Возрастная психология и психология развития (1/1)
Практические задания (ПЗ) в ММУ по предмету Возрастная психология и психология развития (1/1)
Рекомендации к выполнению практических заданий
Учебным планом предусмотрено прохождение практических занятий по дисциплинам.
В рамках практических занятий студенты выполняют практические задания, следовательно, выполнение указанных заданий является обязательным для получения положительной оценки по дисциплине.
1. Задания рекомендуется выполнять в течение всего учебного семестра до окончания срока представления письменных (курсовых) работ (сроки см. в графике работы в семестре);
2. Выполнение заданий оформляется в письменном виде (текстовый файл с титульным листом (см. бланк титульного листа на странице дисциплины));
3. Файл необходимо загружать в соответствующий раздел дисциплины. По примеру курсовой работы.
4. Выполнение заданий оценивается преподавателем «Выполнено/Не выполнено» в течение всего семестра;
5. Возврат файла на доработку возможен только 1 раз в сроки загрузки письменных (курсовых) работ;
6. В зависимости от формы практических заданий конкретной дисциплины преподаватель уточняет со студентом порядок их выполнения.
7. Необходимо выполнить по одному заданию из каждой темы на выбор студента (Практическое занятие 1, Практическое занятие 2, Практическое занятие 3 и Практическое занятие 4).
ВНИМАНИЕ!!!
Практические задания в ММУ постоянно меняют: если Ваше ПЗ отличается, пишите нам, скорее всего у нас есть уже новое!
Практическое занятие 1.
План занятия.
• Задания по теме 6: «Культурно-историческая теория психического развития человека Л.С. Выготского».
• Задания по теме 7: «Движущие силы, условия и факторы развития психики человека в современной отечественной психологии».
По теме 1: «Культурно-историческая теория психического развития человека Л.С. Выготского».
Задание 1
1. Приведите в соответствие термины и описание их содержания (выберите 1 вариант ответа на каждый вопрос):
А. Стабильный период в развитии личности, характеризующийся плавным и незаметным накоплением изменений в психике и структуре личности.
Б. Зона развития, в которой ребенок способен освоить новый материал при помощи взрослого, однако еще неспособен сделать это самостоятельно.
В. Период в развитии личности, характеризующийся резкими скачкообразными изменениями в психике человека, когда быстро и качественно меняется вся структура личности или психическое развитие в целом.
Г. Период развития, максимально благоприятный для развития той или иной психической функции.
Варианты ответов:
1. Сензитивный период. 2. Зона актуального развития. 3. Литический период в развитии. 4. Критический период в развитии. 5. Зона ближайшего развития. 6. Период вторичных новообразований.
2. Назовите примерные сензитивные периоды в развитии тех или иных психических функций и феноменов (по Л.С. Выготскому) и опишите возможные последствия недоразвития этих функций в данный период:
3. Назовите первичный (1) и вторичный (2) дефекты в развитии личности ребенка с ОВЗ, согласно Л.С. Выготскому:
А. Нарушения когнитивных функций (чтения, письма, счета) у детей с СДВГ, без сопутствующих мозговых нарушений.
Б. Нарушения речи у ребенка раннего возраста с госпитальным синдромом (в результате длительной больничной депривации). В. Нарушения счета у детей с ДЦП, с сопутствующими нарушениями в функционировании лобных и теменных областей головного мозга.
Г. Низкие умственные способности у детей с олигофренией.
Задания по теме 7: «Движущие силы, условия и факторы развития психики человека в современной отечественной психологии».
4. Назовите тип ведущей деятельности ребенка и основные психические новообразования на разных этапах развития, согласно представлениям отечественных ученых:
А. В подростковом возрасте.
Б. В младенчестве.
В. В младшем школьном возрасте.
Г. В раннем возрасте до поступления в школу.
5. Отразите основные различия во взглядах Л.С. Выготского и Ж. Пиаже на движущие силы и процесс развития речи детей раннего возраста.
6. В каком отечественном подходе к изучению движущих сил развития психики ведущая роль отводится творческой активности личности, а развитие инициируется самой личностью и ее творческой активностью, а не средой и деятельностью и не детерминируется только паттернами взаимодействия со средой?
А. В деятельностном подходе.
Б. В бихевиоризме.
В. В субъектно- деятельностном подходе.
Г. В гештальт-подходе.
Практическое занятие 2.
План занятия.
• Задания по теме 4: «Проблема психического развития человека и его движущих сил в зарубежной психологии».
• Задания по теме 8: «Проблема возрастной периодизации в современной психологии».
По теме 4: «Проблема психического развития человека и его движущих сил в зарубежной психологии».
Задание 1. Назовите и опишите основные стадии морально- этического развития ребенка по Л. Колбергу и назовите факторы и движущие силы этого развития.
Задание 2. Опишите достоинства и недостатки концепции развития личности А. Маслоу. Согласны ли Вы, что только 1% людей в обществе достигает вершин самореализации? Обоснуйте свой ответ.
Задание 3. Приведите в соответствие 4 типа (статуса) идентичности, выделенных Дж. Марсиа, с описанием их содержания:
А. Человек нашел себя, хорошо знает свои достоинства и недостатки, и движется по избранному им пути, стараясь реализовать себя в социуме.
Б. Человек находится в поисках себя, пытается осознать свою индивидуальность, свои сильные и слабые стороны, однако не нашел еще себя и не реализовал в обществе.
В. Человек плохо понимает себя, не ищет и не осознает своей индивидуальности и не проявляет никакой активности по поиску и реализации себя в социуме.
Г. Человек проявляет активность по поиску своего места в обществе, однако не осознает своих истинных потребностей и ищет себя, ориентируясь преимущественно на критерии окружающих (близких, знакомых, друзей, общественное мнение).
Варианты ответов: 1. Диффузная идентичность. 2. Мораторий. 3. Достигнутая идентичность. 4. Предрешенная идентичность.
По теме 8: «Проблема возрастной периодизации в современной психологии».
Задание 4. От чего зависит глубина, длительность и продуктивность/деструктивность протекания возрастного кризиса на разных этапах развития? Обоснуйте свой ответ.
Задание 5. Перечислите негативные и позитивные проявления возрастных кризисов на разных этапах психического развития человека и укажите их роль в формировании личности
Задание 6. Опишите основные способы профилактики возрастных кризисов в среднем возрасте и основные рекомендации родителям по сглаживанию возрастных кризисов у детей в 3- летнем, 7-летнем, 13- летнем и 17-летнем возрасте.
Практическое занятие 3.
План занятия.
• задания по теме «Психическое развитие младенцев.
• задания по теме «Психическое развитие в раннем возрасте».
• задания по теме «Развитие психики дошкольников».
• задания по теме «Психологические особенности младших школьников».
По теме 9: Психическое развитие младенцев.
Задание 1
Пятимесячному малышу дали в ручки новые яркие игрушки из мягкого материала. Он стал их трогать, рассматривать, брать в рот, проявляя интерес к игрушкам. Когда же старший брат близко к ребенку поднес свою игрушку – новое большое черного цвета ружье – младенец стал громко плакать… Вопросы:
1. Почему младенец берет игрушки в рот?
2. Почему младенец плачем отреагировал на новую большую и темнуюигрушку – ружье?
3. Какие советы по выбору игрушек можно дать родителям?
Задание 2
Мама маленького Антона пришла к психологу, описав следующую ситуацию: в последнее время ее малыш стал очень капризным. Часто отмечаются вспышки аффективных реакций. Особенно остро ребенок реагирует на запреты: громко кричит, падает на пол, стучит руками и ногами…
Вопросы:
1. О каком феномене в данной ситуации идет речь?
2. Какова причина возникновения подобного поведения Антона?
3. Какие рекомендации в этой ситуации можно дать родителям?
По теме 10: Психическое развитие в раннем возрасте.
Задание 1
Мальчик двух лет и девяти месяцев резко изменил свое отношение к приходящим в дом гостям. В один из праздничных дней ребенок стал капризничать, затем плакать и кричать, чтобы гости уходили. Даже подходил к ним и толкал, показывая свое недовольство, хотя до этого он положительно и спокойно реагировал на взрослых. Он также не мог спокойно воспринимать то, что мама останавливается поговорить со знакомыми во время прогулки, прогонял их. На тот момент мальчик был единственным ребенком в семье и требовал внимания и исполнения всех своих капризов.
Вопросы:
1. Чем обосновано такое поведение мальчика?
2. Какова причина возникновения подобного явления?
3. Какие рекомендации можно дать маме в этой ситуации?
Задание 2
Мальчик Коля с родителями пришел в гости к бабушке.
• Снимай ботинки, – говорит бабушка. Мальчик пыхтит, развязывая шнурки, но помощи не просит.
• Садись с нами пить чай!
Коля лезет пальцем в варенье и чай.
• Нельзя так делать! – говорит мама, но Коля продолжает свое «черноедело». После того как выпили чай, мама говорит: «Скажи спасибо бабушке».
• Не татю (Не хочу!), – говорит ребенок и уходит к своим игрушкам.
Вопросы:
1. Какая особенность раннего возраста проявилась в поведении мальчика?
2. Какова причина возникновения подобного явления?
3. Какие рекомендации можно дать взрослым в этой ситуации?
По теме 11: Развитие психики дошкольников.
Задание 1
Мальчик – старший дошкольник. В его поведении наблюдаются следующие моменты. Он, например, хочет есть, но возьмет суп и выльет его на пол. Если ему дают еду, то он от нее отказывается, но когда садятся за стол другие, мальчик обязательно начнет просить есть. Если мама куда-нибудь уходит из дома, то и он просится с нею. Но стоит ей только сказать: «Ну, одевайся, идем», как мальчик отвечает: «Не пойду», как только мама возвращается за ним, снова отказывается идти. И так может повторяться многократно; причем ребенок в это время начинает плакать.
Вопросы:
1. Какие качества личности проявляются в поведении дошкольника?
2. Ваши рассуждения и предложения о том, как строить воспитательную работу с такими детьми.
Задание 2
Наташе пять лет и десять месяцев. Тетя предложила ей такую задачу: «Летели четыре птички, сели на деревья. Сели по одной – птичка лишняя, по две – дерево лишнее. Сколько было деревьев?» Девочка несколько раз повторила задачу, но не смогла ее решить. Тогда тетя вырезала из бумаги три дерева и четыре птички. С их помощью Наташа быстро и правильно решила задачу.
Вопросы:
1. Почему для решения задачи Наташе потребовались вырезанные из бумаги деревья и птички?
2. Какие особенности восприятия и мышления дошкольника проявились?
3. Как следует учитывать эти особенности в процессе обучения?
Задание 3
Дети четырех-пяти лет участвовали в эксперименте. Им предлагалась такая задача: в два одинаковых стакана в присутствии ребенка наливали равное количество слегка подкрашенной воды и спрашивали ребенка: «Где больше воды?» Ребенок уверенно отвечал: «Одинаково!» Тогда у него на глазах воду из одного из стакана переливали в более узкий и высокий стакан и снова спрашивали: «А теперь, где больше воды?» Ребенок отмечал, что в высоком стакане воды больше.
Вопросы:
1. Как называется данная особенность мышления дошкольников?
2. Чем объясняется ее наличие?
По теме 12: Психологические особенности младших школьников.
Задание 1
Девочка семи лет, придя в первый учебный день из школы, сказала гордо: «Наконец-то я стала человеком!» На вопрос матери: «А раньше что же – человеком не была?» – ответила мимикой, выражающей величайшее презрение к прежней жизни.
Вопросы:
1. Какую особенность младшего школьника характеризует данная ситуация?
2. Как данную особенность необходимо учитывать в обучении младшего школьника?
Задание 2
Первоклассница Кристина на уроках не проявляла никакой активности и интереса, неохотно выполняла задания. Однако на уроке чтения часто тянула руку, верно и с интересом отвечала на вопросы. Главная причина активности на данном уроке заключалась в том, что на нем был особый способ оценки знаний – это были небольшие картинки-смайлики (наклейки), которые учитель выставляла в дневник. Веселые и добрые картинки означали хорошие оценки, а грустные соответственно плохие.
Вопросы:
1. Какие особенности детей младшего школьного возраста характеризует поведение Кристины?
2. Какие особенности мотивации детей младшего школьного возраста проявились в данной ситуации?
Задание 3
Катя учится во втором классе. Когда за свою работу она получает неудовлетворительную отметку, то всегда негодует: «Как же так! Я старалась, все учила, а отметка плохая?» Эта ситуация вызывает у Кати чувство обиды, она считает, что виноват учитель, незаслуженно поставив плохую отметку, и обвиняет его в несправедливости к ней… Вопросы:
1. Почему Катя именно так объясняет свои неудачи в выполнении заданий?
2. Какие условия необходимо соблюдать при выставлении отметки в начальной школе?
3. Как объяснить ребенку сложившуюся ситуацию?
Практическое занятие 4.
План занятия.
• задания по теме «Психологические проблемы подросткового возраста».
• задания по теме «Психологические особенности юношеского возраста».
• задания по теме «Психология зрелых возрастов».
• задания по теме «Изменения в период старения и старости».
По теме 13: Психологические проблемы подросткового возраста.
Задание 1
Денис в начальной школе учился на «4» и «5», крайне редко получал отметку «3», из-за которой очень расстраивался. Он всегда активно работал на уроках, проявляя высокий познавательный интерес ко многим предметам. Но в пятом классе у мальчика резко снизилась успеваемость по многим учебным дисциплинам, на уроках он много отвлекался, часто ничего не делал, отказывался выполнять домашние задания.
Вопросы:
1. Почему младенец берет игрушки в рот?
2. Что могло вызвать у Дениса такие резкие изменения в отношении к учебной деятельности?
3. Какие рекомендации по разрешению данной ситуации можно дать педагогам?
Задание 2
В трамвае подросток на резкое и грубое требование в раздраженном тоне пожилой женщины уступить ей место ответил отказом, сославшись на то, что в вагоне есть свободные места, которые расположены дальше от двери.
Вопросы:
1. Какие особенности подросткового возраста проявились в данной ситуации?
2. Предложите взрослым (учителям и родителям) несколько тактичных способов поведения в данной ситуации.
Задание 3
Девочка четырнадцати лет проявляет неуравновешенность и даже некоторую агрессивность в поведении дома и в школе: выясняет отношения с родителями, грубит учителям, поздно приходит домой. В то же время, когда она уезжает в молодежный лагерь, то скучает по родителям, говорит о своей вине перед ними, обещает исправиться.
Вопросы:
1. Чем определяется такое поведение подростка?
2. Какие меры необходимо предпринять учителям и родителям для исправления данной ситуации?
По теме 14: Психологические особенности юношеского возраста.
Задание 1
В беседе с учительницей один старшеклассник признался: «Понимаю, что химия – очень важная наука, поэтому и стараюсь, но не лежит к ней душа, неинтересно мне ею заниматься. Все формулы учи наизусть, реакции заучивай, элементов тьма. На подготовку к урокам затрачиваю много времени, все повторяю, а положительного результата все равно нет».
Вопросы:
1. Какие особенности личности юноши проявляются в том, что он так упорно учит химию, хотя она ему совсем не нравится?
2. Какие действия со стороны педагога могли бы изменить отношение ученика к предмету?
Задание 2
Ученики десятого класса говорят о своей учительнице математики как о слабой личности. Они считают, что у нее не хватает твердости, требовательности: «С нами надо говорить без поблажек, прямо, а она нянчится, уговаривает или грозит наказанием, даже вызовом родителей в школу, общается с нами как с маленькими детьми…» Вопросы:
1. Какими психологическими особенностями старшеклассников объясняются их высказывания?
2. Какие рекомендации можно предложить учителям при общении со старшеклассниками?
Задание 3
Полина, ученица десятого класса, постоянно изводит себя диетами, старается похудеть, несмотря на то, что окружающие считают ее фигуру идеальной. Она обвиняет себя в том, что не умеет общаться с окружающими: не находит общих тем для разговоров, недостаточно внимательна к окружающим, эгоистична и т.п., – что не соответствует действительности.
Вопросы:
1. О какой особенности Полины идет речь?
2. Может ли девушка справиться со своей проблемой самостоятельно?
3. Почему юношам и девушкам с данной особенностью необходима помощь взрослых?
4. Чем взрослые могут помочь Полине в этой ситуации?
По теме 15: Психология зрелых возрастов.
Задание 1
Из письма молодого человека: «Мне 26 лет. У меня есть ученая степень, у меня шикарный автомобиль, я полностью независим в финансовом отношении, и в отношении секса и личного престижа я располагаю большими возможностями, чем в состоянии реализовать. Единственный вопрос, который я себе задаю, – это какой во всем этом смысл».
Вопросы:
1. Определите ведущие мотивы молодого человека.
2. О какой направленности личности идет речь?
Задание 2
Андрей Иванович, тридцати одного года, имеет высшее техническое образование. В последнее время он не находит удовлетворения в работе, постоянно меняет место работы, нигде не задерживается надолго.
Вопросы:
1. О каком феномене идет речь в данной ситуации?
2. Какова причина возникновения подобного явления?
Задание 3 Вопросы:
Наталья Сергеевна, сорока одного года. «Я ощущаю, что у меня сейчас самое лучшее время за последние двадцать лет. Моя дочь уже выросла, живет со своим мужем, а внуки пока не появились. Я начала последние четыре года заниматься собой. Учу несколько языков, освоила вождение машины. Иногда получаю немыслимое удовольствие, когда еду по пустой дороге и ни о чем не думаю. Хожу в тренажерный зал, занимаюсь танцами. Я прекрасно танцую латинские танцы. Я получаю колоссальное удовольствие от жизни именно сейчас».
Вопросы:
1. Как изменилась жизнь Натальи Сергеевны после замужества дочери?
2. Всегда ли взросление детей и их уход из родительского дома сопровождаются позитивными изменениями в жизни человека? Приведите примеры.
По теме 16: Изменения в период старения и старости.
Задание 1
Ирина Петровна призналась, что ей трудно было осознать, что она стала бабушкой. Но после того как она подержала маленького, беспомощного внука на руках, ее захватило удивительное чувство нежности. Теперь все свое свободное время она посвящает внуку.
Вопросы:
1. Почему Ирине Петровне было сложно принять новую социальную роль?
2. Какое значение в жизни человека играет появление внуков?
3. Влияет ли это событие на отношения с собственными детьми?
Задание 2
Из воспоминаний пожилой женщины: «Как-то начинает пугать – вот тебе скоро пятьдесят пять лет. Надо уходить. А ты привык уже к этому месту, к этой жизни. К этой работе. Тебе страшно расставаться с большим отрезком времени. Это очень тяжелый период, когда ты оказываешься как выброшенный на берег. Сразу ты остаешься без какого-то своего куска жизни. Но если человек знает, что жизнь одна и надо радоваться жизни, то тяжелый период проходит».
Вопросы:
1. В чем сущность «кризиса встречи со старостью»?
2. Что такое адаптация к старости и от чего зависит ее успешность?
3. Как вы полагаете, должна ли проводиться подготовка к старости, если да, то в каком возрасте и как?