Назад

Общий психологический практикум (1/1)

Практические задания (ПЗ) в ММУ по предмету Общий психологический практикум (1/1)

Рекомендации к выполнению практических заданий

Учебным планом предусмотрено прохождение практических
занятий по дисциплинам.
В рамках практических занятий студенты выполняют практические
задания, следовательно, выполнение указанных заданий является
обязательным для получения положительной оценки по дисциплине.
1. Задания рекомендуется выполнять в течение всего учебного
семестра до окончания срока представления письменных (курсовых)
работ (сроки см. в графике работы в семестре);
2. Выполнение заданий оформляется в письменном виде (текстовый
файл с титульным листом (см. бланк титульного листа на странице
дисциплины). Файл должен содержать обложку с названием дисциплины,
ФИО студента, группы и сдаваемого предмета. Очень желательно,
использовать стандартный шрифт Таймс 14, выравнивать текст по ширине,
делать в абзацах красную строку, а также сохранять номера заданий и саму
формулировку задачи!
3. Файл необходимо загружать в соответствующий раздел
дисциплины. По примеру курсовой работы.
4. Выполнение заданий оценивается преподавателем
«Выполнено/Не выполнено» в течение всего семестра.
5. Возврат файла на доработку возможен только 1 раз в сроки
загрузки письменных (курсовых) работ.
Для курса «Общий психологический практикум»:
Для выполнение аттестационной части практической работы
необходимо выбрать как минимум: 1 (одно) задание из Блока 1; 2 (два) задания
из Блока 2; 2 (два) задания из блока 3. Всего в письменной работе должно быть
не менее 5 практических заданий.
Помните, для правильного оформления теста должен быть бланк с
ответами, расчеты и заключение!

Практические задания в ММУ постоянно меняют: если Ваше ПЗ отличается, пишите нам, скорее всего у нас есть уже новое!

1
Практическая работа по курсу
Комментарии к выполнению:
Для выполнение аттестационной части практической работы необходимо выбрать
минимум: 1 (одно) задание из Блока 1; 2 (два) задания из Блока 2; 2 (два) задания из блока 3.
Всего в письменной работе должно быть не менее 5 заданий.
Помните, для правильного оформления теста должен быть бланк с ответами, расчеты
и заключение!
Сохраняйте номера блоков и заданий, формулировку задания.
Блок 1.
Темы: 1. Теоретические основы психологического исследования. 2. Наблюдение как метод
психологического исследования. 3. Беседа как метод психологического исследования.
4. Анкетирование как метод психологического исследования.
Задание 1. Классификация методов
Распределите методы на 4 класса, выделенные Б.Г. Ананьевым (см. Лекцию 1.
Методология психологии)
Методы: корреляция методом Пирсона, контакт-анализ, наблюдение за детьми,
социальный включённый эксперимент, тест Рубинштен-Дембо, опросник СМИЛ, T-Тест
Стьюдента, сравнение данных по двум группам, сравнение данных по одной группе до
эксперимента и после, поиск связей между двумя личностями качествами, наблюдение
процесса развития психологической черту ребенка с 2 до 8 лет, проективный тест
«Дом-дерево-человек».
Задание 2. Выбор метода
Подберите 2-3 метода для диагностики каждого из психических явлений, с учетом
демографических данных испытуемого. Занесите названия методик в таблицу.
Что требуется диагностировать Методики
Уровень агрессии у подростка 12 лет
Выраженность нарциссических качеств у
взрослого
Объем оперативной памяти у взрослого
Уровень интеллекта у взрослого
Скорость и устойчивость внимания у
ребенка 7 лет
2
Эмоциональное состояние у взрослого
Задание 3. Выбор метода
В левом столбце в перечислены основные методы исследования. В правом столбце
— различные объекты изучения. Какой объект наилучшим образом исследуется каждым из
перечисленных методов?
1. Социометрия
2. Тест
3. Эксперимент
4. Анкетирование
5. Беседа
6. Контент-анализ
7. Наблюдение
8. Изучение продуктов деятельности
Научные тексты
Факты поведения людей
Факты сознания (мнения, интересы и т. п.)
Ценностные установки и ориентации
Индивидуальные особенности сознания
Межличностные отношения
Причинно-следственные связи
Протоколы, отчеты, письма, сочинения
Блок 2.
Темы: 5. Психологическое тестирование. 7. Эксперимент как основной метод
психологического исследования. 8. Психологические измерения. 9. Методики изучения
познавательной сферы.
Задание 1. Тема: Ощущения, свойства ощущений
Приведите 2-3 примера свойств ощущений, изменения свойств ощущений,
получаемых от предметов и явлений, которые Вам доступны в непосредственном опыте
(См. Лекцию 2. Ощущение и восприятие).
Свойства ощущений:
Модальность:
Интенсивность:
Локализация:
Длительность:
Задание 2. Тема: Восприятие образа предмета
3
Сравните 2 разных предмета, которые мы различаем по одному или нескольким
ощущениям. Напишите ощущения попарно для каждого предмета в таблицу. Напишите
максимально много пар ощущений для этих предметов.
(См. Лекцию 2. Ощущение и восприятие)
Например:
Ощущения Арбуз Мяч
Зрительные круглый
зеленый
блестящий
круглый
зеленый
блестящий
Тактильные шарообразный
гладкий
тяжелый
шарообразный
гладкий
легкий
И т.д И т.д И т.д
Вывод: мы отличаем мяч от арбуза по весу, и.т.д.
Задание 3. Свойства восприятия
Ответьте на вопросы (См. Лекцию 2. Ощущение и восприятие):
1) Какое свойство восприятии заставляет нас видеть на этих рисунках животное?
2) Какое свойство восприятия делает возможным эти иллюзии?
3) Какое свойство восприятия позволяет нам узнать этот предмет в нетипичном
ракурсе?
4
4) Какое свойство восприятия позволяет догадаться о назначении этих вещей?
Задание 4. Тема: тесты на внимание — таблица Шульте
1) Приготовьте таблицу и секундомер. Задание выполняется на время. После
прочтения инструкции включите секундомер и выполняйте задание. Засеките и запишите
время выполнения задания.
2) Инструкция: «Найдите и на этой таблице по порядку числа от 1 до 50.
Постараетесь делать это как можно быстрее и без ошибок».
3) После выполнения задании, ответьте на вопросы:
5
Что проверяет методика «Таблица Шульте»? Если испытуемый выполнял задание
дольше, чем другие люди, о чем это говорит? Если испытуемый испытывал сложности при
поиске разных по размеру цифр в таблице (например, последовательности 36 и 37), о чем
это говорит?
Задание 5. Тесты на внимание: корректурная проба
Данная методика предназначена для исследования степени концентрации,
распределения и устойчивости внимания.
Подготовка. Распечатайте бланк, приведенный в Приложении 1.1 «Корректурная
проба» (С.1) в количестве 2 экземпляров. Подготовите секундомер.
Пройдите тест, подсчитайте результаты по формулам.
Инструкции.
Инструкция №1: «На бланке с буквами вычеркните, просматривая ряд за рядом, все
буквы «И». Через каждые 60 сек по команде «черта» отметьте вертикальной чертой то место
бланка, где Вас застала эта команда. Время работы 5 мин.»
Инструкция №2: «На бланке мысленно отчеркните первый ряд. Ваша задача –
просматривая ряды знаков слева направо, вычёркивать те знаки, которые стоят первыми в
ряду. Старайтесь работать быстро и точно. Время работы 5 мин.»
Интерпретация результатов
Для оценки концентрации внимания подсчитайте результат по формуле:
К = С*С/n или К = С^2 /n;
C – число просмотренных строк,
n – количество ошибок (пропусков, ошибочных зачеркиваний). Ошибкой считается
пропуск тех букв, которые должны быть зачеркнуты, а также неправильное зачеркивание.
Чем больше получившаяся цифра, тем выше концентрация. Этот показатель не
имеет установленных числовых значений, так как зависит от конкретного стимульного
материала. Но в любом случае К не должно быть больше половины показателя С (такой
результат означает, что испытуемый обладает очень низкой концентрацией и нуждается в
специальной помощи психолога).
Формула для оценки устойчивости внимания:
Устойчивость внимания оценивается по изменению скорости просмотра на
протяжении всего задания. Результаты подсчитываются для каждых 60 секунд по
следующей формуле.
А = S/t*10 ;
A – темп выполнения,
6
S – количество просмотренных букв,
t – время выполнения.
Значение 0–2 говорит об очень высокой устойчивости внимания, 3–4 — высокая
устойчивость, 5–6 — средняя устойчивость, 7–8 — низкая, а 9–10 — указывает на очень
низкую устойчивость внимания.
Корректурная проба Бурдона — показатель переключаемости внимания, вычисляется
по формуле:
C=So/S*100;
где So — количество ошибочно проработанных строк,
S — общее количество строк в проработанной испытуемым части таблицы.
Таким образом, 0-20% указывает на очень высокую переключаемость внимания,
21-40% — на высокую, 41-60% — на среднюю, 61-80% — на низкую, 81-100% — на очень
низкую.
Задание 6. Тесты: невербальный интеллект
Определение уровня интеллекта – культурно-независимые тесты Айзенка
1) Определите, какая фигура из нижнего ряда подходит для пустого места на
картинке
2) Поясните, согласно какой логике Вы выбрали именно этот недостающий рисунок
7
Задание 7. Тесты: вербальный интеллект
Решите задания на вербальный интеллект из теста Айзенка.
1) Найдите общее начало для трех следующих слов:
2) Вставьте слово, которое означало бы то же, что и слова, стоящие вне скобок:
РОДНИК ( , , , , ) ОТМЫЧКА
3) Для начальных букв, найдите общее окончание, чтобы во всех строках получались
слова
4) Решите анаграммы и исключите лишнее слово.
НИАВД
СЕОТТ
СЛОТ
ЛЕКСОР
Задание 8. Тема: виды мышления
Решите кейсы: определите, какой вид мышления представлен в ситуациях.
1) «Джейн нажала на кнопку посудомоечной машины. Оказалось, машина не
работает. Джейн позвонила мастеру, но был выходной и он не ответил. Тогда
Джейн по очереди стала нажимать на все кнопки, затем на 2 и 3 кнопки
одновременно – это не помогло. Джейн сняла с машинки защитную крышку,
отвинтила по очереди несколько шлангов и привинтила их на место – это не
помогло. Она открыла маленький бак внизу машинки, выгребла оттуда
скопившуюся грязь, но машинка не заработала. Она постучала по машинке сверху и
сбоку – машинка не заработала.»
, , , , ,
БУРКА
ГОРЕЦ
КНИЖНИК
8
Джейн так и не удалось починить посудомоечную машину, однако: какой вид
мышления использовала Джейн?
2) «Олег стоял на остановке и ждал автобуса, но автобуса давно не было. Он
подумал: я один здесь стою уже минимум пол часа, может быть, остановку
отсюда уже убрали? Но мимо меня не проезжал автобус за это время. Его либо
просто не было, либо сняли весь маршрут. Но сюда подходила женщина минут 15
назад, она постояла и ушла. Ждала ли она автобуса? Или может быть просто
постояла у лавочки, перекладывайся что-то в сумке. Теперь не вспомнить. Как
можно определить, есть ли тут до сих пор остановка и маршрут автобуса, или
остался только навес и лавочка?»
Олег ушел с того места, так и не дождавшись автобуса, но каким видом мышления он
пользовался, пытаясь выяснить, стоит ли ждать?
Задание 9. Тема: процессы мышления
Психологи выделяют три вида умозаключений: индуктивные (1), дедуктивные (2) и
по аналогии (3). Определите вид умозаключения в каждой из ситуаций.
А. Учитель предложил ученику следующие фразы на английском языке с их
переводом на русский: «They will meet tomorrow. — Они встретятся завтра»; «Не will come at
five. — Он придет в пять»; «The doctor will be here tomorrow night. — Доктор будет здесь
завтра вечером». Ученик сделал вывод, что будущее время в английском языке образуется с
помощью слова «will» и соответствующего глагола, значение которого можно найти в
словаре.
Б. Этот футболист хорошо плавает; тот хорошо бегает, но плавает тоже хорошо;
очень хорошо плавает и фехтовальщик Петров. Следовательно, все спортсмены хорошо
плавают.
В. Даже не самые удачные рисунки известных художников стоят очень дорого. Это
один из первых рисунков Айвазовского и за него на аукционе можно получить приличную
сумму.
Г. Близко посаженные глаза свидетельствуют о хитрости и изворотливости.
Д. Этот мужчина — вылитый Ален Делон. Наверно, тоже артист.
Е. На уроке физики учитель демонстрирует школьникам пять горящих
электрических лампочек. Затем он выворачивает одну из них — все остальные лампочки
тоже гаснут. Учащиеся приходят к заключению, что лампочки соединены последовательно.
9
БЛОК 3
Темы: 5. Психологическое тестирование. 6. Проективные методики. 10. Методики
изучения индивидуально-психологических особенностей личности.
Темперамент
Задание 1. Тест на темперамент
Пройдите тест-опросник на определение типа темперамента, оформите задание с
бланком, расчетами и заключением или выводами. Материалы теста можно взять в
Приложении 1.2 «Тест определение преобладающего типа темперамента (А.Белов)»,
С.2.
Задание 2. Тест на темперамент – по выбору
Вы так же можете выбрать любой понравившийся тест для оценки темперамента,
пройти его и оформить в соответствии с требованиями. Не забывайте писать название теста
и указывать ссылки на книги или электронные ресурсы, где Вы его взяли!
Личностные черты, характер
Задание 3. Тест на личностные черты: опросник «Большая Пятерка-2»
Пройдите комплексный многофакторный тест-опросник «Большая Пятерка-2»,
русскоязычную версию. Оформите задание с бланком, расчетами и заключением или
выводами. Материалы теста можно взять в Приложении 1.3 «Большая Пятерка-2», С.5.
Задание 4. Тест на личностные черты, характер по выбору
Для прохождения практики по проективным методам Вы можете самостоятельно
выбрать, изучить, пройти и оформить один из тестов: сокращенные варианты ММPI на
русском языке — «МИНИ-Мульт» или «МИНИ-СМИЛ», «16-факторый опросник Кеттела»,
иные русскоязычные версии опросника «Большая пятерка» («Пятифакторный опросник
личности», «5PFQ»), русскоязычная версия опросника «Темная триада».
Вы так же можете выбрать любой понравившийся тест для комплексной оценки
личности или личностных черт, пройти его и оформить в соответствии с требованиями. Не
забывайте писать название теста и указывать ссылки на книги или электронные ресурсы,
где Вы его взяли!
Проективные методики
10
Задание 5. Проективные тесты
Для прохождения практики по проективным методам Вы можете самостоятельно
выбрать, изучить, пройти и оформить один из тестов:
Проективный тест Пальмера, тест Сонди, тест цветовых выборов Люшера, тест на
определение фрустрационных реакций Розенцвейга, психографический тест А.В. Либина,
методику «Нарисуй несуществующее животное», «Нарисуй человека», «Дом-дерево
человек».
Эмоции
Задание 6. Метод оценки эмоций САН
Пройдите методику-опросник «Самочувствие –активность-настроение», оформите
задание с бланком, расчетами и заключением /выводами. Материалы теста можно взять в
Приложении 1.4 «Опросник САН».
Задание 7. Метод самооценки эмоций
Выберите 3-4 недавние эмоционально-насыщенные ситуации. Кратко опишите их.
Пользуясь «Колесом эмоций» Р. Плутчика, определите, какие эмоции Вы испытывали в
этих ситуациях? Они относятся к позитивному или негативному спектру? Были ли у Вас
смешанные эмоции? Насколько сильным были эмоции?

1
Приложения
к практическим заданием по курсу «Общий психологический практикум»
Приложение 1.1 «Корректурная проба»
Имя испытуемого________________________________ Возраст_____
й щ ь ф с ч э х ю з д к л п ц я р ш б ж т с у г ы в м с и а н е о с м в ы у г о е н а и т ж б ш р
я ц п о е н а и с м в ы г у т ж б ш р я ц п л к д з ю х э ч ф ш ь й о е н а и с м в ы у г т ж б я
р ц п ш т ж б ш р я ц п л к з д ю х ч э ф ь ш й с м в ы г у о е н а и й ь щ ю х э и ф ц п л к д
з т ж б р я р я ц п л к д з ю х э ч ф ш ь й с ш ь й ю х э ч ф ц п л к д з я р ш б ж т с м в ы г у
и а н е о с м т о е н а и с м з в ы г у т ж б ш р я ц п л к д з ю х э ч з ф ш ь й о е н а и с м в ы
у г т ж б я р ц п ш т ж б ш р я ц п л к з д ю х ч э ф ь щ й с м в ы г у о е н а и й ь ш ю х э ч
ф ц п л к д з т ж б р я с я ц п л кд з ю х э ч ф ш ь й ш ь й ю с э ч ф ц п л к д з я р ш б ж т с
м в ы г у и а н е о с м т ц п л к д з ю х э ч ф ш ь й т ж б р ш я с м в ы г у о е н а и с м в ы г
у т ж б ш р я ц п л к д з й с е н а и с м в ы г у т ж б ш з р я ц п л с д з ю х э ч ф ш ь й о е н
з а и с м в ы у г т ж б я р ц п ш ж б ш р я д п л к з д ю х ч э ф ь ш и с м в ы г у о е н а и й ь
щ ю х э ч ф ш п л к д з т ж б р я п в е ц е м а н н г ц ф ф н г р ш в ы у с в с м ч д р д о р л
ы т у р я ц п л к д з ю х э ч ф ш ь й щ ь й ю х э ч ф ц п ж л к д з я р ш б ж т с м в ы г у и а
н е о с м т о е н а и с м в ы г у т ж б ш р я ц п л к д щ ю х э ч ф щ ь й о е н а и с м в ы у г т
ж б я р ц п ш ц п л к д з ю х э ч ф ш ь й т ж б р ш з я с м ы г у о е н а з и с м в ы г у т ж б
ш р я ц п л к д з й г у т ж б ш р я ц п л к д з ю х э ч з ф ш ь й о е н а и с м в ы у г т ж б я р
ц п ш т ж б ш р я ц п л к з д ю х ч э ф ь щ й с м в ы г у о е н а и й ь ш ю х э ч ф ц п л к д з
т ж б р я с я ц п л кд з ю х э ч ф ш ь й ш ь й ю с э ч ф ц п л к д з я р ш б ж т с м в ы г у и а
н е о с м т ц п л к д з ю х э ч ф ш ь й т т ж б ш р я ц п л к д з ю х э ч з ф ш ь й о е н а и с м
в к д з ю х э ч з ф ш ь й о е н а и с м в ы у г т ж б я р ц п ш т ж б ш р я ц п л к з д ю х ч э ф
ь щ й с м в ы г у о е н а и й ь ш ю х э ч ф ц п л к д з т ж б р я с я ц п л кд з ю х э ч ф ш ь й
ш ь й ю с э ч ф ц п л к д з я р ш б ж т с м в ы г у и а н е о с м т ц п л к д з ю х э ч ф ш ь й т
ж б р ш я с й ю с э ч ф ц п л к д з я р ш б ж т с м в ы г у и а н е о с т ж б р я р я ц п л к д з
ю х э ч ф ш ь й с ш ь й ю х э ч ф ц п л к д з я р ш б ж т с м в ы г у и а н е о с м т о е н а и с
м з в ы г у т ж б ш р я ц
2
Приложение 1.2 «Тест определение преобладающего типа
темперамента (А.Белов)»
Шкалы: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик
Лица с четко выраженными свойствами, относящимися только к одному типу
темперамента, встречаются сравнительно редко. Гораздо чаще людям
свойственны смешанные типы темперамента, характеризующиеся наличием
свойств, характерных для разных типов темперамента с преобладанием одного из
них.
Методика А.Белова служит для определения преобладающего типа темперамента
и выявления представленности в нем свойств других типов. Испытуемому
последовательно предъявляются четыре карточки, на каждой из которых написано
по 20 свойств, характерных для представителей каждого типа темперамента.
Инструкция к тесту
Внимательно прочитайте перечень свойств и поставьте знак (+), если считаете, что
это свойство Вам присуще, и знак (–) – если оно у Вас отсутствует.
В сомнительных случаях ничего не ставьте.
Вопросы теста
1. Блок
1. Неусидчивость, суетливость.
2. Невыдержанность, вспыльчивость.
3. Нетерпеливость
4. Резкость и прямолинейность в отношениях с людьми.
5. Решительность и инициативность.
6. Упрямство.
7. Находчивость в споре.
8. Неритмичность в работе.
9. Склонность к риску.
10. Незлопамятность, необидчивость.
11. Быстрота и страстность речи.
12. Неуравновешенность и склонность к горячности.
13. Нетерпимость к недостаткам.
14. Агрессивность забияки.
15. Выразительность мимики.
16. Способность быстро действовать и решать.
17. Неустанное стремление к новому.
18. Обладание резкими, порывистыми движениями.
19. Настойчивость в достижении поставленной цели.
20. Склонность к резкой смене настроения.
2. Блок
1. Жизнерадостность.
2. Энергичность и деловитость.
3
3. Недоведение начатого дела до конца.
4. Склонность переоценивать себя.
5. Способность быстро схватывать новое.
6. Неустойчивость в интересах и склонностях.
7. Легкое переживание неудачи и неприятностей.
8. Легкое приспособление к разным обстоятельствам.
9. Увлеченность любым делом.
10. Быстрое остывание, когда дело перестает интересовать.
11. Быстрое включение в новую работу и переключение с одного вида работы на другой.
12. Тяготение однообразной, будничной, кропотливой работой.
13. Общительность и отзывчивость, не скованность в общении с другими людьми.
14. Выносливость и работоспособность.
15. Громкая, быстрая, отчетливая речь.
16. Сохранение самообладания в неожиданной, сложной ситуации.
17. Обладание всегда добрым настроением.
18. Быстрое засыпание и пробуждение.
19. Частая несобранность, поспешность в решениях.
20. Склонность иногда скользить по поверхности, отвлекаясь.
3. Блок
1. Спокойствие и хладнокровие.
2. Последовательность и обстоятельность в делах.
3. Осторожность и рассудительность.
4. Умение ждать.
5. Молчаливость, нежелание болтать по пустякам.
6. Обладание спокойной, равномерной речью, без резко выраженных эмоций, жестикуляций и
мимики.
7. Сдержанность и терпеливость.
8. Доведение начатого дела до конца.
9. Умение применять свои силы в дело (не растрачивать их по пустякам).
10. Строгое придерживание выработанного распорядка жизни, системы в работе.
11. Легкое сдерживание порывов.
12. Маловосприимчивость к одобрению и порицанию.
13. Незлобивость, проявление снисходительного отношения к колкостям в свой адрес.
14. Постоянство в своих отношениях и интересах.
15. Медленное вовлечение в работу и переключение с одного вида работы на другой.
16. Ровность в отношении со всеми.
17. Аккуратность и порядок во всем.
18. Трудное приспособление к новой обстановке.
19. Обладание выдержкой.
20. Постепенное схождение с новыми людьми.
4. Блок
1. Стеснительность и застенчивость.
2. Растерянность в новой обстановке.
3. Затруднительность в установлении контактов с незнакомыми людьми.
4. Неверие в свои силы.
5. Легкое перенесение одиночества.
6. Чувство подавленности и растерянности при неудачах.
7. Склонность уходить в себя.
8. Быстрая утомляемость.
9. Обладание тихой речью, иногда снижающейся до шепота.
4
10. Невольное приспособление к характеру собеседника.
11. Впечатлительность до слезливости.
12. Чрезвычайная восприимчивость к одобрению и порицанию.
13. Предъявление высоких требований к себе и окружающим.
14. Склонность к подозрительности, мнительности.
15. Беспечная чувствительность и легкая ранимость.
16. Чрезмерная обидчивость.
17. Скрытность и необщительность, нежелание делиться своими мыслями.
18. Малоактивность и робость.
19. Безропотность и покорность.
20. Стремление вызвать сочувствие и помощь окружающих.
ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТА
Подсчитать количество плюсов по каждой карточке отдельно.
Вычислить процент положительных ответов по каждому типу темперамента:
Х = (А1 / А) * 100%; С = (А2 / А) * 100% ;
Ф = (А3 / А) * 100%; М = (А4 / А) * 100% ; где
• X, С, Ф, М – типы темперамента;
• A1, A2, A3, A4 – число положительных ответов по карточкам соответствующего
блока;
• А – общее число положительных ответов по четырем карточкам.
В конечном виде «формула темперамента» приобретает, например, такой вид:
Т = 35%Х + 30%С + 14%Ф + 21%М ;
Это значит, что данный темперамент на 35% – холерический, 30% –
сангвинический, 14% – флегматический и 21% – меланхолический.
Если относительный результат числа положительных ответов по какому-либо типу
составляет 40% и выше, значит, данный тип темперамента у Вас доминирующий.
Если этот результат составляет 30–39%, то качества данного типа выражены
достаточно ярко. Если результат 20–29%, то средне выражены.
При результате 10–19% можно утверждать, что черты этого типа темперамента
выражены в малой степени.
5
Приложение 1.3 Вопросник «Большая Пятерка-2» (Big Five
Inventory-2)1
Инструкция:
В этом тесте перечислены несколько десятков качеств человека. Вам
нужно оценить, насколько каждое из этих качеств Вам соответствует.
Например, верно ли то, что Вы являетесь человеком, которому нравится
проводить время с другими? Пожалуйста, в каждой строке теста отметьте
крестиком поле цифры в соответствии с этим ключом:
1 2 3 4 5
совсем не согласен скорее не согласен нейтрально скорее согласен полностью согла-
сен
Вопросы:
— — 0 + ++
1 общительный, открытый. 1 2 3 4 5
2 сопереживающий и добросердечный. 1 2 3 4 5
3 склонный быть неорганизованным. 1 2 3 4 5
4 расслабленный, хорошо справляющийся со стрессом. 1 2 3 4 5
5 мало интересующийся искусством. 1 2 3 4 5
6 напористый. 1 2 3 4 5
7 относящийся к другим людям с уважением. 1 2 3 4 5
8 предпочитающий отдыхать, а не работать. 1 2 3 4 5
9 в случае неудачи не теряющий оптимизма. 1 2 3 4 5
10 интеллектуальный. 1 2 3 4 5
11 часто чувствующий себя уставшим. 1 2 3 4 5
12 склонный искать ошибки в поступках других людей. 1 2 3 4 5
13 заслуживающий доверия, постоянный. 1 2 3 4 5
14 настроения – с эмоциональными «взлетами» и «паде- ниями». 1 2 3 4 5
15 изобретательный, находящий нестандартные решения. 1 2 3 4 5
16 склонный быть молчаливым. 1 2 3 4 5
17 мало сочувствующий другим людям. 1 2 3 4 5
18 собранный, любящий во всем порядок. 1 2 3 4 5
19 нервничающий по любому поводу. 1 2 3 4 5
20 увлеченный живописью, музыкой или литературой. 1 2 3 4 5
21 доминирующий, ведущий себя по-лидерски. 1 2 3 4 5
22 бестактный в общении. 1 2 3 4 5
23 с трудом приступающий к работе. 1 2 3 4 5
24 гармоничный и довольный жизнью. 1 2 3 4 5
25 избегающий интеллектуальных и философских разго- воров. 1 2 3 4 5
26 пассивный, вялый. 1 2 3 4 5
27 в целом, доверяющий другим людям. 1 2 3 4 5
28 нарушающий обязательства. 1 2 3 4 5
1 Русскоязычная версия: Shchebetenko, S., Kalugin, A. Y., Mishkevich, A. M., Soto, C. J., & John, O. P. (2019).
Measurement invariance and sex and age differences of the Big Five Inventory-2: Evidence from the Russian version.
Assessment. Advance Online Publication. https://doi.org/10.1177/1073191119860901
6
29 эмоционально стабильный, которого нелегко вывести из себя. 1 2 3 4 5
30 мыслящий шаблонно, стереотипно. 1 2 3 4 5
31 порой застенчивый, погруженный в себя. 1 2 3 4 5
32 отзывчивый и бескорыстный. 1 2 3 4 5
33 прилежный и аккуратный. 1 2 3 4 5
34 часто волнующийся, обо всем переживающий. 1 2 3 4 5
35 ценящий искусство и красоту. 1 2 3 4 5
36 считающий, что мне трудно влиять на людей. 1 2 3 4 5
37 порой бывающий грубым с окружающими. 1 2 3 4 5
38 продуктивный, выполняющий задуманное. 1 2 3 4 5
39 часто грустящий. 1 2 3 4 5
40 сложный, глубоко мыслящий. 1 2 3 4 5
41 полный энергии. 1 2 3 4 5
42 подозрительный к намерениям других людей. 1 2 3 4 5
43 надежный, на меня всегда можно рассчитывать. 1 2 3 4 5
44 держащий эмоции под контролем. 1 2 3 4 5
45 неизобретательный. 1 2 3 4 5
46 разговорчивый. 1 2 3 4 5
47 помогающий, только если мне это выгодно. 1 2 3 4 5
48 оставляющий за собой беспорядок, не любящий уби- раться. 1 2 3 4 5
49 редко тревожащийся или боящийся. 1 2 3 4 5
50 считающий, что театр и поэзия – это скучно. 1 2 3 4 5
51 предпочитающий, чтобы решения принимали другие. 1 2 3 4 5
52 вежливый, учтивый в общении с другими. 1 2 3 4 5
53 настойчивый, доводящий дело до конца. 1 2 3 4 5
54 склонный к печали, депрессии. 1 2 3 4 5
55 мало интересующийся абстрактными идеями. 1 2 3 4 5
56 излучающий энтузиазм, заражающий им окружающих. 1 2 3 4 5
57 склонный видеть в других людях только хорошее. 1 2 3 4 5
58 часто ведущий себя безответственно. 1 2 3 4 5
59 эмоциональный, неуравновешенный. 1 2 3 4 5
60 генерирующий новые идеи, оригинально мыслящий. 1 2 3 4 5
61 бывающий легкомысленным. 1 2 3 4 5
Ключ
R* – реверсивный пункт. Перекодировка осуществляется следующим образом:
(если поставлен 1 балл = считаем как 5) (2 = 4) (4 = 2) (5 = 1)
Основные черты:
Экстраверсия (E): 1, 6, 11R*, 16R*, 21, 26R*, 31R*, 36R*, 41, 46, 51R*, 56
Доброжелательность (Склонность к согласию) (A): 2, 7, 12R*, 17R*, 22R*, 27, 32,
37R*, 42R*, 47R*, 52, 57
Добросовестность (Контроль импульсивности) (C): 3R*, 8R*, 13, 18, 23R*, 28R*
61R*, 33, 38, 43, 48R*, 53, 58R*
Негативная эмоциональность (Нейротизм) (N): 4R*, 9R*, 14, 19, 24R*, 29R*, 34,
39, 44R*, 49R*, 54, 59
7
Открытость опыту (O): 5R*, 10, 15, 20, 25R*, 30R*, 35, 40, 45R*, 50R*, 55R*, 60
Аспекты черт:
Общительность (E1): 1, 16R, 31R, 46
Настойчивость(Ассертивность) (E2): 6, 21, 36R, 51R
Энергичность (E3): 11R, 26R, 41, 56
Сочувствие (A1): 2, 17R, 32, 47R
Уважительность (A2): 7, 22R, 37R, 52
Доверие (A3): 12R, 27, 42R, 57
Организованность (C1): 3R, 18, 33, 48R
Продуктивность (С2): 8R, 23R, 38, 53
Ответственность (C3): 13, 28R (61R), 43, 58R Тревожность (N1): 4R, 19, 34, 49R
Депрессивность (N2): 9R, 24R, 39, 54
Эмоциональная изменчивость (Эмоциональная волатильность) (N3): 14, 29R,
44R, 59
Любознательность (O1): 10, 25R, 40, 55R
Эстетичность (O2): 5R, 20, 35, 50R
Творческое воображение (Личностная креативность) (O3): 15, 30R, 45R, 60
8
Приложение 1.4 «Опросник САН»
ОПРОСНИК САН
(Самочувствие, активность, настроение)
Этот бланковый тест предназначен для оперативной оценки
самочувствия, активности и настроения (по первым буквам этих
функциональных состояний и назван опросник).
Сущность оценивания заключается в том, что испытуемых просят
соотнести свое состояние с рядом признаков по многоступенчатой шкале.
Шкала эта состоит из индексов (3 2 1 0 1 2 3) и расположена между тридцатью
парами слов противоположного значения, отражающих подвижность, скорость и
темп протекания функций (активность), силу, здоровье, утомление
(самочувствие), а также характеристики эмоционального состояния
(настроение). Испытуемый должен выбрать и отметить цифру, наиболее точно
отражающую его состояние в момент обследования.
Типовая карта методики САН
Фамилия, инициалы Пол Возраст
Дата Время
Инструкция: Вам предлагается описать свое состояние, которое вы
испытаете в настоящий момент, с помощью таблицы, состоящей из 30
полярных признаков.
Вы должны в каждой паре выбрать ту характеристику, которая наиболее
точно описывает ваше состояние, и отметить цифру, которая соответствует
степени (силе) выраженности данной характеристики.
1. Самочувствие хорошее 3 2 1 0 1 2 3 Самочувствие плохое
2. Чувствую себя сильным 3 2 1 0 1 2 3 Чувствую себя слабым
3. Пассивный 3 2 1 0 1 2 3 Активный
4. Малоподвижный 3 2 1 0 1 2 3 Подвижный
5. Веселый 3 2 1 0 1 2 3 Грустный
6. Хорошее настроение 3 2 1 0 1 2 3 Плохое настроение
7. Работоспособный 3 2 1 0 1 2 3 Разбитый
8. Полный сил 3 2 1 0 1 2 3 Обессиленный
9
9. Медлительный 3 2 1 0 1 2 3 Быстрый
10. Бездеятельный 3 2 1 0 1 2 3 Деятельный
11. Счастливый 3 2 1 0 1 2 3 Несчастный
12. Жизнерадостный 3 2 1 0 1 2 3 Мрачный
13. Напряженный 3 2 1 0 1 2 3 Расслабленный
14. Здоровый 3 2 1 0 1 2 3 Больной
15. Безучастный 3 2 1 0 1 2 3 Увлеченный
16. Равнодушный 3 2 1 0 1 2 3 Взволнованный
17. Восторженный 3 2 1 0 1 2 3 Унылый
18. Радостный 3 2 1 0 1 2 3 Печальный
19. Отдохнувший 3 2 1 0 1 2 3 Усталый
20. Свежий 3 2 1 0 1 2 3 Изнуренный
21. Сонливый 3 2 1 0 1 2 3 Возбужденный
22. Желание отдохнуть 3 2 1 0 1 2 3 Желание работать
23. Спокойный 3 2 1 0 1 2 3 Озабоченный
24. Оптимистичный 3 2 1 0 1 2 3 Пессимистичный
25. Выносливый 3 2 1 0 1 2 3 Утомляемый
26. Бодрый 3 2 1 0 1 2 3 Вялый
27. Соображать трудно 3 2 1 0 1 2 3 Соображать легко
28. Рассеянный 3 2 1 0 1 2 3 Внимательный
29. Полный надежд 3 2 1 0 1 2 3 Разочарованный
30. Довольный 3 2 1 0 1 2 3 Недовольный
Обработка и интерпретация результатов.
При обработке эти цифры перекодируются следующим образом:
— индекс 3, соответствующий неудовлетворительному самочувствию,
низкой активности и плохому настроению, принимается за 1 балл;
— следующий за ним индекс 2 – за 2;
— индекс 1 – за 3 балла и так до индекса 3 с противоположной стороны
шкалы, который соответственно принимается за 7 баллов (учтите, что
полюса шкалы постоянно меняются).
10
Итак, положительные состояния всегда получают высокие баллы, а
отрицательные низкие. По этим «приведенным» баллам и рассчитывается
среднее арифметическое как в целом, так и отдельно по активности,
самочувствию и настроению. Например, средние оценки для выборки из
студентов Москвы равны: самочувствие – 5,4; активность – 5,0; настроение
– 5,1.
Следует упомянуть, что при анализе функционального состояния
важны не только значения отдельных его показателей, но и их
соотношение. Дело в том, что у отдохнувшего человека оценки активности,
настроения и самочувствия обычно примерно равны. А по мере нарастания
усталости соотношение между ними изменяется за счет относительного
снижения самочувствия и активности по сравнению с настроением.
Код опросника:
Вопросы на самочувствие – 1, 2, 7, 8, 13, 14, 19, 20, 25, 26.
Вопросы на активность – 3, 4, 9, 10, 15, 16, 21, 22, 27, 28.
Вопросы на настроение – 5, 6, 11, 12, 17, 18, 23, 24, 29, 30.

Смотрите так же
Адвокатура
Административное право (1/1)
Анатомия центральной нервной системы (1/1)
Антикризисное управление (1/1)
Арбитражный процесс (1/1)
Банковское право (1/1)
Бизнес-коммуникации (1/1)
Бизнес-планирование (1/1)
Бухгалтерский учет (1/1)
Бухгалтерский учет и анализ (1/2)
Бухгалтерский учет и анализ (2/2)
Бюджетная система Российской Федерации (1/1)
Введение в профессию (1/1)
Возрастная психология и психология развития (1/1)
Всеобщая история (1/1)
Город и устойчивое развитие (1/1)
Государственная поддержка малого бизнеса (1/1)
Государственное регулирование экономики (1/1)
Государственные и муниципальные финансы (1/1)
Гражданский процесс (1/2)
Гражданский процесс (2/2)
Гражданское право (1/1)
Гражданское право (1/2)
Гражданское право (2/2)
Деловая этика (1/1)
Деловые коммуникации (1/1)
Договорное право (1/1)
Документационное обеспечение управления (1/1)
Жилищное право (1/1)
Земельное право (1/1)
Инвестиционный анализ (1/1)
Инновационный менеджмент (1/1)
Иностранный язык (1/2)
Иностранный язык (3/4)
Иностранный язык в сфере государственного управления (1/1)
Иностранный язык в сфере юриспруденции (1/1)
Информационное право и информационная безопасность (1/1)
Информационные технологии в лингвистике (1/1)
Информационные технологии в менеджменте (1/1)
Информационные технологии в психологии (1/1)
Информационные технологии в управлении (1/1)
Информационные технологии в экономике (1/1)
Информационные технологии в юридической деятельности (1/1)
Исполнительное производство (1/1)
История государства и права зарубежных стран (1/1)
История России (1/1)
Коммерческое право (1/1)
Конституционное право (1/1)
Конституционное право (1/2)
Конституционное право (2/2)
Конституционное право зарубежных стран (1/1)
Консультирование на телефоне доверия (1/1)
Контроль и ревизия (1/1)
Конфликтология (1/1)
Корпоративная социальная ответственность (1/1)
Криминалистика (1/1)
Логистика (1/1)
Макроэкономика (1/1)
Маркетинг (1/1)
Математика (1/2)
Математика (2/2)
Математико-статистические методы в психологии (1/1)
Международное право (1/1)
Международное частное право (1/1)
Международные стандарты аудита (1/1)
Менеджмент (1/1)
Методология научных исследований (1/1)
Микроэкономика (1/1)
Моделирование социально-экономических процессов (1/1)
Моделирование экономических процессов (1/1)
Муниципальное право (1/1)
Налоги и налоговая система (1/1)
Налоги и налогообложение (1/1)
Налоговое право (1/1)
Общая психология (1/4)
Общая психология (2/4)
Общая психология (3/4)
Общая психология (4/4)
Общий психологический практикум (1/1)
Оказание юридической помощи населению (1/1)
Операционный менеджмент (1/1)
Организационная культура (1/1)
Основы военной подготовки (1/1)
Основы государственного и муниципального управления (1/1)