Методология исследования в клинической психологии (1/1)
Практические задания (ПЗ) в ММУ по предмету Методология исследования в клинической психологии (1/1)
Практическое занятие 1 по теме 1
Основные понятия теории науки. Методологические проблемы системообразующих понятий клинической психологии
Задание 1. Подготовьте развернутый ответ на 1 один вопрос на выбор:
1. Представления о предмете клинической психологии в отечественной и зарубежной психологии и медицине.
2. Системный подход и синдромный анализ в клинической психологии.
3. Проблема объективного метода в клинической психологии.
4. Проблема классификации психопатологических феноменов в клинической психологии.
Задание 2. Выполните кейс- задание. Разработайте схему психодиагностического обследования для данного пациента (перечень параметров познавательной, эмоционально-волевой и других сфер личности и рекомендуемых психодиагностических методик).
1. Данные о пациенте:
— Ф.И.О.: Я. Елена Александровна;
— дата рождения: 08.04.1972;
— возраст на момент освидетельствования: 26 лет;
— образование: высшая бухгалтерская школа;
— профессия: бухгалтер
2. Диагноз: смешанный астигматизм правого глаза. Врожденный микрофтальм слева, атроблизия.
3. Социальный анамнез: больная живет с мамой и старшей сестрой. По профессии работу не нашла. Работала лаборантом в школе, библиотекарем.
4. Психологический анамнез:
— больная жалоб не предъявляет. Инфантильна; врожденные причины заболевания: «родилась с этим, ухудшалось потом»;
— училась нормально, проблем в общении со сверстниками не отмечает, но круг общения был сужен; работать не хочет, переучиваться тоже: «Хочу побыть дома, отдохнуть. Я устала. Мне все надоело. Кому я такая нужна, если здоровые не могут устроиться».
Практическое занятие 2 по теме 2
Методологические проблемы классификации в клинической психологии.
Задание 1. Подготовьте развернутый ответ на 1 один вопрос на выбор:
1. Научно-теоретические основы классификации
2. Многоосевой принцип оценки психической патологии.
3. Основные рубрики МКБ-11.
4. Многомерный подход к оценке психического состояния.
5. Феноменологический подход в психиатрии.
6. Диагностические принципы-альтернативы.
Задание 2. Выполните кейс- задание. Разработайте схему психодиагностического обследования для данного пациента (перечень параметров познавательной, эмоционально-волевой и других сфер личности и рекомендуемых психодиагностических методик).
1. Данные о пациенте:
— Ф.И.О.: М. Марианна Александровна;
— дата рождения: 22.11.1977;
— возраст на момент освидетельствования: 21 год;
— образование: 2-й курс колледжа;
— профессия: художник-декоратор.
2. Диагноз: сахарный диабет 1 типа, тяжелая форма (инсулинозависимая).
3. Социальный анамнез: живет с мамой, инвалидом II группы. Болеет с 14 лет.
Учится. Хочет стать «свободным художником», посещать свободно место учебы «для сохранения общения с людьми» и соблюдения режима питания. Стрижет собак для получения заработка.
4. Психологический анамнез:
— жалоб на состояние здоровья не предъявляет. Ограничений жизнедеятельности, со слов больной, не испытывает;
— причиной болезни считает стресс, связанный с уходом отца из семьи. Считает, что болезнь развивалась и развивается очень быстро. Режим питания больная соблюдала в течение 5 лет и уже 2 года инсулинозависима, что ограничивает ее жизнь;
— все началось со слабости, головокружения, иногда кратковременной потери сознания. Пошла к врачу, сдала анализы. Сразу был поставлен диагноз — сахарный диабет.
Когда узнала о диагнозе, много плакала, затем поняла, что надо жить. Тем более, что мама уже тогда неизлечимо заболела, и ей дали III группу, а три года назад — II группу инвалидности;
— до болезни была более активна, имела больше друзей. Рисовать любила всегда, но не хватало времени заняться этим основательно. После начала заболевания стала уделять больше времени любимому занятию.
Практическое занятие 3 по теме
Методологические проблемы психологической диагностики, проблема измерения в клинической психологии.
Задание 1. Подготовьте развернутый ответ на 1 один вопрос на выбор:
1.Клинико-психологическая диагностика: общие положения
2. Функции клинико-психологической диагностики
3. Диагностические концепции в клинической психологии
4. Проблема измерения в клинической психологии.
5. Мультимодальность как основной принцип диагностики
Задание 2. Выполните кейс- задание. Разработать схему психодиагностического обследования для данного пациента (перечень параметров познавательной, эмоционально-волевой и других сфер личности и рекомендуемых психодиагностических методик).
1. Данные о пациенте:
— Ф.И.О.: С. Николай Васильевич;
— дата рождения: 20.12.1980;
— возраст на момент освидетельствования: 18 лет;
— образование:
учащийся 9-го класса средней школы;
— профессия: не имеет.
2. Диагноз: врожденная оперированная субкомпенсированная глаукома обоих глаз.
3. Социальный анамнез: мальчик учился на дому в обычной школе. Живет с родителями, бабушкой и сестрой. Не учится и не работает. Профессии не
имеет. Перспектив к обучению не видит. Ничем активно не интересуется: читает мало, больше гуляет. Имеет постоянный круг друзей, но достаточно ограниченный.
4. Психологический анамнез:
— жалобы на ограничения в жизнедеятельности, в частности на невозможность работать с таким заболеванием. Болей не испытывает, но затруднения имеются: не может долго читать, трудно читать текст, написанный мелким шрифтом;
— причины возникновения заболевания: «родился такой!», «никто не виноват!»;
— всегда было трудно учиться, но до пятого класса учился в классе со всеми, пока не перестал успевать — плохо видел с доски и плохо «соображал!»;
— когда учился на индивидуальном обучении, дома часто оставался один, читал мало, очень подолгу смотрел телевизор.
Практическое занятие 4 по теме
Методологические проблемы планирования и оценки психологических интервенций
Задание 1. Подготовьте развернутый ответ на 1 один вопрос на выбор:
1. Систематика клинико-психологической интервенции
2. Этические нормы и деонтологические принципы в профессиональной деятельности клинических психологов.
3. Методы клинико-психологической интервенции
4. Плоскости клинико-психологической интервенции и соотнесение их с функциями интервенции
5. Методика исследования клинико-психологической интервенции
Задание 2. Выполните кейс- задание. Разработайте схему психодиагностического обследования для данного пациента (перечень параметров познавательной, эмоционально-волевой и других сфер личности и рекомендуемых психодиагностических методик).
1. Данные о пациенте.
— Ф.И.О.: Г. Евгения Павловна;
— дата рождения: 20.07.1944;
— возраст на момент освидетельствования: 54 г.;
— образование: 7 классов;
— профессия: рабочая.
2. Диагноз: токсическая энцефалопатия с выраженными интеллектуально-мнестическими нарушениями и координаторными нарушениями.
3. Социальный анамнез: живет с дочерью и внучкой. Больная выпивает. Домашними делами не интересуется. Общение ограничено. Не работает и не собирается искать работу.
Себя алкоголиком не считает.
4. Психологический анамнез:
— жалобы связаны с тем, что больная считает себя нетрудоспособной, по симптоматике заболевания жалоб не предъявляет;
— субъективные причины возникновения болезни – «болезненная с детства»;
объективные причины – «всю жизнь «горбатилась» на наше государство – а что взамен?»; «сначала голова кружилась, слабость была, а потом совсем плохо стала себя чувствовать, так, что работать не смогла»; «я уж и не помню, какой была до болезни, давно болею»;
— нетрудоспособна.