой информации (1/1)
Экономика труда (1/1)
Экономическая безопасность (1/1)
Экономическая теория (1/1)
Экономическая теория (2/2)
Экспериментальная психология (1/1)
Электронный бизнес и Интернет-технологии (1/1)
Этика государственной и муниципальной службы (1/1)
Этика делового общения (1/1)
Этика деловых отношений и культура управления (1/1)
Этнопсихология (1/1)
Юридическая психология (1/1)
Юридическая техника (1/1)