Психосоматика с практикумом (1/2)
Практические задания (ПЗ) в ММУ по предмету Психосоматика с практикумом (1/2)
Рекомендации к выполнению практических заданий по курсу «Психосоматика с практикумом»
Учебным планом предусмотрено прохождение практических занятий по дисциплинам.
В рамках практических занятий студенты выполняют практические задания, следовательно,выполнение указанных заданий является обязательным для получения положительной оценки по дисциплине.
1. Задания рекомендуется выполнять в течение всего учебного семестра до окончания срока представления письменных (курсовых) работ (сроки см. в графике работы в семестре).
2. Выполнение заданий оформляется в письменном виде (текстовый файл с титульным листом (см. бланк титульного листа на странице дисциплины)).
3. Файл необходимо загружать в соответствующий раздел дисциплины. По примеру курсовой работы.
4. Выполнение заданий оценивается преподавателем «Выполнено/Не выполнено» в течение всего семестра.
5. Возврат файла на доработку возможен только 1 раз в сроки загрузки письменных (курсовых) работ.
6. Для получения отметки «выполнено» необходимо представить задания следующим образом:
Если при выполнении заданий вы делаете презентацию (PowerPoint), ее можно прикрепить к файлу Word, либо вложить все выполненные задания в папку, перевести в архив и отправить на проверку (по всем 6 занятиям сразу).
Практическое занятие по теме 1.
Задание 1. Написать один небольшой письменный доклад (можно с презентацией) – 1-3 страницы (тема по выбору студента (из предложенных)).
Задание 2. Дайте развернутый ответ на один из перечисленных вопросов.
Практическое занятие по теме 2.
Задание 1. Дайте развернутый ответ на один из перечисленных вопросов.
Задание 2. Проведите диагностику (самодиагностику) и дайте краткий отчет с рефлексией по результатам одной из предложенных методик.
Практическое занятие по теме 3.
Задания 1. Дайте развернутый ответ на один из перечисленных вопросов.
Задание 2. Проведите методику «Проективный рисунок «Моя семья». Дайте оценку рисунка по основным показателям.
Практическое занятие по теме 4.
Задание 1. Подготовьте доклад-презентацию по одному из психосоматозов по схеме.
Задания 2. Дайте развернутый ответ на один из перечисленных вопросов.
Практическое занятие по теме 5.
Задания 1. Дайте развернутый ответ на один из перечисленных вопросов.
Задание 2. Проведите диагностику (самодиагностику) по одной из предложенных методик, опишите результаты.
Практическое занятие по теме 6.
Задание 1. Выполнить одно из заданий (на выбор студента).
Задание 2. Подготовьте практическую презентацию одного из предложенных методов.
Если при выполнении заданий вы делаете презентацию (PowerPoint), ее можно прикрепить к файлу Word, либо вложить все выполненные задания в папку, перевести в архив и отправить на проверку (по всем 6 занятиям сразу в одном файле или папке!).
Практические задания в ММУ постоянно меняют: если Ваше ПЗ отличается, пишите нам, скорее всего у нас есть уже новое!
Задание 1. Подготовьте небольшой письменный доклад на одну из предложенных тем (можно с презентацией):
1. Зачем нужно изучать теоретические подходы в области психосоматических расстройств и почему у психосоматики, несмотря на ее почтенный возраст до сих пор отсутствует единая, общепризнанная теория.
2. Целостный (холистический) подход в античной философии и медицине. Деонтологические правила целостного подхода.
3. Почему органоцентрический подход доминирует в современной медицине. Как развитие технологий объективной диагностики влияет на воззрения врачей.
4. Статистика психосоматических заболеваний. Причины роста психосоматических расстройств в 21 веке.
5. Психоанализ: революционные идеи и обвинения в псевдонаучности. Почему в 21 веке психоанализ оказывает свое влияние на психологов и психотерапевтов.
6. Конверсия, как «язык тела». Патоморфоз истерических симптомов в 21 веке.
7. Концепцию защитных механизмов Эго, разработанная Фрейдом.
8. Различия в понимании патогенеза психосоматических расстройств З. Фрейда и его последователей (А.Адлера, М.Шура, А.Мичерлиха).
Задание 2. Дайте развернутый ответ на один из перечисленных вопросов:
1. В чем отличие психосоматики от соматопсихики?
2. На каких актуальных и перспективных задачах сфокусирован интерес современной психосоматики?
3. Составьте схему связей психосоматики с другими науками,
4. Обоснуйте междисциплинарный характер психосоматики.
5. Сравните термины: «психосоматика» и «психосоматическая
6. медицина».
7. Каковы задачи психолога в клинике психосоматических болезней?
8. Почему в нашей стране официальная медицина долгое время относилась к психосоматике «скептически»?
9. Какие проблемы в области психосоматики вам интересны и почему вы хотели бы заниматься этой проблематикой?
10. В чем отличие невроза органов от конверсии?
11. Почему десоматизация – это нормальное развитие, а ресоматизация – паталогическое?
12. В чем принципиальное отличие взглядов Ф. Александера на патогенез психосоматических расстройств, от классического психоанализа.
13. Протестируйте себя по Торонтской алекситимической шкале (TAS). Что вы узнали о себе? Как объясняется связь между алекситимией и психосматическими расстройствами?
14. Метод свободных ассоциаций. Какова процедура?
Задание 1. Дайте развернутый ответ на один из перечисленных вопросов:
1. В чем основное отличие концепции стресса Уолтера Кэннона от концепции Ганса Селье?
2. Опишите три стадии стресса Ганса Селье?
3. Что такое гиперстресс? гипостресс? и эустресс?
4. В чем принципиальное отличие взглядов на стресс Р. Лазаруса от позиции Г. Селье?
5. Как с концепцией стресса связана концепция выученной
беспомощности М.Селигмана.
6. Перечислите поведенческие подходы в психосоматике. Опишите
концепцию типов поведения (М. Фридман и Р. Розенман), поведенческий тип
А и Б.
Задание 2. Проведите диагностику (самодиагностику) и дайте краткий
отчет с рефлексией по результатам одной из предложенных методик:
1. Опросник «Копинг-стратегии» Лазаруса.
2. Опросник «эмоционального выгорания» Бойко.
Тестирование в электронном ресурсе: https://psytests.org/
3. Причины стресса в работе.
Тест-вопросник состоит из 26 пунктов, касающихся отдельных сторон
работы, а также некоторых жизненных ситуаций. Описанные ситуации могут
беспокоить Вас: РЕДКО, ИНОГДА, ЧАСТО. Выберите из трех один (и
только один) ответ, с которым Вы больше согласны. Отметьте свой выбор в
графе.
Это беспокоит мня
Редко Иногда Часто
1. Значительное превышение обязанностей над правами.
2. Ошибки подчиненных и коллег в работе.
3. Отсутствие должного внимания к нуждам
подразделения со стороны руководящих инстанций.
4. Отсутствие рабочих нормативных документов.
Нечеткие инструкции.
5. Слабая техническая база. Отказы оборудования.
6. Семейная и бытовая неустроенность.
7. Собственные ошибки и просчеты в работе.
8. Несправедливость, некорректное отношение со
стороны начальника.
9. Низкий уровень знаний, необходимость обучения.
10. Вызовы к начальству и в вышестоящие инстанции.
11. Отсутствие в работе действенных материальных
стимулов.
12. Дополнительная нагрузка, несоответствие
выполняемых работ должностным обязанностям.
13. Постоянные изменения инструкций, указаний.
14. Нарушение трудовой дисциплины сотрудниками
(коллегами).
15. Халатное отношение сотрудников к своим
обязанностям.
16. Постановка начальником трудно выполнимых задач.
17. Напряженные отношения в коллективе.
18. Необходимость отвлекаться и помогать коллегам, выполнять их работу.
19. Некомпетентность руководителя подразделения.
20. Отсутствие нормальных условий, необходимых для хорошей работы.
21. Плохое делопроизводство, лишняя работа с бумагами.
22. Неупорядоченность рабочего дня.
23. Низкая зарплата.
24. Бытовая неустроенность. Необходимость на работе думать о домашних делах.
25. Личный конфликт или напряженность отношений с руководителем подразделения.
26. Неадекватные реакции коллег на рабочие указания.
Расчет суммарного балла: Сумма ответов «редко»; плюс сумма ответов «иногда», умноженная на 2; плюс сумма ответов «часто», умноженная на 3.
Интерпретация результата.
Суммарный балл от 0 до 29:
На основании Ваших ответов можно сделать заключение, что Вы либо не задумывались о действующих на Вас неблагоприятных факторах либо скрываете их. Мириться с неблагоприятными воздействиями, тем более скрывать их от себя не следует. Это со временем может отрицательно отразиться на здоровье.
Суммарный балл от 30 до 48:
Число факторов стресса, с которыми Вы встречаетесь на работе невелико. Возможно, Вы не воспринимаете Вашу работу как стрессовую. Если это так, то у Вас есть запас «прочности» для более трудной работы.
Суммарный балл от 49 до 60:
Вы находитесь под действием умеренного количества факторов стресса. Хотя бывает, что и отдельное неблагоприятное воздействие может вызвать сильный стресс. И все же лучше, когда факторы стресса не слишком уж многочисленны. Вам следует подумать, как Вы справляетесь с имеющимися неблагоприятными факторами, чтобы найти способы их устранения. Используйте мероприятия для снижения воздействия факторов стресса на Ваше самочувствие.
Суммарный балл от 61 до 72
Вы носите в себе большой заряд стресса, который может привести Вас к срыву. Вам не следует пренебрегать тем, чтобы еще раз посмотреть на факторы стресса, с которыми Вы сталкиваетесь во время работы. Может быть, Вам удастся найти пути ликвидации или уменьшения этих факторов стресса. Кроме того, Вы должны уже сейчас предпринять меры для укрепления своего здоровья, чтобы успешно противостоять стрессу. Подумайте о перемене стиля жизни и режима работы. Можете уйти в отпуск, заняться спортом, переменить привычную обстановку.
4. Индивидуальные особенности стрессового поведения.
Тест-вопросник состоит из 15 пунктов, касающихся Вашего поведения в ситуации стрессового напряжения. Вы можете действовать, как описано в пунктах вопросника: РЕДКО, ИНОГДА, ЧАСТО. Крестиком отметьте в
графе ответов свой выбор.
В тесте нет «хороших» или «плохих» ответов. Hе старайтесь произвести своими ответами благоприятное впечатление. Свободно и искренне выражайте свое собственное мнение.
Когда у меня неприятные волнения, то я:
Редко
Иногда
Часто
1.- переедаю.
2.- больше курю.
3.- пью алкогольные напитки.
4.- принимаю лекарства (успокаивающие, возбуждающие, снотворные и т.п.)
5- ругаюсь, грублю, спорю.
6.- отхожу в сторону от неприятных людей, бросаю неприятное дело
7.- больше сплю.
8.- иду гулять.
9 — беру больничный лист.
10.- расстраиваюсь до слез.
11.- читаю.
12.-занимаюсь любимым делом (хобби).
13.- общаюсь с людьми.
14.-разговариваю с супругой или другом о своих затруднениях.
15.- занимаюсь физическими упражнениями, физической работой.
Суммируйте баллы для каждой категории отдельно:
Категория
А- пункты 1-5;
В- пункты 6-10;
С пункты 11-15.
Система баллов:
«очень редко» — 1 балл;
«иногда» — 2 балла;
«часто» — 3 балла.
Задание 1. Дайте развернутый ответ на один из перечисленных вопросов:
1. Охарактеризуйте роль детского возраста и семейных отношений в возникновении и развитии психосоматических заболеваний.
2. Охарактеризуйте основные этапы развития телесности в онтогенезе.
3. Раскройте основное содержание Теории семейных систем Мюррея Боуэна.
Задание 2. Проведите методику «Проективный рисунок «Моя семья» с дошкольником или младшим школьником. Основной целью теста является диагностика внутрисемейных отношений. Дайте оценку рисунка по основным показателям.
Задание 1. Подготовьте доклад-презентацию по одному из
психосоматозов по схеме: клиническая картина, этиология, патогенез,
картина личности.
Для объяснения механизма вы можете использовать любую
теоретическую модель, но лучше использовать интегративный подход.
1. Язва двенадцатиперстной кишки или желудка.
2. Гипертония и другие сердечно-сосудистые заболевания.
3. Ишемическая болезнь сердца.
4. Язвенный колит.
5. Бронхиальная астма.
6. Нейродермит. Псориаз.
7. Гиперфункция щитовидной железы (гипертиреоз).
Задание 2. Дайте развернутый ответ на один из перечисленных
вопросов:
1. Является ли посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР)
исключительно функциональным, ели его можно отнести к психосоматозам?
2. Как и почему возникают вторичные психосоматические расстройства?
Задание 1. Дайте развернутый ответ на один из перечисленных
вопросов:
1. Составьте программу диагностического обследования ученика 2
класса со стойким нейродермитом.
2. Составьте программу диагностического обследования студентки
театрального училища с дисфункцией щитовидной железы.
3. Составьте программу диагностического обследования
пенсионера с кардиофобическим неврозом.
Задание 2. Проведите диагностику (самодиагностику) по одной из
предложенных методик, опишите результаты.
1. Проведение в парах клинической беседы с акцентом на
самооценку здоровья по технологии Дембо-Рубинштейн.
2. Опросник Дженкинса Тип поведенческой активности.
3. Гиссенский опросник соматических жалоб.
4. Проективный рисунок «Здоровье-болезнь».
Задание 1. Дайте развернутый ответ на один из перечисленных вопросов:
1. Какой метод психотерапии наиболее эффективен при лечении психосоматических расстройств?
2. Насколько здоровье человека является результатом его собственного поведения.
3. Как модель выученной беспомощности М. Селигмана объясняет резистентность к психотерапевтическим воздействиям?
4. Как логотерапия В. Франкла может помочь пациентам с хроническими болезнями?
5. Как связана идея Селье: «Стресс – это аромат и вкус жизни» с концепцией «Потока» М. Чиксентмихайи?
Задание 2. Подготовьте практическую презентацию одного из предложенных методов:
1. Произвольная регуляция дыхания.
2. Метод прогрессивной мышечной релаксации.
3. Метод Фельденкрайза.
4. Метод Ф.М. Александера.
5. Упражнение «Осознавание границ».