Система средств массовой информации (1/1)
Практические задания (ПЗ) в ММУ по предмету Система средств массовой информации (1/1)
Рекомендации к выполнению практических заданий
Учебным планом предусмотрено прохождение практических занятий по дисциплинам.
В рамках практических занятий студенты выполняют практические задания, следовательно, выполнение указанных заданий является обязательным для получения положительной оценки по дисциплине.
1. Задания рекомендуется выполнять в течение всего учебного семестра до окончания срока представления письменных (курсовых) работ (сроки см. в графике работы в семестре);
2. Выполнение заданий оформляется в письменном виде (текстовый файл с титульным листом (см. бланк титульного листа на странице дисциплины));
3. Файл необходимо загружать в соответствующий раздел дисциплины. По примеру курсовой работы. Все практические задания выполняются в одном файле, загружаются единым документом, включая титульный лист.
4. Выполнение заданий оценивается преподавателем «Выполнено/Не выполнено» в течение всего семестра;
5. Возврат файла на доработку возможен только 1 раз в сроки загрузки письменных (курсовых) работ;
6. Особые условия
Практические задания по дисциплине «Система средств массовой информации 1/1» выполняются в форме письменных ответов на задания, приведённые в файлах Практическое занятие 1 и Практическое занятие 2.
Необходимо выполнить задания ОДНОГО Практического занятия – по выбору студента: 1 ИЛИ 2.
Практическая работа состоит из кратких (один-два абзаца) ответов на контрольные вопросы + два задания по выбору студента.
Страницы практической работы нумеруются (внизу по центру, номер страницы на титульном листе не ставится).
Требования к набору текста: выравнивание по ширине, абзацный отступ 1.25, шрифт Times New Roman,14 пт, 1.5ный межстрочный интервал (в настройках документа «Абзац»).
Для выполнения заданий необходимо ознакомиться с материалами лекций, методическими рекомендациями и рекомендуемой литературой.
Заполните титульный лист (Бланк см. на странице дисциплины, название кафедры не менять):
Нумеруйте практические задания и вопросы (содержание заданий копировать не нужно).
В заданиях, которые предполагают выполнение реферата-презентации в MS Power Point:
• необходимо сохранить скриншоты презентации в документ Word (можно копировать слайды из ppt в Word).
Задания на подготовку инфографики: созданная Вами инфографика копируется как изображение формата png/jpeg в документ Word.
Практическая работа предоставляется единым документом в формате doc/docx: титульный лист, ответы на вопросы и задание (презентация).
Практические задания в ММУ постоянно меняют: если Ваше ПЗ отличается, пишите нам, скорее всего у нас есть уже новое!
Практическое занятие 1 по теме 3
«Типология прессы. Газеты и журналы»
В разделе «Практическое занятие» Вы найдете перечень вопросов,
ответив на которые Вы закрепите пройденный материал, а также ряд
заданий, решение которых поможет Вам научиться применять полученные
знания на практике.
Решение заданий, содержащихся в практическом занятии, поможет Вам
подготовиться и успешно пройти промежуточное и итоговое тестирование.
Ответьте на вопросы:
1. Что такое «типология»?
2. Что такое «классификация»?
3. Что означает понятие «типологический признак»?
4. Дайте определение понятия «печатное периодическое издание»?
5. Дайте определение понятий «газета» и «журнал»?
6. Назовите главные отличия газеты и журнала?
7. Назовите основные типологические признаки печатных СМИ?
8. Что понимается под «типологическим гибридом»?
9. Какие типы газет представлены в современной российской
медиасистеме?
10. Какие типы журналов представлены в современной российской
медиасистеме?
11. Что такое «концепция СМИ»?
12. Какова структура концепции печатного периодического
издания? Назовите и кратко охарактеризуйте элементы концепции.
Выполните задания:
Задание 1. Понятие «типология СМИ».
Выпишите определения понятия «типология СМИ» из нескольких
источников (3-4). Как разные исследователи соотносят понятия «типология»
и «классификация»?
Задание 2. Понятие «тип издания».
Выпишите определения понятия «тип издания» из нескольких
источников (3-4). Как соотносятся понятия «тип» и «модель» издания?
Задание 3. Типологические и типоформирующие признаки
периодических изданий.
Перечислите типологические и типоформирующие признаки
периодических изданий. Выберите любое периодическое издание (газета,
журнал) и проанализируйте его типоформирующие признаки.
Задание 4. Понятия «газета» и «журнал» (с точки зрения ГОСТов,
закона «О средствах массовой информации») и другие виды печатных
периодических изданий.
Для выполнения задания необходимо ознакомиться с текстами Закона
РФ «О средствах массовой информации» (Статья 2) и ГОСТ 7.60–2003
СИБИД. «Издания. Основные виды. Термины и определения».
Составьте таблицу: в левом столбце – виды печатных периодических
изданий (газета, журнал, альманах и др.), в правом – определение данного
вида издания, выписанное из ГОСТ.
Виды печатных
периодических изданий
Определение
ГОСТ «Издания. Основные виды.
Термины и определения»
1. Газета …
2. Журнал
3. Альманах
4. …
5. …
Задание 5. Типологический анализ периодических изданий.
Для выполнения задания потребуется по одному выпуску печатных
периодических изданий – газеты и журнала за текущий год.
Результаты анализа представьте в виде таблицы.
Типологические параметры Газета
«…название…»
№____год__________
Журнал
«…название…»
№____год_________
_
1.Издатель, учредитель
2.Цели и задачи
3.Аудитория
4.Авторский состав (штатные
журналисты, эксперты,
копирайтеры, пресс-службы
организаций и др.)
5.Внутренняя структура (разделы,
рубрики, подрубрики, вкладки)
6.Жанры
7.Оформление
8. Объём и характер рекламы
9. Регион распространения
10. Периодичность
11.Объём выпуска (в
страницах/полосах)
12.Тираж
13. Формат
14. Цветность
15. Способ распространения
16.Характер распространения
Рекомендуемый перечень периодических изданий
для выполнения задания
Газеты:
«Российская газета», «Аргументы и факты», «Коммерсантъ»,
«Ведомости», «Новая газета», «Независимая газета», «Комсомольская
правда», «Известия», «Литературная газета», «Книжное обозрение»,
«Советский спорт», «Спорт-экспресс», «Труд», «РБК daily», «Московский
комсомолец», «Красная звезда», «Трибуна», «Новые известия», «Гудок»,
«Аргументы недели», «Вечерняя Москва», «Литературная Россия», «Завтра»,
«Совершенно секретно», «Учительская газета», «Финансовая газета»,
«Сельская жизнь», «The Moscow Times».
Журналы:
«Эксперт», «Профиль», «Русский репортёр», «Наука и жизнь»,
«Дилетант», «Популярная механика», «Вокруг света», «Forbes», «Кот
Шрёдингера», «Искусство кино», «Историк», «GEO», «National Geographic»,
«Tatler», «Cosmopolitan», «Marie Claire», «Esquire», «Караван историй»,
«Домашний очаг», «Psychologies», «Наука и техника», «Знание – сила»,
«Мурзилка», «Весёлые картинки», «За рулём», «Футбол. Хоккей», «Юный
эрудит» «Юный натуралист», «Читаем вместе», «Театрал», «Мир
фантастики».
Студент может выбрать для анализа и другие издания, не вошедшие в
список рекомендованных.
Практическое занятие 2 по теме 4
«Типология телевидения»
В разделе «Практическое занятие» Вы найдете перечень вопросов,
ответив на которые Вы закрепите пройденный материал, а также ряд
заданий, решение которых поможет Вам научиться применять полученные
знания на практике.
Решение заданий, содержащихся в практическом занятии, поможет Вам
подготовиться и успешно пройти промежуточное и итоговое тестирование.
Ответьте на вопросы:
1. Различаются ли толкования понятий «телепрограмма» и
«телепередача»?
2. Что такое «формат» применительно к телевизионной
журналистике?
3. Какие типы телеканалов выделяются с точки зрения
технологии передачи сигнала?
4. Что такое «мультиплекс»?
5. Какие знаки информационной продукции определены для
телевизионных программ в соответствии с ФЗ «О защите детей от
информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»?
6. Какие каналы в настоящее время входят в число общероссийских
обязательных общедоступных телеканалов?
7. Что понимается под «общественным телевидением»? Есть ли в
нашей стране общественные телеканалы?
8. Приведите примеры государственных и коммерческих
телеканалов в России?
9. Какие типы телеканалов представлены в российской
медиасистеме по аудиторному и тематическому признакам?
10. По каким типологическим критериям можно
классифицировать программы современного отечественного
телевидения?
11. Какие методы используются для измерения телеаудитории?
12. Что такое «рейтинг» и «доля аудитории»?
Выполните задания:
Задание 1. Понятия «телеканал» и «телепрограмма».
Выпишите определения понятий «телеканал» и «телепрограмма» из
нескольких источников (3-4). Как разные исследователи соотносят понятия
телевизионная «программа» и «передача»?
Задание 2. Понятия «тип» и «формат» на телевидении.
Выпишите определение понятия «формат» (телевизионный) из
нескольких источников (3-4). Как соотносятся понятия «тип» и «формат»
применительно к типологии телевидения?
Сравните значение понятия «формат» в сфере телевизионной и
печатной журналистики.
Задание 3. Типология телеканалов.
Для подготовки к выполнению задания изучите материалы лекции и
рекомендуемую литературу по теме. Сделайте небольшую инфографику
(используя программы MS Power Point, Adobe Photoshop, PicsArt или онлайн-
сервисы для разработки инфографики, такие как Infogr.am),
демонстрирующую типологию российских телеканалов, иллюстрируя
каждый тип (например, «древо телевидения», с логотипами телеканалов).
Задание 4. Типология телепрограмм.
Для подготовки к выполнению задания изучите материалы лекции и
рекомендуемую литературу по теме. Сделайте небольшую инфографику
(используя программы MS Power Point, Adobe Photoshop, PicsArt или онлайн-
сервисы для разработки инфографики, такие как Infogr.am),
демонстрирующую типологию программ современного российского
телевидения, приводя пример программы каждого типа.
Задание 5. Типологический анализ телепрограммы.
Для выполнения задания потребуется просмотреть один выпуск
российской телепрограммы за текущий год (можно обратиться к
видеоархивам на сайте данной телепрограммы или канала, на котором она
транслируется).
Результаты анализа представьте в виде таблицы.
Типологические параметры Название телепрограммы
«_____________________________________»
Дата эфира ________год__________
1. Название телеканала,
транслирующего программу
2. Тематика программы
3. Аудитория программы
4. Интерактивные формы работы
(используются – какие именно/нет)
5. Ведущий (-е) программы: манера
поведения, речь, внешний облик
6. Участники (или их отсутствие):
количество, социальный состав
7. Структура (блоки, рубрики и т.д.)
8. Жанр программы
9. Оформление (дизайн студии,
заставки, инфографика, бегущая
строка, субтитры, музыкальное
сопровождение и др.)
10. Объём и характер рекламы
11. Периодичность и время (утро,
день, вечер, ночь) выхода в эфир
12.Хронометраж
(продолжительность) выпуска
*Комментарий к заданию
Для анализа можно выбрать программу российского телеканала,
относящегося к общедоступным федеральным каналам, или транслируемую в
эфире кабельного или спутникового телеканала. Не могут являться объектом
анализа киносериалы, художественные и документальные фильмы,
спортивные трансляции.
Для получения некоторых сведений о телепрограмме рекомендуется
внимательно изучить её сайт (а также сайт телеканала) – разделы «О
программе/о проекте», «Для рекламодателей», «Медиа-кит» и т.д. А также
информацию сайтов, занимающихся исследованием аудитории, рейтинга
телевизионных СМИ, например, «Медиалогия» http://www.mlg.ru.