Практикум по психодиагностике (1/2)
Практические задания (ПЗ) в ММУ по предмету Практикум по психодиагностике (1/2)
Рекомендации к выполнению практических заданий
Учебным планом предусмотрено прохождение практических занятий по дисциплинам.
В рамках практических занятий студенты выполняют практические задания, следовательно, выполнение указанных заданий является обязательным для получения положительной оценки по дисциплине.
1. Задания рекомендуется выполнять в течение всего учебного семестра до окончания срока представления письменных (курсовых) работ (сроки см. в графике работы в семестре);
2. Выполнение заданий оформляется в письменном виде (текстовый файл с титульным листом (см. бланк титульного листа на странице дисциплины));
3. Файл необходимо загружать в соответствующий раздел дисциплины. По примеру курсовой работы.
4. Выполнение заданий оценивается преподавателем «Выполнено/Не выполнено» в течение всего семестра;
5. Возврат файла на доработку возможен только 1 раз в сроки загрузки письменных (курсовых) работ;
6. В зависимости от формы практических заданий конкретной дисциплины преподаватель уточняет со студентом порядок их выполнения.
7. Необходимо выполнить по одному заданию из каждого практического задания на выбор студента (Практическое занятие 1, Практическое занятие 2, Практическое занятие 3 и Практическое занятие 4).
Практические задания в ММУ постоянно меняют: если Ваше ПЗ отличается, пишите нам, скорее всего у нас есть уже новое!
Практическое задание по теме 1
«Введение в практикум по психодиагностике»
Задания для самостоятельной работы
Задание 1. Экспериментальный метод в психологическом исследовании. Раскройте понятие, нормативы и представьте классификацию экспериментального метода.
Задание 2. Тестирование как метод психологического исследования. Дайте общую характеристику метода тестов. Опишите достоинства и недостатки метода тестов.
3адание 3. Малоформализованные методы психодиагностики (беседа, наблюдение, анализ продуктов деятельности, биографический метод, интроспекция, эмпатическое слушание). Представить краткую характеристику данным методам.
Задание 4. Наблюдение как метод психологического исследования. Описать достоинства и недостатки метода наблюдения.
Задание 5. Методы опроса в психологическом исследовании (анкетирование, интервью, беседа, социометрический метод, метод полярных баллов, экспертный опрос). Представить краткую характеристику методам опроса.
Практическое задание по теме 2
«Диагностика психофизиологических особенностей»
Задания для самостоятельной работы
Задание 1. Опишите основные методы психофизиологических исследований (регистрация импульсной активности нервных клеток, окулография, электромиография и др.)
Задание 2. Провести диагностику по методике исследования интеллектуальной лабильности В. Т. Козловой.
Описание. Методику рекомендуется использовать с целью прогноза успешности профессионального обучения, освоении нового вида деятельности и оценки качества трудовой практики.
Методика требует от испытуемых высокой концентрации внимании и быстроты действий. В течение ограниченного количества времени (3-4 секунды) обследуемые должны выполнить несложные задания на специальном бланке, которые зачитываются. Бланк представляет собой разграфленный на 25 пронумерованных квадратов лист. Каждое задание имеет строго заданный квадрат и должно выполняться именно в нем. Методика может применяться как фронтально, так и индивидуально.
Инструкция: «Слушайте внимательно задание и номер квадрата. Переспрашивать нельзя. Прочитанное мною задание не повторяется. Работаем быстро. Внимание! Начинаем!»
Содержание методики
1. (Квадрат номер 1). Напишите первую букву имени Сергей и последнюю букву первого месяца.
2. (Квадрат номер 2). Напишите цифры 1, 6, 3. Нечетные обведите.
3. (Квадрат номер 4). Напишите слово «пар» наоборот,
4. (Квадрат номер 5). Нарисуйте прямоугольник. Разделите его двумя горизонтальными и двумя вертикальными линиями.
5. (Квадрат номер 6). Нарисуйте четыре круга. Первый круг зачеркните, а третий подчеркните.
6. (Квадрат номер 7). Нарисуйте треугольник и квадрат так, чтобы они пересекались.
7. (Квадрат номер 8). Напишите слово «мел». Под согласными буквами поставьте стрелку, направленную вниз, а под гласными стрелку, направленную влево.
8. (Квадрат номер 10). Если сегодня не среда, то напишите предпоследнюю букву слова «книга».
9. (Квадрат номер 12). Нарисуйте прямоугольник, а рядом ромб. В прямоугольнике напишите сумму чисел 5 и 2, а в ромбе разность этих чисел.
10. (Квадрат номер 13). Нарисуйте три точки так, чтобы при их соединении получился треугольник.
11. (Квадрат номер 15). Напишите слово «ручка». Гласные зачеркните.
12. (Квадрат номер 17). Разделите квадрат двумя диагональными линиями. Точку пересечения обозначьте последней буквой названия нашего города.
13. (Квадрат номер 18). Если в слове «синоним» шестая буква гласная, то поставьте цифру 1.
14. (Квадрат номер 20). Нарисуйте треугольник, а в нем окружность.
15. (Квадрат номер 21). Напишите число 82365. Нечетные цифры зачеркните.
16. (Квадрат номер 22). Если число 54 делится на 9, поставьте галочку.
17. (Квадрат номер 19). Если в слове «подарок» третья буква не «и», напишите сумму чисел 6 и 3.
18. (Квадрат номер 23). Если слова «дом» и «дуб» начинаются на одну и ту же букву, поставьте тире.
19. (Квадрат номер 24). Напишите буквы «М», «К», «О», букву «М» заключите в квадрат, букву «К» — в круг, букву «О» — в треугольник.
20. (Квадрат номер 25). Напишите слово «салют». Обведите в круг согласные буквы.
При проведении исследования от экспериментатора требуется четкое произнесение задания и номера квадрата, поскольку номера заданий и квадратов на бланке не совпадают.
Оценка производится по количеству ошибок. Ошибкой считается любое пропущенное, невыполненное или выполненное с ошибкой задание.
Нормы выполнения:
0-2 ошибки — высокая лабильность, хорошая способность к обучению;
3-4 — средняя лабильность;
5—7 — низкая обучаемость, трудности в переобучении;
больше 7 ошибок — малоуспешен в любой деятельности.
Методика не требует много времени для проведения исследования и обработки результатов, вместе с тем обладая высоким уровнем информативности и точности в прогнозировании успешности в обучении, дает достаточно точный прогноз профессиональной пригодности.
Задание 3. Провести диагностику работоспособности по психомоторным показателям: теппинг-тест Е. П. Ильина.
Данная методика известна давно. Она входила еще в список методов определения свойств нервной системы, разработанных в школе И.П.Павлова. Он относительно прост, занимает немного времени и не требует сложного оборудования, поэтому применяется до сих пор, хотя дает лишь ориентировочное представление о силе нервной системы. Методика основана на определении динамики максимального темпа движения рук. Тест используется обычно в комплексе с другими, измеряющими характеристики личности. Может быть полезен при профориентации и для психологического
консультирования по совершенствованию индивидуального стиля деятельности. Тестирование производится индивидуально, занимает не более 2 мин.
Для проведения терпинг-теста требуется стандартный бланк, представляющий собой стандартный лист бумаги (А4, 210х297). На нем начерчен большой прямоугольник, приблизительно 200 х 280, разделенный на шесть расположенных по три в ряд равных прямоугольника. Кроме того, нужны секундомер и карандаш.
Инструкция: «По сигналу экспериментатора Вы должны начать проставлять точки в каждом квадрате бланка. В течение 5 сек необходимо поставить как можно больше точек. Переход с одного квадрата на другой осуществляется по команде экспериментатора, не прерывая работы и только по направлению часовой стрелки. Все время работайте в максимальном для себя темпе. Возьмите в правую (или левую руку) карандаш и поставьте его перед первым квадратом стандартного бланка».
Экспериментатор подает сигнал: «Начали», а затем через каждые 5 сек. дает команду: «Перейти на другой квадрат». По истечении 5 сек. работы в 6-м квадрате экспериментатор подает команду: «Стоп».
Обработка результатов включает следующие процедуры:
1) подсчитать количество точек в каждом квадрате;
2) построить график работоспособности, для чего отложить на оси абсцисс порядковые номера 5-секундных промежутков времени, а на оси ординат — количество точек соответствующем квадрате.
Анализ результатов исходит из того, что сила нервных процессов является показателем работоспособности нервных клеток и нервной системы в целом. Сильная нервная система выдерживает большую по величине и длительности нагрузку, чем слабая. Опыт проводится последовательно сначала правой, а затем левой рукой. Полученные в результате варианты
динамики максимального темпа движения рук могут быть условно разделены на пять типов:
— выпуклый тип: темп нарастает до максимального в первые 10-15 сек работы; в последующем, к 25-30 сек, он может снизиться ниже исходного уровня (т. е. наблюдавшегося в первые 5 сек работы). Этот тип кривой свидетельствует о наличии у испытуемого сильной нервной системы;
— ровный тип: максимальный темп удерживается примерно на одном уровне в течение всего времени работы. Этот тип-кривой характеризует нервную систему испытуемого как нервную систему средней силы;
— нисходящий тип: максимальный темп снижается уже со второго 5-секундного отрезка и остается на сниженном уровне в течение всей работы. Этот тип кривой свидетельствует о слабости нервной системы испытуемого;
— промежуточный тип: темп работы снижается после первых 10-15 сек. Этот тип расценивается как промежуточный между средней и слабой силой нервной системы — средне-слабая нервная система;
— вогнутый тип: первоначальное снижение максимального темпа сменяется затем кратковременным возрастанием темпа до исходного уровня. Вследствие способности к кратковременной мобилизации такие испытуемые также относятся к группе лиц со средне-слабой нервной системой.
Практическое занятие по теме 3
«Диагностика внимания и памяти»
Задания для самостоятельной работы:
1. Провести диагностику исследования избирательности внимания Г. Мюнстерберга.
2. Провести диагностику по методике Корректурный метод изучения закономерностей распределения внимания Б. Бурдона.
3. Провести диагностику по методике Определение объема кратковременной памяти по методу Джекобса
4. Провести диагностику по методике Пиктограмма как метод изучения эффективности опосредованного запоминания.
1. Провести диагностику исследования избирательности внимания Г. Мюнстерберга
Методика направлена на определение избирательности и концентрации внимания. Тест разработан немецко-американским психологом Гуго Мюнстербергом (Hugo Munsterberg, 1863–1916). Методику можно использовать при профотборе на специальности, требующие хорошей избирательности и концентрации внимания, а также высокой помехоустойчивости.
Инструкция. Среди буквенного текста имеются слова. Ваша задача — как можно быстрее считывая текст, подчеркнуть эти слова
Пример: «лгщьбапамятьшогхеюжп»
Время выполнения задания — 2 минуты
бсолнцевтргщоцрайонзгучновостьхэьгчяфактуекэкзаментроч
ягшгцкпрокуроргурстабюетеорияентсджэбьамхоккейтрсицы
фцуйгзхтелевизорсолджщзхюэлгщьбапамятьшогхеюжпждргщ
хэнздвосприятиейцукенгшщзхъвафыапролдблюбовьавфырпл
ослдспектакльячсмитьбюжюерадостьвуфцпэждлорпкнародш
лджьхэшщгиенакуыфйшрепортажэждорлафывюефбьконкурс
йфячыцувскапрличностьзхжэьеюдшщглоджэпрплаваниедтлж
эзбьтрдщшжнпркывкомедияшлдкцуйфотчаяниейфоячвтлджэ
хьфтасенлабораториягщдщнруцтргшщтлроснованиезщдэркэ
нтаопрукгвсмтрпсихиатриябплмстчьйсмтзацэъагнтэхт
Обработка результатов и интерпретация
Оценивается количество выделенных слов и количество ошибок (пропущенные и неправильно выделенные слова).
В тексте содержится 25 слов.
Хорошим считается результат – 20 и более баллов (желательно без пропуска слов). Низкие показатели — 18 и менее баллов.
2. Провести диагностику по методике Корректурный метод изучения закономерностей распределения внимания Б. Бурдона
Ход выполнения задания. Опыт проводится с одним из видов корректурной пробы и состоит из двух серий, следующих одна за другой с перерывом в 5 минут. Продолжительность каждой серии 5 минут. В первой серии опыта ребенок, просматривая корректурную таблицу, должен как можно быстрее разными способами зачеркивать, например, две буквы (С и К).
Для того чтобы учитывать динамику продуктивности работы за каждую минуту, психолог по истечении минуты говорит слово «черта». Ребенок должен отметить вертикальной чертой на строчке таблицы то место, которому соответствует момент произнесения психологом слова «черта», и продолжать работу дальше. Во второй серии опыта ребенок выполняет ту же работу на новых бланках, зачеркивая и обводя другие элементы.
В каждой серии нужно определить продуктивность работы по минутам и в целом за серию, то есть подсчитать количество просмотренных букв и
количество ошибок. Ошибкой считается пропуск тех букв, которые должны быть зачеркнуты, а также неправильное зачеркивание.
На основании полученных количественных данных можно построить графики динамики продуктивности работы по минутам для каждой серии.
Сопоставление количества ошибок в каждой серии с количеством просмотренных элементов позволяет судить об уровне распределения внимания у ребенка. Кроме того, позволяет сделать заключение о характере динамики работы ребенка в каждой.
3. Провести диагностику по методике Определение объема кратковременной памяти по методу Джекобса
Возрастной диапазон: 13-15 лет
Цель методики: определить объем кратковременной памяти на цифровом материале.
Оборудование: 4 набора, в каждом из которых семь рядов цифр, содержащих от 4 до 10 элементов (ряды составлены по таблице случайных чисел)
Инструкция: «Вам будут предъявляться последовательно ряды случайных чисел, содержащих от 4 до 10 элементов, начиная с самого короткого. Ваша задача – запомнить и воспроизвести числа в той последовательности, в которой они были даны».
Эксперимент состоит из четырех серий. 1-я серия проводится с первым набором цифр. Экспериментатор последовательно зачитывает испытуемому семь рядов цифр, содержащих от четырех до десяти элементов, начиная с самого короткого. После предъявления каждого ряда испытуемый в протоколе письменно воспроизводит элементы ряда в том порядке, в котором их зачитывал экспериментатор. 2-я, 3-я и 4-я серии проводятся аналогично, но с другими наборами цифр (вторым, третьим и четвертым соответственно).
После этого испытуемый дает словесный отчет о том, какими приемами он пользовался для запоминания ряда. Экспериментатор фиксирует свои наблюдения за поведением испытуемого.
Обучающая помощь: Если испытуемый затрудняется при запоминании ряда чисел, можно использовать по несколько повторов, либо сопровождать визуальным материалом ряда чисел. Затем повторить исследование без дополнительных стимулов.
Анализ результатов:
1. Сверить результаты каждой серии эксперимента с предъявленным материалом. Знаком «+» в таблице отмечаются правильно воспроизведенные ряды. Ряды, не воспроизведенные полностью, воспроизведенные с ошибками или в иной последовательности, отмечаются знаком «–».
2. Вычислить процент правильно воспроизведенных рядов каждой длины за все серии. Составить сводную таблицу результатов четырех серий:
3. Построить график зависимости продуктивности запоминания от количества материала (по проценту правильно воспроизведенных рядов за все опыты).
4. Вычислить объем памяти по формуле: V=А+m/4+1/2, где А – наибольшая длина ряда, воспроизведенного правильно во всех опытах, m – количество правильно воспроизведенных рядов, больших А.
5. Вычислить средний показатель правильно воспроизведенных рядов за все серии (%) по группе испытуемых и нанести средний график зависимости продуктивности запоминания от длины ряда на индивидуальный график данного испытуемого.
6. Определить средний показатель объема кратковременной памяти по группе испытуемых.
7. Сопоставить индивидуальные данные со средними по группе (объем кратковременной памяти и график зависимости продуктивности запоминания от длины ряда).
8. На основании полученных количественных данных и словесного отчета испытуемых проанализировать ход процесса запоминания у данного испытуемого.
Оценка результатов:
Высокий – испытуемый достаточно легко запоминает ряды чисел, воспроизводит почти все числа верно, не требуется большого количества времени
Средний – испытуемый запоминает ряды чисел, но испытывает трудности при запоминании длинных рядов, допускает ошибки при воспроизведении, требуется время для припоминания
Низкий – испытуемый затрудняется в запоминании чисел, допускает большое количество ошибок, затрачивает достаточно много времени
4. Провести диагностику по методике Пиктограмма как метод изучения эффективности опосредованного запоминания
Возрастной диапазон: 14-16 лет
Цель методики: изучение эффективности и объема опосредованного запоминания, определение объема слуховой памяти
Оборудование: 2 набора отвлеченных понятий (по 20 в каждом), 2 листа чистой бумаги.
Инструкция: Эксперимент состоит из двух серий.
1-я серия. Экспериментатор зачитывает ряд, состоящий из 20 отвлеченных понятий. Испытуемый после предъявления всех слов должен записать их, по возможности сохраняя порядок предъявления.
2-я серия. Экспериментатор зачитывает второй набор отвлеченных понятий. В ответ на каждое слово испытуемый должен сделать зарисовку, при
этом ему не следует использовать буквы и цифры. После предъявления всех слов испытуемый должен воспроизвести их, используя сделанные им зарисовки.
Инструкция к 1-й серии: «Вам будет предъявлен ряд, состоящий из 20 отвлеченных понятий. После того как я прочитаю эти слова, вы напишите все, которые запомнили, сохраняя по возможности порядок их предъявления».
Инструкция ко 2-й серии: «Вам будет предъявлен ряд из 20 отвлеченных понятий. В ответ на каждое слово вы должны сделать зарисовку, не употребляя букв и цифр. Качество зарисовки значения не имеет, зарисовка нужна для того, чтобы, глядя на рисунок, вы могли вспомнить слово».
Обучающая помощь: для понимания задания 2 группы экспериментатору можно продемонстрировать зарисовки нескольких слов. Также можно предоставить значение трудных слов для лучшего понимания задания.
Анализ результатов:
1. Определить количество правильно воспроизведенных слов в 1-й и 2-й серии.
2. По каждой серии вычислить коэффициент запоминания К = m/n . 100%, где m – количество правильно воспроизведенных слов, n – объем материала (20 слов).
3. На основе полученных результатов сделать соответствующие выводы.
Оценка результатов:
Высокий – испытуемый запоминает слова, совершает минимум ошибок, при зарисовке не испытывает трудностей, с легкостью может припомнить слово по зарисовке
Средний – испытуемый затрудняется в запоминании слов, совершает ошибки при воспроизведении, не всегда может изобразить слово, при припоминании слов путается, не всегда вспоминает слово по зарисовке
Низкий – испытуемых плохо запоминает слова, совершает много ошибок при воспроизведении, не может зарисовать слова, при воспроизведении слов по зарисовке не может их припомнить.
Практическое задание по теме 4
«Диагностика мышления и свойств мыслительных процессов»
Задания для самостоятельной работы:
1. Какова взаимосвязь операционных и содержательных компонентов мышления?
2. Представьте классификацию видов мышления: критерии и типология.
3. Стратегии мышления (Д. Брунер и К. Левин). Опишите три стратегии мышления.
4. Составьте кейс-задачу для оценки аналитических способностей.
5. Проведите диагностику по методике установления закономерностей мыслительной деятельности Б. Л. Покровского.
6. Проведите диагностику по Методике изучения особенностей группового мышления К. Рудестама
Методика установления закономерностей мыслительной деятельности Б. Л. Покровского
Цель: методика служит для оценки качеств мышления — способности к анализу и сравнению, умению делать логические построения, легкости возникновения ассоциативных связей, установлении тождества и различия, скорости переключения с одного способа умственного действия на другой, а также для характеристики устойчивости внимания и оперативной памяти. Методика заимствована из практики авиационных врачей, составлена и апробирована Б. Л. Покровским в 1961 году.
Инструкция: «Задание требует от вас внимательности, сообразительности, умения улавливать закономерности. На бланке имеются 25 строчек по 5 слов в каждой.
Слева перед каждой строчкой изображены значки: + ? * и т п. Порядок
расположения этих знаков соответствует порядку расположения букв в одном
или нескольких словах, которые имеются в данной строке. Ваша задача –
определить, в каких словах каждой строчки порядок расположения букв
соответствует порядку расположения знаков. Таких слов в одной строке может
быть от ни одного до пяти. Если все буквы в слове разные, то и знаки,
обозначающие это слово должны быть тоже разные. Если буквы в слове
повторяются, то и знаки, обозначающие эти буквы, тоже должны повторяться.
Например, в слове КАНАТ вторая и четвертая буквы одинаковые, а первая,
третья и пятая – разные. Значит, если это слово обозначить буквенными
знаками, то оно должно соответствовать следующему сочетанию: Х : 0 : 1 или
+ 0 ? 0 Х и т. д. Важно то, что условные знаки не соответствуют каким-либо
определенным буквам, а обозначают лишь их порядок в слове. Допустим, что
у нас есть строчка:
Х : ? + Х КУЛАК БУБЕН ТЕАТР ОРДЕР РАДАР
Шифру соответствует слово кулак, так как в наборе условных знаков
первый и пятый знаки одинаковые, а второй, третий и четвертый – разные.
Слово «радар» не подходит, так как, несмотря на то, что первая и пятая буквы
в этом слове одинаковые, вторая и четвертая тоже одинаковые, а по условию
они должны быть разными.
Время выполнения задания 10 минут, по истечение этого времени после
команды «Стоп!» поставьте вертикальную черту после последнего слова,
которое успели просмотреть к моменту подачи этой команды. Не старайтесь
при этом захватить лишнее слово – в спешке вы можете ошибиться».
Обработка результатов:
По данным эксперимента рассчитывается коэффициент успешности (А):
A=(D — ошибки)/(D + пропуски)*C
где А — коэффициент успешности;
D — число всех подчеркнутых слов;
Ошибки – количество неправильно подчеркнутых слов;
Пропуски – количество неподчеркнутых слов, которые следовало подчеркнуть;
С – количество всех просмотренных слов.
Оценка результатов производится при помощи нижеследующей таблицы:
Баллы
9
8
7
6
5
4
3
2
1
Коэффициент
108–
125
101–
107
94–
100
86–
93
76–
85
68–
75
58–
67
51–
57
0–50
Коэффициент успешности менее 65 – плохой показатель; 65 – 80 — удовлетворительный показатель; 85 – 91 хороший показатель; более 95 – отличный показатель.
Ключ к обработке результатов:
1 – А
2 – А, Г
3 – Б, Д
4 – А, В, Г
5 – А
6 – (-)
7 – А, Г
8 – Г
9 – А
10 – Б
11 – В
12 – Б, Д
13 – В, Д
14 – Г
15 – А
16 – Г
17 – А, Д
18 – Г
19 – Б, Г
20 – В, Д
21 – А
22 – Б
23 – Г
24 – А, Б, Г
25 – В
Методика изучения особенностей группового мышления К. Рудестама
В предлагаемой методике «Кораблекрушение» (Кьелл Рудестам, 1994) испытуемые должны оценить преимущества индивидуального или группового мышления при решении одной и той же задачи и проанализировать собственное поведение, например степень активности при отстаивании своей точки зрения, эмоциональные реакции, скорость решения.
Цель: выявить сформированность эмоционально-психологических отношений в группе, определить лидеров.
Оснащение эксперимента:
столы экипажей и пункта управления учениями располагаются по кругу (за каждым столом от 3 до 5 человек);
на доске изображается табло с перечислением предметов, которые будут ранжированы в ходе игры.
Ход проведения эксперимента.
1. Участникам предлагается разделиться на экипажи кораблей в составе от 3 до 5 человек в каждом и расположиться за расставленными в аудитории столами.
2. Члены экипажей в течение 2-3 минут придумывают названия своим кораблям, на стандартном листе записывают фамилии и имена членов своей команды.
3. Руководитель зачитывает следующую инструкцию: «В вашей группе проводятся морские командные учения. С этой целью сформированы экипажи кораблей. Корабли не имеют постоянной связи друг с другом и с пунктом управления. Только руководитель учений может установить связь с любым кораблем и наладить ее между кораблями. Экипажам необходимо выполнить
сложное задание Генерального штаба. Представьте, что в результате пожара ваш корабль тонет летом в Тихом океане. Из-за поломки навигационных приборов вы не знаете, где находитесь, но примерно на расстоянии тысячи миль от ближайшей земли и на таком же расстоянии от водных путей других кораблей. Имущество оставшихся в живых составляет несколько коробок спичек и пять 10-рублевыых купюр. Все спасшиеся члены экипажа могут воспользоваться прочным надувным плотом и взять с тонущего корабля 10 предметов. Запишите эти предметы в центре листа для заметок, располагая их друг под другом:
зеркало для бритья;
20-литровая канистра с водой;
одна коробка сухих пайков;
карта Тихого океана;
10-литровая канистра с нефтегазовой смесью;
транзисторный радиоприемник;
одна бутылка рома крепостью 80 градусов;
две коробки шоколада;
рыболовная снасть;
плавательная подушка.
Вам необходимо решить, какой из перечисленных предметов следует взять с тонущего корабля в первую, вторую…, десятую очередь».
4. Руководитель учений предлагает: «В течение пяти минут каждый из членов команды должен самостоятельно поставить цифровой ранг от 1 до 10 перед
перечисленными предметами в зависимости от их важности в данной ситуации».
5. Пункт управления учениями приказывает: «В течение пяти минут каждый экипаж должен принять совместное решение о ранжировании предметов» (ранги предметов ставятся командиром экипажа на стандартном листе бумаги).
6. Поступает указание руководителя учений: «После выработки совместного решения каждому члену экипажа предлагается в течение двух минут принять свое окончательное решение по ранжированию предметов и поставить цифры рангов после наименования предметов».
7. Пункт управления учениями приказывает: «Между экипажами кораблей (называются номера кораблей) будет установлена связь на две минуты. У экипажей есть возможность использовать эти минуты, чтобы избежать ошибок и сомнений в своем групповом решении. Дается одна минута для подготовки выхода на связь…Связь между кораблями установлена, можно приступить к работе».
8. Руководитель учений приказывает: «В течение трех минут каждому экипажу принять свое окончательное решение по ранжированию предметов и доложить о нем руководителю учений».
9. Капитаны кораблей поочередно заносят решение своих экипажей на табло и обосновывают коллективную точку зрения своей команды.
10. Руководитель заносит на табло правильное ранжирование предметов, а его помощники высчитывают сумму отклонений решений экипажей от правильных рангов предметов:
Предметы
Решения экипажей
Правильный ранг
1-й
корабль
Отклонения
2-й
корабль
Отклонения
Зеркало
Канистра с водой
Сухой паек
Карта Тихого океана
Канистра со смесью
Транзистор
Бутылка рома
Шоколад
Рыболовная снасть
Плавательная подушка
Обоснование правильного ранжирования предметов
1. Зеркало для бритья (важно для сигнализации воздушным и морским спасателям).
2. 10-литровая канистра с нефтегазовой смесью (нефтегазовая смесь может быть зажжена 10-рублевой купюрой и спичкой – естественно, вне плота – и будет плыть по воде, привлекая внимание спасателей).
3.20-литровая канистра с водой (необходима для утоления жажды).
4. Одна коробка сухих пайков (обеспечивает основную пищу).
5. Две коробки шоколада (резервный запас пищи).
6. Рыболовная снасть (оценивается ниже, чем шоколад, потому что в данной ситуации «синица в руке лучше журавля в небе». Нет уверенности, что поймаете рыбу).
7. Плавательная подушка (если кто-то упадет за борт, она может служить спасательным средством).
8. Одна бутылка рома крепостью 80 градусов (содержит 80% алкоголя – достаточно для использования в качестве возможного антисептика при любых травмах; в других случаях имеет малую ценность, поскольку употребление может вызвать обезвоживание организма).
9. Транзисторный радиоприемник (имеет незначительную ценность, так как нет передатчика).
10. Карта Тихого океана (бесполезна без дополнительных навигационных приборов).
11. Каждый участник выполняет все действия индивидуально, чтобы определить сумму отклонений своего собственного ранжирования от правильного решения. Свои листочки члены экипажей передают в пункт учения.
12. Руководитель учениями называет и поощряет победителей игры, занявших призовые места в личном и групповом первенстве.
Анализ результатов эксперимента.
Руководитель анализирует состав каждого экипажа корабля, так как распределение учащихся по игровым группам в большинстве случаев соответствует структуре сложившихся межличностных отношений в группе. Внимание должно быть обращено и на выяснение того, кто из членов группы был капитаном того или иного корабля, что позволяет предположить о выполнении этими учащимися лидерской роли в своих группах. Не должны остаться незамеченными и те члены группы, которые занимали пассивную позицию в работе групп, не находя возможностей «вписаться» в совместную деятельность. Возможно, они недостаточно комфортно чувствуют себя в группе.