Назад

История отечественной литературы (2/6)

Практические задания (ПЗ) в ММУ по предмету История отечественной литературы (2/6)

Рекомендации к выполнению практических заданий

Учебным планом предусмотрено прохождение практических занятий по дисциплинам.
В рамках практических занятий студенты выполняют практические задания, следовательно, выполнение указанных заданий является обязательным для получения положительной оценки по дисциплине.

1. Задания рекомендуется выполнять в течение всего учебного семестра до окончания срока представления письменных (курсовых) работ (сроки см. в графике работы в семестре);
2. Выполнение заданий оформляется в письменном виде (текстовый файл с титульным листом (см. бланк титульного листа на странице дисциплины));
3. Файл необходимо загружать в соответствующий раздел дисциплины. По примеру курсовой работы. Все практические задания выполняются в одном файле, загружаются единым документом, включая титульный лист.
4. Выполнение заданий оценивается преподавателем «Выполнено/Не выполнено» в течение всего семестра;
5. Возврат файла на доработку возможен только 1 раз в сроки загрузки письменных (курсовых) работ;
6. Особые условия
Практические задания по дисциплине «История отечественной литературы 2/6» выполняются в форме письменных ответов на задания, приведённые в файлах Практическое занятие 1 и Практическое занятие 2.
Необходимо выполнить задания ОДНОГО Практического занятия – по выбору студента: 1 ИЛИ 2.

Страницы нумеруются (внизу по центру, номер страницы на титульном листе не ставится).
Требования к набору текста: выравнивание по ширине, абзацный отступ 1.25, шрифт Times New Roman,14 пт, 1.5ный межстрочный интервал.
Оригинальность текста представленных ответов на задания – не менее 60 %.
Для выполнения заданий необходимо ознакомиться с текстами художественных произведений, а также рекомендуемой литературой.
Обратите внимание на примеры рассуждений при ответе на вопросы, которые приводятся в файлах с практическими заданиями.
В некоторых заданиях необходимо заполнить таблицу, изучив соответствующие материалы (шаблон таблицы приводится).
Практическое занятие 1: из представленных пяти заданий необходимо выполнить любые два – по выбору студента.
Практическое занятие 2: представлено два задания, необходимо выполнить оба.

Выполняются задания одного занятия на выбор студента:
1 – «Начало русской литературы XVII век» ИЛИ 2 – «Эпоха классицизма XVIII век».

Практические задания в ММУ постоянно меняют: если Ваше ПЗ отличается, пишите нам, скорее всего у нас есть уже новое!

Практическое занятие 1
к теме 5 «Начало русской художественной литературы. Возрождение
юго-запада. Первые литературные стихи, книжки для народа»
Аннотация: практическое занятие знакомит студентов с первыми
русскими художественными произведениями, способствует формированию
устойчивого интереса к русской истории и культуре.
План занятия:
1. Работа с памятниками русской письменности. Чтение и перевод.
2. Исторические реалии, описанные в произведениях древнерусской
литературы.
3. Сравнительный анализ произведений древнерусской литературы.
1. Работа с памятниками русской письменности. Чтение и перевод
Задание 1. Прочитайте отрывки и определите, из каких произведений
они взяты. Переведите тексты на современный русский язык.
Образец выполнения:
1. Отрывок № 1 взят из «Повести о Савве Грудцыне».
Перевод на современный русский язык:
И жил тот Фома с женою своею в городе Казани до царствования
благочестивого великого государя царя и великого князя Михаила
Федоровича. У Фомы был единственный сын Савва, которому было 12 лет.
Фома обычно занимался торговлей, совершая путешествие по реке Волге
иногда к Соли Камской, иногда в город Астрахань. Иногда он отправлялся по
своим торговым делам за Хвалынское море в Шахову область (владение
шаха). К этому же он приучал и своего сына Савву, чтобы после смерти отца
наследник мог продолжать его дело.
Некоторое время спустя собрался Фома отправиться по торговым
делам в Шахову область (владение шаха), снарядил он струги с товаром.
Приказал Фома своему сыну отправиться к Соли Камской и там заниматься
торговыми делами со всем старанием. Как обычно, поцеловал он на
прощание жену и сына и отправиться в путь. Немного позже отправился в
путь и сын его. Как и велел отец, сын отправился к Соли Камской. Когда он
добрался до усольского города Орла, пристал к берегу, потом по наказу отца
остановился в гостинице у некоего известного человека. Хозяин гостиницы и
его жена помнили доброту отца Саввы, поэтому хорошо заботились о сыне.
И тот пробыл в гостинице немало времени.
Тексты:
Текст 1. И живяше той Фома з женою своею во граде Казани даже до
лет благочестиваго великаго государя царя и великаго князя Михаила
Феодеровичя всея России. Имея же у себя той Фома сына единородна,
именем Савву, двоенадесятолетна возрастом. Обычай же имея той Фома
куплю деяти, отъезжая вниз Волгою рекою, овогда к Соли Камской, овогда в
Астрахань, а иногда же за Хвалынское море в Шахову область отъезжая,
куплю творяще. Тому же и сына своего Савву поучяще и неленостно
таковому делу прилежати повелеваше, дабы по смерти его наследник был
имению его.
По некоем же времени восхоте той Фома отплыти на куплю в Шахову
область и обычныя струги с таваром к плаванию устроившу, сыну же своему,
устроив суды со обычными тавары, повелевает плыти к Соли Камской и тако
купеческому делу со всяким опасением прилежати повелеваше. И абие
обычное целование подаде жене и сыну своему, пути касается.
Малы же дни помедлив, и сын его на устроенных судех по повелению
отца своего к Соли Камской плавание творити начинает. Достигшу же ему
усолскаго града Орла, абие приставает ко брегу и по повелению отца своего у
некоего нарочита человека в гостиннице обитати приставает. Гостинник же
той и жена его, помня любовь и милость отца его, немало прилежание и
всяко благодеяние творяху ему и яко о сыне своем всяко попечение имеяху о
нем. Он же пребысть в гостиннице оной немало время.
Текст 2. Се убо в Русиистеи земли град, нарицаемыи Муром. В нем же
бе самодержавствуяи благоверныи князь, яко поведаху, именем Павел.
Искони же ненавидяи добра роду человеческому, диявол всели
неприязненаго летящаго змия к жене князя того на блуд. И являшеся еи яков
же бе естеством, приходящим же людем являшеся своими мечты, яко же
князь сам седяше з женою своею. Теми же мечты многа времена преидоша,
жена же сего не таяше, но поведаше князю мужеви своему вся ключшаяся еи,
змии же неприязнивыи осиле над нею.
Князь же мысляше, что змиеви сотворити, но недоумеяшеся. И рече жене си:
«Мыслю, жено, но недоумею, что сотворити неприязни тому. Смерть убо не
вем, каку нанесу на нь. Аще бо глаголет к тебе какова словеса, да вопросиши
его лестию и о сем: весть ли сеи неприязнивыи духом своим, от чего ему
смерть хощет быти. Аще ли увеси, нам поведавши, свободишися не токмо в
нынешном веце злаго его дыхания и сипения и всего скаредия, еже смрадно
есть глаголати, но и в будущии век нелицемернаго судию Христа милостива
себе сотвориши!»
Жена же мужа своего глагол в сердцы си твердо приимши, умысли во уме
своем: «Добро тако быти».
Текст 3. Пошел, поскочил доброй молодец по круту, по красну по бережку,
по желтому песочику; идет весел, некручиноват, утешил он Горе-злочастие, и
сам идучи думу думает: «когда у меня нет ничево, и тужить мне не о чем!»
Да еще молодец не кручиноват – запел он хорошую напевочку от
великаго крепкаго разума:
«Беспечална мати меня породила, гребешком кудерцы розчесывала,
драгими порты меня одеяла и отшед под ручку посмотрила, «хорошо ли мое
чадо в драгих портах? – а в драгих портах чаду и цены нет!» Как бы до веку
она так пророчила, ино я сам знаю и ведаю, что не класти скарлату без
мастера, не утешыти детяти без матери, не бывать бражнику богату, не
бывать костарю в славе доброй!
Завечен я у своих родителей, что мне быти белешенку, а что родился
головенкою!» Услышали перевощики молодецкую напевочку, перевезли
молотца за быстру реку, а не взели у него перевозного, напоили, накормили
люди добрыя, сняли с него гунку кабацкую, дали ему порты крестьянские.
Говорят молотцу люди добрыя:
«А что ты еси, доброй молодец, ты поди на свою сторону, к любымым
честным своим родителем, ко отцу своему и к матери любимой, простися ты
с своими родители, отцем и материю, возьми от них благословение
родителское!»
И оттуду пошел молодец на свою сторону.
Как будет молодец на чистом поле, а что злое Горе наперед зашло, на
чистом поле молотца встретило, учало над молодцем граяти, что злая ворона
над соколом.
Говорит Горе таково слово:
«Ты стой, не ушел, доброй молодец, не на час я к тебе, Горе
злочастное, привязалося! хошь до смерти с тобою помучуся! не одно я Горе —
еще сродники, а вся родня наша добрая, все мы гладкие, умилные!
А кто в семью к нам примешается – ино тот между нами замучится!
такова у нас участь и лутчая!»
Текст 4. Бе некто гость велми богат и славен зело, именем Карп
Сутулов, имеяй жену у себя именем Татиану, прекрасну зело. И живяше он с
нею великою любовию. И бе гостю тому Карпу живуще во граде некоем, и в
том же граде друг бысть велми богат и славен и верен зело во всем, именем
Афанасий Бердов. Тому же преждереченному гостю Карпу Сутулову
прилучися время ехати на куплю свою в Литовскую землю. И шед, удари
челом другу своему Афанасию Бердову: «Друже мой любиме, Афанасие! Се
ныне приспе мне время ехати на куплю свою в Литовскую землю, аз
оставляю жену свою едину в доме моем; и ты же, мой любезнейший друже,
жену мою, о чем тебе станет бита челом, во всем снабди: аз приеду от купли
своей, буду тебе бита челом и платитися». Друг же его Афанасий Бердов
глаголя ему: «Друже Карпе мой! аз рад снабдевати жену твою». Карп же шед
к жене своей и сказа ей: «Аз был у друга своего Афанасия и бил челом ему о
тебе: аще какая без меня тебе будет нужда в денгах, да снабдит тебя во всем
друг мой Афанасий»; рекох мне он: «Аз рад снабдевати без тебя жену твою».
Карп же наказа и жене своей Татиане тако: «Госпоже моя, Татиана,
буди Бог между нами. Егда начнешь творити без меня частыя пиры на
добрых жен, на своих сестер, аз тебе оставляю денег на потребу, на что
купити брашна на добрых жен, на своих сестер, и ты поди по моему приказу
ко другу моему Афанасию Бердову и проси у него на брашна денег, и он
тебе даст сто рублев, и ты, чай, тем до меня и проживешь. А моего совету
блюди, без меня не отдавай и ложа моего не скверни».
Текст 5. И пришел Фрол Скобеев в Успенской собор к обедни. И
столник Нардин-Нащокин, и Ловчиков, и другая столники, все были. И по
отшестви литурги в то время в собрани на Ивановской площеди, против
Ивана Великого и Нащокин тут же, имели столники между собою
разговоры, что им надобно. И столник Нардин-Нащокин, болше соболезнуя
и разсуждая о дочери своей, и столник Ловчиков, разсуждая о том же с ним
к склонению милости. И на те их разговоры пришел Фрол Скобеев и отдал
всем столникам как по обычаю поклон. И все столники Фрола Скобеева
знают, и кроме всех столников пал пред ногами Скобеев столнику Нардину-
Нащокину и просит прощения: «Милостивой государь столник первы,
отпусти виновнаго яко раба, которой возымел пред вами дерзновение!» И
столник летами древен, однакож еще усмотреть мог, натуралною клюшкою
подымает Фрола Скобеева и спрашивает ево: «Кто ты таков, скажи о себе,
что твоя нужда к нам?» И Фрол Скобеев толко говорит: «Отпусти!» И
столник Ловчиков подошел к Нардину-Нащокину и сказал ему: «Лежит
пред вами и просит отпущения вины своей дворенин Фрол Скобеев!» И
столник Нардин-Нащокин закричал: «Встань, плут! Знаю тебя давно плута,
ябедника, знатно, что наябедничил себе несносно, скажи, плут, буде сносно,
стану старатся о тебе, а когда не сносно, как хочешь. Я тебе, плуту, давно
говорил: живи постоянно, встань, скажи, что твоя вина?» И Фрол Скобеев
встал от ног ево и объявил ему, что дочь ево Аннушка у него и женился на
ней. И как Нащокин услышал от него о дочери своей, и залился слезами, и
стал в беспаметстве. И мало опаметовался и стал ему говорить: «Что ты,
плут, зделал? Ведаешь ты о себе. Кто ты таков? Нет тебе отпущения от меня
вины твоей! Тебе ли, плуту, владеть дочерью моею? Пойду к государю и
стану на тебя просить о твоей плутской ко мне обиде!» И вторително
пришел к нему столник Ловчиков и стал ево разгаваривать, чтоб он вскоре
не возымел докладу к государю: «Изволиш съездить домой и объявить о сем
сожителнице своей, и посоветуй обще, как к лутшему уже быть, так того
времяни не возвратить, а он Скобеев от гневу вашего никуды не может
скрытца». И столник Нардин-Нащокин <послушал> совету столника
Ловчикова, и не пошел к государю, и сел в корету и поехал в дом свой. А
Фрол Скобеев пошел на квартиру свою и сказал Аннушке: «Ну, Аннушка,
что будет нам с тобою, не ведаю! Я объявил о тебе отцу твоему!»
2. Исторические реалии, описанные в произведениях
древнерусской литературы
Задание 2. Какие события реальной жизни нашли свое отражение в
произведении, которое вы переводили?
Образец выполнения:
«Повесть о Савве Грудцыне» была создана в период, который
ознаменовался обостренной классовой борьбой и значительными
социальными сдвигами. В произведении нашли свое отражения реальные
исторические события семнадцатого столетия, торговая деятельность купцов,
а также истинное мировоззрение представителей купеческого сословия.
Именно поэтому можно с полной уверенностью сказать, что повесть
показывает правдоподобный и узнаваемый образ героя, принадлежащего к
данной социальной группе.
В самом начале повести указано время, когда происходит действие.
Здесь указана конкретная дата, также упоминается имя Отрепьева, говорится
о разорении народа. Поэтому у историков нет сомнения, что начало повести
относится к 1606 г., к началу семнадцатого столетия.
Задание 3. Почему данное произведение представляет интерес для
исследователей?
Образец выполнения:
«Повесть о Савве Грудцыне» представляет интерес для исследования,
т.к. в данном случае мы наблюдаем синтез исторического рассказа и
нравоучительной повести. Произведение не обладает особой живостью
изложения, ясно прослеживается нравоучительный мотив. Повесть,
безусловно, является оригинальным произведением, художественная форма
также заслуживает внимания. Здесь есть отражение старинного быта и
нравов русских людей.
Задание 4. Как можно охарактеризовать главного героя?
Образец выполнения:
Главный герой – Савва Грудцын, сын купца Фомы Грудцына-Усова.
Мы узнаем о типичной для того времени ситуации, когда отец обучает
торговому делу своего сына, будущего наследника. Молодой человек –
типичный представитель купечества того времени. Обстоятельно описана
служба Саввы в солдатском полку. Савва, безусловно, является
положительным героем. Он добросовестно относится к своему делу,
почтителен по отношению к родителям, бережно относится к имуществу
своего отца, отстраняется от участия в военном деле, которое не было нужно
купцу. Важно, что он с уважением относится к семье и браку, не нарушает
нравственных норм. Это – те основы поведения, которые позволяют
положительно охарактеризовать главного героя повести.
Но дьявольское вмешательство нарушает нравственные основы,
которые делали образ главного героя столь положительным. Савва, сам того
не осознавая, отрекается от Бога, попадает по влияние нечистого.
Бес помогает Савве в любви, помогает реализовать свои честолюбивые
помыслы. Это все отрывает Савву Грудцына от его настоящих дел, ведет к
неминуемой гибели. Читатель того времени получал возможность увидеть
жизнь представителя купеческой среды своего времени. От человека
требуется соблюдение определенных правил, только так можно спастись от
гибели.
3. Сравнительный анализ произведений древнерусской
литературы
Задание 5. Выполните сравнительный анализ произведений
древнерусской литературы. Заполните таблицу по образцу.

Практическое занятие 2
к теме 6 «Эпоха классицизма (Кантемир, Тредиаковский, Ломоносов,
Державин). Русская драматургия и театр в России конца XVII – начала XVIII
вв. (Фонвизин). Карамзин»
Аннотация: практическое занятие знакомит студентов с первыми
драматургическими произведениями и биографиями наиболее известных
поэтов и писателей второй половины XVIII столетия.
План занятия:
1. Анализ русских драматургических произведений.
2. Сравнительный анализ биографий и творчества наиболее известных
поэтов и писателей второй половины XVIII столетия.
1. Анализ русских драматургических произведений
Задание 1. По краткому описанию определите авторов и названия
драматургических произведений. Охарактеризуйте данные пьесы по
следующей схеме:
А) Какие пороки высмеивает автор в данном произведении?
Б) Как можно охарактеризовать героев драматического произведения?
В) Можем ли мы провести параллель с современной жизнью?
Краткое описание произведений:
1. Более десяти лет назад киевский князь Завлох был свергнут с
престола, его место занял Кий. В битве погибли все сыновья Завлоха, а сам
он бежал и скрылся в степи вместе со своими воинами. Когда супруга
Завлоха узнала о случившемся, она попрощалась со своей маленькой
дочерью Оснельдой и покончила с собой. Малышка попала в плен к новому
властителю.
Девочка выросла, она не помнит своих родителей. Но она знает о своем
истинном происхождении, ненавидит Кия, который погубил всю ее семью.
Однако Оснельда испытывает совершенно иные чувства к младшему брату
Кия. Это благородный молодой человек по имени Хорев, который очень
хорошо относится к девушке, проявляет заботу о ней.
Однажды княжна узнает, что Завлох, ее отец пришел с войском к
стенам города и требует у Кия отпустить его дочь. Кий согласен, т.к. желает
избежать кровролития. Девушка признается своей мамке Асграде, что не
хочет уходить, она признается, что любит молодого человека. Оснельда
разрывается перед дочерним долгом и своими чувствами к брату своего
врага.
Хорев приходит проститься с девушкой. Он рассказывает о своей
любви, просит ее ответить, испытывает ли она к нему такие же чувства.
Девушка признается в своих чувствах, но просит забыть ее. Влюбленные
надеются на благополучный исход событий. Они отправляют Завлоху
послание, просят разрешение на брак.
Разговор молодых людей услышал один из бояр. Он решил, что Хорев
сам хочет стать правителем, сообщает об этом Кию. Тот не может поверить,
что родной брат способен на предательство. Кий приказывает брату собрать
войско и идти против Завлоха. Хорев возражает, он хочет убедить Кия, что
дело можно решить мирным путем.
Но молодой человек не может нарушить приказ. После этого Кий
спокоен, его брат не предатель.
Оснельда понимает, что отцу ее никто не отдаст. Она просит свою
мамку, чтобы та умоляла Кия о пощаде. Но Кий равнодушен к просьбам.
Хорев собирает войско. Девушка упрекает своего возлюбленного, когда тот
приходит к ней. Она умоляет пощадить ее отца. Молодые люди еще питают
надежды, что все разрешится мирным путем.
Но приходит письмо, в котором Завлох запрещает дочери любить брата
его врага. Оснельда пытается покончить с собой, чудом ее успевают спасти.
Началась осада города. Хорев показывает себя храбрым воином. Однако
боярин все еще пытается оговорить его.
Хорев взял в плен Завлоха. Тем временем Кий по наущению боярина
Сталверха, который не верит в добрые намерения Хорева, отправил Оснельде
кубок с ядом. Девушку не успели спасти, она умерла.
Хорев тем временем предложил Завлоху заключить союз. И тот
становится его другом, принимает решение отдать за него дочь. Они еще не
знают о свершившейся трагедии, что из-за клеветы невинная девушка
погибла. Кий признается в злодеянии, просит брата наказать его. Но молодой
человек не желает проливать кровь, ведь это не вернет жизнь его любимой.
Хорев просит Кия освободить Завлоха и отпустить его. Сам Хорев
закалывает себя кинжалом.
2. Пьеса рассказывает о Кривосудове, главе гражданской палаты. В его
имении состоялась встреча повытчика Доброва и подполковника Прямикова.
Прямиков поведал, что его сосед Праволов затеял против него
судебное дело. Судя по его словам, сосед всегда ябедничает. У Праволова
есть большой опыт в ведении судов, он всегда стремится подкупить
председателей, чтобы обернуть дело в свою пользу. Кривосудов – опытный
взяточник. Для разрешения ситуации в свою пользу Добров намекает
Прямикову о том, что нужно дать взятку.
Кривосудов все судебные дела ведет дома, но берет плату за зал для
проведения суда. Вскоре ожидается приезд Софьи, дочери Кривосудова.
Прямикова взволновало это известие. Они познакомились еще в Москве.
Вскоре Прямиков узнает, что девушка его любит. Тут он рассказывает
Кривосудову о судебном процессе. Тот обещает принять какое-то решение.
После ухода Прямикова Кривосудов весьма недоволен, говорит, что не хотел
бы такого зятя. Прямиков из состоятельной семьи, но не смог уберечь свое
состояние.
Вскоре на день рождения председателя приходит Наумыч, приносит
подарки от Праволова. Кривосудов при упоминании о Прямикове говорит,
что подполковник – настоящая бездарность. Во время беседы с супругой
Кривосудов говорит, что у Прямикова есть возможность выиграть в
судебном процессе. Супруга советует найти лазейку в законе, чтобы молодой
человек проиграл. Она собирается выдать Софью за Праволова, которого
сама девушка считает черствым стариком. Сам Праволов желал бы
подружиться с Кривосудовым, но совершенно не собирался жениться на
дочери.
Вскоре Праволов узнает, что Богдана Прямикова, оказывается, зовут
Федотом. И наследием он владел незаконно. Праволов заводит беседу о
судебной тяжбе. Кривосудов говорит, что все будет решено в пользу
Прямикова. Праволов предлагает деньги в долг. Председатель соглашается.
На следующий день Праволов отправляет Наумыча с деньгами. Уже
найден закон, чтобы Прямиков проиграл. Кривосудов зачитывает дело
Праволова и Прямикова. Через некоторое время в зал входит почтальон и
приносит два конверта. В одном письме – приказ посадить Праволова. Во
втором письме – приказ расформировать палату и посадить всех
сотрудников, в том числе самого Кривосудова.
В финале Прямиков получает согласие на свадьбу с Софьей.
3. В пьесе речь идет о жизни семьи Простаковых. Барыня Простакова
более всего на свете любит своего сына Митрофана. Все, кто с
недостаточным почтением относится к сыну, вызывают гнев и ярость у
матери. Супруг Простаковой во всем слушается свою жену. Вместе с
Простаковыми живет Софья, молодая девушка, их родственница. Она
недавно осиротела.
Неожиданно Софья получает письмо от дяди, который некоторое время
назад пропал. Простакова чрезвычайно расстроена, она желает выдать
девушку за своего сына Митрофана.
К соседу Правдину приезжает офицер Милон, его друг. Он
рассказывает о любви к девушке, которая стала сиротой. Это и была Софья.
Когда молодые люди встретились, то были чрезвычайно рады. Софья
рассказывает о том, что вынуждена выйти замуж за Митрофана, грубого,
неразвитого, жадного и жестокого человека.
Приезжает Стародум, дядя Софьи. Он намерен освободить свою
племянницу от злых и жестоких Простаковых. Когда мать Митрофана узнает
о том, что приехал богатый родственник девушки, она начинает лицемерить
и льстить, притворяется добродушной и гостеприимной. Стародум против
свадьбы, он собирается увести девушку в Москву и выдать замуж за
достойного человека. Софья крайне расстроена. Но дядя потом объясняет ей,
что не будет противиться воле своей племянницы.
В финале Стародум, Софья и Милон уезжают, семья Простаковых
остается в деревне.
4. На краю леса мельник Фаддей пытается починить мельницу, которая
пострадала от ветра. Он размышляет о том, насколько суеверны люди,
верящие, что мельница не может обходиться без колдуна. Сам Фаддей с
детства находится на мельнице, ни разу не видел колдунов или домовых.
Появляется Филимон, жених девушки Анюты, дочери крестьянина
Анкудина. Он просит поворожить и дать ответ, куда пропали кони. Мельник
соглашается, т.к. надеется на щедрое вознаграждение. Они долго торгуются,
после чего мельник приказывает Филимону выполнить несложные действия
(повернуться три раза в одну сторону и один раз в другую, подойти к дереву).
После этого мельник завязывает глаза Филимону и велит ждать его
возвращения. Фаддей очерчивает круг вокруг Филимона и уходит.
Филимону страшно и он пытается подбодрить себя песней. Мельник
тем временем крутит жернова, произносит заклинания. Филимону стало еще
страшнее, он схватился за дерево в испуге. Мельник зловеще произносит
заклинания, затем развязывает глаза Филимону, берет с него деньги. Но
говорит, что кони пропали и не вернутся.
Мельник решает погадать парню, смотрит на его ладонь и говорит, что
какая-то кручина извела его. Филимон рассказывает, что хочет жениться на
Анюте, но ее мать против. Отец девушки – крестьянин, а мать – «дворянское
отродье». Мельник обещает помочь, Филимон за это готов отдать «четверть
доброй ржи». Мельник и Филимон идут в кабак, чтобы отметить свое
соглашение.
Филимон приходит к Анюте. Девушка пытается уйти, но все же
остается. Филимон упрекает ее, говорит, что не будет всегда за ней гоняться.
Молодые люди начинают разговаривать, девушка рассказывает, что мать не
выпускает ее из дома. Филимон утешает ее, обещает, что скоро они будут
вместе.
Появление подвыпившего мельника вызывает недовольство Анюты.
Вскоре показалась мать девушки, поэтому мельник и Филимон прячутся.
Мать ругает девушку за безделье, велит ей вернуться к работе. Анюта
упрекает мать, другие девушки могут гулять и развлекаться, а она вынуждена
все время работать.
В финале пьесы мельник добивается желаемого. Он использует всю
свою хитрость, чтобы Фетинья (мать Анюты) и отец девушки согласились на
ее брак с Филимоном. Он заставляет поверить родителей Анюты в свою
ворожбу. Пьеса заканчивается тем, что все довольны и счастливы.
5. Пьеса рассказывает о том, что богатый купец гостиного двора
Ферапонт Пафнутьевич Сквалыгин требует у купцов Разживина и
Проторгуева возврата долгов. Они просят еще немного подождать с оплатой.
Но купец грозит им, потом соглашается подождать, если они дадут ему
ткани.
Купцам ничего не остается, они выполняют просьбу Сквалыгина.
Тут же Сквалыгин требует долг у других купцов, Смекалова и
Перебоева. В результате ситуация повторяется, он получает от них отступное
(товары).
В гостиный двор приходят покупательницы: барыня Щепеткова,
которая является должницей Сквалыгина, и Крепышкина, которая является
его заимодавицей. Все купцы показывают им свои товары. Женщины
интересуются тканями, ведут себя вызывающе. Наконец, купцы сердятся и
отказываются им что-либо показывать. Щепеткова и Крепышкина уходят,
обещают больше ничего не приобретать у купцов, тем самым наказав их.
Офицер Прямиков обращается к Сквалыгину, чтобы получить свои
деньги. Он давал их купцу без расписки. Сквалыгин отказывается выплатить
долг, заявляет, что денег нет. Прямиков не верит, т.к. знает истинное
положение дел купца. Офицер сердится и уходит.
Щепеткова и Крепышкина затевают с купцом разговор об общих
денежных делах. Крепышкина хочет вернуть свой долг, а Щепеткова
намерена выкупить свой вексель. Сквалыгин отказывает обеим, говорит, что
деньги Крепышкиной не может отдать, т.к. пришел в упадок, а вексель
Щепетковой он якобы заложил. Женщины возмущены, угрожают обратиться
к властям.
Вскоре они встретили Прямикова, пожаловались ему на Сквалыгина.
Вместе они стали думать, как же наказать жадного купца.
В финале пьесы каждый из обиженных Сквалыгиным рассказывает о
его грехах. Сквалыгин во всем признается, но пытается обвинить кого-то
другого. Секретарь (ответственное лицо) обещает, что каждый обманутый
получит свои деньги.
Образец выполнения:
Произведение 1. Игнатий Андреевич и его супруга Акулина
Тимофеевна хотят, чтобы их сын Иван женился на девушке по имени Софья,
дочери советника. Разговоры о предстоящей свадьбе ведутся давно, родители
не скрывают своих намерений. Иван был в Париже, в его речи часто
проскальзывают французские слова. Он с явным пренебрежением относится
ко всему российскому. Советник хочет, чтобы его будущий зять изучил
уложения и указы. Советница, мачеха Софьи, интересуется только
«любезными романами».
Софья против брака, она крайне невысокого мнения об умственных
способностях своего жениха. Его «парижские» манеры только раздражают
девушку, несмотря на то, что мачеха ее от Ивана в восторге.
Отец Ивана интересуется только военным делом, жена его занимается
только хозяйственными вопросами. Общего разговора у них не складывается.
Приезжает Добролюбов, встречать его отправляются Софья, советник и
Игнатий Андреевич.
Советница и Иван быстро находят общий язык. Молодой человек
признается, что совсем не желает жениться. Иван и Советница объясняются в
любви друг другу. Тут же мачеха Софьи говорит, что девушка давно любит
Добролюбова, и тот отвечает ей взаимностью.
Софья упрашивает отца, чтобы тот не отдавал ее замуж за Ивана.
Однако советник не желает слушать свою дочь, потому что его привлекает
материальное положение семьи. Но у советника есть еще одна причина – он
тайно любит мать Ивана, Акулину Тимофеевну.
Отец постоянно ругает своего сына, Ивана за «дурачества» и
пристрастие ко всему французскому. Тот отвечает отцу без должного
почтения. Советница защищает Ивана, а тот говорит, что считает себя
больше французом, нежели русским.
Тем временем Добролюбов рассказывает советнику, что теперь, по
окончании судебного процесса, является владельцем двух тысяч душ. Судьи
были признаны взяточниками, так что Добролюбов обращался к высшему
правосудию. И это принесло желаемые результаты. Добролюбов просит
советника руки Софьи. Мачеха девушки этому рада, но отец сомневается.
В финале пьесы все тайное становится явным. Иван и советница
рассказывают все секреты, которые им известны. Иван видел, что советник
признавался в любви его матери. Советника рассказывает, что отец Ивана
признавался ей в любви. Игнатий Андреевич в ярости уезжает домой вместе
со своей семьей. Добролюбов снова просит руки Софьи. Теперь родители
Софьи согласны отдать свою дочь за него.
1. Произведение № 1 – это комедия Д. И. Фонвизина «Бригадир».
А) В комедии автор высмеивает нравственные пороки общества.
Произведение способствует размышлению, откуда берутся эти пороки. Сам
бригадир размышляет о том, к каким последствиям приводит избалованность
и модное воспитание детей. Также в пьесе сатирически высмеивается
взяточничество чиновников.
Б) Все действующие лица в пьесе – это дворяне. Положительными
героями являются Софья и Добролюбов. Автор в их уста вкладывает свои
мысли о положительной роли воспитания. Отрицательные персонажи: Иван,
бригадир и бригадирша, советник, советница. Они невежественные и грубые,
склонны к развлечениям и праздности, им свойственно пренебрежение ко
всему русскому и восхищение всем французским. Темы их разговоров
ограниченны, как и сами персонажи.
В) Сатира Фонвизина не устарела и в наши дни. Проблемы воспитания
молодого поколения, вопросы нравственности, осуждение лицемерия и
взяточничества актуальны и по сей день.
2. Сравнительный анализ биографий и творчества наиболее
известных поэтов и писателей второй половины XVIII столетия
Задание 2. Заполните таблицу.

Смотрите так же
Адвокатура (1/1)
Аддиктология и методы контраддиктивной стимуляции (1/1)
Административное право (1/1)
Административное право (2/2)
Актуальные проблемы современности и журналистики (1/1)
Анатомия центральной нервной системы (1/1)
Антикризисное управление (1/1)
Антикризисное управление персоналом (1/1)
Арбитражный процесс (1/1)
Аудит (1/1)
Банковские системы и банковское дело (1/1)
Банковское право (1/1)
Бизнес-коммуникации (1/1)
Бизнес-планирование (1/1)
Бизнес-планирование в сфере рекламной и паблик рилейшнз деятельности (1/1)
Бухгалтерский учет (1/1)
Бухгалтерский учет и анализ (1/2)
Бухгалтерский учет и анализ (2/2)
Бюджетная система Российской Федерации (1/1)
Введение в клиническую психологию (1/1)
Введение в профессию (1/1)
Возрастная психология (1/1)
Возрастная психология и психология развития (1/1)
Всеобщая история (1/1)
Город и устойчивое развитие (1/1)
Государственная антикоррупционная политика (1/1)
Государственная и муниципальная служба (1/1)
Государственная поддержка малого бизнеса (1/1)
Государственное регулирование экономики (1/1)
Государственные и муниципальные финансы (1/1)
Гражданский процесс (1/2)
Гражданский процесс (2/2)
Гражданское право (1/1)
Гражданское право (1/2)
Гражданское право (2/2)
Гражданское право (2/3)
Деловая этика (1/1)
Деловые коммуникации (1/1)
Деловые коммуникации (1/2)
Демография (1/1)
Деньги, кредит, банки (1/1)
Диджитал проектирование (1/1)
Договорное право (1/1)
Доказывание и принятие решений в уголовном судопроизводстве (1/1)
Документационное обеспечение управления (1/1)
Документирование управленческой деятельности (1/1)
Древние языки и культуры (1/1)
Жанры и форматы современного телевидения и радиовещания (1/1)
Жилищное право (1/1)
Земельное право (1/1)
Инвестиционный анализ (1/1)
Инновационные технологии фандрейзинг, спонсоринг, краудфандинг и эндаумент (1/1)
Инновационный менеджмент (1/1)
Иностранный язык (1/2)
Иностранный язык (2/2)
Иностранный язык (3/4)
Иностранный язык в сфере государственного управления (1/1)
Иностранный язык в сфере юриспруденции (1/1)
Инфокоммуникационные технологии (1/1)
Информационная безопасность и защита персональных данных сотрудников (1/1)
Информационное право и информационная безопасность (1/1)
Информационные технологии в журналистике (1/1)
Информационные технологии в лингвистике (1/1)
Информационные технологии в менеджменте (1/1)
Информационные технологии в психологии (1/1)
Информационные технологии в рекламе и в сфере связей с общественностью (1/1)
Информационные технологии в управлении (1/1)
Информационные технологии в управлении персоналом (1/1)
Информационные технологии в экономике (1/1)
Информационные технологии в юридической деятельности (1/1)
Исполнительное производство (1/1)
История государства и права зарубежных стран (1/1)
История государства и права России (1/1)
История зарубежной журналистики (1/2)
История зарубежной журналистики (2/2)
История зарубежной литературы (2/6)
История зарубежной литературы (5/6)
История зарубежной литературы (6/6)
История искусств (1/2)
История литературы стран первого иностранного языка (1/3)
История литературы стран первого иностранного языка (3/3)
История отечественной журналистики (1/2)
История отечественной журналистики (2/2)
История отечественной литературы (2/6)
История отечественной литературы (5/6)
История отечественной литературы (6/6)
История рекламы (1/1)
История России (1/1)
История, культура и география стран второго иностранного языка (1/1)
История, культура и география стран первого иностранного языка (1/1)
Коммерческое право (1/1)
Коммуникативное обучение иностранным языкам (1/1)
Комплексный экономический анализ (1/1)
Конституционное право (1/1)
Конституционное право (1/2)
Конституционное право (2/2)
Конституционное право зарубежных стран (1/1)
Консультативная психология теория и практика (1/1)
Консультирование на телефоне доверия (1/1)
Контроль и ревизия (1/1)
Конфликтология (1/1)
Копинг-стратегии поведения (1/1)
Корпоративная социальная ответственность (1/1)
Корпоративное управление (1/1)
Криминалистика (1/1)
Криминология (1/1)
Кросс-культурные коммуникации (1/1)
Культурология (1/1)
Лексикология (первый иностранный язык) (1/1)
Логистика (1/1)
Макроэкономика (1/1)
Маркетинг (1/1)
Маркетинг в рекламе и средствах массовой информации (1/1)
Маркетинг персонала (1/1)
Математика (1/2)
Математика (2/2)
Математико-статистические методы в психологии (1/1)
Математические методы в психологии (1/1)
Медиа-коммуникации в арт-бизнесе (1/1)
Медиаанализ и медиапланирование (1/1)
Медиация в управлении персоналом (1/1)
Международное право (1/1)
Международное частное право (1/1)
Международные стандарты аудита (1/1)
Международные стандарты финансовой отчетности (1/1)
Межкультурная коммуникация (1/1)
Менеджмент (1/1)
Методика получения и проверки информации (фактчекинг) (1/1)
Методика преподавания психологии (1/2)
Методология и методы научных исследований (1/1)
Методология исследования в клинической психологии (1/1)
Методология научных исследований (1/1)
Методы принятия управленческих решений (1/1)
Микроэкономика (1/1)
Мировая экономика и международные экономические отношения (1/1)
Моделирование социально-экономических процессов (1/1)
Моделирование экономических процессов (1/1)
Мотивация и стимулирование трудовой деятельности (1/1)
Муниципальное право (1/1)
Муниципальное управление и местное самоуправление (1/1)
Назначение наказаний (1/1)
Налоги и налоговая система (1/1)
Налоги и налогообложение (1/1)
Налоговое планирование и прогнозирование (1/1)
Налоговое право (1/1)
Общая и профессиональная риторика в рекламной и паблик рилейшнз деятельности (1/1)
Общая психология (1/4)
Общая психология (2/4)
Общая психология (3/4)
Общая психология (4/4)
Общая психология. Практикум (1/2)
Общая психология. Практикум (2/2)
Общий психологический практикум (1/1)
Оказание юридической помощи населению (1/1)
Операционный менеджмент (1/1)
Организационная культура (1/1)
Организационное поведение (1/1)
Организация и проведение кампаний в рекламе и в сфере связей с общественностью (1/1)
Организация кадровой службы и кадровый учет (1/1)
Организация работы редакции газеты, радио, телевидения (1/1)
Основы военной подготовки (1/1)
Основы государственного и муниципального управления (1/1)
Основы государственного и муниципального управления (2/2)
Основы делопроизводства и документооборот (1/1)
Основы журналистской деятельности (3/3)
Основы кадровой политики и кадрового планирования (1/1)
Основы математического моделирования социально-экономических процессов (1/1)
Основы межкультурной коммуникации (1/1)
Основы менеджмента (1/1)
Основы нейропсихологии (1/1)
Основы организации труда (1/1)
Основы патопсихологии (1/1)
Основы психиатрии (1/1)
Основы психиатрии (2/2)
Основы психопатологии (1/1)
Основы психотерапии (1/1)
Основы разработки и технологии производства рекламного продукта (1/1)
Основы российской государственности (1/1)
Основы самообразования (1/1)
Основы теле- и радиожурналистики (1/1)
Основы теории коммуникации (1/1)
Основы теории литературы (1/1)
Основы языкознания (1/2)
Основы языкознания (2/2)
Особенности принятия и исполнения государственных решений (1/1)
Отечественный опыт обучения иностранным языкам (1/1)
Оценка и управление стоимостью компании (1/1)
Оценка эффективности рекламной и паблик рилейшнз деятельности (1/1)
Педагогика (1/1)
Педагогика (1/2)
Педагогика (2/2)
Планирование и прогнозирование в экономике (1/1)
Поведение потребителей (1/1)
Право интеллектуальной собственности (1/1)
Право социального обеспечения (1/1)
Правоведение (1/1)
Правовое обеспечение государственного и муниципального управления (1/1)
Правовые основы оперативно-розыскной деятельности (1/1)
Правоохранительные органы (1/1)
Практикум по культуре речевого общения первого иностранного языка (1/2)
Практикум по нейропсихологической диагностике отклоняющегося поведения (1/1)
Практикум по патопсихологической диагностике и экспертизе (1/1)
Практикум по психодиагностике (1/2)
Практикум по психодиагностике (2/2)
Практикум по психоконсультированию (2/2)
Практикум по психокоррекции (1/1)
Практикум по психологическому консультированию (1/1)
Практикум по психотерапии (1/2)
Практическая грамматика (1/1)
Практический курс первого иностранного языка (1/6)
Предпринимательское право (1/1)
Предпринимательство (1/1)
Принятие и исполнение государственных решений (1/1)
Прогнозирование и планирование (1/1)
Прогнозирование и планирование в управлении (1/1)
Прокурорский надзор (1/1)
Противодействие коррупции в органах законодательной и исполнительной власти (1/1)
Профессиональная этика (1/1)
Профессиональная этика журналиста (1/1)
Профессиональная этика психолога (1/1)
Профессиональный иностранный язык (1/1)
Психодиагностика (1/1)
Психоконсультирование (1/3)
Психоконсультирование (2/2)
Психоконсультирование (2/3)
Психоконсультирование (3/3)
Психокоррекция (1/1)
Психологическая коррекция и реабилитация (1/1)
Психологическая помощь в кризисных и экстремальных ситуациях (1/1)
Психологическое консультирование (1/1)
Психология (1/1)
Психология безопасности (1/1)
Психология гендерных отношений (1/1)
Психология личности (1/1)
Психология общения (1/1)
Психология профессионального самоопределения (1/1)
Психология родительско-детских отношений (1/1)
Психология семьи (1/1)
Психология труда (1/1)
Психосоматика с практикумом (1/2)
Психосоматика с практикумом (2/2)
Психотерапия с практикумом (1/1)
Расследовательская журналистика (1/1)
Региональная экономика и управление (1/1)
Регламентация и нормирование труда (1/1)
Рекламно-коммуникационный практикум (1/1)
Рекламный менеджмент (1/1)
Римское право (1/1)
Русский язык и культура речи (часть 1/1)
Рынок труда и занятости (1/1)
Связи с общественностью в системе государственного и муниципального управления (1/1)
Семейное консультирование (1/1)
Семейное право (1/1)
Система средств массовой информации (1/1)
Современная мировая экономика (1/1)
Современная российская экономика (1/1)
Современные информационные технологии в психологии (1/1)
Современные концепции менеджмента (1/1)
Современные методы и техники психоконсультирования и психотерапии (1/1)
Современные методы менеджмента организации (1/1)
Современные методы оценки и аттестации персонала (1/1)
Современный стратегический анализ (1/1)
Социальная психология (1/1)
Социально-психологический тренинг (1/2)
Социально-психологический тренинг (2/2)
Социология (1/1)
Социология массовых коммуникаций (1/1)
Социология часть (1/1)
Специальная психология (1/1)
Статистика (1/1)
Статистика (2/2)
Стилистика (первый иностранный язык) (1/1)
Стилистика и литературное редактирование (1/2)
Стилистика и литературное редактирование (2/2)
Стратегический маркетинг (1/1)
Стратегический менеджмент (1/1)
Стратегическое развитие территорий (1/1)
Стратегическое управление регионом (1/1)
Страхование (1/1)
Страховое право (1/1)
Супервизии (1/1)
Тайм-менеджмент (1/1)
Тактический и операционный менеджмент (1/1)
Теоретическая грамматика (1/1)
Теория государства и права (1/2)
Теория государства и права (2/2)
Теория и механизмы современного государственного управления (1/1)
Теория и практика психодиагностики (1/2)
Теория и практика рекламы (1/1)
Теория и практика связей с общественностью (1/1)
Теория и практика тренинга (1/1)
Теория искусства (1/1)
Теория менеджмента (1/1)
Теория организации (1/1)
Теория организации и организационное поведение (1/1)
Теория управления (1/1)
Трудовое право (1/1)
Уголовно-исполнительное право (1/1)
Уголовное право (1/2)
Уголовное право (2/2)
Уголовный процесс (1/1)
Управление адаптацией (1/1)
Управление бизнес-процессами (1/1)
Управление в социальной сфере (1/1)
Управление государственным и муниципальным заказом (1/1)
Управление инфраструктурой городского хозяйства (1/1)
Управление карьерой (1/1)
Управление коммуникациями (1/1)
Управление организационными изменениями (1/1)
Управление персоналом (2/2)
Управление проектами (1/1)
Управление проектами в современных условиях (1/1)
Управление рисками (1/1)
Управление рисками (продвинутый уровень) (1/1)
Управление социально-экономическим развитием муниципального образования (1/1)
Управление финансами (1/1)
Управление цепями поставок (1/1)
Управление человеческими ресурсами (1/1)
Управление человеческими ресурсами (продвинутый уровень) (1/1)
Управленческий консалтинг (1/1)
Управленческий учет и бюджетирование (1/1)
Учет затрат, калькулирование и бюджетирование (1/1)
Учет и налогообложение малого бизнеса (1/1)
Физиология высшей нервной деятельности (1/1)
Физическая культура и спорт (1/1)
Философия (1/1)
Финансовая система региона (1/1)
Финансовое планирование и бюджетирование (1/1)
Финансовое право (1/1)
Финансовые вычисления (1/1)
Финансовый менеджмент (1/1)
Финансы (1/1)
Финансы, денежное обращение и кредит (1/1)
Фотография в журналистике (1/1)
Экологическое право (1/1)
Экология (1/1)
Эконометрика (1/1)
Экономика (1/1)
Экономика государственного и муниципального сектора города (1/1)
Экономика и оценка недвижимости (1/1)
Экономика и социология труда (1/1)
Экономика организации (предприятия) (1/1)
Экономика средств массовой информации (1/1)
Экономика труда (1/1)
Экономическая безопасность (1/1)
Экономическая теория (1/1)
Экономическая теория (2/2)
Экспериментальная психология (1/1)
Электронный бизнес и Интернет-технологии (1/1)
Этика государственной и муниципальной службы (1/1)
Этика делового общения (1/1)
Этика деловых отношений и культура управления (1/1)
Этнопсихология (1/1)
Юридическая психология (1/1)
Юридическая техника (1/1)