Психология родительско-детских отношений (1/1)
Практические задания (ПЗ) в ММУ по предмету Психология родительско-детских отношений (1/1)
Рекомендации к выполнению практических заданий
Учебным планом предусмотрено прохождение практических
занятий по дисциплинам.
В рамках практических занятий студенты выполняют практические
задания, следовательно, выполнение указанных заданий является
обязательным для получения положительной оценки по дисциплине.
1. Задания рекомендуется выполнять в течение всего учебного
семестра до окончания срока представления письменных (курсовых)
работ (сроки см. в графике работы в семестре);
2. Выполнение заданий оформляется в письменном виде (текстовый
файл с титульным листом (см. бланк титульного листа на странице
дисциплины));
3. Файл необходимо загружать в соответствующий раздел
дисциплины. По примеру курсовой работы.
4. Выполнение заданий оценивается преподавателем
«Выполнено/Не выполнено» в течение всего семестра;
5. Возврат файла на доработку возможен только 1 раз в сроки
загрузки письменных (курсовых) работ.
6. Для получения отметки «выполнено» достаточно
выполнить задание 4 практического занятия № 1 и задание 3
практического занятия № 2. Требования по выполнению задания
изложены в практических занятиях.
Практические задания в ММУ постоянно меняют: если Ваше ПЗ отличается, пишите нам, скорее всего у нас есть уже новое!
Практическое занятие № 1
тема «Родительско-детские отношения и психическое развитие
человека»
Задание 1. Напишите эссе на одну из следующих тем по выбору:
1. Историческая и социокультурная специфика развития ребенка в семье
2. Взаимоотношения родителей и ребенка в период младенчества и
раннего детства
3. Родительско-детские отношения с ребенком дошкольного возраста
4. Родительско-детские отношения с младшим школьником
5. Родительско-детские отношения с подростками
6. Родительско-детские отношения со «взрослыми» детьми
Задание 2. Заполните таблицу
возраст Социальная ситуация
развития
Ведущая
деятельность
Младенчество
Ранний возраст
Дошкольный
Младший
школьный
Подростковый
возраст
Задание 3. В процессе беседы с родителем составьте историю развития
его ребенка (без указания ФИО) с опорой на следующую схему.
I. Данные ребенка и основные сведения о семье.
Дата рождения и количество полных лет ребенка на момент обследования.
Состав семьи (возраст, образование и характер работы родителей). Кто
еще участвует в воспитании ребенка. Изменения в составе семьи с
момента рождения ребенка. Жилищные, материальные и бытовые условия
жизни семьи.
II. Особенности перинатального периода развития ребенка.
Общие сведения о развитии ребенка до и после рождения. Наличие
факторов риска в состоянии здоровья матери и ребенка. (органических
или иных нарушений).
III. Состояние здоровья ребенка к моменту обследования.
Наличие травм и операций, хронических или частых заболеваний. Случаи
госпитализации. Особенности сна и питания ребенка с момента рождения.
Находится ли ребенок на учете у психоневролога или других
специалистов.
IV. Развитие в младенчестве и раннем возрасте (до трех лет
включительно).
Кто ухаживал за ребенком на протяжении первых двух лет жизни?
Особенности развития в данный период (психомоторное развитие).
Особенности адаптации к детскому саду.
V. Развитие ребенка в дошкольном возрасте.
Особенности игровой деятельности. Отношения со сверстниками.
Отношения с членами семьи. Типичные конфликты, их частота. Наказания
и поощрения со стороны взрослых. Актуальные запреты. Особенности
характера.
VI. Развитие ребенка в младшем школьном возрасте.
В каком возрасте поступил в школу? Легко ли адаптировался к школьной
жизни? Тип посещаемого учебного заведения (спецшкола, интернат и т.
д.). Посещает ли группу продленного дня? Была ли смена школы, класса и
по какой причине? Успеваемость. Любимые и нелюбимые предметы.
Выполнение домашних заданий. Отношения с одноклассниками
(дружеские, конфликтные и т. д.). Отношения с учителями. Участие в
общественной жизни школы. Наличие внешкольных занятий и увлечений
(кружки, спортивные секции и т. д.), участие в неформальных
организациях. Степень самостоятельности. Обязанности по дому. Место
игр, телевидения и чтения в досуге ребенка. Наиболее типичные
конфликты.
VIII. Что еще, с точки зрения родителей, важно отметить в истории жизни
ребенка?
Завершая беседу с родителями спросите: в чем они видят проблему; с
чем связано нежелательное поведение ребенка; что они уже предпринимали
и что предпринимают в данное время для устранения проблемы; какова, по
их мнению, их собственная роль в возникновении и сохранении трудностей
ребенка?
Задание 4. Разработайте план психодиагностического обследования
клиентов в соответствие с таблицей, приведенной ниже для двух
ситуаций. Дайте рекомендации по данным ситуациям.
Ситуация 1
№ Гипотеза
обследования
На кого направлено
обследование
Психодиагностические
методики
1.
2.
Ситуация 2
№ Гипотеза
обследования
На кого направлено
обследование
Психодиагностические
методики
1.
2.
Ситуация 1. На прием к психологу пришла мама ребенка 7 лет.
«Ребенок пошел в школу в этом учебном году. Бывает, ребенок хорошо себя
ведет: слушается, спокойно играет во что то, выполняет задания в школе,
дома учит уроки. И иногда ничего не хочет делать, хамит, переговаривается,
обзывается, уроки делает через палку, не слышит, что ему говорят, в школе
замечания на счет поведения (может ничего не делать на уроках, либо
мешать учителям вести урок, вставать ходить по классу). Хочу услышать
конкретные рекомендации по взаимоотношениям с моим ребенком».
Ситуация 2. «Сыну 4 года. С января начали ходить в сад. Сначала все
было хорошо. Сын научился самостоятельно есть, раздеваться и одеваться,
собирать игрушки, спрашивать разрешение. Через полгода дождались места
в саду рядом с домом и начали ходить туда. Первый месяц было так же все
прекрасно. Спустя месяц от воспитателей поступили первые сигналы –
капризничает, не хочет сам одеваться, говорит, что не может. Рвет салфетки,
разбрасывает игрушки. Позже выяснилось, что в их группе есть
неадекватный ребенок, который сам не умеет ничего делать и мой сын
почему-то начал с него брать пример. Меня пугает то, что мой сын ведется и
превращается в шкодливого котенка, который потом просит прощения и
искренне переживает, когда ему объясняешь его действия и их последствия.
Как отучить его перенимать отрицательное поведение? «Разговоры под
разным углом» не помогают».
Практическое занятие № 2
тема «Основные характеристики родительско-детских отношений»
Задание 1. Напишите эссе по одной из следующих тем по выбору
1. Родительско-детские отношения с девиантными подростками.
2. Семейные конфликты
3. Историческая и социокультурная специфика развития ребенка в семье
4. Родительские установки и стили семейного воспитания как условие
развития ребенка
5. Материнско-детские отношения и развитие ребенка
6. Роль отца в личностном, интеллектуальном, нравственном и полоролевом
становлении ребенка
7. Родительство как ресурс развития личности в период взрослости
8. Сиблинговые отношения
9. Особенности возрастно-психологического консультирования в различных
подходах.
10. Родительско-детские отношения в неполной семье.
Задание 2: сформулируйте психологическую гипотезу относительно
перемен, происходящих с девушкой? Какие психологические проблемы ее
мучают?
К психологу пришла мама ученицы, которая учится в 10 классе и
попросила помощи. Она рассказала, что ее дочь до 6-7 класса была веселой,
активной девочкой, хорошо училась в школе, любила общаться с детьми и
одноклассниками, много времени отдавала внеклассной работе. Сейчас, она
совсем изменилась. Замкнулась, перестала общаться с друзьями, теряется в
присутствии незнакомых людей, сторонится компаний и шумных собраний.
Стала хуже учиться. Все свободное время проводит в своей комнате.
Придирчиво относится к своей внешности. Живет своей довольно
напряженной жизнью, иногда прорывающейся в нервных репликах и
подавленном настроении. На искренний разговор не идет. Как вернуть дочь к
нормальной жизни? Что с ней происходит?
Задание 3. Заполните таблицу.
№ Проблемная область для
психодиагностики
Название
психодиагностических методик
1. Замкнутость подростка
2. Межличностные конфликты между
матерью и подростком
3. Агрессивность дошкольника
4. Страхи у дошкольника
5. Патологические привычки у юноши
(курение, алкоголь)
Задание 4. Ответьте на контрольные вопросы:
1. Что такое родительская директива? Опишите содержание
деструктивных родительских директив.
2. Дайте характеристику основным типам детско-родительских
отношений.
3. Каковы отличия сотрудничества при взаимодействии родителей с
ребенком от псевдосотрудничества?
4. Какие роли может играть ребенок в семье? Опишите данные роли.
Приведите примеры.
5. Что такое «материнская депривация»? Приведите примеры
материнской депривации. Какие последствия для ребенка несет
материнская депривация.
6. Перечислите параметры, определяющие содержание воспитательного
процесса в семье.
7. Что выступает в качестве основного механизма развития
невротической личности в семье?
8. Перечислите возможные мотивы воспитания.
9. Какие методы используют для исследования родительской позиции?
10.Сформулируйте определение детско-родительских отношений.
11.Выделите специфические особенности родительского отношения.
12.Раскройте сущность эмоционального компонента родительского
отношения.
13.На примерах покажите взаимосвязь эмоционального, когнитивного и
поведенческого компонента родительского отношения.
14.Перечислите типы нарушенного семейного воспитания по Э.Г.
Эйдемиллер.
15.Раскройте содержание понятия «материнская депривация».
16.Назовите исследователей по проблеме определения детерминант
родительского отношения.
17.Раскройте содержание детерминанты родительского отношения
«Особенности личности родителей».
18.Как социокультурные семейные традиции могут определять специфику
родительского отношения к ребенку?
19.Как особенности супружеского общения влияют на характер
взаимоотношений с ребенком?
20.Приведите примеры, как игнорирование родителями индивидуальных
и психологических особенностей ребенка может проявляться на
отношении к нему.
21.Кто является разработчиком родительского программирования?
22.Как родительское программирование может влиять на формирование
личности ребенка?
23.Раскройте содержание понятия «жизненный сценарий».
24.Какие факторы оказывают влияние на формирование жизненного
сценария?
25.В чем специфика понятий: «сценарий, антисценарий»,
«контрсценарий».
26.Раскройте взаимосвязь родительского отношения и личностного
развития детей.
27.Каким образом материнское отношение влияет на интеллектуальное
развитие ребенка.
28.Какие стили воспитания препятствуют развитию креативности детей?
Приведите примеры.