Принятие и исполнение государственных решений (1/1)
Практические задания (ПЗ) в ММУ по предмету Принятие и исполнение государственных решений (1/1)
Рекомендации к выполнению практических заданий
по дисциплине Принятие и исполнение государственных решений
Учебным планом предусмотрено прохождение практических занятий по дисциплинам.
В рамках практических занятий студенты выполняют практические задания, следовательно, выполнение указанных заданий является обязательным для получения положительной оценки по дисциплине.
1. Задания рекомендуется выполнять в течение всего учебного семестра до окончания срока представления письменных (курсовых) работ (сроки см. в графике работы в семестре);
2. Выполняете Практическое задание №2 –ответить на 5 (ПЯТЬ) вопросов практикума или Практикум №1 –ответить на ТРИ ВОПРОСА (по выбору студента). Отвечаете на вопросы только ЧАСТИ №1. Все остальные материалы для самостоятельного изучения
3. Выполнение заданий оформляется в письменном виде (текстовый файл с титульным листом (см. бланк титульного листа на странице дисциплины)), соблюдая требования к оформлению работы:
А) шрифт 14 кегель Times New Roman;
Б) полуторный интервал между строк;
В) отступ (красная строка) 1.25-1.27см
Г) выравнивание текста по ширине
3. Объем текста (выполненного задания) не более 5-7страниц. Вы должны кратко изложить ответ на вопросы, и подкрепить ответ данными статистики, аналитических материалов.
4. Файл необходимо загружать в соответствующий раздел дисциплины. По примеру курсовой работы.
5. Выполнение заданий оценивается преподавателем «Выполнено/Не выполнено» в течение всего семестра;
6. Возврат файла на доработку возможен только 1 раз в сроки загрузки письменных (курсовых) работ;
7. В зависимости от формы практических заданий конкретной дисциплины преподаватель уточняет со студентом порядок их выполнения.
Практические задания в ММУ постоянно меняют: если Ваше ПЗ отличается, пишите нам, скорее всего у нас есть уже новое!
Практическое занятие № 1 (лекции № 1-3, темы 1-7)
«Процесс принятия решений» (семинар)
Уважаемые студенты, семинар включает в себя три части,
позволяющие качественно изучить вопросы по темам 1-7 лекционного курса.
ЧАСТЬ 1
Вопросы семинара:
1. Понятие, специфика, свойства и социальный смыл
государственного решения. Классификация государственных решений.
2. Механизм принятия решений в государственном управлении
Российской Федерации.
3. Целевая комплексная программа как государственное решение.
4. Системный подход к разработке государственных
управленческих решений.
5. Требования к информационному обеспечению разработки
государственных управленческих решений.
6. Организация процесса исполнения государственных
управленческих решений.
7. Роль человеческого фактора в разработке и исполнении
государственных решений.
8. Этические аспекты разработки и реализации государственных
решений.
9. Критерии и методы отбора эффективных государственных
решений из совокупности допустимых вариантов.
10. Формальное утверждение и официальная легитимация
государственного акта.
11. Методы оценки эффективности государственных решений,
адекватные российской практике.
ЧАСТЬ 2 «Классификация управленческих решений. Формы
разработки и реализации государственных управленческих решений»
1. Приведите пример конкретного политического государственного
управленческого решения, классифицируйте по различным основаниям,
укажите форму реализации государственного решения.
2. Ознакомьтесь с указанными ниже нормативно-правовыми
актами, и определите какой вид государственного решения выражен в той
или иной форме. Обоснуйте свой ответ.
— Указ Президента Российской Федерации «О награждении
государственными наградами Российской Федерации»;
-Указ Президента Российской Федерации от 15.12.2016 г. № 669
«О назначении судей федеральных судов и о представителях Президента
Российской Федерации в квалификационных коллегиях судей субъектов
Российской Федерации»
— Федеральный закон «О ветеранах» от 12.01.1995 N 5-ФЗ (последняя
редакция)
Постановление Правительства РФ от 21.04.2018 N 488. «О внесении
изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»
ЧАСТЬ 3 Эффективность государственных решений
Задание: изучите статью Вересовой Д.М. Формирование системы
оценки эффективности государственных решений, и назовите основные
проблемы, оказывающие негативное влияние на эффективность
государственных решений.
Практическое занятие № 2 «Риски при принятии решений. Страхование
рисков»
(по лекции №4)
Задание: ознакомьтесь с информацией, представленной ниже, и
ответьте на следующие вопросы:
1. Какие возможности снижения уровня управленческих рисков и
связанного с ними ущерба существуют у государства?
2. На каких подходах базируется страхование управленческих
рисков?
3. Риски образуются от следующих процедур реализации
управленческих решений?
4. К каким группам рисков относится страхование
профессиональной ответственности?
5. От каких факторов зависит ставка премии (платежа) по
страхованию профессиональной ответственности?
Государство и его отдельные институты, борясь с рисками, обязаны
соответствующим образом перестраивать структуры принятия решений,
определять зоны вероятных катастроф и кризисов, отслеживать
стратегические и тактические угрозы, обладать методикой анализа рисков и
компенсации понесенного ущерба. При этом их главной задачей является не
игнорирование угроз, а осознание меры опасности, которую несут
определенные решения, а также установление границ своей активности.
В целом можно констатировать, что у государства существуют
следующие возможности снижения уровня управленческих рисков и
связанного с ними ущерба:
1) подготовка кадров, способных использовать управленческие
технологии, минимизирующие риски;
2) страхование рисков;
3) предварительное увеличение достоверной информации о возможных
рисках и гипотетическое предвосхищение их возможных последствий;
4) уклонение от рисков;
5) контроль за рисками;
6) применение моделей и механизмов управления гипотетическими
угрозами;
7) осуществление антикризисных стратегий.
Ориентируясь на такого типа базовые параметры в своей
управленческой деятельности, государство может использовать концепцию
оправданного (приемлемого) риска. Такая программа превентивной политики
по устранению рисков помимо специфических задач позволяет сохранять
уровень общей эффективности его управленческих действий. Выверенная
государственная политика в области управления рисками служит основой и
для сопутствующей деятельности партнеров и контрагентов государства.
Хотелось бы остановиться на таком аспекте, как страхование
управленческих рисков. Страхование компенсирует возможные ошибки и
стабилизирует деятельность компании. Страхование управленческих рисков
базируется на двух подходах:
— стоимость или цена подготовленного УР;
— стоимость возможных убытков при реализации УР.
Расчет стоимости (С) конкретной формы УР в зависимости от
процедуры его выполнения оценивается следующим образом:
— стоимость процедуры разработки, согласования, утверждения и
принятия:
С = Кф х Зур; (1)
— стоимость процедуры практической реализации:
С = Кф х Кп х Зпр, (2)
где:
Кф — коэффициент, учитывающий форму представления УР;
Зур — фактические затраты на УР при выполнении соответствующих
процедур;
Кп — коэффициент, учитывающий долю затрат на частичную или
полную реализацию УР (Зпр).
Риски образуются от следующих процедур реализации УР:
— паблик рилейшнз;
— выбор формы реализации УР;
— организация выполнения;
— контроль;
— информирование;
— архивация данных об УР.
Причины появления незапланированных результатов по
представленным процедурам:
1) недостаточный профессионализм как самого разработчика УР, так и
исполнителей;
2) недостаточная ответственность исполнителя;
3) организационные неурядицы;
4) искажения, утеря информации в базе данных и базе знаний
(интеллектуальной собственности).
Кроме того, риск может возникнуть сам по себе.
Страхование профессионализма персонала — это защита
экономических интересов организации от потенциальных причинителей
вреда (специалистов). В условиях рыночной экономики все составляющие
авансируемого в организацию капитала, вложенные в имущественный
комплекс, технологию, персонал и т.д., должны давать прибыль.
Страхование профессионализма персонала предусматривает
возмещение возможных убытков организации вследствие ухода из
организации специалиста, а вместе с ним и потери необходимых связей,
лобби и др. Объектом страхования выступает конкретный специалист
организации.
Страхование профессионализма включает две составляющие:
— страхование интеллектуальной собственности, созданной
специалистом как части нематериальных активов;
— страхование пребывания специалиста в должности.
Методика страхования профессионализма:
— составление перечня элементов, составляющих профессионализм
какого-либо работника;
— определение списка заинтересованных лиц в данном
профессионализме;
— оценка стоимости профессионализма (либо базы для расчетов);
— определение страховщиков и страхователей;
— составление схемы страхования профессионализма (страховщика и
страхователя).
Страхование организационных рисков может проводиться вместо или в
дополнение к страхованию коммерческих рисков, а также к страхованию от
убытков вследствие перерывов в производстве. Страхование от убытков
вследствие срыва организационных мероприятий предусматривает
установление временной границы (обычно 5 суток), после которой
страхователь получает право на получение страхового возмещения.
Подлежащий возмещению ущерб включает:
— расходы, произведенные за время остановки реализации УР;
— неполученную (упущенную) прибыль;
— дополнительные затраты по сокращению ущерба.
Как показывает международный опыт. Ставка по страхованию от
перерывов в реализации равна 1,5 х Тариф по страхованию имущества
предприятий. Организационные риски (ОР) приводят к оперативным и
стратегическим потерям в деятельности организации. Утрата единства
системы производства и управления отражается на объеме выпуска, качестве
продукции, затратах на производстве, инновационном заделе и имидже. ОР
являются основной причиной коммерческих рисков.
Страхователями являются организации всех организационных форм и
форм собственности, в том числе акционерные общества, кооперативы,
унитарные предприятия. Обобщенными объектами страхования СУ
являются: методология, процесс, структура и техника управления.
Методология управления включает: цели, законы и принципы,
функции, методы, технологии управления и практику управленческой
деятельности.
Страхование профессиональной ответственности относится к двум
группам рисков:
— риски, связанные с возможностью нанесения третьим лицам
телесных повреждений и причинения вреда здоровью (врачи, хирурги,
дантисты, фармацевты, владельцы транспортных средств, работающие по
найму, и т.п.),
— риски, связанные с возможностью причинения материального
(экономического) ущерба, в том числе утрата права предъявления претензий
(архитекторы, строители, консультанты и др.).
Ставка премии (платежа) по этому страхованию зависит от профессии,
возраста, стажа работы, даты получения квалификации, общего количества
служащих и рассчитывается следующим образом:
Кп х Кв х Кд х Кс х Кпс х Кпр х Кр
СП = НС х ————————————————, (3)
Кпв х Ки
где:
СП — ставка премии;
НС — начальная ставка (2—5% страховой суммы);
Кп — коэффициент на профессию (аудитор, оценщик, нотариус,
страховщик и др.);
Кв — коэффициент на возраст (параболическая зависимость);
Кд — коэффициент на период, прошедший со времени получения
диплома, свидетельства или лицензии на данную деятельность
(параболическая зависимость);
Кс — коэффициент, учитывающий общее количество служащих,
которые вместе со страхователем занимаются заявленным видом
деятельности (функциональная недогрузка или перегрузка);
Кпс — коэффициент, отражающий средний профессиональный уровень
вовлеченных сотрудников;
Кпр — коэффициент, отражающий продолжительность страхования;
Кр — коэффициент, отражающий уровень риска наступления
страховых случаев;
Кпв — коэффициент, отражающий выплаты страхового возмещения за
предыдущие периоды страхования поименованного страхователя;
Ки — коэффициент, учитывающий имидж организации —
страховщика.