Анатомия центральной нервной системы (1/1)
Практические задания (ПЗ) в ММУ по предмету Анатомия центральной нервной системы (1/1)
Рекомендации к выполнению практических заданий Учебным планом предусмотрено прохождение практических занятий по дисциплинам.
В рамках практических занятий студенты выполняют практические задания, следовательно, выполнение указанных заданий является обязательным для получения положительной оценки по дисциплине.
1. Задания рекомендуется выполнять в течение всего учебного семестра до окончания срока представления письменных (курсовых) работ (сроки см. в графике работы в семестре);
2. Выполнение заданий оформляется в письменном виде (текстовый файл с титульным листом (см. бланк титульного листа на странице дисциплины));
3. Файл необходимо загружать в соответствующий раздел дисциплины. По примеру курсовой работы.
4. Выполнение заданий оценивается преподавателем «Выполнено/Не выполнено» в течение всего семестра;
5. Возврат файла на доработку возможен только 1 раз в сроки загрузки письменных (курсовых) работ;
6. Для получения оценки «выполнено» необходимо выполнить по одному любому (по выбору студента) заданию каждого практического занятия. Итого надо выполнить 4 задания. Ответ загружать для проверки преподавателю одним файлом.
ВНИМАНИЕ!!!
Практические задания в ММУ постоянно меняют: если Ваше ПЗ отличается, пишите нам, скорее всего у нас есть уже новое!
Практическое задание № 1
Тема 1. Строение нервной ткани. Нервная система.
Задание № 1. Напишите небольшое эссе на одну из тем по выбору
1. Морфология и физиология нейронов.
2. Макро- и микроструктура нейронов.
3. Классификация, свойства и функции нейронов.
4. Структура клеточной мембраны нейронов.
5. Общие представления о проницаемости и проводимости клеточной мембраны.
6. Транспорт веществ через клеточную мембрану нейронов.
7. Классификация, устройство и функционирование ионных каналов.
8. Ионные насосы, характеристика, механизм работы.
9. Морфология и физиология глии.
10. Глиальные клетки, их морфология, функции и нейрофизиологические особенности.
11. Нервные волокна: виды и строение.
12. Миелогенез.
13. Особенности проведения возбуждения по миелиновым и безмиелиновым волокнам. Закономерности проведения возбуждения по нервным волокнам.
14. Критерии структурно-функциональной зрелости нервных волокон.
15. Морфология и физиология синапсов.
16. Виды синапсов.
17. Структура синапсов.
18. Медиаторы, их природа, образование и разрушение.
19. Возрастные изменения структурно функциональной организации синапсов.
Задание № 2. Ответьте на вопросы. Выберите правильные варианты ответов.
1.Что такое нервный центр?_______________________________
2.Среди перечисленных ниже признаков отберите характерные для:
1) безусловных (отметьте знаком +) и
2) условных рефлексов (отметьте знаком v).
А) Приобретаются в процессе жизни.
Б) Являются врожденными.
В) Передаются по наследству.
Г) Не передаются по наследству.
Д) Индивидуальны для каждой особи.
Е) Характерны для всех особей вида
3. Схема строения головного мозга:_______________________________
4.Спинной мозг – это часть:
А) периферической нервной системы;
Б) вегетативной нервной системы;
В) центральной нервной системы;
Г) нервных узлов.
5.Если у человека нога подвижна, но он не чувствует боли, то у него повреждены:
А) Спинной мозг;
Б) Двигательные и чувствительные нейроны, передний и задний корешки спинного мозга;
В) Двигательные нейроны и передний корешок спинного мозга;
Г) Чувствительные нейроны и задний корешок спинного мозг
6. Рефлекс это_________________________________
7.Серое вещество в спинном мозге располагается:
А) в центральной части;
Б) по краям (вокруг белого);
В) у одних людей в центре, а у других – по краям;
Г) и в центре и по краям.
8. Впишите недостающий термин: Начальная часть рефлекторной дуги слюноотделительного рефлекса – это ____________афферентный путь, вставочный нейрон, участок ЦНС, эффрентный путь, исполнительный орган.
9. Что находится в синаптических пузырьках?
• гормон;
• инсулин;
• медиатор;
• ни один из ответов не верен.
10. Какие из перечисленных наборов клеток относятся только к нейроглиальным?
• пирамидные клетки, микроглия, шванновские клетки, астроциты.
• олигодендроциты, астроциты, пирамидные клетки, корзинчатые клетки;
• эпендимоциты, астроциты, олигодендроциты, микроглия;
• пирамидные клетки, микроглия, шванновские клетки, астроциты.
11. Белое вещество — это:
• волокна, расположенные в центральной нервной системе;
• волокна, расположенные в периферической нервной системе;
• совокупность нервных волокон, покрытых миелиновыми оболочками.;
• тела нервных клеток и их короткие отростки
12. Перечислить отделы спинного мозга:________________________
13. Что находится в субарахноидальном пространстве?
• лимфа;
• ликвор;
• кровь;
• тканевая жидкость.
11. Задний мозг состоит из:
• собственно заднего мозга и мозжечка;
• собственно заднего мозга и продолговатого мозга;
• продолговатого мозга и четверохолмия;
• моста и продолговатого мозга;
12. Что такое ствол мозга?
• продолговатый мозг, Варолиев мост,мозжечок, средний мозг;
• продолговатый мозг, Варолиев мост, средний мозг;
• задний мозг, крыша среднего мозга, промежуточный мозг;
• ни один из ответов не верен.
Задание № 3. Подпишите под соответствующими цифрами части нейрона
Задание № 4. Вставьте пропущенные слова в пропуски.
В зависимости от выполняемой функции выделяют следующие типы нейронов:
1. нейроны, передающие сигналы от органов чувств в ЦНС(спинной и головной мозг), называют ________________. Тела таких нейронов располагаются вне ЦНС, в нервных узлах (ганглиях). Нервный узел представляет собой скопление тел нервных клеток за пределами центральной нервной системы.
2. Нейроны, передающие импульсы от спинного и головного мозга к мышцам и внутренним органамназывают ________________________. Они обеспечивают передачу импульсов от ЦНС к рабочим органам.
3. Связь между чувствительными и двигательными нейронамиосуществляется с помощью __________ нейронов через синаптические контакты в спинном и головном мозге. Такие нейроны лежат в пределах ЦНС (т. е. тела и отростки этих нейронов не выходят за пределы мозга).
Практическое задание № 2
Тема 6. Общее строение мозжечка
Задание № 1. Напишите эссе по одной из следующих тем.
1. Задний мозг.
2. Общая морфология мозжечка и его ножек.
3. Ядра мозжечка.
4. Ромбовидная ямка.
5. Функции моста и мозжечка.
6. Строение червя
7. Серое вещество мозжечка: ядра,
8. Организация коры мозжечка.
9. Белое вещество мозжечка, проводящие пути мозжечка.
Задание № 2. Вставьте нужные слова в пропуски
1. Согласно данной классификации кора мозжечка делится на три области:
1) _______________________________– флоккулонодулярная доля (долька X); в ней оканчиваются преимущественно вестибулярные афференты и волокна от вестибулярных ядер; вестибулярные волокна проецируются также частично в язычок (lingula – долька I) и каудальную часть втулочки (uvula – долька IX), которые обычно относят также к архицеребеллуму;
2) __________________________________включает переднюю долю (дольки II–V), простую дольку (долька VI) и заднюю часть корпуса мозжечка (дольки VIII–IX); ______________________тесно связан со спинным мозгом, а также имеет двусторонние связи с сенсомоторной областью коры больших полушарий;
3) __________________________ включает среднюю часть корпуса мозжечка (долька VII и частично дольки VI и VIII), которая получает информацию от коры больших полушарий, а также от слуховых и зрительных рецепторов.
2. Обратите внимание, что основная часть полушарий мозжечка принадлежит _________мозжечку, который лучше всего развит у человека.
3. Под ________________ понимают нарушение координации, порядка движений. Наиболее сильно атаксия проявляется у приматов и особенно у человека. Принято различать статическую ______________– нарушение равновесия при стоянии и динамическую ____________ – нарушение координации двигательных навыков. Больной с пораженным мозжечком не способен быстро сменить одно движение другим, например, барабанить пальцами.
4.____________________________проявляется при совершении целенаправленных движений, когда конечность либо не достигает цели ______________, либо проносится мимо нее ______________________.
5. Под _________________________ понимают отсутствие дополнительных содружественных движений при выполнении данного двигательного акта. Например, при попытке ходить больной заносит ногу вперед, не переместив центра тяжести, и это приводит к падению назад; при попытке сесть без помощи рук из положения лежа изолированно сокращаются сгибатели бедра, ноги поднимаются вверх, и больной не может подняться. Больной не способен подняться со стула без помощи рук. Здоровый человек это делает в следующей последовательности: отклоняет туловище вперед, перенося тем самым центр тяжести в площадь будущей опоры, и затем встает. В результате проявления асинергии движение как бы распадается на ряд выполняемых последовательно простых движений.
6. Удаление ___________________________доли мозжечка у приматов, включая человека, вызывает комплекс расстройств движений глаз: гиперметрию саккад, ухудшение плавных прослеживающих движений глаз, неспособность удерживать взор в эксцентричном положении, осцилляции (тремор) глазных яблок.
7. ______________ связи мозжечка делят на следующие группы: восходящие от спинного мозга, _______________– от нижней оливы, ретикулярной формации и ядер моста. В кору мозжечка проецируются также ____________, слуховые и вегетативные афференты. Все эти пути заканчиваются _____________и ______________волокнами в коре мозжечка. Основная часть этих путей передает информацию о состоянии интернейронного аппарата спинного мозга.
8. Кора больших полушарий, особенно кора вокруг центральной борозды, образует многочисленные прямые проекции на нейроны, залегающие в толще моста (так называемые мостовые ядра). Аксоны этих нейронов проецируются на кору мозжечка. Эти проекции у человека очень обширны, что выражается в образовании валика на вентральной стороне моста. Эта система является основным каналом, по которому импульсация от коры больших полушарий достигает коры мозжечка, образуя проекцию как к____________, так и к ___________ мозжечка.
Задание № 3. Напишите небольшие исторические сведения о данных авторах, их вклад в развитие анатомии ЦНС
1. Гиппократ (460 — 377 гг. до н. э.)
2. Платон (427 – 347 гг. до н. э.),
3. Аристотель (384 – 323 гг. до н. э.)
4. Клавдий Гален (130 – 201 гг. н. э.)
5. Везалий Андре (1511-1564).
6. Гук Роберт (1635 – 1703 гг.)
7. Биша (1771 – 1802 гг.)
8. Гольджи Камилло (1844 – 1926 гг.)
Задание № 4. Подпишите указатели цифр о строении коры мозжечка
Задание № 4. Подпишите указатели цифр о ядрах мозжечка
Практическое задание № 3
Тема 8. Строение и функции конечного мозга (большие полушария)
Задание № 1. Напишите небольшое эссе на одну из тем по выбору
1. Основные структуры: большие полушария, мозолистое тело, обонятельный мозг, базальные ядра, боковые желудочки.
2. Плащ головного мозга, доли полушарий.
3. Основные борозды и извилины долей коры полушарий.
4. Борозды и извилины разного порядка, их индивидуальная изменчивость.
5. Асимметрия полушарий.
6. Значение функций больших полушарий для регуляции высшей нервной деятельности.
7. Внешнее строение больших полушарий. Асимметрия полушарий. Классификация слоев коры больших полушарий.
8. Цитоархитектонические карты коры больших полушарий.
9. Представительство анализаторов в коре больших полушарий.
10. Проекционные, двигательные и ассоциативные поля коры больших полушарий.
11. Карты полей коры полушарий Бродмана.
12. Базальные ганглии.
13. Новая, старая, древняя и промежуточная кора в больших полушариях.
14. Связи левого и правого полушарий.
15. Поверхности больших полушарий: верхнелатеральная, медиальная, базальная или нижняя.
16. Деление на доли: лобные, теменные затылочные, височные
17. Функциональная дифференцировка больших полушарий.
18. Внутреннее строение больших полушарий.
19. Серое вещество больших полушарий: кора и базальные ганглии, их функции. Белое вещество больших полушарий.
20. Мозолистое тело.
21. Проводящие пути: проекционные, ассоциативные, комиссуральные.
22. Значение больших полушарий для развития высшей нервной деятельности (ВНД).
Задание № 2. Напишите небольшие исторические сведения о данных авторах, их вклад в развитие анатомии ЦНС
1. Рамон-и-Кахаль Сантьяго (1852 – 1934)
2. Прохаска Иржи (1749 – 1820 гг.)
3. Белл Чарлз (1774 – 1842 гг.)
4. Франсуа Мажанди (1783 – 1855 гг.)
5. Холл Маршалл (1790 – 1857 гг.)
6. Гельмгольц Герман Л.Ф. (1821 – 1894 гг.)
7. Гальвани Луиджи (1737 – 1798 гг.)
8. Дюбуа-Реймон Эмиль Генрих (1818 – 1896 гг.)
9. Шеррингтон Чарлз С. (1856 – 1952)
10. Сеченов И.М. (1829 – 1905)
11. Бец В.А (1834 – 1894)
12. Зернов Д. Н. (1843 – 1917)
13. Бехтерев В.М. (1857 – 1927)
14. Павлов И.П. (1849 – 1936)
Задание № 3. Ответьте на вопросы. Выберите правильные варианты ответов.
1. Кора больших полушарий:
а) образована серым веществом
б) образована белым веществом
в) покрывает все отделы головного мозга
г) образована длинными отростками нейронов
2. Головной мозг входит в состав нервной системы:
а) периферической;
б) вегетативной нервной системы;
в) центральной нервной системы;
г) нервных узлов.
6.Что такое борозды и извилины?________________________
7. Две самые глубокие борозды коры больших полушарий — это:
а) центральная и борозда мозолистого тела;
б) окольная и боковая;
в) гиппокампальная и поясная;
г) боковая и центральная.
8. Какова функция древней коры головного мозга?
а) обонятельная;
б) зрительная;
в) двигательная;
г) ассоциативная.
9. Почему в сенсорных зонах коры очень хорошо выражен четвертый слой? а) в этот слой приходит сенсорная информация;
б) в этом слое анализируется сенсорная информация;
в) из этого слоя сенсорная информация передается в другие области коры;
г) в этом слое происходит синтез разных видов сенсорной информации.
10. Какой нерв связан с промежуточным мозгом?
а) обонятельный;
б) глазодвигательный;
в) блуждающий;
г) зрительный.
11. Выберите верный ответ: вегетативные волокна входят в следующие пары черепных нервов:
а) III,IV,V,X;
б) IV, VII, VIII, X;
в) VII, IX, XI;
г) III, VII, IX, X.
12. Какова функция нейронов боковых рогов спинного мозга?
а) вставочные нейроны дуги симпатического рефлекса;
б) вставочные нейроны дуги парасимпатического рефлекса;
в) исполнительные вегетативные нейроны;
г) чувствительные нейроны.
Задание № 4. Подпишите под соответствующими цифрами названия слоев коры головного мозга
Задание № 5. Подпишите под соответствующими цифрами названия борозд коры головного мозга
Задание № 5. Подпишите под соответствующими цифрами названия зон коры головного мозга
Практическое задание № 4.
Тема 9. Автономная нервная система. Общее представление о сенсорных системах.
1.Проиллюстрируйте одну схему по выбору:
1. Схема выхода симпатических волокон и области их распространения.
2. Схема выхода парасимпатических волокон и области их распространения.
3. Схема связи симпатического нерва с цереброспинальной системой.
2.Подготовьте доклад на тему по выбору:
1. Рефлекторная дуга вегетативной нервной системы, ее отличие от дуги соматического рефлекса.
2. Периферические вегетативные ганглии.
3. Симпатическая, парасимпатическая и метасимпатическая системы.
4. Морфологические, физиологические и медиаторные различия этих систем.
5. Общая характеристика анализаторов (сенсорных систем).
6. Классификация рецепторов.
7. Основные принципы кодирования и передачи сенсорной информации в ЦНС.
8. Виды торможения в сенсорных центрах.
9. Абсолютный и дифференциальный пороги чувствительности.
3.Заполните таблицу «Вегетативная иннервация некоторых органов»:
4.Вопросы для самопроверки:
5. Раскройте функции автономной и соматической нервных систем.
6. Перечислите отделы автономной нервной системы.
7. Симпатическая нервная система: анатомия и морфофункциональные характеристики.
8. Какие существуют виды симпатических ганглиев?
9. Какими симпатическими ганглиями иннервируются гладкие мышцы и железы головы?
10. Где оканчиваются постганглионарные симпатические волокна, идущие к желудочно-кишечному тракту?
11. Почему клетки мозгового слоя надпочечников в отличие от других внутренних органов иннервируются не постганглионарными, а преганглионарными волокнами?
12. Каким образом происходит иннервация мозгового слоя надпочечников?
13. В чем заключается специфика работы метасимпатичесокй системы?
14. Как отличается длина преганглионарных и ганглионарных волокон в симпатической и парасимпатической системах?
15. Раскройте особенности рефлекторной дуги автономной нервной системы.
16. Какие существуют нейрохимические особенности симпатической и парасимпатической нервной систем? Раскройте локализацию симпатических и парасимпатических ганглиев.
17. Каковы отличия оболочек вокруг преганглионарных и постганглионарных нервных волокон?
18. Где оканчиваются постганглионарные симпатические волокна, идущие к желудочно-кишечному тракту? В чем заключается отсутствие чувствительности при сохранности рецепторов при их нормальном функционировании?
19. Кто из ученых ввел термин анализатор? Из каких отделов состоит анализатор?
20. Что такое абсолютный порог чувствительности рецептора?
21. Раскройте схему топических отношений в сенсорных системах.
22. Какие органы имеют только симпатическую иннервацию?
23. Какие органы имеют только парасимпатическую иннервацию?
24. Какие органы иннервируют парасимпатические ядра крестцовых сегментов спинного мозга?
25. В чем заключается роль высшего вегетативного центра?
26. В чем состоит принцип двухнейронности эфферентного (эффекторного) пути?
27. Каким образом проходит иннервация кровеносных сосудов?
28. Раскройте основные принципы строения сенсорных систем у человека.
29. Чем отличается расположение ядер симпатической и парасимпатической систем?
30. Какие сенсорные зоны коры больших полушарий вам известны?
31. Почему при неврологическом обследовании врач проверяет чувствительность на симметричных участках тела?
32. Чем можно объяснить отсутствие чувствительности при сохранности рецепторов и их нормальном функционировании?
33. Благодаря какому отделу сенсорной системы формируется ощущение?
34. Что такое рецептивная поверхность и рецептивное поле нейрона?
35. Что такое принципы конвергенции и дивергенции? Какое значение они имеют для сенсорных систем?
36. Какие медиаторы характерны для вегетативной нервной системы? Как эфферентные нейроны ВНС отличаются по своей «эргичности»?
37. Какова функция периферических рецепторов сенсорных систем?
38. В чем отличия экстерорецепторы от интерорецепторов? Что такое проприоцепторы и висцероцепторы?
39. Что такое первично- и вторичночувствующие рецепторы?
5. Заполните таблицу «Классификация рецепторов»:
6. Заполните таблицу «Механорецепторы»: