Социология (1/1)
Практические задания (ПЗ) в ММУ по предмету Социология (1/1)
Рекомендации к выполнению практических заданий
Учебным планом предусмотрено прохождение практических занятий по дисциплинам.
В рамках практических занятий студенты выполняют практические задания, следовательно, выполнение указанных заданий является обязательным для получения положительной оценки по дисциплине.
1. Задания рекомендуется выполнять в течение всего учебного семестра до окончания срока представления письменных (курсовых) работ (сроки см. в графике работы в семестре);
2. Выполнение заданий оформляется в письменном виде (текстовый файл с титульным листом (см. бланк титульного листа на странице дисциплины));
3. Файл необходимо загружать в соответствующий раздел дисциплины. По примеру курсовой работы.
4. Выполнение заданий оценивается преподавателем «Выполнено/Не выполнено» в течение всего семестра;
5. Возврат файла на доработку возможен только 1 раз в сроки загрузки письменных (курсовых) работ;
6. Для получения отметки «Выполнено» необходимо выбрать любое 1 практическое задание (на выбор студента), выполнить внутри него все задачи.
Практические задания в ММУ постоянно меняют: если Ваше ПЗ отличается, пишите нам, скорее всего у нас есть уже новое!
Практическое занятие 1 по теме 1
Тема 1. Реклама и связи с общественностью в организациях культуры
Задание 1.
В зависимости от поставленных целей и задач различают разведывательные, описательные и аналитические исследования.
Разведывательное исследование решает весьма ограниченные по содержанию задачи. Оно охватывает, как правило, небольшие обследуемые совокупности и основывается на упрощенной программе, сжатом по объему инструментарии. Обычно разведывательное исследование используется для предварительного обследования некоего малоизученного явления или процесса социальной жизни. В частности, этот вид исследований применяется в целях получения дополнительной информации об объекте для уточнения задач, гипотез и апробации, проверки качества разработанного инструментария углубленного масштабного исследования.
Если в исследовании осуществляется проверка надежности инструментария, то оно называется пилотажным.
Разведывательное исследование может выступать и в качестве самостоятельного вида исследования. Например, цель экспресс-опроса состоит в получении сведений, интересующих исследователя в данный момент. Экспресс-опрос включает в себя ограниченное количество вопросов по узкому кругу проблем, изучаемых в ходе исследования.
Описательное исследование сложнее, чем разведывательное; позволяет составить относительно целостное представление об изучаемом явлении, его структурных элементах и проводится по полной разработанной программе обычно в тех случаях, когда
объектом выступает относительно большая общность людей. Выбор
методов сбора информации в описательном исследовании определяется
его задачами. Сочетание различных методов повышает объективность
и полноту собираемой информации, что делает его выводы и
рекомендации более обоснованными, чем при разведывательном
исследовании.
Аналитическое исследование проводится с целью углубленного
изучения явления, когда требуется описать не только его структуру, но
также причины и факторы его возникновения, изменения,
количественно-качественные характеристики объекта, его
функциональные взаимосвязи, динамику. Здесь же рассматриваются
возможные пути и способы решения поставленной в исследовании
проблемы. Подготовка аналитического исследования требует
значительного времени, тщательно разработанных программы и
инструментария. Используемые методы сбора социологической
информации говорят о том, что такое исследование носит комплексный
характер: в нем, дополняя друг друга, могут применяться различные
формы опроса, анализ документов, наблюдение.
Используя сайт ВЦИОМ (https://wciom.ru/) приведите пример
любого на ваш выбор исследования с данного портала. Кратко (не
более 2х абзацев) опишите этого исследования, определите к какому
виду из вышеперечисленных (разведывательные, описательные и
аналитические) оно относится.
Задание 2.
В зависимости от того, изучаются социальные явления в статике или в
динамике, различают разовые (точечные) и повторные социологические
исследования.
Повторные социологические исследования позволяют анализировать данные во временно й перспективе, они подразделяются на трендовые, когортные, панельные и мониторинговые.
Используя открытые источники приведите пример любого повторного исследования на выбор (трендового, когортного, панельного или мониторингового). Кратко, не более 2х абзацев текста.
Задание 3.
Раскройте понятие статусно-ролевой конфликт, приведите пример.
Практическое занятие 2
Задание 1.
Фокус-групповое исследование является самым распространенным качественным методом сбора информации. Термин «фокус-группа» является сокращением от понятия «фокусированное интервью», предложенного Р. Мертоном, М. Фиске и П. Кендалл в 1946 г. В дальнейшем представители различных социологических школ по-разному трактовали особенности этого метода. Однако устойчивыми остаются некоторые подходы и принципы, которым следуют те, кто его использует. По мнению Т. Гринбаума — автора популярного на Западе учебника по фокус-группам — исследования этого типа включают четыре общих элемента:
1. Вовлечение нескольких респондентов, собранных в одном месте.
2. Взаимодействие участников. Если во многих других типах исследований считается, что любая дискуссия между участниками искажает чистоту ответов, то на заседаниях фокус-групп субъекты поощряются к взаимодействию друг с другом.
3. Весь ход обсуждения осуществляется профессионалом-модератором. Он направляет течение групповой дискуссии в соответствии с целями, поставленными на предварительной стадии.
4. При проведении фокус-групп используется сценарий. Если в количественном исследовании при сборе информации применяется законченный, формализованный, структурированный инструментарий, то путеводитель обычно имеет форму относительно незавершенного руководства. Его основное назначение — фокусирование проблемы, настраивание на определенную тему. Одновременно он должен давать возможность спонтанным высказываниям участников, обеспечивать групповую динамику.
Раскройте:
— кто и почему не может привлекаться к участию в фокус-группе?
— почему фокус-группа, является качественным, а не количественным
методом исследования?
— какова максимальная и минимальная численность фокус-группы?
Задание 2.
Процесс институционализации, т.е. образования социального
института, состоит из нескольких последовательных этапов:
1) возникновение потребности, удовлетворение которой требует
совместных организованных действий;
2) формирование общих целей;
3) появление социальных норм и правил в ходе стихийного
социального взаимодействия, осуществляемого методом проб и ошибок;
4) появление процедур, связанных с нормами и правилами;
5) институционализация норм и правил, процедур, т.е. их принятие,
практическое применение;
6) установление системы санкций для поддержания норм и правил,
дифференцированность их применения в отдельных случаях;
7) создание системы статусов и ролей, охватывающих всех без
исключения членов института.
Зарождение и гибель социального института хорошо
просматриваются на примере института дворянских дуэлей чести. Дуэли
были институционализированным методом выяснения отношений между
дворянами в период с XVI до XVIII в. Этот институт чести возник в силу
потребности в охране чести дворянина и упорядочении отношений между
представителями данного социального слоя. Постепенно система
процедур и норм развивалась и спонтанные ссоры и скандалы превращались
в высокоформализованные бои и поединки со специализированными ролями
(главный распорядитель, секунданты, медики, обслуживающий персонал).
Этот институт поддерживал идеологию незапятнанной дворянской чести, принятую в основном в привилегированных слоях общества. Институт дуэлей предусматривал достаточно жесткие нормы защиты кодекса чести: дворянин, получивший вызов на дуэль, должен был или принять вызов, или уйти из общественной жизни с позорным клеймом трусливого малодушия. Но с развитием капиталистических отношений изменялись этические нормы в обществе, что выразилось, в частности, в ненужности защиты дворянской чести с оружием в руках. Примером упадка института дуэлей может служить абсурдный выбор оружия дуэли Авраамом Линкольном: бросание картошин с расстояния 20 м. Так этот институт постепенно прекратил свое существование.
Кратко в свободной форме приведите пример исчезнувшего или находящегося в стадии исчезновения социального института.
Задание 3.
Разведывательное исследование решает весьма ограниченные по содержанию задачи. Оно охватывает, как правило, небольшие обследуемые совокупности и основывается на упрощенной программе, сжатом по объему инструментарии. Обычно разведывательное исследование используется для предварительного обследования некоего малоизученного явления или процесса социальной жизни. В частности, этот вид исследований применяется в целях получения дополнительной информации об объекте для уточнения задач, гипотез и апробации, проверки качества разработанного инструментария углубленного масштабного исследования.
Если в исследовании осуществляется проверка надежности инструментария, то оно называется пилотажным.
Используя сайт ВЦИОМ (https://wciom.ru/) приведите пример
разведывательного (или пилотажного) исследования.
Кратко (не более 2х абзацев) опишите этого исследование.