Кризисное консультирование (1/1)
Практические задания (ПЗ) в ММУ по предмету Кризисное консультирование (1/1)
Рекомендации
к выполнению практических заданий
Учебным планом предусмотрено прохождение практических занятий по дисциплинам.
В рамках практических занятий студенты выполняют практические задания, следовательно, выполнение указанных заданий является обязательным для получения положительной оценки по дисциплине.
1. Задания рекомендуется выполнять в течение всего учебного семестра до окончания срока представления письменных (курсовых) работ (сроки см. в графике работы в семестре);
2. Выполнение заданий оформляется в письменном виде (текстовый файл с титульным листом (см. бланк титульного листа на странице дисциплины));
3. Файл необходимо загружать в соответствующий раздел дисциплины. По примеру курсовой работы.
4. Выполнение заданий оценивается преподавателем «Выполнено/Не выполнено» в течение всего семестра;
5. Возврат файла на доработку возможен только 1 раз в сроки загрузки письменных (курсовых) работ;
6. Порядок выполнения практических заданий:
1. Практическое занятие по теме №1 — выполнить одно из приведенных заданий;
2. Практическое занятие по теме № 2 — выполнить одно из приведенных заданий;
3. Практическое занятие по теме № 5 — выполнить одно из приведенных заданий;
4. Практическое занятие по теме № 6 — выполнить одно из приведенных заданий.
Практические задания в ММУ постоянно меняют: если Ваше ПЗ отличается, пишите нам, скорее всего у нас есть уже новое!
Практическое занятие по теме № 1
«Понятие кризисной и экстремальной ситуации. Виды и динамика кризисов»
Задание 1. Проведите анализ дефиниции «кризисной ситуации» в толковых словарях разных языков.
Вопросы для анализа:
1. Каков минимальный набор признаков, обозначающий феномен кризисной ситуации?
2. Выделите общие и специфические признаки кризисной ситуации в разных определениях.
3. На основе анализа сформулируйте обобщенное определение кризисной ситуации, отражающее его существенные и отличительные признаки.
4. Сравните толкования кризисной ситуации в толковых словарях и определения кризиса в психологических словарях.
Задание 2. Классифицируйте варианты критических ситуаций (техногенные аварии, захват заложников, эпидемии, массовые беспорядки, извержения вулканов, военные действия разрушение озонового слоя атмосферы) по видам и критериям. Приведите свои примеры чрезвычайных ситуаций, отличающиеся по степени конфликтности, скорости и масштабам распространения.
Задание 3. В качестве факторов, определяющих экстремальность ситуации, могут рассматриваться следующие1:
1. Различные эмоциогенные воздействия в связи с опасностью, трудностью, новизной, ответственностью ситуации.
1 См.: Шойгу Ю.С. Психология экстремальных ситуаций. – М.: Юрайт. – 2023. – 480 с.
2. Дефицит необходимой информации или явный избыток противоречивой информации.
3. Чрезмерное психическое, физическое, эмоциональное напряжение.
4. Воздействие неблагоприятных климатических условий: жары, холода, кислородной недостаточности и т.д.
5. Наличие голода, жажды.
Найдите в периодических изданиях (учебниках, публикациях в СМИ и пр.) по одному-два примера на каждый из перечисленных факторов и запишите их.
Задание 4. Приведите примеры сказок разных народов мира, раскрывающих разные способы разрешения трудных ситуаций. Проведите письменный психологический анализ одной или двух ситуаций из сказок.
Задание 5. Опишите особенности профессиональной деятельности и специфику критических ситуаций в работе специалистов «опасных» профессий (работников ГВГСС, МВД, МЧС, в деятельности шахтеров, врачей скорой помощи, военнослужащих и др.).
Задание 6. На примерах профессий особого риска укажите, как влияет профессиональная деятельность на личность специалиста, работающего в условиях высокого риска труда.
Задание 7. Заполнить сравнительную таблицу функциональных состояний сниженной работоспособности (утомление, монотония, психическое пресыщение, стресс).
Таблица 7.1.
Критерии
Состояния сниженной работоспособности
Утомление
Монотония
Психическое пресыщение
Стресс (напряженность
Условия возникновения
Особенности протекания психических процессов
Субъективные ощущения
Доминирующая мотивация
Сравнительная характеристика состояний сниженной работоспособности
Задание 8. Изучите результаты индивидуальной диагностики целостного синдрома профессионального стресса у сотрудника завода.
Вопросы для анализа:
1. Какие шкалы ИДИКС диагностируют профессиональные стрессоры, какие – организационные стрессоры?
2. Какие факторы профессионально-организационного контекста являются стрессогенными для данного работника?
3. Согласно индивидуальному профилю, какие симптомы острого и хронического стресса наблюдаются у работника?
4. Какие профессионально-личностные деформации выражены у данного сотрудника?
5. Сформулируйте предварительные рекомендации по снижению профессионального стресса для данного сотрудника.
Таблица 8.1.
Основные шкалы
Т-баллы
Уровень стресса
Условия и организация труда
48,10
Выраженный
Субъективная оценка профессиональной ситуации
68,87
Предельно высокий
Вознаграждение за труд и социальный климат
61,35
Высокий
Переживание острого стресса
55,40
Высокий
Переживание хронического стресса
46,20
Выраженный
Личностные и поведенческие деформации
42, 19
Умеренный
Общий индекс стресса
54,77
Высокий
Индекс социальной желательности
43,34
Достоверная оценка
Детализированная интерпретация базовых тестовых индексов
Наличие риск-факторов в производственной среде и объективных затруднений в работе оказывают выраженное влияние на общий уровень стресса. Среди них особое значение имеют:
– затрудненные условия труда (дефекты в организации рабочего места, шум, наличие помех и отвлечений и пр.);
– специфика трудовых нагрузок (постоянное общение с коллегами/клиентами,
длительная работа за компьютером, ответственность за принятие решений и пр.).
Наиболее субъективно значимые профессиональные стрессоры с максимальной выраженностью влияют на общий уровень стресса. Среди них особое значение имеют:
– недостаточная самостоятельность/автономия в работе (отсутствие возможности проявить инициативу, самостоятельно планировать выполнение порученной работы, необходимость жестко следовать предписанным правилам и инструкциям и пр.);
— чрезмерная сложность или излишняя простота решаемых задач (поручение слишком сложных и ответственных заданий, дефицит знаний и умений или же, напротив, поручение слишком простых задач, отсутствие творческого компонента в работе, невостребованность профессионального опыта и пр.).
Вознаграждение за труд и социальный климат оказывают сильное влияние на уровень развития стресса. Среди них особое значение имеют:
– отсутствие адекватной обратной связи (несвоевременность или полное отсутствие информации о качестве проделанной работы, получение сведений только о допущенных ошибках и просчетах, отсутствие возможности отслеживать результаты своей работы по ходу ее выполнения и пр.);
– контроль за исполнением (пошаговый контроль за выполнением каждого элементарного задания, наблюдение за поведением на рабочем месте в процессе работы, наказания за любое нарушение графика работы, неожиданные проверки и срочные востребования отчетной документации и пр.).
Проявления острого стресса оказывают сильное влияние на уровень развития стресса. Среди них особое значение имеют:
– сниженное общее самочувствие (общая слабость, вялость, плохое настроение, отсутствие желания что-либо делать и пр.);
– изменения в поведении (несобранность, хаотичность действий, ошибки в выполнении даже привычных заданий, необходимость приложить дополнительные усилия, чтобы сконцентрироваться на работе и пр.).
Проявления хронического стресса оказывают выраженное влияние на общий уровень стресса. Среди них особое значение имеют:
– нарастание общей тревожности (постоянное беспокойство, волнение, тревога о будущем, чувство неуверенности в себе и пр.);
– психосоматические симптомы (мигрени, приступы тошноты и головокружения, неприятные ощущения в области желудка, затрудненное дыхание, спазмы, и пр.).
Личностные и поведенческие деформации оказывают умеренное влияние на общий уровень стресса. Среди них особое значение имеют:
– поведенческие риск-факторы (опасные для здоровья формы реагирования на трудности и стрессовые ситуации: усиленное курение, принятие алкоголя, переедание; склонность к принятию рискованных решений и легкость их осуществления; отказ от выполнения работы при возникновении любых затруднений и пр.);
– признаки синдрома «выгорания» (чувства опустошенности, разочарованности в работе, раздражение по поводу даже обычных производственных ситуаций, неприязнь при общении с коллегами или клиентами и пр.)
Практическое занятие по теме № 2
«Базовые принципы и методы кризисного консультирования»
Задание 1. Вставьте пропущенные слова.
1. Психологический ______________________. Это ________________, направленная на проработку недавно пережитых _____________. Её суть состоит в том, чтобы провести ___________________ беседу со _________ участниками ___________________ событий (терактов, военных действий). Данная ____________________ актуальна для оказания ________________ психологической помощи. Таким образом, ____________________ является _________________ методом неотложной психологической помощи.
2. Правила проведения дебрифинга:
Дебрифинг проводится в ____________________ помещении. Группа должна быть ____________________ от _____________ вмешательств – например, телефонных звонков и пр.
Оптимальное количество участников дебрифинга – ______________ человек.
Дебрифинг должны проводить ______________ подготовленных специалистов. Они должны быть знакомы с _________________ работой, уметь работать с ___________, _________________ и др., уметь минимизировать последствия переживаний ___________________ состояний. В ходе дебрифинга необходимо сохранять _____________________, ________________________, ________________________, несмотря на сильные эмоции от услышанного. Участие посторонних лиц, не имеющих отношение к травматического событию, категорически __________________.
Время сессии – ____________________ без _____________. Время оговаривается с участниками в начале сессии.
Задание 2. С помощью сайта научной электронной библиотеки сделайте
подборку современных научных статей по теме «Кризисное
консультирование».
Ссылка на сайт: https://elibrary.ru/defaultx.asp
Задание 3. Обоснуйте необходимость соблюдения основных принципов
кризисной помощи в виде эссе. В эссе Вам необходимо раскрыть следующие
вопросы:
1. Для чего соблюдать каждый из принципов кризисной помощи?
2. Какие последствия будут, если не соблюдать эти принципы?
3. Существуют ли ситуации, когда можно допустить исключение и не
соблюдать какой-либо принцип?
Задание 4. Прочитайте кейс.
Супруги Д. и Е. были вполне благополучной парой с десятилетним
стажем семейной жизни. Единственное, что омрачало их счастье, – отсутствие
детей. Несколько лет настойчивого лечения дали возможность Д.
забеременеть, и вскоре на свет появился их маленький Ж. Но радость
родителей оказалась недолгой – врачи обнаружили у Ж. синдром Дауна. И вся
их счастливая жизнь пошла прахом: Д. и Е. стали ссориться, обвиняя друг
друга в случившемся, Е. замкнулся в себе, стал подолгу задерживаться
на работе, взвалив все обязанности по уходу за ребенком на Д., он стеснялся
выходить с Ж. на прогулку, всячески избегал общения с ним. А чуть позже
заговорил о том, чтобы отдать ребенка на попечение государства. В отчаянии
Д. пришла на прием к консультанту…
В тексте лекции внимательно изучите схему оказания психологической
помощи при кризисе. Составьте для данного кейса 10-15 вопросов по каждому
пункту:
1) Вопросы, направленные на чувства клиента.
2) Вопросы о травматическом событии.
3) Обобщение проблемы.
4) Фокусирование на основной задаче консультирования.
Задание 5*. Телефон доверия. Представьте, что Вы являетесь консультантом телефона доверия. Вам необходимо составить и записать беседу с человеком, находящемся в кризисном состоянии – одиночества, отверженности, по приведенному ниже алгоритму. Ситуация. На связи – шестнадцатилетняя девушка. Специфический голос, манера разговора – всё указывало на депрессивное поведение. На первом этапе специалист просто слушал, поскольку подростку нужно было выговориться. Оказалось, у девушки негативное отношение к жизни. К такому выводу подтолкнули отсутствующие планы на будущее, низкая самооценка и признание в самоповреждении. Чуть ли не в каждом предложении звучали фразы: «я никому не нужна», «меня никто не любит»… Девушка жила в семье, где мама и отчим были сами по себе, не обращали внимания на подростка. И если такое поведение отчима девушка воспринимает нейтрально (всё-таки для неё он – чужой человек), то равнодушие матери больно ранило. В школе тоже случились проблемы из-за отсутствия друзей. Близкая подруга переехала в другой город. Алгоритм телефонного психологического консультирования человека, находящегося в кризисном состоянии – одиночества, отверженности1.
1 См.: Ермолаева А.В. Рабочая тетрадь консультанта детского телефона доверия, основные алгоритмы работы. Информационно-методический сборник. Часть 3. – М.: АО «Первая образцовая типография», 2022. – 58 с.
Задание 6. Найдите в научной литературе и выпишите определения понятий: аффективно-шоковая реакция, психогенный ступор, психомоторное возбуждение, реактивная спутанность, истерические психозы, истерические сумеречные помрачнения, псевдодеменция, истерический ступор, обессивно-фобические реакции, истерические реакции, астенические реакции, депрессивные реакции, ипохондрические реакции.
1.
1. Как вы думаете, при каких кризисных ситуациях они могут возникать?
2.
2. Сформулируйте практические рекомендации по снижению одного из состояний (по выбору) и запишите их.
Задание 7*. Из приведенных ниже музыкальных произведений составьте таблицу. Выберите несколько композиций и проанализируйте, как изменилось Ваше состояние после прослушивания. Опишите свои состояния при прослушивании музыки.
Музыкальные произведения. Э. Сати «Гимнопедия № 1», Ж. Бизе «Марш тореадора», К. Сен-Санс «Dance Macabre», А. Хачатурян «Вальс» из музыки к драме «Маскарад», Л. Бетховен «Лунная соната», Г. Форе «Павана», И. С. Бах «Прелюдия до мажор», И. С. Бах Хорошо темперированный клавир Т. I № 1, В. А. Моцарт «Турецкий марш» (Rondo Alla Turca), Ж. Бизе «Кармен», прелюдия к опере И. Штраус «Марш Радецкого», Ф. Шуберт «Военный марш», К. Дебюсси «Лунный свет», К. Дебюсси «Послеполуденный отдых фавна», М. Равель «Павана на смерть Инфанты», П. И. Чайковский «Баркарола» из цикла «Времена года»
Таблица 6.1.
Произведения классической музыки с активизирующим и расслабляющим воздействием на слушателя
Активизирующая музыка
Расслабляющая музыка
Практическое занятие по теме №3
«Методы психологической помощи в кризисной ситуации»
Задание 1. Сформулируйте различия между консультированием и психотерапией. Почему современные практики не проводят между этими сферами деятельности психолога резкой границы? Каковы, на ваш взгляд, перспективы трансформации консультанта в психотерапевта? В контексте своего ответа прокомментируйте следующий текст:
«…психолог – специалист с базовым психологическим образованием, который владеет методами оценки психических явлений и умения их корректировать; психотерапевт – врач по образованию, который оказывает человеку помощь в решении проблем, связанных с психическим здоровьем, но не с психопатологией. При наличии психопатологии необходимо обратиться за помощью к врачу-психиатру»1.
Задание 2. Прокомментируйте мнение М. А. Гулиной о роли теории в психотерапии: «… не важно, какой теории ты придерживаешься, но она должна быть». Согласны ли вы с ним? Что будет, если практик «исключит» для себя теорию? Попытайтесь отрефлексировать, какой теории придерживаетесь сейчас вы и почему.
Задание 3. Выпишите следующие определения из материалов лекции: внушение (суггестия), гипносуггестивная терапия (гипносуггестия), аутогенная тренировка. Ответьте письменно на вопросы: 1. В каких случаях рекомендуется применять данные методы терапии? 2. Какие рекомендации необходимо выполнять при реализации данных методов?
1 См.: Осипова А. А. Общая психокоррекция. М.: Творческий центр «Сфера». — 2007. — С. 6
3. Какие последствия могут быть при неправильном применении
данных методов или при несоблюдении психологом рекомендаций к ним?
Задание 4. Ориентируясь на следующие признаки депрессии,
разработайте практические рекомендации клиенту для облегчения его
состояния на первом этапе кризисного консультирования.
1. Пониженное настроение, глубокая печаль (или раздражительность у
детей и подростков).
2. Выраженное снижение интереса или удовольствия ко всему или почти
ко всему, что бы ни происходило на протяжении большей части дня.
3. Значительная потеря массы тела либо потеря аппетита или переедание.
4. Изменения в режиме сна: бессонница или повышенная сонливость.
5. Снижение энергетического тонуса организма: хроническая усталость,
жалобы на разнообразные физические недомогания.
6. Существенное снижение работоспособности (учеба,
профессиональная деятельность), ухудшение памяти и внимания,
отвлекаемость. Снижение способности принимать решения.
7. Чувство собственной неполноценности, потерянности, чрезмерной
или неуместной вины, стыда.
8. Периодически возникающие мысли о смерти, суицидальный план,
суицидальные попытки.
Задание 5. Внимательно прочитайте кейс:
Никита, 18 лет. Живет с бабушкой и мамой, инвалидом 1 группы, отец
бросил семью, когда Никите было 10 лет. С детства капризен и эгоцентричен.
Требовал себе красивую одежду, всегда презирал младшего брата за то, что он
помогал по хозяйству. Был любимцем бабушки, которая баловала его. В школе
учился хорошо, после окончания в институт не поступил и устроился работать
лаборантом, имея привлекательную внешность, стал на работе заводить
знакомства с женщинами старше себя, пользоваться их вниманием, услугами
и т.д. О матери не заботился, жил за счет ее пенсии, заработанные деньги тратил на модную одежду. Неожиданно для себя получил повестку из военкомата. Полагал, что в связи с инвалидностью матери получит освобождение. Однако мать позвонила в военкомат и попросила взять его на военную службу, так как не он ее, а она его содержит. Узнав об этом в военкомате, придя домой, на глазах у матери выпил, по его словам, «30 таблеток димедрола». Затем стал нелепо себя вести истерически хохотал, делал вид, что что-то ловит на стене. Когда вызвали скорую помощь, охотно поехал в больницу.
1. Проведите анализ ситуации, личностных характеристик клиента и его социального окружения. Выделите детерминанты, определяющие динамику психологической проблемы личности клиента.
2. Предложите форму и метод целенаправленного психологического или психотерапевтического воздействия, обоснуйте Ваше предложение.
Задание 6. Пользуясь материалами лекции, составьте таблицу:
Кризисные психические состояния
Методы саморегуляции
1.
1. …
2.
2. …
3.
3. …
Задание 7*. Проведите диагностику своего актуального функционального состояния по комплексу специализированных методик:
Методика «Шкала состояний» К. Изарда предназначена для оценки степени субъективной комфортности переживаемого состояния в настоящий момент времени.
Методика для оценки острого физического утомления предназначена для выявления степени острого физического утомления, развивающегося на протяжении одного рабочего дня.
Опросник для оценки острого умственного утомления предназначен для оценки выраженности умственного утомления у работников информационного труда.
Методика «Шкала дифференциальных эмоций» К. Изарда предназначена для оценки аффективных компонентов регуляции деятельности, отражающих особенности мотивационных установок субъекта.
По результатам диагностики:
1. Опишите особенности своего состояния на основе качественной интерпретации показателей разных опросников.
2. Предложите рекомендации по коррекции своего функционального состояния
Практическое занятие к теме №4
«Психологическая помощь людям, переживающим возрастные кризисы»
Задание 1. Проведите анализ дефиниции «нормативный кризис» в толковых и психологических словарях.
Вопросы для анализа:
1.
Сравните толкования нормативного кризиса в толковых словарях и определения нормативного кризиса в психологических словарях.
2.
Каков минимальный набор признаков, обозначающий феномен нормативного кризиса?
3.
Выделите общие и специфические признаки нормативного кризиса в разных определениях.
4.
На основе анализа сформулируйте обобщенное определение нормативного кризиса, отражающее его существенные и отличительные признаки.
Задание 2. Вставьте в тексте пропущенные слова.
1.____________________ – качественно специфическая ступень _______________________________ развития человека.
Каждый возраст в человеческой жизни имеет определенные ___________________, при помощи которых можно оценить адекватность ______________________ индивида и которые касаются _________________, _____________________, _____________________ и ________________ развития. Эти нормативы обозначаются также как задачи _______________________ развития. Переход к следующему этапу происходит в форме ________________ возрастного развития, или возрастных _______________________.
2. ___________________ кризисы — это относительно небольшие по времени (до года) периоды ___________________, характеризующиеся
резкими психологическими____________________. Форма, длительность и
острота кризиса может значительно различаться в зависимости от
_______________________________ особенностей человека,
____________________ и _________________________ условий.
3. В отечественной психологии термин «возрастной кризис» был
введен ___________________ и определен как __________________ изменение
личности ребенка, регулярно возникающее при смене __________________
периодов. По Л.С. Выготскому, возрастной кризис обусловлен
возникновением основных _______________________й предшествующего
______________________ периода, которые приводят к разрушению одной
________________________и возникновению другой, адекватной новому
_______________________ облику ребенка. Механизм смены
_________________________составляет психологическое содержание
возрастного кризиса.
Задание 3. О каком нормативном кризисе идет речь в нижеприведенном
отрывке? В роли психолога-консультанта предложите рекомендации для
дочери и для матери. Проанализируйте, какие роли с точки зрения
трансактного анализа (родитель – взрослый – ребенок) играют персонажи?
Схем может быть несколько.
«В гастроном забегали последние посетители. Ольга Васильевна
услышала знакомый голос за спиной, оглянулась: Иринка? Дочь стояла с
двумя подружками, все трое болтали и жевали что-то… Девочкам еще нет
семнадцати, и она сама в их годы не думала ни о чем, кроме учебы. Десятый
класс, такая ответственность.
— А деньги, между прочим, были даны на универмаг, — сказала Ольга
Васильевна. — А ты, я вижу, транжиришь на пирожные и сигареты… Ира,
пойдем домой, будем ужинать. Пора, девочка, пойдем.
— Мама, я пойду домой, когда захочу, — отчеканила Иринка с внезапной враждебностью. — Что значит когда захочешь? — То и значит: когда захочу, тогда пойду. — Нет, ты пойдешь сейчас со мной. — Нет, не пойду. Ольга Васильевна почувствовала, как хлынула изнутри какая-то слабая ярость. — Да как ты можешь… со мной… сейчас… — заговорила задыхаясь. — А как ты можешь? У меня тоже неприятности. Мне надо поговорить с друзьями. Ольга Васильевна повернулась и пошла из магазина… Иринка пришла спустя час. Ольга Васильевна уже простила ее, и когда, отворив дверь, увидела ее с поникшей головой, шмыгающую носом, увидела детское виноватое выражение ее лица, опять охватила волна тепла и жалости. «Бессовестная я! Зачем рычала на нее?» — пронеслось в сознании. Ничего не сказала, провела рукой по волосам дочери. Та вдруг рванулась, обняла мать, шепча что-то жалобное… И обе вдруг ослабели, обнявшись и едва сдерживая слезы, пошли на кухню, чтобы побыть одним… потому что ближе их людей не было. Там долго сидели, пили чай, Иринка рассказывала… Она была скрытной, делилась переживаниями редко… Но это значило, что силы ее оставили, она нуждалась в помощи. (Ю.В. Трифонов «Другая жизнь»). Задание 4. Как вы понимаете и можете проинтерпретировать такие высказывания Э. Эриксона из его работы «Детство и общество»: 1.1. В каждом ребенке на каждой стадии развития совершается чудо мощного развертывания всякий раз нового качества, которое дает новую надежду и устанавливает новую ответственность для всех….
2. Каждое поколение должно развиваться из своего детства и, преодолевая свой особый тип детства, должно развивать новый тип, потенциально многообещающий — и потенциально опасный. Делая все это, общество не может позволить себе быть деспотическим или анархическим. 3. Даже «примитивные» общества должны избегать того, что наше аналогическое мышление хотело бы, чтобы они делали. Они действительно не могут позволить себе создавать сообщества безумных чудаков, инфантильных личностей или невротиков. Чтобы создавать людей, способных эффективно действовать в качестве массы либо в роли энергичных лидеров или полезных девиантов, даже самая «дикая» культура должна стремиться к тому, чтобы у ее большинства или, по крайней мере, у господствующего меньшинства было «сильное эго», как мы неопределенно называем ядро индивидуума. Так вот, всякая культура должна стремиться к формированию такого ядра — достаточно твердого и в то же время достаточно эластичного, чтобы примирять неизбежные в любой человеческой организации противоречия, интегрировать индивидуальные различия… Задание 5. Перечислите основные нормативные кризисы развития Э. Эриксона. Сформулируйте, какие факторы препятствуют позитивному выходу из кризиса на каждом возрастном этапе? Таблица 5.1.
Стадия развития
Кризис развития
Факторы, препятствующие позитивному выходу из кризиса
0-1 год
Практическое занятие по теме №5
«Психологическая помощь людям, переживающим нормативные и ненормативные кризисы»
Задание 1. Вставьте пропущенные слова. 1. ___________________ кризис — это кризис, который возникает ________________ под воздействием ____________________ событий, носит ____________ характер и не связан с решением задач _________________. Выделяют следующие __________________ кризисы: _________________ кризисы в _______________ возрасте, ________________ кризисы во ________________ возрасте, ________________ ненормативные кризисы и _______________ненормативные кризисы. 2. ________________ кризис — это ____________________, в которой семья сталкивается с серьёзными проблемами, вызывающими значительное ___________________ и нарушение обычного ______________________. Семейные кризисы могут приводить к значительному _______________ и ________________ напряжению у всех членов семьи. Они могут повлиять на _________________, ___________________ и общую ______________семьи. На кризис в семье указывают такие признаки, как частые ____________, взаимное __________________, чувство ____________________, исчезновение физической ________________, охлаждение.
3. Ненормативные _____________________ кризисы — это ________________, ______________ кризисные ситуации, критически влияющие на __________________ деятельность и ________________. Они могут быть вызваны такими событиями, как вынужденное ________________, переквалификация, смена места жительства, перерывы в __________________, потеря _____________________ и др., которые вызывают сильные ________________ переживания и часто приобретают отчетливо выраженный _________________ характер. Общее для этих ситуаций — _______________ работы как источника ____________________.
Здание 2. Какие из перечисленных ниже проблем вы могли бы отнести к нормативным кризисам, а какие к ненормативным и почему? Составьте таблицу.
Нормативные кризисы
Ненормативные кризисы
Одиночество, постоянная нехватка денег, частая мена места жительства, увольнение с работы, смерть близкого человека, онкологическое заболевание, конфликт с начальством, плохая успеваемость ребенка в школе, ссоры с соседями по этажу, болезнь пожилого родственника, развод подруги, несвоевременная беременность, постоянная жажда острых ощущений, предательство близкого человека, неудачное вложение денег, необходимость дать денег в долг, социальная робость, неудовлетворенная сексуальность, переживание профессиональной недооцененности со стороны значимых коллег, беременность дочери, частые и длительные командировки супруга, подозрение, что ребенок впадает в наркотическую зависимость, неудачная покупка, непонимание со стороны близкого человека, стресс, вызванный поступлением ребенка в ВУЗ, непослушание ребенка-дошкольника, отсутствие интереса к основной работе, дающей средства к существованию, социальная несправедливость, нежелание выполнять свои обязательства, отсутствие друзей, страх смерти, отсутствие условий для самореализации, желание постоянно сидеть в «Сети», отсутствие личных жизненных перспектив, финансовые обязательства, размен квартиры, нехватка свободного времени, утрата смысла жизни, тяготение к суициду, отъезд за границу, лживость, жизнь с собственных фантазиях, утрата веры, адаптация к новому коллективу.
Задание 3. Внимательно прочитайте кейс. О каком семейном кризисе идет речь: нормативном или ненормативном?
Сообщение: «Вчера супруг опять сделал мне замечание в присутствии наших гостей. Как будто я ничего не умею сама и мне надо объяснять, как сделать так, чтобы выглядело хорошо. Надоело мне все это, давно пора покончить с этой нервотрепкой».
Потренируйте навыки активного слушания. Активное слушание — это способ, который применяется в практике социально-психологического тренинга, психологического консультирования и психотерапии. Он позволяет точнее понимать психологические состояния, чувства и мысли собеседника с помощью особых приемов участия в беседе, подразумевающих активное выражение собственных переживаний и соображений. Вот некоторые приемы активного слушания: 1. Пауза. 2. Уточнение. 3. Пересказ (парафраз). 4. Повтор (эхо). 5. Развитие мысли. 6. Сообщение о восприятии. 7. Сообщение о восприятии себя. 8. Замечания о ходе беседы.
Найдите в научной литературе их определение и содержание. Сделайте краткий конспект.
Вам необходимо предложить различные варианты уточнения, парафраза, отражения чувств, резюмирования к заданному сообщению (по 2-3 примера).
Уточнение: ___________________________________________________
Парафраз: ____________________________________________________
Отражение чувств: _____________________________________________
Резюмирование:_______________________________________________
Выделите на Ваш взгляд лучший вариант, обоснуйте, почему Вы так считаете.
Задание 4. Прочитайте пять научных статей, отражающих результаты эмпирических исследований проявлений синдрома выгорания в разных профессиональных группах. Сделайте конспект этих статей, оформив его в таблицу по образцу.
Таблица 4.1.
Название статьи, авторы, год
Характеристики выборки
Психодиагностический инструментарий
Основные результаты исследования
Задание 5. Приведите примеры из жизни, демонстрирующие признаки синдрома выгорания (как проявления ненормативного профессионального кризиса) у специалистов разных профессий: сотрудников МЧС, военнослужащих, учителей, психологов, врачей.
Задание 6. Совмещение работы и учебы представляет собой серьезную трудность для студента. Проведите анализ этой проблемы по следующим вопросам:
1. В чем заключается основная трудность?
2. Какие состояния Вы ощущаете, совмещая работу и учебу?
3. Как Вы управляете своей работоспособностью?
4. Как Вы восстанавливаете силы?
5. Как работа и учеба помогают друг другу? Каковы можно выделить позитивные стороны совмещения работы и учебы?
6. Как работа может удовлетворять, приносить радость и комфорт?
7. Составьте график дня, недели, месяца (ось Х – время, ось Y – сила эмоционального напряжения). Выявите наиболее напряженные периоды и предложите меры по снижению стресса. Пересмотрите свой график жизни.
8. Используйте формулу 1-3-5 для анализа своей нагрузки в течение дня (1 – крупное дело, 3 – количество средних дел, 5 – количество мелких дел).
9. Как правило Парето (80/20) помогает в снижении напряженности жизни?
Закон Парето
Рисунок 1.1. Закон Парето.
Задание 7. Ниже приводится описание трудной жизненной ситуации, возникшей у абитуриента
«В мае-июне 2021 года мною был сдан ЕГЭ – несомненно, через сдачу экзаменов я уже проходила, но именно этот определял, как дальше пойдет моя жизнь. Уже с середины десятого класса я знала, какие экзамены я буду сдавать и медленно начинала к ним готовиться. Для меня главной целью было поступить в другой город, чтобы съехать от родителей, но, к сожалению, в итоге у меня этого не получилось сделать, так как я слишком много экзаменов взяла на себя и при этом начала готовиться к некоторым в декабре 2020 года. Эта ситуация должна была меня научить тому, что не стоит брать на себя сверх того, что я могу сделать. Но если я взялась за что-то крупное, то я не должна приступать к работе близко к дедлайну. Но, к сожалению, мне все также тяжело заставить себя делать какие-то дела без откладывания их “на потом”».
Вопросы для анализа:
1. Опишите особенности мотивации девушки.
2. Чему научила трудная ситуация девушку?
3. Какие рекомендации можно дать в конкретной ситуации?
Задание 8*. Сделайте конспект пяти статей, представляющих результаты эмпирических исследований экзаменационного стресса у школьников и студентов. Список статей приведен в дополнительной литературе. Для поиска других статей рекомендовано использовать следующие ресурсы:
Научная электронная библиотека elibrary.ru
Поисковая система по полным текстам научных публикаций всех форматов и дисциплин «Академия Google»
Список статей:
1.
1. Костромина С. Н. Экзаменационный стресс на ЕГЭ: дестабилизация учащихся или фактор успеха? / С. Н. Костромина, А. Е. Писарев // Статистика и Экономика. – 2017. – № 3. – С. 80–91.
2.
2. Бобрищева-Пушкина Н. Д. Экзаменационный стресс и факторы, его определяющие у старших школьников / Н. Д. Бобрищева-Пушкина, Л. Ю. Кузнецова, О. Л. Попова и др. // Гигиена и санитария. – 2015. – № 3. – С. 67–69.
3.
3. Мищенко В. И. Изучение тревожности старшеклассников в период подготовки к итоговым экзаменам / В. И. Мещенко // Pedagogy and Psychology of Education. – 2020. – № 1 – P. 208–218. Михалева О. С. Профилактика экзаменационного стресса у студентов / О. С. Михалева // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2013. – № 3. – С. 58–63. Исследования уровня тревожности в период экзаменационной сессии / А. А. Ткаченко, И. Ф. Саитгареева, Е. С. Кувшин и др. // Международ. студ. науч. вестн. – 2020. – № 1. – С. 18–18
Практическое занятие по теме №6
«Этические проблемы консультирования. Синдром выгорания»
Задание 1*.1 Проанализируйте предложенные цитаты. Какие из них, на ваш взгляд, можно отнести к внутренним личностно-профессиональным установкам и самопозиционированию консультанта и почему?
1.
«Мы формируем порядок, отсекая неупорядоченные части; мир понимается нами по аналогии с лесом или мраморной глыбой, которые мы можем превратить в парк или статую, удалив в одном случае ненужные деревья, в другом – куски мрамора» (У. Джеймс).
2.
Самое важное…состоит не в том, чтобы каждый раз выигрывать. Самое важное – знать внутри себя, что ты в любой момент можешь выиграть» (П. Хег).
3.
«Я люблю говорить ни о чем. Это единственное, в чем я разбираюсь» (О. Уйальд).
4.
«Но кто тебе сказал, что этот мир объясняется исключительно реальными категориями? Границы реальности у каждого свои. Особенно у отдельно взятых мужчины и женщины. Никакому взгляду со стороны их границ понять не дано. У них всегда будет то, что обычной логикой не объяснимо. И слава Богу!» (Й. Фудзивара).
5.
«Не печалься, что люди не знают тебя, но печалься, что ты не знаешь людей» (Конфуций).
6.
«Этот мир таков, что мне всегда в нем есть место. Я не уверен даже, что в этом мире Бог предшествует мне» (М.К. Мамардашвили).
7.
«Мир не создан однажды и навсегда, а заново создается каждый миг» (Д. Руми).
8.
«Путь к другому человеку лежит через другого в нем» (Платон).
9.
«Из ничего ткется великое полотно» (Э. Паунд).
10.
«…Как бы мы ни старались высказать что-то свое, нас уже написали – другие…» (А. Черчесов).
1 См. : Сапогова Е.Е, Консультативная психология: кейсы и творческие задания.
11. «Определяйте значение слов, и вы избавите человечество от
половины его заблуждений» (Р. Декарт).
12. «Все следует делать как можно проще, но не проще, чем это
необходимо» (А. Эйнштейн).
13. «Я знаю больше, ем могу выразить словами, и то немногое, что я
могу выразить, не было бы выражено, не знай я большего» (В. Набоков).
14. «Я не этот маленький мужчина и не эта маленькая женщина,
отрезанные от всего остального. Я – все существующее бытие» (Вивеканда).
15. «Если моим демонам придется покинуть меня, боюсь, с ними улетят
мои ангелы» (Р.-М. Рильке).
16. «Чтобы предмет стал интересным, достаточно долго на него
смотреть» (Г. Флобер).
17. «Человек – пастух бытия» (М. Хайдеггер).
18. «Мир полон людей, совершающих одни и те же жесты в одних и тех
же местах, но людей, несущих в себе и создающих вокруг себя миры,
разнящиеся больше, чем созвездия» (Э. Мунье).
19. «Все полно проекций, выныривающих из открытой вглубь души» (В.
Вундт).
20. «То, что не убивает нас, делает нас сильнее» (Ф. Ницше).
Задание 2. 2 Рассмотрите представленные ситуации. В каких случаях из
перечисленных, на ваш взгляд, консультантом нарушается профессиональная
этика, моральные нормы, просто правила общежития.
1. Консультанта А. допросили в связи с расследованием уголовного
дела в отношении его клиента Б. Консультанту были известны некоторые
факты по этому делу, но он утаил их от следствия.
2. Консультант В., давая интервью местному телевидению, рассказал о
своей многолетней работе на примере случаев клиентов Г. и Д. Подробности
22 Там же.
их биографии и обстоятельства жизни несмотря на то, что В. не называл их напрямую, были вполне узнаваемыми для жителей города.
3.
3. Консультант Н., когда клиент О. признался ей в своих чувствах, не смогла и не захотела устоять перед его обаянием, интеллектом и жизненным опытом. Ей показалось, что в нем она нашла мужчину своей мечты.
4.
4. Студент Х. обратился к преподавателю Ф., имеющему консультативную практику, с просьбой проконсультировать его. Преподаватель согласился и назвал стоимость консультации.
Задание 3. Пройдите тест К. Маслах и С. Джексон «Диагностика профессионального выгорания», или протестируйте своих знакомых.
Напишите заключение по результатам диагностике. Разработайте практические рекомендации по результатам тестирования.
Профессиональное «выгорание» — совокупность негативных переживаний, связанных с работой, коллективом и всей организацией в целом. Нередко проявляется у специалистов, вынужденных во время выполнения своих обязанностей тесно общаться с людьми.
Признаки профессионального выгорания:
1) чувство безразличия, эмоционального истощения, изнеможения (человек не может отдаваться работе так, как это было прежде);
2) деперсонализация (развитие негативного отношения к своим коллегам и клиентам);
3) негативное профессиональное самовосприятие — ощущение собственной некомпетентности, недостатка профессионального мастерства.
Авторами данной методики (опросника) являются американские психологи
К. Маслах и С. Джексон. Она предназначена для измерения степени «выгорания» в профессиях типа «человек – человек». Данный вариант адаптирован Н.Е. Водопьяновой.
Инструкция: Ответьте, пожалуйста, как часто вы испытываете чувства, перечисленные ниже в опроснике. Для этого на бланке для ответов отметьте, пожалуйста, по каждому пункту позицию, которая соответствует частоте ваших мыслей и переживаний: «никогда», «очень редко», «часто», «очень часто», «каждый день».
Опросник
1. Я чувствую себя эмоционально опустошённым.
2. После работы я чувствую себя, как «выжатый лимон».
3. Утром я чувствую усталость и нежелание идти на работу.
4. Я хорошо понимаю, что чувствует мои подчинённые и коллеги, и стараюсь учитывать это в интересах дела.
5. Я чувствую, что общаюсь с некоторыми подчинёнными и коллегами как с предметами (без теплоты и расположения к ним).
6. После работы на некоторое время хочется уединиться от всех и всего.
7. Я умею находить правильное решение в конфликтных ситуациях, возникающих при общении с коллегами.
8. Я чувствую угнетённость и апатию.
9. Я уверен, что моя работа нужна людям.
10. В последнее время я стал более «чёрствым» по отношению к тем, с кем работаю.
11.Я замечаю, что моя работа ожесточает меня.
12. У меня много планов на будущее, и я верю в их осуществление.
13. Моя работа всё больше меня разочаровывает.
14.Мне кажется, что я слишком много работаю.
15.Бывает, что мне действительно безразлично то, что происходит с некоторыми моими подчиненными и коллегами.
16. Мне хочется уединиться и отдохнуть от всего и всех.
17. Я легко могу создать атмосферу доброжелательности и сотрудничества в коллективе.
18. Во время работы я чувствую приятное оживление.
19. Благодаря своей работе я уже сделал в жизни много действительно ценного.
20. Я чувствую равнодушие и потерю интереса ко многому, что радовало меня в моей работе.
21. На работе я спокойно справляюсь с эмоциональными проблемами.
22. В последнее время мне кажется, что коллеги и подчинённые всё чаще перекладывают на меня груз своих проблем и обязанностей.
Ключ к методике
Опросник имеет три шкалы:
1. «Эмоциональное истощение» (9 утверждений) – ответы «да» по пунктам 1, 2, 3, 6, 8, 13, 14, 16, 20 (максимальная сумма баллов – 54).
2. «Деперсонализация» (5 утверждений) – ответы «да» по пунктам 5, 10, 11, 15, 22 (максимальная сумма баллов – 30).
3. «Редукция личных достижений» (8 утверждений).– ответы «да» по пунктам 4, 7, 9, 12, 17, 18, 19, 21 (максимальная сумма баллов – 48).
№. Никогда Очень редко Редко Иногда Часто Очень часто Ежедневно 1 0 1 2 3 4 5 6 2 0 1 2 3 4 5 6 3 0 1 2 3 4 5 6 4 0 1 2 3 4 5 6 5 0 1 2 3 4 5 6 6 0 1 2 3 4 5 6 7 0 1 2 3 4 5 6 8 0 1 2 3 4 5 6 9 0 1 2 3 4 5 6 10 0 1 2 3 4 5 6 11 0 1 2 3 4 5 6
12 0 1 2 3 4 5 6 13 0 1 2 3 4 5 6 14 0 1 2 3 4 5 6 15 0 1 2 3 4 5 6 16 0 1 2 3 4 5 6 17 0 1 2 3 4 5 6 18 0 1 2 3 4 5 6 19 0 1 2 3 4 5 6 20 0 1 2 3 4 5 6 21 0 1 2 3 4 5 6 22 0 1 2 3 4 5 6
Эмоциональное истощение _____________
Деперсонализация _____________________
Редукция личных достижений____________
Чем больше сумма баллов по каждой шкале в отдельности, тем больше у обследованного выражены различные стороны «выгорания». О тяжести «выгорания» можно судить по сумме баллов всех шкал.
Эмоциональное истощение проявляется в снижении эмоционального тонуса, повышенной психической истощаемости и аффективной лабильности, равнодушием, неспособностью испытывать сильные эмоции, как положительные, так и отрицательные, утраты интереса и позитивных чувств к окружающим, ощущении «пресыщенности» работой, неудовлетворенностью жизнью в целом.
Деперсонализация проявляется в эмоциональном отстранении и безразличии, формальном выполнении профессиональных обязанностей без личностной включенности и сопереживания, а в отдельных случаях – в раздражительности, негативизме и циничном отношении к коллегам и пациентам. На поведенческом уровне «деперсонализация» проявляется в
высокомерном поведении, использовании профессионального сленга, юмора, ярлыков.
Редукция профессиональных достижений проявляется в негативном оценивании себя, результатов своего труда и возможностей для профессионального развития. Высокое значение этого показателя отражает тенденцию к негативной оценке своей компетентности и продуктивности и, как следствие, снижение профессиональной мотивации, нарастание негативизма в отношении служебных обязанностей, в лимитировании своей вовлеченности в профессию за счет перекладывания обязанностей и ответственности на других людей, к изоляции от окружающих, отстраненность и неучастие, избегание работы сначала психологически, а затем физически.
Задание 4. Прочитайте очерки по экзистенциальной психологии В. Н. Дружинина «Варианты жизни»3.
Составьте сопоставительную таблицу разных стилей жизни (рекомендуется использовать программное обеспечение, позволяющее вносить информацию в таблицы):
1) жизнь как предисловие;
2) жизнь как творчество;
3) жизнь как достижение;
4) жизнь как сон;
5) жизнь по правилам;
6) жизнь как пустая трата времени;
7) жизнь против жизни.
Выделите факторы повышенной напряженности каждого стиля жизни.
3 См.: Дружинин В. Н. Варианты жизни / В. Н. Дружинин. – Санкт-Петербург : Питер, 2010. – 156 с.