Специальная психология (1/1)
Практические задания (ПЗ) в ММУ по предмету Специальная психология (1/1)
Рекомендации к выполнению практических заданий
Учебным планом предусмотрено прохождение практических
занятий по дисциплинам.
В рамках практических занятий студенты выполняют практические
задания, следовательно, выполнение указанных заданий является
обязательным для получения положительной оценки по дисциплине.
1. Задания рекомендуется выполнять в течение всего учебного
семестра до окончания срока представления письменных (курсовых)
работ (сроки см. в графике работы в семестре);
2. Выполнение заданий оформляется в письменном виде (текстовый
файл с титульным листом (см. бланк титульного листа на странице
дисциплины));
3. Файл необходимо загружать в соответствующий раздел
дисциплины. По примеру курсовой работы.
4. Выполнение заданий оценивается преподавателем
«Выполнено/Не выполнено» в течение всего семестра;
5. Возврат файла на доработку возможен только 1 раз в сроки
загрузки письменных (курсовых) работ.
6. Для получения отметки «выполнено» достаточно
выполнить любых три задания в практическом занятии.
Практические задания в ММУ постоянно меняют: если Ваше ПЗ отличается, пишите нам, скорее всего у нас есть уже новое!
Практическое занятие по Специальной психологии
Задание № 1. Заполните таблицу, описав разные типы расстройств аутистического спектра.
Синдром Каннера
Атипичный аутизм
Синдром Ретта
Синдром Аспергера
Патопсихологические проявления
Сопутствующие соматические и/или психические заболевания
Возможности адаптации и социализации в обществе
Уровень интеллекта
Методы психокоррекции
Прогнозы излечения
Задание №2. Установите соответствие между уровнем IQ ребенка и степенью выраженности олигофрении:
А. Идиотия
Б. Тяжелая имбецильность
В. Умеренная имбецильность
Г. Дебильность
Варианты ответов: 1. IQ=50-69; 2. IQ<20; 3. IQ= 35-49.; 4. IQ=20-34
Задание №3. Заполните таблицу по определению симптомов СДВГ:
СДВГ
Причины
Основные проявления
Уровень интеллекта
Какие методы психологической диагностики применяются для диагностики нарушений
Основные методы психокоррекции
Прогноз излечения
Возможные сопутствующие
психические/неврологические
заболевания
Задание №4. Установите соответствие между заболеванием,
вызывающим олигофрению, и факторами его возникновения:
А. Синдром Кляйнфельтера
Б. Истинная микроцефалия
В. Галактоземия
Варианты ответов: 1. Энзимопатии (наследственное нарушение
обмена веществ).; 2. Тератогенные воздействия на плод; 3. Аномалии
половых хромосом
Задание №5. Заполните таблицу: сравнительный анализ
проявлений деменции, олигофрении и ЗПР в детском возрасте
Олигофрения Деменция ЗПР
Причины возникновения
Уровень IQ
Время возникновения в
онтогенезе
Возможные сопутствующие
психические/неврологические
нарушения
Прогнозы излечения
Задание №6. Решите ситуационные задачи, установив вид
психопатии у подростка:
А. Петя, ученик 11 класса, -крайне замкнут и не общителен, практически
не имеет друзей, любит проводить время в одиночестве, достаточно
неряшлив в быту. Живет в мире своих собственных увлечений, презирая
подростковые «тусовки» и увлечения сверстников. Со стороны, он
кажется закрытым, скучным и неинтересным. Петя не страдает от
«безответной» любви к девушкам, как его сверстники, и вообще -скуп на
чувства. При малейшем посягательстве на свою свободу, внутренний
мир и интересы может повести себя непредсказуемо и несдержанно,
проявляя агрессию и даже жестокость по отношению к окружающим.
Увлекается философией и мистикой, много читает, преимущественно,
произведения Толкиена, общается в сети с поклонниками его произведений.
Б. Данила с детства был ведомым и непоседливым ребенком. Всегда находил для себя авторитетов среди сверстников и подчинялся их воле, выполнял их поручения и указания. В подростковом возрасте у Дани обнаружилась тяга к развлечениям, к праздным компаниям и тусовкам. Со временем, Даня попал под влияние неформальных лидеров асоциальной компании сверстников, где начал, за компанию, злоупотреблять спиртными напитками, спайсами, попробовал запрещенные вещества, а также начал принимать участие в мелких правонарушениях и вандализме. Он часто прогуливал уроки, сбегал из дома «за компанию» или во избежание наказания со стороны родителей. В то же время, Даня не отличался постоянством и устойчивостью интересов и социальных контактов: все его интересы определялись кругом лиц, с которыми он в данный момент общался. Интерес к противоположному полу у него также был неустойчив и походил на случайные половые связи. К 11 классу он так и не определился с будущей профессией, его основными приоритетами в жизни стали развлечения, удовольствия, праздный образ жизни и поиск «легких» денег.
В. Илья, старшеклассник, выбран классной руководительницей старостой класса за умение поддерживать дисциплину в классе и тщательное выполнение своих обязанностей. У него неплохие отметки, каллиграфический ровный почерк, он- педантичен, эгоистичен, но требователен к окружающим. В детстве, при общении со сверстниками, он старался дружить только со слабыми, ведомыми или более младшими детьми, чтобы стать в компании лидером, устанавливать свои правила общения и игры. В подростковом возрасте также выбирал для общения более ведомых и пассивных товарищей. Он не пользуется уважением одноклассников, они его, скорее, боятся за излишнюю требовательность, нетерпимость к чужому мнению, несдержанность, мстительность и даже жестокость. Илья очень ревниво и придирчиво относится к своей девушке, не позволяет ей общаться и дружить с другими молодыми людьми, устраивает разборки с мнимыми соперниками при малейшем поводе, постоянно проверяет телефон и социальные сети своей девушки. Кроме того, он отличается мстительностью, он не прощает, ни обид, ни посягательств на свои вещи или личное пространство. В аффекте он может ударить обидчика, обозвать, поломать его вещи или совершить какой -то неадекватный противоправный поступок.
Г. Эмма, ученица 9 класса, прилежная ученица, скромная, с обостренным чувством долга. Отличается порядочностью, трудолюбием, повышенной ответственностью. В то же время, излишняя скромность и застенчивость не дает девушке спокойно отвечать у доски,
наладить контакт с противоположным полом, успешно сдавать экзамены. Обычно перед экзаменом Эмма начинает сильно нервничать за несколько дней, не спит ночами, теряет в весе, даже придумывает «ритуалы» для получения хорошей оценки, например, сдает экзамен в одной и той же одежде. Эмма предъявляет к себе завышенные требования, как в учебе, так и в жизни, поэтому она недовольна своим телом и внешностью, считает себя «серой мышкой». Любое дело старается доводить до конца, если что-то срывается начинает испытывать сильную тревогу. После сдачи экзаменов или пережитого нервного потрясения Эмма испытывает приступы беспричинного страха за свою жизнь или жизнь своих близких, постоянно боится, что с ними произойдет что-то плохое. При этом может испытывать панические атаки, фобии или приступы вегетососудистой дистонии. Трудно переносит разлуку с близкими, а также перемену обстановки или переезд.
Варианты ответов: 1. Эпилептоидная (застревающая) психопатия; 2. Тревожная (психастеническая) психопатия; 3. Шизоидная психопатия; 4. Неустойчивая психопатия.