Педагогика (2/2)
Практические задания (ПЗ) в ММУ по предмету Педагогика (2/2)
Рекомендации к выполнению практических заданий
Учебным планом предусмотрено прохождение практических занятий по дисциплинам.
В рамках практических занятий студенты выполняют практические задания, следовательно, выполнение указанных заданий является обязательным для получения положительной оценки по дисциплине.
1. Задания рекомендуется выполнять в течение всего учебного семестра до окончания срока представления письменных (курсовых) работ (сроки см. в графике работы в семестре);
2. Выполнение заданий оформляется в письменном виде (текстовый файл с титульным листом (см. бланк титульного листа на странице дисциплины));
3. Файл необходимо загружать в соответствующий раздел дисциплины. По примеру курсовой работы.
4. Выполнение заданий оценивается преподавателем «Выполнено/Не выполнено» в течение всего семестра;
5. Возврат файла на доработку возможен только 1 раз в сроки загрузки письменных (курсовых) работ;
6. Для получения отметки «Выполнено» по данной дисциплине необходимо выполнить по одному заданию на выбор студента из каждого практического занятия. В загрузочное окно дисциплины «Ответы на задания по практическим занятиям» Вам необходимо загрузить 1 файл, в котором будет выполнено 4 задания – по 1 из каждого практического занятия.
Практические задания в ММУ постоянно меняют: если Ваше ПЗ отличается, пишите нам, скорее всего у нас есть уже новое!
Практическое занятие 1
Тема 6. Методы, формы организации, средства обучения и их применение. Оценка эффективности учебной деятельности
Задание 1. Ситуация 1.
У Вадика был трудный характер, подросток отличался строптивостью, непомерной гордостью, озорством. Курение, прогулы уроков – все это повторялось чуть ли не ежедневно. Традиционные меры воздействия были исчерпаны: просьбы, требования, принуждение, предложения, наказания, установка шефства, попытка отвлечь, перевод в параллельный класс и др. Исключить Вадика из школы или переводить в школу-интернат у педагогов не поднималась рука: у парня была светлая голова. Невзирая на воинствующее безделье, он успевал почти по всем предметам. И в вопросах жизни класса он был, как правило, справедлив, обладал чувством юмора, мог метко и иронично высмеять любого. Но его дерзость приводила к конфликтам и с педагогами, и с одноклассниками. Директор школы, который вел уроки истории у Вадика и поэтому хорошо его знал, в начале II четверти вызвал мальчика к себе в кабинет и положил перед ним путевку:
– Путевка нынче стоит больших денег. Однако ты получишь эту путевку бесплатно. Даю тебе 2 дня на сборы. По правде говоря, я обязан отдать эту путевку самому лучшему ученику школы, но сейчас ее получишь ты. Вот характеристика на тебя. Читай.
Вадик стал внимательно читать, но с каждой фразой уши его все больше и больше наливались кровью.
– Ты согласен с такой характеристикой? Мальчик, опустил голову и пробормотал «нет».
– Да, ты прав, в ней сказано, каким ты должен стать. Зачем я это делаю? Сейчас объясню. Ты мне очень нравишься, ты умный и сильный парень. Но мне нужно дать тебе именно сейчас возможность самому изменить себя, пока не поздно, а в новой обстановке это несколько проще.
Там тебя никто не знает, и ты сможешь проявить свои самые лучшие
способности. Конечно, я рискую своей честью, своим достоинством, может
быть, даже должностью и местом работы, веря в тебя. Поэтому, если ты
сорвешься, совершишь дурной поступок – это будет предательство. И еще
помни: пока в школе об этом никто не должен знать, это твоя и моя тайна. А
с учителями я сам поговорю.
Вадик стоял перед этим седеющим мужчиной, ошарашенный и
изумленный.
Провожая подростка на вокзал, директор обнял мальчика и сказал:
– Я верю в тебя и надеюсь, что предательства ты не совершишь. Через
10 дней от Вадика пришло первое письмо на имя директора школы:
«…прошла уже неделя. Я ничего ни разу не украл и ни разу не курил –
держусь… Так что спите спокойно (пока!). Я потом в школе все
компенсирую».
Буквально перед приездом директор получил еще одно письмо от
Вадика. Он принес извинение за последние слова своего письма, которые
были скорее «данью прошлому». Были там и такие строки: «Василий
Петрович, я каждый день борюсь с собой и повторяю себе: «Я предательства
не совершу».
Было бы преувеличением утверждать, что по приезде Вадик в школе
стал совсем другим человеком. Безусловно, он изменился, как-то возмужал и
стал более сдержанным. Было видно, что у него появился опыт
самовоспитания, ценный нравственный опыт хорошего поведения, опыт
терпения и выдержки, опыт доверия и дружбы с мудрым и умным человеком.
Вопросы и задания
1. Дайте оценку педагогической находке директора.
2. Назовите методы, используемые в воспитательной работе с Вадиком.
3. Что помогло педагогу выбрать правильное решение в отношении Вадика?
4. Какова роль педагога в процессе самовоспитания подростка?
5. Как самовоспитание влияет на развитие личности?
Задание 2. Ситуация 2.
Катя отправляется в школу холодным утром, надев лишь жакетик.
– Надень пальто, – говорит мать, – Этот жакет слишком легкий для такой погоды.
– Не хочу! – отвечает дочь.
– Мы ведь обе не хотим, чтобы ты простудилась? Не правда ли? – говорит мать.
– Пойми, я искренне за тебя волнуюсь. Войди, пожалуйста, в мое положение и посоветуй, что делать с таким ребенком?
– Хорошо, давай я надену под жакет свитер.
– Прекрасно, – соглашается мать.
Вопросы и задания
1. Проанализируйте поведение Кати.
2. Что бы вы предприняли на месте ее родителей?
3. Какие методы и приемы воспитания использовала мама Кати?
Задание 3. Ситуация 3.
Как-то Василий отказался дежурить, так и сказал:
– Не буду, и все!
Педагог не стал возмущаться и грозить разными наказаниями, а только сказал:
– Давай поспокойней. Садись-ка, поговорим. Ты не хочешь дежурить?
– Не хочу.
– Но ведь в классе ты не один. Еще 23 человека. И все дежурят, потому что обязанность каждого помочь уборщице, которая убирает всю школу. И в любом классе нашей школе ребята дежурят по очереди. Что ж ты за особенный? Все дежурят, а ты – «не буду». Подумай, как ребята на тебя смотреть будут. Да и ты сам: ведь за тебя, значит, кто-то должен лишний раз
убирать? Ты подумай еще раз, не спеши, а завтра мы с тобой вернемся к этой проблеме.
На другой день утром Василий подошел к учителю и буркнул под нос:
– Буду дежурить. Только пусть со мной кто-нибудь другой дежурит, не Петрова. А то она все учит и учит, что как делать. Надоело.
Вопросы и задания
1. Проанализируйте поведение Василия.
2. Что бы вы предприняли на месте педагога?
3. Какие методы и приемы воспитания использовал педагог?
Практическое занятие 2
Тема 7. Воспитание в целостном педагогическом процессе
Задание 1.
Какие методы воспитания применил учитель в рассматриваемой ситуации, проанализируйте, какие решения являются правильными, а какие нет.
Классный руководитель S класса средней школы города Н. знал, что его воспитанники в отношениях с учителями и друг с другом проявляют грубость, неуважение. Чтобы искоренить такие привычки, учитель поставил яркий, интересный спектакль, в котором все ученики участвовали с большим увлечением. Прошло немного времени, педагог заметил, что никаких изменений в поведении пятиклассников не произошло.
Почему? Какие действия учителя можно назвать правильными, а какие — нет?
Задание 2.
Существуют различные точки зрения учителей относительно проблемы воспитания в школе. Познакомьтесь с ними, выскажите и аргументируйте свою точку зрения.
1. Школа воспитанием заниматься не должна. Долг школы – хорошее обучение, образование в традиционном смысле этого слова.
2. Школа воспитанием заниматься должна, но в современных условиях (неопределенность ценностей, слабое финансирование образования), делать это всерьез невозможно.
3. Школа заниматься воспитанием должна, и основная, опорная его форма – массовое прямое влияние через умное слово, концерты, проповеди, слушание музыки, театр, посещение выставок и т.п.
4. Школа воспитанием должна заниматься, прежде всего, через организацию разнообразной совместной деятельности школьников.
5. Воспитанием школа должна заниматься, причем его базовой линией
должны быть организация группового общения, обучение общению
школьников.
6. Воспитание в школе должно быть, прежде всего, общением педагога
со школьником, помощь конкретному школьнику в его делах и проблемах.
7. Воспитание в школе должно происходить, в первую очередь, на уроке,
внутри процесса обучения.
Задание 3.
Прочитайте следующее высказывание и ответьте на вопросы в конце
текста.
Анализ педагогической практики привел некоторых исследователей к
выводу о том, что:
«Постепенно в традиционной педагогике происходит переход от
авторитаризма в выборе методов (раньше преобладали методы убеждения и
наказания, т.е. методы давления на личность) к широкому выбору методов,
включающих воспитанника в самовоспитание.
В гуманистической педагогике, где воспитание рассматривается как
целенаправленный процесс культуроемкого развития человека, активно
участвующего и осознанно осуществляющего саморазвитие, преобладают
методы, способствующие этому процессу. Естественно, педагоги используют
методы вовлечения в деятельность, методы развития сознания и
самосознания, методы стимулирования и развития интеллектуальной,
эмоциональной и волевой сфер. Однако преобладают методы
сотрудничества, позволяющие педагогу и воспитаннику быть партнерами в
увлекательном процессе самосозидания. Педагогика сотрудничества ввела в
практику воспитания ряд методов, создающих условия субъект-субъектных
отношений: метод открытого диалога, метод свободного выбора, метод
коллективного анализа и оценки, метод «мозгового штурма», метод
самоанализа и самооценки, метод импровизации. Эти методы позволяют
создавать ту атмосферу сотворчества и сотрудничества, которая вовлекает каждого – и педагога, и воспитанника – в созидательную деятельность на благо других и на развитие своей личности».
Вопросы для обсуждения:
Каково ваше мнение?
Не считаете ли вы, что подобное утверждение несколько оптимистично?
В реальной педагогической практике все же господствуют авторитарные методы воспитания. Причем главным остается метод педагогического требования, а другие методы являются в той или иной степени лишь модификацией данного метода?
Подтверждает ли это или опровергает ваша школьная практика?
Задание 4.
Юноша обругал своего приятеля. Соседка рассказала об этом родителям.
— Я считаю, что все высказал по заслугам. Так ему и надо, — подросток старается объяснить и доказать родителям свою правоту.
— То есть это метод борьбы с теми, кто не прав? — уточняет отец.
— Да.
— И ты мог бы такое сказать маме, если бы она была не права?.. Нам не нравится этот поступок, но мы любим тебя и верим, что это больше не повторится.
Вопросы и задания
1. Вы согласны с приведенными отцом доводами? Насколько оправдано в данной ситуации сравнение с отношением сына к матери?
2. Оцените средства педагогического воздействия отца на сына.
3. Как вы понимаете обучение родителями своих детей культуре взаимоотношений с людьми?
Практическое занятие 3
Тема 8. Формы и методы воспитания. Семейное воспитание
Задание 1. Ситуация 1.
Летом семья Димы переехала в новый микрорайон на другой конец города. Старые друзья были далеко, один-два раза съездил, но как-то не так получалось общение, как раньше. Новых друзей в школе он пока еще не приобрел — до первого сентября оставалось еще две недели. Как-то вечером, гуляя по двору, он познакомился с ребятами намного старше себя, а потом охотно проводил с ними оставшиеся дни каникул.
— Ничего, начнется учеба — у него времени не будет свободного с ними гулять. Да и товарищи появятся, — успокаивал отец встревоженную мать.
Однако учебный год начался, а Дима еще больше привязался к своим сомнительным дружкам, стал прогуливать уроки и целые учебные дни и, что самое страшное, приобщаться к курению и спиртным напиткам. На все требования родителей он отвечал:
— Да, я такой! А что я могу с собой сделать? Мне с ними хорошо! Оставьте меня в покое.
Вопросы и задания:
1. Проанализируйте поведение родителей Димы.
2. Что бы вы предприняли на месте его родителей?
3. Что и кто может помочь Диме в этой ситуации?
Задание 2. Ситуация 2.
В школе, где училась Марина, многие ребята носили красивую одежду и могли похвастаться множеством дорогих вещей. Их родители сумели приспособиться к новым условиям рынка и зарабатывали большие деньги, поэтому эти ребята хоть каждый день могли приходить в школу в обновках и позволить себе дорогие развлечения. Марине же приходилось носить старые платья, сшитые мамой или бабушкой, в которых она сама себе
казалась старомодной. Отчего у других были такие красивые вещи, а у нее —
почти ничего? Некоторые ее подруги приносили в школу большие деньги и
по дороге домой останавливались у киосков, чтобы купить шоколад. Ее
лучшая школьная подруга теперь с ней почти не разговаривала. Она
общалась только с «избранными». Иногда Марине даже не хотелось идти в
школу. Что случилось с ее родителями? Почему они не могут заниматься тем
же, чем и родители ее подруг? Может, они недостаточно умны или слишком
ленивы? Однажды вечером, когда их семья собиралась пойти в гости,
напряжение достигло предела. Все ждали, когда старшая дочь оденется. Она
пробыла в своей комнате больше часа, примеряя одежду и глядя на себя в
зеркало. Боясь, что они опоздают, ее отец, наконец, постучал в дверь.
— Что?! — Пронзительно крикнула Марина из-за двери.
— Марина, мы все тебя ждем, ты уже готова? Мы можем опоздать,
сказал отец.
— Я не иду! — Закричала Марина.
— Почему? В чем дело? — Спокойно спросил отец.
— Меня достало это барахло. Я в нем как старуха. Я устала от того, что
мне нечего носить. Почему вы с мамой никогда ничего мне не покупаете? Я
терпеть не могу свою одежду! Я ненавижу ее!
Она начала всхлипывать. Наступила продолжительная пауза.
Родители не знали, что сказать. В самом деле, что они могли сказать? Они
стремились дать детям самое лучшее, но теперь оказалось, что этого просто
недостаточно. Их сердца разрывались от того, что их дочь несчастна. Они
чувствовали себя неудачниками, которые ничего больше не могли ей дать.
Вопросы и задания:
1. Какова роль социально-экономического фактора в воспитании
человека?
2. Проанализируйте поведение родителей и Марины.
3. Как разрешить данный конфликт? Каковы наиболее
целесообразные действия родителей в такой ситуации?
Задание 3. Ситуация 3.
Мать (М.): Ты чудовищно безответственно относишься к обязанности мыть свою посуду после завтрака;
Ребенок (Р.): Ты и сама не всегда моешь посуду утром.
М: Я — это совсем другое дело. У твоей мамы и так много работы по дому. Думаешь, мало приходится прибирать за вами, шалопаями?
Р: Я не шалопай.
М: Зато такой же неряха, как все остальные, и ты об этом знаешь.
Р: Ты хочешь, чтобы все были идеальными?
М: Тебе, во всяком случае, до идеала еще далеко.
Вопросы и задания:
1. Какие просчеты допускают родители в общении со своими детьми?
2. Каковы могут быть последствия такого воспитания?
3. От чего зависит успех семейного воспитания?
Задание 4. Ситуация 4.
Ребенок (плачет): Машинка, машинка! Где моя машинка?
Родитель: Тебе нужна твоя машинка, но ты не можешь ее найти?
Ребенок (бегает по комнатам, заглядывает под диван).
Родитель: Машинки там нет.
Ребенок: Где моя машинка?
Родитель: Может быть, твоя машинка в шкафу среди игрушек завалялась?
Посмотри.
Ребенок (бежит к шкафу с игрушками, все разбрасывает, но машинку там не находит и опять выразительно смотрит на родителей).
Родитель (молчит и делает паузу, давая возможность ребенку проявить инициативу в поиске).
Ребенок (побежал на кухню и под столом находит свою машинку):
Вот она!
Родитель: Молодец! Ты сам нашел свою машинку.
Вопросы и задания:
1. Проанализируйте каждый вариант ответа и действия родителя.
2. О каких особенностях поведения родителя, и о каком характере складывающихся отношений с ребенком говорит эта ситуация?
3. Какой тип воспитания просматривается в данной ситуации?
Практическое занятие 4 Тема 10. Общие вопросы управления педагогическими системами Задание 1. Исследование педагогических систем: студентам предлагается выбрать одну из педагогических систем (например, монтессори, Вальдорфскую школу, традиционную школу) и составить обзорную презентацию о ее основных принципах, методах обучения и организации учебного процесса. Задание 2. Анализ и сравнение педагогических моделей: студентам предлагается выбрать две различные педагогические модели (например, традиционную и инновационную) и провести сравнительный анализ их преимуществ, недостатков, применимости в разных образовательных контекстах. Задание 3. Разработка рекомендаций по управлению педагогической системой: студентам предлагается провести исследование одной конкретной педагогической системы (например, школы с малым количеством учащихся) и разработать рекомендации по управлению этой системой с учетом особенностей организации учебного процесса, стимулирования успехов учеников и управления персоналом. Задание 4. Анализ современных вызовов и трендов в педагогике: студентам предлагается провести обзор литературы и актуальных исследований, чтобы выделить основные вызовы, с которыми сталкиваются педагогические системы сегодня, и исследовать возможные пути преодоления этих вызовов с использованием инновационных подходов и технологий.
Задание 5.
Составление бизнес-плана педагогической системы: студентам
предлагается разработать бизнес-план для создания своей собственной
педагогической системы. В плане должны быть представлены основные
этапы развития системы, стратегия привлечения учащихся и учебного
персонала, а также оценка финансовых ресурсов и потенциальной прибыли.
Задание 6.
Исследовать и объяснить различные стратегии управления
педагогическими системами, которые применяются в вашем университете
или образовательной организации.
Задание 7.
Создать свой вариант плана управления педагогической системой,
включающий в себя оценку и анализ потребностей студентов, разработку
конкретных целей и реализацию методов для их достижения.
Задание 8.
Проанализировать проблемы, с которыми сталкиваются
преподаватели при управлении педагогическими системами, и предложить
решения для улучшения эффективности процесса обучения.
Задание 9.
Провести исследование о роли и влиянии технологий на управление
педагогическими системами, исследовать достоинства и недостатки
использования онлайн-обучения.
Задание 10.
Провести анализ и сравнение различных методов оценки студентов и управления их образовательным прогрессом в дистанционном обучении. Задание 11. Исследовать и провести анализ литературы по управлению педагогическими системами, выделить основные подходы и теории в этой области. Задание 12.
Провести сравнительный анализ различных педагогических систем и оценить их эффективность и эффективность управления в контексте дистанционного обучения.