Основы психопатологии (1/1)
Практические задания (ПЗ) в ММУ по предмету Основы психопатологии (1/1)
Рекомендации к выполнению практических заданий
Учебным планом предусмотрено прохождение практических занятий по дисциплинам.
В рамках практических занятий студенты выполняют практические задания, следовательно, выполнение указанных заданий является обязательным для получения положительной оценки по дисциплине.
1. Задания рекомендуется выполнять в течение всего учебного семестра до окончания срока представления письменных (курсовых) работ (сроки см. в графике работы в семестре);
2. Выполнение заданий оформляется в письменном виде (текстовый файл с титульным листом (см. бланк титульного листа на странице дисциплины));
3. Файл необходимо загружать в соответствующий раздел дисциплины. По примеру курсовой работы.
4. Выполнение заданий оценивается преподавателем «Выполнено/Не выполнено» в течение всего семестра;
5. Возврат файла на доработку возможен только 1 раз в сроки загрузки письменных (курсовых) работ;
6. В зависимости от формы практических заданий конкретной дисциплины преподаватель уточняет со студентом порядок их выполнения.
7. Необходимо выполнить по одному заданию из каждой темы на выбор студента (Практическое занятие 1-4).
Практические задания в ММУ постоянно меняют: если Ваше ПЗ отличается, пишите нам, скорее всего у нас есть уже новое!
Практическое занятие по теме 1
Психопатология как наука. История развития данной области знаний
Задание. Подготовить реферат на одну из предложенных тем:
1. Предмет и основные исторические этапы развития психопатологии
2. Основные разделы психопатологии: общая характеристика
3. Теоретические основы психопатологии (понятие о симптоме и синдроме; основные классификации психических болезней)
4. Теоретические и практические задачи психопатологии на современном этапе развития общества
5. Вклад в развитие психопатологии отечественной психофизиологической школы (В.М. Бехтерев, И.М. Сеченов, И.П. Павлов)
6. Теоретические подходы к пониманию психической нормы (в психиатрии, психоанализе, бихевиоризме, экзистенциально-гуманистическом подходе)
7. Вклад отечественных ученых в разработку теоретико-методологических проблем психопатологии (В.М. Бехтерев, П.Б. Ганнушкин, С.О. Корсаков, В.Х. Кандинский) 8. Роль биологических и социальных факторов в развитии психических расстройств у детей и подростков
9. Клинико-психологическая диагностика в психиатрической практике: основные «мишени», задачи, области применения
10. Общая характеристика методов психопатологии
11. Нейропсихологический подход к изучению нарушений высших психических функций в детском возрасте
12. Акцентуации характера в подростковом возрасте
13. Основные синдромы психических расстройств в дошкольном
периоде
14. Основные синдромы психических расстройств в подростковом
возрасте
15. Особенности проявления аномалий психического
функционирования у детей и подростков без психической патологии
16. Клинико-психологические аспекты формирования аномалий
личности у детей и подростков с психической патологией
17. Особенности проявлений аномалий личности у детей с умственной
отсталостью
18. Клинико-психологическая характеристика детей и подростков с
девиантным поведением
19. Возрастные симптомы нервно-психического реагирования (по В.В.
Ковалеву, В.В. Лебединскому)
20. Классификация продуктивных и негативных синдромов
21. Позитивные и негативные симптомы
22. Методы изучения психических расстройств в детском и
подростковом возрасте
23. Нарушения сознания: причины, виды, общая характеристика
24. Анализ нарушений познавательных процессов при шизофрении в
детском возрасте
25. Анализ нарушений эмоционально-волевой сферы при раннем
детском аутизме
26.Психологический анализ условий, способствующих формированию
негативных моделей поведения на различных этапах онтогенеза
27. Возрастные этапы и кризисы в онтогенезе
28. Значение проективного метода для изучения личностных расстройств в детском возраст
Практическое занятие по теме 2
Этиология и патогенез психических расстройств
Задание 1. Опишите
1. Понятие симптома и синдрома в психиатрии.
2. Понятие психоорганических расстройств и их структура. Какова роль С.С. Корсакова и Е.Блейлера в развитии учения о психоорганических нарушениях?
3. Этиология и патогенез психических расстройств
Задание 2. Выполнить 5 ситуационных задач на выбор
Ситуационные задачи
Задача №1 К детскому психиатру обратилась мать ребенка М., 2 лет с жалобами на то, что сын часто плачет без всякой причины, с трудом поддается уговорам, со злостью отталкивает мать, пытается причинит ей боль. Новыми игрушками не интересуется. Увидев плюшевого слона, которого подарил папа, испугался, расплакался. Играет один, сидя в углу, рвет на мелкие кусочки бумагу, обматывает руки поясами от платьев. При попытке познакомить сына с соседскими детьми, убегает, прячется. Дружить ни с кем не хочет.
Вопрос: какой описан психопатологический синдром? 1. Астенический 2. Детских страхов 3. Детского аутизма 4. Псевдогаллюцинации 5. Синдром Жиль де Туретта
Задача № 2 Больной С., 42 лет, вырос в семье, где главной задачей в жизни считали достижение личного успеха, «положения в обществе». Хотя у больного были ограниченные способности, и учеба давалась с определенным трудом, из-за требований родителей он всячески стремился превзойти в учебе своих товарищей, затрачивал на это массу усилий. После окончания школы поступил в институт, опять-таки по желанию родителей. Занятия в
институте требовали еще больших усилий для выполнения даже обычных
заданий. Много занимался, нередко в ночное время. Окончив институт,
поступил работать на завод сменным инженером. Как только освободилась
должность начальника цеха, начал ее активно добиваться несмотря на то, что
профиль цеха не соответствовал полученной им в институте специальности и
не вызывал особого интереса. К тому же он не имел достаточного
организаторского опыта. Естественно, поэтому, став начальником цеха, он
столкнулся с большими трудностями. Коллектив перестал выполнять
производственные задания, что вызывало справедливые нарекания и критику
со стороны администрации и товарищей по работе. Пытаясь сохранить
личный престиж, компенсировал недостаток опыта и знаний резкой
интенсификацией своей деятельности. Хотя работа по-прежнему не ладилась,
он не смог признаться себе в том, что сам виновен в возникшей ситуации и
не в состоянии справиться со своими новыми обязанностями. Именно в этот
период у него и появились головные боли, бессонница, раздражительность,
быстрая утомляемость, резко снизилась работоспособность, из-за чего он и
поступил в отделение неврозов.
Вопрос: назовите ведущий синдром: 1. Церебрастенический 2.
Ипохондрический 3. Обсессивно-фобический 4. Психопатоподобный 5.
Синдром Корсакова.
Задача № 3 Больная Б., 57 лет, пенсионерка. Впервые заболела в
возрасте 38 лет. Начало болезни связано с длительным физическим и
психическим напряжением. Появились сердцебиение, бессонница, страх
смерти. В течение 7 лет работала на химическом заводе – просеивала соду от
стекольного мусора. Когда больной было 54 года, тяжело болел муж,
ухаживала за ним, несла большую нагрузку по дому и на садовом участке.
Продолжала работать. Постоянно недосыпала, тревожилась о муже. В это
время пережила испуг по поводу разбившегося на улице стекла. Появились
опасения загрязнения стекольным мусором, которые вскоре приняли
мучительный характер. В состоянии резко пониженного настроения с жалобами на упорные навязчивые страхи была помещена в психиатрическую больницу. Больная в течение 2 недель почти не вставала с постели, много плакала, жаловалась на постоянные навязчивые представления разбившейся посуды, свалок стекольного мусора. Если удавалось заснуть, то снилось «только стекло, горы разбитого стекла».
Вопрос: укажите ведущий синдром: 1. Истерический 2. Астенический 3. Фобический 4. Психоорганический 5. Маниакальный.
Задача № 4 Больной П., 46 лет, поступил в стационар с жалобами на страх высоты и воды. Мать больного была впечатлительной, страдала страхом высоты. Больной всегда был смелым, решительным, энергичным, жизнерадостным, трудолюбивым, является авторитетным специалистом. Заболеванию предшествовало утомление. Первый приступ возник в 18 лет. При нахождении на набережной или на мосту появлялся навязчивый страх броситься в воду. Воспринимал это критически, однако был вынужден прибегать к защитным действиям (смена ходьбы на бег, пользование транспортом). Через 3 месяца страхи исчезли. С 34 лет больной стал шахтопроходчиком. С этого времени навязчивый страх высоты и воды. Фобии, впервые возникнув, при спуске больного в шахту, появлялись в период нахождения его в подъемнике шахтного ствола. Затем фобии стали возникать и на поверхности земли, по мере приближения больного к шахтному стволу. Эти же переживания возникали и дома при пользовании лифтом. С 44 лет состояние резко ухудшилось, так как к описанным проявлениям навязчивых страхов прибавилось чувство тягостного ожидания перед подъемом на высоту. С этого же времени снова появился страх воды. Появилась раздражительность, чувство беспомощности, ухудшился сон. Больной тяготился разговорами о высоте. Состояние ухудшалось, страхи стали появляться как в конкретной, так и в совершенно «нейтральной» ситуации под влиянием наплывов навязчивых представлений о высоте и
воде. Эти переживания чаще возникали в ночное время: больной внезапно просыпался и сразу же начинал ярко представлять себя в ситуации спуска в шахту или в состоянии особого волнения «выбегающим среди ночи из дома» в направлении моста, с которого ему предстояло «броситься в воду».
Вопрос: укажите ведущий синдром: 1. Астенический 2. Фобический 3. Кататонический 4. Апато-абулический 5. Психоорганический.
Задача № 5 Больной Г., 22 лет, студент. При поступлении жаловался на чувство неуверенности в результатах своей работы, повышенную утомляемость, выраженную сонливость днем при неспокойном ночном сне и раздражительность. Отец по характеру слабый, во всем подчиняющийся жене. Мать властная, настойчивая, не признающая никакого иного, кроме своего, мнения. В детстве мать контролировала все поступки больного. В школе был озорным, любил проказы, получал низкие оценки по поведению, но успевал хорошо. В семье мать командовала всеми, но предоставляла мужу возможность постоянно порицать поведение сына. Отец часто высказывал оскорбительные суждения сыну. По настоянию матери он поступил в инженерно-строительный институт, где предъявлял к себе завышенные требования, не справлялся с программой. Затем последовали перевод на заочное отделение и работа в качестве техника, в результате чего нагрузка еще больше увеличилась. За полгода до начала заболевания вступил в брак, одобренный матерью. Жена больного, будучи человеком упрямым и самостоятельным, оказывала на него давление в проведении намеченной ею программы: постройки квартиры и рождения ребенка. К моменту госпитализации больного в отделение жена была на пятом месяце беременности, квартирный вопрос – в стадии оформления. Описанные жалобы развились за несколько месяцев до поступления. Психический статус: несколько замкнут, немногословен и напряжен. Настроение ровное, но периодически кажется апатичным и безынициативным. В отделении
много спит, стремится общаться с окружающими, которым мог бы подчиниться, легко внушаем.
Вопрос: укажите ведущий синдром: 1. Психастенический 2. Фобический 3. Истерический 4. Маниакальный 5. Психоорганический.
Задача № 6 Больная З., 40 лет, родилась и выросла в деревне. Отец и мать строго контролировали каждый шаг детей, настаивая на беспрекословном выполнении всех своих требований, лишая их самостоятельности даже в малом, и расценивали это как проявление заботы о них. Под влиянием такого воспитания больная росла послушной, замкнутой и стеснительной. Еще в школе испытывала страх при ответах на уроках из-за боязни совершить ошибку, что отрицательно сказывалось на возможности реализовать свои способности. После окончания школы осталась работать в совхозе дояркой. Была очень чувствительной к замечаниям окружающих о своей работе, с которой справлялась успешно. Замуж вышла без любви, по настоянию родителей, однако к мужу относилась хорошо, потому что испытывала к нему чувство благодарности за любовь к ней и ребенку. На пятом году совместной жизни с мужем встретилась с другим человеком и полюбила его. Он потребовал, чтобы больная разошлась с мужем и вступила с ним в брак. Не могла принять решения, мучительно колеблясь между желанием оставить мужа и жить с человеком, которого любила, и стремлением сохранить семью, за что считала себя «грязной». Однажды при трудном для нее разговоре с мужем она машинально стряхнула с платья крошку хлеба. Показалось, что крошка не упала, стряхнула еще раз. С тех пор возникло навязчивое желание стряхивать с себя «грязь». В этот же период появился навязчивый страх «загрязнения», целыми днями мыла руки, стирала, чистила комнату, вынуждена была оставить работу, а затем ограничила круг общения. Из-за страха «загрязнения» ей стало трудно общаться с мужем и ребенком. С этими жалобами была направлена в отделение неврозов.
Вопрос: укажите ведущий синдром: 1. Ипохондрический 2. Обсессивно-фобический 3. Апато-абулический 4. Астенический 5. Кататонический.
Задача № 7 Больной М., 45 лет. Наследственность не отягощена. Больной – старший из двух детей, имеет сестру. Развивался нормально, был общительным, хорошо учился в школе, занимался спортом. Окончил техникум, служил в армии, потом окончил высшую школу милиции. Работал в МВД. Женат, имеет дочь. Выпивать начал с 22-24 лет вначале с друзьями «по праздникам», а затем, чтобы «расслабиться». Приблизительно с 30 лет отмечаются «запои» по 3 — 4 дня со «светлыми промежутками» от 1 до 3-х недель. За неделю до поступления в клинику почувствовал тревогу: не спал по ночам, днем вздрагивал от малейшего шума. Испытывал безотчетный страх. Накануне поступления в клинику, придя домой, «почувствовал» в квартире чье-то постороннее присутствие. Несколько раз осмотрел квартиру и, наконец, «заметил», что комната полна людей, которые маскируются под предметы домашней обстановки — кресла, торшер. Обнаружив, что они замечены, люди перестали маскироваться, сообщили, что у него дома «проводятся учения спецназа». От больного потребовали сотрудничества, а когда он отказался, то пытались убить его «из биологического оружия». Убежал из дома в одной рубашке, прятался на соседней стройке, чтобы «не убили». Такое состояние сохранялось около суток. В отделении сразу же рассказал о пережитом состоянии. Красочно, подробно описывает, как в квартиру пришел «спецотряд» и потребовал от него сотрудничества, Удивлен, что родственница ничего не видит. Уверен, что его «пытались убить из биологического оружия». Во время рассказа больной выразительно жестикулирует, показывает на ноге и руке «следы воздействия биологического оружия». Категорически отрицает злоупотребление алкоголем. Обижается, когда сомневаются в правдивости его утверждений.
Вопрос: какой синдром описан в примере? 1. Онейроидный 2. Делириозный 3. Аментивный 4. Сумеречного помрачения сознания 5. Оглушение.
Задача № 8 Больная С., 36 лет, техник. Поступила в отделение неврозов с жалобами на бессонницу, неприятные ощущения в области сердца, возникающие при нервно-психическом напряжении, неустойчивое настроение, плаксивость, раздражительность, тревогу за свое состояние, быструю утомляемость. Точно указывает день начала своего заболевания, когда, вернувшись домой с литературного вечера, почувствовала резкую слабость. С этого же дня возникла упорная бессонница, с вечера долго не могла уснуть, после засыпания вновь пробуждалась, сон был неглубоким, тревожным, сопровождался тягостными сновидениями. Ухудшилось общее состояние, пропал аппетит, возрастала слабость. Наблюдавшие больную врачи заболеваний не находили и советовали больной «взять себя в руки». Больная чувствовала себя все хуже, возник страх сумасшествия, стала бояться ложиться спать, что еще больше ухудшило ночной сон. В беседе выяснились сложные отношения больной с властной, деспотичной матерью, которая была деятельна и заботлива, и требовала полного подчинения. Первый серьезный конфликт был связан со стремлением выйти замуж за однокурсника, которого больная любила. Однако мать не разрешила, так как давно строила планы на брак дочери с сыном приятельницы. Больная пригрозила, что лучше утопится, и, вопреки желанию матери вышла замуж за своего друга. Молодые супруги жили отдельно, но мать часто посещала больную, постоянно упрекая дочь в «неблагодарности» к ней, вырастившей ее и отдавшей ей «всю жизнь». После этого больная часто плакала, не могла долго заснуть. С одной стороны, всю свою жизнь она страдала от властности матери, с другой – испытывала к ней чувство любви и благодарности. Поводом, который привел к выраженной декомпенсации состояния, стал литературный диспут на тему «Отцы и дети», где больная остро восприняла
упоминание о «неблагодарных» и «непорядочных» детях, забывающих своих родителей.
Вопрос: какой симптом указан неверно: 1. Бессонница 2. Тревога 3. Гипотимия 4. Лиссотофобия (страх сойти с ума) 5. Расстройства влечений.
Задача № 9 Больная Б., 1944 г. рождения, педагог. При обращении жалобы на слезливость, утомляемость, тоскливое настроение, плохой сон и аппетит. Из анамнеза жизни: бабка по линии отца «нервная», требовательная, эгоистичная; мать раздражительная, непоследовательная, но очень заботливая и внимательная к детям. Росла без отца. Помогала матери в воспитании младших сестер. Росла впечатлительной, мечтательной, восторженной. В школе занимала лидирующее положение среди сверстников, отличалась энергичностью и предприимчивостью. Окончила педагогический институт. К педагогической работе всегда относилась с увлечением. Замужем с 18 лет, привязанности к мужу, который старше на 8 лет, не было. Есть дочь и сын. По характеру самолюбивая, капризная: при малейшем «неповиновении» мужа отказывалась разговаривать с ним, устраивала «демонстративные заревы». Имела много подруг, однако быстро переходила от восторженности к неприязни. Впечатлительная, чувствительная, не терпит равнодушия к себе: «лучше пусть меня ненавидят, чем равнодушно обходят». Больна с 1989 г. после получения писем с предупреждением, что муж ей изменяет. Состоялось бурное объяснение с ним, но тот категорически отрицал неверность. На работе забывала о своих подозрениях, но дома красочно, в деталях представляла сцены измены; в такие моменты «вся цепенела, не могла говорить, ноги отнимались и холодели», возникал страх смерти. Нарастала раздражительность, конфликтность, капризничала, не выносила мужа. При волнении головокружение, слабость, чувство удушья, подергивания век, онемение кончика языка. Иногда появлялась паническая мысль о возможности заражения сифилисом, рисовались картины «мучительного разложения всего
организма и обезображивания лица». С горечью говорила о потере жизненного тонуса, присущего ей юмора и оптимизма, желании нравиться.
Вопрос: назовите ведущий симптом: 1. Астенический 2. Ипохондрический 3. Вегетативных нарушений 4. Психического инфантилизма 5. Депрессивный.
Задача № 10 Больная, 26 лет, школьная учительница. В возрасте 23 лет среди полного здоровья начались эпилептические припадки. В возрасте 5 лет у нее было двустороннее воспаление среднего уха, после которого в течение нескольких месяцев оставались головные боли. Генерализованные судорожные припадки чередовались с простыми и сложными фокальными приступами. Больная описала свой припадок следующим образом: «Полная последовательность вспоминаемых мыслей такова: пройдет утро, затем полдень, затем наступит вечер. Или, например: этот дом был построен, он будет разрушен, новый будет построен и будет разрушен. Не было ли этих мыслей раньше? Действительно, разве все это уже не происходило раньше? Затем глубокий вздох и ощущение, поднимающееся от желудка и груди. Все вышеописанное происходит очень быстро, возможно, меньше, чем в четверть секунды. Одновременно представление темноты, т. е. поднимается темная фигура, притаивается в угрожающем положении. Фигура кажется жестикулирующей длинным острым орудием, возможно, зонтиком. Это сопровождается постоянным желанием воды. Затем наступает туман, как будто бы клочковатые облака плывут одно за другим. Потом полная потеря сознания».
Вопрос: какие психопатологические феномены описаны в данном примере? 1. Насильственные стереотипные мысли 2. Чувство уже пережитого 3. Эпигастральная аура 4. Зрительные галлюцинации 5. Все вышеперечисленное
Практическое занятие по теме 3
Симптомы психических расстройств. Психопатологические синдромы
Задание. Выполнить тест по теме занятия:
1. Понижение восприимчивости к раздражителям это:
a) гиперстезия
b) гипомнезия
c) парестезия
d) криптомнезия
e) ни одно из перечисленного
2. Ощущение стягивания или распирания во внутренних органах при отсутствии реального заболевания их — это:
a) гиперестезия
b) висцеральная галлюцинация
c) ипохондрический бред
d) сенестопатия
e) ни одно из перечисленных
3. Дереализация характеризуется всем перечисленным, кроме:
a) искажения величины и формы воспринимаемых предметов и пространства
b) чувства призрачности окружающего
c) восприятия внешнего мира декоративным, ненастоящим
d) все перечисленное
e) сомнения в реальности существования окружающих предметов,
людей
4. Сенестопатии характеризуются всем перечисленным, кроме:
a) разнообразных, крайне мучительных, тягостных ощущений в
различных частях тела
b) необычности, вычурности ощущений
c) отсутствия констатируемых соматическими методами исследований
причин
d) частых сочетаний с ипохондрическими расстройствами
e) восприятия, искажения формы и величины своего тела
5. Для истинных галлюцинаций характерно:
a) восприятие несуществующего
b) возникновение существующего без реального объекта
c) наличие непроизвольно возникающих представлений, проецируемых
вовне
d) характер проекции, не отличимой от реальных объектов
e) все перечисленное
6. Истинные зрительные галлюцинации могут быть:
a) бесформенными, с неотчетливой или очерченной формой
b) натуральных, уменьшенных, увеличенных размеров
c) бесцветные, цветные
d) подвижные или неподвижные
e) все перечисленное
7. Слуховые истинные галлюцинации делятся:
a) по сложности (элементарные — акоазмы и более сложные)
b) по интенсивности
c) по содержанию (безразличные, угрожающие, императивные и т. д.)
d) по продолжительности (непрерывные и эпизодические)
e) по всему перечисленному
8. При истинных тактильных галлюцинациях возникают ощущения:
a) ползания по телу насекомых
b) появления на поверхности тела посторонних предметов
c) появления под кожей посторонних предметов
d) все перечисленное
e) ничего из перечисленного
9. Для висцеральных галлюцинаций характерно все перечисленное, кроме:
a) ощущения явного присутствия в полости тела инородных предметов
b) ощущения присутствия в теле живых существ
c) наличия беспредметных, необычных, тягостных ощущений в разных местах
d) возможности точного описания своих ощущений
e) ощущения, что эти предметы неподвижны или шевелятся
10. Гипногагические галлюцинации проявляются видениями:
a) непроизвольно возникающими перед засыпанием
b) возникающими при закрытых глазах
c) возникающими на темном поле зрения
d) всеми перечисленными
e) ничем из перечисленного
11. Галлюцинации мышечного чувства проявляются ощущениями:
a) особой легкости тела
b) особой легкости членов тела
c) тяжести тела или его членов
d) движения языка или других органов
e) всего перечисленного
12. Аффективные иллюзии характеризуются:
a) искаженным восприятием, связанным с необычным эмоциональным состоянием
b) возникновением при патологических изменениях аффекта
c) возникновением чаще при страхе, тревоге
d) усилением на фоне утомляемости
e) всем перечисленным
13. Для псевдогаллюцинации характерно все перечисленное, кроме:
a) отсутствия конкретности, реальности
b) наличия признаков нарушения сознания
c) безжизненности, беззвучности, бестелесности
d) интрапроекции внутри организма
e) чувства «сделанности»
14. Зрительные псевдогаллюцинации характеризуются всем пере-численным, кроме:
a) чувства «сделанности»
b) наличия вызываемых, «показываемых видений», картин
c) возникновения при нарушениях сознания
d) бесформенности или отчетливой формы
e) простоты или сценоподобности
15. Слуховые псевдогаллюцинации определяются всем перечисленным, кроме:
a) возникновения «внутренних», «сделанных», «мысленных» голосов
b) звучания мыслей
c) громких мыслей
d) содержания брани, упреков, предсказаний, приказов и т. д.
e) восприятие голосов, которые слышатся из-за стены, из-под пола, от отдельных людей
16. Вербальные иллюзии характеризуются:
a) ложным восприятием содержания реального разговора окружающих
b) восприятием обвинения, укоров, брани, угроз в нейтральных разговорах
c) возникновением, чаще на фоне тревожной подозрительности, страха
d) всем перечисленным
e) ничем из перечисленного
17. Функциональные галлюцинации характеризуются:
a) появлением на фоне восприятия реального внешнего объекта
b) сосуществованием с внешним раздражителем, не сливаясь с ним
c) исчезновением с прекращением действия раздражителей
d) всем перечисленным
e) ничем из перечисленного
18. Истерические сенсорные нарушения и расстройства чувстви-тельности проявляются всем перечисленным, кроме:
a) концентрического сужения полей зрения
b) психогенной слепоты (амавроза) c) утрата слуха
d) гипестезии и анестезии участков тела
e) соответствия участков гипестезии и анестезии зонам иннервации тела
19. Галлюцинации в форме двух голосов, слышащихся из-за стены, приказывающих делать или не делать что-то, именуются:
a) императивными псевдогаллюцинациями
b) императивными истинными галлюцинациями
c) комментирующими псевдогаллюцинациями
d) антагонистическими истинными галлюцинациями
20. Галлюцинации в форме двух голосов, слышащихся в голове, которые заявляют, что «убьют» его, именуются:
a) императивными псевдогаллюцинациями
b) императивными истинными галлюцинациями
c) угрожающими истинными галлюцинациями
d) антагонистическими истинными галлюцинациями
e) угрожающими псевдогаллюцинацими
21. Галлюцинации в форме двух голосов, слышащихся в голове, из которых один ругает пациента, а другой хвалит его, именуются:
a) антагонистическими псевдогаллюцинациями
b) императивными истинными галлюцинациями
c) комментирующими псевдогаллюцинациями
d) антагонистическими истинными галлюцинациями
22. Галлюцинации в форме двух голосов, слышащихся из-за стены, из которых один ругает пациента, а другой защищает его, именуются:
a) императивными псевдогаллюцинациями
b) комментирующими истинными галлюцинациями
c) комментирующими псевдогаллюцинациями
d) антагонистическими истинными галлюцинациями
23. Отличие иллюзий от галлюцинаций состоит:
a) в реальности или нереальности их содержания
b) в их интенсивности
c) в наличии или в отсутствии воспринимаемого объекта d) в эмоциональном фоне
24. Искаженное восприятие реально существующего объекта, это:
a) эйдетизм
b) галлюцинации
c) иллюзии
d) парейдолии
25. Восприятие объекта, отсутствующего в реальном пространстве, это:
a) эйдетизм
b) галлюцинации
c) иллюзии
d) парейдолии
Практическое занятие по теме 4
Психические расстройства при соматических заболеваниях, нейроинфекциях, интоксикации, травмах черепа. Психические болезни. Социальная реабилитация психически больных.
Задание 1. Опишите 1 вопрос на выбор
1. Принципы лечения психически больных.
2. Угрожающие жизни состояния в психиатрии (фебрильная кататония, злокачественный нейролептический синдром, тяжелая форма алкогольного делирия и др.)
3. Основные терапевтические мероприятия при критических состояниях.
4. Организационные формы реабилитации психических больных.
5. Лечебно-производственные предприятия в трудовой реабилитации психических больных.
6. Трудоустройство и трудовая реабилитация психических больных.
Задание 2. Выполните тест
1 К реабилитационным мероприятиям при маниакально-депрессивном психозе относится все перечисленное, кроме
a. А обязательного направления в ЛПМ
b. Б постепенного перевода на более свободный режим
c. В трудотерапии
d. Г групповой (семейной) психотерапии
2 Больные маниакально-депрессивным психозом временно нетрудоспособны во всех стадиях заболевания, кроме
a. в состоянии интермиссии
b. на стыке фаз (при выраженном смешанном состоянии)
c. в дебюте фазы при достаточной выраженности симптоматики
d. в начале выхода из фазы
3 Факторами риска суицидального поведения у психически больных являются все перечисленные, кроме
a. массивного двигательного торможения
b. малой выраженности двигательного торможения в массивной депрессии
c. наличия массивных идей самообвинения
d. наличия суицидальных мыслей
4 Профилактика суицидов заключается во всем перечисленном, кроме
a. необходимых гигиенических мероприятий
b. при необходимости — комплекса психотерапевтических мероприятий
c. принятия необходимых мер (госпитализации, адекватной терапии, установлении строго надзора)
d. оценки степени суицидальной опасности состояния
5 Наиболее благоприятен в плане трудового прогноза следующий случай вялотекущей шизофрении
a. А со стойкими деперсонализационными расстройствами
b. Б с легко развивающимися сутяжно-паранойяльными состояниями
c. В с грубыми истерическими расстройствами
d. Г при паранойяльной ипохондрии
6 В периоде стабилизации процесса при ипохондрическом варианте вялотекущей шизофрении на первый план выступают все перечисленные особенности личности больных, кроме
a. постоянных сомнений, невозможности принять правильное решение, навязчивого самоанализа
b. снижения психической продуктивности, повышенной потребности в отдыхе
c. ригидности с привязанностью к определенному режиму, медикаментам
d. обостренного чувства собственной ущербности
7.Реабилитационные мероприятия при параноидной шизофрении включают все перечисленное, кроме
a. музыкотерапии, элементов психодрамы Морено
b. работы в лечебных мастерских
c. системы поэтапной трудовой реабилитации с конечной целью трудоустройства больных на обычные предприятия
d. преодоления явлений «госпитализма»
8. Развитие у больных шизофренией явлений госпитализма связано со всем перечисленным, кроме
a. общения с психически больными лицами
b. ограничения контактов
c. бездеятельности, скудности впечатлений
d. отрицательных депривационных последствий длительного применения нейролептиков
9. При злокачественной юношеской шизофрении
a. больные нуждаются в оформлении первой или второй группы инвалидности, но могут работать в ЛТМ
b. больные нуждаются в оформлении второй или третьей группы инвалидности
c. больные большую часть времени могут сохранять работоспособность
d. больные могут работать на обычных промышленных предприятиях и наблюдаться в ПНД для коррекции терапии
10 Наиболее вероятные возможности сохранения трудоспособности
a. при рекуррентной или приступообразно-прогредиентной шизофрении, близкой к рекуррентной
b. параноидной шизофрении
c. злокачественной шизофрении
d. приступообразно-прогредиентной шизофрении, близкой к параноидной
Задание 3. Выполнить 5 ситуационных задач на выбор:
Задача № 1 Девушке 15 лет. Физическое телосложение характеризовалось излишней полнотой, что, начиная с 14-летнего возраста, стало вызывать у девушки кратковременные депрессивные реакции. Часто смотрелась в зеркало, задавала вопросы матери о полноте, избавлении от нее. Затем мать заметила, что девушка не ест мучные и жирные блюда, выбрасывает их. Искусственно вызывала у себя рвоту, стала худеть, потеряла в весе 9 кг.
Вопрос: назовите предполагаемый диагноз: 1. Вуайеризм. 2. Агорафобия. 3. Психопатия (расстройство личности). 4. Неврастения. 5. Нервная анорексия.
Задача № 2 Больная О., 1985 г. рождения, учащаяся кулинарного училища. Анамнез жизни: из крестьянской семьи. Отец вспыльчивый, раздражительный, жестокий, сильно пьет. Мать мягкая, добрая, безответная. В детстве росла молчаливой, ранимой, забитой, тяжело переживала пьянство отца. Постепенно привыкла к побоям и издевательствам, научилась в фантазиях уходить в другой мир. В 5 классе после резкого замечания на занятиях «случился сердечный приступ». Мать стала «баловать» ее, избавила от домашней работы. Поступила в училище, стала более общительной, появилось много подруг. Скучала по матери, но избегала частых поездок домой, не хотела видеть отца. Дважды дома в присутствии отца возникали истерические припадки, дико кричала. Перенесла в 9 лет легкую черепно-мозговую травму. Влюбилась в молодого человека, допустила близость с ним после того, как он обещал жениться. Однако молодой человек вскоре куда-то
уехал. Сильно расстроилась, особенно после того, как обнаружила беременность. Страшила гневная реакция отца, опасалась пересудов односельчан. Настроение было подавленным, стала замкнутой, усилилась мечтательность, тяга к одиночеству. Сказала подруге, что цыгане увезли ее за город и «под угрозой ножа» изнасиловали. Показывала кровоподтеки. Ходила по городу с куклой, завернутой в одеяло. Объективно: выглядит моложе своего возраста, хрупкого телосложения, пуглива, при малейшем стуке вздрагивает, всхлипывает. Быстро переходит от изложения событий реальной жизни к вымыслам о пребывании в цыганском таборе: что ее «проиграли в карты, должны зарезать». Становится возбужденной, картинно заламывает руки, умоляет помочь ей. Ощущает «затуманенность в голове, замедление в работе сердца», резкую слабость; начинает сползать со стула, томно прикрывает глаза, переходит на чуть слышный шепот.
Вопрос: поставьте диагноз: 1. Шизофрения 2. Органическое поражение головного мозга травматического генеза 3. Истерический реактивный психоз с синдромом бредоподобных фантазий 4. Истерическая психопатия 5. Умственная отсталость.
Задача № 3 Валентина А., 1967 г. рождения, инвалид 2 группы, не работает.
Анамнез жизни: мать рано умерла, по характеру была ласковая, добрая, общительная. Отец тщедушный, маленького роста, обидчивый, капризный. После второй женитьбы целиком попал под влияние жены, неоднократно совершал на глазах близких суицидальные попытки – пытался повеситься, броситься с крыши, глотал толченое стекло, гвозди. В детстве росла живой, смышленой, склонной к фантазированию. Воспитывалась у дяди, выполняла по дому всю черную работу, «детства не видела». Окончила 6 классов, курсы раскройщиков. В 20 лет оперирована по поводу аппендицита, в послеоперационном периоде появились свищи в области рук и ног, по передней поверхности шеи, брюшной стенки. На протяжении 3 лет более 10
раз помещалась в хирургическое отделение. Обнаружилось, что больная вводила себе под кожу различные масла, вызывая абсцессы и изъявления. После установления обмана дала бурную истерическую реакцию, пыталась выброситься из окна. После госпитализации в психиатрическую больницу поведение было демонстративным, падала с кровати, отказывалась от еды, пыталась проглотить черенок от ложки. Соматическое состояние: инфантильно-грациального сложения, рост 146 см, вес 47 кг. На коже живота множественные следы послеоперационных рубцов и старых абсцессов. Психическое состояние: держится кокетливо, рисуясь. Говорит о безнадежности своего состояния, сожалеет, что «врачи оказались бессильны перед болезнью». При разоблачении слегка смущается, но вскоре по-детски проявляет удовлетворение тем, что «3 года удавалось провести врачей». Капризна, ищет внимания и сострадания больных; рассказывает о тяжелом детстве и пережитых «неимоверных страданиях». Довольна больничной обстановкой, охотно принимает участие в трудовых процессах. При упоминании о предстоящей выписке сразу же становится угрюмой, капризной, злой, с вызовом говорит о своем намерении «рассчитаться с жизнью».
Вопрос: назовите ведущий синдром: 1. Астенический 2. Синдром «Мюнхаузена» 3. Органический 4. Ипохондрический 5. Депрессивный.
Задача № 4 Александра А., 1969 г. рождения. Анамнез жизни: родилась четвертым ребенком, мать умерла от послеродового сепсиса. Воспитывалась мачехой, жестоко обращавшейся с ней: морила голодом, обваривала кипятком. Росла послушной, тихой, но обидчивой. Отличалась склонностью к фантазированию: мечтала стать артисткой, воображала перед подругами отдельные сценки, нравилось их внимание. В 9 лет стала отмечать колющие боли в сердце, обследовалась у ревматолога, подозревали лейкоз, дважды помещалась в детскую больницу. С этого времени жаловалась на носовые кровотечения, слабость, утомляемость к концу занятий. Поступила ученицей
на швейную фабрику, была жизнерадостной, писала стихи. Нечаянно порезала при раскрое дорогой материал, сильно испугалась, закружилась голова, затем развился истерический припадок. На следующий день не могла передвигаться, ноги были «как ватные». С этого времени постоянно заводила разговор о болезни, утрами показывала пятна крови на своей подушке. (Анализы крови на свертываемость, протромбиновый индекс без изменений). Психическое состояние: детски наивное выражение лица, в общении непосредственна. Смущаясь, рассказала о своих попытках вызывать кровотечения: «хотелось внимания врачей… устала от непосильной работы». Часто бывают колебания настроения. Мышление эмоционально окрашено, непоследовательна в оценках и суждениях. Внушаема. В отделении несколько раз наблюдались обильные кровотечения из горла. Замечено, что больная на прогулке подбирает камешки, мелкие стекла и царапает ими слизистую носа. Пытается натирать подмышечную впадину солью с целью повышения температуры. Поведение с оттенком детского упрямства. Привлекает внимание больных рассказами о жестокости мачехи, довольна производимым эффектом.
Вопрос: для структуры данной личности не характерно: 1. Демонстративность 2. Склонность к фантазированию 3. Склонность к псевдологии 4. Однотипность реагирования на жизненные трудности «уходом в болезнь» 5. Зрелость суждений.
Задача № 5 Больная Р., 1957 г. рождения, не работает. Из анамнеза жизни: единственный ребенок в семье. Отец по характеру мягкий, спокойный, заботливый. Мать внушаемая, тревожно-мнительная. В детстве росла в окружении родственников матери, любивших беседовать о смерти, похоронных обрядах, от этих разговоров «холодело внутри, становилось жутко, теряла сознание». Росла капризной, избалованной. В школе училась хорошо, «привыкла быть на виду». Любила художественную литературу, «вживалась в образы героинь», могла часами пребывать «в фантазиях и
мечтах». В детстве ангины, частые ОРЗ. Замужем, муж внимательный, выдержанный. Отношения в первые годы были построены «в романтическом духе»: нравилась восторженная влюбленность мужа. Роды двойней. Сейчас занята уходом за сыновьями, тяготится «бездельем». Анамнез болезни: в 1984 г. после незначительной семейной ссоры появился «резчайший сердечный приступ»; ощущала удушье, похолодание кончиков пальцев, а затем «перебои в сердце». Долго не могла успокоиться, плакала, боялась смерти, прощалась с родными. В 1990 г. пережила «страшное душевное волнение»: проснувшись ночью, обнаружила отсутствие мужа, который задержался на работе. Возникло предчувствие какого-то несчастья, ярко представила картины гибели мужа: «видела его изуродованным, в морге». Появились дурнота, спазм в горле, затем икота, сопровождавшаяся сердцебиением. Увидев мужа, быстро успокоилась. В последующем икота появлялась в присутствии близких, усиливалась при волнении, и несколько ослабевала в периоды «семейного мира». Добилась, чтобы муж сменил работу и больше находился дома: в его присутствии икота появлялась реже, а при малейшей задержке на работе возобновлялась с удвоенной силой и продолжалась часами. Несмотря на приступы, оставалась активной и, по словам мужа, не тяготилась имевшимся расстройством.
Вопрос: что не является причиной заболевания: 1. Органическое заболевание головного мозга 2. Особенности микросоциума (или воспитания) 3. Повышенное внимание к соматическому здоровью 4. Психотравмирующая ситуация 5. Конституционально-обусловленные черты личности.
Задача № 6 Больная Ф., 40 лет, инвалид. При поступлении жалобы на головную боль, головокружение, тошноту и рвоту после приема пищи, невозможность ходить, стоять, судорожные подергивания мышц туловища и верхних конечностей, раздражительность, плохой сон. Мать умерла рано. Мачеха не любила детей мужа. Больная с детских лет отличалась
самостоятельностью, упрямством, старалась делать все назло мачехе. После смерти отца воспитывалась в детском доме, где после конфликтов с воспитателем несколько раз теряла зрение. Вышла замуж, родила ребенка. С мужем разошлась («не сошлись характером»). Вышла замуж, имеет от 2 брака ребенка 8 лет. Работала буфетчицей. Заболевание началось в 37 лет на фоне семейных неурядиц, конфликтных отношений с мужем и плохого поведения дочери. Во время семейной ссоры муж ударил больную. Со слов больной была кратковременная потеря сознания, тошнота, рвота, которые не прекращались в течение 3 месяцев лечения в больнице и судебного разбирательства дела, в результате которого муж был приговорен к тюремному заключению. После выписки из больницы состояние было удовлетворительным, однако вскоре после того, как в магазине, которым заведовала больная, была обнаружена серьезная недостача, вновь возобновилась головная боль, тошнота и рвота. Во время пребывания в стационаре узнала, что мужа досрочно освободили. У больной развилась астазия-абазия, которая не прошла после долгого лечения, и она переведена на инвалидность. При поступлении: астазия-абазия, двусторонняя атрофия мышц бедер и голеней. В беседе раздражительна, вспыльчива, претенциозна. Склонна к истерическим реакциям в виде рыданий, общего дрожания, рвоты. Память и интеллект не нарушены.
Вопрос: что не является демонстративной формой проявления болезни: 1. Астазия-абазия 2. Тошнота, рвота 3. Головные боли 4. Кратковременная слепота 5. Атрофия мышц.
Задача № 7 Больной Б., 42 лет, инженер. Раннее развитие без особенностей, перенес ряд детских инфекций. Отец – властный человек с эпилептоидными чертами характера. Мать добрая, безвольная, полностью подчиненная отцу. Окончил среднюю школу и институт. Учился всегда хорошо. После окончания института до начала заболевания успешно работал на административных должностях. Все началось в связи со служебной
неприятностью, повлекшей понижение по службе. С этого времени у больного отмечались пониженное настроение, нарушение сна, тревога, лиссофобия. После смерти старшего брата и семейных неурядиц присоединились жалобы на боли в эпигастрии, в правом подреберье, по ходу толстого кишечника. Постоянное лечение в соматических стационарах вызывало еще большее усиление тревоги, ухудшение сна, возникновение мыслей о безнадежности своего состояния. Стало трудно справляться с работой. Психическое состояние: больной тревожен, несколько напряжен, выражение лица временами тоскливое. Сомневается в возможности излечения. Не верит в свои силы, высказывает болезненные переживания по поводу своей несостоятельности. Сон только со снотворным и транквилизаторами. В отделении отмечены выраженное улучшение настроения, особенно к вечеру, после приема курса антидепрессантов.
Вопрос: поставьте диагноз: 1. Маскированная депрессия 2. Неврастения 3. Невроз навязчивых состояний 4. Истерический невроз 5. Панические атаки.
Задача № 8 Больной Х., 43 года. Поступил в клинику с жалобами на боли в области сердца, приступ сердцебиения, сопровождающиеся страхом смерти от внезапной остановки сердца. Точно указывает день начала заболевания, когда впервые почувствовал сердцебиение, резкую слабость, нехватку воздуха, побледнел. АД — 180/100 мм. рт. ст. Стал испытывать страх за свое здоровье. Последние 2-3 года до начала заболевания больной стал злоупотреблять крепкими спиртными напитками (водка), сформировался похмельный синдром. Накануне заболевания принял несколько большую дозу алкоголя. Наутро болела голова, потеря аппетита, общее недомогание. Затем в душном помещении возник приступ, описанный выше. С этого времени стал прислушиваться к ощущениям в области сердца, измерять пульс, ограждать себя от физического труда. Лечился в больнице, в отделении санаторного типа. Выписался с улучшением, однако мысли о
болезни сердца, возможной его остановке, не покидали больного. Неоднократно обращался к терапевтам, кардиологам, невропатологам, освобождался от работы по поводу вегетососудистой дистонии. Чрезмерный страх за сердце вынуждал пациента ограничивать передвижение сначала в метро, потом и в наземном транспорте. Отказался от путевки на юг, перестал ездить к матери, сменил работу ближе к дому, реже выходил из дому, перестал ходить в кино, магазин. Даже выходил из дома только в сопровождении жены.
Вопрос: поставьте диагноз: 1. Невротическая депрессия 2. Неврастения 3. Невроз навязчивых состояний, ипохондрический синдром 4. Истерический невроз 5. Панические атаки.
Задача № 9 Больная К., 17 лет, самостоятельно обратилась к психиатру с жалобами на «свою неполноценность». В течение месяца после рассказа подруги о том, как одна девочка-подросток бросилась под электричку, стали возникать мысли об этом; перед приближением электрики какая-то сила толкает ее вперед. В это время бледнеет, покрываясь холодным потом, в ужасе отскакивает от края платформы, понимает, что этого никогда не сделает. Матери не рассказывала, т.к. боялась причинить ей боль.
Вопрос: при каком заболевании встречается это состояние? 1. Шизофрения 2. Эпилепсия 3. Умственная отсталость 4. Невроз навязчивых состояний 5. Маниакально-депрессивный психоз
Задача № 10 Больная Б., 32 года. Образование среднее, без определенных занятий, состоит в повторном браке, высказывает недовольство мужем и его финансовым состоянием, говорит о недостатке внимания с его стороны, подозревает в измене. После очередной ссоры отмечает у себя интенсивные головные боли, тошноту, апатию, «нежелание жить в таких условиях», сообщает, что порой «просто не способна встать с постели», часто срывается на крик, а бывает, что «не может вымолвить ни слова», «совсем потеряла покой», переживает обиду, гнев, раздражение.
Заметила, что в отсутствии мужа чувствует себя лучше, оказывается способна «даже встретиться с подругами», «пойти развеяться», «отвлечься от своих переживаний». Курит, употребляет слабоалкогольные напитки, что позволяет ей «немного раскрепоститься». В беседе с врачом раскованна, многословна, эмоционально лабильна, часто плачет навзрыд, жалобы высказывает непоследовательно, стараясь вызвать сочувствие со стороны врача. Соматическая патология не выявлена. Обнаруживаются незначительные изменения на реоэнцефалограмме и нестойкие изменения менструального цикла.
Вопрос: укажите наиболее вероятный диагноз: 1. Эпилепсия 2. Шизофрения 3. Маниакально-депрессивный психоз 4. Расстройство личности 5. Ни одно из перечисленных.