Психология семьи (1/1)
Практические задания (ПЗ) в ММУ по предмету Психология семьи (1/1)
Рекомендации к выполнению практических заданий по курсу «Психология семьи»
Учебным планом предусмотрено прохождение практических занятий по дисциплинам.
В рамках практических занятий студенты выполняют практические задания, следовательно,выполнение указанных заданий является обязательным для получения положительной оценки по дисциплине.
1. Задания рекомендуется выполнять в течение всего учебного семестра до окончания срока представления письменных (курсовых) работ (сроки см. в графике работы в семестре).
2. Выполнение заданий оформляется в письменном виде (текстовый файл с титульным листом (см. бланк титульного листа на странице дисциплины)).
3. Файл необходимо загружать в соответствующий раздел дисциплины. По примеру курсовой работы.
4. Выполнение заданий оценивается преподавателем «Выполнено/Не выполнено»в течение всего семестра.
5. Возврат файла на доработку возможен только 1 раз в сроки загрузки письменных (курсовых) работ.
6. Порядок выполнения практических заданий:
Практическое занятие по теме 1:
Задание 1. Написать один небольшой письменный доклад (можно с презентацией) – 1-2 страницы (тема по выбору студента (из предложенных)).
Задание 2. Дайте развернутый ответ на один из перечисленных вопросов.
Практическое занятие по теме 2:
Задание 1. Написать один небольшой письменный доклад (можно с презентацией) – 1-2 страницы (тема по выбору студента (из предложенных)).
Задание 2. Дайте развернутый ответ на один из перечисленных вопросов.
Практическое занятие по теме 3:
Задание 1. Дайте развернутый ответ на один из перечисленных вопросов.
Задания 2-6. Выполнить одно из заданий (на выбор студента).
Практическое занятие по теме 4:
Задание 1. Дайте развернутый ответ на один из перечисленных вопросов.
Задания 2-5. Выполнить одно из заданий (на выбор студента).
Практическое занятие по теме 5:
Задание 1. Дайте развернутый ответ на один из перечисленных вопросов.
Задания 2-5. Выполнить одно из заданий (на выбор студента).
Практическое занятие по теме 6:
Задание 1. Написать один небольшой письменный доклад (можно с презентацией) – 1-2 страницы (тема по выбору студента (из предложенных)).
Задания 2-4. Выполнить одно из заданий (на выбор студента).
Практическое занятие по теме 7:
Задание 1. Дайте развернутый ответ на один из перечисленных вопросов.
Задания 2-4. Выполнить одно из заданий (на выбор студента).
Если при выполнении заданий вы делаете презентацию (PowerPoint), ее можно прикрепить к файлу Word, либо вложить все выполненные задания в папку, перевести в архив и отправить на проверку (по всем 7 занятиям сразу в одном файле или папке!).
Практические задания в ММУ постоянно меняют: если Ваше ПЗ отличается, пишите нам, скорее всего у нас есть уже новое!
Практические задания
Задание 1.
Подготовьте небольшой письменный доклад на одну из предложенных тем (можно с презентацией):
1. Культурно-исторические представления о семье, браке в раз-ных странах. (Брак в древности, языческая семья, Христианская семья, се-мья в Средневековье)
2. Понятия семья и брак в истории общества.
3. Семья в России: характерные особенности развития семейных от-ношений, тенденции российской семьи.
4. Особенности современных семейных отношений в разных странах мира.
5. Психология современной семьи: результаты исследования.
Задание 2. Дайте развернутый ответ на один из перечисленных во-просов:
1. Наиболее распространенная структура семьи в Российском обществе?
2. Основные особенности исторических типов семьи.
3. В чем уникальность современной семьи?
4. Качественная и количественная эволюция семейных отноше-ний. 5. Когда появилась семья и какие ступени в своем развитии она прошла? 6. Назовите исторические типы семейных отношений. 7. Как изменялись функции семьи по мере развития общества?
Практические задания
Задание 1. Подготовьте небольшой письменный доклад на одну
из предложенных тем (можно с презентацией):
1. Исторические формы семейно-брачных отношений.
2. Семья как малая группа и как социальный институт.
3. Типы семьи. Их функции в обществе.
4. Понятия брак, семья, супружество.
5. Этапы и закономерности в развитии института семьи.
Задание 2. Дайте развернутый ответ на один из перечисленных во-
просов:
1. Причины заинтересованости общества в официальном оформ-
лении отношений?
2. Каковы психологические основания полигамии?
3. В чем специфика полигамии и моногамии?
4. Опишите разницу в функциях мужчины и женщины в разных
типах брачно-семейных отношений?
5. Причины закрепления экзогамии?
6. Раскройте понятия «идеальная – реальная семья»
7. Порассуждайте: Брак это конечная цель или отправная точка.
Практические задания
Задание 1. Дайте развернутый ответ на один из перечисленных во-просов:
1. В чем отличие «внутренних» от «внешних» ролей в семье?
2. Какие семейные подсистемы можно выделить в семейной систе-ме.
3. Ролевой конфликт приводит…
4. Что понимается под ролевой согласованностью?
5. Причины ролевого конфликта.
6. Как характеризуется гибкость семейной системы?
Задания 2-6. Выполнить одно из заданий (на выбор студента)
Задание 2. Сформулируйте основные задачи психологической по-мощи семье, испытывающей трудности в своем функционировании.
Задание 3. Возьмите любую известную вам семью и опишите струк-турные характеристики данной семейной системы. Иллюстрируйте приме-рами из жизни данной семьи. Готовя данное задание, помните про принцип конфиденциальности.
Задание 4. Разработайте план интервью с целью выяснения основ-ных параметров семейной системы.
Задание 5. Проинтервьюируйте собеседника относительно парамет-
ров его семейной системы.
Задание 6. Подготовьте психологическое заключение, обобщающее полученные данные о семейной системе
Практические задания
Задание 1. Дайте развернутый ответ на один из перечисленных во-просов:
1. Поясните, как вы понимаете суждение: «Любовь — необходи-мое, но недостаточное условие существование семьи»?
2. Какие законы любви существуют?
3. Перечислите основные мотивы вступления в брак. Какие из них наиболее адекватны задачам создания семьи? Какие обусловливают трудности семейной жизни?
4. Каковы факторы риска деструкции и распада семьи на каждой из стадий ее жизненного цикла? Факторы ее жизнестойкости?
5. Назовите основные закономерности развития семьи на протя-жении ее жизненного цикла
Задания 2-5. Выполнить одно из заданий (на выбор студента)
Задание 2. Разработайте план-интервью с целью определения стадии жизненного цикла семьи.
Задание 3. Проинтервьюируйте собеседника относительно стадии жизненного цикла его семьи, пройденных нормативных и ненормативных кризисах, признаках их проявления.
Задание 4. Выберите подходящую модель, описывающую жизнен-ный цикл данной семьи, обосновав свой выбор.
Задание 5. Подготовьте психологическое заключение, обобщающее полученные данные о развитии рассматриваемой семейной системы.
Практические задания
Задание 1. Дайте развернутый ответ на один из перечисленных во-просов:
1. Какие роли может играть ребенок в семье?
2. Перечислите возможные мотивы воспитания.
3. Каковы причины нарушений типа семейного воспитания?
4. В каких случаях используется психотерапевтическая модель помощи семье?
5. В чем «смысл» родительской любви?
6. Охарактеризуйте этапы родительской любви.
7. Покажите разницу между «отстраненной» и «действенной ро-дительской любовью.
8. Порасуждайте, какая из моделей сопровождения наиболее эф-фективна.
Задания 2-5. Выполнить одно из заданий (на выбор студента)
Задание 2. Проанализируйте собственную семью с помощью карты семьи. Попытайтесь выделить все элементы семейной системы, особенно такие, как семейные мифы и семейную историю.
Задание 3. Охарактеризуйте критические ситуации межличностных отношений родителей и детей в разных возрастах. Приведите примеры.
Задание 4. Приведите примеры противоречащих друг другу воспи-тательных систем внутри одной семьи. Охарактеризуйте соответствие средств и методов воспитания его целям, типу семейных взаимоотноше-ний, особенностям личности ребенка.
Задание 5. Дайте сравнительную характеристику детско-родительских отношений в разных типах семей.
Практические задания
Задание 1. Подготовьте небольшой письменный доклад на одну из предложенных тем (можно с презентацией):
1.Нарушения функционирования семейной системы.
2. Специфика супружеских конфликтов.
3. Нарушение межличностной коммуникации в семье.
4. Типичные модели поведения супругов во внутрисемейных кон-фликтах.
5. Развод как социально-психологический феномен.
Задания 2-4. Выполнить одно из заданий (на выбор студента)
Задание 2. Сделайте сравнительный анализ классификаций мотивов и поводов развода по Н.Я. Соловьеву, Н.Г. Юркевичу, В.Т. Колокольнико-ву, Л.В. Чутко, В. Голофаст. Какие классификации еще представлены в отечественной и зарубежной семейной психологии?
Задание 3. В семье проживают трое: муж, жена и сын, которому ис-полнилось 5 лет. Взрослые работают, сын посещает детский сад. Муж мно-го работает, ездит по командировкам. Жена работает, но успевает ухажи-вать за ребенком самостоятельно, не прибегая к помощи своих родителей. Ребенок маму плохо слушает, часто не выполняет ее указаний, маме проще сделать самой, чем заставить ребенка. Когда появляется папа, то мальчик становится послушным.
1. К какому виду семьей можно отнести данную семью по количест-ву детей, по составу, по типу лидерства, по условиям семейной жизни, по качеству отношений и атмосфере в семье?
2. Какие проблемы существую в данной семье и как их можно испра-вить?
Задание 4. Из диалога с клиентом: «Мы с женой все время ругаемся. По любому мелочному поводу мы готовы перегрызть друг другу глотки. Несмотря на это, я уверен — мы любим друг друга. Каждый раз после то-го, как страсти улягутся, мы даем друг другу клятвы раз и навсегда пре-кратить скандалить. Однако нашего миролюбия хватает самое большее на день-два, после чего мы снова начинаем препираться из-за ерунды. Что с нами происходит?» 1. В чем проблема этой супружеской пары? Насколько законо-мерно то, что с ними происходит? 2. Можно ли говорить о взаимной любви, если конфликты между супругами возникают по любому мелочному поводу? 3. Что должен сделать каждый из них после очередного сканда-ла? Имеет ли смысл постоянно давать обещания, которые ими не выпол-няются?
Практические задания
Задание 1. Дайте развернутый ответ на один из перечисленных во-просов: 1. Какова последовательность основных этапов консультирования семьи? 2. С какими трудностями и проблемами сталкиваются члены семьи в повторном браке? 3. Основные методики и технологии в работе с семьѐй 4. С какими трудностями может столкнуться консультант в работе с детско-родительскими взаимоотношениями. 5. С какими трудностями и проблемами сталкиваются члены семьи в повторном браке?
Задания 2-4. Выполнить одно из заданий (на выбор студента)
Задание 2. Составьте программу работы с женщинами, переживши-ми семейное насилие
Задание 3. Изучите проблемную ситуацию. «Я вышла замуж за вдовца. У него дочка пяти лет. У меня своих детей нет. Вместе мы живем уже более полугода. Я стараюсь быть ребенку мамой. Она меня, кстати, так и называет. Но я не выношу ее капризов и истерик. Когда мы с ней вдвоем, у нас идеальные отношения. Она меня слушается, не капризнича-ет, не психует. Когда появляется папа, с девочкой что-то происходит: она начинает психовать и биться в истерике, если сделали не так, как она хоте-ла, не купили то, что она хотела. Как быть? Как научиться терпению? Я боюсь, что не выдержу и уйду от них. Просто я не в силах выносить такое поведение ребенка».
1. С какими проблемами столкнулась семья?
2. Какие рекомендации вы бы предложили?
Задание 4. Разработайте алгоритм консультации с семьей по про-блеме распределения семейных ролей и обязанностей.