Практические задания (ПЗ) в ММУ по предмету Экспериментальная психология (1/1)
Рекомендации к выполнению практических заданий
Учебным планом предусмотрено прохождение практических занятий по дисциплинам.
В рамках практических занятий студенты выполняют практические задания, следовательно, выполнение указанных заданий является обязательным для получения положительной оценки по дисциплине.
1. Задания рекомендуется выполнять в течение всего учебного семестра до окончания срока представления письменных (курсовых) работ (сроки см. в графике работы в семестре);
2. Выполнение заданий оформляется в письменном виде (текстовый файл с титульным листом (см. бланк титульного листа на странице дисциплины);
3. Файл необходимо загружать в соответствующий раздел дисциплины. По примеру курсовой работы.
4. Выполнение заданий оценивается преподавателем «Выполнено/Не выполнено» в течение всего семестра.
5. Возврат файла на доработку возможен только 1 раз в сроки
загрузки письменных (курсовых) работ;
6. Для получения отметки «выполнено» необходимо сделать по три любых практических задания в каждом практическом занятии (всего 6 заданий).
Практические задания в ММУ постоянно меняют: если Ваше ПЗ отличается, пишите нам, скорее всего у нас есть уже новое!
Практическое занятие № 1
Задание № 1.
Используя литературу, составьте таблицу «Зарождение эксперимента в отечественной психологии».
№ ФИО ученого Достижения
Используя литературу, составьте таблицу «Зарождение эксперимента в зарубежной психологии».
№ ФИО ученого Достижения
Задание № 2
Подготовьте доклад на одну из тем:
1. Значение открытий в области физиологии нервной системы для становления экспериментальной психологии (И. Прохазка, Ч. Белл).
2. Вклад Г. Гельмгольца в развитие экспериментальной психологии.
3. Френология, ее влияние на становление экспериментальной психологии.
4. Вклад психофизики и психометрии в становление экспериментальной психологии (Э. Вебер, Г.Т. Фехнер, Ф. Дондерс).
5. Правила организации и проведения экспериментального исследования
в лаборатории В. Вундта.
6. Расширение предмета исследования: исследования Г. Эббингауза, О. Кюльпе, Э. Торндайка.
7. Расширение границ экспериментального метода: исследования А. Бине, Ж. Рибо.
8. Г. Мюнстерберг и его вклад в развитие экспериментальной психологии.
9. Ф.Гальтон и его вклад в развитие экспериментальной психологии.
10. А.Бине и Т. Симон и их вклад в развитие экспериментальной психологии.
11. Эксперименты Г. Эббингауза.
12. Вклад И.М. Сеченова в развитие экспериментальной психологии.
13. Дискуссия о предмете исследования К.Д. Кавелина И.М. Сеченова.
14. Два направления отечественной экспериментальной психологии в конце ХIХ века (В.М. Бехтерев и Г.И. Челпанов).
15. Влияние личности экспериментатора на результаты эксперимента.
16. Личность испытуемого в психологическом эксперименте.
17. Вклад бихевиоризма в развитие экспериментальных методов исследования.
18. Становление экспериментальной психологии в России и Украине (В.М. Бехтерев, А.Ф. Лазурский, Н.Н. Ланге, Г.И. Челпанов).
19. Ассоциативный эксперимент – история возникновения и развития.
20. Этические принципы в психологическом исследовании.
Задание № 3
Ответьте на следующие вопросы
1. Какие открытия в области физиологии нервной системы повлияли
на возникновение экспериментальной психологии?
2. Г. Гельмгольц впервые экспериментальным путем измерил скорость… .
3. Френология – это наука о… .
4. Каким образом френология повлияла на развитие экспериментальной психологии?
5. Сформулируйте закон Вебера-Фехнера.
6. Когда была создана первая экспериментальная психологическая лаборатория В. Вундта?
7. Какова основная задача психологии по В. Вундту?
8. Основателем психофизики является… .
9. Основателем психометрии является… .
10. Кто из известных психологов начал экспериментальным путем изучать память?
11. Перечислите законы памяти, выведенные Г. Эббингаузом.
12. Какого рода тесты были созданы Ф. Гальтоном и Дж. М. Кеттеллом?
13. С какой целью были созданы тесты Бине-Симона?
14. Как бихевиоризм повлиял на развитие экспериментальной психологии?
15. Какой метод исследования был предложен А. Ф. Лазурским, в чем его достоинства?
16. Каким образом экспериментальная психология связана с другими областями психологических знаний?
Задание № 4
Заполните таблицу № 2
Таблица 2
Соотношение естественнонаучной и гуманитарной парадигмы
Параметры сопоставления Естественнонаучная
парадигма Гуманитарная парадигма
Объект исследования
Предмет исследования
Цель исследования
Способ познания
Позиция познающего субъекта
Подход
Взгляд на развитие объекта познания
Методы исследования
Мощность максимальна при изучении
Задание № 5
1. Заполните таблицу
В чём заключаетсяКогда применяется
Поисковое исследование
Критическое исследование
Уточняющее исследование
Воспроизводящее исследование
2. Заполните таблицу
Ошибки экспериментатораСпособы их контроля
1.
2.
3.
…
Задание № 6.
Проанализировать эксперименты из книги Годфруа по плану психологического исследования (Годфруа ч.2 .103-116).:
1 Вид эксперимента (констирующий, формирующий, естественный или лабораторный)
2 Тема исследования
3 Автор
4 Актуальность (постановка проблемы)
5 Цель (ожидаемый результата)
6 Задачи
7 Объект и предмет
8 Гипотеза
9 Характеристика методов и методик
10 характеристика переменных – независимая, зависимая. Выборка
11 Процедура исследования (суть эксперимента)
12 Наглядное графическое представление результатов
13 Анализ полученных результатов
14 Выводы
Практическое занятие № 2
Задание № 1.
Напишите эссе по теме:
1. Разработка идей для психологических исследований
2. Эксперимент в поведенческой психологии и в школе К. Левина (Особенности эксперимента в школе К. Левина как антитеза бихевиористской экспериментальной методологии.)
3. Экспериментальные исследования эффективности психологического воздействия на личность в практике психотерапии, консультирования и в образовании.
4. Экспериментальные исследования в организационной, инженерной психологии, психологии труда. (Исследования влияния различных переменных на работоспособность и производительность труда).
5. Эксперимент в социальной психологии (Эксперимент в исследованиях С. Милграма. Экспериментальные исследования установок, конформизма, агрессии.)
6. Неэкспериментальные методы (наблюдение, беседа, архивный метод).
7. Взаимодействие экспериментатора и испытуемого – эффект Зайонца.
8. Этика психологических исследований.
Задание № 2.
Провести обзор и краткий анализ наиболее интересных на Ваш взгляд исследований, описанных в двух последних номерах «Психологического журнала» и журнала «Вопросы психологии». Рассмотреть не менее 3-х исследований. Результаты обобщить в таблице:
№Авторы, название статьиВыходные данные (название журнала, год выпуска, номер страницы)
Содержание исследования Практическая значимость исследования Наиболее интересные факты и выводы
1
2
Задание № 3.
Составьте таблицу (см. таблицу 2) типологии экспериментальных исследований:
Таблица 2
По способу организации По характеру влияния По цели исследования Соответствие реальности
Задание № 4.
Составьте экспериментальный план.
Пример 1.
Цель исследования: сравнить успешность обучения школьников, которые прошли курс скорочтения и тех, кто его не проходил.
Независимая переменная: прохождение курса скорочтения.
Зависимая переменная: успешность школьников в обучении.
Экспериментальная выборка: учащиеся двух параллельных классов,
по 25 человек в каждом.
Проблемно-аналитическое задание:
1. Заполните таблицу
В чём заключаетсяКогда применяется
Поисковое исследование
Критическое исследование
Уточняющее исследование
Воспроизводящее исследование
2. Заполните таблицу
Ошибки экспериментатораСпособы их контроля
1.
2.
3.
…
Задание № 5
Выберите любую интересующую Вас тему психологического исследования и заполните таблицу «Этапы эксперимента» по следующему порядку:
1. Проблема и гипотеза исследования:
а) сформулируйте в форме вопроса выбранную Вами проблему;
б) исходя из поставленной проблемы, сформулируйте гипотезу исследования.
2. Работа с научной литературой:
а) найдите любые 10 книг или статей, которые посвящены выбранной проблеме.
3. Уточнение гипотезы и определение измеряемых переменных.
а) предположите, в чем можно было бы уточнить определенную Вами гипотезу; б) какие переменные (показатели) будут измеряться в исследовании?
4. Выбор экспериментального инструмента:
а) найдите по одной методике диагностики на каждую переменную, которую Вы будете измерять.
5. Планирование экспериментального исследования:
а) определите, каким будет план Вашего исследования – простым или сложным, и пропишите основные компоненты плана.
6. Отбор и распределение испытуемых по группам:
а) как Вы отберете и распределите испытуемых по группам?
7. Проведение эксперимента:
а) в зависимости от плана исследования, опишите конкретные действия, которые Вы будет реализовывать.
8. Выбор методов статистической обработки, ее проведение и интерпретация результатов:
а) определите, математические расчеты каких показателей результатов исследования Вам необходимо провести.
9. Выводы и интерпретация результатов:
а) выводы о каких психологических особенностях Вы будете описывать по завершении исследования?
10. Научный отчет:
а) в какой форме Вы представите отчет о результатах Вашего исследования?
Задание № 6.
Заполните таблицу.
Этапы эксперимента
№ Этап Пример
1 Первичная постановка научной проблемы и формулировка гипотезы. проблема:
гипотеза:
2 Работа с научной литературой. 1)
2)
3)
3 Уточнение гипотезы и определение измеряемых переменных. уточнение гипотезы:
переменные:
4 Выбор экспериментального инструмента как средства измерения выбранных переменных – методик
диагностики или аппаратуры. методики:
5 Планирование экспериментального исследования – экспериментального плана. Если Простой план, то как он организован:
Если Сложный план, то как он организован:
6 Отбор и распределение испытуемых по группам в
соответствии с планом эксперимента.
7 Проведение эксперимента. Если Простой план, то что делаем конкретно:
Если Сложный план, то что делаем конкретно:
8Выбор методов статистической обработки, ее проведение и интерпретация результатов.
9Выводы и интерпретация результатов.
10Научный отчет.