Назад

Консультативная психология теория и практика (1/1)

Практические задания (ПЗ) в ММУ по предмету Консультативная психология теория и практика (1/1)

Рекомендации к выполнению практических заданий по курсу «Консультативная психология: теория и практика»

Учебным планом предусмотрено прохождение практических занятий по дисциплинам.
В рамках практических занятий студенты выполняют практические задания, следовательно,выполнение указанных заданий является обязательным для получения положительной оценки по дисциплине.
1. Задания рекомендуется выполнять в течение всего учебного семестра до окончания срока представления письменных (курсовых) работ (сроки см. в графике работы в семестре);
2. Выполнение заданий оформляется в письменном виде (текстовый файл с титульным листом (см. бланк титульного листа на странице дисциплины));
3. Файл необходимо загружать в соответствующий раздел дисциплины. По примеру курсовой работы.
4. Выполнение заданий оценивается преподавателем «Выполнено/Не выполнено»в течение всего семестра;
5. Возврат файла на доработку возможен только 1 раз в сроки загрузки письменных (курсовых) работ;
6. Порядок выполнения практических заданий:
Практическое занятие по теме 1:
Задание 1. Написать один небольшой письменный доклад (можно с презентацией) – 1-2 страницы (тема по выбору студента (из предложенных)).
Задание 2. Дайте развернутый ответ на один из перечисленных вопросов.
Практическое занятие по теме 2:
Задание 1. Дайте развернутый ответ на один из перечисленных вопросов.
Задание 2. Дайте развернутый, обоснованный ответ.
Практическое занятие по теме 3:
Задание 1. Дайте развернутый ответ на один из перечисленных вопросов.
Задания 2-5. Выполнить одно из заданий (на выбор студента).
Практическое занятие по теме 4:
Задание 1. Дайте развернутый ответ на один из перечисленных вопросов.
Задания 2-5. Выполнить одно из заданий (на выбор студента).
Практическое занятие по теме 5:
Задание 1. Дайте развернутый ответ на один из перечисленных вопросов.
Задания 2-5. Выполнить одно из заданий (на выбор студента).
Практическое занятие по теме 6:
Задание 1. Написать один небольшой письменный доклад (можно с презентацией) – 1-2 страницы (тема по выбору студента (из предложенных)).
Задания 2-5. Выполнить одно из заданий (на выбор студента).
Если при выполнении заданий вы делаете презентацию (PowerPoint), ее можно прикрепить к файлу Word, либо вложить все выполненные задания в папку, перевести в архив и отправить на проверку (по всем 6 занятиям сразу в одном файле или папке!).

Практические задания в ММУ постоянно меняют: если Ваше ПЗ отличается, пишите нам, скорее всего у нас есть уже новое!

Практические задания
Задание 1. Подготовьте небольшой письменный доклад на одну из предложенных тем (можно с презентацией):
1. Понятие о консультировании как виде психологической помощи и консультативной психологии как обеспечивающей его науке.
2. Место консультативной психологии в системе психологического знания.
3. В чем отличие психологического консультирования от других областей психологической помощи?
4. Методы психологического консультирования.
5. Виды психологического консультирования и их особенности.
Задание 2. Дайте развернутый ответ на один из перечисленных вопросов: 1. Кто, когда и зачем обращается к психологу-консультанту 2. Какими личностными качествами психологу-консультанту желательно обладать? 3. Каким условиям должно отвечать интимно-личностное психологическое консультирование? 4. Каковы основные критерии успешности семейного консультирования? 5. Какие коммуникативные качества консультант-психолог должен иметь и проявлять в общении с людьми, особенно с клиентами?
6. Определите, каким из видов психологического консультирования вам хотелось бы заниматься больше всего. Чем вызвано такое ваше желание? 7. На что в первую очередь необходимо обратить внимание для того, чтобы ваше первое психологическое консультирование оказалось достаточно результативным?

Практические задания
Задание 1. Дайте развернутый ответ на один из перечисленных вопросов.
1. Как происходило зарождение консультативной психологии?
2. Какие сложности можно выделить в становлении психологического консультирования?
3. Раскройте уникальность пути становления консультативной психологии в России.
4. Охарактеризуйте этапы становления консультативной психологии в других странах.
Задание 2. Прочитайте описание эксперимента. Дайте развернутый, обоснованный ответ.
Какое значение, по вашему мнению, имеет данный эксперимент для психологии в целом и для консультативной практики в частности.
… Вот что произошло в 1953 году с психиатром по имени У. Мендел (W. Mendel), работавшим в то время в больнице Сент-Элизабет в Вашингтоне -одной из самых крупных психиатрических лечебниц США. Мендел заведовал отделением, где лечились преимущественно выходцы из Пуэрто-Рико и с Виргинских островов. Большинство из них были госпитализированы из-за их враждебного или агрессивного поведения; некоторых считали столь опасными, что держали в смирительных рубашках, и Мендел посещал их в сопровождении двух телохранителей. Общение с больными еще больше затруднялось тем, что они почти не говорили по-английски, а Мендел не знал испанского.
В это время появился новый транквилизатор — резерпин, который, казалось, давал превосходные результаты. Руководители больницы Сент-Элизабет решили провести у себя испытания этого транквилизатора, используя двойной слепой метод.
Лица, проводившие испытания и раздававшие своим больным таблетки, не знали, что одни из них содержали препарат, а другие — просто подслащенную массу. Иными словами, они не знали, относятся ли больные к экспериментальной группе, действительно получавшей резерпин, или же к контрольной группе для проверки эффекта плацебо.
Эксперимент продолжался несколько месяцев, но очень скоро Мендел пришел к убеждению, что препарат превосходно действует на его больных. За несколько дней их агрессивность резко снизилась, и общение между ними и психиатром становилось все более дружелюбным, так что
можно было даже снять смирительные рубашки.
У Мендела не оставалось никаких сомнений, что резерпин произведет революцию в лечении больных этого типа, и он с нетерпением ожидал результатов, полученных в других отделениях. Каково же было его удавление, когда по окончании эксперимента он узнал, что его пациенты были среди тех, кто все время получал подслащенные таблетки совсем без резерпина.
Чем же можно было объяснить изменения в поведении его больных? Анализируя свое собственное поведение, Мендел вынужден был признать, что только оно и было причиной этих изменений. С самого начала эксперимента Мендел действительно вообразил, что его подопечные получают резерпин и поэтому не могут не стать более смирными; он стал относиться к ним соответственно, стараясь увидеть в их жестах, взглядах или улыбке признаки, возвещающие об улучшении их состояния (тогда как раньше он обращал внимание только на проявления агрессивности). Больные в свою очередь отвечали на это тем, что становились более спокойными просто потому, что к ним стали относиться как к полноценным людям. Таким образом, их поведение изменилось не от воздействия лекарства, а от того, как с ними стали обращаться.

Практические задания
Задание 1. Дайте развернутый ответ на один из перечисленных вопросов.
1. Чему способствует выполнение консультантом правила безоценочного отношения к клиенту?
2. Какой позиции следует придерживаться консультанту во взаимодействии с клиентом?
3. Что означает принцип распределения ответственности в процессе консультирования?
4. Какие ограничения на обращение с информацией накладывает правило конфиденциальности?
5. Когда целесообразно применение навыков конфронтации в консультировании?
6. Какие позиции взаимодействия и позиции восприятия выделяются в ходе консультативного взаимодействия?
Выполнить одно из заданий (на выбор студента)
Задание 2. Найдите в литературных первоисточниках три определения консультативной психологии: выделите общее и отличное.
Задание 3. Опишите функциональную структуру ролей психолога-практика в каждом из направлений психологической практики: психодиагностика, психокоррекция, психотерапия, консультирование, тренинг, психопрофилактика. Установите отличия между функциями психолога в каждом случае.
Задание 4. Найдите статьи, которые иллюстрировали бы проблематику, с которой работают психологи-консультанты: в личной, семейной и социальной жизни. Очертите проблему в каждом из случаев.
Задание 5. Представьте себе, что вы готовитесь к психологической консультации и вам необходимо практически организовать ее работу. С
чего вы начнете это делать? Какие шаги последуют дальше? Опишите и объясните необходимость каждого из планируемых вами шагов.

Практические задания
Задание 1. Дайте развернутый ответ на один из перечисленных вопросов.
1. Раскройте содержание понятий: истинная, скрытая, заниженная и внешняя мотивация.
2. Какие существуют отличия в переживаниях клиента на каждом из этапов психологического консультирования?
3. В чем состоят трудности работы консультанта на этапе завершения консультирования?
4. Из чего складывается терапевтический потенциал клиента?
5. В чем состоят задачи завершающего этапа психологического консультирования?
6. В чем заключается процедура прояснения мысли клиента?
7. Что включает в себя процедура эмпатического слушания клиента?
Выполнить одно из заданий (на выбор студента
Задание 2. Прочитайте фрагмент консультации. Ответьте на вопросы.
— На каком этапе консультации мог состояться такой диалог?
— Какие техники можно выделить?
— Какой вывод вы можете сделать о клиенте и о результате этапа консультирования?
Консультант. Ирина Викторовна, если взглянуть на нашу встречу в целом, то мне кажется, что сегодня Вы «прошли» достаточно большой путь — от переживания безвыходности до размышлений о разводе как о возможном варианте развития ситуации.
Клиент. Да, согласна.
Консультант. Как Вы себя сейчас чувствуете?
Клиент. Спокойнее, я бы сказала, увереннее.
Консультант. Увереннее в чем?
Клиент. Наверное, в том, что что-то изменится.
Консультант. Изменится само?
Клиент. Нет, конечно, но я хотя бы не реву, когда думаю о том, что произошло. Могу об этом думать.
Консультант. И не только об этом. Но и о вариантах разрешения ситуации.
Клиент. Да.
Консультант. Вы сказали спокойнее и увереннее.
Клиент. Да, спокойнее.
Консультант. Как вам это может помочь?
Клиент. Я могу более здраво размышлять.
Консультант. Вы можете более здраво рассуждать и Вам это поможет?
Клиент. Конечно.
Задание 3. Прочитайте фрагмент консультации. Ответьте на вопросы.
— На каком этапе консультации мог состояться такой диалог?
— Какие техники можно выделить?
— Какой вывод вы можете сделать о клиенте и о результате данного этапа?
Консультант. Как Вы сегодня? Как наши дела?
Клиент. Слишком много чего происходит. Не знаю, к чему приведет. От меня все чего-то хотят — и на работе, и дома. Если бы было время собой заняться, все было бы нормально.
Консультант. Похоже, Вы действительно расстроены.
Клиент. Действительно был расстроен, и сейчас расстроен.
Консультант. Вы только что сказали, что если бы было время для себя, все было бы нормально?
Клиент. Да, пожалуй.
Консультант. Именно с этим Вы хотели бы определиться сегодня?
Клиент. Да.
Задание 4. Анализируя описание случая, определите возможные цели консультирования: адаптация, личностный рост, становление личности и их целесообразность. Аргументируйте свои выводы (отрывки взяты из книги Гусаковой М. П. Психологическое консультирование).
«Юноша 17 лет, сын почтового служащего, претерпел при рождении черепно-мозговую органическую травму. Он не мог, как другие дети, вовремя научиться ходить и говорить. Родители сразу заметили это отставание, так как у них была подвижная и нормально развивающаяся дочь, с которой они могли сравнивать развитие сына. Легкая спастическая осанка при ходьбе и замедление физического и психического развития сына заставили родителей обратить особое внимание на своеобразие ребенка. Его умывали, одевали, водили повсюду. Всякое затруднение для него устранялось в духе наивно-первичного воспитания. Эта опека и внимание продолжались до начала лечения. К юноше из-за его травмы родители и в 17 лет относились, как к 3-летнему ребенку. Обоснованием
поведения родителей было достойное сожаления утверждение: “Он же не может иначе”».
Задание 5. Сравните описание двух клиенток и предположительно определите их терапевтический потенциал (отрывок взят из книги Шнейдер Л. Б. «Пособие по психологическому консультированию»).
«Представьте себе двух клиенток, Фрэн и Сашу, которые страдают пограничными расстройствами личности – это сборная диагностическая категория, куда относят всех тех, кто отличается 15 чрезвычайной нестабильностью настроения и отношений с окружающими, а также склонных к причинению себе вреда. Фрэн, однако, значительно более вариабельна в своем отыгрывании, словно ее поразила какая-то редкая вирусная инфекция, симптоматика которой постоянно видоизменяется в зависимости от вида вмешательства. В то же время Саша вполне предсказуема, хотя и ее поведение подпадает под определение “пограничного”. Фрэн также можно приструнить, если как следует взяться за это, на любое терапевтическое вмешательство она реагирует особым образом, никогда не повторяясь. Фрэн гораздо лучше приспособлена к окружающей действительности – у нее, в отличие от Саши, есть друзья и хорошая работа, однако общаться с ней намного сложнее. Саша ведет себя тихо, Фрэн агрессивна и резка. Саша склонна во всем винить себя, Фрэн с ходу обвиняет вас: “Если вы не найдете способ исправить все то, что вы тут наворотили, я подам на вас в суд. Шучу. Ха-ха”».

Практические задания
Задание 1. Дайте развернутый ответ на один из перечисленных вопросов.
1. С какими целями и задачами взаимодействия могут приходить клиенты на психологическую консультацию?
2. Что такое ценностная сфера человека?
3. Какая доля ответственности, на ваш взгляд, должна лежать на психологе-консультанте, а какая на самом клиенте?
4. Над чем вы хотели бы поработать для совершенствования способности оказывать психологическую помощь?
5. Перечислите основные направления психологической практики и их связи с психологическим консультированием.
6. Каковы цели использования психодиагностики в практике консультативной работы психолога?
7. В чем состоит отличие между групповой формой консультирования и тренингом?
8. Перечислите основные отличия между консультированием и психотерапией.
9. В каких сферах человеческой жизни и деятельности может быть востребовано психологическое консультирование?
10. Чем определяется успешность психологического консультирования?
Выполнить одно из заданий (на выбор студента)
Задание 2. Сформулируйте, какие чувства вызывает у вас лично высказывание психолога, обращенное к другому человеку в ситуации
интервью. Ваша задача состоит в том, чтобы отрефлексировать и предвидеть содержание чувств возможного собеседника психолога.
Наиболее часто встречаемые фразы психолога во время интервью:
1. «Мне кажется, что ты не всегда доволен самим собой».
2. «Мне кажется, то, что есть и как ты об этом думаешь, не всегда одинаково».
3. «Чувствую, тебе иногда хотелось бы быть другим».
4. «Нам трудно понять друг друга, так как ты часто выдаешь себя за другого».
5. «Может быть, я смогу помочь тебе понять себя?»
6. «Мне кажется, что ты иногда раскаиваешься в своих поступках, хотя иначе поступить не можешь».
7. «Мне кажется, что тебе бывает трудно с самим собой, тебе не хотелось бы стать другим?»
8. «Мне кажется, что иногда тебе хочется быть непохожим на окружающих тебя людей».
9. «Думаю, что тебе больше нравится играть с мальчиками, чем с девочками?»
10. «Тебе бы хотелось кому-то следовать в правилах поведения в жизни?»
Задание 3. Из представленных ниже возможных ролей, которые может принять на себя консультант, выберите, на ваш взгляд, оптимальные. Прокомментируйте плюсы и минусы всех ролей.
Социальный партнер, советчик, «жилетка», наставник, учитель, сиделка, «второе Я», источник знаний, защитник, представитель клиента во внешнем мире, «родитель», заместитель близкого человека, друг, слушатель, «толкач», утешитель, зритель, судья, гипнотизер, посредник между клиентом и значимыми для него людьми, интерпретатор, «врачеватель души», гуру, просветитель.
Задание 4. По приведенным ниже высказываниям определить основные ценности клиентов. На что вы обратите внимание при их определении?
– Они не понимают меня. Я готовлю завтрак, обед, ужин, мою посуду, выслушиваю их. Я стараюсь, стремлюсь им помочь, но никакой благодарности!
– Мой отец всегда говорил мне, что мужчина должен быть мужчиной. Когда мы с ней познакомились, ничего хорошего в ней не было. Только благодаря мне в ее семье начали чтить закон и праздновать семейные торжества и Пасху.
– Он такой тщеславный! И это так мешает. Понимаете, я хочу отдохнуть, а он ведет меня на приемы, встречи, заставляет делать визиты. И все для того, чтобы потом о нем написали в газетах, что его видели в обществе очередной знатной персоны. А мне бы лучше полежать спокойно с книгой. Зачем нужна слава, если она причиняет столько беспокойства?
– Я всю жизнь трудился, зарабатывал, чтобы жили хорошо, чтобы соседи посмотрели и позавидовали. А ей все равно. Лишь бы тратить деньги. Я не скупой. Я понимаю, когда деньги тратятся на то, что приносит удовольствие, но когда сама по себе трата приносит удовольствие – этого я не понимаю.
– Ах! Как это приятно: новые люди, впечатления, разговоры. И все тебя любят, и всем ты нужна. Конечно, ему это не нравится. Ему лишь бы все было «как должно быть». Но это так приятно, когда ты приходишь и тебя начитают баловать, ухаживать, нежить. Если бы он вел себя так, может быть, я бы меньше уделяла внимания друзьям, но он, увы, не такой.
Задание 5. Проанализируйте нижеприведенный случай из практики по следующей схеме:
1) сформулируйте вопросы для сбора максимально полной информации о сути проблемы (какие аспекты вас будут интересовать прежде всего и почему);
2) определите актуальную проблему и ее истоки в рамках одного из теоретических направлений;
3) определите необходимые ресурсы для решения проблемы, разграничив те, которые у клиента имеются, и те, которые необходимо приобрести;
4) разработайте возможные пути решения проблемы в рамках выбранного теоретического направления, учитывая индивидуальные особенности клиента и специфику ситуации;
5) выберете оптимальный путь решения проблемы, исходя из вариантного направления развития ситуации.
Случай из практики. Муж и жена. В браке семь лет. Брак был заключен в интерпретации женщины, пришедшей на прием, по обоюдной страстной любви. Есть дети – дочь девяти лет. Вначале жили трудно в материальном отношении, но дружно и весело. Три года назад муж занялся коммерцией и достаточно в этом преуспел. Сейчас у них многокомнатная квартира в центре города, иномарка, личный шофер, домработница. Два года назад по настоянию мужа женщина оставила работу, чтобы «быть ближе к нему». Полтора года назад в их отношениях начались проблемы. Муж стал почти каждый вечер приходить домой позднее обычного и, как правило, в нетрезвом состоянии. Возросла подозрительность, ревность, скупость, что выразилось в постоянном контролировании расходуемых денежных средств, выделяемых им на ведение хозяйства, в «отчитывании» жены за неоправданные траты («все вы у меня на шее»). Скандалы стали происходить по три-четыре раза в неделю. Однако неизменно заканчивались слезами и примирением. Последняя ситуация стала причиной обращения женщины в консультацию. После ссоры, когда, как
казалось, они снова помирились, муж, нежно гладя жену по волосам, произнес фразу: «Все-таки тебе нравится, что я тебя покупаю». По воспоминаниям клиентки, эта фраза произвела на нее действие «подобно удару молнии»: «В моей душе все перевернулось, и теперь я не знаю, что мне делать – я не могу быть с ним, и уходить мне некуда».

Практические задания
Задание 1. Подготовьте небольшой письменный доклад на одну из предложенных тем (можно с презентацией) с остальными темами ознакомьтесь:
1. Теория и практика логотерапии.
2. Позитивное консультирование, ориентированное на решение.
3. Психосинтез как направление психологической помощи.
4. Телесно-ориентированная терапия.
5. Использование арт-терапии в работе с клиентом.
6. Техники и упражнения для работы с проблемой клиента.
Выполнить одно из заданий (на выбор студента)
Задание 2. Прочитайте стенограмму разговора психолога и клиента. Отметьте для себя:
• Был ли вопрос задан, чтобы принести пользу рассказчику?
• Принес ли вопрос пользу клиенту или его можно было пропустить?
• Какие вопросы можно трактовать как замаскированные советы?
• Какие вопросы можно трактовать как сбор информации для последующего совета?
• Какие вопросы можно трактовать как удовлетворение любопытства психолога или заполнение времени для снятия тревоги?
• Какие вопросы заставили клиента защищаться, рационализировать?
Фрагмент консультации (клиент – студентка 20 лет)
Клиент: Здравствуйте!
Консультант: Здравствуйте. Проходите, усаживайтесь поудобнее. Меня зовут Наталья Николаевна. Я вас слушаю.
Клиент: Вы знаете, у меня сейчас сложилась такая ситуация. Я учусь в институте на договорной основе. С нового года у нас поднимают плату за обучение. Я не знаю, что делать. Иногда мне кажется, что нужно все
бросить и идти работать, а иногда – что надо учиться дальше. Я не знаю, что выбрать.
Консультант: Я правильно поняла: у вас происходит внутренняя борьба за дальнейшее самоопределение в жизни, но вам трудно решить, какой из двух путей сегодня правильный?
Клиент: Да, я не знаю, как жить дальше.
Консультант: А на каком курсе вы учитесь?
Клиент: Я учусь на четвертом курсе, поэтому бросать учебу нежелательно.
Консультант: А вы не хотели бы попробовать совмещать работу и учебу?
Клиент: Я уже думала об этом. Но, во-первых, если работать неполный рабочий день, то очень мало платят; а во-вторых, если я буду работать, то не буду успевать готовиться к учебе (к семинарам, лабораторным). Много времени будет уходить на работу с дипломом.
Консультант: А кто оплачивает ваше обучение?
Клиент: Родители.
Консультант: Вы уже разговаривали с родителями о том, что повышают плату за обучение?
Клиент: Нет, я боюсь сказать им об этом. У меня есть еще младший брат и младшая сестра. И мне не хочется, чтобы они в чем-то нуждались из-за того, что я учусь платно.
Консультант: До этого момента у вас уже повышали плату за обучение?
Клиент: Да, на втором курсе.
Консультант: Вы тогда сразу же поговорили с родителями? Клиент. Да. Я тогда сразу же рассказала им об этом. Мама сказала, что придется в чем-то себя ограничить.
Консультант: А сейчас вы чего боитесь?
Клиент: Просто в этом году у меня брат заканчивает школу. Вдруг он не поступит на бесплатное обучение? Родители не смогут учить нас вдвоем. И мне не хотелось бы, чтобы из-за этого у нас с братом были какие-то проблемы.
Консультант: Уточните, пожалуйста, какие проблемы могут быть у вас с братом?
Клиент: Ну, например, он будет говорить, что я учусь платно, а ему родители не могут позволить учиться платно.
Консультант: Мне кажется, что вам, прежде всего, нужно поговорить с родителями. А также обсудить это с братом, ведь учиться вам осталось полтора года. И все вместе постараетесь принять правильное решение.
Клиент: Но родители расстроятся! Я не хочу их огорчать. И брат обидится.
Консультант: А вы поговорите так, чтобы не расстроились и не обиделись.
Клиент: У меня не получится.
Консультант: А давайте я вас научу…
Задание 3. Выделите в предложенных запросах манипулятивные запросы, запросы об информации, запросы о помощи в самопознании, запросы о помощи в саморазвитии, запросы о трансформации, запросы о снятии симптома.
«Нормально или нет то, что он еще не начал говорить?», «Скажите мужу, что если он не перестанет пить, то допьется до белой горячки!», «Можно ли в этом возрасте начать учить ребенка пению?», «Как заставить сына считаться с мнением отчима?», «Нужно ли близнецам покупать одинаковые вещи?», «Как справиться с приступами злости?», «Я все время ссорюсь с родителями. Можно узнать, может, это у меня характер такой конфликтный?», «Помогите преодолеть бессонницу», «Правильно ли требовать от дочери-подростка, чтобы она возвращалась домой к
определенному времени?», «Хочу найти новый смысл жизни», «Как сделать так, чтобы муж побольше времени проводил с семьей, а не на работе?», «Я отсидел пять лет за детское, в общем, преступление», «Хочу избавиться от груза прошлого и начать новую жизнь», «Испытываю хроническую усталость, помогите от нее освободиться», «Нам учитель в школе посоветовал отдать дочь в художественную школу. Она хорошо рисует, но мы хотели бы знать, есть ли у нее какие-то особые способности к рисованию», «Я очень люблю ее, но постоянно обижаю – почему так происходит?», «Хочу научиться управлять эмоциями», «У меня очень плохая память, помогите ее развить», «Нам в школе сказали, что психолог может помочь избавиться от заикания…», «На работе мне приходится часто выступать на людях – и каждый раз это выводит меня из равновесия: я все забываю, язык заплетается, руки потеют, голос дрожит. Можно ли преодолеть это или это неизлечимо?», «У вас есть тесты на супружескую совместимость?», «Помогите принять решение, в какой вуз поступать».
Задание 4. Познакомьтесь с видами неконструктивной критики, которые систематизировал и описал польский психолог Ежи Мелибруда.
1. Риторические вопросы. Такой вопрос является косвенным способом выражения возмущения, ответ на него не предполагается. Его цель не в том, чтобы побудить оппонента что-либо исправить, а в том, чтобы заставить оправдываться: «Почему ты все время опаздываешь?»; «Как вы смеете так меня называть?»; «Почему у тебя опять беспорядок?».
2. Приказы и запреты. Такая критика выражается в форме категорического предписания и не раскрывает, в чем именно оппонент был не прав. Содержит непосредственное указание на то, что следует сделать оппоненту: «Ты должен немедленно извиниться!»; «Не кричи!»; «Не надо так волноваться! Спокойнее!»; «Вам надо быть терпеливее…». Конвенциальные нормы, регулирующие наше поведение, подсказывают
нам, что приказы имеет право отдавать лишь лицо, наделенное властью. Если оппонент не считает, что у критикующего есть такое право, приказ, вероятнее всего, вызовет раздражение и противодействие. Однако даже в том случае, когда отдающий приказ имеет более высокий статус, такая форма критики обычно вызывает возмущение у его оппонента, если только 96 они не состоят на службе в силовой структуре. Даже если он и подчинится приказу, то будет действовать, скорее всего, крайне неохотно и, возможно, будет саботировать его выполнение.
3. Ругань и проклятия. Способы проявления такого рода «критики» – безадресное сквернословие; проклятия, то есть пожелания ущерба оппоненту; употребление слов и выражений, ранящих, принижающих или пугающих собеседника. Ругательства не информируют оппонента о содержании претензии, а лишь передают ему негативное отношение. Бранящийся при этом скрывает свои истинные чувства от других людей и от себя самого, маскируя их гневом. Например, чувствуя свою беспомощность, он демонстрирует отсутствующую силу. Необходимо заметить, что унижение оппонента само по себе может доставлять удовольствие некоторым людям: они стремятся скорее отомстить обидчику, чем побудить его исправить свою ошибку.
4. Выговоры и упреки. Здесь можно найти некоторое описание сути претензии, однако основной упор делается не столько на поведение другого, сколько на его личность. Упреки часто содержат неправомерные обобщения, вызывающие споры и несогласие оппонента: «Ты никогда (всегда, опять, вечно, никому, всем) не веришь». Нередко упрекающий выдает свои догадки по поводу мыслей и чувств оппонента за объективную истину, что, естественно, вызывает протест: «Ты совсем не думаешь (не заботишься) обо мне…»; «Ты хочешь (задумал, пытаешься) меня унизить». Упреки часто провоцируют ответные упреки: «Ты никогда…» – «А ты всегда…».
5. Ирония и сарказм. Цель иронизирующего не столько в том, чтобы добиться позитивного отклика на свою критику, сколько в том, чтобы вызвать у собеседника чувство неловкости или стыда, продемонстрировать собственное интеллектуальное превосходство: «Это очень трогательная история!» (с усмешкой); «Ты, конечно, у нас самый умный!»; «Какой вы проницательный!»; «Очень смешно» (серьезным тоном); «Остроумный вы наш!».
6. Порицания. Критикуемому не только сообщают, в чем была его ошибка, но и делают негативные выводы относительно его поведения. При этом собственное мнение и оценка выдаются критикующим за факты: «Вы плохо (неправильно, неумело) выполнили задание»; «Вы не знаете элементарных вещей». Оппонент стремится отклонить порицание, поскольку при всем согласии с излагаемыми фактами он не готов согласиться с выводами.
7. Приписывание другим мнимых черт. Критикующий в присутствии другого человека испытывает те или иные чувства и объясняет себе их происхождение, приписывая ему черты или качества, которые могли бы быть причиной этих чувств. Например, он испытывает тревогу и объясняет это тем, что оппонент страшный, злой или агрессивный. Он смущается и убежден, что другой – наглец. Приписав оппоненту качество, он высказывает ему претензию за то, что оно у него есть, с чем тот, естественно, не соглашается.
Перечисленные неконструктивные способы критики становятся особенно разрушительными, когда они высказаны презрительным тоном и с амбициозной мимикой, сопровождаются агрессивными жестами и позами
Предложите способ работы с неконструктивной критикой.
Задание 5. Запрос клиентов в отношении сходных проблем может формулироваться по-разному. Определите форму каждого из
приведенных запросов. Переформулируйте их таким образом, чтобы они превратились в:
1) манипулятивные запросы;
2) запросы об информации;
3) запрос о помощи в самопознании;
4) запрос о помощи в саморазвитии;
5) запрос о трансформации;
6) запрос о снятии симптома.
− «После всего случившегося я хотел бы все забыть и начать новую жизнь». − «Мне не слишком везет в жизни, хотелось бы побольше узнать о себе, понять, почему так происходит». − «У меня очень ревнивый муж, как с ним сладить, как убедить, что никаких поводов для ревности у него нет?» − «Столько лет живем вместе, я и не думала, что в трудную минуту он меня бросит. А вот случилось же… Он меня предал». − «Моя пятилетняя дочь – совершенно невозможный ребенок, капризная, никого не слушается, неуступчивая, во всем настаивает на своем. Это бабушка ее избаловала». − «Сыну двенадцать, а он совершенно не интересуется мальчишескими делами, у него нет знакомых мальчишек, его тянет к девочкам – с ними он и играет, они к нам в гости приходят, он даже вязать вместе с ними учится». − «Он у нас просто какой-то волк-одиночка, некоммуникабельный, некомпанейский; сам страдает от своего характера, он очень одинок. Как ему помочь?» − «Дома, когда готовит уроки, он все хорошо рассказывает, а как в школе учитель вызовет, так у него язык отнимается – стоит мычит что-то бессвязное. Что делать, ума не приложу?!» − «Я, конечно, понимаю, что дочь уже взрослая, но когда она где-то задерживается, я себе места не нахожу, обзваниваю всех ее знакомых. А когда она приходит, набрасываюсь на нее с криками и упреками. Понятно, что наши отношения портятся, но она словно не хочет понять, что я беспокоюсь, волнуюсь за нее». − «Сын собрался жениться,
привел к нам невесту знакомиться, но нам с мужем его девочка не нравится. Мы понимаем, что ему уже под тридцать, пора жениться, но и эта, и предыдущая нам не кажется парой ему. Прошлый раз удалось сына отговорить от женитьбы, но в этот раз он уперся. Может, надо с девочкой поговорить – пусть она от него сама откажется?»

Смотрите так же
Адвокатура (1/1)
Аддиктология и методы контраддиктивной стимуляции (1/1)
Административное право (1/1)
Административное право (2/2)
Актуальные проблемы современности и журналистики (1/1)
Анатомия центральной нервной системы (1/1)
Антикризисное управление (1/1)
Антикризисное управление персоналом (1/1)
Арбитражный процесс (1/1)
Аудит (1/1)
Банковские системы и банковское дело (1/1)
Банковское право (1/1)
Бизнес-коммуникации (1/1)
Бизнес-планирование (1/1)
Бизнес-планирование в сфере рекламной и паблик рилейшнз деятельности (1/1)
Бухгалтерский учет (1/1)
Бухгалтерский учет и анализ (1/2)
Бухгалтерский учет и анализ (2/2)
Бюджетная система Российской Федерации (1/1)
Введение в клиническую психологию (1/1)
Введение в профессию (1/1)
Возрастная психология (1/1)
Возрастная психология и психология развития (1/1)
Всеобщая история (1/1)
Город и устойчивое развитие (1/1)
Государственная антикоррупционная политика (1/1)
Государственная и муниципальная служба (1/1)
Государственная поддержка малого бизнеса (1/1)
Государственное регулирование экономики (1/1)
Государственные и муниципальные финансы (1/1)
Гражданский процесс (1/2)
Гражданский процесс (2/2)
Гражданское право (1/1)
Гражданское право (1/2)
Гражданское право (2/2)
Гражданское право (2/3)
Деловая этика (1/1)
Деловые коммуникации (1/1)
Деловые коммуникации (1/2)
Демография (1/1)
Деньги, кредит, банки (1/1)
Диджитал проектирование (1/1)
Договорное право (1/1)
Доказывание и принятие решений в уголовном судопроизводстве (1/1)
Документационное обеспечение управления (1/1)
Документирование управленческой деятельности (1/1)
Древние языки и культуры (1/1)
Жанры и форматы современного телевидения и радиовещания (1/1)
Жилищное право (1/1)
Земельное право (1/1)
Инвестиционный анализ (1/1)
Инновационные технологии фандрейзинг, спонсоринг, краудфандинг и эндаумент (1/1)
Инновационный менеджмент (1/1)
Иностранный язык (1/2)
Иностранный язык (2/2)
Иностранный язык (3/4)
Иностранный язык в сфере государственного управления (1/1)
Иностранный язык в сфере юриспруденции (1/1)
Инфокоммуникационные технологии (1/1)
Информационная безопасность и защита персональных данных сотрудников (1/1)
Информационное право и информационная безопасность (1/1)
Информационные технологии в журналистике (1/1)
Информационные технологии в лингвистике (1/1)
Информационные технологии в менеджменте (1/1)
Информационные технологии в психологии (1/1)
Информационные технологии в рекламе и в сфере связей с общественностью (1/1)
Информационные технологии в управлении (1/1)
Информационные технологии в управлении персоналом (1/1)
Информационные технологии в экономике (1/1)
Информационные технологии в юридической деятельности (1/1)
Исполнительное производство (1/1)
История государства и права зарубежных стран (1/1)
История государства и права России (1/1)
История зарубежной журналистики (1/2)
История зарубежной журналистики (2/2)
История зарубежной литературы (2/6)
История зарубежной литературы (5/6)
История зарубежной литературы (6/6)
История искусств (1/2)
История литературы стран первого иностранного языка (1/3)
История литературы стран первого иностранного языка (3/3)
История отечественной журналистики (1/2)
История отечественной журналистики (2/2)
История отечественной литературы (2/6)
История отечественной литературы (5/6)
История отечественной литературы (6/6)
История рекламы (1/1)
История России (1/1)
История, культура и география стран второго иностранного языка (1/1)
История, культура и география стран первого иностранного языка (1/1)
Коммерческое право (1/1)
Коммуникативное обучение иностранным языкам (1/1)
Комплексный экономический анализ (1/1)
Конституционное право (1/1)
Конституционное право (1/2)
Конституционное право (2/2)
Конституционное право зарубежных стран (1/1)
Консультативная психология теория и практика (1/1)
Консультирование на телефоне доверия (1/1)
Контроль и ревизия (1/1)
Конфликтология (1/1)
Копинг-стратегии поведения (1/1)
Корпоративная социальная ответственность (1/1)
Корпоративное управление (1/1)
Криминалистика (1/1)
Криминология (1/1)
Кросс-культурные коммуникации (1/1)
Культурология (1/1)
Лексикология (первый иностранный язык) (1/1)
Логистика (1/1)
Макроэкономика (1/1)
Маркетинг (1/1)
Маркетинг в рекламе и средствах массовой информации (1/1)
Маркетинг персонала (1/1)
Математика (1/2)
Математика (2/2)
Математико-статистические методы в психологии (1/1)
Математические методы в психологии (1/1)
Медиа-коммуникации в арт-бизнесе (1/1)
Медиаанализ и медиапланирование (1/1)
Медиация в управлении персоналом (1/1)
Международное право (1/1)
Международное частное право (1/1)
Международные стандарты аудита (1/1)
Международные стандарты финансовой отчетности (1/1)
Межкультурная коммуникация (1/1)
Менеджмент (1/1)
Методика получения и проверки информации (фактчекинг) (1/1)
Методика преподавания психологии (1/2)
Методология и методы научных исследований (1/1)
Методология исследования в клинической психологии (1/1)
Методология научных исследований (1/1)
Методы принятия управленческих решений (1/1)
Микроэкономика (1/1)
Мировая экономика и международные экономические отношения (1/1)
Моделирование социально-экономических процессов (1/1)
Моделирование экономических процессов (1/1)
Мотивация и стимулирование трудовой деятельности (1/1)
Муниципальное право (1/1)
Муниципальное управление и местное самоуправление (1/1)
Назначение наказаний (1/1)
Налоги и налоговая система (1/1)
Налоги и налогообложение (1/1)
Налоговое планирование и прогнозирование (1/1)
Налоговое право (1/1)
Общая и профессиональная риторика в рекламной и паблик рилейшнз деятельности (1/1)
Общая психология (1/4)
Общая психология (2/4)
Общая психология (3/4)
Общая психология (4/4)
Общая психология. Практикум (1/2)
Общая психология. Практикум (2/2)
Общий психологический практикум (1/1)
Оказание юридической помощи населению (1/1)
Операционный менеджмент (1/1)
Организационная культура (1/1)
Организационное поведение (1/1)
Организация и проведение кампаний в рекламе и в сфере связей с общественностью (1/1)
Организация кадровой службы и кадровый учет (1/1)
Организация работы редакции газеты, радио, телевидения (1/1)
Основы военной подготовки (1/1)
Основы государственного и муниципального управления (1/1)
Основы государственного и муниципального управления (2/2)
Основы делопроизводства и документооборот (1/1)
Основы журналистской деятельности (3/3)
Основы кадровой политики и кадрового планирования (1/1)
Основы математического моделирования социально-экономических процессов (1/1)
Основы межкультурной коммуникации (1/1)
Основы менеджмента (1/1)
Основы нейропсихологии (1/1)
Основы организации труда (1/1)
Основы патопсихологии (1/1)
Основы психиатрии (1/1)
Основы психиатрии (2/2)
Основы психопатологии (1/1)
Основы психотерапии (1/1)
Основы разработки и технологии производства рекламного продукта (1/1)
Основы российской государственности (1/1)
Основы самообразования (1/1)
Основы теле- и радиожурналистики (1/1)
Основы теории коммуникации (1/1)
Основы теории литературы (1/1)
Основы языкознания (1/2)
Основы языкознания (2/2)
Особенности принятия и исполнения государственных решений (1/1)
Отечественный опыт обучения иностранным языкам (1/1)
Оценка и управление стоимостью компании (1/1)
Оценка эффективности рекламной и паблик рилейшнз деятельности (1/1)
Педагогика (1/1)
Педагогика (1/2)
Педагогика (2/2)
Планирование и прогнозирование в экономике (1/1)
Поведение потребителей (1/1)
Право интеллектуальной собственности (1/1)
Право социального обеспечения (1/1)
Правоведение (1/1)
Правовое обеспечение государственного и муниципального управления (1/1)
Правовые основы оперативно-розыскной деятельности (1/1)
Правоохранительные органы (1/1)
Практикум по культуре речевого общения первого иностранного языка (1/2)
Практикум по нейропсихологической диагностике отклоняющегося поведения (1/1)
Практикум по патопсихологической диагностике и экспертизе (1/1)
Практикум по психодиагностике (1/2)
Практикум по психодиагностике (2/2)
Практикум по психоконсультированию (2/2)
Практикум по психокоррекции (1/1)
Практикум по психологическому консультированию (1/1)
Практикум по психотерапии (1/2)
Практическая грамматика (1/1)
Практический курс первого иностранного языка (1/6)
Предпринимательское право (1/1)
Предпринимательство (1/1)
Принятие и исполнение государственных решений (1/1)
Прогнозирование и планирование (1/1)
Прогнозирование и планирование в управлении (1/1)
Прокурорский надзор (1/1)
Противодействие коррупции в органах законодательной и исполнительной власти (1/1)
Профессиональная этика (1/1)
Профессиональная этика журналиста (1/1)
Профессиональная этика психолога (1/1)
Профессиональный иностранный язык (1/1)
Психодиагностика (1/1)
Психоконсультирование (1/3)
Психоконсультирование (2/2)
Психоконсультирование (2/3)
Психоконсультирование (3/3)
Психокоррекция (1/1)
Психологическая коррекция и реабилитация (1/1)
Психологическая помощь в кризисных и экстремальных ситуациях (1/1)
Психологическое консультирование (1/1)
Психология (1/1)
Психология безопасности (1/1)
Психология гендерных отношений (1/1)
Психология личности (1/1)
Психология общения (1/1)
Психология профессионального самоопределения (1/1)
Психология родительско-детских отношений (1/1)
Психология семьи (1/1)
Психология труда (1/1)
Психосоматика с практикумом (1/2)
Психосоматика с практикумом (2/2)
Психотерапия с практикумом (1/1)
Расследовательская журналистика (1/1)
Региональная экономика и управление (1/1)
Регламентация и нормирование труда (1/1)
Рекламно-коммуникационный практикум (1/1)
Рекламный менеджмент (1/1)
Римское право (1/1)
Русский язык и культура речи (часть 1/1)
Рынок труда и занятости (1/1)
Связи с общественностью в системе государственного и муниципального управления (1/1)
Семейное консультирование (1/1)
Семейное право (1/1)
Система средств массовой информации (1/1)
Современная мировая экономика (1/1)
Современная российская экономика (1/1)
Современные информационные технологии в психологии (1/1)
Современные концепции менеджмента (1/1)
Современные методы и техники психоконсультирования и психотерапии (1/1)
Современные методы менеджмента организации (1/1)
Современные методы оценки и аттестации персонала (1/1)
Современный стратегический анализ (1/1)
Социальная психология (1/1)
Социально-психологический тренинг (1/2)
Социально-психологический тренинг (2/2)
Социология (1/1)
Социология массовых коммуникаций (1/1)
Социология часть (1/1)
Специальная психология (1/1)
Статистика (1/1)
Статистика (2/2)
Стилистика (первый иностранный язык) (1/1)
Стилистика и литературное редактирование (1/2)
Стилистика и литературное редактирование (2/2)
Стратегический маркетинг (1/1)
Стратегический менеджмент (1/1)
Стратегическое развитие территорий (1/1)
Стратегическое управление регионом (1/1)
Страхование (1/1)
Страховое право (1/1)
Супервизии (1/1)
Тайм-менеджмент (1/1)
Тактический и операционный менеджмент (1/1)
Теоретическая грамматика (1/1)
Теория государства и права (1/2)
Теория государства и права (2/2)
Теория и механизмы современного государственного управления (1/1)
Теория и практика психодиагностики (1/2)
Теория и практика рекламы (1/1)
Теория и практика связей с общественностью (1/1)
Теория и практика тренинга (1/1)
Теория искусства (1/1)
Теория менеджмента (1/1)
Теория организации (1/1)
Теория организации и организационное поведение (1/1)
Теория управления (1/1)
Трудовое право (1/1)
Уголовно-исполнительное право (1/1)
Уголовное право (1/2)
Уголовное право (2/2)
Уголовный процесс (1/1)
Управление адаптацией (1/1)
Управление бизнес-процессами (1/1)
Управление в социальной сфере (1/1)
Управление государственным и муниципальным заказом (1/1)
Управление инфраструктурой городского хозяйства (1/1)
Управление карьерой (1/1)
Управление коммуникациями (1/1)
Управление организационными изменениями (1/1)
Управление персоналом (2/2)
Управление проектами (1/1)
Управление проектами в современных условиях (1/1)
Управление рисками (1/1)
Управление рисками (продвинутый уровень) (1/1)
Управление социально-экономическим развитием муниципального образования (1/1)
Управление финансами (1/1)
Управление цепями поставок (1/1)
Управление человеческими ресурсами (1/1)
Управление человеческими ресурсами (продвинутый уровень) (1/1)
Управленческий консалтинг (1/1)
Управленческий учет и бюджетирование (1/1)
Учет затрат, калькулирование и бюджетирование (1/1)
Учет и налогообложение малого бизнеса (1/1)
Физиология высшей нервной деятельности (1/1)
Физическая культура и спорт (1/1)
Философия (1/1)
Финансовая система региона (1/1)
Финансовое планирование и бюджетирование (1/1)
Финансовое право (1/1)
Финансовые вычисления (1/1)
Финансовый менеджмент (1/1)
Финансы (1/1)
Финансы, денежное обращение и кредит (1/1)
Фотография в журналистике (1/1)
Экологическое право (1/1)
Экология (1/1)
Эконометрика (1/1)
Экономика (1/1)
Экономика государственного и муниципального сектора города (1/1)
Экономика и оценка недвижимости (1/1)
Экономика и социология труда (1/1)
Экономика организации (предприятия) (1/1)
Экономика средств массовой информации (1/1)
Экономика труда (1/1)
Экономическая безопасность (1/1)
Экономическая теория (1/1)
Экономическая теория (2/2)
Экспериментальная психология (1/1)
Электронный бизнес и Интернет-технологии (1/1)
Этика государственной и муниципальной службы (1/1)
Этика делового общения (1/1)
Этика деловых отношений и культура управления (1/1)
Этнопсихология (1/1)
Юридическая психология (1/1)
Юридическая техника (1/1)