Экономическая безопасность (1/1)
Практические задания (ПЗ) в ММУ по предмету Экономическая безопасность (1/1)
Рекомендации к выполнению практических заданий
Учебным планом предусмотрено прохождение практических занятий по дисциплинам.
В рамках практических занятий студенты выполняют практические задания, следовательно, выполнение указанных заданий является обязательным для получения положительной оценки по дисциплине.
1.
Задания рекомендуется выполнять в течение всего учебного семестра до окончания срока представления письменных (курсовых) работ (сроки см. в графике работы в семестре);
2.
Выполнение заданий оформляется в письменном виде (текстовый файл с титульным листом (см. бланк титульного листа на странице дисциплины));
3.
Файл необходимо загружать в соответствующий раздел дисциплины. По примеру курсовой работы.
4.
Выполнение заданий оценивается преподавателем «Выполнено/Не выполнено» в течение всего семестра;
5.
Возврат файла на доработку возможен только 1 раз в сроки загрузки письменных (курсовых) работ;
6.
В практических занятиях 1, 4, 6 выберите один вопрос из раздела ЗАДАНИЕ и письменно дайте на них развёрнутые ответы. Оформите файл в word. (Times New Roman, кегль 14, интервал 1,5).
Практические задания в ММУ постоянно меняют: если Ваше ПЗ отличается, пишите нам, скорее всего у нас есть уже новое!
ЗАДАНИЕ:
1. Выделить роль и место экономической безопасности в системе категорий национальной безопасности.
2. Определять сущность экономической безопасности как научной категории.
3. Различать взгляды на экономическую безопасность, существующие в настоящее время в США, Японии и Китае; иметь представление о причинах быстрого возрастания в нашей стране интереса к обеспечению экономической безопасности за последние 9-10 лет.
4. Отличать друг от друга два основных концептуальных подхода к пониманию и изучению экономической безопасности, сложившихся в
настоящее время в среде российских ученых и управленцев; объяснить себе, какой из этих подходов Вы разделяете и почему.
5. Различать основные составляющие в категории «экономическая безопасность», иметь самое общее представление о связях между ними; уяснить себе экономическую безопасность как единую систему составляющих ее типов и видов безопасности.
Вопросы для проверки:
1. Как Вы понимаете триединство в обеспечении безопасности человека в социальной сфере?
2. Что следует понимать под экономической безопасностью? Какова ее сущность?
3. Где и при каких обстоятельствах впервые было употреблено понятие «экономическая безопасность»?
4. На чем основана концепция экономической безопасности Японии?
5. Почему в СССР экономическая безопасность не была предметом изучения?
6. Может ли обеспечение экономической безопасности быть долговременной (стратегической) целью развития экономики?
7. Может ли развиваться экономика без обеспечения ее безопасности?
8. Какие интересы называются национальными?
9. Могут ли объекты экономической безопасности выступать и в качестве ее субъектов?
10. Что называется национальным экономическим пространством?
11. Какие разновидности международной экономической безопасности Вы знаете?
12. Каковы основные виды экономической безопасности по сферам хозяйственной активности?
ЗАДАНИЕ:
1. Представить себе, как и какие потребности трансформируются в интересы в экономической сфере.
2. Различать существующие системы ценностных ориентаций личности и общества, под воздействием которых формируются интересы в экономической сфере.
3. Разобраться в сущности процесса формирования интересов в экономической сфере, в содержании механизма их формирования.
4. Отличать жизненно важные интересы личности, общества и государства от других их интересов в экономической сфере.
5. Объяснить, какие жизненно важные экономические интересы личности, общества и государства и почему могут рассматриваться в качестве национальных экономических интересов.
Вопросы для проверки:
1. Как называются те побудительные мотивы, которые лежат в основе любой, в том числе и хозяйственной, деятельности людей и заставляют их делать или не делать что-либо?
2. Как классифицируются потребности, возникающие в процессе хозяйственной деятельности людей?
3. Что помогает ориентироваться во всем многообразии потребностей, устанавливать приоритеты в их удовлетворении?
4. Какими ценностями оперируют в экономической сфере?
5. Какие системы ценностных ориентаций Вы знаете?
6. На каких принципах формируются интересы в экономической сфере?
7. Что представляют собой национальные экономические цели?
8. Каков состав механизма формирования интересов в экономической сфере?
9. Каковы причины выделения жизненно важных интересов изо всего множества интересов в экономической сфере?
10. Каковы в самом общем виде жизненно важные экономические интересы личности, общества и государства?
11. Какие жизненно важные экономические интересы следует балансировать и почему?
12. Каким образом достигается баланс жизненно важных экономических интересов?
13. Какие внутренние и внешние национальные экономические интересы современной России Вы знаете?
ЗАДАНИЕ:
1. Назвать причины возникновения угроз экономическим интересам.
2. Объяснить, почему возможности личности, общества и государства противодействовать угрозам их экономическим интересам столь различны.
3. Разобраться в сущности принципов классификации угроз экономическим интересам.
4. Пояснить примерами основные классификационные признаки угроз экономическим интересам.
5. Объяснить появление в период существования постсоветской России причин для возникновения угроз ее национальным экономическим интересам.
Вопросы для проверки:
1. Почему экономические интересы нуждаются в защите от воздействия всего того, что создает для них опасность?
2. Что следует считать угрозой интересам в экономической сфере?
3. Назовите два основных источника возникновения угроз экономическим интересам.
4. Что следует понимать под объектами и субъектами угроз в экономической сфере?
5. Как соотносятся между собой понятия «угроза» и «ущерб»; «угроза» и «риск»?
6. Почему функция государства по противодействию угрозам экономическим интересам действеннее, чем аналогичные функции личности и общества?
7. Какие принципы классификации угроз Вы знаете?
8. Какой практический смысл имеет деление угроз по их происхождению или степени сформированности?
9. Приведите пример адекватной угрозы экономическим интересам государства в современной России.
10. Как следует подходить к классификации угроз по масштабности их возможного воздействия?
11. Какие угрозы, внешние или внутренние, представляют сейчас большую опасность для реализации национальных экономических интересов России?
12. Почему усиливающаяся ориентация отечественной экономики на экспорт топливно-сырьевых ресурсов и иных природных богатств превращается в угрозу экономической безопасности страны?
13. Какие конкретные проявления угрозы формирования хронической зависимости отечественной экономики от иностранного влияния Вы знаете?
ЗАДАНИЕ:
1. Объясните сущность обеспечения экономической безопасности.
2. Назовите состав, цель и принципы функционирования СОЭБ.
3. Рассмотрите любую СОЭБ в ее структурном и функциональном разрезе.
4. Назовите отличие СОЭБ государственного типа от СОЭБ смешенного типа по их характерным признакам.
5. Выделите основные компоненты СОЭБ России.
6. Объясните современное состояние СОЭБ нашей страны, ее сильные и слабые стороны.
7. Различите существующие подходы к определению критериев экономической безопасности. Назовите их сильные и слабые стороны.
8. Объясните, почему для правильного определения критерия экономической безопасности так важно уяснить суть словосочетания «защищенность жизненно важных интересов… от угроз».
9. Назовите существующие в нашей стране трудности внедрения в практику метода определения уровня защищенности жизненно важных экономических интересов.
Вопросы для проверки:
1. В чем заключается сущность обеспечения экономической безопасности?
2. Почему к обеспечению экономической безопасности любого объекта необходим системный подход? Что представляет собой СОЭБ?
3. Какие принципы функционирования СОЭБ Вы знаете?
4. Какова примерная структура любой СОЭБ?
5. Какие функции обычно выполняет СОЭБ?
6. Сколько уровней в иерархии СОЭБ Вы знаете?
7. Сколько существует вариантов построения СОЭБ на государственной и смешанной основе? В чем состоят их особенности?
8. Каковы правовые основы формирования СОЭБ России?
9. Каков процесс выработки решений по вопросам обеспечения экономической безопасности страны в Совете Безопасности РФ?
10. На какие федеральные министерства и ведомства легла в настоящее время основная нагрузка по обеспечению экономической безопасности России?
11. Каким федеральным министерствам и ведомствам следует, по Вашему мнению, активнее включиться в процесс обеспечения экономической безопасности России?
12. Назовите основные государственные органы, призванные обеспечивать экономическую безопасность того субъекта Федерации, в котором Вы живете и работаете?
13. Назовите созданные в настоящее время основные негосударственные органы СОЭБ России?
14. Каковы современные проблемы организации и функционирования СОЭБ России? В каком направлении ее, по Вашему мнению, следует совершенствовать?
15. Почему официально утвержденные в декабре 1996 г. количественные соотношения около 40 народнохозяйственных параметров, именуемых «индикаторами экономической безопасности» не стали сколько-нибудь надежным ориентиром в деле обеспечения экономической безопасности нашей страны?
16. В чем состоит неверность взгляда на экономическую безопасность как на аналог экономики в целом?
17. Что следует понимать под критерием безопасности в любой сфере жизнедеятельности (в том числе и в экономической сфере)?
18. Почему в предлагаемом методическом подходе к определению уровня защищенности жизненно важных экономических интересов необходимо строго соблюдать последовательность этапов решения задачи?
19. Дайте определение понятию «риск безопасности». Как он рассчитывается?
20. Как, по Вашему мнению, следует преодолевать существующие в нашей стране трудности с формированием статистической базы предлагаемого метода определения уровня защищенности жизненно важных экономических интересов?
ЗАДАНИЕ:
1. Охарактеризовать сущность научно-технологической безопасности.
2. Вскрыть причины существующего отставания России от передовых стран в сфере науки и техники.
3. Выявить проблемы обеспечения научно-технологической безопасности в современной России.
4. Сформулировать содержание национальных интересов России в сфере науки и техники.
5. Раскрыть суть основных угроз национальным интересам России в сфере науки и техники.
6. Объяснить причины невозможности получения Россией из-за рубежа передовых достижений науки и техники.
7. Назвать необходимые условия обеспечения научно-технологической безопасности нашей страны.
Вопросы для проверки:
1. Почему многие сделанные российскими учеными и изобретателями научно-технические открытия не признаны мировым сообществом?
2. Как Вы оцениваете тот факт, что многие российские ученые в настоящее время предпочитают работать за границей?
3. Какими мерами, по Вашему мнению, можно будет в ближайшем будущем остановить «утечку мозгов» из России?
4. Какой населенный пункт следует считать «наукоградом»?
5. Что даст России вступление в ВТО с точки зрения обеспечения научно-технологической безопасности страны?
6. Какие положительные результаты для обеспечения научно-технологической безопасности может принести России развитие государственно-частного партнерства?
7. Почему ряд отраслей российской экономики принято называть ее «локомотивами»? Какие это отрасли?
8. Как Вы себе представляете «технологии двойного назначения»? В чем состоит их передовой характер?
ЗАДАНИЕ:
1. Охарактеризовать сущность безопасности предпринимательской деятельности.
2. Вскрыть причины первоначальных провалов и ошибок начинающих предпринимателей в современной России.
3. Выявить особенности становления и функционирования крупного российского бизнеса в постсоветской России.
4. Обосновать содержание жизненно важных экономических интересов средних и мелких российских предпринимателей.
5. Раскрыть суть основных угроз жизненно важным экономическим интересам средних и мелких российских предпринимателей.
6. Объяснить причины использования методов промышленного шпионажа в конкурентной борьбе.
7. Назвать необходимые условия обеспечения безопасности предпринимательской деятельности в нашей стране.
8. Охарактеризовать сущность безопасности управления государственной (муниципальной) собственностью.
9. Выявить интересы государства (муниципалитетов) в сфере управления имуществом.
10. Раскрыть суть основных угроз жизненно важным интересам российского государства (муниципалитетов) в имущественной сфере.
Вопросы для проверки:
1. Почему большую часть существования СССР предпринимательская деятельность советских граждан была запрещена законом?
2. Как Вы оцениваете тот факт, что крупный российский бизнес развивается в иных условиях, чем средний и мелкий российский бизнес?
3. Почему, по Вашему мнению, коррупция в среде государственных и муниципальных чиновников расценивается российскими предпринимателями как основная угроза безопасности российского предпринимательства?
4. Что следует понимать под промышленным шпионажем?
5. Почему руководство российских хозяйствующих субъектов предпочитает иметь собственные службы безопасности, чем прибегать к услугам частных охранных предприятий или вневедомственной охраны МВД России?
6. Почему аналитическое подразделение службы безопасности предприятия считается основным в этой службе?
7. Какими критериями, по Вашему мнению, руководствуется руководитель предприятия при назначении на должность руководителя службы безопасности?
8. Как Вы себе представляете «недружественное поглощение» хозяйствующего субъекта? Каковы могут быть последствия такого поглощения?
9.Каким образом, по Вашему мнению, непрофессионализм чиновников может негативно повлиять на обеспечение безопасности управления государственной (муниципальной) собственностью?
10. Что следует понимать под стратегическим государственно-частным партнерством?
11. Какие, по Вашему мнению, отрасли и производства и почему следует оставить в государственной (муниципальной) собственности?