Этика деловых отношений и культура управления (1/1)
Практические задания (ПЗ) в ММУ по предмету Этика деловых отношений и культура управления (1/1)
Рекомендации к выполнению практических заданий
Учебным планом предусмотрено прохождение практических занятий по дисциплинам.
В рамках практических занятий студенты выполняют практические задания, следовательно, выполнение указанных заданий является обязательным для получения положительной оценки по дисциплине.
1. Задания рекомендуется выполнять в течение всего учебного семестра до окончания срока представления письменных (курсовых) работ (сроки см. в графике работы в семестре);
2. Выполнение заданий оформляется в письменном виде (текстовый файл с титульным листом (см. бланк титульного листа на странице дисциплины));
3. Файл необходимо загружать в соответствующий раздел дисциплины. По примеру курсовой работы.
4. Выполнение заданий оценивается преподавателем «Выполнено/Не выполнено» в течение всего семестра;
5. Возврат файла на доработку возможен только 1 раз в сроки загрузки письменных (курсовых) работ;
6. Для получения отметки «Выполнено» по данной дисциплине необходимо выполнить три задания на выбор студента из любого практического занятия.ф
Практические задания в ММУ постоянно меняют: если Ваше ПЗ отличается, пишите нам, скорее всего у нас есть уже новое!
Практическое занятие №1
Тема 1. Теоретические основы этики как науки о морали. Основные проблемы теории морали
Истинное красноречие пренебрегает красноречием, истинная нравственность пренебрегает нравственностью.
Б. Паскаль
Задание 1.
Среди определений этики, есть следующие:
1) Этика — это эстетика души (Пьер Риверди);
2) Этика есть философия убеждения (И. Кант).
Как вы их понимаете? Какое из них, на ваш взгляд, наиболее удачное? Как бы вы сами определили, что такое этика?
Задание 2.
Приведем два высказывания:
1) Этика — это попытка придать всеобщую значимость некоторым нашим желаниям (Б. Рассел);
2) Моральные нормы вырабатываются (изобретаются) людьми как средство ограничения законов рационального расчета (экзистенциального эгоизма) (А. А. Зиновьев). Проанализируйте приведенные высказывания. В чем их авторы видят причину возникновения этики и морали? Нет ли между ними противоречий? Назовите причины возникновения этики и морали.
Задание 3.
Проанализируйте предложенные ситуации
Проранжируйте их от наиболее осуждаемого вами к наименее осуждаемому
(нейтральному) поведению, вплоть до полностью одобряемого и
поддерживаемого:
1) отмщение человеку, неосмотрительные действия которого стали причиной
гибели близкого родственника;
2) охота на животных при наличии соответствующей лицензии;
3) кара за умышленное убийство родственника;
4) самоубийство;
5) лишение жизни другого человека как самооборона, для защиты жизни других
людей;
6) уничтожение домашних паразитов;
7) выполнение просьбы неизлечимо больного человека, испытывающего
невыносимые страдания (эвтаназия);
8) прерывание беременности (аборт) вне медицинского учреждения на
поздних сроках беременности;
9) приведение в исполнение вступившего в законную силу приговора суда
(смертная казнь);
Задание 4.
Рассмотрите следующие способы искажения информации.
Что, на ваш взгляд, не является ложью?
Проранжируйте предложенные варианты поведения от наиболее осуждаемого
вами к наименее осуждаемому (нейтральному):
1) утверждение, обратное правде;
2) вымысел, не основанный на действительном событии;
3) умолчание о знании информации;
4) утаивание части информации;
5) самообман;
6) ложь во спасение;
7) блеф (например, создание преувеличенного представления у окружающих о наличии чего- либо (имущества, информации и т.д.));
8) самооговор;
9) небольшая ложь для достижения большего блага;
10) ложь из спортивного интереса, нейтральная по последствиям для окружающих.
Задание 5.
Честность
«Лжецу нужна хорошая память».
Квинтилиан
1. Сравните две группы высказываний. Какая из них Вам ближе?
1. Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.
1. Умная ложь лучше глупой правды.
2. Только правда, как бы она ни была тяжела,
— легка.
2. Лучше ложь, приносящая пользу, чем
правда, сеющая раздоры.
3. Ложь приносит больше страданий, чем самая тягостная истина.
3. Ложь, направленная к доброй цели, лучше правды, возбуждающей вражду.
4. Где правда, там и счастье.
4. И ложь иногда во спасение.
Честь, достоинство, долг
Наш долг — это право, которое другие имеют на нас.
Ф. Ницше
1. Вставьте пропущенное слово, выбрав из двух предложенных вариантов наиболее, на Ваш взгляд, соответствующее по смыслу. Обоснуйте свой выбор.
«Когда виновный (признает, не признает) свою вину, он спасает единственное, что стоит спасать — свою честь». (В. Гюго).
2. «Приказ о совершении безнравственного поступка недействителен.»
Как Вы считаете, справедливо по отношению к современному российскому праву это старое латинское юридическое изречение? Ответ обоснуйте.
Практическое занятие №2
Тема 2. Основы профессиональной этики
Задание 1.
Ситуация 1.
Представьте, что в вашей компании разрабатывается новая система выставления счетов клиентам. Встает вопрос о том, сколько нужно резервировать средств для обнаружения и исправления ошибок. По одному из вариантов добавляется около 40% к общей стоимости, но существенно повышается качество информации в итоговой базе данных. В противном случае вы рискуете тем, что некоторые клиенты посчитают вашу цену излишне завышенной. Вложите ли вы дополнительные 40%? Какие факторы вы будете рассматривать при решении этого вопроса?
Ситуация 2.
Иван Геннадиевич для вас больше, чем босс. Он тот, кто способствовал вашему быстрому продвижению на новом месте работы. Вы часто вместе обедаете и даже играете в теннис. Однажды за столом, говоря об ожидаемом обновлении компьютеров, он упоминает, что компания XYZ Computer выделила ему 1000 долл. на «благие цели». Иван Геннадиевич просит забыть об этом. Две недели спустя вы узнаете, что заключен контракт с компанией XYZ несмотря на то, что цена, предложенная компанией ABC Computer, ниже и у вашей компании в прошлом были проблемы с надежностью продуктов XYZ. Сообщите ли вы вышестоящему начальнику о поступке Ивана Геннадиевича? Почему?
Задание 2.
Ситуация 3.
Иванов — надежный союзник вашего отдела. Он защищал перед
генеральным директором ваши крупные проекты, такие, как развертывание
большого пакета автоматизации продаж и др. Вероятно, вы работали бы где-то в
другом месте, если бы не Иванов. Но вдруг вы узнаете, что Иванов использует
нелицензионный офисный пакет Lotus Development, тогда как для всей компании
стандартом является Microsoft Office. Вы предложили ему купить лицензионную
копию, но он отказывается. Ваши действия?
Ситуация 4.
Что делать, если обнаруживается, что ваша компания вела двойную
бухгалтерию на двух различных компьютерах?
Задание 3.
Ситуация 5.
Врач компании, стала замечать возрастающее число случаев заболевания
эмфиземой легких у рабочих, длительное время работающих на заводе компании.
Она сообщает об этом руководству, и ей предлагают продолжать регистрировать
число подобных случаев, но никому об этом не сообщать. В следующем году, с
увеличением числа заболевших, она приходит к выводу о наличии связи между
устарелой вентиляционной системой на различных участках завода и числом
заболевших. Она ставит в известность об этом руководство фирмы, и ей снова
предлагают продолжать наблюдение, но не проводить анализов и ничего никому
не говорить, чтобы не встревожить рабочих. Есть ли у нее моральная обязанность
поступать так, как ей велят? Есть ли у нее моральная обязанность предпринимать
что-либо другое, кроме того, что ей велят?
Ситуация 6.
Проанализируйте ситуацию с этической точки зрения:
Двое сотрудников финансовой организации «Мемори» проработали в ней более 7 лет, успешно выполняя задачи руководства и осуществляя собственную служебную карьеру. Им становится известно о серьезных финансовых махинациях, которые совершаются людьми, входящими в руководство организации. Свои подозрения они подкрепляют фактическим материалом, собранным ими в процессе собственных наблюдений. Не ставя в известность других коллег и руководителя своей организации, добытые документы сотрудники отправляют в ведущие средства массовой информации. Опубликованный материал становится причиной возникновения крупного скандала в финансовой сфере, получившего общественный резонанс, а по авторитету уважаемой ранее организации нанесен серьезный удар. Ее акции на финансовом рынке упали, ущерб составил пять миллионов рублей.
Практическое занятие №3
Тема 3. Этика и экономика: этические аспекты экономической деятельности
Задание 1.
Этические проблемы в бизнесе возникают из-за несоответствия между экономическими показателями организации (измеряемыми доходами, издержками и прибылью) и показателями социальной ответственности (обязательствами бизнеса как системы и бизнесмена, как бизнесмена как руководителя по отношению к коллективу и обществу)
Перед фирмой стоит задача выбрать одну из двух разработанных экспертами моделей организаций, которая бы в большей степени отвечала этическим нормам.
Первая модель поведения
Авторитарный стиль руководства. Этичные цели и законные средства их достижения. Формально соответствующие стандартам нормы поведения между сотрудниками и руководством. Из-за нестабильной и сложной внешней среды не всегда высокоприбыльная экономическая деятельность фирмы и как следствие низкая, но справедливая система оплаты труда.
Вторая модель поведения
Либеральный стиль руководства. Этичные цели, но средства их достижения часто ущемляют права сотрудников и руководства. Прибыльная деятельность фирмы и высокие доходы работников. Неформальные отношения между сотрудниками и руководством.
Задание: Проанализируйте каждую модель поведения и выберите оптимальную с точки зрения этики и конфликтности в коллективе.
Задание 2.
Ситуационная задача.
Вы работаете в крупной, динамично развивающейся компании менеджером
по персоналу. Компания существует более двух лет. В связи с динамикой своего
развития компания постоянно ставит перед сотрудниками все новые и более
сложные профессиональные задачи, что позволяет им в короткие сроки
существенно повысить свой профессиональный уровень.
У сотрудников есть возможность и карьерного развития. Бизнес-компании
специфичен, нужны люди, хорошо знающие его. Руководство компании
предпочитает выдвигать на менеджерские позиции уже работающих
сотрудников, нежели брать на эти позиции людей «со стороны».
Несколько месяцев назад в компании уже произошло несколько
перемещений: руководителями отделов были назначены квалифицированные в
своей предметной области сотрудники, которые хорошо себя зарекомендовали за
время работы в компании. После их перехода появился целый ряд проблем: стали
нарушаться сроки по текущим задачам отдела, существенно снизились
показатели работы, произошло несколько конфликтов с партнерами, сотрудники
отделов стали допоздна засиживаться на работе, несколько даже подумывают об
увольнении.
Проанализировав ситуацию, вы поняли, что переведенные на менеджерские
позиции сотрудники все еще думают и действуют как специалисты, и что у них
недостаточно навыков, чтобы эффективно справляться с поставленными
задачами на новом качественном уровне. Они могут обучиться всему в процессе
работы, и со временем у них выработаются необходимые навыки, но на ваш
взгляд целесообразно отправить их на тренинги, чтобы подтянуть менеджерские
навыки на необходимый уровень.
Вы также считаете, что необходимо разработать систему работы с кадровым
резервом, так как это первый, но не последний случай перевода сотрудников с
повышением в должности. У вас есть список людей, которых в скором будущем ожидает подобный переход, и работу с ними нужно начинать уже сейчас, чтобы они не столкнулись с теми же проблемами, которые возникли в результате состоявшегося перевода.
Вопросы:
1. Как вы определите, какие навыки необходимо развивать?
2. Из каких блоков будет состоять ваша программа по работе с кадровым резервом?
3. Каким образом вы будете внедрять программу по работе с кадровым резервом в вашей Компании?
Практическое занятие №4
Тема 9. Деловой этикет
Задание 1.
Заполните таблицу 1.
Таблица 1. – Особенности деловых приемов Вид приема Время проведения Длительность Что подается Форма одежды Завтрак
Ланч
«Бокал шампанского»
Чай
«Жур фикс»
Коктейль
Фуршет
Обед
Ужин
«А-ля фуршет»
Задание 2.
Соблюдение этикета является важнейшей составляющей процесса формирования эффективного имиджа делового человека.
В связи с этим:
1. Попытайтесь охарактеризовать имидж любого известного человека (политика, шоумена и т.д.) с точки зрения:
а) внешней составляющей имиджа (внешность, манеры, походка, речь, жесты, голос, мимика, одежда, прическа, т.е. степень владения базовыми этикетными формами и соблюдение определенного дресс-кода в общем виде);
б) внутренней составляющей имиджа (интеллект, способ мышления,
профессионализм, цели и средства, эрудиция, идеи, интересы);
в) процессуальной составляющей имиджа (темперамент, формы общения,
энергичность, эмоциональность);
г) ядра имиджа (легенда, позиции, установки).
2. Проанализируйте собственный имидж делового человека по вышеприведенной
схеме. В качестве опоры воспользуйтесь тестом «Ваш имидж». В конце работы
сделайте вывод о соответствии собственного имиджа Вашему представлению об
идеальном имидже делового человека (в соответствии с вашей сферой
деятельности).
Задание 3.
Вы – начальник, но не являетесь специалистом в области международного
права. Ваш подчиненный имеет большой опыт в этой области. Составьте текст
вежливой просьбы проконсультировать вас по интересующему вопросу.
При выполнении данного задания следует помнить, что консультации
начальства не входят в непосредственные служебные обязанности сотрудников,
поэтому о распоряжении или указании речь идти не может, а только о вежливой
просьбе. В этом случае предпочтительно избегать императивных высказываний,
используя сослагательное наклонение: не «расскажите», а «не расскажите ли
Вы», не «помогите», а «не будете ли Вы добры мне помочь».
Пример:
…, я знаю, что Вы – прекрасный специалист в области международного права, с
большим опытом и знаниями, поэтому я хотел (а) бы Вас попросить об
одолжении. Не будете ли Вы добры мне пояснить мне некоторые моменты в
вопросе об …?
Или:
Я был бы Вам искренне признателен, если бы Вы…
Не рекомендуется использовать фразы:
— Я в этом совершенно не разбираюсь…
— Мне сказали, что Вы лучше всех в этом понимаете…
— Для меня этот вопрос слишком сложен…
— Как Вы скажете, так я и сделаю…
Задание 4.
Ваш подчиненный допустил просчет. Вы заметили это.
Ваши действия. Аргументируйте свое решение.
При выполнении подобного задания следует помнить об основных правилах поведения начальника в коллективе. Служебный этикет обязывает сочетать доверие со строгим контролем, поэтому ни одна ошибка не должна оставаться без последствий. Вопрос состоит в том, какие это должны быть последствия: обращение внимания, беседа, разбор причин, взыскание. Но даже в случае ошибки подчиненного руководителю нельзя проявлять резкость и грубость. Кроме того, необходимо тщательно и непредвзято разобраться в обстоятельствах дела. Даже если обстоятельства впрямую указали на вину сотрудника, лучше не представлять дело так, чтобы поставить виновника в неловкое положение. Для этого, во-первых, представить ошибку как пусть и досадное, но скорее, случайное, а не закономерное явление. Во-вторых, высказать замечание наедине. В-третьих, перед негативной информацией лучше вспомнить о положительных моментах из предыдущей практики работника.
Пример:
Я знаю Вас, …, как исполнительного и добросовестного работника, у которого, как правило, не бывает недоразумений с оформлением документов. Но в случае с документацией по проекту «…», мне представляется, вы допустили серьезный просчет, который я попросил(а) бы Вас немедленно исправить. Надеюсь, в дальнейшем у нас не будет повода для подобных неприятных разговоров.
Подобное внушение подходит для случая, когда ошибку допустил опытный работник. Если же ошибка была допущена начинающим сотрудником, то текст может быть приблизительно следующим:
Пример:
…, Вы у нас работаете совсем недавно, у вас пока маловато опыта. Однако, вы человек способный и довольно быстро входите в курс дела. В случае с документацией по проекту «…» вы допустили серьезный просчет, который требует немедленного устранения, т.ч. займитесь этим сейчас. В следующий раз, пожалуйста, если вам что-либо непонятно, спрашивайте у сослуживцев, они всегда вам помогут, тем более что все мы когда-то начинали.
В случае если разговор не принес желаемого результата, необходимо сделать предупреждение.
Не рекомендуется использовать фразы:
— Сколько можно повторять…
— Сейчас же переделайте, что вы тут нагородили…
— Ваша докладная записка – полнейшая чушь…
— Еще одна такая ошибка – и ищите себе другую работу…
— Меня уже тошнит от ваших ляпсусов…
— Я сыт по горло вашими обещаниями исправиться…