Психоконсультирование (2/3)
Практические задания (ПЗ) в ММУ по предмету Психоконсультирование (2/3)
Рекомендации к выполнению практических заданий по курсу
«Психологическое консультирование» 2.3.
Учебным планом предусмотрено прохождение практических (семинарских) занятий по дисциплинам. В рамках практических (семинарских) занятий студенты выполняют практические задания, следовательно, выполнение указанных заданий является обязательным для получения положительной оценки по дисциплине.
1. Задания рекомендуется выполнять в течение всего учебного семестра до окончания срока представления письменных (курсовых) работ (сроки см. в графике работы в семестре).
2. Выполнение заданий оформляется в письменном виде (текстовый файл с титульным листом (см. бланк титульного листа на странице дисциплины).
3. Файл необходимо загружать в соответствующий раздел дисциплины. По примеру курсовой работы.
4. Выполнение заданий оценивается преподавателем «Выполнено/Не выполнено» в течение всего семестра.
5. Возврат файла на доработку возможен только 1 раз в сроки загрузки письменных (курсовых) работ.
6. Для получения отметки «выполнено» необходимо:
— в Разделе I. Сравнительный анализ выполнить на ваш выбор одно задание (задание 1 или задание 2);
— в Разделе II. Практическое задание выполнить на ваш выбор одно задание (задание 1 или задание 2);
— в Разделе III. Самоанализ выполнить задание 1, выбрав одну (из 5) консультативную встречу.
Практические задания в ММУ постоянно меняют: если Ваше ПЗ отличается, пишите нам, скорее всего у нас есть уже новое!
Практическое занятие № 2
Темы 7-11. «Процесс консультативной встречи и особенности
возрастно-психологического консультирования»
Главная цель практического занятия — обеспечить возможность овладения навыками и умениями использования теоретического знания применительно к практике психологического консультирования.
Данный вид занятия представляет собой:
— средство развития культуры научного мышления;
— предназначен для углубленного изучения дисциплины, овладения методологией и практикой научного познания.
При подготовке к практическому занятию обучающимся необходимо внимательно изучить материалы лекций по данным темам, рекомендуемую литературу, а также самостоятельно обращаться к другим источникам с целью получения дополнительной информации и усвоения материала.
Раздел I. Сравнительный анализ.
Задание 1. Проведите анализ основных требований, предъявляемых к личности психолога-консультанта и возможные негативные последствия для клиента, в случае отсутствия этих качеств у консультанта.
Задание 2. Перечислите, на Ваш взгляд, самые популярные запросы, с которыми обращаются к психологу люди разных возрастных групп: подростки, взрослые люди, люди пенсионного возраста (не менее 3 запросов на каждую возрастную группу).
Раздел II. Практическое задание.
Задание 1. Сформулируйте 5-10 жалоб, с которыми могут обращаться клиенты к консультанту и попробуйте переформулировать их в терапевтический запрос (можно найти примеры в литературе или кино или придумать самостоятельно).
Определите, каким из видов психологического консультирования и с какой возрастной группой вам хотелось бы заниматься больше всего. Чем вызвано такое ваше желание?
Задание 2. Напишите письмо себе, как психологу, изложив суть своей проблемы (реальной или гипотетической — на выбор, а в качестве образца можно посмотреть форумы с вопросами психологу в Интернет-пространстве).
Далее напишите ответ от «психолога», придерживаясь следующего алгоритма:
— Приветствие.
— Поддержка клиента.
— Уточнение запроса.
— Распределение ответственности.
— Изложение ключевых тем, которые на Ваш взгляд являются важными.
— Информационный блок.
— Открытые вопросы, обращенные к клиенту, интерпретации,
конфронтации.
— Распределение ответственности.
— Поддержка.
— Завершение письма с эффектом открытой двери.
Раздел III. Самоанализ.
Задание 1. Выберите одну из предложенных консультативных
встреч для анализа:
Прочтите запись отрывка из консультативной встречи и
проанализируйте (письменно), какие приемы были использованы
консультантом в диалоге, и какие задачи стояли перед консультантом в ходе
встречи. Продумайте и опишите возможные варианты продолжения диалога.
Консультативные встречи
Консультативная встреча 1.
Выдержка из интервью, взятого К. Роджерсом в 1983 году у одной
своей клиентки. Эта женщина говорит, что у нее много проблем из-за того,
что она отпустила свою 20-летнюю дочь учиться в колледж.
Роджерс: …Вы чувствуете, будто она ускользает от вас, и вы… и это причиняет боль… и…
Клиентка: Да. Я как будто сижу здесь в одиночестве. Знаете, я словно чувствую, что она
ушла, а я так и осталась тут.
Роджерс: Хм-хм. Вы переживаете теперь именно это: она покидает дом, а вы здесь – в полном
одиночестве.
Клиентка: Да. Да. Да. Я чувствую себя действительно одинокой. (Плачет.)
Консультативная встреча 2.
Миссис Д. обратилась за помощью вместе со своей двенадцатилетней
дочерью, которая не ладила со своей сестрой, плохо училась в школе,
бездельничала и проводила время в мечтаниях, и, что бы ни говорила ей
мать, она ни на что не реагировала. После первой консультации, носившей
диагностический характер, миссис Д. решает прийти к консультанту вместе с
дочерью. Вот отрывок из ее первой беседы с консультантом (фонограмма).
Женщина повторяет свои жалобы, подчеркивая, что Салли не думает о своих
обязанностях. Она продолжает:
Д. Другие девочки в семье просто замечательные, то есть я имею в виду – они вполне
нормальные и приспособленные. У них есть свои промахи и успехи, бывает подавленное
состояние, но бывает и радостное – ну, вы понимаете, ничего экстраординарного, и с ними так
легко ладить, они очень хорошо учатся в школе, просто прекрасные девочки. Но Салли…
К. Но Салли?..
Д. Маленький дьяволенок! Она сводит меня с ума! Итак, если вы хотите о чем-то спросить у
меня, я буду отвечать, стараясь изо всех сил.
К. Хорошо, миссис Д., почему бы вам не рассматривать эту встречу, так же как и
последующие, как простую беседу, когда мы можем просто поговорить об этом, вместо того,
чтобы мне задавать вам вопросы и выслушивать ваши ответы. Другими словами, вы, вероятно
считаете, что рассказали о Салли и о других детях все, но вряд ли это так; я хочу сказать, что
здесь как раз то место, где вы и я можем просто поговорить о ваших проблемах.
К. Вы считаете, что будущее Салли не так уж безоблачно? (Пауза.)
Д. Да, но она могла бы попытаться измениться, чтобы избежать подобных неприятностей.
К. А вы одна из тех, кто сомневается в этом, не так ли?
Д. Нет, я не сомневаюсь, но – но дело в том, что хочется, чтобы твои дети добились чего-то большего, чем просто плыли по течению.
К. Да, вы хотите, чтобы это случилось с Салли, но не верите, что это возможно?
Д. Нет, я верю, но если бы вы только смогли найти то, что заставит ее осознать, что ей следует обращать внимание на некоторые вещи…
К. Вы думаете, мы смогли бы это сделать?
Д. Э… ох, я не могу этого сделать. Я пыталась годами, и учителя в школе – тоже, и помощь ваших коллег нам предлагали, и мы думали, вот – вы изучили предмет и должны были… если я правильно понимаю цель нашей беседы, вы должны найти то, что нужно. Я немного изучала психологию и понимаю, что это то, к чему люди должны прислушиваться, но я не могу представить себе, как достучаться до нее, и учителя в школе тоже не могут.
К. И вы, видимо, думаете, что вы уже перепробовали все возможное?
Д. Да.
К. То есть все зависит от нас…
Д. Да, м-м-м. Я хотела бы отдать все в ваши руки, потому что… ну… если вы не сможете обнаружить то, что беспокоит ее, какую-то скрытую причину или что-то в этом роде, тогда нам просто придется оставить все как есть – пусть делает все, как хочет.
К. И если мы не найдем чего-то, что сможет помочь, то…
Д. Тогда будем делать то возможное, что в наших силах.
К. Тогда вернемся к тому, с чего мы начали.
Д. Да.
К. Вот Салли, и для нее ничего нельзя сделать…
Д. Ну, я не знаю, я бы не сказала – вам нравится все преувеличивать (смех), все представлять в черном цвете. Нет, я бы не сказала, что все так плохо, как, похоже, вам представляется.
Консультативная встреча 3.
Тэдди (7 лет). Его привели в исследовательское учреждение для наблюдения по просьбе отдела работы с несовершеннолетними по причине его неуправляемости, вспышек гнева и раздражительности. Его мать не могла с ним справиться.
Здесь приводятся отрывки из второй и третьей консультативной беседы, хотя у психолога было еще несколько контактов с ним.
Ребенок требует, чтобы психолог считала, сколько раз он нажмет на курок игрушечного пистолета. Когда он замечает, что она делает пометки, он требует, чтобы она считала все время:
К. Ты хочешь, чтобы я все свое внимание обратила на тебя, не так ли?
Т. Да. (Продолжает свою игру.)
К. Я не могу считать в то время, когда пишу.
Т. А зачем это тебе?
К. Тебя злит, когда я это делаю?
Т. Нет, не злит. (Пауза.) Сколько времени?
К. Десять минут прошло. У тебя есть еще десять минут. Ты можешь уйти в любой момент, когда захочешь, даже если полчаса еще не пройдут.
Т. (Очень решительно.) Нет! (Начинает стрелять по двум солдатам, которых положил на пол.) Время закончилось?
К. Нет, у тебя есть еще десять минут.
Когда консультант сообщает ему, что время истекло, Тэдди отвечает: «Нет, не истекло», но откладывает игрушки и уходит, говоря в ответ, что ему хотелось бы прийти на следующий день.
В следующий раз первые десять минут он занят довольно агрессивной игрой в солдатики и воздушным шариком, угрожая лопнуть его прямо над головой консультанта.
К. Тебе нравится пугать меня.
Т. Я не могу завязать его. (Он протягивает сдувающийся шарик.) Завяжи здесь. Завяжи мне здесь.
К. (Завязывая шарик.) Тебе нравится указывать, что мне делать.
Т. (Играет с шариком как с мячом, с силой ударяя его о стены по всему кабинету.) Сколько минут осталось?
К. У тебя еще двадцать минут, но ты можешь уйти прямо сейчас, если захочешь. Ты можешь уйти в любое время. (Тэдди сбрасывает книгу со стола, прячет шарик.) Мы должны быть осторожны, чтобы ничего больше не испортить в комнате, правильно?
Т. Куда мы положим шарик, когда закончим?
К. Я думаю, ты можешь найти ему место в шкафу, потом сможешь снова найти его, когда придешь сюда.
Т.. (Подходя к консультанту и поднимая два пальца.) Я останусь сегодня на два часа, можно?
К. Правило таково, что ты можешь оставаться на полчаса каждый день.
Т. Кто устанавливает правила?
К. Это правило, которое мы установили, когда ты начал приходить сюда. Ты должен приходить на полчаса каждый день. Но тебе хочется остаться подольше?
Т. Да. (Играет с шариком.) Сколько еще минут?
К. Пятнадцать.
В течение оставшегося времени Тэдди еще около семи раз спрашивал, сколько осталось минут. Когда в запасе осталась одна минута, Тэдди принялся бешено гонять машины, но по истечении времени оставил все игрушки и побежал вниз по лестнице.
Консультативная встреча 4.
Джек (7 лет), полностью отвергнутый ребенок, для которого подарки символизируют отношения привязанности. Во время четвертой встречи он находит магнит и просит разрешить взять его домой. Психолог отказывает, объясняя, что другие дети здесь с ним тоже играют. Поиграв с ним некоторое время, он говорит:
Д. Если я что-то принесу, я могу взять магнит домой?
К. Что ты имеешь в виду, Джек?
Д. Если я оставлю какую-нибудь из своих игрушек здесь, можно мне взять его?
К. Какую игрушку ты мне принесешь?
Д. Ну, я даже не знаю. Я должен пойти домой и посмотреть. Я не понимаю, почему мне нельзя взять домой магнит. А что, тогда можно взять?
К. Только то, что ты рисуешь или вырезаешь.
Д. Они мне не нравятся.
К. Нет, Джеки, я уверена, что это не так.
Д. Что еще можно взять? Можно я возьму маленькую скамеечку?
К. Нет, больше ничего. Только рисунки и вырезанное. (Джек выглядит очень недовольным.) Это тебя злит, да?
Д. Да, злит.
К. Ну, может, когда-нибудь ты простишь меня.
Д. Но почему мне нельзя взять его?
К. Потому, что таковы правила, Джек. (Он начинает довольно бурно носиться по комнате, разбрасывая игрушки, и наконец поднимает табуретку в воздух, как бы собираясь швырнуть ее на пол.)
К. Ты чувствуешь себя так, что тебе хотелось бы сделать что-нибудь плохое, не так ли, Джек? (Он отбегает в сторону и начинает кидаться подушками.)
К. Я думаю, тебе хотелось бы таким образом шокировать меня, Джек. (Он не согласен с этим. Носится по комнате, как в приступе бешенства, но не доходит до крайностей. Он поднимает табуретку в воздух, но довольно осторожно опускает ее).
Консультативная встреча 5.
Студент страдал от различного рода страхов и напряжений. Он становился очень напряженным в любом социальном контакте, боялся выступать перед аудиторией и в целом чувствовал некий дискомфорт. На первой встрече он рассказал об этих проблемах, и беседа продолжалась следующим образом (запись фонограммы).
К. Итак, ты надеешься, что сможешь получить некоторую помощь, которая позволила бы тебе избавиться от этого напряжения?
С. Да, мне это необходимо, потому что иначе я буду полным неудачником. Да, и я могу также сказать, что мои родители, думаю, во многом испытывают то же самое. Например, я… на мой взгляд, они крайне необщительны. Это мое мнение. И я, я, ну, мне действительно не нравится – не нравилась эта идея. Это отразилось – я не знаю, мне кажется, что это повлияло на мой комплекс неполноценности… я полагаю также, что ситуация ухудшилась, потому что мои родственники не отходили от меня, пока я учился в школе.
К. Ты чувствуешь, что оба этих фактора препятствовали твоему социальному развитию, да?
С. Да, определенно.
К. И ты ощущаешь, как я понимаю, что это больше всего беспокоит тебя в ситуациях общения?
С. Да, это случается всегда, когда я нахожусь с людьми.
К. Тебя бы ничего не беспокоило, если бы ты был отшельником?
С. (Смеется.) Нет, но я не хочу им быть.
К. Понятно. (Пауза.)
К. Хорошо, теперь давай немного поговорим о том, каким образом ты, будем надеяться, сможешь получить здесь помощь. Я думаю, что если ты способен осознавать свою проблему и подробно рассказывать о ней, с учетом всевозможных деталей и прочего, то тогда здесь, между нами, мы скорее всего, смогли бы найти некоторые способы выхода из сложившегося положения. Но дело в том, что и я не тот человек, и проблема твоя не такова, чтобы можно было бы просто сказать тебе: «Итак, теперь делай вот так и так – и все будет в порядке».
С. Да, теперь я понимаю – это очень глубокая проблема.
К. Это вопрос исключительно твоей работы над ней и той помощи, которую я могу тебе предложить…
С. М-м-м.
К. Поэтому я думаю, было бы хорошо, если бы ты просто побольше рассказал о своей проблеме, почему она тебя так беспокоит в настоящее время или почему сейчас стало хуже, чем несколько месяцев назад.