Уголовный процесс (1/1)
Практические задания (ПЗ) в ММУ по предмету Уголовный процесс (1/1)
Рекомендации к выполнению практических заданий
Учебным планом предусмотрено прохождение практических занятий по дисциплинам.
В рамках практических занятий студенты выполняют практические задания, следовательно, выполнение указанных заданий является обязательным для получения положительной оценки по дисциплине.
1. Задания рекомендуется выполнять в течение всего учебного семестра до окончания срока представления письменных (курсовых) работ (сроки см. в графике работы в семестре);
2. Выполнение заданий оформляется в письменном виде (текстовый файл с титульным листом (см. бланк титульного листа на странице дисциплины));
3. Файл необходимо загружать в соответствующий раздел дисциплины. По примеру курсовой работы.
4. Выполнение заданий оценивается преподавателем «Выполнено/Не выполнено» в течение всего семестра;
5. Возврат файла на доработку возможен только 1 раз в сроки загрузки письменных (курсовых) работ;
6. Для получения отметки «выполнено» студент должен выполнить по 1 ситуационному заданию (на свой выбор) из каждой темы практических занятий (№ 1, № 2, № 3, № 4 и № 5). Общее количество выполненных студентом заданий должно быть не менее 5.
Практические задания в ММУ постоянно меняют: если Ваше ПЗ отличается, пишите нам, скорее всего у нас есть уже новое!
Практическое занятие № 1 по темам:
№ 1 «Уголовный процесс и уголовно-процессуальное право. Ис-тория возникновения и развития российского уголовного процесса», № 2 «Принципы российского уголовного процесса»,
№ 3 «Уголовно-процессуальные функции и
участники уголовного судопроизводства»,
№ 4 «Доказательства и доказывание»
Теоретическая часть
Ответьте на вопросы:
1. Дайте определение уголовного процесса как отрасли права, как науки и как учебной дисциплины.
2. Что понимается под стадией уголовного процесса? Назовите ос-новные и исключительные стадии.
3. Как классифицируются нормы уголовно-процессуального права?
4. Дайте определение понятию принципов уголовного судопроиз-водства.
5. Назовите признаки характеризующие принципы уголовного су-допроизводства и охарактеризуйте их.
6. Раскройте систему принципов уголовного судопроизводства.
7. На какие группы можно классифицировать участников уголовно-го судопроизводства?
8. Чем определяется приоритет суда перед другими участниками уголовного судопроизводства?
9. Назовите участников уголовного процесса со стороны обвинения и раскройте их правовой статус.
10. Что такое доказывание и каково его значение?
11. Перечислите обстоятельства, подлежащие доказыванию и оха-рактеризуйте их.
12. Охарактеризуйте признаки и свойства доказательств.
2
Практическая часть
Ситуационные задания:
№ 1. Подросток Иванов, 14 лет, был задержан в лесу во время
незаконной охоты. В момент задержания у него обнаружено нескол ь-
ко птиц, которых он застрелил якобы для изготовле ния чучел птиц в
школьный кабинет зоологии. На ночь задержанный был заперт в по-
мещении лесничества, а утром следующего дня работники охотнич ь-
его надзора сообщили о случившемся прокурору.
Какое решение должен принять прокурор? В чем состоят про-
цессуальные гарантии неприкосновенности личности и какими зако-
нами они установлены? Ответ обоснуйте со ссылками на нормы
российского законодательства.
№ 2. Уголовное дело по обвинению Сидорова в причинении
Петрова тяжкого вреда здоровью принято судом к производ ству без
участия государственного обвинителя. В ходе стадии подготовки к
судебному заседанию потерпевший Петров заявил ходатайство о вы-
зове в суд прокурора. По мнению Петрова, без прокурора подсуди-
мый Сидоров с помощью своего адвоката будет обманывать суд и
может остаться безнаказанным.
Как поступить с заявленным ходатайством? В чем конкретно
выражается принцип состязательности сторон в уголовном процес-
се? Ответ обоснуйте со ссылками на нормы российского закон о-
дательства.
№ 3. Ученики школы Груздев, 14 лет и Соболев, 15 лет, совер-
шили в школе ряд краж. По ходатайству руководства школы суд ра с-
смотрел уголовное дело в актовом зале школы. На судебном процессе
3
присутствовали учителя и одноклассники Груздева и Соболева, а также корреспондент районной газеты, который опубликовал впо-следствии статью о ходе судебного заседания и вынесенном обвини-тельном приговоре.
Законно ли был проведен судебный процесс по данному делу? В чем выражается принцип гласности в уголовном процессе? Ответ обоснуйте со ссылками на нормы российского законодательства.
Практическое занятие № 2 по темам:
№ 5 «Меры уголовно-процессуального принуждения»,
№ 6 «Ходатайства и жалобы»
Теоретическая часть
Ответьте на вопросы:
1. Охарактеризуйте понятие и значение мер процессуального при-нуждения.
2. Назовите и кратко охарактеризуйте систему мер процессуального принуждения.
3. Дайте определение такой меры процессуального принуждения как задержание подозреваемого и раскройте условие ее применения.
4. Что включает система мер пресечения?
5. Дайте характеристику подписке о невыезде, личному поручи-тельству, наблюдению командования воинской части, присмотра за несо-вершеннолетним обвиняемым, залога и домашнего ареста.
6. Охарактеризуйте заключение под стражу.
7. Дайте характеристику обязательству о явке и приводу (ст.112, 113, УПК РФ), временному отстранению от должности и наложению аре-ста на имущество (ст.114 – 116 УПК РФ).
8. Опишите процессуальный порядок заявления и разрешения хода-тайства.
9. Охарактеризуйте предмет жалоб и субъектов обжалования.
10. Назовите субъектов обжалования.
11. Опишите процессуальный порядок рассмотрения и разрешения жалоб руководителем следственного органа и прокурором.
12. Охарактеризуйте порядок рассмотрения жалоб судом.
2
Практическая часть
Ситуационные задания:
№ 1. В отношении Попова, обвиняемого в мошенничестве на 50
000 руб., следователь избрал меру процессуального принуж дения в
виде обязательства о явке. Через неделю после избра ния данной меры
следователь вызвал Попова на допрос повесткой, но Попов не явился;
из объяснений сестры Попова следовало, что он находится в коман-
дировке на три недели.
По возвращении Попова из командировки следователь обрати л-
ся в районный суд с ходатайством о заключении Попова под стражу,
мотивируя это тем, что обвиняемый Попов уклоняется от явки по в ы-
зову на допросы.
Правомерны ли действия следователя? Как должен поступить
прокурор в указанной ситуации? Каков порядок избрания меры пре-
сечения в виде заключения под стражу? Ответ обоснуйте со ссыл-
ками на нормы российского законодательства.
№ 2. По уголовному делу в отношении Ищенко, обвиняемого по
ч. 1 ст. 111 УК РФ, руководитель следственного органа дал следова-
телю указание избрать в отношении Ищенко меру пресечения в виде
заключения под стражу. Следователь вынес такое постановление, и
суд принял решение о применении данной меры.
Через две недели после взятия под стражу Ищенко к сле —
дователю поступило заявление от его жены с просьбой осво бодить
из-под стражи ее мужа, т. к. ей одной невозможно воспитывать троих
малолетних детей. С работы Ищенко на него поступила положитель-
ная характеристика. Учитывая вышеизложенное, а также то, что по
делу собрано достаточно доказательств виновности Ищенко и его
3
освобождение не может помешать расследованию, следователь изме-нил ранее избранную меру пресечения на подписку о невыезде.
Имел ли в данном случае следователь право самостоятельно решить вопрос об изменении меры пресечения? Ответ обоснуйте со ссылками на нормы российского законодательства.
№ 3. Бойков в состоянии алкогольного опьянения убил свою жену, после чего явился в полицию с повинной, подробно рассказал о своих преступных действиях. Он просил арестовать его, поскольку не может вернуться домой, опасаясь расправы со стороны родственни-ков жены, которые его разыскивают.
Бойков был задержан, и к нему была применена мера пре-сечения в виде заключения под стражу. В постановлении о примене-нии меры пресечения указано, что она избирается «ввиду тяжести со-вершенного преступления и опасности пребывания подозреваемого на свободе».
Применение меры пресечения обосновано и законно? Ответ обоснуйте со ссылками на нормы российского законодательства.
Практическое занятие № 3 по темам:
№ 8 «Возбуждение уголовного дела
и предварительное расследование»,
№ 9 «Общий порядок подготовки к судебному заседанию.
Предварительное слушание. Подсудность»
Теоретическая часть
Ответьте на вопросы:
1. Каковы задачи и значения стадии возбуждения уголовного дела?
2. Дайте характеристику поводам для возбуждения уголовного дела.
3. Как регламентируется порядок приема и рассмотрения сообще-ния о совершении преступления?
4. Какие решения принимаются по результатам рассмотрения со-общенного преступления?
5. Опишите процессуальный порядок возбуждения уголовного дела.
6. Охарактеризуйте постановление об отказе в возбуждении уго-ловного дела.
7. Какие вопросы подлежат выяснению по поступившему в суд уго-ловному делу?
8. Назовите основания проведения предварительного слушания.
9. Какие вопросы разрешаются в постановлении судьи о назначении судебного заседания без предварительного слушания?
10. Какие решения принимает судья на предварительном слушании?
11. В каких случаях судья возвращает дело прокурору для устране-ния препятствий его рассмотрения судом?
12. Когда судья выносит постановление о приостановлении произ-водства по уголовному делу?
2
Практическая часть
Практическое занятие № 4 по темам:
№ 10 «Судебное разбирательство»,
№ 12 «Производство по уголовным делам, рассматриваемым с участием присяж-ных заседателей»
Теоретическая часть
Ответьте на вопросы:
1. Охарактеризуйте стадию судебного разбирательства.
2. Опишите условия судебного разбирательства первой группы: непосредственность и устность, гласность, неизменность состава суда, ра-венство прав сторон, регламент судебного разбирательства, меры воздей-ствия за нарушения порядка в судебном заседании.
3. Охарактеризуйте условия судебного разбирательства второй группы: требования к составу и границам судебного разбирательства.
4. Дайте характеристику условий судебного разбирательства треть-ей группы: отложение и приостановлении судебного разбирательства, пре-кращения уголовного дела в судебном заседании, решение вопроса о мере пресечения.
5. Опишите условия судебного разбирательства, четвертой группы: порядок вынесения определения, постановления, протокол судебного засе-дания, замечания на протокол судебного заседания.
6. Какие особенности предварительного слушания по уголовным делам, рассматриваемым с участием присяжных заседателей?
7. Раскройте порядок составления предварительного списка при-сяжных заседателей.
8. Опишите подготовительную часть судебного заседания.
9. Каковы права присяжных заседателей, а также полномочия судьи и присяжных заседателей?
10. Каковы особенности судебного следствия и прения сторон в суде с участием присяжных заседателей? Последнее слово подсудимого.
2
11. Какие вопросы подлежат разрешению присяжными заседателя-
ми? Раскройте их содержание.
12. Какой порядок проведения совещания и голосования присяжных
заседателей в совещательной комнате?
Практическая часть
Ситуационные задания:
№ 1. После проверки явки в суд судья распорядился об удале —
нии свидетелей из зала судебного заседания в коридор.
Государственный обвинитель обратился к суду с заявле нием,
указав, что свидетели находятся все вместе и, кроме того, в коридоре
находятся родственники подсудимых, кото рые могут общаться со
свидетелями. Свое заявление он по просил занести в протокол судеб-
ного заседания.
Как следует поступить судье? Какие конкретные меры могут
приниматься в суде для исключения воздействия на свидетелей в х о-
де судебного разбирательства? Ответ обоснуйте со ссылками на
нормы российского законодательства.
№ 2. Защитник подсудимого заявил ходатайство о вызове в суд
судебно-медицинского эксперта для уточнения характера причине н-
ных потерпевшему телесных повреждений. Совещаясь на месте, суд
вынес определение об отказе в удовлет ворении ходатайства, указав,
что в материалах предварительного расследования имеется заключ е-
ние эксперта о характере причиненных потерпевшему повреждений,
выводов которого никто не оспаривает. Определение суда занесено в
протокол судебного заседания.
3
Оцените правильность действий и решение суда. Изложите порядок вынесения определений суда и постановлений судьи на су-дебном заседании. Ответ обоснуйте со ссылками на нормы рос-сийского законодательства.
№ 3. Адамов обвиняется в том, что он с особой жестокостью убил мужа своей любовницы. Уголовное дело рассматривается судом присяжных. По завершении образования коллегии присяжных защит-ник подсудимого обратился к суду с заявлением, что состав коллегии присяжных в целом не способен вынести объективный вердикт, по-скольку десять присяжных – женатые мужчины и двое – замужние женщины.
Какое решение и в каком порядке следует принять в данном случае? Как обеспечивается объективность состава суда при рас-смотрении дела с участием присяжных? Ответ обоснуйте со ссыл-ками на нормы российского законодательства.
Практическое занятие № 5 по темам:
№ 13 «Производство в суде второй инстанции»,
№ 14 «Исполнение приговора. Обращение к исполнению приговоров, определений и постановлений. Производство по рассмотрению и разрешению вопросов, связанных с исполнением приговора»
Теоретическая часть
Ответьте на вопросы:
1. Охарактеризуйте стадию апелляционного производства и назови-те ее черты.
2. Какие судебные решения подлежат апелляционному обжалова-нию?
3. Какой порядок принесения апелляционных жалоб и представле-ний?
4. Назовите сроки апелляционного обжалования судебных решений.
5. Какие требования предъявляются к апелляционной жалобе, пред-ставлению?
6. Какой порядок рассмотрения дела судом апелляционной инстан-ции?
7. Охарактеризуйте основания для отмены или изменения судебно-го решения в апелляционном порядке.
8. Какие решения принимаются судом апелляционной инстанции?
9. Охарактеризуйте сущность и значения стадии исполнения приго-вора.
10. Какой порядок обращения к исполнению приговора, определе-ния, постановления суда?
11. Какие суды разрешают вопросы, связанные с исполнением при-говора?
12. Какие вопросы подлежат рассмотрению судом при исполнении приговора?
2
Практическая часть
Ситуационные задания:
№ 1. Приговором Н-ского районного суда г. Н-ска Семенов
осужден по ч. 2 ст. 162 УК РФ. В ходе судебного разбирательства су-
дом первой инстанции были принято решение об отказе в удовлетв о-
рении ходатайства осужденного о признании ряда доказательств н е-
допустимыми, о проведении дополнительной судебно -медицинской
экспертизы, о вызове в судебное заседание свидетеле й стороны за-
щиты. На указанные решения суда первой инстанции осужденный
Семенов подал апелляционную жалобу.
Какие судебные решения подлежат апелляционному обжалов а-
нию? Подлежит ли апелляционная жалоба осужденного рассмотре-
нию судом апелляционной инстанции? Ответ обоснуйте со ссылка-
ми на нормы российского законодательства.
№ 2. Бор од ин лишен св об од ы на д лит ельный ср ок. Чер ез
д ва год а п осл е начала от быв ания наказани я в связи с жа лоб ам и
на б ол ез нь он был п од в ергн ут мед и ци нск ом у об сл ед ован ию. К о-
мисси я врач ей уст ан ов ила н аличи е у Б ор од ин а т яжелой н еизл е-
чим ой б ол езни.
Кто и в каком поря дке должен решить вопрос о даль —
нейшем отбывании наказания осужденным? Ответ обоснуйте со
ссылками на нормы российского законодательства.
№ 3. Районным с уд ом г. Мос квы Рязанц ев был приг ов ор ен к
лишению св об оды. Он от бывает наказан и е на т еррит ори и Арха н-
гельск ой об ласт и. От быв полови н у н азнач ен н ог о ср о ка наказ а-
ния, Рязанц ев направ ил п ред с ед ат елю с уд а, п ост а новившег о
3
приговор, ходатайство о досрочном освобождении от отбывания наказания.
Как должен поступить председатель суда? Ответ обос-нуйте со ссылками на нормы российского законодательства.