Управление государственным и муниципальным заказом (1/1)
Практические задания (ПЗ) в ММУ по предмету Управление государственным и муниципальным заказом (1/1)
Рекомендации к выполнению практических заданий
Учебным планом предусмотрено прохождение практических занятий по дисциплинам.
В рамках практических занятий студенты выполняют практические задания, следовательно, выполнение указанных заданий является обязательным для получения положительной оценки по дисциплине.
1. Задания рекомендуется выполнять в течение всего учебного семестра до окончания срока представления письменных (курсовых) работ (сроки см. в графике работы в семестре);
2. Выполнение заданий оформляется в письменном виде (текстовый файл с титульным листом (см. бланк титульного листа на странице дисциплины));
3. Файл необходимо загружать в соответствующий раздел дисциплины. По примеру курсовой работы.
4. Выполнение заданий оценивается преподавателем «Выполнено/Не выполнено» в течение всего семестра;
5. Возврат файла на доработку возможен только 1 раз в сроки загрузки письменных (курсовых) работ;
6. В зависимости от формы практических заданий конкретной дисциплины преподаватель уточняет со студентом порядок их выполнения.
УТОЧНЕНИЕ. Дано 4 практических занятия, в которых предложены от 10 до 12 конкретных задач и заданий. Чтобы получить положительную оценку, в каждом из 4-х практических занятий студент обязан выполнить НЕ МЕНЕЕ одной задачи (задания) по собственному выбору. Ответы оформлять в виде таблиц, решения задач, схем, эссе и др в зависимости от содержания выполняемого задания
7. Результаты выполнения всех практических заданий сгруппировать и отправлять ОБЯЗАТЕЛЬНО ОДНИМ файлом!
Практические задания в ММУ постоянно меняют: если Ваше ПЗ отличается, пишите нам, скорее всего у нас есть уже новое!
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
ЗАНЯТИЕ 1
Практическое занятие 1 предполагает следующие виды заданий
Задание 1.
Каждому из приведенных положений (таблица 1), отмеченных цифрами, найдите соответствующий термин, понятие или формулу, обозначенную буквами
Исходные данные: таблица 1, таблица 2.
Порядок выполнения
1.Изучить данные таблицы 1
2. Изучить данные таблицы 2
3. Соотнеся содержание терминов (таблица 1) с названием терминов, понятий и формул, обозначенных буквенной индексацией (таблица 2), заполнить графу 3 таблицы 1.
Таблица 1 — Содержание терминов
Содержание термина
Код
термина
2
3
1.
Деятельность по независимой оценке работы организации, процесса, проекта или продукта с целью определения их соответствия с законодательством.
2.
Совокупность процедур и правил, регулирующих отношения, связанные с планированием обеспечения государственных нужд, определением поставщиков
(подрядчиков, исполнителей) для заключения с ними контрактов на поставку товаров (работ, услуг) и исполнением этих контрактов в целях обеспечения государственных и муниципальных нужд в рамках бюджетных ограничений.
3.
Заказ, выдаваемый государственными органами и оплачиваемый из средств государственного бюджета
заказ на изготовление продукции, выпуск товаров, проведение работ, услуг, в которых заинтересовано государство
4.
Сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на котором проводятся конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в электронной форме, за исключением закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в электронной форме
5.
Любое юридическое лицо независимо от его
организационно—правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя
6.
Способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о закупаемых для обеспечения государственных или муниципальных нужд товарах, работах или услугах сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок и победителем запроса котировок признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен единиц товаров, работ, услуг.
7.
Способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен единиц товаров, работ, услуг
8.
Конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
*) среди приведенных терминов и понятий имеются дистракторы – лишнее понятие или термины.
Таблица 2 — Термины, понятия
а. Участник закупки
б. Аудит
в. Открытый конкурс
г. Контрактная система
д. Запрос котировок
е. Аукцион
ж. Единая информационная система
з . Электронная площадка
и. Государственный заказ
к. Закрытый конкурс
л. Мониторинг
Задание 2.
Каждому из приведенных положений (таблица 1), отмеченных цифрами, найдите соответствующий термин, понятие или формулу, обозначенную буквами
Исходные данные: таблица 1, таблица 2.
Порядок
1.Изучить данные таблицы 1
2. Изучить данные таблицы 2
3. Соотнеся содержание терминов (таблица 1) с названием терминов, понятий и формул, обозначенных буквенной индексацией (таблица 2), заполнить графу 3 таблицы
Таблица 1 — Содержание терминов
Содержание термина
Код
термина
1.
2
3
1.
Условия, означающие, что продавец передаст товар, выпущенный в таможенном режиме экспорта, указанному покупателем перевозчику в названном месте. Следует отметить, что выбор места поставки повлияет на обязательства по погрузке и разгрузке товара в данном месте. Если поставка осуществляется в помещении продавца или в ином согласованном месте, то продавец несет ответственность за погрузку товара. При этом необходимо четко определить пункт места поставки, т.к. риск переходит от продавца на покупателя в этом пункте.
2.
Условия закупок, означающие, что продавец считается выполнившим свои обязанности по поставке, когда он предоставит товар в распоряжение покупателя на своем предприятии или в другом указанном месте (например: на заводе, фабрике, складе и т.п.). Продавец не отвечает ни за погрузку товара на транспортное средство, предоставленное покупателем, ни за уплату таможенных платежей, ни за таможенное оформление экспортируемого товара, если это не оговорено особым образом. При этом покупатель несет все виды риска и все расходы по перемещению товара с территории продавца до указанного места назначения
3.
Условия, означающие, что продавец выполнил поставку, когда товар перешел через поручни судна (на борт судна) в указанном порту отгрузки. Риск утраты или повреждения товара переходит от продавца, когда товар находится на борту судна, с этого момента покупатель несет все расходы. При размещении товара в контейнере типичным для продавца является передача товара перевозчику на терминале, а не путем размещения на борту судна.
4.
Условия закупок, означающие, что продавец считается выполнившим свои обязательства тогда, когда товар, выпущенный в таможенном режиме экспорта, разгружен с прибывшего транспортного средства и предоставлен в распоряжение покупателя в согласованном терминале указанного места назначения.
*) среди приведенных терминов и понятий имеются дистракторы – лишнее понятие или термины.
Таблица 2 — Термины, понятия
а. «Delivered At Terminal» («Поставка на терминале»)
б. «Free On Board» («Свободно на борту»)
в. «Ex Works» (named place) – («Франко завод»)
г. Free Carrier» («Франко перевозчик» указанное название места)
д. «Delivered Duty Paid» («Поставка с оплатой пошлины»)
Задание 3
Провести анализ и дать оценку динамики закупок государственными и муниципальными компаниями по ФЗ-44 за 2015-2018 г.г.
Динамика закупок государственными и муниципальными компаниями по ФЗ-44 2015-2018 г .г.
2015
2016
2017
2018
Общая сумма заключенный контрактов, трлн.руб
5,5
5,4
6,3
6,9
Минимальная оценка доли поставщиков-госкомпаний в общей сумме заключенных контрактов, %
23
28
23
25
(источник: Аналитический центр на основе данных ЕИС)
Государственные закупки данного периода подвергались существенной критике за коррупцию и отсутствие доступа к ним для большинства компаний.
Следует отметить следующие проблемы организации закупок в анализируемый период:
отсутствие системы четкой системы и единообразия в регулировании и осуществлении государственных закупок
наличие противоречий в действующем законодательстве
недостаток информации о проводимых закупках для участников рынка (сужение конкуренции)
неограниченные возможности заказчика по установлению квалификационных требований к участникам закупки, (искусственное ограничение возможности участия в закупках)
отсутствие законодательного регулирования «мелких закупок»
отсутствие регулирования порядка заключения, изменения и расторжения контрактов, заключенных по результатам проводимых закупок (на практике контракты заключались на условиях отличных от объявленных условий при проведении закупок, условия уже заключенных контрактов могли неконтролируемо изменяться)
большой и в ряде конкретных случаев не оправданный объем документации, требуемой для участия в закупках
недостаточный уровень унификации процедур в системе государственных и муниципальных закупок.
Последние изменения в законе во многом обусловлены потребностью в совершенствовании действующего законодательства.
Задание 4
Исследовать новации в ФЗ- 44 в части проведения закупок.
Сделать выводы относительно улучшений (или усложнений) условий закупок для поставщиков или для заказчиков.
Суть новаций в следующем:
1. С 1 июля 2019 года все участники тендеров, которые снижаются на 25% и больше, должны будут доказывать свою добросовестность.
2. Кроме того, что они будут выплачивать обеспечение контракта в 1,5 раза больше, участникам нужно предоставить контракты, исполненные за последние 3 года без штрафов и пеней.
3. Сумма представленных в качестве обоснования контрактов должна быть больше на 20% НМЦК тендера, в котором участник будет доказывать добросовестность.
4. Предмет закупки может быть разным.
5. Если в документации о закупке и проекте контракта есть условие об авансировании, то участник тендера, который снизился до антидемпинговых условий, должен оплатить обеспечение в размере аванса.
6. Но при этом заказчик не может выплатить аванс такому участнику. Данное условие в обязательном порядке прописывается в документации и проекте контракта. Такого рода конкретизация при оформлении обеспечивает добросовестность участников тендера.
7. Участник тендера подает информацию за последние три года о трех или больше контрактах, заключенных по результатам тендеров и исполненных без штрафов и пеней со стороны участника.
Задание 5.
Изучить состав информации, содержащейся в Единой информационной системе .
Дать характеристику одному из информационных источников (по выбору студента).
Современная ЕИС в сфере государственных и муниципальных закупок содержит большой объем информации, перечень части которой представлен в ниже следующем перечне. Назвать виды информации, которые отсутствуют в приведенном списке (являются лишними):
-планы закупок
— планы-графики закупок;
— извещение о проведении закупок:
— сведения о реализации планов закупок и планов-графиков;
— реестр заключенных государственных контрактов;
— реестр банковских гарантий;
— реестр недобросовестных поставщиков;
— реестр жалоб, проверок и выданных предписаний;
— результаты мониторинга, аудита и контроля в сфере закупок;
— отчеты государственных заказчиков;
— перечни товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
— каталог типовых контрактов, типовых условий контрактов;
— сведения о складывающихся на товарных рынках ценах товаров, работ, услуг, закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
— сведения об условиях, ограничениях и запретах допуска товаров иностранного происхождения, работ и услуг, выполняемых и оказываемых иностранными гражданами, об условиях применения национального режима для иностранных государств, с которыми Российской Федерацией заключены международные договоры;
— сведения о закупках и об исполнении контрактов в соответствии с ФЗ N 44-ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
— перечень международных финансовых организаций, участником которых является РФ или с которыми РФ заключила международные договоры;
Состав и виды информации, содержащиеся в ЕИС, соответствуют нормативно-правовым актам и иным документам, а именно: Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», а также Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Задание 6.
Перечислить и охарактеризовать группы участников контрактной системы, предусмотренных ст. 3 Закона о закупках:
участники центральных закупочных процессов:
заказчики (государственные заказчики, муниципальные заказчики, иные заказчики);
участники закупок (в том числе признанные поставщиками (подрядчиками, исполнителями);
уполномоченные органы, уполномоченные учреждения;
участники обеспечивающих процессов контрактной системы:
специализированные организации;
операторы электронных площадок;
участники управляющих процессов контрактной системы:
федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы (Минфин России с 25.04.2017, до указанной даты — Минэкономразвития России);
органы исполнительной власти субъектов РФ по регулированию контрактной системы;
контрольные органы в сфере закупок (ФАС России, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок);
федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также органы, уполномоченные на осуществление финансового контроля (Казначейство России, финансовые органы субъектов РФ, органы местного самоуправления, органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля).
Задание 7.
Заказчик осуществляет закупку путем проведения запроса котировок принял решение о внесении изменений в извещение о проведении запроса котировок.
Имеет ли он на это право?
Если имеет, то в течение, какого срока изменения должны быть внесены?
Для решения задачи используйте информацию в ст. 74 ФЗ-44.
Задание 8.
Заказчик осуществляет закупку путем проведения запроса котировок. Им было принято решение об изменении объекта закупки.
Имеет ли он на это право?
Для решения задачи используйте информацию в ст. 74 ФЗ-44.
Задание 9
Перечислить и охарактеризовать источники финансирования, используемые при осуществлении государственных и муниципальных закупок?
Задание 10 Дополнить перечень субъектов, являющихся объектами контроля в сфере закупок?
заказчики
контрактные службы контрактные управляющие
операторы специализированных электронных площадок
…….
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
ЗАНЯТИЕ 2
Практическое занятие 2 предполагает следующие виды заданий:
Задание 1.
Определить, какие из утверждений являются верными или неверными в соответствии с нормами действующего законодательства, заполнив таблицу 1.
Таблица 1 Требования к информации ,содержащейся в реестре недобросовестных поставщиков
Информация, содержащаяся в реестре недобросовестных поставщиков
Верно/неверно
1.
размещается в единой информационной системе
2.
размещается на специализированном сайте
3.
должна быть доступна для ознакомления на платной основе
4.
должна быть доступна для ознакомления без взимания платы
Задание 2.
Охарактеризовать основные разделы плана графика. Привести пример (или макет плана графика), изучив новации федерального законодательства за вторую половину 2019, приведенные ниже.
Изучение новации в ФЗ 44 и ФЗ 223 со второй половины 2019 г.
ФЗ — 69, ФЗ-70 о изменениях в ФЗ-44 и ФЗ-223
приняты 01.05.2019, вступили в силу 90 дней спустя после
их принятия.
Согласно ФЗ -69 Закупки услуг по организации
отдыха и оздоровлению детей могут проводится через
конкурс с ограниченным участием, в тч и в электронной
форме . Это значит, что поставщикам предъявляются новые
требования.
В частности, в нововведениях есть требование к
поставщикам: поставщики должны иметь необходимую
квалификацию и предложить наилучшие условия. Раньше
критерием была лишь цена.
При отсутствии заявок Заказчик может осуществлять
закупку через запрос котировок или у единственного
поставщика.
К таким участникам не будут применяться
дополнительные требования.
Согласно изменениям, внесенным в ФЗ-44 в
соответствии с ФЗ-70 предоставлены следующие права:
1. Бюджетным учреждениями и унитарным
предприятиям разрешено проводить закупки за счет
подаренных или завещанных средств в соответствии с
законом о корпоративных закупках.
2. Предусмотрена возможность прямого запрета на
привлечение субподрядчиков при проведении конкурса с
ограниченным участием и применении закрытых способах
определения поставщиков, соблюдая требования о цене
контракта. Это обязательное требование.
Основное: теперь заказчики смогут больше закупать у
единственного заказчика (п.5 ч.1 ст.93, ФЗ-44) Внешняя
экспертиза в ряде случаев не обязательна.
Например, организации и учреждения культуры и
другие заказчики могут заключать контракты с
единственным поставщиком на сумму до 600 тыс. рублей.
Изменился и годовой лимит закупок.
С 1 июля 2019 разрешили закупать единицу. Товара (работы (услуги)
Если Заказчику не известен объем закупок, то можно закупать единицу.
С 1 октября отменен план закупок. Только план—график!
Был увеличен порог короткого аукциона –– до 300 млн руб., по строительным работам –– до 2 млрд. руб.
В закупках строительных и около строительных организациях обязательно представлять проектную документацию
При подаче заявки достаточно просто подать заявку. Никаких технических требований, требований к материалам. Фактически имеет место отказ от технического задания.
Задание 3 При заключении договора на поставку вы не рассчитали мощность собственных складских помещений. Каковы ваши возможные действия, чтобы не получить предписание со стороны контрольных органов, не быть оштрафованными из-за отсутствия оплаченного товара? Вариант ответа: вам можно оформить с поставщиком договор ответственного хранения.
Какие еще варианты решения возможны?
Задание 4.
Согласно действующему законодательству федеральные заказчики формируют план-график и размещают его в единой информационной системе — . ЕИС.
Региональные и муниципальные заказчики размещают напрямую в ЕИС или через региональные, муниципальные информационные системы в зависимости от особенностей закупки.
Как формируются сведения о закупках с государственной тайной ?
Перечислить, в каких случаях в план-график могут вноситься изменения?
Задание 5. Согласно условиям контракта по закупкам «Поставщик» должен поставить покупателю — «Заказчику» 3545 кг муки пшеничной высшего сорта по цене 17 руб. 33 коп., 2560 кг муки пшеничной первого сорта по цене 13 руб. 42 коп., 3500 кг. муки ржаной по цене 16 руб. 27 коп. Контракт заключен по ФЗ-44 и действовал до 30.06.2018 г. Поставка осуществляется по заявкам «Заказчика» в течение 5 рабочих дней после получения заявки заказчиком. «Поставщик» получил заявку на поставку 50 кг муки пшеничной высшего сорта, 40 кг муки 1 сорта, 50 кг муки ржаной. Поставка товара заявленной партии была осуществлена 05.06.2018г. Остальной товар был доставлен без нарушения условий поставки. Требуется рассчитать пеню за просрочку согласно ФЗ-44. Согласно действующему законодательству за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) своих обязательств, предусмотренных контрактом. Пеня начисляется со дня, следующего после дня истечения срока исполнения обязательств. Размер пени: 1/300 ключевой ставки ЦБ, которая действует на дату уплаты пени, уменьшенной пропорционально на сумму обязательств, предусмотренных контрактом и фактически выполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Имеют место иные случаи и порядок начисления пени; они предусмотрены законом. Решение.
1. Определим период просрочки. Период просрочки: 15 дней (с 22.05.2018 по 05.06.2018г) 2. Рассчитаем ставку для расчета. Актуальная ключевая ставка ЦБ на период действия контракта 7,25% годовых, следовательно К = 1/300 *0,0725 = 0,000242. 3. Определим сумму просроченного к оплате товара. Сумма просроченного к оплате товара рассчитывается следующим образом : 50*17,33+40*13,42+50*16,27 = 2216,8 или 2216 руб. 80 коп. 4. Определим размер пени: Величина пени: П = 2216,8*0,00024215 = 8,05 руб. или 8 руб. 05 коп. Ответ: Пеня «Поставщику» за просроченный срок исполнения обязательств составит 8 руб . 05 коп. Рассчитать, как изменится размер пени, «Поставщику» при изменении ряда условий задачи: актуальная ключевая ставка ЦБ на период действия контракта 7,0% годовых «Поставщик» получил заявку на поставку 1000 кг муки пшеничной высшего сорта, 1000 кг муки 1 сорта. Остальные условия задачи остались без изменений.
Задание 5. Случаи проведения обязательного общественного обсуждения закупок, порядок их проведения устанавливается Правительством РФ и отражен в ст.20 ФЗ-44. Опираясь на содержание данной статьи охарактеризовать: дату начала общественного обсуждения закупок срок завершения общественного обсуждения закупок
результаты обязательного общественного обсуждения закупок особенности общественного обсуждения закупок на региональном и муниципальном уровнях
Задание 6. Опираясь на нормы статьи 22 ФЗ-44, охарактеризовать данные методы и привести основания для применения того или иного метода.
Исходные данные: Начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальная сумма цен единиц товара, работы, услуги, устанавливаемая ст. 22 ФЗ-44 определяется несколькими способами, а именно: 1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка); 2) нормативный метод; 3) тарифный метод; 4) проектно-сметный метод; 5) затратный метод.
Задание 7. Обязан ли «Заказчик» вносить изменения в план-график, если он уже размещен в ЕИС, если • ГРБС — Государственный распорядитель бюджетных средств внес изменения в ведомственный перечень? Обосновать свой ответ.
Перечислить, в каких случаях в план-график могут вноситься изменения?
Задание 8. Дать характеристику содержанию и особенностям процесса нормирования в системе государственных и муниципальных закупок.
Пояснить цели нормирования в сфере закупок.
Задание 9.
Опираясь на 44-ФЗ ст.54.4, охарактеризовать структуру заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, а также те документы, которые требуются для размещения в Единой информационной системе?
Задание 10. Охарактеризовать требования, предъявляемые к проведению запроса котировок в соответствии с44-ФЗ ст. 73. Пояснить преимущества закупок в форме запроса котировок ?
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
ЗАНЯТИЕ 3
Практическое занятие 3 предполагает следующие виды заданий:
Задание 1
Провести сравнительный анализ способов закупки по важнейшим характеристикам в соответствии с действующим законодательством. (данные в таблице). Привести примеры контрактов для сравниваемых способов, используя официальную информацию сайта . http://zakupki.gov.ru/epz/main/public/home.html
Способ проведения закупки
НМЦК
Сроки размещения
Открытый конкурс
Независимо от суммы
В пределах 20 дней до даты вскрытия конвертов с заявками или открытия доступа к торгам
Электронный аукцион
Более 3 млн. руб
Как минимум за 15 дней до даты окончания срока подачи заявок
Менее 3 млн. руб.
Как минимум за 7 рабочих дней
Запрос котировок
Свыше 250 тыс. р. Минимум за 7 рабочих дней
Менее 250 тыс. руб.
Минимум 4 рабочих дня
Запрос предложений Независимо от суммы Как минимум за 5 дней до запроса
Источник: https://zakonguru.com/goszakupki/44/cena-kontrakta.html
Задание 2
Охарактеризовать условия, при которых можно участвовать в запросе котировок для выявления исполнителя заказа.
Ответ: Чтобы зарегистрироваться в качестве участника своей компании исполнители, в намеченный в извещении срок, приносят заявку заказчику.
Победитель определяется по наименьшему ценовому предложению.
Важным условием выбора данного способа размещения заказа является лимит начальной цены закупки. Согласно действующему законодательству эта сумма равна 500 тысяч рублей.
Суммарный объем закупок, производимых подобным способом, не может превышать 10% общего объема всех средств, которые предназначены для закупок заказчиком и отраженны в его специальном плане-графике.
Кроме того, объем обязательно должен не выходить за пределы суммы, установленной Законом в 100 млн. руб. за один год (ч.1, ст.72, Закон о контрактной системе №44-ф3). Заказ необходимо опубликовать в срок не позже 7 дней до последней даты подачи заявок (часть 1, статья 74, Закон №44-ф3).
Задание 3.
На сайте http://zakupki.gov.ru/epz/main/public/home.html найти перечень отобранных операторов электронных площадок.
Дать характеристику деятельности отобранных специализированных площадок. Выявить их число.
Задание 4.
Рассчитайте размер пени за просрочку заказчиком обязательства по оплате за
поставленный товар, исходя из следующих условий:
Цена контракта составляет 8,3 млн.руб.
1. Оплата за поставленный товар по условиям контракта осуществляется в течение 10
календарных дней с даты подписания акта-приемки.
2. Товар поставлен в полном объеме и принят заказчиком (подписан акт) 14 апреля.
3. Денежные средства в полном объеме перечислены заказчиком поставщику 30 мая.
4. Ключевая ставка ЦБ РФ для решения задачи — 7,0 %.
Задание 5
Изучение правил описания объекта закупки,
Правила описания объекта закупки отражены в ст.33, ФЗ-44 и включают перечень,
учитывающий много различных характеристик.
1) Перечень основных правил для заказчика при описании в документации о закупке
объекта закупки включает следующие характеристики:
— функциональные
— технические
— качественные характеристики
— эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
2) использованные при описании объекта закупки показатели, условные обозначения
и терминология, требования, касающихся технических и функциональных характеристик
(потребительских свойств) ТРУ и качественных характеристик объекта закупки, должны
соответствовать национальной системе стандартизации, техническим регламентам,
принятыми в соответствии с законодательством и нормативами РФ
3) описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи,
эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в тч в отношении
проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями ГК
РФ, маркировки, этикеток, и т.д.
4) документация о закупке должна содержать изображение поставляемого товара,
позволяющее его идентифицировать и подготовить заявку, окончательное предложение.
5) документация о закупке должна содержать информацию о месте, датах начала и
окончания, порядке и графике осмотра участниками закупки образца или макета товара,
на поставку которого заключается контракт, если в такой документации содержится
требование о соответствии поставляемого товара образцу или макету товара, на поставку
которого заключается контракт;
6). при необходимости заказчиком устанавливаются требования к гарантийному сроку
товара, работы, услуги и (или) объему предоставления гарантий их качества, к
гарантийному обслуживанию товара и т.д, к расходам на эксплуатацию товара, к
обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц,
осуществляющих использование и обслуживание товара.
В случае определения поставщика машин и оборудования заказчик устанавливает в
документации о закупке требования к гарантийному сроку товара и (или) объему
предоставления гарантий его качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на обслуживание товара в течение гарантийного срока, а также к осуществлению монтажа и наладки товара, если это предусмотрено технической документацией на товар и др.
Задание 6
Практическая задача по обучению технологии подачи заявки на участие в электронных и закрытых электронных процедурах по типовой форме (новации 2019 года)
Правительство разработало и утвердило типовые формы заявок на участие в электронных и закрытых электронных процедурах. Утвердили требования к составу типовой документации о закупках. Постановление вступает в силу 15 ноября. 2019г
Участники закупки обязаны применять четыре типовые формы заявок, если хотят участвовать:
в открытом электронном конкурсе, электронном конкурсе с ограниченным участием, электронном двухэтапном конкурсе, закрытом электронном конкурсе с ограниченным участием, закрытом электронном двухэтапном конкурсе;
электронном аукционе, закрытом электронном аукционе;
электронном запросе котировок;
электронном запросе предложений.
Правительство утвердило требования к содержанию и составу типовой документации для всех форм закупок, кроме запроса котировок.
Документация для запроса котировок не нужна: заказчик готовит только извещение и проект контракта. Об этом сказано в частях 1 и 2 статьи 73, частях 2 и 3 статьи 82.2 Закона № 44-ФЗ.
Типовая документация должна содержать информацию:
• о заказчике;
• объекте закупки;
• условиях контракта;
• участии в электронной процедуре;
• дополнительные требования согласно части 2 статьи 54.3 Закона № 44-ФЗ.
Типовая документация предусматривает включение проектной документации в приложение к документации о закупке в случаях:
• проект не нужен согласно градостроительному законодательству;
• заключаете контракт жизненного цикла (ч. 16 ст. 34 Закона № 44-ФЗ);
• закупаете одновременно работы по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объекта капитального строительства (ч. 16.1 ст. 34 Закона № 44-ФЗ).
Задание 7.
Ситуационная задача
Как обоснованно потратить деньги в конце года?
Известно, что бюджетная система устроена так, что часто в конце декабря бюджетному учреждению на счет сваливаются деньги от распорядителя. Последствия не освоения денежных средств крайне не желательны. Времени для освоения мало.
Вы успешно освоите лимиты, зная о возможности такой ситуации.
Для того, чтобы избежать негативные последствия следует заблаговременно выявить резервы по экстренным закупкам в своем учреждении.
Следует ответить на пять главных вопросов. Если хотя бы на три вопроса у вас положительные ответы, то лимиты будут освоены, а контролеры не зафиксируют нарушений. Итак вопросы:
1. Сколько денег нужно потратить (альтернатива способа во многом определяется суммой ресурсов) и какой способ закупки выбрать?
2. Есть ли у вас систематические поставки (необходим мониторинг поставок как минимум за 2 последние года, чтобы выявит закономерности потоков)
3. Есть ли поставщики, с которыми можно заключить договор об ответственном хранении?
4. Есть ли у вас мобильные единственные поставщики, которые могут быстро привезти товар?
5. Есть ли закупки, которые вы можете перенести на конец года? (заранее планируйте закупки, ожидая бюджетные ресурсы в конце года)
Задание 8.
Комплексное проблемно-аналитическое задание
Выявить особенности и заполнить представленный макет таблицы, изложив в табличной форме обязательные требования по распространению и предоставлению информации при запросе котировок, которые обязан выполнять заказчик, уполномоченный орган, специализированная организация. Определить, для какого периода характерна представленная модель требований.
Сокращения:
ОПИ – официальное печатное издание,
ОС – официальный сайт,
З – заказчик,
УОР – уполномоченный орган
СО – специализированная организация
ЭС – электронное сообщение,
ЭД – электронный документ.
№
Вид информации
Действие
с
информацией
Кто
выполняет
Срок исполнения
Распространение
Предоставление
(адресное направление)
ОПИ
ОС
1.
Извещение о запросе котировок
Размещение,
направление
З, УОР
Не менее чем за 4 (7) рабочих дней до окончания представления
+ Вид информации Файл Pdf, ЭС ЭС, ЭД, бумажная форма
2.
Извещение о продлении срока подачи котировочных заявок
Размещение,
направление
З, УОР
+
Направить не менее чем трем участникам Вид информации Файл Pdf, ЭС ЭС, ЭД, бумажный носитель
3.
Протокол оценки и рассмотрения
Размещение,
направление
З, УОР
В день подписания
В течение 2-х рабочих дней со дня подписания протокола (победителю вместе с проектом контракта) Вид информации текст Файл Pdf, ЭС ЭД, бумажный носитель
4.
Разъяснения результатов
Направление
З, УОР
В течение 2-х рабочих дней со дня поступления запроса Вид информации ЭД, Бумажный носитель
5.
Сведения о заключенном контракте
Направление
З
В течение трех рабочих дней со дня заключения передача в уполномоченный орган Вид информации ЭД, бумажный носитель
6.
Протокол об отказе от заключения контракта
З
Составляется в течение дня после установления факта и в течение дня, следующего после дня подписания размещается на сайте Вид информации ЭД, бумажный носитель
Задание 9.
Охарактеризовать особенности метода сопоставимых рыночных цен часто используемого в практике закупок.
При применении метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заказчик может использовать обоснованные им коэффициенты или индексы для пересчета цен
товаров, работ, услуг с учетом различий в характеристиках товаров, коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.
В целях применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) могут использоваться общедоступная информация о рыночных ценах товаров, работ, услуг, информация о ценах товаров, работ, услуг, полученная по запросу заказчика у поставщиков (подрядчиков, исполнителей), осуществляющих поставки идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг, а также информация, полученная в результате размещения запросов цен товаров, работ, услуг в единой информационной системе.
Метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) является приоритетным для определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Задание 10.
Дать оценку изменениям в ФЗ 223 для МСП (малых и средних предприятий)
Закупки МСП по 223-ФЗ — это 18% от совокупного годового объема договоров, которые заключены заказчиками у субъектов малого и среднего предпринимательства. Но все изменится с 01.01.2020.
Как изменятся закупки у МСП по 223 ФЗ
Будет увеличен с 18% до 20% совокупный годовой стоимостный объем договоров, которые заключены заказчиками в тендерах у малого бизнеса.
Изменится годовой объем тендеров, которые проходят с ограничениями для представителей малого бизнеса с 15% до 18%.
1
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 4
Практическое занятие 4 предполагает следующие виды заданий:
Задание 1.
Выполнить следующее задание. Каждому из приведенных ниже положений, отмеченных цифрами, найдите соответствующие термин или понятие из таблицы 2
Таблица 1 -Термины и понятия
1.
Показатель, с помощью которого определяется изменение
выпуска продукции, дохода в результате изменения расходов государства
2.
Деятельность по независимой оценке работы организации, процесса, проекта или продукта с целью определения их соответствия с законодательством. В ходе аудиторской проверки изучаются данные бухгалтерской, финансовой, экономической и прочей отчетности).
3.
Условия, существенно ограничивающие конкуренцию участников закупки при проведении процедур госзаказа.
4.
Cистема наблюдений в сфере закупок, осуществляемых на постоянной основе посредством сбора, обобщения, систематизации и оценки информации об осуществлении закупок, в том числе реализации планов-графиков с использованием единой информационной системы и на основе содержащейся в ней информации
5.
Способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), при которых информация о закупках сообщается заказчиком путем направления приглашений принять участие в закрытых способах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), документации о закупках ограниченному кругу лиц
6.
Конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
7.
Способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о закупаемых для обеспечения государственных или муниципальных нужд товарах, работах или услугах сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок и победителем запроса котировок признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен единиц товаров, работ, услуг
8.
Орган, создаваемый заказчиком для определения поставщика (за исключением единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)
(среди приведенных терминов и понятий имеется дистрактор – лишнее понятие или термин
2
Таблица 2 – Перечень терминов, определений и понятий
а. Закрытый конкурс
б. Мультипликатор государственных расходов
в. Мониторинг
г. Закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей)
д. Открытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей)
е. Открытый конкурс
ж. Избыточные требования
з. Аудит
и. Запрос котировок
к. Комиссия по осуществлению закупок
Задание 2.
Выполнить следующее задание. В таблице 1 заполнить последнюю колонку, выбрав альтернативу Верно/Неверно
Таблица 1 – Заполнить таблицу, ответив на вопросы
1.
Сводный аналитический отчет по результатам мониторинга подлежит размещению в единой информационной системе
Верно/
неверно
2.
Аудит в сфере государственных закупок осуществляется только Счетной палатой Российской Федерации
3.
Мультипликатор государственных расходов μg показывает изменение
выпуска продукции, дохода в результате изменения расходов государства
4.
Требования к содержанию и порядку подготовки сводного аналитического отчета по результатам мониторинга, а также сроки подготовки указанного отчета также определяются Правительством РФ.
5.
Регистрация офшорных компаний в ЕИС не допускается.
6.
Специализированная электронная площадка используется для проведения закрытых конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в электронной форме
7.
При запросе предложений в электронной форме информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу
8.
Применение национального режима при осуществлении закупок предполагает дифференциацию условий для товаров иностранного происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых иностранными лицами
3
Задание 3.
Дополнить перечень информации, содержащейся в Единой информационной системе
Единая информационная система включает в себя:
• планы и планы-графики закупок;
• — сведения о реализации планов закупок и планов-графиков;
• — реестр заключенных государственных контрактов;
• — реестр банковских гарантий;
• —
• —
• —
• —
• —
• —
• —
• —
• —
В рамках единой информационной системы в сфере государственных закупок действует официальный портал закупок zakupki.gov.ru.
Задание 4.
Выполнить следующее задание.
Дополнить таблицу, отразив, какие действия обжалуют по ФЗ-44 и по ФЗ-223
ФЗ—44 ФЗ —223 Обжалуют: • действия (бездействие) заказчика; • нарушения со стороны оператора ЭТП; • не размещение информации о торгах в ЕИС; • предъявление к участникам требований, не предусмотренных документацией.
Задание 5
Комплексное проблемно-аналитическое задание
Дать характеристику деятельности отделов Управления государственных закупок по
4
мониторингу в регионе N: (по выбору студента)
Отдел
Вид
Подвиды мониторинга
Источник
мониторинга
информации
‒
мониторинг
электронных аукционов;
‒
мониторинг
объявленных закупок;
‒
мониторинг способов
— общероссийский
отдел
оперативный
закупок;
официальный сайт;
‒
мониторинг
— информация с
автоматизации
мониторинг
контрактов;
электронных
‒
мониторинг закупок у
площадок
субъектов малого
предпринимательства;
‒
мониторинг закупок у
единственных поставщиков
— мониторинг размещения
— статистическая
отдел
«Форма №1-торги»
общий
заказов;
методологии и
— федеральные сайты
мониторинг
— мониторинг федеральных
прогнозирования
в сфере размещения
сайтов
заказов
Задание 6
Комплексное проблемно-аналитическое задание
Провести сравнительный анализ субъектов по контролю в сфере закупок.
К ним относятся:
Заказчик
Контрактная служба
Контрактный управляющий
Комиссия по осуществлению закупок
Члены комиссии по осуществлению закупок
Уполномоченный орган
Уполномоченные учреждения
Специализированная организация
Операторы электронных площадок
Задание 7
Комплексное проблемно-аналитическое задание
Проведение комплексного анализа в системе аудита в сфере закупок в сопоставлении с мониторингом. Объяснить принципиальные целевые и технологические различия между аудитом и мониторингом
Аудит — проверка отчетности аудируемого лица в целях анализа и оценки результатов закупок, достижения целей осуществления закупок. Органы аудита в сфере закупок проводят аудит посредством:
экспертно-аналитической,
информационной деятельность (анализ и оценка информации)
5
Вопросы для
сравнения
Мониторинг
Аудит
1. Цель
1.Оценка степени достижения
целей осуществления закупок
2. Оценка обоснованности
закупок
3. Совершенствования
законодательства
Оценка достижения целей
осуществления закупок
Оценка результатов закупки
2. Длительность во времени
— Постоянное наблюдение
— Единовременная проверка
3. Субъекты
— Федеральные органы исполнительной власти по
регулированию контрактной системы в сфере закупок
— органы исполнительной власти субъекта РФ по
регулированию контрактной системы в сфере закупок
— местная администрация
— Счетная палата РФ;
— Контрольно-счетные органы
субъектов РФ;
-контрольно-счетные органы
муниципальных образований
4. Полномочия
Сбор, обобщение,
Экспертно-аналитическая,
систематизация и оценка
информационная и иная
информации об осуществлении
деятельность
закупок
5. Источник
информации
Единая информационная
система
Посредством проверок, анализа и
оценки информации
6. Критерии оценки
— эффективность обеспечения
— законность,
государственных и
— целесообразность,
муниципальных нужд и меры
— обоснованность
— своевременность,
— эффективности,
— результативность расходов на
закупки по планируемым к
заключению, заключенным и
исполненным контрактам
7. Результаты
Сводный аналитический отчет
по мониторингу закупок за год
Предписания, устанавливающие
причины выявленных отклонений,
нарушений и недостатков,
— подготавливают предложения по совершенствованию КС.
Обобщенный отчет размещается в ЕИС
6
Задание 8.
Согласно проекту приказа Федерального казначейства от 29.10.2019 планируются следующие меры по ужесточению наказаний в сфере управления государственным и муниципальным заказом:
Введут минимальный размер административного штрафа для должностных лиц за нарушения в закупках
Планируют ввести минимальный размер административного штрафа. Изменения коснутся только должностных лиц, которые:
не разместили в ЕИС информацию и документы;
определили победителя с нарушением требований Закона № 44-ФЗ;
не выполнили объем закупок у СМП и СОНО.
Проект задает диапазон суммы, которую заплатит нарушитель. Штраф планируют рассчитывать индивидуально для должностного лица исходя из тяжести нарушения, размера, характера причиненного ущерба и других существенных обстоятельств.
Также планируют ввести альтернативу неустойке – предупреждение.
Как вы оцениваете предлагаемые меры с точки зрения эффективности управления закупками?
Задание 9.
Новации 2019 г.
Контракты с единственными поставщиками при электронных закупках обяжут согласовывать с ФАС
Заключать контракты с единственным поставщиком, когда закупка не состоялась, заказчики будут по согласованию с контрольным органом, если НМЦК превышает предельный размер. Такой размер установит Правительство.
Чтобы согласовать контракт, заказчик направляет в контрольный орган обращение. Куда именно обратиться за согласованием, зависит от условий закупки:
Контрольный орган
Условия
ФАС
Федеральные закупки, закрытые способы
Региональный контрольный орган
Закупки за счет средств субъекта РФ
Муниципальный контрольный орган
Закупки за счет средств местного бюджета
Контрольный орган рассматривает обращение, проводит внеплановую проверку и решает – согласовать сделку или нет.
Если контролеры откажутся согласовать контракт, заказчик вносит изменения в план-график и при необходимости проводит новую закупку.
Задание 10.
Дать оценку новым основаниям для изменения плана-графика
Новый перечень оснований, чтобы изменить план-график
В октябре 2019 года изменился перечень оснований, по которым заказчик вправе для своего удобства внести изменения в план-график или строго по закону обязан это сделать.
7
Изменилось нормирование. Речь идет о случаях, когда меняются требования к товарам, работам, услугам, предельные цены или нормативные затраты.
Здесь возможны два варианта, от которых зависит: нужно вносить изменения или нет.
Первый вариант: извещение о закупке уже висит в ЕИС, а в документы нормирования внесены изменения. В этом случае менять план-график и закупку не надо, ведь на момент размещения закупки документы нормирования были действующие.
Второй вариант — когда информация о закупке уже внесена в план-график, но извещение пока не разместили. В этом случае обязательно требуется внесение изменения в план-график. Нарушение — штраф.
Изменились лимиты. Если организации дополнительно довели деньги или,
наоборот, отозвали, обязательно внесите изменения в план-график и разместите его в ЕИС в течение 10 рабочих дней. Срок начинает отсчитываться со дня после факта доведения до заказчика лимитов или утверждения плана ФХД.
Например, вы получили на год 15 млн руб., разместили план-график, но через полгода вам дополнительно довели еще 800 тыс. руб. Обязательно нужно отразить эти деньги в плане-графике и разместите его в ЕИС в течение 10 рабочих дней.
Общественное обсуждение внесло корректировки. Эта ситуация возникает, когда заказчик принимает какое-либо решение по итогам обязательного общественного обсуждения. Теоретически он может изменить закупку, сократить затраты по закупке или вовсе ее отменить. В любом из этих случаев надо вносить изменения в план-график. Если изменения не касаются данных в плане-графике, измените лишь документацию закупки.
Сэкономили на закупке. Отражать экономию по закупке в плановом документе надо, только если для проведения следующей закупки в плане-графике не хватает средств. Обычно это происходит под конец года и делается для того, чтобы реализовать деньги, оставшиеся после всех проведенных закупок. Если же для проведения закупок денежных средств в плане-графике хватает, вносить изменения в него не обязательно.
Потребовалось детализировать сведения о закупке. Например, в начале года вы внесли укрупненную закупку на поставку оборудования. Закупку так и назвали: «Поставка оборудования», но затем при подготовке документации решили из общей закупки выделить конкретное оборудование и закупить его отдельно. В этом случае нужно внести изменения в укрупненную позицию — уменьшить ее по финансовому обеспечению и создайть новую детализированную позицию — на поставку конкретного оборудования.
Контролер выдал предписание. Речь о ситуации, когда участник подал жалобу на стадии размещения закупки. Если по результатам рассмотрения жалобы контрольный орган вынес предписание об устранении нарушений, заказчик обязан внести изменения в закупку. Если такие изменения затрагивают информацию в плане-графике, обязательно внесите изменения и в него.
Закупка не состоялась. Речь о случае, когда подана только одна заявка и она же признана надлежащей. На данный момент нет официальных разъяснений от регулятора — во всех ли случаях надо будет вносить изменения в позицию плана-графика по несостоявшейся закупке. Полагаем, что вносить изменения надо будет лишь по
8
несостоявшейся закупке, по результатам которой не заключен контракт, и по которой закупка не будет проводиться повторно.
Контракт расторгли. Причин расторжения по Закону № 44-ФЗ три:
по соглашению сторон
по решению суда
в одностороннем порядке.
В изменениях к закону вопрос о необходимости вносить информацию в план-график о расторжении контракта по соглашению сторон остался открытым и требует доработки.
Возникли непредвиденные обстоятельства. Рекомендуем к непредвиденным обстоятельствам относить все остальные изменения, которые могут привести к изменениям в плане-графике. Например, изменился код ОКПД2 или наименование закупки. Если изменения никак не влияют на план-график, отражать в нем такие изменения не надо. Например, поменялись характеристики товара или сроки поставки товара — такие изменения исправлять в плане-графике не требуется.
Резюме. В результате изменений законодательной базы можно сэкономить время при планировании, а именно:
Сэкономить время получится на согласовании плана с контролером.
Вместе с планом закупок теперь ушла и часть обязательств заказчика.
Не будет обоснования планирования: вам больше не потребуется искать программу и ее раздел, чтоб обосновать цель и способ закупки.
Не нужно прикреплять форму обоснования .
Оценивание обоснованности закупки теперь может потребоваться только в ходе аудита и контроля.
В целом сокращение плановой документации при обосновании закупок можно рассматривать как совершенствование управления государственным и муниципальным заказом.
Задание 11.
Рассчитайте размер пени за просрочку заказчиком обязательства по оплате за поставленный товар, исходя из следующих условий:
Цена контракта составляет 10 млн. руб.
1. Оплата за поставленный товар по условиям контракта осуществляется в течение 15 календарных дней с даты подписания акта-приемки.
2. Товар поставлен в полном объеме и принят заказчиком (подписан акт) 01 марта.
3. Денежные средства в полном объеме перечислены заказчиком поставщику 15 апреля.
4. Ключевая ставка ЦБ РФ для решения задачи — 7,5 %.