Финансовая система региона (1/1)
Практические задания (ПЗ) в ММУ по предмету Финансовая система региона (1/1)
Рекомендации к выполнению практических заданий
Учебным планом предусмотрено прохождение практических занятий по дисциплинам.
В рамках практических занятий студенты выполняют практические задания, следовательно,выполнение указанных заданий является обязательным для получения положительной оценки по дисциплине.
1. Задания рекомендуется выполнять в течение всего учебного семестра до окончания срока представления письменных (курсовых) работ(сроки см. в графике работы в семестре);
2. Выполнение заданий оформляется в письменном виде (текстовый файл с титульным листом (см. бланк титульного листа на странице дисциплины));
3. Файл необходимо загружать в соответствующий раздел дисциплины. По примеру курсовой работы.
4. Выполнение заданий оценивается преподавателем «Выполнено/Не выполнено»в течение всего семестра;
5. Возврат файла на доработку возможен только 1 раз в сроки загрузки письменных (курсовых) работ; 6. В каждом практическом занятии по данной дисциплине имеются контрольные вопросы, на которые требуется дать ответы и разместить в соответствующем загрузочном окне в данной дисциплине файл с ответами на них (для положительной аттестации достаточно кратких ответов на некоторые из контрольных вопросов).
Практические задания в ММУ постоянно меняют: если Ваше ПЗ отличается, пишите нам, скорее всего у нас есть уже новое!
Практическое занятие 1 Управление региональным долгом
Цель занятия – ознакомиться с понятием государственного кредита и государственного долга.
Задача изучения темы – изучить сущность, функции, формы государственного и муниципального кредита и его управлением. Рассмотреть условия, этапы и методы кредитования.
Контрольные вопросы
1. Сущность и значение кредитной формы функционирования государственных и муниципальных финансов.
2. Особенности содержания и последствия использования государственных и муниципальных заимствований, гарантий и кредитов.
3. Долговые обязательства органов власти – носители отношений по линии государственных и муниципальных заимствований и гарантий.
4. Долговые активы как материальное проявление отношений по линии предоставления государственных и муниципальных кредитов.
5. Государственные и муниципальные заимствования, их виды.
6. Государственные и муниципальные гарантии, их назначение. Право предоставления внутренних и внешних гарантий. Способ предоставления и форма гарантии.
7. Государственные и муниципальные кредиты, их виды и назначение. Цели, условия и порядок предоставления бюджетных кредитов.
8. Понятие государственного и муниципального долга. Капитальный, основной и текущий долг. Внутренний и внешний долг.
9. Бюджетная классификация государственного и муниципального долга. Управление государственным и муниципальным долгом, содержание и основные этапы.
Практическое занятие 1 Управление региональным долгом
Задания для самостоятельного выполнения
Задание 1.
Государственные расходы региона на экономику составляют 5000 млн. руб., налоги
поступили в размере 7000 млн. руб. Трансферты населению составляют 1100 млн. руб.
Государственные долг региона составляет 9000 млн. руб., по которому выплачивается
10% ежегодно. Определите состояние регионального бюджета.
Задание 2.
Региональные расходы на ВНП равны 7000 у.е., налоги составляют 0,6Y,
трансферты – 0,25Y. Государственный долг региона 10 000 у.е., ставка процента по
государственному долгу 15 % годовых. Определите структурный и циклический дефицит,
если в региональный ВНП в размере 20 000 у. е., потенциальный ВНП составляет 25 000
у.е.
Задание 3.
Региональным законом о бюджете предусмотрены следующие параметры бюджета:
— доходы – 200 млн. руб., в том числе безвозмездные поступления – 20 млн. руб. (из
них – 15 млн. руб. субвенции из федерального бюджета);
— расходы – 205 млн. руб.;
— расходы на обслуживание долга – 5 млн. руб.
Определить, используя статью 111 БК РФ, удовлетворяет ли требованиям кодекса
величина расходов на обслуживание долга.
Задание 4.
Согласно Закону субъекта РФ о бюджете субъекта РФ на очередной финансовый
год установлены следующие показатели:
— объем доходов — 75 616,7 млн. руб., в том числе — объем безвозмездных
поступлений из бюджетов других уровней — 3890,8 млн. руб. (из них объем субвенций,
предоставляемых из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ — 3 020, 8 млн.
руб.);
— объем расходов — 77 087,4 млн. руб.;
— объем расходов на обслуживание государственного долга — 1 980,2 млн. руб.;
Практическое занятие 1 Управление региональным долгом
— предельный объем государственного долга субъекта РФ — 18 500 млн. руб. Требуется: проверить соответствие параметров бюджетного дефицита, государственного долга субъекта РФ и расходов на его обслуживание законодательно установленным ограничениям.
Результаты расчетов оформить в следующей таблице:
Наименование показателя
Ограничения
Значение показателя, млн. руб.
Соответствие показателя установленным ограничениям, (+/-)
Согласно Бюджетному Кодексу РФ
Расчетное значение,
млн. руб.
Задание 5.
Используя представленные в таблице данные, определите объем краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных обязательств субъекта РФ.
Долговые обязательства субъекта РФ
Объем долговых обязательств субъекта РФ, млн. руб.
Срок погашения
180,4
9 месяцев
1110,5
5 лет
199,0
1 год
150,0
3 года
1206,0
30 лет
166,8
10 лет
Пример решения задания
Задание:
Государственный долг региона на начало года составлял 2000 млн. руб., ставка уплачиваемого процента по государственному долгу составляет 8% годовых. Расходы бюджета субъекта РФ на региональный валовый продукт (ВРП) за текущий год равнялись 1500 млн. руб., трансферты – 20% ВРП. Доходы регионального бюджета равны 40% ВРП. Определите бремя долга на конец года, если созданный в субъекте РФ ВРП составляет 5000 млн. руб.
Практическое занятие 1 Управление региональным долгом
Решение:
Сначала определяется государственный долг на конец года.
Для этого государственный долг на начало года складывается с бюджетным дефицитом.
Бюджетный дефицит составил:
0,4*5000–(1500+0,2*5000+0,08*2000)=2000–2660=–660 млн. руб.
Следовательно, государственный долг возрастет на 660 млн. руб. и составит:
2000+660=2660 млн. руб.
Затем определяется бремя долга как отношение долга к ВРП:
2660:5000*100=53,2%.
Ответ: Бремя долга составляет 53,2%.
Практическое занятие 2 Региональные внебюджетные фонды
Цель занятия – ознакомиться с социально-экономической сущностью и классификацией внебюджетных фондов.
Задача изучения темы – изучить порядок формирования и использования Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования, Территориального фонда обязательного медицинского страхования.
Контрольные вопросы 1. Внебюджетные фонды и их роль в формировании региональных и муниципальных финансов. 2. Сущность и значение внебюджетных фондов. 3. Факторы, обусловливающие необходимость создания внебюджетных фондов. 4. Способы создания внебюджетных фондов. 5. Классификация внебюджетных фондов по целевому назначению, уровням формирования.
Задания для самостоятельного выполнения
Задание 1.
Заполните таблицу.
Таблица – Внебюджетные фонды РФ
Базовые признаки и принципы функционирования внебюджетных фондов
Пенсионный фонд РФ
Фонд социального страхования РФ
Фонд обязательного медицинского страхования РФ
Задание 2.
Используя статью 146 и 147 БК РФ, заполнить следующую таблицу 2.4:
Таблица — Доходы и расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Внебюджетные фонды
Доходы
Расходы
Практическое занятие 2 Региональные внебюджетные фонды
Задание 3.
Составить бюджет фонда обязательного медицинского страхования условного
региона на планируемый год. Установить, за счет каких источников формируются доходы
фонда обязательного медицинского страхования, рассчитать удельный вес каждой статьи
в общей сумме доходов и расходов утвержденного бюджета Фонда обязательного
медицинского страхования региона, составив аналитическую записку.
Наименование показателей Руб.
Остаток средств на начало года 2 831 429,0
Страховые взносы 78 127 000,0
Средства на финансирование Программы обязательного медицинского
страхования
65 799 966,9
Платежи из бюджета неработающих граждан —
Содержание аппарата Фонда обязательного медицинского страхования 588 964,0
Содержание филиалов фонда 46 900,0
Доходы от использования свободных финансовых средств 2 000 000,0
Возврат средств на лечение иногородних граждан 300 000,0
Штрафы, пени – всего
из них
3 000 000,0
— от страхователей 3 000 000,0
Реализация совместных программ с органом управления
здравоохранения, из них:
15 050 635,0
по решению Правительства региона 9 400 000,0
Финансовая помощь медицинским учреждениям, из них: 4 479 000,0
за счет взыскания недоимок и штрафных санкций 2 629 000,0
оплата дорогостоящих видов лечения 781 270,0
финансирование противоэпидимических мероприятий 390 365,0
оплата за лечение иногородних граждан 300 000,0
оплата за лечение застрахованных, оказанные за пределами региона 120 000,0
совместные программы с Федеральным фондом 1 681 270,0
Прочие расходы, из них: 135 000,0
подготовка кадров для системы медицинского страхования 45 000,0
организационно-методическая работа со страховыми организациями и
лечебными учреждениями
15 000,0
Практическое занятие 2 Региональные внебюджетные фонды
Наименование показателей
Руб.
Итого доходов
Итого расходов
Остаток на конец года
Задание 4.
Проведите статистический анализ деятельности Фонда национального благосостояния за последние два года (по материалам сайта Минфина), заполнив таблицу:
Источники образования средств фонда национального благосостояния
Использование средства фонда
Сделайте выводы.
Задание 5.
Используя информацию сайта Пенсионного фонда РФ, определить, какие виды доходов и расходов являются для фонда приоритетными (информацию о бюджете фонда представить не менее чем за три года).
Задание 6.
На основе цифровой и аналитической информации ТФОМС по месту вашего проживания о развитии системы обязательного медицинского страхования дайте оценку его функционирования за три года в разрезе следующих показателей:
— количество застрахованных по отношению к численности субъекта РФ;
— динамика и структура доходов на территориальную программу ОМС;
— динамика и структура расходов на территориальную программу ОМС;
— объемы медицинской помощи застрахованным гражданам и их выполнение;
— выполнение объемов медицинской помощи застрахованным гражданам и их выполнение;
— количество жалоб граждан, поступивших в вышестоящие органы;
— удовлетворенность объемом и качеством медицинской помощи;
— контрольно-ревизионная деятельность ТФОМС.
Практическое занятие 2 Региональные внебюджетные фонды
Пример решения задания
Задание:
Перечислите основные внебюджетные фонды и действующие нормативы (тарифы взносов, отчисления в них); определите, что является базой. Рассчитайте плановые суммы отчислений во внебюджетные фонды, если начисленный фонд оплаты труда – 1 540 тыс. руб.
Решение:
Основным доходным источником внебюджетных фондов России являются страховые взносы, зачисляемые в социальные внебюджетные фонды.
Фонд
Ставка страховых выплат, %
Тыс. руб.
Всего страховых выплат
30
462
в том числе
Пенсионный фонд
22
338,8
Фонд социального страхования
2,9
44,66
Фонд обязательного медицинского
5,1
78,54
Практическое занятие 3 Оценка исполнения бюджетов региона, сбалансированность
региональных и муниципальных бюджетов
Цель занятия – ознакомиться с понятием государственных и муниципальных доходов и расходов.
Задача изучения темы – изучить порядок и источники формирования государственных и муниципальных доходов, а также направления и структуру расходов регионального и муниципального бюджета.
Контрольные вопросы 1. Налоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации. 2. Неналоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации. 3. Порядок установления органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативов отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов в местные бюджеты. 4. Полномочия законодательных (представительных) и исполнительных органов субъектов Российской Федерации по формированию доходов бюджетов субъектов Российской Федерации. 5. Расходные обязательства Российской Федерации. 6. Состав и структура расходов бюджета (принципы распределения расходов между бюджетами, взаимосвязь расходов и доходов бюджета соответствующего уровня, расходы федерального бюджета, расходы региональных бюджетов и особенности их формирования, 7. Методологические подходы к планированию бюджетных расходов (принципы планирования, приоритетность расходования, методы бюджетного планирования и прогнозирования (программно-целевой, нормативный, индексный и др.).
Практическое занятие 3 Оценка исполнения бюджетов региона, сбалансированность
региональных и муниципальных бюджетов
Задания для самостоятельного выполнения
Задание 1
На основе приведенных ниже данных составить прогноз сводного финансового баланса территории. Проанализировать его состав и структуру.
Тыс. руб.
Показатели
Вариант 1
Вариант 2
Вариант 3
Налог на прибыль предприятий
5 061
5 911
4 247
Налог на добавленную стоимость
1 815
2 082
1 917
Расходы на ЖКК
188
135
430
Доходы от использования муниципального имущества
165
170
115
Акцизы
571
593
482
Средства, получаемые из вышестоящего бюджета и внебюджетных фондов
4 384
5 473
3 034
Бюджетные инвестиции в основной капитал
393
643
242
Расходы на социально-культурную сферу
4 593
5 579
3 799
Амортизационные отчисления
1 769
1 860
1 586
Средства, передаваемые с территорий в вышестоящий бюджет
7 836
8 995
7 080
Расходы организаций за счет прибыли и амортизационных отчислений
5 426
6 200
4 464
Платежи за пользование природными ресурсами
7
7
80
Прочие неналоговые доходы
5
10
6
Налог на доходы физических лиц
?
?
?
Расходы на национальную экономику
153
208
121
Прочие расходы бюджета
12
30
14
Налоги на имущество
395
417
306
Прочие налоговые доходы
526
567
508
Практическое занятие 3 Оценка исполнения бюджетов региона, сбалансированность
региональных и муниципальных бюджетов
Задание 2
На основе приведенных данных бюджета муниципального образования на очередной финансовый год требуется определить его финансовую устойчивость.
Наименование
Условные обозначения
Сумма, млн руб.
Сумма бюджетных расходов
Р
100 147,0
Сумма бюджетных доходов
Д
52 716,0
Собственные доходы бюджета
Дс
39 330,0
Субвенции из вышестоящих бюджетов
С
15 299,4
Сумма задолженности бюджета
12 018,0
Показатели и критерии оценки устойчивости бюджета
Состояние бюджета
Абсолютно устойчивый
Нормальное
Неустойчивое
Кризисное
Дс/Д, %
60-70
40-50
20-30
5-10
С/Д, %
30-40
50-60
70-80
90-95
З/Р,%
10-15
20-25
30-35
40-50
Задание 3
На основе приведенных ниже данных рассчитать объем поступлений в условный региональный бюджет налога на прибыль организаций.
В соответствии с бюджетным и налоговым законодательством рассчитать объем поступлений в плановом году T и плановом периоде T+2 налога на прибыль организаций в региональный бюджет. Результаты отразить в соответствующей таблице.
Расчет поступлений в региональный бюджет налога на прибыль организаций, млрд. руб.
Показатели
год
Т
Т+1
Т+2
1. Прогнозируемый объем прибыли для целей налогообложения
2600,3
3423,0
5257,1
2. Суммы, исключаемые из прибыли в соответствии с законодательством
217,4
208,3
272,0
3. Прибыль для расчета налога
Практическое занятие 3 Оценка исполнения бюджетов региона, сбалансированность
региональных и муниципальных бюджетов
4. Ставка налога в %
5. Сумма налога на прибыль
6. Сумма налога на доходы
25,0
31,8
30,8
7. Дополнительные поступления
3,8
1,5
1,5
8. Расчетный уровень собираемости, %
97,7
97,7
90,3
9. Сумма налога с учетом собираемости
10. Дополнительные поступления
14,4
25,6
28,5
11.Потери
0,6
0,4
0,02
12. Итого сумма налога
Задание 4
Рассчитайте сумму налоговых доходов бюджета области на основе следующих данных: сумма расходной части бюджета – 450 млн. руб., дефицит бюджета – 60 млн. руб., сумма неналоговых доходов – 150 млн руб. Определите удельный вес неналоговых доходов в общих доходах бюджета области.
Задание 5
Рассчитайте сумму профицита бюджета области и удельный вес его в общих доходах бюджета на основе следующих данных: сумма неналоговых доходов бюджета – 220 млн. руб., сумма налоговых доходов – 480 млн. руб., сумма расходной части бюджета – 580 млн. руб.
Задание 6
Дефицит бюджета составляет 150 млн. руб. За отчетный период было привлечено заимствований на 250 млн. руб. и погашено 50 млн. руб. Определите изменение остатков по счетам бюджета для того, чтобы сбалансировать бюджет.
Задание 7
На территории условного городского поселения собираются следующие налоги, неналоговые платежи и сборы:
Поступления
Всего, тыс. руб.
в том числе направляемые на формирование бюджета
Федеральн
субъекта РФ
Местные
Практическое занятие 3 Оценка исполнения бюджетов региона, сбалансированность
региональных и муниципальных бюджетов
ого
бюджеты
Налог на прибыль организаций
19 813,1
Налог на доходы физических лиц
4 240,6
Налог на имущество физических лиц
900,0
Налог на добавленную стоимость
10 271,4
Акцизы на алкогольную продукцию
179,5
Акцизы на табачную продукцию
200,0
Налог на имущество организаций
7 058,0
Водный налог
1 209,2
Транспортный налог
600,0
Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности
12 103,1
Единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения
8 204,1
Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в
муниципальной собственности
3 162,6
Доходы от продажи земельных участков, расположенных в границах межселенных территорий муниципальных районов
212,4
Доходы от продажи квартир
5 863,8
Административные штрафы за правонарушения в области налогов и сборов
4 663,7
Сбор за государственную регистрацию транспортных средств
580,0
Сборы за оказания платных
услуг населению муниципальными бюджетными учреждениями
135,5
Сбор за выдачу разрешения на распространение наружной рекламы
297,8
Земельный налог
1 800,0
Практическое занятие 3 Оценка исполнения бюджетов региона, сбалансированность
региональных и муниципальных бюджетов
Платежи за негативное воздействие на окружающую среду
1 779,6
Единый сельскохозяйственный налог
820,6
Итого:
Проведите распределение налоговых и неналоговых доходов по уровням бюджетной системы, используя нормативы отчислений федеральных и региональных налогов и сборов в федеральный бюджет, в краевой и местные бюджеты в соответствии с Бюджетным кодексом РФ:
Поступления
в том числе направляемые на формирование бюджета
Федерального
(ст. 50, 51)
субъекта РФ
(ст. 56, 57)
Местные бюджеты
(ст. 61 и 62)
Налог на прибыль организаций
10
90
Налог на доходы физических лиц
85
15
Налог на имущество физических лиц
100
Налог на добавленную стоимость
100
Акцизы на алкогольную продукцию
60
40
Акцизы на табачную продукцию
100
Налог на имущество организаций
100
Водный налог
100
Транспортный налог
100
Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности
100
Единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения
100
Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в муниципальной собственности
100
Доходы от продажи земельных участков, расположенных в границах межселенных территорий муниципальных районов
100
Доходы от продажи квартир
100
Административные штрафы за правонарушения в области налогов и сборов
50
50
Практическое занятие 3 Оценка исполнения бюджетов региона, сбалансированность
региональных и муниципальных бюджетов
Сбор за государственную регистрацию транспортных средств
100
Сборы за оказания платных услуг населению муниципальными бюджетными учреждениями
100
Сбор за выдачу разрешения на распространение наружной рекламы
100
Земельный налог
100
Платежи за негативное воздействие на окружающую среду
100
Единый сельскохозяйственный налог
100
Задание 8
Региональным законом о бюджете предусмотрены следующие параметры бюджета:
— доходы – 200 млн. руб., в том числе безвозмездные поступления – 20 млн. руб.;
— расходы – 205 млн. руб.;
— расходы на обслуживание долга – 5 млн. руб.
Определить, используя статьи 92-1 БК РФ, удовлетворяет ли требованиям кодекса размер бюджетного дефицита региона.
Задание 9
В ходе исполнения бюджета субъекта РФ снизился объем поступлений доходной части бюджета, в результате чего общий объем финансирования сократился на 13,5% от объема годовых назначений. В связи с этим управление Федерального казначейства по данному субъекту Федерации выдало предписание о блокировке отдельных расходных статей бюджета региона. За счет сэкономленных средств планировалось осуществить полное финансирование социально значимых для региона государственных программ. Оцените правомерность действий органов казначейства. Предложите вариант разрешения сложившейся ситуации.
Пример решения задания
Задание:
Рассчитайте сумму дефицита бюджета области и сумму субвенции из вышестоящего бюджета на основе следующих данных: сумма налоговых доходов бюджета – 320 млн. руб., сумма неналоговых доходов бюджета – 170 млн. руб., сумма
Практическое занятие 3 Оценка исполнения бюджетов региона, сбалансированность
региональных и муниципальных бюджетов
расходной части бюджета – 560 млн. руб. Сумма субвенции составляет 40 % суммы дефицита.
Решение:
Сначала определяется дефицит бюджета.
Дефицит = Доходы бюджета (налоговые и неналоговые доходы) – Расходы бюджета = 320 + 170 – 560 = — 70 млн. руб.
Следовательно, дефицит бюджета составит 70 млн. руб.
Затем определим величину субвенции.
По условиям задания размер субвенции составит 40% от дефицита бюджета.
Таким образом, Субвенция = 0,4*70 = 28 млн. руб.
Ответ: Дефицит бюджета составляет 70 млн. руб.; субвенция 28 млн. руб., иди 40% от дефицита бюджета.
Практическое занятие 4 Инструменты выравнивания бюджетной обеспеченности
Цель занятия – ознакомиться с формами межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов субъектов Российской Федерации и порядок их предоставления.
Задача изучения темы – изучить формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов субъектов Российской Федерации. Основные условия предоставления межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации. Региональный фонд финансовой поддержки поселений. Региональный фонд финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов). Региональный фонд компенсаций. Предоставление бюджетных кредитов местным бюджетам из бюджетов субъектов Российской Федерации.
Контрольные вопросы 1. Основные модели бюджетного регулирования и их характеристики. 2. Межбюджетные отношения на субфедеральном уровне 3. Виды и назначение межбюджетных трансфертов. 4. Понятие и количественное измерение бюджетной обеспеченности и налогового потенциала региона. 5. Современные способы выравнивания уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований 6. Порядок расчета трансфертов из Фонда Финансовой Поддержки 7. Региональный фонд финансовой поддержки поселений.
Задание 1
Расходы бюджета равны 2,5 млрд. руб. Дефицит составляет 870 млн. руб. Известно, что регулирующие доходы равны 950 млн. руб.
Найти: доходы бюджета, доходы собственные, коэффициент автономии, коэффициент финансовой зависимости, коэффициент бюджетной задолженности. Определить степень устойчивости бюджета.
Задание 2
Доходы бюджета субъекта Российской Федерации составляют 1400 млн. руб., при этом 65% из них являются собственными. Известно, что расходы бюджета на 20% превышают его доходы.
Практическое занятие 4 Инструменты выравнивания бюджетной обеспеченности
Найти: доходы собственные, доходы регулирующие, дефицит/профицит.
Рассчитать коэффициент автономии, коэффициент финансовой зависимости, коэффициент бюджетной задолженности и определить степень устойчивости регионального бюджета.
Задание 3
Собственные доходы местного бюджета составляют 748 млн. руб. Дефицит бюджета муниципального образования равен 452 млн. руб., а его расходы составляют 1 750 млн. руб.
Найти: общую величину доходов, доходы регулирующие.
Рассчитать коэффициент автономии, коэффициент финансовой зависимости, коэффициент бюджетной задолженности и определить степень устойчивости местного бюджета.
Практическое занятие 4 Инструменты выравнивания бюджетной обеспеченности
Задание 4
В бюджеты субъектов РФ из Федерального фонда финансовой поддержки регионов (ФФФПР) передаются дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, представленные в следующей таблице:
Область
Объем средств, необходимый для доведения приведенных удельных ВНР по данному субъекту Федерации до среднего по РФ уровня (млн. руб.) (ДН)
Первая часть ФФПР
(ТН)
Индекс налогового потенциала для данного субъекта РФ (ИНПi)
Индекс бюджетных расходов для данного субъекта РФ (ИБРi)
Численность населения данного субъекта РФ,
тыс. чел.
(Нi)
Вторая часть ФФПР
Итоговый трансферт
Ленинградская область
2524,3
0,98
1,39
1647,2
Ненецкий АО
77,7
1,35
5,32
45,2
Республика Тыва
584,2
1,43
1,99
309,7
Итого
37829,3
х
х
х
Требуется:
1. На основе приведенных данных найдите уровень реальной бюджетной обеспеченности каждой территории по формуле: БОi = ИНП / ИБР;
2. Определите суммы итогового трансферта из Федерального фонда финансовой поддержки (ФФПР) по каждому региону.
Практическое занятие 4 Инструменты выравнивания бюджетной обеспеченности
Порядок расчетов
Объем дотаций, выделяемых субъекту РФ, рассчитывается в два этапа, причем в отношении каждого из них устанавливается критерий выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности.
1. На первом этапе объем дотаций распределяется между субъектами Российской Федерации, уровень расчетной бюджетной обеспеченности которых до распределения дотаций не превышает уровень, установленный в качестве первого критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности, и определяется по формуле: Т1 = П х Д1
где: П — степень сокращения отставания расчетной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации от уровня, установленного в качестве первого критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности, принимается равной 85%;
Д1 — объем средств, необходимый для доведения уровня расчетной бюджетной обеспеченности субъекта Российской Федерации до уровня, установленного в качестве первого критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности (при условии, что ДН >0).
2. Объем средств, необходимый для доведения уровня расчетной бюджетной обеспеченности субъекта Российской Федерации до уровня, установленного в качестве первого критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности, определяется по формуле:
Д1 = А х (К1 — БОО х ИБРi х Hi,
где: А — средний уровень налоговых доходов субъектов Российской Федерации в расчете на душу населения, рассчитанный на очередной финансовый год на основе показателей прогноза консолидированного бюджета Российской Федерации, представляемых в составе материалов к проекту федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год; Значение показателя А берем равным 24 531 руб. на человека;
Практическое занятие 4 Инструменты выравнивания бюджетной обеспеченности
К1 — уровень, установленный в качестве первого критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности, принимается равным 60%;
Hi — численность постоянного населения субъекта Российской Федерации на конец отчетного года.
2) После расчета I части трансферта из ФФФПР осуществляется второй этап распределения дотаций, выделяемых регионам. Для этого требуется сделать расчет II части трансферта из ФФПР.
Порядок расчетов
1. На втором этапе объем дотаций распределяется между субъектами Российской Федерации, уровень расчетной бюджетной обеспеченности которых с учетом дотаций, распределенных на первом этапе, не превышает уровень, установленный в качестве второго критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности, и определяется по формуле:
T2i = (ФФФПР — ET1i) х Д2i / ЕД21,
где: ФФФПР — 62 682 122 тыс. руб.;
ET1i — общий объем дотаций по всем субъектам Российской Федерации, распределенный на первом этапе;
Д2i — объем средств, необходимый для доведения уровня расчетной бюджетной обеспеченности субъекта Российской Федерации с учетом дотаций, распределенных на первом этапе, до уровня, установленного в качестве второго критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности (при условии, что Д2i >0);
ЕД21 — общий объем средств, необходимый для доведения уровня расчетной бюджетной обеспеченности всех субъектов Российской Федерации с учетом дотаций, распределенных на первом этапе, до уровня, установленного в качестве второго критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности (при условии, что Д2i >0).
2. Объем средств, необходимый для доведения уровня расчетной бюджетной обеспеченности субъекта Российской Федерации с учетом
Практическое занятие 4 Инструменты выравнивания бюджетной обеспеченности
дотаций, распределенных на первом этапе, до уровня, установленного в качестве второго критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности, определяется по формуле:
Д2i = А х (К2 — (T1i / (ИБ^ х Hi х А) + ИНП / ИБР^) х ИБ^ х Hi ,
где: К2 — уровень, установленный в качестве второго критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности, принимается равным 100 %.
Решение задач рекомендуется выполнять с помощью Excel.
Задание 5
В бюджеты субъектов РФ ежегодно перечисляются субвенции из Федерального фонда компенсаций РФ.
Требуется: Рассчитать размер субвенций на обеспечение социальной поддержки лиц, награжденных званиями «Почетный донор СССР» и «Почетный донор России», выделяемых г. Воронежу и Белгородской области.
Субъект РФ
Количество граждан, награжденных званиями «Почетный донор СССР» «Почетный донор России», чел
Размер выплаты гражданам, награжденным званиями «Почетный донор СССР» и «Почетный донор России», руб.
Расходы на оплату услуг по доставке ежегодной денежной выплаты гражданам, награжденным знаками «Почетный донор СССР» и «Почетный донор России», руб.
Размер субвенции на обеспечение социальной поддержки лиц, награжденных знаками «Почетный донор СССР» и «Почетный донор России», тыс. руб.
Обозначения
Еi
В
Д
ОД
Воронеж
6 314
7 419
Белгородская область
3 368
7 419
Итого:
Практическое занятие 4 Инструменты выравнивания бюджетной обеспеченности
Порядок расчетов
Формула для расчета:
ОД = Ei x (В + Д),
СДi — размер субвенции на обеспечение социальной поддержки лиц, награжденных знаками «Почетный донор СССР» и «Почетный донор России», выделяемой субъекту Российской Федерации;
Ei — численность граждан, награжденных знаками «Почетный донор СССР» и «Почетный донор России», в субъекте Российской Федерации;
В — размер ежегодной денежной выплаты гражданам, награжденным знаками «Почетный донор СССР» и «Почетный донор России», установленный в соответствии со статьей 11 Закона Российской Федерации «О донорстве крови и ее компонентов»;
Д — расходы на оплату услуг по доставке ежегодной денежной выплаты гражданам, награжденным знаками «Почетный донор СССР» и «Почетный донор России», которые определяются в пределах 1,5 процента размера ежегодной денежной выплаты.
Задание 6
С целью повышения сбалансированности и устойчивости территориальных бюджетов в бюджет муниципального образования из бюджета субъекта РФ в качестве финансовой помощи были перечислены денежные средства в виде дотации, субвенции и субсидии. На основании анализа соответствующих статей БК РФ:
1) Дайте определение дотации, субвенции и субсидии;
2) Определите условия их выделения и расходования;
3) Определите, имеет ли право высший орган исполнительной власти территории нижестоящего уровня менять порядок и направления расходования дотации, субвенции и субсидии;
Практическое занятие 4 Инструменты выравнивания бюджетной обеспеченности
4) Укажите, какими законодательными актами и в каком объеме предусмотрена ответственность за нецелевое использование дотации, субвенции, субсидии.
Задание 7
Орган законодательной власти субъекта РФ принял закон о бюджете субъекта РФ на очередной финансовый год с дефицитом в размере 10% от объема доходов данного бюджета без учета финансовой помощи из бюджета РФ. С целью повышения сбалансированности и финансовой устойчивости данного территориального бюджета в качестве собственных источников финансирования дефицита бюджета были утверждены: региональный транспортный заем путем выпуска региональных облигаций на сумму в размере 4% объема доходов бюджета; кредит Внешэкономбанка РФ в размере 3% объема доходов бюджета; доход от приватизации имущества в размере 1,5% объема доходов бюджета. На основании приведенных данных:
1) Рассчитайте достаточность собственных привлекаемых источников для покрытия дефицита бюджета;
2) Определите, в каком объеме необходимо запросить финансовую помощь из бюджета РФ;
3) Укажите, какие дополнительные источники финансирования дефицита бюджета можно привлечь для покрытия дефицита территориального бюджета.
Пример решения задания
Задание:
В бюджеты поселений из регионального фонда финансовой поддержки поселений передается дотация на выравнивание бюджетной обеспеченности в размере 300 руб./чел.
Требуется:
1. Рассчитать сумму дотации каждому поселению.
Практическое занятие 4 Инструменты выравнивания бюджетной обеспеченности
2. Сделать расчет дополнительного норматива отчислений от налога на доходы физических лиц (НДФЛ), заменяющего дотацию.
Расчеты провести по форме таблицы.
МО (поселения)
Население, тыс. чел.
Подушевой трансферт, руб./ чел.
Дотация, тыс. руб.
Прогноз НДФЛ 1, тыс. руб.
Единый норматив, %
Дополнительный норматив, %
НДФЛ МО, тыс. руб.
Дотация, тыс. руб.
1
2
3
4 (=2*3)
5
6
7 (=4/5*100, но не более 70%)
8(=5* (6+7)/100))
9 (=4-8, если
9 > 0)
1
20
300
20000
2
15
300
9000
3
30
300
6000
Примечание: *рассчитывается в том случае, если всю сумму дотации не удается заменить дополнительным нормативом.
Дополнительный норматив — дифференцированный норматив отчислений от НДФЛ для местных бюджетов одного уровня, который устанавливается дополнительно к единому нормативу, определенному для данного уровня местных бюджетов в Бюджетном кодексе РФ. Для бюджетов поселений единый норматив составляет 10%, бюджетов муниципальных районов — 20%; бюджета субъекта РФ — 70%.
Решение:
Сделаем необходимые вычисления и занесем результаты в таблицу.
МО (поселения)
Население, тыс. чел.
Подушевой трансферт, руб./ чел.
Дотация, тыс. руб.
Прогноз НДФЛ 1, тыс. руб.
Единый норматив, %
Дополнительный норматив, %
НДФЛ МО, тыс. руб.
Дотация, тыс. руб.
1
2
3
4 (=2*3)
5
6
7 (=4/5*100, но не более 70%)
8(=5* (6+7)/100))
9 (=4-8, если
9 > 0)
1
20
300
6000
20000
10
30
—
6000
2
15
300
4500
9000
10
50
—
4500
3
30
300
9000
6000
10
70
4800
4200
Практическое занятие 4 Инструменты выравнивания бюджетной обеспеченности
10
Ответ: Для бюджетной обеспеченности населения 1 и 2 муниципального округа дотация по единому нормативу полностью покрывает бюджетную обеспеченность. Для 3-го муниципального округа для полной бюджетной обеспеченности требуется дополнительный норматив отчислений от НДФЛ размере 4 800 тыс. руб.