История отечественной журналистики (1/2)
Практические задания (ПЗ) в ММУ по предмету История отечественной журналистики (1/2)
Рекомендации к выполнению практических заданий
Учебным планом предусмотрено прохождение практических занятий по дисциплинам.
В рамках практических занятий студенты выполняют практические задания, следовательно, выполнение указанных заданий является обязательным для получения положительной оценки по дисциплине.
1. Задания рекомендуется выполнять в течение всего учебного семестра до окончания срока представления письменных (курсовых) работ (сроки см. в графике работы в семестре).
2. Выполнение заданий оформляется в письменном виде (текстовый файл с титульным листом, см. бланк титульного листа на странице дисциплины).
3. Файл необходимо загружать в соответствующий раздел дисциплины. По примеру курсовой работы. Все практические задания выполняются в одном файле, загружаются единым документом, включая титульный лист.
4. Выполнение заданий оценивается преподавателем «Выполнено/Не выполнено» в течение всего семестра.
5. Возврат файла на доработку возможен только 1 раз в сроки загрузки письменных (курсовых) работ.
6. Порядок выполнения практических заданий по дисциплине «История отечественной журналистики»:
Практическое занятие № 1 – необходимо подготовить краткие (один-два абзаца) ответы на контрольные вопросы и одно задание по выбору студента.
Практическая работа предоставляется единым документом в формате doc/docx.
Страницы практической работы нумеруются (внизу по центру, номер страницы на титульном листе не ставится).Требования к набору текста: выравнивание по ширине, абзацный отступ 1.25, шрифт Times New Roman,14 пт, 1.5-ный межстрочный интервал (в настройках документа «Абзац»).
Для выполнения заданий необходимо ознакомиться с материалами лекций, методическими рекомендациями и рекомендуемой литературой.
Заполните титульный лист по образцу (см. бланк на странице дисциплины в разделе «Учебно-методические материалы»); форма обучения, номер учебной группы указаны в профиле обучающегося.
Обратите, пожалуйста, внимание на особенности выполнений заданий, которые предполагают создание инфографики или иллюстрированной презентации (методические рекомендации приведены в практических занятиях).
Практические задания в ММУ постоянно меняют: если Ваше ПЗ отличается, пишите нам, скорее всего у нас есть уже новое!
Практическое занятие № 1
по темам № 1, 6, 7
«Возникновение периодической печати в России.
Журналистика первой четверти XIX в. в России.
Отечественная журналистика 20–40-х гг. XIX века»
В разделе «Практическое занятие» Вы найдёте перечень вопросов, ответив на которые Вы закрепите пройденный материал, а также ряд заданий, решение которых поможет Вам научиться применять полученные знания на практике.
Решение заданий, содержащихся в практическом занятии, поможет Вам подготовиться и успешно пройти промежуточное и итоговое тестирование.
Ответьте на вопросы:
1. Периодизация истории отечественной журналистики: назовите основные этапы.
2. Что такое «пражурналистика»? Какие формы пражурналистики были представлены в России?
4. Что такое «цензура» и «цензурный устав»?
5. Назовите основные особенности и тенденции развития отечественной журналистики первой половины XIX века.
Выполните задания:
Задание 1. Зарождение и основные этапы развития отечественной журналистики. Необходимо выбрать один из вариантов выполнения работы. Вариант 1. Периодизация истории печати в России. Подготовьте инфографику (1 изображение в формате png или jpeg),
представив основные этапы и их ключевые характеристики с использованием изображений, пиктограмм, рисунков и минимальным объёмом текста. Вариант 2. Формы пражурналистики в России. Подготовьте инфографику (1 изображение в формате png или jpeg), представив формы пражурналистики, существовавшие в России, с использованием изображений, пиктограмм, рисунков и минимальным объёмом текста.
Методические рекомендации по выполнению задания: Форма представления готовой работы – 1 изображение в формате png или jpeg. Программы для создания коллажей/обработки изображений: Adobe Photoshop, MS Power Point или программы с аналогичными функциями.
Инфографика – это «информационная графика», графико-вербальный способ подачи информации, используемый в журналистике («визуальная журналистика»), научных и научно-популярных изданиях и др., а также жанр и результат применения этого способа. Различают статическую и динамическую (интерактивную) инфографику. На телевидении и в мультимедийных СМИ широко представлена видеоинфографика.
Инфографика:
Компактно и креативно передаёт знания
Наглядно представляет цифры и другую абстрактную информацию
Лучше усваивается и запоминается
Этапы создания инфографики:
Формулирование цели создания инфографики и определение аудитории.
Сбор материала по теме.
Аналитика и обработка информации.
Вёрстка – выбирается формат (в зависимости от целей и количества данных): презентация, слайд-каст, одностраничная картинка, видеоролик. Задание 2. Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. Ознакомьтесь с письмами Ивана Грозного и Андрея Курбского и составьте сравнительную таблицу, сопоставляя письма двух авторов: – тематика; – основные идеи; – стилистические особенности, средства художественной выразительности. Список текстов: Первое послание Курбского Ивану Грозному Первое послание Ивана Грозного Курбскому Второе послание Курбского Ивану Грозному Второе послание Ивана Грозного Курбскому Третье послание Курбского Ивану Грозному [Ознакомиться с текстами посланий и научными комментариями к ним можно в издании: Библиотека литературы Древней Руси / РАН. Ин-т рус. лит. (Пушкинский дом); под. ред. Д.С. Лихачева и др. – Санкт-Петербург: Наука, 1997 / Т. 11: XVI век. – 2001. – 681 c.]. Задание 3. Рукописная газета «Куранты»: характеристика издания. Проанализируйте особенности рукописной газеты «Куранты» (XVII век) и заполните таблицу:
Параметры
Газета «Куранты»
Кем выпускалась газета
Аудитория
Авторский состав
Содержание, тематика
Основные источники информации
Внешний вид, формат
Периодичность
Тираж
[Подробнее с исследованием русской рукописной газеты и её материалами можно ознакомиться в изданиях Российской Академии Наук «Вести-Куранты 1656 г. 1660-1662 гг. 1664-1670 гг.: в 2-х частях» и за другие годы]. Задание 4. Первая русская печатная газета «Ведомости»: история и характеристика деятельности. Найдите в электронных архивах выпуск газеты Петровские «Ведомости» (1702 – 1727 гг.) за любой год. Проанализируйте содержание номера, структуру выпуска, жанровый характер публикаций. Методические рекомендации по выполнению задания:
Объём работы: 1 стр., 14-й шрифт, 1.5-й интервал.
Заполните таблицу, представленную ниже.
Укажите дату выхода выпуска газеты «Ведомости», который Вы выбрали для анализа.
Параметры
Газета «Ведомости»
Дата выхода номера_____________
Кем выпускалась газета
Аудитория
Авторский состав
Содержание, тематика, жанры публикаций
Основные источники информации
Оформление, иллюстрации, формат
Периодичность
Тираж
Задание 5. Подготовьте иллюстрированный реферат-презентацию, используя программу MS Power Point или её аналоги на одну из перечисленных далее тем, объём 10–15 слайдов, не более 500 знаков на каждом слайде:
1. Цензурный устав 1804 года и его влияние на развитие отечественной журналистики.
2. Альманах декабристов «Полярная звезда».
3. Альманах «Северные цветы» А.А. Дельвига.
4. Полемика о литературном языке в журналах начала XIX века, её политическое значение.
5. Борьба литературных направлений в журналах начала XIX века: полемика сентименталистов и романтиков с классиками.
6. «Афиши» Ф.В. Ростопчина: проблематика, жанр, историческое значение.
7. Литературные обзоры А.А. Бестужева.
8. Журнал «Вестник Европы»: характеристика деятельности в первой четверти XIX века.
9. Журнал «Северный вестник» (1804 – 1805): характеристика издания.
10. Журнал «Чтения в беседе любителей русского слова» (1811 – 1816): характеристика издания.
11. Журналы «Вольного общества любителей словесности, наук и художеств» (1801 – 1825).
12. Отечественная война 1812 года и её влияние на развитие журналистики.
13. Газета «Русский инвалид»: характеристика издания в первой четверти XIX века.
14. «Библиотека для чтения» как тип энциклопедического журнала первой половины XIX века.
15. Фельетоны О.И. Сенковского.
16. Н.А. Полевой – литературный критик.
17. Журнал «Московский телеграф» Н.А. Полевого.
18. Газета «Северная пчела» Ф. Булгарина: типологический анализ.
19. Журнал «Сын Отечества» Н. Греча и Ф. Булгарина: типологический анализ, основная проблематика.
20. Памфлеты А.С. Пушкина («О записках Видока», «Торжество дружбы, или оправданный Александр Анфимович Орлов», «Несколько слов о мизинце г. Булгарина и о прочем»).
21. Деловые газеты первой половины XIX века: «Санкт-Петербургские коммерческие ведомости» и др.
22. Театральные журналы первой половины XIX века как тип издания: общая характеристика (журналы по выбору студента).
23. Экономические журналы первой половины XIX века как тип издания: общая характеристика (журналы по выбору студента).
24. Военные журналы первой половины XIX века как тип издания: общая характеристика (журналы по выбору студента).
25. Детские журналы первой половины XIX века как тип издания: общая характеристика (журналы по выбору студента).
26. Женские журналы первой половины XIX века как тип издания: общая характеристика (журналы по выбору студента).
Методические рекомендации по выполнению задания: Выполнение реферата-презентации в программе MS Power Point: необходимо выбрать одну тему для подготовки иллюстрированного реферата-презентации из перечня, приведённого в задании;
сохранить скриншоты презентации в документ Word (можно копировать слайды из ppt в Word). На титульном слайде должны быть указаны: название темы, ф.и.о. студента, номер учебной группы, дата выполнения презентации. На каждом слайде текст должен сопровождаться тематически соответствующей иллюстрацией. Кроме рисунков, приветствуется размещение собственной несложной инфографики (небольшие таблицы, диаграммы, объекты SmartArt в программе MS Power Point). Структурируйте текст реферата: используйте заголовки слайдов для обозначения разделов, маркированные списки для выделения ключевых тезисов. На последнем слайде указывается использованная Вами литература (3 – 5 источников): учебники, учебные пособия, научные статьи (не Википедия). Необходимые материалы Вы можете выбрать из списка рекомендуемой литературы к дисциплине «История отечественной журналистики», а также найти самостоятельно. Рекомендуем использовать для поиска статей и авторефератов диссертаций по выбранной теме такие научные порталы, как «Киберленинка», «eLibrary», «Медиаскоп». Примеры оформления источников, в том числе интернет-ресурсов, можно посмотреть в том же списке рекомендуемой литературы к дисциплине.