Методология и методы научных исследований (1/1)
Практические задания (ПЗ) в ММУ по предмету Методология и методы научных исследований (1/1)
Рекомендации к выполнению практических заданий
Учебным планом предусмотрено прохождение практических занятий по дисциплинам.
В рамках практических занятий студенты выполняют практические задания, следовательно, выполнение указанных заданий является обязательным для получения положительной оценки по дисциплине.
1. Задания рекомендуется выполнять в течение всего учебного семестра до окончания срока представления письменных (курсовых) работ (сроки см. в графике работы в семестре);
2. Выполнение заданий оформляется в письменном виде (текстовый файл с титульным листом (см. бланк титульного листа на странице дисциплины));
3. Файл необходимо загружать в соответствующий раздел дисциплины. По примеру курсовой работы.
4. Выполнение заданий оценивается преподавателем «Выполнено/Не выполнено» в течение всего семестра;
5. Возврат файла на доработку возможен только 1 раз в сроки загрузки письменных (курсовых) работ;
6. Для получения отметки «Выполнено» необходимо выполнить любое 1 задание (на выбор студента) из раздела «Практические занятия»:
Практические задания в ММУ постоянно меняют: если Ваше ПЗ отличается, пишите нам, скорее всего у нас есть уже новое!
Практическое занятие 1. Общая характеристика методологии науки и методов научного исследования. Научное познание как деятельность
Аннотация: в разделе «Практическое занятие» Вы найдете перечень вопросов, ответив на которые Вы закрепите пройденный материал, а также ряд заданий, решение которых Вам поможет научиться применять полученные знания на практике.
План занятия. Занятие включает в себя:
1) вопросы по теме.
2) задачи по теме работы.
3) ситуационные задания
Задание опирается на темы 1, 2.
Ответьте на вопросы: 1. Раскройте понятие наука. Каковы ее основные черты? 2. Раскроете основные цели и задачи научного здания? 3. Раскройте что такое новизна научного исследования? 4. Каковы особенности выбора направления, темы научного исследования. 5. Какие основные отличительные черты приобретает наука в ХХ-ХХI веке?
Задачи
№ 1. Огромный вклад в развитие науки в эпоху Средневековья внесли известные ученые Арабского Востока и Средней Азии (Ибн Сина, 970– 1037 гг.; Бируни, 973–1048 гг. и др.), которые сохранили и углубили древнегреческие научные традиции.
Проанализирует, какие изобретения и технологии Западная Европа получила с Арабского Востока и Средней Азии.
№ 2. Философия по отношению к науке выполняет функцию методологии познания и мировоззренческой интерпретации результатов. Раскройте понятие мировоззрения, выделите виды мировоззрения и как они соотносятся в современном мире.
№3. «Классический пример включенного наблюдения представил в 1936—1939 гг. сотрудник Гарвардского университета Вильям Уайт, который и ввел этот метод наблюдения в научную практику. В участвующем наблюдении единственный способ снять помехи от вмешательства исследователя — полное вхождение в изучаемую среду, завоевание ее доверия и симпатии. Для того чтобы изучить поведение и образ жизни итальянских эмигрантов, он поселился в трущобах одного из американских городов. Назвавшись студентом —историком, Уайт вошел в местную общину (он дал ей название Корневиль), изучил особый жаргон итальянского языка, подружился с главарями двух банд, научился местным обычаям, играм в карты и катанию шаров и, прожив 18 месяцев в эмигрантской семье, в конце концов был принят как «свой» человек. Вначале он делал записи тайком, но, завоевав доверие, продолжал регистрировать события открыто. К нему то ли привыкли, то ли перестали обращать внимание1».
Раскройте недостатки включѐнного наблюдения как научного метода.
№4 В Риме (1603) создается первая академия наук – Академия Деи Личеи, членом которой был Г. Галилей. В Лондоне (1660) основывается один из ведущих научных центров Европы – Лондонское королевское общество. Которое с 1665 года издает «Философские записки» – один из старейших научных журналов мира. Оценка наиболее значимых научных результатов от имени профессионального журнала становится нормой.
1 Включѐнное наблюдение [Электронный ресурс] URL: https://psyera.ru/5263/vklyuchennoe-nablyudenie(Дата обращения 20.08.2023).
Успехи науки этого периода (Галлией, 1564–1642 гг., Декарт, 1595– 1650 гг., Ньютон, 1643–1727 гг. и др.) способствовали тому, что она стала выступать как высшая культурная ценность.
Проанализируйте, почему именно этот период стал почвой для прорыва в науке.
Ситуационная задача:
1. Проанализируйте любую из глав доклада Римского клуба за 2018, сделайте свои выводы и рекомендации (пример текста доклада URL: https://mailsgun.ru/перевод-доклад-римского-клуба-2018-глава-3-2/
Практическое занятие 2. Категориальная система науки. Методологические подходы научного исследования
Аннотация: в разделе «Практическое занятие» Вы найдете перечень вопросов, ответив на которые Вы закрепите пройденный материал, а также ряд заданий, решение которых Вам поможет научиться применять полученные знания на практике.
План занятия. Занятие включает в себя:
1) вопросы по теме.
2) задачи по теме работы.
3) ситуационные задания
Задание опирается на темы 3, 4.
Ответьте на вопросы: 1. Раскройте что такое восприятие. Каковы ее основные черты? 2. Раскроете основные свойства гипотезы 3. В чем суть закона исключенного третьего? 4. Что такое эвристичность теории? 5. Что такое закон, какие основные виды законов выделяют в науке?
Задачи
№ 1. Воображение – это преобразование различных представлений в мозгу человека и соединение их в цельную картину образов. Раскройте какую роль воображение играет в современном научном познании.
№ 2. Суждение есть мысль, в которой при ее высказывании
не что утверждается или отрицается и которая объективно является либо истинной, либо ложной и при этом непременно одно из двух.
Охарактеризуйте способы выражения суждения в речи. Как соотносятся суждение и предложение?
В чем смысл суждений, как определяется их истинность? Достаточно ли двух истинностных значений для оценки любого суждения?
№3. Гипотеза (от греч. hypоthеsis – основание, предположение) – это предположение о причине, которая вызывает данное следствие. В основе гипотезы всегда лежит предположение, достоверность которого на определенном уровне науки и техники не может быть подтверждена. Гипотеза всегда выходит за пределы известных фактов и является направляющей силой для проведения теоретических или экспериментальных исследований. Любая гипотеза подвергается тщательной проверке, в результате которой убеждаются, что она не противоречит никаким другим уже доказанным гипотезам и что следствия, вытекающие из нее, совпадают с наблюдаемыми явлениями.
В своем развитии гипотеза проходит три основных стадии, назовите их. Каковы правила постановки гипотезы?
.
№4 Характерной чертой современной науки является еѐ парадоксальность. Разрешение парадоксов является одним из методов совершенствования научных теорий. Основными путями разрешения парадоксов являются совершенствование исходных суждений в системе знаний и устранение ошибок в логике доказательств.
Знаменитый парадокс Зенона Элейского затрагивает глубочайшие противоречия в представлениях учѐных о природе движения и времени. Апория сформулирована так: стрела, выпущенная из лука, остаѐтся неподвижной, так как в любой момент времени она покоится, не совершая перемещения. Если в каждый момент времени стрела покоится, значит она
всегда находится в состоянии покоя и не движется вообще, так как нет момента времени, в который стрела перемещается в пространстве.
Поясните в чем суть данного парадокса и при каких условия его можно разрешить.
Ситуационная задача:
1. Классический пример дедуктивного умозаключения это простой категорический силлогизм, то есть это рассуждение, которое состоит из трѐх простых высказываний вида «А есть Б», два из которых называются посылками, а третье — заключением.
Приведите пример простого категорического силлогизма.
Практическое занятие 3. Характеристика методов научного исследования. Изучение основ научного исследования
Аннотация: в разделе «Практическое занятие» Вы найдете перечень вопросов, ответив на которые Вы закрепите пройденный материал, а также ряд заданий, решение которых Вам поможет научиться применять полученные знания на практике.
План занятия. Занятие включает в себя:
1) вопросы по теме.
2) задачи по теме работы.
3) ситуационные задания
Задание опирается на темы 5, 6.
Ответьте на вопросы: 1. Раскройте что методический раздел 2. Раскроете основные виды опросов 3. В чем отличие интервью от анкетирования 4. Что такое репрезентативность? 5. Что такое разведывательное исследование?
Задачи
№ 1. Вопросы-ловушки в анкете направлены на выявление добросовестности, искренности респондента. Их можно рассматривать как своеобразные детекторы лжи. Так, респонденту задается серия вопросов типа: «Бывают ли у вас мысли, которые хотелось бы скрыть?», «Случается ли так, что вы говорите о вещах, в которых не разбираетесь?», «Бывает ли, что, разозлившись, вы выходите из себя?» (личностный тест Г. Айзенка). Если респондент на все вопросы методично отвечает «Нет», то в его искренности приходится усомниться.
Постройте серию из 6ти вопросов, один из которых будет вопросом-ловушкой.
№ 2. Дедукция (от лат. dеductiоn – выведение) – это вывод, сделанный по правилам логики, то есть переход от общего к частному. Дедукция – это форма научного познания, когда вывод делается на основе знаний о признаках всей совокупности. Это метод перехода от общих представлений к частным.
Одним из примеров дедуктивной логики является построение простого категорического силлогизма. Постройте 4 примера дедуктивных суждений на базе простого категорического силлогизма.
Пример можно посмотреть URL: https://4brain.ru/logika/sillogizmy.php
№3. Аналогия (от греч. аnаlоgiа – соответствие, сходство) – это метод научного познания, с помощью которого достигается знание об одних предметах или явлениях на основании их сходства с другими. Умозаключение по аналогии происходит в том случае, когда знание о каком-либо объекте переносится на другой менее изученный, но сходный с ним по существенным свойствам и качествам.
Какие виды аналогии существуют? Приведите четыре примера строгой (научной) аналогии.
№4. Метод «Дельфи» – это метод, используемый для оценки вероятности и исхода будущих событий. Группа экспертов обменивается мнениями, и каждый эксперт индивидуально передает свою оценку фасилитатору (посреднику коммуникаций группы экспертов), который проверяет данные и выдает краткий отчет.
Члены группы обсуждают и анализируют представленный отчет по отдельности. Далее передают новые прогнозы фасилитатору, который снова рассматривает данные и выдает второй отчет. Этот процесс продолжается, пока все участники не достигнут консенсуса.
Эксперты в каждом раунде имеют полную запись о том, какие прогнозы сделали другие эксперты, но они не знают, кто именно сделал данные прогнозы из группы экспертов, т.е. у каждого эксперта на руках есть прогнозы других экспертов, не привязанные к имени эксперта. Анонимность позволяет экспертам свободно выражать свое мнение, поощряет открытость и избегает признания ошибок путем пересмотра раннее данных прогнозов.
Приведите другой метод экспертного опроса.
Ситуационная задача:
1.Приведите примеры использования в достижении целей вашей будущей дипломной работы методов дедукции и индукции.