Доказывание и принятие решений в уголовном судопроизводстве (1/1)
Практические задания (ПЗ) в ММУ по предмету Доказывание и принятие решений в уголовном судопроизводстве (1/1)
Рекомендации к выполнению практических заданий
Учебным планом предусмотрено прохождение практических занятий по дисциплинам.
В рамках практических занятий студенты выполняют практические задания, следовательно, выполнение указанных заданий является обязательным для получения положительной оценки по дисциплине.
1. Задания рекомендуется выполнять в течение всего учебного семестра до окончания срока представления письменных работ (сроки см. в графике работы в семестре);
2. Выполнение заданий оформляется в письменном виде (текстовый файл с титульным листом (см. бланк титульного листа на странице дисциплины));
3. Файл необходимо загружать в соответствующий раздел дисциплины. По примеру курсовой работы.
4. Выполнение заданий оценивается преподавателем «Выполнено/Не выполнено» в течение всего семестра.
5. Возврат файла на доработку возможен только 1 раз в сроки загрузки письменных работ.
6. Для получения отметки «выполнено» студент должен выполнить по 1 ситуационной задачи (на свой выбор) из каждой темы практических занятий (№ 3, № 4, № 5, № 6). Общее количество выполненных студентом заданий должно быть не менее 4.
Практические задания в ММУ постоянно меняют: если Ваше ПЗ отличается, пишите нам, скорее всего у нас есть уже новое!
Практическое занятие 1 по теме № 3 «Процесс доказывания по уголовному делу»
Аннотация: в разделе «Практическое занятие» Вы найдете перечень вопросов, ответив на которые Вы закрепите пройденный материал, а также ряд ситуационных задач, решение которых Вам поможет научиться применять полученные знания на практике.
Решение ситуационных задач, содержащихся в практическом занятии, поможет Вам подготовиться и успешно пройти итоговое тестирование.
Практическое занятие № 3 включает в себя вопросы и ситуационные задачи, связанные с содержанием темы № 3, а именно: понятие, содержание и значение доказывания, структура процесса доказывания; порядок использования в доказывании результатов оперативно-розыскной деятельности; учение о преюдиции в уголовном процессе и логические основы доказывания.
План занятия:
1) вопросы по теме занятия «Процесс доказывания по уголовному делу».
2) ситуационные задачи по теме занятия «Процесс доказывания по уголовному делу».
Ответьте на вопросы: 1. Раскройте понятие, содержание и значение доказывания. 2. Охарактеризуйте структуру процесса доказывания. 3. Рассмотрите порядок использования в доказывании результатов оперативно-розыскной деятельности.
4. Проанализируйте учение о преюдиции в уголовном процессе. 5. Опишите логические основы доказывания.
Ситуационные задачи:
Ситуационная задача № 1. В результате проведения оперативно-
розыскных мероприятий сотрудниками уголовного розыска задержан с
поличным Добриков за вымогательство крупной суммы денег у Пиляева. В
следственное подразделение были переданы: флеш-карта со звукозаписью;
деньги в сумме 5 млн руб., изъятые у Добрикова; протокол осмотра
автомобиля Добрикова, в котором обнаружено огнестрельное оружие;
рапорт о задержании Добрикова; заявление Пиляева; объяснения
Добрикова и Пиляева.
Получены ли по делу доказательства в результате проведения
названных действий? Каким образом они могут быть использованы
следователем? Каков порядок передачи результатов оперативно-
розыскной деятельности следователю?
Ситуационная задача № 2. Андреев и Бобров совершили нападение на
ювелирный магазин. В перестрелке с охранником Андреев был ранен в
ногу и задержан приехавшими на вызов сотрудниками ППС. Боброву
удалось скрыться с места преступления, похитив драгоценные украшения.
Андреев приговором суда был признан судом виновным и осужден к
лишению свободы. В отношении Боброва дело выделено в отдельное
производство, а он объявлен в розыск. Его удалось задержать только два
года. В ходе судебного разбирательства в отношении Боброва
государственный обвинитель, кроме других доказательств по делу,
представил копию обвинительного приговора суда, вступившего в
законную силу в отношении Андреева, где утверждалось, что спланировал
и организовал нападение именно Бобров. Защитник Боброва утверждал,
что все происходило с точностью до наоборот, а именно Андреев склонил
Боброва к совершению преступления, организовав последнее.
1. Как в сложившейся ситуации должен поступить суд?
2. Будут ли иметь доказательственное значение факты, установленные приговором суда в отношении Андреева?
Ситуационная задача № 3. Следователь вызвал на допрос потерпевшего 14-летнего Иванова. Иванов по умственному развитию опережал своих сверстников, а также положительно характеризовался педагогами. В этой связи следователь ограничился присутствием на допросе матери Иванова, которая против этого не возражала. В начале допроса Иванов был предупрежден следователем об ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний, также ему были разъяснены положения ст. 51 Конституции РФ. После этого следователь предложил мальчику в свободной форме изложить обстоятельства произошедшего. Далее Иванову был задан вопрос: «Молодой человек, который нанес тебе удар первым, был одет в яркую оранжевую куртку?». Иванов ответил утвердительно. Следователь записал показания, а также заданный вопрос и полученный на него ответ в протокол допроса потерпевшего. Иванов расписался в протоколе, и они с матерью были отпущены следователем.
Оцените действия следователя. Каковы особенности допроса несовершеннолетнего потерпевшего?
Практическое занятие 2 по теме №4
«Собирание, проверка и оценка доказательств. Обязанность (бремя) доказывания»
Аннотация: в разделе «Практическое занятие» Вы найдете перечень вопросов, ответив на которые Вы закрепите пройденный материал, а также ряд ситуационных задач, решение которых Вам поможет научиться применять полученные знания на практике.
Решение ситуационных задач, содержащихся в практическом занятии, поможет Вам подготовиться и успешно пройти итоговое тестирование.
Практическое занятие № 4 включает в себя вопросы и ситуационные задачи, связанные с содержанием темы № 4, а именно: понятие и содержание собирания доказательств, сущность проверки доказательств; понятие, цели и значение оценки доказательств; субъекты доказывания, а также обязанность (бремя) доказывания.
План занятия:
1) вопросы по теме занятия «Собирание, проверка и оценка доказательств. Обязанность (бремя) доказывания».
2) ситуационные задачи по теме занятия «Собирание, проверка и оценка доказательств. Обязанность (бремя) доказывания».
Ответьте на вопросы:
1. Рассмотрите понятие и содержание собирания доказательств.
2. Раскройте понятие и сущность проверки доказательств.
3. Проанализируйте понятие, цели и значение оценки доказательств.
4. Охарактеризуйте субъектов доказывания.
5. Рассмотрите понятие обязанность (бремя) доказывания.
Ситуационные задачи:
Ситуационная задача № 1. В гостинице из номера 1408 была
совершена кража личных вещей Михайлова. Следователь, допрашивая в
качестве свидетеля горничную 4-го этажа Никитину, установил, что со
слов жильцов ей известно, что кто-то из них видел, как из номера
Михайлова ночью выходила с похищенными вещами буфетчица Балакина.
Однако указать источник своей осведомленности Никитина не смогла.
Дайте оценку показаниям Никитиной. Какими свойствами должны
обладать доказательства?
Ситуационная задача № 2. Георгиев, обвиняемый в совершении кражи
из квартиры Полянской, свою вину по существу предъявленного
обвинения не признал, показал, что в квартире Полянской никогда не был,
а в день, когда, по данным следствия, была совершена квартирная кража,
он находился у себя дома, никуда не выходил, в квартире он проживает
один, и факт его нахождения дома вряд ли кто-то может подтвердить. При
осмотре места происшествия установлено, что проникновение в квартиру
произведено путем взлома двери. С места происшествия изъят след пальца
руки. По заключению дактилоскопической судебной экспертизы, «след
пальца, изъятый с места происшествия, оставлен Георгиевым». При
обыске в квартире Георгиева ничего, что касается похищенного, не
обнаружено.
Оцените имеющиеся доказательства с точки зрения их
достаточности для привлечения Георгиева в качестве обвиняемого.
Изменится ли оценка доказательств, если Георгиев признает себя
виновным в совершении кражи, при этом пояснит, что похищенные вещи
продал на рынке неустановленным лицам?
Ситуационная задача № 3. Павлов обвинялся в совершении грабежа.
Защитник Павлова представил следователю для приобщения в качестве
доказательств полученные в результате опроса сослуживцев и соседей
Павлова сведения, смягчающие наказание. Следователь отказал защитнику в приобщении представленных сведений как доказательств, мотивируя это тем, что главы 24 – 27 УПК РФ, определяющие способы собирания доказательств на предварительном следствии, не предусматривают такой способ как опрос граждан.
Является ли защитник самостоятельным субъектом собирания доказательств? Каким образом он может использовать полученные в ходе своей деятельности сведения?
Практическое занятие 3 по теме № 5 «Понятие вида доказательств. Показания. Заключения»
Аннотация: в разделе «Практическое занятие» Вы найдете перечень вопросов, ответив на которые Вы закрепите пройденный материал, а также ряд ситуационных задач, решение которых Вам поможет научиться применять полученные знания на практике.
Решение ситуационных задач, содержащихся в практическом занятии, поможет Вам подготовиться и успешно пройти итоговое тестирование.
Практическое занятие № 5 включает в себя вопросы и ситуационные задачи, связанные с содержанием темы № 5, а именно: специфические признаки доказательств в уголовно-процессуальном праве, их виды (источники); понятие, содержание и значение показаний подозреваемого и обвиняемого, потерпевшего и свидетеля; понятие заключения эксперта и заключения специалиста.
План занятия:
1) вопросы по теме занятия «Понятие вида доказательств. Показания. Заключения».
2) ситуационные задачи по теме занятия «Понятие вида доказательств. Показания. Заключения».
Ответьте на вопросы:
1. Раскройте специфические признаки доказательств в уголовно-процессуальном праве, их виды (источники).
2. Охарактеризуйте понятие, содержание и значение показаний подозреваемого и обвиняемого.
3. Рассмотрите понятие, содержание и значение показаний потерпевшего и свидетеля.
4. Проанализируйте заключения эксперта и заключения
специалиста.
5. Найдите существенные отличия между заключением эксперта и
заключением специалиста.
Ситуационные задачи:
Ситуационная задача № 1. Гараев осужден за пособничество в
вымогательстве. Вывод суда о его виновности основан на показаниях
похищенного потерпевшего Мосина С. и свидетеля – его отца Мосина О.
Гараев в ходе предварительного следствия и в суде не признавал себя
виновным, а последовательно утверждал, что действовал по просьбе
Мосина О. (отца Мосина С.) и вел переговоры с похитителями через своего
знакомого Никифорова.
Согласно показаниям Мосина О., он предполагал, что Гараев оказывал
содействие похитителям его сына, которые вымогали выкуп. При этом
потерпевший Мосин С. по месту своего содержания в качестве заложника
как будто слышал знакомый голос, который, как ему показалось, похож на
голос Гараева. Эти показания суд признал достоверными и положил в
основу приговора.
Обоснованы ли выводы суда? Какие показания могут использоваться
для доказывания обстоятельств, перечисленных в ст. 73 УПК РФ?
Ситуационная задача № 2. Обосновывая свой вывод о виновности
подсудимого Толоконникова, не признавшего своей вины и ссылавшегося
на свидетеля Исакова в подтверждение своего алиби, судья в приговоре
указал: «Показания свидетеля Исакова не заслуживают доверия, т.к.
Исаков – родственник подсудимого. Суд доверяет показаниям
потерпевшего Смирнова, который является депутатом, известен своими
либерально-демократическими взглядами и безупречной
нравственностью».
Дайте правовую оценку мотивировке, приведенной судьей в приговоре по делу Толоконникова.
Ситуационная задача № 3. Расследуя уголовное дело по обвинению Рыжкова в хищении, следователь назначил бухгалтерскую судебную экспертизу. Перед экспертом поставлен ряд вопросов, в том числе: явилась ли недостача материальных ценностей следствием хищения или результатом халатного отношения обвиняемого к своим служебным обязанностям?
Проанализируйте характер указанного вопроса. Какие требования предъявляются к формулировке вопросов эксперту?
Практическое занятие 4 по теме № 6 «Вещественные доказательства»
Аннотация: в разделе «Практическое занятие» Вы найдете перечень вопросов, ответив на которые Вы закрепите пройденный материал, а также ряд ситуационных задач, решение которых Вам поможет научиться применять полученные знания на практике.
Решение ситуационных задач, содержащихся в практическом занятии, поможет Вам подготовиться и успешно пройти итоговое тестирование.
Практическое занятие № 6 включает в себя вопросы и ситуационные задачи, связанные с содержанием темы № 6, а именно: понятие, содержание, форма и значение вещественных доказательств, их виды, классификация вещественных доказательств (прямые и косвенные, первоначальные и производные вещественные доказательства).
План занятия:
1) вопросы по теме занятия «Вещественные доказательства».
2) ситуационные задачи по теме занятия «Вещественные доказательства».
Ответьте на вопросы:
1. Раскройте понятие и содержание вещественных доказательств.
2. Рассмотрите форму и значение вещественных доказательств.
3. Проанализируйте виды вещественных доказательств.
4. Охарактеризуйте прямые и косвенные вещественные доказательства.
5. Рассмотрите первоначальные и производные вещественные доказательства.
Ситуационные задачи:
Ситуационная задача № 1. Пирожков обвинялся в том, что на личном
автомобиле BMW систематически выезжал в различные города и,
используя связи в преступном мире, скупал заведомо похищенные товары,
которые затем перепродавал с выгодой для себя. При обыске у него
обнаружено: 20 женских блузок, 7 меховых женских шуб, 3 телевизора,
золотые часы, кольца и другие изделия из золота, деньги в сумме 820 тыс.
рублей и 10 тыс. долларов США, акции ПАО «Газпром» на сумму 500 тыс.
рублей. Кроме этого, были изъяты винтовка, признанная по заключению
эксперта огнестрельным оружием.
Назовите объекты, являющиеся вещественными доказательствами
по данному делу. Как необходимо поступить следователю с изъятым?
Ситуационная задача № 2. Рахмонов и Мустафин признаны
виновными в том, что в составе организованной группы занимались
незаконным производством и сбытом наркотических средств в особо
крупном размере, а также приготовлением к незаконному сбыту
наркотических средств в особо крупном размере. По делу установлено,
что приобретенное оборудование и препараты, необходимые при
производстве наркотических средств, а также незаконно произведенное
наркотическое средство они перемещали на автомобиле, принадлежащем
Мустафину на праве собственности. Суд признал данный автомобиль
средством совершения преступления и принял решение о его
конфискации и обращении в доход государства.
Оцените решение суда и обоснуйте свой ответ. Какие предметы
могут быть признаны вещественными доказательствами?
Ситуационная задача № 3. В ходе производства предварительного
следствия по делу о грабеже к следователю обратилась потерпевшая
Кирова с просьбой о возвращении ей вещей, похищенных обвиняемым и
хранящихся в следственном отделе в качестве вещественных
доказательств. Следователь удовлетворил просьбу потерпевшей и возвратил ей часть вещей.
Правомерны ли действия следователя?