Психокоррекция (1/1)
Практические задания (ПЗ) в ММУ по предмету Психокоррекция (1/1)
Рекомендации к выполнению практических заданий по дисциплине «Психокоррекция».
Учебным планом предусмотрено прохождение практических занятий по дисциплинам.
В рамках практических занятий студенты выполняют практические задания, следовательно, выполнение указанных заданий является обязательным для получения положительной оценки по дисциплине.
1. Задания рекомендуется выполнять в течение всего учебного семестра до окончания срока представления письменных (курсовых) работ (сроки см. в графике работы в семестре);
2. Выполнение заданий оформляется в письменном виде (текстовый файл с титульным листом (см. бланк титульного листа на странице дисциплины));
3. Файл необходимо загружать в соответствующий раздел дисциплины. По примеру курсовой работы.
4. Выполнение заданий оценивается преподавателем «Выполнено/Не выполнено» в течение всего семестра;
5. Для получения отметки «Выполнено» необходимо выполнить 2 любых практических задания из раздела «Практическое занятие -1» и 2 любых задания из раздела «Практическое занятие -2».
Практические задания в ММУ постоянно меняют: если Ваше ПЗ отличается, пишите нам, скорее всего у нас есть уже новое!
Практическое занятие 1 по теме: «Виды психологической коррекции».
Аннотация:
Практическое занятие 1 по теме «Виды психологической коррекции» посвящено рассмотрению различных направлений и форм психокоррекционной работы в учреждениях различной направленности. Дается представление о групповых и индивидуальных формах проведения психокоррекции, в рамках работы психолога в образовательных учреждениях, в медицинских учреждениях, в учреждениях социальной защиты и поддержки, в консультативных психологических центрах, в консультативных кабинетах на предприятиях, в экспертной работе в составе ПМПК. Кроме того, даются базовые представления о различных направлениях и практических сферах применения психокоррекции. Рассматриваются такие направления психокоррекции, как: арттерапия, психоанализ, гештальттерапия, символдрама, психодрама, психосинтез, гипнотерапия, НЛП, телесно-ориентированная терапия, песочная терапия, семейная терапия, экзистенциально- гуманистическая терапия, когнитивно- поведенческая и др. Подробно рассматриваются сходства и различия психотерапии и психокоррекции, с т.з. вопросов правового регулирования данных видов деятельности, содержания психокоррекционных программ , а также с т.з. юридически- закрепленных ограничений в используемых методах воздействия. Изучаются принципы составления психокоррекционных программ: подчеркивается их эклектичность и кратковременность проведения, а также менее строгая регламентированность процесса их проведения, в отличие от аналогичных психотерапевтических программ. Изучаются основные цели, задачи и методы психологов, проводящих психокоррекцию в разных типах учреждений: медицинских, образовательных, социальных, коррекционных, реабилитационных, экспертных и др.
Задание 1. Проанализируйте психологический смысл отдельных элементов рисунков, согласно принципам диагностики в изотерапии, ответив на вопросы:
А. О чем говорит отсутствие глаз и рта в изображении лица человека?
Б. О чем говорит обилие в рисунке символов, знаков, понятных только автору рисунка (например, на рисунке не нарисован пейзаж, а зашифрован с помощью символов)?
В. Какие признаки в рисунке семьи могут косвенно указывать на нездоровую семейную атмосферу, на разобщенность и даже враждебность членов семьи в отношениях друг с другом?
Г. Какие признаки в рисунке могут косвенно указывать на повышенный уровень агрессивности и враждебности?
Д. О чем может говорить отсутствие почвы или линии земли под ногами или предметами (например, если человек или дом «висят» без видимой опоры)?
Е. О чем может говорить наличие «глаз», нарисованных не на лице человека, а просто рядом с ним, или в качестве отдельного элемента рисунка?
Ж. О чем могут говорить в рисунке изображения опавших листьев или сломанных веток и пеньков?
З. О чем может говорить рисунок, занимающий все пространство листа, без каких-либо пустых пространств (например, пейзаж на весь лист)?
Е. О чем может говорить, если человек рисует себя в форме аморфной, бесформенной и неопределенной абстрактной фигуры (например, амебы или непонятного существа)?
Задание 2. Опишите, что символизируют в символдраме/ психосинтезе следующие образы:
А. Луг
Б. Гора
В. Колдунья/Баба-Яга
Г. Ручей
Д. Дом
Е. Опушка леса
Ж. Цветок
З. Добрый волшебник
И. Спящая красавица
К. Семья животных
Опишите круг возможных психологических проблем испытуемого, которые можно выявить при работе с этими образами. Уточните, какие особенности восприятия данных образов при этом наблюдаются.
Задание 3. Определите, куда смотрят люди с доминированием разных репрезентативных систем, при воспоминании эмоционально- значимых событий, согласно НЛП?
А. Аудиалы
Б. Визуалы
В. Кинестетики
Варианты ответов: 1. Вверх, 2. Вниз, 3. Прямо.
Уточните, куда смотрят клиенты при воспоминании реальных событий и вымышленных/воображаемых: вправо или влево.
Задание 4. Проведите самостоятельную диагностику взрослого испытуемого, на предмет наличия у него тех или иных психологических и /или психических проблем, посредством анализа его рисунков. В качестве диагностических заданий можно предложить ему нарисовать:
1. Себя в любом образе (от абстрактной фигуры до животного или явлений природы- первое, что придет на ум);
2. Себя в виде несуществующего животного;
3. Себя в любом образе до психотравмы и после (на разных листах).
Анализ рисунков следует проводить по следующей схеме:
Заполненность/незаполненность пространства на листе;
Доминирующие цвета;
Адекватность цветов;
Форма и содержание изображенной фигуры/картины;
Наличие почвы/опоры под изображенной фигурой;
Наличие/ отсутствие в рисунке признаков, указывающих на наличие у испытуемого психотравмы/ горя /агрессии/ сексуальной дисфункции/ психических расстройств;
Анализ рисунка человека при антропоморфном изображении фигуры;
Тщательность-схематичность изображения.
Напишите психологическое заключение по результатам тестирования испытуемого. Определите его основные психологические и /или психические проблемы. Предложите методы психокоррекции.
Задание 5. Проведите самостоятельную диагностику взрослого испытуемого, на предмет наличия у него тех или иных психологических и /или психических проблем, посредством анализа его почерка. В качестве диагностических заданий можно предложить ему написать текст под диктовку (2-3 строчки, желательно, на нелинованном листе бумаги) и/или предложить поставить свою подпись.
Психологический анализ почерка/ подписи следует проводить по следующей схеме:
Размашистость- сжатость почерка
Наклон букв (вправо/влево/прямо)
Размер букв (большие-мелкие-средние)
Наличие/отсутствие украшательных элементов (вензелей)
Опрятность/небрежность почерка
Простота/сложность почерка/подписи
Ровный/скачущий почерк
Ровные/съезжающие строки
Направление конца подписи (вверх/вниз/прямо)
Наличие/отсутствие перечеркнутой подписи (вверху/внизу/ посередине)
Напишите психологическое заключение по результатам тестирования испытуемого. Определите его основные психологические и /или психические проблемы. Предложите методы психокоррекции.
Практическое занятие 2 по теме: «Виды психологической коррекции».
Аннотация: в рамках ПЗ-2 изучаются различные виды и формы психокоррекции, во взаимосвязи с различными психическими и невротическими заболеваниями, психосоматическими нарушениями, психологическими проблемами, кризисными состояниями, а также различными видами дизонтогенеза (нарушенного развития) у детей и взрослых. Рассматривается вопрос о том, какие виды психокоррекции – применимы (наиболее предпочтительны) в работе с тем или иным типом расстройств и заболеваний, той или иной категорией пациентов (клиентов). Описываются достоинства и недостатки тех или иных методов психокоррекции, а также особенности их применения в работе с тем или иным контингентом клиентов.
Задание 1. Решите ситуационную задачу:
Определите тип расстройства личности: мужчина, 35 лет, с детства отличался черствостью и жестокостью к окружающим, ему доставляло удовольствие обижать и бить слабых, мучить животных, издеваться над близкими. В детстве он часто убегал из дома, скандалил с родственниками, прогуливал учебу. В итоге, закончив 9 класс, примкнул к асоциальной компании, в составе которой, совершал мелкие кражи и другие правонарушения. Он отличался распущенностью, импульсивностью и эгоистичностью, а также отсутствием эмпатии и любви к окружающим, в том числе, к близким людям. В результате, он отсидел 2 срока за мелкие правонарушения, но, выйдя на свободу, продолжил свой асоциальный и антиобщественный образ жизни, так как не мог и не хотел следовать социальным нормам и правилам, презирал социальные устои и ценности, получал удовольствие от унижения и оскорбления окружающих и актов вандализма и садизма. При этом очень ценил свою свободу, не подчинялся требованиям среды и окружения.
Варианты ответов: А. Тревожная (психастеническая) психопатия; Б.
Эпилептоидная (застревающая) психопатия; В. Диссоциальная
психопатия (социопатия); Г. Неустойчивая психопатия.
Какие методы психокоррекции подошли бы в данном случае и на каком
этапе развития? Каковы прогнозы излечения?
Задание 2. Решите ситуационную задачу:
Ребенок 7 лет, пошел в 1 класс, однако, проучившись полгода, так и не
научился подчиняться требованиям учителя, не может высидеть весь урок
молча, постоянно отвлекается на постороннюю деятельность, вертится, встает
и ходит во время урока, постоянно отвлекает 1-классников, раскачивается на
стуле, суетлив, болтлив и драчлив. В то же время, интеллект развит по
возрасту, что проявляется при выполнении той деятельности, которая
интересна ребенку. На переменах охотно играет с 1-классниками.
Вопросы: Какие, предположительно, психологические и/или
психические нарушения у него имеются и почему (опишите возможные
психологические и/или биологические причины)? Какой
образовательный маршрут или какие виды психокоррекции можно
порекомендовать в этом случае? Какие рекомендации можно дать
родителям и учителям в отношении взаимодействия с ребенком?
Задание 3. Приведите в соответствие вид психокоррекции и его
направленность:
А. Помощь клиенту в обретении смысла жизни, в устранении чувства
одиночества, ощущения ненужности, потерянности.
Б. Помощь человеку в избавлении от фобий, навязчивых мыслей,
неадаптивных схем поведения и мышления, от моделей зависимого и
созависимого поведения.
В. Помощь в нормализации своего психосоматического здоровья, разблокировке негативной энергии в теле, избавлении от вегетативных дисфункций организма, обучение навыкам релаксации.
Г. Помощь родителям и детям в нормализации и гармонизации взаимоотношений.
Д. Помощь клиенту в нахождении себя «настоящего», в осознании своей индивидуальности, уникальности, неповторимости, помощь в выявлении своих истинных потребностей, склонностей и способностей и отделении их от представлений о себе, навязанных обществом.
Варианты ответов: 1. Психосинтез; 2. Когнитивно- поведенческая психотерапия; 3. Семейная психотерапия; 4. Экзистенциальная психотерапия; 5. Телесно-ориентированная психотерапия.
Задание 4. Опишите, какие личностные конфликты и проблемы являются триггером для развития различных психосоматических заболеваний, согласно концепциям, лежащим в основе телесно-ориентированной терапии?
А. Бронхиальной астмы
Б. Гипертиреоза
В. Гипертонической болезни
Г. Сахарного диабета
Д. Ревматоидного артрита.
Какие бы виды психотерапии Вы посоветовали клиентам в каждом конкретном случае?