Практикум по психодиагностике (2/2)
Практические задания (ПЗ) в ММУ по предмету Практикум по психодиагностике (2/2)
Рекомендации к выполнению практических заданий
Учебным планом предусмотрено прохождение практических занятий по дисциплинам.
В рамках практических занятий студенты выполняют практические задания, следовательно, выполнение указанных заданий является обязательным для получения положительной оценки по дисциплине.
1. Задания рекомендуется выполнять в течение всего учебного семестра до окончания срока представления письменных (курсовых) работ (сроки см. в графике работы в семестре);
2. Выполнение заданий оформляется в письменном виде (текстовый файл с титульным листом (см. бланк титульного листа на странице дисциплины));
3. Файл необходимо загружать в соответствующий раздел дисциплины. По примеру курсовой работы.
4. Выполнение заданий оценивается преподавателем «Выполнено/Не выполнено» в течение всего семестра;
5. Возврат файла на доработку возможен только 1 раз в сроки загрузки письменных (курсовых) работ;
6. В зависимости от формы практических заданий конкретной дисциплины преподаватель уточняет со студентом порядок их выполнения.
7. Необходимо выполнить по одному заданию из каждой темы на выбор студента (Практическое занятие 5, Практическое занятие 6, Практическое занятие 7). Итого 3 задания.
Практические задания в ММУ постоянно меняют: если Ваше ПЗ отличается, пишите нам, скорее всего у нас есть уже новое!
Практическое задание по теме 5
Диагностика эмоционально-мотивационной сферы
Задания для самостоятельной работы
Задание 1. Опишите феноменологию эмоций и проблемы изучения эмоционального переживания.
Задание 2. Что представляет собой методика «Тест эмоционального интеллекта Дж. Мэйера, П. Сэловея, Д. Карузо»? Опишите внутреннюю структуру методики.
Задание 3. Охарактеризуйте прямые методы диагностики мотивации.
Задание 4. В чем основные трудности в изучении мотивации с помощью личностных опросников?
Задание 5. Опишите проективные методы диагностики неосознаваемых мотивов поведения.
Задание 6. Провести диагностику по методике «Тест-опросник изучения мотивации достижения А. Мехрабиана». Опишите результаты диагностики.
Модификация теста-опросника А.Мехрабиана для измерения мотивации достижения (ТМД), предложенная М.Ш.Магомед-Эминовым. ТМД предназначен для диагностики двух обобщенных устойчивых мотивов личности: мотива стремления к успеху и мотива избегания неудачи. При этом оценивается, какой из этих двух мотивов у испытуемого доминирует .
На основе подсчета суммарного балла определяются, какая мотивационная тенденция доминирует у испытуемого. Чем больше полученный испытуемым бал, тем выше выражена у него мотивация достижения и тем ниже мотивация избегания неудач.
Тест-опросник А.Мехрабиана для измерения мотивации достижения (адаптация М.Ш.Магомед-Эминова).
ИНСТРУКЦИЯ: «Тест состоит из ряда утверждений, касающихся дельных сторон характера, а также мнений и чувств по поводу некоторых жизненных ситуация. Чтобы оценить степень вашего согласия или несогласия с каждым из утверждений, используйте следующую
+ 3 полностью согласен
+ 2 согласен
+ 1 скорее согласен, чем не согласен
0 нейтрален
-1 скорее не согласен, чем согласен
-2 не согласен
-3 полностью не согласен
Прочтите утверждение теста и оцените степень своего согласия (или
несогласия). При этом на бланке для ответов против номера утверждения
поставьте цифру, которая соответствует степени Вашего согласия (+3,+2,+1,
0, -1, -2, -3). Давайте тот ответ, который первым приходит Вам в голову. Не
тратьте времени на его обдумывание.
При обработке результатов производится подсчет баллов по
определенной системе, а не анализ содержания отдельных ответов.
Результаты теста будут использоваться только для научных целей и дается
полная гарантия о неразглашении полученных данных.
Если у Вас возникли какие-то вопросы, задайте их прежде, чем
выполнять тест. Теперь приступайте к работе!»
Текст опросника.
Форма А (мужская).
1. Я больше думаю о получении хорошей оценки, чем опасаюсь
получения плохой.
2. Если бы я должен был выполнить сложное, незнакомое мне задание,
то предпочел бы сделать его вместе с кем-нибудь, чем трудиться над ним в
одиночку.
3. Я чаще берусь за трудные задачи, даже если не уверен, что смогу их
решить, чем за легкие, которые знаю, что решу.
4. Меня больше привлекает дело, которое не требует напряжения и в
успехе которого я уверен, чем трудное дело, в котором возможны
неожиданности.
5. Если бы у меня что-то не выходило, я скорее приложил бы все силы,
чтобы с этим справиться, чем перешел бы к тому, что у меня может хорошо
получиться.
6. Я предпочел бы работу, в которой мои функции четко определены и
зарплата выше средней, работе со средней зарплатой, в которой я должен,
сам определять свою роль.
7. Я трачу больше времени на чтение специальной литературы, чем
художественной.
8. Я предпочел бы важное трудное дело, хотя вероятность неудачи в нем равна 50%, делу достаточно важному, но не трудному.
9. Я скорее выучу развлекательные игры, известные большинству людей, чем редкие игры. которые требуют мастерства и известны немногим.
10. Для меня очень важно делать свою работу как можно лучше, даже если из-за этого у меня возникают трения с товарищами.
11. Если бы я собрался играть в карты, то скорее сыграл бы в развлекательную игру, чем в трудную, требующую размышлений.
12. Я предпочитаю соревнования, где я сильнее других, чем где все участники приблизительно равны по силам.
13. В свободное от работы время я овладею какой-нибудь игрой скорее для развития своих умений, чем для отдыха и развлечений.
14. Я скорее предпочту сделать какое-то дело так, как я считаю нужным, пусть даже с 50% риска ошибиться, чем делать его, как мне советуют другие.
15. Если бы мне пришлось выбирать, то я скорее выбрал бы работу, в которой начальная зарплата будет 100 руб. и может остаться в таком размере неопределенное время, чем работу, в которой начальная зарплата равна 80 руб. и есть гарантия, что не позднее, чем через 5 лет я буду получать более 180 руб.
16. Я скорее стал бы играть в команде, чем соревноваться один на один.
17. Я предпочитай работать, не щадя сил, пока полностью не удовлетворюсь полученным результатом, чем стремлюсь закончить дело побыстрей и с меньшим напряжением
18. На экзамене я предпочел бы конкретные вопросы по пройденному материалу, вопросам, требующим для ответа высказывания своего мнения.
19. Я скорее выбрал бы дело, в котором имеется некоторая вероятность неудачи, но есть и возможность достигнуть большего такое, в котором мое положение не ухудшится, но и существенно не улучшится.
20. После успешного ответа на экзамене я скорее с облегчением вздохну («пронесло»!), чем порадуюсь хорошей оценке.
21. Если бы я мог вернуться к одному из двух незавершенных дел, я скорее вернулся бы к трудному, чем к легкому.
22. При выполнении контрольного задания я больше беспокоюсь о том, как бы не допустить какую-нибудь ошибку, чем думаю о том, как правильно его решить.
23. ЕСЛИ у меня что-то не выходит, я лучше обращусь к кому-либо помощью, чем стану сам продолжать искать выход.
24. После неудачи я скорее становлюсь еще более собранным и энергичным, чем теряю всякое желание продолжать дело.
25. Если есть сомнение в успехе какого-либо начинания, то я скорее не стану рисковать, чем все-таки приму в нем активное участие
26. Когда я берусь за трудное дело, я скорее опасаюсь, что не справлюсь с ним, чем надеюсь, что оно получится.
27. Я работаю эффективнее под чьим-то руководством, чем когда несу за свою работу личную ответственность.
28. Мне больше нравится выполнять сложное незнакомое задание, чей задание знакомое, в успехе которого я уверен.
29. Я работаю продуктивнее над заданием, когда мне конкретно указывают, что и как выполнять, чем когда передо мной ставят задачу лишь в общих чертах.
30. Если бы я успешно решил какую-то задачу, то с большим удовольствием взялся бы еще раз решить аналогичную задачу, чем перешел бы к задаче другого типа
31. Когда нужно соревноваться, у меня скорее возникает интерес и азарт, чем тревога и беспокойство.
32. Пожалуй я больше мечтаю о своих планах на будущее, чем пытаюсь их реально осуществить
Форма Б (женская)
1. Я больше думаю о получении хорошей оценки, чем опасаюсь получения плохой.
2. Я чаще берусь за трудные задачи, даже если не уверена, что смогу их решить, чем за легкие, которые знаю, что решу.
3. Меня больше привлекает дело, которое не требует напряжения и в успехе которого я уверена, чем трудное дело, в котором возможны неожиданности.
4. Если бы у меня что-то не выходило, я скорее приложила бы все силы, чтобы с этим справиться, чем перешла бы к тому, что у меня может хорошо получаться.
5. Я предпочла бы работу, в которой мои функции четко определены и зарплата выше средней, работе со средней зарплатой, в которой я сама должна определять свою роль.
6. Более сильные переживания у меня вызываются страхом неудачи, чем надеждой на успех.
7. Научно-популярную литературу я предпочитаю литературе развлекательного жанра.
8. Я предпочла бы важное трудное дело, где вероятность неудач равна 50%, делу достаточно важному, но не трудному.
9. Я скорее выучу развлекательные игры, известные большинству людей, чем редкие игры, которые требуют мастерства и известны немногим.
10. Для меня очень важно делать свою работу как можно лучше, даже если из-за этого у меня возникают трения с товарищами.
11. После успешного ответа на экзамене я скорее с облегчением вздохну, что «пронесло», чем порадуюсь хорошей оценке.
12. Если бы я собралась играть в карты, то я скорее сыграла бы в развлекательную игру, чем в трудную, требующую размышлений.
13. Я предпочитаю соревнования, где я сильнее других, тем, где все участники приблизительно равны по силам.
14. После неудачи я становлюсь еще более собранной и энергичной, чем теряю всякое желание продолжать дело.
15. Неудачи отравляют мою жизнь больше, чем приносят радость успеха.
16. В новых неизвестных ситуациях у меня скорее возникает волнение и беспокойство, чем интерес и любопытство.
17. Я скорее попытаюсь приготовить новое интересное блюдо, хотя может плохо получиться, чем стану готовить привычное блюдо которое обычно хорошо выходило.
18. Я скорее займусь чем-то приятным и необременительным, чем выполнять что-то, как мне кажется, стоящее, но не очень увлекательное.
19. Я скорее затрачу все свое время на осуществление одного дела, чем постараюсь выполнить быстро за это же время два-три дела.
20. Если я заболела и вынуждена остаться дома, то я использую время скорее для того, чтобы расслабиться и отдохнуть, чем почитать поработать
21. Если бы я жила с несколькими девушками в одной комнате, и мы решили устроить вечеринку, я предпочла бы сама организовать ее, чем чтобы это сделала какая-нибудь другая.
22. Если у меня что-то не выходит, я лучше обращусь к кому-то за помощью, чем стану сама продолжать искать выход.
23. Когда нужно соревноваться, у меня скорее возникает интерес и азарт, чем тревога и беспокойство.
24. Когда я берусь за трудное дело, я скорее опасаюсь, что не справлюсь с ним, чем надеюсь, что оно получится.
25. Я работаю эффективнее под чьим-то руководством, чем тогда, когда несу за свою работу личную ответственность.
26. Мне больше нравится выполнять сложное незнакомое задание, чем задание знакомое, в успехе которого я уверена.
27. Если бы я успешно решила какую-то задачу, то с большим удовольствием взялась бы решать еще раз аналогичную, чем перешла бы к задаче другого типа.
28. Я работаю продуктивнее над заданием, когда передо мной ставят задачу лишь в общих чертах, чем когда мне конкретно указывают, что и как выполнять.
29. Если при выполнении важного дела я допускаю ошибку, то чаще я теряюсь и впадаю в отчаяние, чем быстро беру себя в руки и пытаюсь исправить положение.
30. Пожалуй, я больше мечтаю о своих планах на будущее, чем пытаюсь их реально осуществить.
Процедура подсчета суммарного балла. Для определения суммарного балла необходимо пользоваться следующей процедурой. Ответам испытуемых на прямые пункты опросника (отмечены знаком «+» в ключе) приписываются баллы на основе следующего соотношения:
Ответам испытуемых на обратные пункты опросника (отмечены в ключе «–») приписываются баллы на основе соотношения:
Ключ к мужской форме: +1, -2, +3, -4, +5, -6, +7, +8, -9, +10, -11, -12, +13, +14, -15, -16, +17, -18, +19, -20, +21, -22, -23, +24, -25, -26, -27, +28, -30, +31, -32.
Ключ к женской форме: +1, +2, -3, +4, -5, -6, +7, +8, -9, +10, -11, -12, -13, +14, -15, -16, +17, -18, +19, -20, +21, -22, +23, -24, -25, +26, -27, +28, -29, -30.
На основе подсчета суммарного балла определяются, какая мотивационная тенденция доминирует у испытуемого. Баллы всей выборки испытуемых, участвующих в эксперименте, ранжируют и выделяют две контрастные группы: верхние 27% выборки характеризуются мотивом стремления к успеху, а нижние 27% – мотивом избежать неудачи.
Практическое задание по теме 6
«Диагностика темперамента и характера»
Задания для самостоятельной работы
Задание 1. Проведите диагностику по методике «Тест-опросник определения темперамента Г. Айзенка (EPQ)». Опишите результаты проведенной диагностики.
Задание 2. Проведите диагностику по методике «Матричная типология личности Г. Айзенка» (Г. В. Суходольский). Опишите результаты проведенной диагностики.
Задание 3. Проведите диагностику по методике «Опросник свойств темперамента В. М. Русалова». Опишите результаты проведенной диагностики.
Задание 4. Проведите диагностику по методике «Тест-опросник изучения акцентуации характера Г. Шмишека». Опишите результаты проведенной диагностики.
Задание 5. Проведите диагностику по методике 16-факторный личностный опросник Р. Кеттелла. Опишите результаты проведенной диагностики.
Практическое задание по теме 7
«Диагностика самосознания»
Задания для самостоятельной работы
Задание 1. Охарактеризуйте стандартизированные и нестандартизированные самоотчеты в диагностике самосознания.
Задание 2. Опишите идеографические методики и проективные техники в диагностике самосознания.
Задание 3. Проведите диагностику по методу измерения локуса контроля» (Дж.Роттера). Опишите результаты проведенной диагностики.
Локус контроля — психологический фактор, характеризующий тот или иной тип личности. Представляет собой склонность человека приписывать ответственность за происходящие в жизни события и результаты своей деятельности внешним силам (экстернальный, внешний локус контроля) либо собственным способностям и усилиям (интернальный, внутренний локус контроля).
Людей с внешним локусом контроля, склонных объяснять последствия своих поступков влиянием обстоятельств, принято называть экстерналами, поскольку ответственность за свою деятельность они приписывают исключительно внешним условиям. Противоположный тип — интерналы. Люди этого типа считают ответственными за результаты своей деятельности только самих себя. Даже если обстоятельства неблагоприятны, интернал не станет оправдывать себя за ошибки или неудачи.
Люди, обладающие внутренним локусом контроля, более уверены в себе, последовательны и настойчивы в достижении поставленной цели, уравновешены, доброжелательны и независимы. Склонность к внешнему локусу контроля, напротив, проявляется в неуверенности, неуравновешенности, тревожности, подозрительности, конформности и агрессивности. Казалось бы, позиция экстерналов удобнее и должна обеспечивать им более благоприятное положение в социальном окружении. Однако многочисленные психологические наблюдения и эксперименты обнаружили устойчивую закономерность: интерналы чаще достигают успеха в творческой и профессиональной деятельности, менее тревожны и агрессивны, способны более стойко защищать свои принципы, чем экстерналы. Интерналы менее подозрительны во взаимоотношениях, чаще вызывают доверие, добиваясь своих целей. «Чистых» интерналов или экстерналов практически не существует. В каждом человеке есть доля уверенности в своих силах и способностях, и доля психологической зависимости от обстоятельств.
Шкалы: экстернальность, интернальность
Цель тестирования: выявление локуса контроля респондентов.
Инструкция к тесту
Прочтите каждое высказывание в паре и решите, с каким из них вы согласны
в большей степени. На бланке ответов обведите кружком одну из букв – «а»
или «б».
Стимульный материал:
№ Вариант «а» Вариант «б»
1 Дети попадают в беду потому, что
родители слишком часто их наказывают.
В наше время неприятности происходят
с детьми чаще всего потому, что
родители слишком мягко относятся к
ним.
2 Многие неудачи происходят от
невезения.
Неудачи людей являются результатом
их собственных ошибок
3 Одна из главных причин, почему
совершаются аморальные поступки,
состоит в том, что окружающие мирятся
с ними.
Аморальные поступки будут
происходить всегда, независимо от того,
насколько усердно окружающие
пытаются их предотвратить.
4 В конце концов к людям приходит
заслуженное признание.
К сожалению, заслуги человека часто
остаются непризнанными.
5 Мнение, что преподаватели
несправедливы к учащимся, неверно.
Многие учащиеся не понимают, что их
отметки могут зависеть от случайных
обстоятельств.
6 Успех руководителя во многом зависит
от удачного стечения обстоятельств.
Способные люди, которые не стали
руководителями, сами не использовали
свои возможности.
7 Как бы вы ни старались, некоторые
люди все равно не будут
симпатизировать вам.
Тот, кто не сумел завоевать симпатии
окружающих, просто не умеет ладить с
другими.
8 Наследственность играет главную роль в
формировании характера и поведения
человека.
Только жизненный опыт определяет
характер и поведение.
9 Я часто замечал справедливость
поговорки: «Чему быть – того не
миновать».
По-моему, лучше принять решение и
действовать, чем надеяться на судьбу. !
10
Для хорошего специалиста даже проверка с пристрастием не представляет затруднений.
Даже хорошо подготовленный специалист обычно не выдерживает проверки с пристрастием.
11
Успех является результатом усердной работы и мало зависит от везения.
Чтобы добиться успеха, нужно не упустить удобный случай.
12
Каждый гражданин может оказывать влияние на важные ; государственные решения.
Обществом управляют люди, которые выдвинуты на общественные посты, а рядовой человек мало что может сделать.
13
Когда я строю планы, то я вообще убежден, что смогу осуществить их.
Не всегда благоразумно планировать далеко вперед, потому что многое зависит от того, как сложатся обстоятельства.
14
Есть люди, о которых можно смело сказать, что они нехорошие.
В каждом человеке есть что-то хорошее.
15
Осуществление моих желаний не связано с везением.
Когда не знают как быть, подбрасывают монету. По-моему, в жизни можно часто прибегать к этому.
16
Руководителем нередко становятся благодаря счастливому стечению обстоятельств.
Чтобы стать руководителем, нужно уметь управлять людьми. Везение здесь ни при чем.
17
Большинство из нас не могут влиять сколько-нибудь серьезно на мировые события.
Принимая активное участие в общественной жизни, люди могут управлять событиями в мире.
18
Большинство людей не понимают, насколько их жизнь зависит от случайных обстоятельств.
На самом деле такая вещь, как везение, не существует.
19
Всегда нужно уметь признавать свои ошибки.
Как правило, лучше не подчеркивать своих ошибок.
20
Трудно узнать, действительно ли вы нравитесь человеку или нет.
Число ваших друзей зависит от того, насколько вы располагаете к себе других.
21
В конце концов неприятности, которые случаются с нами, уравновешиваются приятными событиями.
Большинство неудач являются результатом отсутствия способностей, незнания, лени или всех трех причин вместе взятых.
22
Если приложить достаточно усилий, то формализм и бездушие можно искоренить.
Есть вещи, с которыми трудно бороться, поэтому формализм и бездушие не искоренить.
23
Иногда трудно понять, на чем основываются руководители, когда они выдвигают человека на поощрение.
Поощрения зависят от того, насколько усердно человек трудится.
24
Хороший руководитель ожидает от подчиненных, чтобы они сами решали, что они должны делать.
Хороший руководитель ясно дает понять, в чем состоит работа каждого подчиненного.
25
Я часто чувствую, что мало влияю на то, что происходит со мной.
Не верю, что случай или судьба могут играть важную роль в моей жизни.
26
Люди одиноки из-за того, что не проявляют дружелюбия к окружающим.
Бесполезно слишком стараться расположить к себе людей: если ты им нравишься, то нравишься.
27
Характер человека зависит главным образом от его силы воли,
Характер человека формируется в основном в коллективе.
28
То, что со мной случается – это дело моих собственных рук.
Иногда я чувствую, что моя жизнь развивается в направлении, не зависящем от моей силы воли.
29
Я часто не могу понять, почему руководители поступают именно так, а не иначе.
В конце концов, за плохое управление организацией ответственны сами люди, которые в ней работают.
Обработка и интерпретация результатов теста
Ключ к тесту
• Экстернальность: 2а, 3б, 4б, 5б, 6а, 7а, 9а, 10б, 11б, 12б, 13б, 15б, 16а, 17а, 18а, 20а, 21а, 22б, 23а, 25а, 26б, 28б, 29а.
• Интернальность: 2б, 3а, 4а, 5а, 6б, 7б, 9б, 10а, 11а, 12а, 13а, 15а, 16б, 17б, 18б, 20б, 21б, 22а, 23б, 25б, 26а, 28а, 29б.
Общая и максимальная сумма баллов по интернальности и экстернальности составляет 23, поскольку 6 из 29 вопросов являются фоновыми.
О направленности локуса контроля следует судить по относительному превышению результатов одного измерения над другим.
Интерпретация результатов теста
В практике психодиагностики по локусу контроля судят о когнитивном стиле, проявляющемся в сфере обучения, в том числе и профессионального. Поскольку когнитивные компоненты психики присутствуют во всех ее явлениях, то представления о локусе контроля распространяются и на характеристики личности в ее деятельности.
Для экстерналов свойственно внешне направленное защитное поведение, в качестве атрибуции ситуации они предпочитают иметь шанс на успех. В общем плане это указывает на то, что любая ситуация экстерналу желательна как внешне стимулируемая, причем в случаях успеха происходит демонстрация способностей.
Экстернал убежден, что его неудачи являются результатом невезения, случайностей, отрицательного влияния других людей. Одобрение и поддержка таким людям весьма необходимы, иначе они работают все хуже. Однако особой признательности за сочувствие от экстерналов не приходится ожидать.
Интерналы имеют атрибуцией ситуации чаще всего убеждение в неслучайности их успехов или неудач, зависящих от компетентности, целеустремленности, уровня способностей и являющихся закономерным результатом целенаправленной деятельности и самодеятельности.
В структурировании процесса целеобразования и его стратегий ведущей мотивацией для интерналов является поиск эго-идентичности, независимо и ортогонально по отношению к экстравертированности или интровертированности. Вследствие большей когнитивной активности интерналы имеют более широкие временные перспективы, охватывающие значительное множество событий как будущего, так и прошлого. При этом их поведение направлено на последовательное достижение успеха путем развития навыков и более глубокой обработки информации, постановки все возрастающих по своей сложности задач. Потребность в достижении, таким
образом, имеет тенденцию к повышению, связанную с увеличением значений личностной и реактивной тревожности, что является предпосылкой для возможной большей фрустрированности и меньшей стрессоустойчивости в случаях серьезных неудач. Однако в целом в реальном, внешне наблюдаемом поведении интерналы производят впечатление достаточно уверенных в себе людей, тем более что в жизни они чаще занимают более высокое общественное положение, чем экстерналы, – как считают Дж.Дигман, Р.Кеттелл и Дж.Роттер.
Для экстерналов обнаруживается связь с эмоциональной нестабильностью и практическим, неопосредствованным мышлением, для интерналов отмечается эмоциональная стабильность и склонность к теоретическому мышлению, абстрагированию и синтезу представлений.
В целом в соответствии с отношением параметров активности и реактивности (и в связи с мотивацией достижения и отношения) вектор экстернальности-интернальности совпадает с вектором рефлексии.
Задание 4. Проведите диагностику по методике «Тест-опросник самоотношения В. В. Столина и С. Р. Пантелеева». Опишите результаты проведенной диагностики.
Тест опросник самоотношения (ОСО) построен в соответствии с разработанной В. В. Столиным иерархической моделью структуры самоотношения. Данная версия опросника позволяет выявить три уровня самоотношения, отличающихся по степени обобщенности: глобальное самоотношение; самоотношение, дифференцированное по самоуважению, аутсимпатии, самоинтересу и ожиданиям отношения к себе; уровень конкретных действий (готовностей к ним) в отношении к своему «Я».
В качестве исходного принимается различие содержания «Я-образа» (знания или представления о себе, в том числе и в форме оценки выраженности тех или иных черт) и самоотношения.. В ходежизни человек познает себя и накапливает о себе знания, эти знания составляют содержательную часть его представлений о себе. Однако знания о себе самом, естественно, ему небезразличны: то, что в них раскрывается, оказывается объектом его эмоций, оценок, становится предметом его более или менее устойчивого самоотношения.
Опросник включает следующее шкалы:
Шкала S – измеряет интегральное чувство «за» или «против» собственно «Я» испытуемого.
Шкала I – самоуважение.
Шкала II – аутосимпатия.
Шкала III – ожидаемое отношение от других.
Шкала IV – самоинтерес.
Опросник содержит также семь шкал направленных на измерение выраженности установки на те или иные внутренние действия в адрес «Я» испытуемого.
Шкала 1 – самоуверенность.
Шкала 2 – отношение других.
Шкала 3 – самопринятие.
Шкала 4 – саморуководство, самопоследовательность.
Шкала 5 – самообвинение.
Шкала 6 – самоинтерес.
Шкала 7 – самопонимание.
Инструкция к тесту
Внимательно прочитайте каждое утверждение и решите согласны ли вы с ним и нет. Выбирайте соответствующие ответы.