Психоконсультирование (2/2)
Практические задания (ПЗ) в ММУ по предмету Психоконсультирование (2/2)
Рекомендации к выполнению практического задания по курсу «Психоконсультирование» 2.2
Учебным планом предусмотрено прохождение практических (семинарских) занятий по дисциплинам.
В рамках практических (семинарских) занятий студенты выполняют практические задания, следовательно, выполнение указанных заданий является обязательным для получения положительной оценки по дисциплине.
1. Задания рекомендуется выполнять в течение всего учебного семестра до окончания срока представления письменных (курсовых) работ (сроки см. в графике работы в семестре).
2. Выполнение заданий оформляется в письменном виде (текстовый файл с титульным листом (см. бланк титульного листа на странице дисциплины)).
3. Файл необходимо загружать в соответствующий раздел дисциплины. По примеру курсовой работы.
4. Выполнение заданий оценивается преподавателем «Выполнено/Не выполнено» в течение всего семестра.
5. Возврат файла на доработку возможен только 1 раз в сроки загрузки письменных (курсовых) работ.
6. Для получения отметки «выполнено» необходимо выполнить: По I части практического занятие: темы 8-10 «Особенности возрастно-психологического консультирования» выполняются 1 и 2 задание полностью, из 3 задания необходимо выбрать одну из предложенных консультативных встреч для анализа (на выбор студента).
По II части практическое занятие: темы 11-16 «Психологическое консультирование кризисных состояний и влияние профессиональной деятельности на личность консультанта» выполняются все задания.
Практические задания в ММУ постоянно меняют: если Ваше ПЗ отличается, пишите нам, скорее всего у нас есть уже новое!
Практическое занятие I часть практического занятия: темы 8-10 «Особенности возрастно-психологического консультирования»
Задание 1. Перечислите, на Ваш взгляд, самые популярные запросы, с которыми обращаются к психологу люди разных возрастных групп: подростки, взрослые люди, люди пенсионного возраста (не менее 3 запросов на каждую группу).
Задание 2. Определите, каким из видов психологического консультирования и с какой возрастной группой вам хотелось бы заниматься больше всего. Чем вызвано такое ваше желание?
Задание 3. Выберите одну из предложенных консультативных встреч для анализа.
Прочтите запись отрывка из психотерапевтической сессии и проанализируйте (письменно), какие приемы были использованы терапевтом в диалоге, и какие задачи стояли перед терапевтом в ходе терапевтической сессии. Продумайте и опишите возможные варианты продолжения диалога.
Работа с родителями
При контактах с родителями, которые обращаются за помощью ради своих детей, проблема определения терапевтических отношений иногда оказывается куда сложнее.
Консультативная беседа 1.
Выдержка из интервью, взятого К. Роджерсом в 1983 году у одной своей клиентки. Эта женщина говорит, что у нее много проблем из-за того, что она отпустила свою 20-летнюю дочь учиться в колледж.
Роджерс: …Вы чувствуете, будто она ускользает от вас, и вы… и это причиняет боль… и…
Клиентка: Да. Я как будто сижу здесь в одиночестве. Знаете, я словно чувствую,
что она ушла, а я так и осталась тут.
Роджерс: Хм-хм. Вы переживаете теперь именно это: она покидает дом, а вы здесь – в полном одиночестве.
Клиентка: Да. Да. Да. Я чувствую себя действительно одинокой. (Плачет.)
Консультативная беседа 2.
Миссис Д. обратилась за помощью вместе со своей двенадцатилетней дочерью, которая не ладила со своей сестрой, плохо училась в школе, бездельничала и проводила время в мечтаниях, и, что бы ни говорила ей мать, она ни на что не реагировала. После первой консультации, носившей диагностический характер, миссис Д. решает прийти к терапевту вместе с дочерью. Вот отрывок из ее первой беседы с терапевтом (фонограмма).
Женщина повторяет свои жалобы, подчеркивая, что Салли не думает о своих обязанностях. Она продолжает:
Д. Другие девочки в семье просто замечательные, то есть я имею в виду – они вполне нормальные и приспособленные. У них есть свои промахи и успехи, бывает подавленное состояние, но бывает и радостное – ну, вы понимаете, ничего экстраординарного, и с ними так легко ладить, они очень хорошо учатся в школе, просто прекрасные девочки. Но Салли…
К. Но Салли?..
Д. Маленький дьяволенок! Она сводит меня с ума! Итак, если вы хотите о чем-то спросить у меня, я буду отвечать, стараясь изо всех сил.
К. Хорошо, миссис Д., почему бы вам не рассматривать эту встречу, так же как и последующие, как простую беседу, когда мы можем просто поговорить об этом, вместо того, чтобы мне задавать вам вопросы и выслушивать ваши ответы. Другими словами, вы, вероятно считаете, что рассказали о Салли и о других детях все, но вряд ли это так; я хочу сказать, что здесь как раз то место, где вы и я можем просто поговорить о ваших проблемах.
К. Вы считаете, что будущее Салли не так уж безоблачно? (Пауза.)
Д. Да, но она могла бы попытаться измениться, чтобы избежать подобных неприятностей.
К. А вы одна из тех, кто сомневается в этом, не так ли?
Д. Нет, я не сомневаюсь, но – но дело в том, что хочется, чтобы твои дети добились чего-то большего, чем просто плыли по течению.
К. Да, вы хотите, чтобы это случилось с Салли, но не верите, что это возможно?
Д. Нет, я верю, но если бы вы только смогли найти то, что заставит ее осознать, что ей следует обращать внимание на некоторые вещи…
К. Вы думаете, мы смогли бы это сделать?
Д. Э… ох, я не могу этого сделать. Я пыталась годами, и учителя в школе – тоже, и помощь ваших коллег нам предлагали, и мы думали, вот – вы изучили предмет и должны были… если я правильно понимаю цель нашей беседы, вы должны найти то, что нужно. Я немного изучала психологию и понимаю, что это то, к чему люди должны прислушиваться, но я не могу представить себе, как достучаться до нее, и учителя в школе тоже не могут.
К. И вы, видимо, думаете, что вы уже перепробовали все возможное?
Д. Да.
К. То есть все зависит от нас…
Д. Да, м-м-м. Я хотела бы отдать все в ваши руки, потому что… ну… если вы не сможете обнаружить то, что беспокоит ее, какую-то скрытую причину или что-то в этом роде, тогда нам просто придется оставить все как есть – пусть делает все, как хочет.
К. И если мы не найдем чего-то, что сможет помочь, то…
Д. Тогда будем делать то возможное, что в наших силах.
К. Тогда вернемся к тому, с чего мы начали.
Д. Да.
К. Вот Салли, и для нее ничего нельзя сделать…
Д. Ну, я не знаю, я бы не сказала – вам нравится все преувеличивать (смех), все представлять в черном цвете. Нет, я бы не сказала, что все так плохо, как, похоже, вам представляется.
Работа с детьми разного возраста
Одно из самых важных ограничений в терапевтической ситуации – определение допустимой степени эмоциональной вовлеченности со стороны терапевта. Данный вопрос остро стоит не только при работе с детьми, он важен и должен учитываться и при работе с клиентами всех возрастных групп.
Ограничение времени. Конец сеанса рассматривается некоторыми психологами как разлука, приобретающая символический смысл травмы разлучения. Временные ограничения для терапевтической ситуации, как и любые другие ограничения, нужны для того, чтобы снабдить ситуацию консультирования всеми разнообразными аспектами жизненной ситуации.
Временные рамки задают произвольные человеческие ограничения, к которым клиент должен научиться приспосабливаться.
Консультативная беседа 3.
Тэдди (7 лет). Его привели в исследовательское учреждение для наблюдения по просьбе отдела работы с несовершеннолетними по причине его неуправляемости, вспышек гнева и раздражительности. Его мать не могла с ним справиться.
Здесь приводятся отрывки из второй и третьей терапевтической беседы, хотя у психолога было еще несколько контактов с ним.
Ребенок требует, чтобы психолог считала, сколько раз он нажмет на курок игрушечного пистолета. Когда он замечает, что она делает пометки, он требует, чтобы она считала все время:
К. Ты хочешь, чтобы я все свое внимание обратила на тебя, не так ли?
Т. Да. (Продолжает свою игру.)
К. Я не могу считать в то время, когда пишу.
Т. А зачем это тебе?
К. Тебя злит, когда я это делаю?
Т. Нет, не злит. (Пауза.) Сколько времени?
К. Десять минут прошло. У тебя есть еще десять минут. Ты можешь уйти в любой момент, когда захочешь, даже если полчаса еще не пройдут.
Т. (Очень решительно.) Нет! (Начинает стрелять по двум солдатам, которых положил на пол.) Время закончилось?
К. Нет, у тебя есть еще десять минут.
Когда консультант сообщает ему, что время истекло, Тэдди отвечает: «Нет, не истекло», но откладывает игрушки и уходит, говоря в ответ, что ему хотелось бы прийти на следующий день.
В следующий раз первые десять минут он занят довольно агрессивной игрой в солдатики и воздушным шариком, угрожая лопнуть его прямо над головой консультанта.
К. Тебе нравится пугать меня.
Т. Я не могу завязать его. (Он протягивает сдувающийся шарик.) Завяжи здесь. Завяжи мне здесь.
К. (Завязывая шарик.) Тебе нравится указывать, что мне делать.
Т. (Играет с шариком как с мячом, с силой ударяя его о стены по всему кабинету.) Сколько минут осталось?
К. У тебя еще двадцать минут, но ты можешь уйти прямо сейчас, если захочешь. Ты можешь уйти в любое время. (Тэдди сбрасывает книгу со стола, прячет шарик.) Мы должны быть осторожны, чтобы ничего больше не испортить в комнате, правильно?
Т. Куда мы положим шарик, когда закончим?
К. Я думаю, ты можешь найти ему место в шкафу, потом сможешь снова найти его, когда придешь сюда.
Т.. (Подходя к консультанту и поднимая два пальца.) Я останусь сегодня на два часа, можно?
К. Правило таково, что ты можешь оставаться на полчаса каждый день.
Т. Кто устанавливает правила?
К. Это правило, которое мы установили, когда ты начал приходить сюда. Ты должен приходить на полчаса каждый день. Но тебе хочется остаться подольше?
Т. Да. (Играет с шариком.) Сколько еще минут?
К. Пятнадцать.
В течение оставшегося времени Тэдди еще около семи раз спрашивал, сколько осталось минут. Когда в запасе осталась одна минута, Тэдди принялся бешено гонять машины, но по истечении времени оставил все игрушки и побежал вниз по лестнице.
Консультативная беседа 4.
Джек (7 лет), полностью отвергнутый ребенок, для которого подарки символизируют отношения привязанности. Во время четвертой встречи он находит магнит и просит разрешить взять его домой. Психолог отказывает, объясняя, что другие дети здесь с ним тоже играют. Поиграв с ним некоторое время, он говорит:
Д. Если я что-то принесу, я могу взять магнит домой?
К. Что ты имеешь в виду, Джек?
Д. Если я оставлю какую-нибудь из своих игрушек здесь, можно мне взять его?
К. Какую игрушку ты мне принесешь?
Д. Ну, я даже не знаю. Я должен пойти домой и посмотреть. Я не понимаю, почему мне нельзя взять домой магнит. А что тогда можно взять?
К. Только то, что ты рисуешь или вырезаешь.
Д. Они мне не нравятся.
К. Нет, Джеки, я уверена, что это не так.
Д. Что еще можно взять? Можно я возьму маленькую скамеечку?
К. Нет, больше ничего. Только рисунки и вырезанное. (Джек выглядит очень недовольным.) Это тебя злит, да?
Д. Да, злит.
К. Ну, может, когда-нибудь ты простишь меня.
Д. Но почему мне нельзя взять его?
К. Потому что таковы правила, Джек. (Он начинает довольно бурно носиться по комнате, разбрасывая игрушки, и наконец поднимает табуретку в воздух, как бы собираясь швырнуть ее на пол.)
К. Ты чувствуешь себя так, что тебе хотелось бы сделать что-нибудь плохое, не так ли, Джек? (Он отбегает в сторону и начинает кидаться подушками.)
К. Я думаю, тебе хотелось бы таким образом шокировать меня, Джек. (Он не согласен с этим. Носится по комнате, как в приступе бешенства, но не доходит до крайностей. Он поднимает табуретку в воздух, но довольно осторожно опускает ее).
Консультативная беседа 5.
Студент страдал от различного рода страхов и напряжений. Он становился очень напряженным в любом социальном контакте, боялся выступать перед аудиторией и в целом чувствовал некий дискомфорт. На первой встрече он рассказал об этих проблемах, и беседа продолжалась следующим образом (запись фонограммы).
К. Итак, ты надеешься, что сможешь получить некоторую помощь, которая позволила бы тебе избавиться от этого напряжения?
С. Да, мне это необходимо, потому что иначе я буду полным неудачником. Да, и я могу также сказать, что мои родители, думаю, во многом испытывают то же самое. Например, я… на мой взгляд, они крайне необщительны. Это мое мнение. И я, я, ну, мне действительно не нравится – не нравилась эта идея. Это отразилось – я не знаю, мне
кажется, что это повлияло на мой комплекс неполноценности… я полагаю также, что ситуация ухудшилась, потому что мои родственники не отходили от меня, пока я учился в школе.
К. Ты чувствуешь, что оба этих фактора препятствовали твоему социальному развитию, да?
С. Да, определенно.
К. И ты ощущаешь, как я понимаю, что это больше всего беспокоит тебя в ситуациях общения?
С. Да, это случается всегда, когда я нахожусь с людьми.
К. Тебя бы ничего не беспокоило, если бы ты был отшельником?
С. (Смеется.) Нет, но я не хочу им быть.
К. Понятно. (Пауза.)
К. Хорошо, теперь давай немного поговорим о том, каким образом ты, будем надеется, сможешь получить здесь помощь. Я думаю, что если ты способен осознавать свою проблему и подробно рассказывать о ней, с учетом всевозможных деталей и прочего, то тогда здесь, между нами, мы скорее всего, смогли бы найти некоторые способы выхода из сложившегося положения. Но дело в том, что и я не тот человек, и проблема твоя не такова, чтобы можно было бы просто сказать тебе: «Итак, теперь делай вот так и так – и все будет в порядке».
С. Да, теперь я понимаю – это очень глубокая проблема.
К. Это вопрос исключительно твоей работы над ней и той помощи, которую я могу тебе предложить…
С. М-м-м.
К. Поэтому я думаю, было бы хорошо, если бы ты просто побольше рассказал о своей проблеме, почему она тебя так беспокоит в настоящее время или почему сейчас стало хуже, чем несколько месяцев назад.
II часть практического занятия: темы 11-16 «Психологическое консультирование кризисных состояний и влияние профессиональной деятельности на личность консультанта».
Задание 1. Продумайте и опишите стратегию помощи. Если для этого необходима дополнительная информация о клиентке, сформулируйте, что следует узнать. Что, на ваш взгляд, необходимо сделать в первую очередь?
Абонент (А): долго я не могла вам позвонить… Но поняла, что дальше жить так не смогу. Время идет, а мне все хуже и хуже. Может быть, есть какие-то приемы, чтобы не думать и не вспоминать?
Консультант (К): у вас случилось несчастье?
А: Да, никому такого не пожелаю. Сын у меня погиб. А было ему всего двадцать семь лет. А мне уже пятьдесят. И я живу. У меня язву нашли осенью, я даже обрадовалась, может, умру скорее. И муж живет, хоть и всю жизнь пил. Ничего с ним не делается. Ох, не слушайте меня. Я никому не желаю смерти. Сама не знаю, что говорю. Такие мысли в голову приходят, что страшно. Страшно жить и страшно умирать. А хочется. Даже и не знаю, зачем я живу. Сын был моей болью, но ради него я жила… Может, я отнимаю у вас время и не надо об этом говорить?
К: Что вы! Надо говорить, обязательно! Вы с кем-нибудь говорили?
А: Ох, говорила… не говорила… Я вам скажу, что люди, конечно, мне сочувствуют. Но они уже устали, знаете, кому это приятно? А на работе я ничего не говорю. Родные, даже моя мама, никто не понимает. Мой сын… он пил… сильно пил. Сколько мы с ними пережили… А последние два года он и дома не жил. Не то чтобы мы его не пускали, но ключей не давали. «Приходи, когда кто-то дома, а так, сынок, извини, я не могу тебя одного дома оставить»… столько всего пропало. Он вещи начал из дома выносить, пропивал… из-за этого. Это может, и не он брал, а его друзья, никому не мог он сказать. Ну и перестал он домой приходить. То появился, а потом отец его выгнал. Мой муж закодировался, десять лет прошло, но сын ему так и не простил, как в детстве над ним издевался. Он был мальчик хороший, тихий, как девочка, до семнадцати лет ничего в рот не брал и не курил.
(Пауза)
К: А когда он погиб?
А: в феврале прошлого года, т.е. полтора года назад. Перед Новым годом мне приснился сон, что он какой-то ямы зовет меня: Мама, мама! И подумала, что с ним неладно. Я и до того все эти два года не спала, ночью ходила, все слушала, казалось, он в подъезде, стоит перед дверью, а позвонить боится. Он очень ласковый, добрый мальчик мыл. И меня всегда боялся побеспокоить. И он вдруг пришел через день, после этого сна, весь грязный, оборванный, трясется от холода, ноги распухшие. Он стал жить дома, я устроила его на работу, определила на лечение. Сын погиб в результате дорожного происшествия. Он был в состоянии алкогольного опьянения и внезапно выбежал на дорогу, где его сбил грузовой автомобиль. Следствие установило, что водитель грузовика не виновен. Я подавала повторные иски, и хочу, чтобы юноша – водитель, ему 22 года, был наказан.
К: Так вы хотите, чтобы его осудили?
А: Я сделаю все, что смогу, справедливости я добьюсь. Он не должен жить как ни в чем не бывало, когда мой сын в могиле лежит. Я все сделаю для этого. Только бы были силы. Но боюсь, их не хватит. Как бы мне спать, хоть немного? Сколько же может выдержать человек без сна? А если засну, кошмары, мне сын каждый раз снится. И все стоит перед глазами, как он уходил в последний раз. «Мама, не волнуйся, я в порядке. Ты у меня самая лучшая» (Пауза). От него был запах, спиртным, даже когда пошел на лечение. Но я думала, что постепенно… будет ходить, лечение поможет. И не говорила ничего, он обидчивый очень был. Я верила, что судьба это: и сон мой, и то, что он дома вернулся… Он раньше меня не слушал, а в этот раз сказал: «Все, мама, я хочу жить по-человечески, только мы мне помоги». И его убили, когда он стал жить по-человечески! Разве это можно простить, нет, я должна добиться справедливости, не может человек убить и жить как ни в чем не бывало. Дочь мне говори: «Мама, сколько можно», но она-то и не любила брата, он ей все мешал, ей стыдно было перед подружками. Ей ни до кого нет дела, она для себя живет, эгоистка. А он всю жизнь меня жалел. А когда вернулся перед смертью, так она с ним и не разговаривала. Никому он не был нужен. И я одна, с мужем у нас давно уже… когда пил, то издевался, а я как закодировался, ничего знать и не хочет, кроме своего здоровья. Если бы не работа, я бы уже с ума сошла. У меня работа ответственная, я за людей отвечаю, и никто не знает, что я в аду живу…
Задание 2. Какой условно выделенной фазе горя соответствуют переживания в отрывке из задания № 1? Есть ли признаки возможной патологической реакции горя, если да, ток какие? Обоснуйте свой ответ.
Задание 3. Опишите минимум 5 симптомов эмоционального выгорания консультанта.
Продумайте, какие методы профилактики эмоционального выгорания были бы эффективны именно для вас. Составьте индивидуальный план профилактики ЭВ, учитывая свой темперамент, особенности характера, возраст и др.