Семейное консультирование (1/1)
Практические задания (ПЗ) в ММУ по предмету Семейное консультирование (1/1)
Рекомендации к выполнению практических заданий по курсу
«Семейное консультирование»
Учебным планом предусмотрено прохождение практических
(семинарских) занятий по дисциплинам.
В рамках практических (семинарских) занятий студенты выполняют
практические задания, следовательно, выполнение указанных заданий
является обязательным для получения положительной оценки по
дисциплине.
1. Задания рекомендуется выполнять в течение всего учебного
семестра до окончания срока представления письменных (курсовых)
работ (сроки см. в графике работы в семестре).
2. Выполнение заданий оформляется в письменном виде (текстовый
файл с титульным листом (см. бланк титульного листа на странице
дисциплины)).
3. Файл необходимо загружать в соответствующий раздел
дисциплины. По примеру курсовой работы.
4. Выполнение заданий оценивается преподавателем
«Выполнено/Не выполнено» в течение всего семестра.
5. Возврат файла на доработку возможен только 1 раз в сроки
загрузки письменных (курсовых) работ.
6. Для получения отметки «выполнено» необходимо выполнить
«Практическое занятие № 1» и «Практическое занятие № 2».
По каждому практическому занятию подготовить письменный доклад
на одну из предложенных тем в разделе I (по возможности, с презентацией);
выполнить одно из практических заданий (по выбору студента) в разделе II;
проанализировать 1-2 ситуации (по выбору студента) в разделе III.
В содержании практических занятий предложены приложения с
методиками.
Практические задания в ММУ постоянно меняют: если Ваше ПЗ отличается, пишите нам, скорее всего у нас есть уже новое!
Практическое занятие № 1 по темам 4-5 «Технология ведения консультативной беседы и особенности психологического консультирования супружеской пары»
Главная цель практического занятия — обеспечить возможность овладеть навыками и умениями использования теоретического знания применительно к особенностям изучаемой отрасли. Данный вид занятия представляет собой средство развития культуры научного мышления; предназначен для углубленного изучения дисциплины, овладения методологией научного познания.
При подготовке к практическому занятию обучающимся необходимо внимательно изучить материалы лекций по данной теме, рекомендованную основную и дополнительную литературу, а также самостоятельно обращаться к другим источникам с целью получения дополнительной информации и усвоения материала.
I. Подготовьте письменный доклад на одну из предложенных тем (можно с презентацией):
Пространственные и временные аспекты консультативной беседы.
Техники работы на уровне чувств в психологическом консультировании.
Обеспечение контакта с клиентом во время консультативной беседы.
Характеристика основных этапов консультативной беседы.
Основные приемы ведения консультативной беседы.
Неблагоприятные эмоциональные состояния супругов и работа с ними.
Проективные защитные механизмы и работа с ними в ситуации супружеского конфликта.
Состояния тревоги в супружеских конфликтах.
Психологическое консультирование по проблемам переживания расставания с партнером.
Взаимоотношения супругов в период развода.
Психологическое консультирование по проблемам одиночества.
Влияние родительской семьи на взаимоотношения супругов.
Психологическое консультирование по проблемам повторного брака.
Добрачное психологическое консультирование.
Методы исследования супружеских отношений.
II. Практические задания:
1. Прочитайте работу В. Сатир «Как строить себя и свою семью» https://www.psyoffice.ru/4196-satir-v.-kak-stroit-sebja-i-svoju-semju..html
Представьте схему функционирования систем в неблагополучных и гармоничных семьях (по В. Сатир).
2. Разработайте психологические рекомендации по управлению и разрешению супружеского конфликта (можно на основе конкретного случая).
3. Подберите «батарею» методик по диагностике супружеских отношений, представьте список этих методик.
4. Проведите диагностику по методике «Реакция супругов на конфликт» (А.С. Кочарян, Г.С. Кочарян, А.В. Киричук) (Приложение А) с несколькими испытуемыми, проанализируйте результаты и представьте их (количественный и качественный анализ).
Вы можете использовать другую методику для исследования взаимоотношений супругов.
III. Выберите 1-2 ситуации, проанализируйте их, выскажите свое мнение с позиции будущего психолога-консультанта, используя теоретические знания.
Ситуация 1. Прошло три месяца после свадьбы, но Андрея одолевали неясные сомнения. В каждой мелочи он ощущал причину для разочарования и какой-то душевной тревоги. Леночка, чей образ всегда был связан с сердечным трепетом и радостным ожиданием, теперь вызывала в нем непонятную настороженность и даже неосознанное раздражение. Приветливая и улыбающаяся Сказочная Принцесса на глазах превращалась в ворчливого, требующего постоянного внимания Домашнего жандарма в
стертых шлепанцах: «Газету читаю – недовольна, хоккей смотрю – ворчит, пальто не подам – замечание, а у друга задержусь – и вовсе скандал» — говорит Андрей, вспоминая, что у него в семье все по-другому было. Мать отцу полную свободу давала. Да и вставала всегда раньше его, чтобы завтрак приготовить. Кто мог подумать, что она такая лежебока – Ленку не то, что завтрак готовить, на работу не добудишься. У нее, говорит, отец всех завтраком кормил. Ужин, правда, делает, да и то похвалы постоянно требует. Вообще уж больно она комплименты любит да признания в любви: каждый день готова их слушать. А он – не попугай, чтобы одно и то же повторять. Да и любовь как-то незаметно проходит… а жаль! Ведь они раньше любили друг друга, всё свадьбы дождаться не могли. — Почему не сложились отношения у Андрея и Лены в начальный период брака, каковы причины. Какое развитие ситуации представляется вам наиболее вероятным?
Ситуация 2. Супруги К., будучи очень молодыми, не имели ни малейшего представления, как строить семейную жизнь. Зато оба были самонадеянны; им казалось: раз любим, — значит, жизнь сложится сама. Дочурке было уже три года, а отношения жены с мужем все еще не налаживались. Из-за чего? Чаще всего из-за пустяков и вздорности…начиналось с резкого слова, вырвавшегося от раздражения или усталости, потом пошло: «Ты первой начала!» — «Нет, это ты!», «Почему мне первой уступать?» и т.д. Однажды супруги так поссорились, что представилось самое худшее: развод… всю ночь она не могла уснуть, а когда рассвело, подошла к окну. Была осень. Листья слетали с деревьев, и улица была золотой от них. И вдруг она вспомнила: такой же был рассвет, когда они бродили всю ночь после объяснения в любви. Жена обернулась к мужу – он спал, поджав колени под подбородок, как спят мальчишки, и было в его позе столько трогательного, милого, что она почувствовала, что не все еще прошло, он здесь, с ней. Она прикоснулась к его волосам, он открыл глаза – они были ясные и светлые. И вдруг глаза его померкли. Она очень испугалась этого ушедшего в себя взгляда. По привычке хотела упрекнуть:
вот, мол, до чего я тебе опротивела, и улыбнуться не можешь. Но поняла: упрекну – все останется по-прежнему, и грубое слово застыло на губах…Жена смотрела на мужа, стараясь всю свою любовь передать в этом взгляде. Наконец он тоже улыбнулся. «Доброе утро», — сказала она… — В чем причина неблагоприятного семейного микроклимата? Какие вопросы, проблемы не были решены в первые годы совместной жизни?
Ситуация 3. «Семья…Как это много значит для человека. Каждому свой дом несет радость, каждый стремится поскорее войти в него. От него так и веет теплом. А мне он кажется холодным, и нет никакого желания возвращаться домой после школы. Для каждого отец и мать – самые близкие и родные. А мне они кажутся то близкими, то очень далекими. Отец относится к матери с презрением, упрекает ее в неверности, доводит до слез и скандалов, а она все терпит. Не пойму только, почему, ради чего и кого она это делает? Неужели ради меня? Но видеть ее слезы, слышать их скандалы – разве это не пытка?! Когда я была маленькой, я этого не понимала. Но сейчас, когда мне 16, я не могу этого видеть, не могу больше жить в этом доме. — охарактеризуйте проблемы данной семьи? — Каковы могут быть причины подобного поведения супругов? Каковы могут быть последствия такой семейной жизни для девушки?
Ситуация 4. «Володя, ты хотя бы когда-нибудь поговорил со мной. Сказал что-нибудь хорошее. Не слышу от тебя добрых слов, и жизнь кажется тусклой, безрадостной. Я для тебя в последнее время вроде как мебель в квартире, как нечто неодушевленное…» «Валюша, ты точно сегодня не с той ноги встала. Причем здесь мебель? Ты же для меня самый дорогой человек. А что речей пламенных не произношу, так это вы, педагоги, ораторствовать любите, а мы, инженеры, — молчуны большей частью». «Ничего, до свадьбы, Володенька, ты ой как речист был, когда меня от Вадима отбивал: стихи писал, раз по 10 в день в любви признавался». «Странная ты, Валюха, какая-то, не могу же я все время только о любви говорить. Ведь мы с тобой не мальчик с девочкой. А что я тебя люблю, можешь быть уверенной. Не любил
бы – давно ушел. Ясное дело!» «Ах, Володя, так ты ничего и не понял». — Что же все-таки не понял Володя? Какие проблемы могут возникнуть у семьи в последующем? Каким вам видится выход из создавшейся ситуации?
Ситуация 5. Поженились мы студентами, ничего не имея. Через 5 лет были полностью обеспечены материально. Жили вроде нормально. «Благополучная семья»: на работу идем вместе, с работы – тоже. Зарплату она получала и за меня (мы работали в одном коллективе). Я не возражал. Был, что называется, «под каблуком». Особенно меня обижало, когда она говорила, что я — никудышный специалист. Конечно, звезд с неба я не хватал, но на службе меня уважали, я вел общественную работу, получал грамоты, премии. А для нее все равно ничтожество. Чуть что – скандал: если у меня больше одного рубля в кармане, если выпил кружку пива, если взглянул при ней на другую женщину…Возражать, доказывать что-либо? Бесполезно. Верх всегда ее. Иногда, правда, я срывался, бунтовал, уходил отвести душу. Только к друзьям. На шестом году появился «третий угол» треугольника. У меня. Эта, как говорится, взяла меня лаской, доброжелательностью. Честно говоря, я почувствовал себя с ней мужчиной и человеком… — В чем причина краха «благополучной» семьи? Чем была спровоцирована неверность мужа? Можно ли было предотвратить распад семьи?
Вы можете проанализировать собственную ситуацию.
Приложение А
Методика «Реакция супругов на конфликт»
(А.С. Кочарян, Г.С. Кочарян, А.В. Киричук)
Назначение методики
Методика позволяет диагностировать восприятие и понимание супругами друг друга и конфликтной ситуации, а также индивидуально-специфические защитные паттерны супругов.
Описание методики
Опросник состоит из 89 утверждений, которые «работают» на 8 шкал: неконструктивные установки на брак, депрессия, протективные механизмы, дефензивные механизмы, агрессия, соматизация тревоги, фиксация на психотравме, контрольная шкала. Большая часть утверждений была сформулирована автором, ряд утверждений был взят из ММРI, а также из опросника Р. Нигневицкого по диагностике личностной ригидности (Залевский Г.В., 1976).
Инструкция: Цель опросника – выяснить Ваши взгляды относительно некоторых семейных проблем. Вам предложен ряд утверждений. Если Вы согласны с утверждением, то поставьте в опросном листе знак «+» против соответствующего номера утверждения; если же Вы не согласны, поставьте знак «-». Избегайте ответов типа «затрудняюсь ответить». Вопросы слишком короткие, чтобы в них содержались все необходимые подробности. Поэтому представьте себе типичные ситуации, обычные для Вас, не задумываясь над деталями.
Помните, что «плохих» и «хороших» ответов быть не может. Не пытайтесь произвести своими ответами благоприятное впечатление. Мы знаем, что Вам будет трудно, но попытайтесь ответить как можно искреннее. Ответ долго не обдумывайте – давайте первый приходящий в голову. Не пропускайте ничего, обязательно отвечайте подряд на каждый вопрос.
Текст методики
1. Нельзя не считаться с настроением жены/мужа.
2. Я редко испытываю чувство вины.
3. Я часто задумываюсь над тем, чего ожидает от меня жена/муж: каких слов, дел и т.п.
4. В последнее время у меня часто что-либо болит.
5. После ссор я быстро прихожу в себя.
6. В последнее время у меня часто бывает такое чувство, будто голова стянута обручем.
7. Никогда не случалось, чтобы я нетактично поступил/ла по отношению к преподавателю.
8. Редко случается так, что я упрекаю жену/мужа в прошлых ошибках.
9. Я не имею никаких недостатков.
10. Я не могу быстро изменить линию своего поведения по отношению к жене/мужу в зависимости от требования ситуации.
11. Я почти никогда не ввязываюсь в ссоры в публичных местах (в очереди, автобусе, кинозале и т.п.).
12. В последнее время меня часто беспокоит желудок.
13. Меня стали раздражать знакомые, друзья, и я стал/ла чаще с ними ссориться.
14. Лучше прибегать к обману или замалчиванию, чем принимать радикальное решение по семейным проблемам.
15. Я часто сам/а себе неприятен/на.
16. За зло, которое мне причиняет жена/муж, я плачу ей/ему тем же.
17. Никогда не опаздывал/ла на работу или на учебу.
18. Временами мне так и хочется выругаться.
19. У моей/го жены/мужа практически нет достоинств.
20. Жена/муж часто намеренно хочет меня обидеть.
21. Я обычно очень тщательно, в деталях продумываю сложившуюся семейную ситуацию.
22. Если семейная жизнь не сложилась, то лучше сразу развестись.
23. У нас в семье все в порядке и я не пойму, почему моя/и жена/муж недовольна/ен.
24. У меня редко бывает плохое настроение.
25. Когда жена/муж меня очень обижает, я не могу долго этого забыть.
26. Вообще я неплохой человек, но жена/муж не достойна/ен хорошего отношения к себе.
27. Мне часто жалко себя.
28. За последнее время состояние моего здоровья не ухудшилось.
29. Я не желаю обсуждать с женой/мужем мои недостатки: у нее/него хватает своих.
30. Почти не бывает, что я иронично, с сарказмом подшучиваю над женой/мужем.
31. Обычно я пытаюсь не думать о конфликте с женой/мужем, стараюсь не замечать ее/его.
32. Меня многое интересует, я человек любознательный.
33. Порой у меня возникает такое чувство, что я больше не участник семейных ссор и конфликтов, я как бы их наблюдатель.
34. Никакие дела (работа, учеба и т.п.) не снижают моего внутреннего напряжения, не позволяют хоть на время забыть семейные проблемы.
35. В жизни не было ни одного случая, чтобы я нарушил/ла обещание.
36. Я часто уступаю жене/мужу, чтобы улучшить наши отношения.
37. Часто бывает так, что я долго не разговариваю с женой/мужем.
38. Считают, что любые кардинальные решения семейной проблемы опасны и неэффективны: нужно лишь немного изменить ситуацию, чтобы было возможно жить вместе.
39. Несколько раз в неделю меня стали беспокоить неприятные ощущения под ложечкой.
40. Все кажется мне каким-то серым, безликим и одинаковым.
41. Все, что происходит у меня в семье, ужасно неприятно, но я не одинок/а в своих проблемах (у многих так), и это меня несколько успокаивает.
42. Я мог/ла бы простить обиду, нанесенную мне женой/мужем, но не забыть ее.
43. У меня почти никогда не бывает желания крушить и ломать все вокруг.
44. Я часто задумываюсь, как на моем месте поступил бы другой человек.
45. В семейной жизни я всегда руководствуюсь благими намерениями, и странно, что жена/муж этого не понимает.
46. Иногда я люблю немного прихвастнуть.
47. Я понимаю тех людей, которые отдают значительную часть времени семье.
48. Я часто думаю о том, что детский период моей жизни был самым лучшим, и хочется снова стать ребенком.
49. Современный брак не имеет никакой ценности: обычно люди вступают в брак лишь по необходимости.
50. Мои мысли и действия бывают часто замедленны.
51. Предпочитаю уклоняться от выяснения отношений с женой/мужем.
52. У меня редко возникают раздражение и гнев по отношению к жене/мужу.
53. Из-за постоянных ссор с женой/мужем я зол/зла на весь мир: могу выместить раздражение на всяком, кто «подвернется под руку».
54. Иногда в голову приходят такие мысли, в которых никому не хочется признаваться.
55. Современные женщины/мужчины не могут быть хорошими женами/мужьями.
56. В последнее время я стала часто «ощущать» свое сердце.
57. Обычно я не говорю жене/мужу, что мы очень разные по характеру, темпераменту, интересам.
58. Жизнь неженатых/незамужних мужчин/женщин имеет значительные преимущества.
59. В последнее время я значительно больше стал(ла) интересоваться тем, как укрепить свое здоровье (диетой, бегом, йогой и т.п.).
60. Часто я ощущаю нереальность, неестественность своих отношений с женой/мужем.
61. Я редко грущу.
62. Сложившаяся семейная ситуация меня угнетает, но я считаю себя не в состоянии что-либо предпринять.
63. Обычно я заранее продумываю, как себя вести в сложной семейной ситуации.
64. Некоторые считают, что я бываю слишком строг/а к мнениям жены/мужа, но я уверен/а, что она/он этого заслуживает.
65. Я всегда пытаюсь понять жену/мужа, несмотря даже на то, что она/он таких попыток не предпринимает.
66. В последнее время я стал/а больше заботиться о своем здоровье.
67. Большинство проблем, возникающих в семейной жизни, не имеет однозначного решения.
68. Мне нравятся люди, с которыми мне приходилось встречаться, даже те, которым я не симпатичен/на.
69. Порой я могу причинять душевную или физическую боль жене/мужу.
70. В моей семье не все благополучно, но я верю, что все будет так, как суждено.
71. Ничего особенного не произошло: поскандалили, поссорились, в жизни всякое бывает.
72. Я почти всегда могу сдержаться и не наговорить лишнего, не сделать жене/мужу неприятное.
73. Когда я получаю от кого-нибудь письмо, то всегда отвечаю в тот же день.
74. В последнее время я часто и без причин стал(а) наказывать сына (дочь).
75. Я часто ощущаю свою бесполезность и бессилие.
76. На работе я почти никогда не ввязываюсь в ссоры и конфликты с сотрудниками и начальством.
77. Мне совсем не хочется, чтобы меня пожалели, посочувствовали мне.
78. Мне почти никогда не хочется сказать или сделать что-либо приятное родителям своей/его жены/мужа.
79. Иногда я люблю посмеяться, слушая неприличные шутки, остроты.
80. Я редко чувствую усталость.
81. Мои знакомые считают, что я не совсем правильно оцениваю семейную ситуацию: чрезвычайно упрощаю ее или, наоборот, усложняю.
82. Я часто злюсь на своих родителей и ссорюсь с ними.
83. Я ничего не могу сделать для улучшения семейной ситуации: это зависит не от меня, а является проявлением общей закономерности, характерной для современной
семьи.
84. Хочется уехать, забыться.
85. Не собираюсь менять свои привычки, даже если они не нравятся жене/мужу.
86. Иногда случается, что я говорю неправду.
87. Я способен/на многое сделать.
88. Мне часто говорят, что я неправильно понимаю свою/его жену/мужа.
89. У меня часто бывает ощущение физической слабости.
Ключ. Каждый ответ, совпавший с ключом, оценивается в один балл. 1. Неконструктивные установки на брак: «+» — 14, 22, 29, 38, 51, 85 «-» — 1, 8, 36, 44, 57, 65 2. Депрессия: «+» — 15, 27, 40, 50, 75, 89 «-» -2, 24, 32, 61,80, 87 3. Протективные механизмы: «+» — 19, 23, 31, 45, 48, 71, 81, 84, 88 «-» — 3, 21, 63, 77 4. Дефензивные механизмы: «+» — 26, 33, 41, 49, 55, 58, 60, 62, 70, 83 «-» — 34, 47 5. Агрессия: «+» — 13, 16, 18, 53, 69, 74, 82 «-» — 11, 30, 43, 52, 72, 76, 78 6. Соматизация тревоги: «+» — 4, 6, 12, 39,,56, 59, 66 «-» — 28 7. Фиксация на психотравме: «+» — 20, 25, 37, 42, 64 «-» — 5, 10, 67 8. Контрольная шкала: «+» — 7, 9, 19, 35, 68, 73 «-» — 46, 54, 79, 86
Описание шкал
Шкала неконструктивных установок на брак (НУ) диагностирует такие виды установок брачного партнера, которые дезинтегрируют семейную структуру, препятствуют терапевтической реконструкции супружеских отношений.
Шкала депрессии (Д) включает утверждения, выражающие 3 вида депрессии: классическую («заторможенность», замедленность аффекта и интеллекта), астеническую (слабость, вялость и т.п.) и апатическую (снижение интереса, безразличие), а также чувство вины, которое может включаться в депрессию.
Шкала протективных механизмов (ПМ) диагностирует тот тип защит, который приводит к недопущению в сознание психотравмирующей информации (вытеснение, отрицание затруднений, регрессия и т.п.).
Шкала дефензивных механизмов (ДМ) диагностирует тот тип защит, который обозначен как «реинтерпретативная активность» – психотравмирующая информация допускается в сознание за счет ее искаженной реинтерпретации (рационализация, изоляция, интеллектуализация и т.п.).
В шкалу агрессии (А) вошли утверждения, связанные как с прямой физической и вербальной агрессией, так и со смещенной.
В шкалу соматизация тревоги (СТ) включены утверждения, касающиеся общей
соматизации (голова — сердце — желудок, общая озабоченность здоровьем).
Шкала фиксации на психотравме (Ф) включает утверждения, свидетельствующие о «застревании» аффекта и интеллекта на психической травме.
Шкалы опросника являются внутренне согласованными, функционально независимыми.
Контрольная шкала интерпретируется по сырым баллам. Если пациент, набирает 6 и более баллов, то опросник не интерпретируется. В противном случае необходимо подсчитать полученные данные («сырые» баллы) и перевести их в Т-показатели по каждой шкале (см. таблицу № 1).
Таблица № 1
Перевод «сырых» баллов в Т-шкалу
«Сырые» баллы
Т — баллы
НУ
Д
ПМ
ДМ
А
СТ
Ф
0
25
20
23
31
30
34
29
1
31
24
27
36
33
40
35
2
36
29
31
41
37
45
41
3
41
33
36
46
40
50
47
4
47
37
40
51
44
51
53
5
52
42
45
59
47
60
59
6
58
46
49
61
51
66
65
7
63
50
54
66
54
71
71
8
68
55
58
70
58
76
77
9
74
59
62
75
61
10
79
64
67
80
65
11
84
68
71
85
68
12
90
72
76
90
72
13
80
75
14
79
Если испытуемый набрал менее 30 баллов, то выраженность признака низкая, если 30-40 баллов — наблюдается средняя выраженность признака с тенденцией к низкой, 60-70 баллов – средняя с тенденцией к высокой выраженности, свыше 70 баллов – признак ярко выражен.
Практическое занятие № 2 по темам 3, 6 «Психологическое консультирование семьи на различных этапах ее развития и помощь семьям с детьми»
I. Подготовьте письменный доклад на одну из предложенных тем (можно с презентацией):
Отношение к советам в психологическом консультировании.
Типы клиентов и особенности взаимоотношений психолог — клиент.
«Трудные» клиенты и способы работы с ними.
Психологическое консультирование родителей дошкольников.
Психологическое консультирование родителей младших школьников.
Психологическое консультирование родителей по проблемам взаимоотношений с подростками.
Психологическое консультирование родителей по проблемам взаимоотношений с детьми юношеского возраста.
Психологическое консультирование по проблемам взаимоотношения взрослых людей со своими родителями.
II. Практические задания:
1. Прочитайте работу В. Сатир «Как строить себя и свою семью» https://www.psyoffice.ru/4196-satir-v.-kak-stroit-sebja-i-svoju-semju..html
Проанализируйте гл. 17 «Как наладить отношения с подростком», дайте собственную оценку.
2. Прочитайте работу Р. Мэя «Искусство психологического консультирования» https://cpp-p.ru/wp-content/uploads/2015/08/psiho.pdf
Проанализируйте в ч.2 «Практические шаги» раздел «Семейное созвездие». Опишите, как характеризует Р. Мэй личностную модель индивидуума с учетом положения ребенка в семье.
3. Проведите диагностику по методике «Рисунок семьи» (Приложение А) и дайте анализ результатов (рисунок можно отсканировать и приложить).
Вы можете использовать другую методику для исследования детско-родительских отношений.
III. Выберите 1-2 ситуации, проанализируйте их, выскажите свое
мнение с позиции будущего психолога-консультанта, используя
теоретические знания.
Ситуация 1. Мама запрещает дочери общаться с отцом. Но и
подросток, и отец хотят общаться друг с другом. Как только она узнает о
том, что они виделись, она устраивает истерику и выгоняет дочь из дома.-
Почему у мамы такая реакция? Как можно помочь этой девочке в решении
ее проблемы?
Ситуация 2. «Я воспитываю сына одна. Отца своего он никогда не
видел и, наверное, не увидит. Меня беспокоит, что мальчик растет в
исключительно женском обществе: дома – я и мои подруги, в детском саду –
нянечки и воспитательницы, в школе тоже будут одни женщины. Ему уже
скоро 7 лет, а он ни разу не разговаривал с мужчиной. Могут ли в таких
условиях возникать мужские черты характера?» — Какой тип семьи
представлен в данной ситуации? Дайте характеристику проблем данного
типа семьи и возможные пути решения.
Ситуация 3. -«Мама, Борис мне сделал предложение. Наверное, мы
поженимся. Ну что же ты не радуешься? Ты ведь давно мечтала о моем
семейном счастье». В общем, готовься к свадьбе». — «Как у тебя все просто!
Вы ведь знакомы всего несколько месяцев. К чему такая поспешность?».
— «А к чему медлительность? Неужели пример твоей старшей дочери ни о
чем не говорит? Нинка своего Володю еще со школы любила. Да как любила!
Из армии ждала – вечером из дому выйти боялась. А он вернулся, весь такой
«благодарный», да говорит: «Извини, мол, другую полюбил» и…помахал
Нине ручкой… А Борис – парень положительный. Обеспечен, имеет
квартиру. Что же еще надо? Ты уж извини, мама, но я, как Нина, ждать не
хочу…». — Какая из позиций участников диалога вам ближе? Почему? Имеет
ли значение для прочности брака срок знакомства? Согласны ли вы с
мнением, что брак по любви менее прочный, чем брак по расчету? Обоснуйте
свою точку зрения.
Ситуация 4. У нас с мужем повторный брак и общих детей пока нет. Но мне казалось, что мы одинаково любим и его сынишку, и мою дочь. Казалось до тех пор, пока я не стала замечать, дочери он не прощает то, что сыну сходит с рук. И началось соревнование между нами в придирках к детям. Мы не хотим расставаться, но и калечить детей нельзя. — Охарактеризуйте тип представленной семьи. В чем вы видите проблемы данной семьи? Есть ли выход из создавшейся ситуации?
Ситуация 5. «Понимаете, они делили меня как вещь. Ни один из них никогда, ни разу не спросил меня о моих желаниях. С кем я хочу жить? Что я о них думаю? Думаю, ли вообще? А четыре года назад, когда они только развелись, у меня не было выбора: он был моим отцом, она – моей матерью. Мать не разрешила отцу приходить ко мне. Меня все время встречала бабка и быстро уводила из школы, иногда мать просила об этом соседку. Гулял я тоже только с бабкой, а когда она была занята – сидел дома один запертый. У меня никогда не было собственного ключа от дома, тогда я хотел уйти к отцу, я думал, что я ему нужен, но потом понял, что и ему я нужен только как орудие борьбы против матери. По-моему, они просто ослепли от злобы друг на друга. Самое страшное во всем этом, что мне никто не мог помочь. Ведь все признавали за ними права на меня. Как право на вещь! Они, между прочим, также делили дачу и машину, и, может быть, из-за этого и меня». — Назовите проблему, лежащую в основе данной ситуации, и ее признаки. Выделите основные последствия для всех участников данной семьи.
Ситуация 6. Отец очень суров по отношению к детям. Он часто кричит на них, наказывает, может поднять руку. Мать наоборот очень ласкова к ним и поведение мужа ее беспокоит. Она всегда защищает детей и старается смягчить реакцию мужа, но все бесполезно, муж считает, что полностью прав. Как в дальнейшем могут сложиться отношения между супругами? Как такое противоречивое воспитание отразиться на детях?
Вы можете проанализировать собственную ситуацию.
Приложение А
Проективный тест «Рисунок семьи»
Одним из наиболее популярных методов диагностики семейных отношений является проективный тест «Рисунок семьи».
К достоинствам этого метода можно отнести следующее: простоту использования, возможность увидеть существующие внутрисемейные границы и наличие коалиций, а также эмоциональный фон, характерный для данной семейной системы с точки зрения каждого члена семьи.
Порядок выполнения теста следующий: испытуемому предлагается нарисовать свою семью карандашом на бумаге без клеточек. В случае, если испытуемый задает вопросы относительно рисования, консультант отвечает неопределенно («Рисуй, как хочешь»), но поддерживая стремление клиента рисовать («Неважно, как ты нарисуешь – главное, чтобы ты что-то нарисовал»).
Испытуемый не должен пользоваться ластиком. По окончании рисования все нарисованные персонажи должны быть обозначены подписями (кто есть кто). Перед началом рисования дается следующая инструкция: «Нарисуй свою семью».
Данный тест имеет много способов интерпретации (Вы можете использовать интерпретацию любого автора с его указанием).
Одна из интерпретаций «рисунка семьи» предложена В.К. Лосевой.
1. Использование пространства листа. Пространство листа есть аналог пространства семейного мира с точки зрения автора рисунка. Место автора в пространстве листа символизирует его место в пространстве собственной семьи.
2. Отсутствие на рисунке какого-либо члена семьи. Если кто-то из членов семьи отсутствует, то, скорее всего, у автора существует полное отсутствие эмоционального контакта с этим персонажем, данного человека как бы нет в его мире. Это может означать также наличие бессознательных негативных чувств по отношению к отсутствующему, которые воспринимаются автором как запретные (например ревность, агрессия).
3. Отсутствие на рисунке автора. Если сам автор на рисунке отсутствует, это может означать трудность самовыражения относительно близких людей, наличие у автора представления, что его в семье не понимают. Это может означать также, что автору трудно найти свое место в семейном пространстве. Однако это может также выражать следующую позицию автора – «места здесь мне нет, но меня это и не волнует».
4. Размер изображенных персонажей. Размер персонажа олицетворяет его субъективную значимость для автора. Наибольший размер на рисунке имеет тот из персонажей, отношения с которым более значимы.
5. Наличие вымышленных персонажей. Вымышленные персонажи являются символами неудовлетворенных потребностей. Например, наличие на рисунке Деда Мороза, домашних животных может означать потребность автора в поддержке, защите, тепле. В этом случае следует расспросить автора
о характере вымышленного персонажа и его функциях.
6. Расположение персонажей на пространстве листа. Чем выше расположен персонаж, тем наибольшей властью в семье он обладает в глазах автора, даже если изображение его маленькое по размеру.
7. Расстояние между персонажами. Расстояние, на котором находятся персонажи друг относительно друга, отражает психологическую дистанцию, существующую между ними. Персонажи, которые соприкасаются, находятся в тесном психологическом контакте.
8. Характеристика контура. Персонаж или предмет, вызывающий большую тревогу, рисуется с большим нажимом, сильно заштрихован, контур несколько раз обведен. Персонаж может быть нарисован тонкой дрожащей линией, что также говорит о тревоге, которую он вызывает у автора (автор не решается его изобразить).
9. Искажения в изображении фигур. Искажения по правой стороне (если встать на место персонажа) могут означать проблемы во взаимоотношениях с миром социальных норм (работа, учеба, карьера; для ребенка – с людьми, которые персонифицируют нормы). Искажения по левой стороне – проблемы в сфере эмоциональных, интимных, близких отношений.
10. Изображение неодушевленных предметов. Изображение большого количества предметов, относящихся к какой-то сфере жизни (например мягкой мебели), означает особую значимость этой сферы для автора. Изображение большого количества закрытых шкафов в рисунке ребенка может свидетельствовать о существовании в семье тайны, к которой он, по его мнению, не допущен.
11. Изображение большого количества мелких деталей может означать фиксацию на правилах порядка, а также склонность семьи к долгому удерживанию эмоций. Предметы, которые рисуются между персонажами, например автомобиль между отцом и матерью, воспринимаются автором в качестве помехи в отношениях либо в качестве единственно возможного способа контакта.
12. Символика частей тела. Символика частей тела учитывается, главным образом, при интерпретации рисунков детей. Отдельным частям тела приписываются следующие значения.
Голова – очень важная часть тела для ребенка, самой большой голове приписывается самый большой ум.
Глаза, с точки зрения ребенка, даны человеку для слез, выражения печали и просьбы в эмоциональной поддержке. Большие расширенные глаза означают тревогу, сигнал о помощи. Глаза щелочками несут в себе внутренний запрет на плач, персонаж с такими глазами не умеет просить помощи.
Уши – это орган восприятия критики. Большие уши отражают, что персонаж больше, чем все остальные, должен слушать окружающих или слушает. Маленькие уши или их отсутствие на рисунке говорят о том, что персонаж игнорирует критику, не учитывает мнение окружающих или автору хотелось бы, чтобы так было.
Рот предназначен для выражения вербальной агрессии, это «орган нападения». Большой, заштрихованный рот означает угрозу для автора рисунка, связанную со страхом осуждения, страх словесного воздействия. Отсутствие рта, точка вместо рта означает, что персонаж, с точки зрения автора, не может влиять словесно на других людей.
Шея символизирует соединение рационального и эмоционального компонентов личности. Наличие шеи означает способность управлять своими чувствами. Тонкая и длинная шея – конфликт между чувствами и разумом, который решается за счет отстранения от эмоционального мира, «я стараюсь не замечать своих эмоций». Короткая и толстая шея символизирует отсутствие подобных противоречий.
Руки. Функция рук состоит в том, чтобы прицепиться к матери, установить с ней контакт. Для взрослых персонажей рисунка руки олицетворяют способ взаимодействия с миром. Чем более могущественным воспринимается персонаж, тем более длинными и большими нарисованы его руки.
Ноги обозначают опору персонажа в реальности, насколько он «крепко стоит на ногах». Если провести линию, соединяющую ноги крайних персонажей, то самостоятельная опора в реальности будет только у тех, кто стоит на линии.