Назад

Общая психология (2/4)

Практические задания (ПЗ) в ММУ по предмету Общая психология (2/4)

Рекомендации к выполнению практических заданий по курсу

«Общая психология» 2.4
Учебным планом предусмотрено прохождение практических (семинарских) занятий по дисциплинам.
В рамках практических (семинарских) занятий студенты выполняют практические задания, следовательно, выполнение указанных заданий является обязательным для получения положительной оценки по дисциплине.
1. Задания рекомендуется выполнять в течение всего учебного семестра до окончания срока представления письменных (курсовых) работ (сроки см. в графике работы в семестре).
2. Выполнение заданий оформляется в письменном виде (текстовый файл с титульным листом (см. бланк титульного листа на странице дисциплины)).
3. Файл необходимо загружать в соответствующий раздел дисциплины. По примеру курсовой работы.
4. Выполнение заданий оценивается преподавателем «Выполнено/Не выполнено» в течение всего семестра.
5. Возврат файла на доработку возможен только 1 раз в сроки загрузки письменных (курсовых) работ.
6. Для получения отметки «выполнено» необходимо представить задания следующим образом:
Семинарско-практическое занятие № 5 «Ощущение и восприятие»
I. «Вопросы для самоконтроля» выполняются самостоятельно (устно).
II. Написать одно небольшое письменное сообщение по каждой из тем (можно с презентацией).
III. Выполнить одно из предложенных заданий (на выбор студента) – письменно.
IV. Практические задания выполняются все (письменно).
Семинарско-практическое занятие № 6 «Память»
I. «Вопросы для самоконтроля» выполняются самостоятельно (устно).
II. Написать одно небольшое письменное сообщение по каждой из тем (можно с презентацией).
III. Выполнить одно из предложенных заданий (на выбор студента) – письменно.
IV. Практическое задание (письменно).
Семинарско-практическое занятие № 7 «Мышление и речь»
I. «Вопросы для самоконтроля» выполняются самостоятельно (устно).
II. Написать одно небольшое письменное сообщение по каждой из тем (можно с презентацией).
III. Выполнить одно из предложенных заданий (на выбор студента) – письменно.
IV. Практическое задание (письменно).
Семинарско-практическое занятие № 8 «Воображение»
I. «Вопросы для самоконтроля и рассуждения» выполняются самостоятельно (устно).
II. Написать одно небольшое письменное сообщение по каждой из тем (можно с презентацией).
III. Выполнить одно из предложенных заданий (на выбор студента) – письменно.
IV. Практическое задание (письменно).
Если при выполнении заданий вы делаете презентацию (PowerPoint), ее можно прикрепить к файлу Word, либо вложить все выполненные задания в папку, перевести в архив и отправить на проверку (по всем 4 занятиям сразу в одном файле или папке).

Практические задания в ММУ постоянно меняют: если Ваше ПЗ отличается, пишите нам, скорее всего у нас есть уже новое!

Семинарско-практическое занятие № 5
по темам «Ощущение и восприятие»
I. Вопросы для самоконтроля (устно): 1. Дайте определение ощущений и восприятия; раскройте их значение в жизни человека.
2. Расскажите о физиологических основах ощущений, восприятия.
3. Из каких отделов состоит анализатор? Расскажите о строении и работе анализаторов.
4. Какие существуют подходы к классификации ощущений, восприятия.
5. Перечислите основные свойства ощущений, восприятия.
6. Как взаимодействуют ощущения?
7. Дайте краткую характеристику видов восприятия по ведущему анализатору; по форме психической активности.
8. Расскажите об иллюзиях восприятия.
9. В чем проявляются индивидуальные различия в восприятии?
II. Подготовьте небольшое сообщение по каждой из тем (письменно, можно с презентацией):
1. Представьте краткую характеристику одного из видов ощущений (по модальностям): зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные, кожные.
Студент дает характеристику одного из перечисленных видов ощущений (по своему выбору).
2. Дайте краткую характеристику одного из видов восприятия (по формам существования материи): восприятие пространства; восприятие времени; восприятие движения.
Студент дает характеристику одного из перечисленных видов восприятия (по своему выбору).
III. Кратко раскройте суть законов (выбрать и выполнить письменно одно из заданий):
1. «Субсенсорная область» Г.В. Гершуни.
2. Закон Бугера-Вебера. Суть константы Вебера.
3. Основной психофизический закон Вебера-Фехнера.
4. Закон Стивенса.
5. Обобщенный психофизический закон Ю.М. Забродина.
IV. Практические задания.
1. Представьте в таблице сходные и отличительные характеристики ощущения и восприятия.
Ощущение
Восприятие
Сходство
Отличия
2. Какая закономерность ощущений проявляется в каждом примере?
а) Длительно воздействующий неприятный запах перестает ощущаться.
б) Под влиянием некоторых запахов (например, бергамотового масла) наблюдается обострение слуховой чувствительности.
в) У людей, занимающихся музыкой, наблюдается заметное повышение чувствительности к различению тона.
г) Слепоглухая Ольга Скороходова по запаху узнавала вошедшего в комнату человека; слушала музыку, положив руку на крышку рояля.
3. Представьте в таблице.
Свойство восприятия
Краткая характеристика
В чем проявляется

Семинарско-практическое занятие № 6
по теме «Память»
I. Вопросы для самоконтроля (устно):
1. Дайте определение памяти, перечислите ее основные функции.
2. Представьте различные теории памяти:
— Ассоциативная теория Аристотеля.
— Ассоциативная психология Д. Юма, У. Джемса, Г. Спенсера.
— Проблема ассоциаций в трудах И.М. Сеченова и И.П. Павлова.
— Проблема памяти в гештальтпсихологии.
— Проблемы памяти в исследованиях представителей бихевиоризма.
— Проблемы памяти в исследованиях представителей психоанализа.
— Смысловая теория А. Бине и К. Бюлера.
— Проблема формирования высших форм памяти в исследованиях П. Жане и Л.С. Выготского.
3. Представьте классификацию видов памяти (по разным основаниям).
4. Охарактеризуйте основные виды запоминания, приемы и способы произвольного запоминания.
5. Расскажите об индивидуальных особенностях памяти.
II. Подготовьте небольшое сообщение по каждой из тем (письменно, можно с презентацией):
1. Представьте краткую характеристику одного из видов памяти (по характеру психической активности, преобладающей в деятельности и особенностям запоминания материала): двигательная (моторная), эмоциональная, образная, словесно-логическая.
Студент дает характеристику одного из перечисленных видов памяти (по своему выбору).
2. Дайте краткую характеристику одного из видов памяти (по продолжительности закрепления и сохранения материала): кратковременная, оперативная и долговременная.
Студент дает характеристику одного из перечисленных видов памяти (по своему выбору).
III. Кратко раскройте суть исследований памяти (выбрать и выполнить письменно одно из заданий):
1. Исследования Г. Эббингауза.
2. Исследования П.И. Зинченко.
3. Исследования А.А. Смирнова.
IV. Практическое задание.
1. Прочитайте книгу А.Р. Лурия «Маленькая книжка о большой памяти». Напишите свое впечатление в виде эссе.

Семинарско-практическое занятие № 7
по темам «Мышление и речь»
I. Вопросы для самоконтроля (устно):
1. Дайте определение мышления и речи, назовите их взаимосвязь.
2. Раскройте физиологические основы мышления и речи.
3. Дайте классификацию видов мышления и речи.
4. Представьте характеристику умственных операций.
5. Раскройте характеристику индивидуальных особенностей мышления. 6. Охарактеризуйте психологические особенности устной и письменной речи. Сравните их. 7. Сравните особенности диалогической и монологической речи.
II. Подготовьте небольшое сообщение по каждой из тем (письменно, можно с презентацией):
1. Представьте краткую характеристику одного из видов мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, абстрактно-логическое.
Студент дает характеристику одного из перечисленных видов мышления (по своему выбору).
2. Дайте краткую характеристику одной из форм мышления: понятие, суждение, умозаключение.
Студент дает характеристику одной из перечисленных форм мышления (по своему выбору).
III. Кратко раскройте суть исследований мышления (выбрать и выполнить письменно одно из заданий):
1. Исследования проблемы формирования понятий (Л.С. Выготский, Л.С. Сахаров).
2. Исследование проблемы мышления в работах А.А. Смирнова.
3. Теория развития интеллекта Ж. Пиаже.
4. Концепция творческого мышления Дж. Гилфорда.
IV. Практическое задание.
Проведите диагностику по методике «Исследование обобщения как мыслительной операции» с одним или несколькими испытуемыми (либо самодиагностику), проанализируйте результаты и представьте их (количественный и качественный анализ).
Методика «Исследование обобщения
как мыслительной операции»
Методика заключается в подборе слов, имеющих общие родовые признаки или логические связи с определенным обобщающим словом. Всего предъявляется на бланке 20 обобщающих слов и к каждому из них набор из 5 слов, два из которых более всего с ним связаны. Нужно найти эти два слова в каждой строке и подчеркнуть.
Шаг 1. Инструкция
Из тестового материала Вам предлагается из 5 слов, заключенных в скобки, выписать 2 слова, находящихся в наибольшей связи с обобщающим их словом, стоящим перед скобкой. Например, обобщающее слово «сад». Сад может существовать без собаки, собора и даже без садовника, но без земли и растений – не может.
Следовательно, надо подчеркнуть слова «земля» и «растения».
Продолжительность выполнения задания – 3 мин.
Тестовый материал
1. Сад (растения, садовник, собака, забор, земля).
2. Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода).
3. Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед).
4. Сарай (сеновал, лошадь, крыша, скот, стены).
5. Куб (углы, чертеж, сторона, камень, дерево).
6. Деление (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага).
7. Кольцо (диаметр, алмаз, проба, округлость, печать).
8. Чтение (глава, книга, картина, печать, слово).
9. Газета (правда, приложения, телеграммы, бумага, редактор).
10. Игра (карта, игроки, штраф, наказания, правила).
11. Война (аэроплан, пушки, сражения, ружья, солдаты).
12. Книга (рисунки, война, бумага, любовь, текст).
13. Пение (звон, искусство, голос, аплодисменты, мелодия).
14. Землетрясение (пожар, смерть, колебания почвы, шум, наводнение).
15. Библиотека (город, книги, лекция, музыка, читатели).
16. Лес (лист, яблоня, охотник, дерево, волк).
17. Спорт (медаль, оркестр, состязание, победа, спортивная площадка).
18. Больница (помещение, сад, врач, радио, больные).
19. Любовь (розы, чувство, человек, город, природа).
20. Патриотизм (город, друзья, родина, семья, человек).
Шаг 2. Обработка и анализ результатов
Обработка результатов осуществляется с помощью ключа. За каждый совпавший с ключом ответ начисляется 1 балл и 0 баллов  за не совпавший или неполный ответ.
Ключ
1. Сад (растения, земля)
11. Война (сражения, солдаты)
2. Река (берег, вода)
12. Книга (бумага, текст)
3. Город (здание, улица)
13. Пение (голос, мелодия)
4. Сарай (крыша, стены)
14. Землетрясение (колебания почвы, шумы)
5. Куб (углы, сторона)
15. Библиотека (книги, читатели)
6. Деление (делимое, делитель)
16. Лес (лист, дерево)
7. Кольцо (диаметр, округлость)
17. Спорт (состязание, спорт. площадка)
8. Чтение (книга, слово)
18. Больница (врач, больные)
9. Газета (бумага, редактор)
19. Любовь (чувство, человек)
10. Игра (игроки, правила)
20. Патриотизм (родина, человек)
Суммарное количество баллов переводят в нормативные баллы по следующей схеме:
Нормативные
баллы
9
8
7
6
5
4
3
2
1
Суммарное
количество баллов
220

119
118
1617
1415
1213
1011
9
Задание может предъявляться на слух, в данном случае после зачитывания каждой строки со словами отводится по 10 с на записывание ответа. В таком варианте нормативные баллы будут иными:
Нормативные
баллы
9
8
7
6
5
4
3
2
1
Суммарное
количество баллов
119
118
117
14  16
12 13
10 11
8 9
6 7
5
Уровень выраженности мыслительной операции обобщения определяется по нормативным баллам:
Уровень выраженности
мыслительной операции обобщения
9  8
7  3
2  1
Высокий
Средний
Низкий

Семинарско-практическое занятие № 8
по теме «Воображение»
I. Вопросы для самоконтроля (устно):
1. Дайте определение воображения, раскройте взаимосвязь воображения с другими психическими процессами.
2. Раскройте физиологические механизмы воображения.
3. Приведите классификацию видов воображения.
4. Раскройте основные этапы формирования воображаемых образов и механизмы переработки представлений и создания образов воображения.
5. Расскажите об индивидуальных особенностях воображения.
6. Раскройте роль воображения в решении творческих задач.
II. Подготовьте небольшое сообщение по каждой из тем (письменно, можно с презентацией):
1. Представьте краткую характеристику одного из видов воображения (активного): воссоздающее, творческое, мечта.
Студент дает характеристику одного из перечисленных видов воображения (по своему выбору).
2. Мечты и грезы: сравнительная характеристика (с примерами).
III. Кратко раскройте суть концепций, определяющих связь воображения и творчества (выбрать и выполнить письменно одно из заданий):
1. Концепция Т. Рибо.
2. Этапы творчества по Г. Уоллесу.
3. Уровни творческих задач по Г.С. Альтшуллеру.
IV. Практическое задание (решение задач).
1. Определите и объясните, какой вид воображения проявляется в каждом из отрывков.
а) … Еще в детстве у меня появилось пристрастие к географическим картам. Я мог сидеть над ними по нескольку часов, как над увлекательной книгой.
Я изучал течения неведомых рек, прихотливые морские побережья, проникал в глубину тайги, где маленькими кружочками были отмечены безыменные фактории, повторял, как стихи, звучные названия – Югорский шар и Гебриды, Гвадаррама и Инвернесс, Онега и Кордильеры.
Постепенно все эти места оживали в моем воображении с такой ясностью, что, кажется, я мог бы написать вымышленные путевые дневники по разным материкам и странам (К. Паустовский. «Золотая роза»).
б) …Неожиданно вспомнились Ромашову недавняя сцена на плацу, грубые окрики полкового командира, чувство пережитой обиды… И в нем тот час же, точно в мальчике… закипели мстительные мысли…
… И Ромашов поразительно живо увидел себя ученым офицером Генерального штаба, подающим громадные надежды…
…Вот начались маневры. Большой двусторонний бой. Полковник Шульгович не понимает диспозиции, путается, суетит людей и сам суетится, – ему уже делал два раза замечание через ординарца командир корпуса. «Ну, капитан, выручайте, – обращается он к Ромашову. – Знаете по старой дружбе. Уж, пожалуйста». Лицо сконфуженное и заискивающее. Но Ромашов, безукоризненно отдавая честь и подавшись на седле, отвечает спокойно-высокомерным видом: «Виноват, господин полковник… Это Ваша обязанность распоряжаться передвижениями полка. Мое дело – принимать приказания и исполнять их…» А уж от командира корпуса летит третий ординарец с новым выговором.
Блестящий офицер Генерального штаба Ромашов идет все выше и выше по пути служебной карьеры… (А. Куприн. «Поединок»).
в) …Художник Михайлов, как и всегда, был за работой… Он делал рисунок для фигуры человека, находящегося в припадке гнева. Рисунок был сделан прежде, но он был недоволен им. «Нет, тот был лучше… Где он?» Бумага с брошенным рисунком нашлась, но была испачкана и закапана стеарином. Он все-таки взял рисунок, положил к себе на стол и, отдалившись и прищурившись, стал смотреть на него. Вдруг он улыбнулся и радостно взмахнул руками.
— Так, так! – проговорил он. И тотчас же, взяв карандаш, начал быстро рисовать. Пятно стеарина давало человеку новую позу.
Он рисовал эту новую позу, и вдруг ему вспомнилось с выдающимся подбородком энергичное лицо купца, у которого он брал сигары, и он это самое лицо, этот подбородок нарисовал человеку. Он засмеялся от радости. Фигура вдруг из мертвой, выдуманной стала живая и такая, которой нельзя уже было изменить. Можно было поправить рисунок сообразно с требованиями этой фигуры. Но, делая эти поправки, он не изменял фигуры, а только откидывал то, что скрывало фигуру. Он как бы снимал с нее те покровы, из-за которых она не вся была видна; каждая новая черта только больше выказывала всю фигуру во всей ее энергичной силе, такою, какою она явилась ему вдруг от произведенного стеарином пятна. (Л.Н. Толстой. «Анна Каренина»).

Смотрите так же
Адвокатура
Административное право (1/1)
Анатомия центральной нервной системы (1/1)
Антикризисное управление (1/1)
Арбитражный процесс (1/1)
Банковское право (1/1)
Бизнес-коммуникации (1/1)
Бизнес-планирование (1/1)
Бухгалтерский учет (1/1)
Бухгалтерский учет и анализ (1/2)
Бухгалтерский учет и анализ (2/2)
Бюджетная система Российской Федерации (1/1)
Введение в профессию (1/1)
Возрастная психология и психология развития (1/1)
Всеобщая история (1/1)
Город и устойчивое развитие (1/1)
Государственная поддержка малого бизнеса (1/1)
Государственное регулирование экономики (1/1)
Государственные и муниципальные финансы (1/1)
Гражданский процесс (1/2)
Гражданский процесс (2/2)
Гражданское право (1/1)
Гражданское право (1/2)
Гражданское право (2/2)
Деловая этика (1/1)
Деловые коммуникации (1/1)
Договорное право (1/1)
Документационное обеспечение управления (1/1)
Жилищное право (1/1)
Земельное право (1/1)
Инвестиционный анализ (1/1)
Инновационный менеджмент (1/1)
Иностранный язык (1/2)
Иностранный язык (3/4)
Иностранный язык в сфере государственного управления (1/1)
Иностранный язык в сфере юриспруденции (1/1)
Информационное право и информационная безопасность (1/1)
Информационные технологии в лингвистике (1/1)
Информационные технологии в менеджменте (1/1)
Информационные технологии в психологии (1/1)
Информационные технологии в управлении (1/1)
Информационные технологии в экономике (1/1)
Информационные технологии в юридической деятельности (1/1)
Исполнительное производство (1/1)
История государства и права зарубежных стран (1/1)
История России (1/1)
Коммерческое право (1/1)
Конституционное право (1/1)
Конституционное право (1/2)
Конституционное право (2/2)
Конституционное право зарубежных стран (1/1)
Консультирование на телефоне доверия (1/1)
Контроль и ревизия (1/1)
Конфликтология (1/1)
Корпоративная социальная ответственность (1/1)
Криминалистика (1/1)
Логистика (1/1)
Макроэкономика (1/1)
Маркетинг (1/1)
Математика (1/2)
Математика (2/2)
Математико-статистические методы в психологии (1/1)
Международное право (1/1)
Международное частное право (1/1)
Международные стандарты аудита (1/1)
Менеджмент (1/1)
Методология научных исследований (1/1)
Микроэкономика (1/1)
Моделирование социально-экономических процессов (1/1)
Моделирование экономических процессов (1/1)
Муниципальное право (1/1)
Налоги и налоговая система (1/1)
Налоги и налогообложение (1/1)
Налоговое право (1/1)
Общая психология (1/4)
Общая психология (2/4)
Общая психология (3/4)
Общая психология (4/4)
Общий психологический практикум (1/1)
Оказание юридической помощи населению (1/1)
Операционный менеджмент (1/1)
Организационная культура (1/1)
Основы военной подготовки (1/1)
Основы государственного и муниципального управления (1/1)