Назад

Теория искусства (1/1)

Практические задания (ПЗ) в ММУ по предмету Теория искусства (1/1)

Рекомендации к выполнению практических заданий

Учебным планом предусмотрено прохождение практических занятий по дисциплинам.
В рамках практических занятий студенты выполняют практические задания, следовательно, выполнение указанных заданий является обязательным для получения положительной оценки по дисциплине.
1. Задания рекомендуется выполнять в течение всего учебного семестра до окончания срока представления письменных (курсовых) работ (сроки см. в графике работы в семестре);
2. Выполнение заданий оформляется в письменном виде (текстовый файл с титульным листом (см. бланк титульного листа на странице дисциплины));
3. Файл необходимо загружать в соответствующий раздел дисциплины. По примеру курсовой работы. Все практические задания выполняются в одном файле, загружаются единым документом, включая титульный лист.
4. Выполнение заданий оценивается преподавателем «Выполнено/Не выполнено» в течение всего семестра;
5. Возврат файла на доработку возможен только 1 раз в сроки загрузки письменных (курсовых) работ;
6. Особые условия
Практические задания по дисциплине «Теория искусства 1/1» выполняются в форме письменных ответов на задания, приведённые в файлах Практическое занятие 1, Практическое занятие 2, Практическое занятие 3 и Практическое занятие 4.
Для получения отметки «ВЫПОЛНЕНО» достаточно выполнить задания ОДНОГО Практического занятия – по выбору студента: 1, 2, 3 ИЛИ 4. В каждом практическом занятии содержится три задания.
Страницы практической работы нумеруются (внизу по центру, номер страницы на титульном листе не ставится).
Требования к набору текста: выравнивание по ширине, абзацный отступ 1.25, шрифт Times New Roman,14 пт, 1.5ный межстрочный интервал (в настройках документа «Абзац»).
Для выполнения заданий необходимо ознакомиться с материалами лекций, методическими рекомендациями и рекомендуемой литературой.
Заполните титульный лист по образцу (см. на странице дисциплины): кафедра Общегуманитарных наук и массовых коммуникаций
Нумеруйте практические задания и вопросы (содержание заданий копировать не нужно).
Практическая работа предоставляется единым документом в формате doc/docx: титульный лист и три задания – в одном файле.

Практические задания в ММУ постоянно меняют: если Ваше ПЗ отличается, пишите нам, скорее всего у нас есть уже новое!

Практическое занятие № 1
Тема: Природа искусства. Теории возникновения искусства
Аннотация: практическое занятие посвящено теориям возникновения
искусства – сложной теоретической проблеме, детальное изучение которой
позволяет расширить знания о природе искусства, его социальной основе,
углубить представления об эволюции научного знания об искусстве.
Вопросы и задания к практическому занятию выстроены таким образом,
чтобы охватить не только основную тему, но и осветить ее научный,
философский и исторический контекст, а также подвергнуть развернутому
анализу теории зарождения искусства с позиций современного
искусствоведения.
План занятия:
1. Вопросы по изучаемой теме.
2. Краткая характеристика каждой из теорий и ее представителей.
3. Реконструкция причин появления концепций о возникновении
искусства.
4. Сопоставительная характеристика двух теорий на выбор студента.
5. Оценка выбранных теорий с точки зрения проблематики
современного искусства.
6. Разработка глоссария по теме.
Вопросы:
1. Когда, согласно данным современной науки, зародилось искусство?
2. Дайте краткую характеристику известных вам теорий
происхождения искусства (исторический период (ы), представители,
основные положения).
3. Какие открытия способствовали формированию различных теорий
происхождения искусства?
4. Чем можно объяснить разнообразие точек зрения о происхождении
искусства (полифункциональностью и полифоничностью искусства,
общекультурными ценностями и ориентирами исторической эпохи, в
которую возникла теория, развитием различных областей научного знания и
пр.)? Добавьте свои варианты.
5. Определите роль представлений о социальной сущности искусства в
возникновении теорий о его происхождении.
6. Определите значение общефилософских представлений создателей
теорий происхождения искусства в их концепциях возникновения
художественного творчества.
Задания:
Задание 1. Выберите две теории и сделайте их сопоставительную
характеристику, заполнив таблицу.
Представители,
характеристика,
ключевые положения
Теория № 1 Теория № 2
Время возникновения
теории
Основные
представители
Общефилософские
воззрения
представителей теории
Причины
возникновения
искусства
Сущность искусства
Главная функция
искусства
Первоисточник
искусства (социальные
отношения, психика,
имитация и пр.)
Внимание:
При заполнении таблицы обратите внимание на тезисность
формулировок. Содержание таблицы в заполненном виде должно
представлять собой выдержку из основных положений выбранных теорий.
Образец:
Представители,
характеристика,
ключевые положения
Теория № 1
игровая теория
происхождения
искусства
Теория № 2
Время возникновения
теории
Конец XVIII в. – начало
XIX в.
Основные
представители
Ф. Шиллер, Г. Спенсер,
Й. Хейзинга
Общефилософские
воззрения
представителей теории
Ф. Шиллер – морализм,
игра как открытая
реализация потенциала
человека, антиномии:
идеальное и реальное,
дух и телесность,
материя и форма…
Г. Спенсер –
эволюционизм,
представление об
обществе как о едином
организме, принцип
равновесия как закон
эволюции…
Й. Хейзинга – игра как
сущность культуры,
практическая польза –
антипод свободной игры,
господство культурного
над природным,
противопоставление
государства и
культуры…
Причины
возникновения
искусства
Потребность в игре –
одно из ключевых
желаний человека; игра
как подражание
порождает формы
искусства; искусство как
результат игры не несет
практической пользы,
оно свободно и не
ограничено…
Сущность искусства Искусство как
наслаждение, искусство
как самовыражение,
искусство как свобода
Главная функция
искусства
Получение
эстетического
удовольствия, искусство
для искусства…
Первоисточник
искусства (социальные
отношения, психика,
имитация и пр.)
Человеческая психика –
«избыток нервных сил»,
являющийся
механизмом
компенсации
физической активности
Задание 2. На основе составленной таблицы в свободной форме
проанализируйте, в чем заключаются слабые места и преимущества
рассмотренных теорий, определите, какие факторы (психологические,
социальные, исторические и пр.) не были учтены в рассмотренных вами
теориях, какие из факторов были приняты за детерминанту. Соотнесите
теории с вашими представлениями о современном состоянии искусства,
оцените их актуальность. Обоснуйте свою точку зрения по данным вопросам.
Образец:
Теория игры, в основе которой лежит представление об игровом
генезисе искусства, возникшего в результате «избытка сил» после трудовой
деятельности, была впервые сформулирована в трудах Ф. Шиллера и
Г. Спенсера. В первой половине ХХ в. Й. Хейзинга («Человек играющий»,
1938) разработал и представил игровую концепцию культуры, в которой игра
предстала как универсальная категория, присущая искусству и истории
человечества, необходимая для интерпретации ключевых моментов
эволюции общества. Игра, по мнению Хейзинге, не может быть сведена к
физиологическим потребностям, хотя физически необходима человеку. Она
является предпосылкой для любой творческой деятельности, в том числе для
создания произведения искусства. Также игра рассматривается как
проявление свободы человека – «свободная игра». В ней находят реализацию
эстетические качества личности – воображение, представление о красоте и
упорядоченности, созидание новой реальности.
Игровая концепция генезиса искусства близка к идее «мимесиса»
Аристотеля, т.к. игра – это всегда подражание и имитация реальности. По той
же причине она близка теории А. Веселовского о том, что искусство
развилось из обрядов и ритуалов: магический обряд также становился
имитацией определенной парадигмы развития событий. С
психоаналитической теорией ее роднит понятие «сублимация». В игре в
определенном смысле вытесняются и переживаются события и эмоции, не
полученные или желаемые в реальной жизни. В отличие от трудовой
концепции происхождения искусства теория игры видит причину появления
искусства не в труде, как основе бытования социума, а вне его, в том, что
остается за рамками трудовой деятельности. Также возникновение искусства
по игровой теории не имеет прямой связи с процессом совершенствования
орудий производства.
Сопоставление теории игры с другими концепциями возникновения
искусства позволяет предположить, что анализируемая доктрина в большей
степени ориентирована на субъективное, личное, подсознательное и
физиологическое представление о сущности искусства, при этом социальная
природа искусства отступает в ней на второй план. Однако признание
социальной природы искусства как явления, получающего социальную
оценку и детерминированного системой общественных ценностей, связаны с
не утратившим актуальности понятием человекоцентричности искусства,
созданного человеком для оценки обществом и человечеством.
Также игровая концепция происхождения искусства в трудах Хейзенги
оставляет за своими рамками достижения ХХ в. в области психологии.
Однако психоанализ, вышедший на первый план в этот же период, также
обращается к биологической природе человека, выделяя первоистоки
искусства в физиологических потребностях и инстинктах индивида. Это
коррелирует с идеей, выдвинутой в трудах Шиллера и Спенсера, о
возникновении искусства от «избытка нервных сил», как механизма
компенсации физической активности.
Сегодня потенции и мейнстримные направления актуального искусства
доказывают жизненность игровой концепции зарождения художественного
творчества. Так, постмодернизму как глобальной культурной доктрине,
свойственна игра с культурными традициями, стилевая плюралистичность,
условность. Новые виды искусства, возникшие в последней трети ХХ в. –
акционизм, хеппенинг, перфоманс – опираются на игровое начало, являясь
современным воплощением традиционной игры, возводят понятие игры в
архетип.
Задание 3. Составьте глоссарий по данной теме, разделив его на
тематические разделы по одному из принципов на выбор:
А) алфавитный;
Б) разделение определений на группы согласно теориям возникновения
искусства.
Образец составления глоссария по принципу разделения на группы
согласно теориям возникновения искусства:
1. Теория эротического происхождения искусства:
— сублимация – …;
— эротические желания – …;
— подсознание – …
— эго –…;
— Фрейд З. – …;
— Нордау М. – …;
— украшательство –… и пр.
2. Трудовая теория происхождения искусства:
— Маркс К. – …;
— Энгельс Ф. – …;
— Плеханов Г. – …;
— общественное проявление – …;
— общественное сознание – …;
— производственная деятельность – ; и пр.
Методические рекомендации по выполнению задания 3: при выполнении
задания необходимо воспользоваться одним или несколькими из словарей,
приведенных в списке рекомендуемой литературы, а также самостоятельно
найти необходимые термины, используя предложенный список литературы и
другие Интернет-ресурсы.

Практическое занятие № 2
Тема: Природа искусства: Типизация. Индивидуализация. Символизация.
Аннотация: занятие посвящено практическому освоению ключевых
принципов создания художественного произведения и его образной системы –
типизации, индивидуализации и символизации. Двухчастная структура занятия
позволяет освоить теоретические представления и художественное воплощение
типичного и индивидуального, а также раскрыть истоки и природу
художественного символа как фундаментальных категорий художественного
образа.
План занятия:
1. Типизация и индивидуализация:
— вопросы по теме;
— теоретики искусства и литературоведы о понятиях «типизация»,
«индивидуализация» – краткая характеристика теоретических положений одной из
работ, посвященной изучаемой проблематике;
— Анализ типического и индивидуального в рассказе М. Зощенко «Сильное
средство».
2. Символизация:
— вопросы по теме;
— анализ картины М. Врубеля «Демон сидящий»: символическое в
произведении.
3. Разработка глоссария по теме.
1. Типизация и индивидуализация
Задание для подготовки к практическому занятию. Составьте краткие
конспекты статей/трудов В.Г. Белинского, М. Горького, Г. Поспелова, В. Грехнева,
М. Бахтина, Андрея Белого, посвященных вопросам художественной типизации и
символизации.
Вопросы:
1. Какой стиль и метод искусства и литературы стал предпосылкой для
разработки теоретических представлений о типизации, индивидуализации?
2. В какой исторический период и на смене каких художественных парадигм
произошлоэто явление?
3. Объясните, чем была вызвана необходимость художественной разработки
приемов типизации и индивидуализации.
4. Дайте определение понятию «художественный тип».
5. Определите, в чем заключены различия между понятиями
«художественный тип» и «типический персонаж».
6. Какие типы художественных образов или деталей художественных образов
могут, согласно авторскому замыслу, выражать типические и индивидуальные
черты (персонаж, характер, интерьер, одежда, словесные характеристики и пр.)?
Обоснуйте свой ответ.
7. Какие из видов искусств могут наиболее полно раскрыть типическое и
индивидуальное в художественном образе? Обоснуйте свой ответ.
Задание 1. Выполните анализ рассказа М. Зощенко «Сильное средство»,
охарактеризуйте типическое и индивидуальное в произведении.
Методические рекомендации к заданию 1:
1. Ознакомьтесь с творческой биографией и особенностями художественного
стиля М. Зощенко.
2. Обратившись к справочникам по литературоведению, определите разницу
между терминами «автор – рассказчик – повествователь».
3. При анализе произведения уделите внимание методу писателя и
художественным характеристикам текста; используйте такие литературоведческие
термины, как:
— образ рассказчика;
— способы передачи психологического состояния персонажей;
— художественный тип;
— приемы индивидуализации;
— художественная деталь;
— композиционные особенности / композиционное построение;
— сюжет / фабула и пр.
Образец:
Анализ рассказа М. Зощенко «Операция»
Михаила Зощенко принято считать писателем-новатором в области
сатирического рассказа и юмористической повести. С новой формой и
содержанием сатирической новеллы Зощенко выступил в первые
пореволюционные годы и продолжал творить в этом жанре на протяжении
нескольких десятилетий. Однако его талант глубже, богаче, гуманистичнее, чем
представление о писателе, высмеивающем общественные пороки, создающем
фельетоны на злобу дня. Одно из важнейших художественных открытий Зощенко,
явленных и в рассказе «Операция», – удивительный образ рассказчика, простого
человека, старающегося приспособиться к новой советской реальности, выражать
свои мысли новым языком, которым он и повествует о различных житейских
ситуациях, связанных с героями его коротких опусов. Автор при этом добровольно
самоустраняется из текста произведения, его образ проступает в композиции и
сюжетном плане произведения – в сочетании комического и трагического, в
особом психологизме, в скрытой этической позиции художника.
Рассказ «Операция», написанный в конце 1920-х гг., представляет собой
бытовую зарисовку, посвященную происшествию с одним из типичных героев
Зощенко – с товарищем Петюшкой Ящиковым, у которого верхнее веко «за три
года раздуло прямо в чернильницу», в результате чего возникла необходимость в
проведении операции.
С первых слов читатель сталкивается с особым «сказовым» языком Зощенко
– «новоязом»1920-х гг., в котором сочетаются:
— просторечные выражения «смотался», «прямо» (в значении «буквально»),
«покатился» (в значении «пошел»);
— не согласуемые между собой по лексическому значению словосочетания:
«костюм раздеть», «усики кверху растопырил», «уравновесить другие нижние
недостатки»;
— язык публичных выступлений, газет, агитационных листов того времени:
«общепринятая наружность», «форменное происшествие», «товарищ докторша».
Петюшка Ящиков – персонаж, вызывающий симпатию и у рассказчика, и у
автора. Сквозь нелепую и смешную бытовую ситуацию, – «носочки-то у меня
неинтересные, если не сказать хуже» – которая должна вызвать читательский смех,
проступает авторское сочувствие герою. За неграмотной речью, костными,
убогими представлениями героя об окружающем мире, о медицине («Медицина –
дело темное») обнаруживаются, пусть и в комическом аспекте, совершенно
человеческие, живые чувства литературного персонажа – желание нравиться
(«Докторша – молодая, интересная особа»), смущение, растерянность. Автор
индивидуализирует привычный тип полуграмотного, плохо одетого,
косноязычного советского обывателя, погрузив его в комичную ситуацию, но при
этом наделив чувством собственного достоинства и трогательными личными
эмоциями, вызывающими сочувствие Зощенко.
В этом контексте Петюшка противопоставлен «докторше, утомленной
высшим образованием», которая «режет и хохочет». Она, не наделенная
индивидуальными чертами, по авторской мысли иллюстрирует другой часто
встречающийся тип героя в прозе Зощенко – хамоватых и циничных людей,
обладающих некоторой властью – над человеческой жизнью, над решением
спорных вопросов, над определенными бытовыми обстоятельствами. Этому
типажу посвящено большое количество рассказов Зощенко.
Несмотря на то, что рассказ заканчивается в назидательном ключе («да и
носочки, наверно, он носит теперь более аккуратные»), искренняя симпатия автора
к своему герою явственно проступает сквозь ткань повествования. Казус с носками
вызывает у него сострадание к человеку, попавшему в нелепую и смешную
ситуацию, но старающемуся «сохранить лицо» путем «уравновешивания других
нижних недостатков».
2. Символизация
Вопросы:
1. Дайте определение символизации в искусстве.
2. Какие художественные элементы произведения могут стать символами?
3. Какими способами символ может быть воплощен в художественном
произведении?
4. Чем символическое изображение отличается от аллегорического?
Приведите примеры символа и аллегории в произведениях искусства (при
подготовке ответа на этот вопрос можно обратиться к справочной литературе,
указанной в списке рекомендованных источников).
5. В какой период истории появляется символизация как один из приемов
создания произведения искусства, а символ – как один из способов воплощения
художественного образа?
6. В какой период новейшей истории символизация как основополагающий
принцип создания художественного образа переживает свой расцвет? С чем связан
этот феномен?
Задание 2. Выполните анализ картины Михаила Врубеля «Демон сидящий».
Определите, в чем заключена символика образа демона и всего художественного
произведения.
Методические рекомендации к заданию 2.
1. Ознакомьтесь с творческой биографией М. Врубеля.
2. Ознакомьтесь с литературным первоисточником анализируемого
произведения.
3. При разборе картины постарайтесь определить художественный метод
живописца и способы его реализации в произведении.
4. В процессе анализа используйте такие искусствоведческие термины, как:
— композиция произведения;
— цветовое решение;
— поэтика детали;
— лаконизм/многозвучие произведения;
— роль цвета;
— авторский замысел / художественное воплощение и пр.
Образец:.
Анализ картины М. Врубеля «Гадалка» (1895)
Михаил Врубель – один самых одаренных представителей эпохи
Модерн в живописи. На своих полотнах он создал удивительный мир, в котором
превалируют литературное, сказочное и мифологическое, возникают удивительные
образы-символы, самыми известными из которых стали Демон, Пан, Снегурочка,
Царевна-Лебедь. Женским образам художника, занимающим особое место в его
творчестве, свойственны загадочность, пленительность красоты, многозначность.
Всех их объединяет характерная черта, которая делает легко определимым
авторство этих созданий – особый тревожный и глубокий взгляд.
Таким взглядом наделена и гадалка с одноименного полотна. Ее яркие
черные глаза становятся композиционным центром картины. В цветовом
отношении произведение построено на контрасте насыщенного черного и оттенков
красного спектра. Черный пиковый туз, один из ведущих знаков картины,
подчеркивающий атмосферу недоброго предчувствия, коррелирует с темными
глазами и волосами восточной женщины. Карта, как и сама гадалка, становятся
символами судьбы, злого рока, метафизического знания и пророчества. Несмотря
на свою внешнюю привлекательность и мягкую грацию позы, женский образ
наполнен вызовом и внутренней агрессией, он не сулит удачу, а предвещает
несчастья и гибель. Впечатление усиливается благодаря тяжелым драпировкам
ковров и тканей, окружающих героиню произведения. Ведущая роль цветового
контраста при создании законченного образа картины «Гадалка» подчеркивается
посредством импрессионистической манеры письма – крупный мазок, нарочитая
нечеткость очертаний акцентируют каждое цветовое пятно на полотне. Следуя
иконописной традиции, Врубель прибегает к символике цвета. Так, черный
становится знаком вселенской печали, которой наделен и «Демон сидящий», а
также знаком отстояния от бога, богоборческих мотивов, свойственных и Демону.
Красный цвет на полотне – символ власти и могущества, в данном случае – судьбы,
рока, неизбежности. Розовый оттенок шарфа предсказательницы, символический
антипод красного и черного, расширяет прием цветового контраста, примененного
мастером.
Лаконизм композиции, загадочность женского образа и многозначность
художественной детали в картине «Гадалка» делают символический пласт полотна
неисчерпаемым для интерпретаций.
Задание 3. Составьте глоссарий по данной теме. Включите в него основные
термины (типизация, индивидуализация, символизация, типический персонаж,
образ-символ и пр.), а также сведения о мыслителях/писателях/деятелях искусства,
написавших труды, посвященные изучаемой теме.
Образец:
Типизация –
Индивидуализация –
Символизация –

Практическое занятие № 3 (2 часа)
Тема: Форма и содержание: какая из категорий искусства является ведущей?
(проблемное практическое занятие)
Аннотация: практическое занятие выстроено в проблемной форме. Перед
учащимися поставлен вопрос: «форма и содержание: какая из категорий искусства
является ведущей?». Однозначного ответа на него не существует в теории
искусства и поэтике. Анализ разноплановых художественных произведений и
работа с теоретическими источниками, изучаемыми на занятии, ведут к
выстроенным в доказательной форме размышлениям о диалектике понятий
«форма» и «содержание» в художественном произведении.
План занятия:
1. Художественное содержание:
— вопросы по теме;
— характеристика офорта Ф. Гойи из серии «Капричос».
2. Взаимообусловленность формы и содержания:
— вопросы по теме;
— сравнительный анализ двух лирических произведений.
3. Разработка глоссария по теме.
Задание для подготовки к практическому занятию: составьте краткие
конспекты статей/трудов Г. Гегеля, В. Жирмунского, М. Бахтина, посвященных
вопросам художественной формы и содержания художественного произведения.
1. Художественное содержание
Вопросы:
1. Определите, что в теории искусства понимается под содержанием
художественного произведения?
2. С какими категориями художественного произведения кореллирует
понятие «художественное содержание»?
3. Соотнесите понятия «замысел», «воплощение» с понятиями «форма»,
«содержание».
4. Перечислите элементы художественного содержания.
5. Дайте характеристику двум из них, приведите примеры из
художественных произведений.
6. Сформулируйте, в чем заключается отличие тематики от проблематики
художественного произведения. Приведите пример.
7. Какой художественный элемент является интегрирующим для формы и
содержания?
8. Дайте определение понятиям «сюжет», «фабула», «событийный ряд»,
подчеркнув различия между ними.
Задание 1. Охарактеризуйте элементы художественного содержания в одном
из офортов Франсиско Гойи «Капричос» на ваш выбор.
Методические рекомендации к выполнению задания 1:
1. Ознакомьтесь с творческой биографией Франсиско Гойи и историей
создания цикла «Капричос».
2. Определите жанр офорта.
3. Опишите сюжет произведения.
4. Выделите идейно-смысловую основу произведения.
5. Сформулируйте тематику и проблематику произведения.
6. Определите историческое и национальное в сюжете произведения.
7. Представьте характеры офорта и способы их воплощения.
8. Охарактеризуйте средства передачи сатирического содержания работы
(гротеск, гипербола, аллегория и пр.).
Образец:
Анализ офорта Франсиско Гойи «До самой смерти» из цикла «Капричос»
Франсиско Гойя – испанский художник, творивший на рубеже XVIII–XIX вв.
Писавший испанскую знать, придворный живописец Гойя в 1799 г. обращается к
новому для себя жанру и создает серию офортов «Капричос», в которой
разоблачает пороки и изъяны современного ему общества. Каждый из листов
художник сопроводил кратким описанием сюжета и собственным комментарием к
происходящему. Спустя столетия этот сборник не потерял своей актуальности,
острого сатирического звучания, т.к. общественные пороки неискоренимы.
Сюжет офорта «До самой смерти» – бытовая зарисовка. На листе изображена
старуха с ввалившейся челюстью, примеряющая чепец перед зеркалом. Перед ней
на столе расставлены различные косметические средства. На втором плане
расположены фигуры ее более молодой подруги и двух кавалеров. «Она
прихорашивается – и очень кстати. Сегодня день ее рождения, ей исполнилось
семьдесят пять лет, и к ней придут подружки», – гласит авторский комментарий к
офорту (в данном случае следует учитывать, что в Испании конца XVIII в. 75 лет –
это глубокая старость).
Идейно-смысловое начало произведения заключается в осмеянии порока,
хитрости и глупости. В отличие от большинства графических листов серии
«Капричос», данный рисунок не содержит аллегорических изображений
распутства, нарочито гротескных фигур, фантастики. Гротесковый эффект
возникает благодаря контрасту: предельно натуралистичному изображению
старости в обрамлении рюшей и кружева. Также скупо дано и композиционное
решение произведения – четыре фигуры вокруг стола и зеркало, беспощадно
дублирующее иссохшее и сморщенное лицо, сообщающее зрителю его новые
подробности.
Согласно принципам романтизма в характере старухи на первый план
выступает единственная черта, высмеиваемая в сатирических произведениях с
давних времен – кокетство престарелых сластолюбцев. Старуха показана Гойей без
характерных для серии «Капричос» искаженных черт лица, без аллегорических
деталей. Мечтательное выражение ее черт вкупе с беспощадным к ее телу
временем реализуют основную идею произведения. Глумливые и хищные гримасы
двух кавалеров на заднем плане усиливают художественное наполнение авторского
замысла, который преподносится без излишнего морализаторства. Гойя не бичует,
а демонстрирует порок, словно в надежде, что зритель будет более зрячим, чем
героиня гравюры.
2. Взаимообусловленность формы и содержания
Вопросы:
1. Охарактеризуйте взгляды Г. Гегеля на диалектику формы и содержания в
искусстве.
2. Дайте определение форме художественного произведения.
3. Перечислите формальные характеристики произведения искусства.
4. Можно ли определить, какая из двух категорий – форма или содержание –
главенствует в произведении искусства? Дайте развернутый, аргументированный
ответ.
5. В чем заключаются содержательные аспекты художественной формы?
6. Что может произойти с художественным произведением при
несоответствии содержания и формы? Попробуйте привести пример такого
явления.
7. Каким образом форма произведения соотносится с его структурой?
Задание 2. Выполните анализ стихотворения Даниила Хармса «первое
послание к Марине», сравнив его со стихотворением М.Ю. Лермонтова «К А.О.
Смирновой».
Методические рекомендации к выполнению задания 2:
1. Обратившись к справочной литературе по литературоведению и эстетике,
дайте определение эпистоле.
2. Сопоставьте время создания произведений и ведущий литературный стиль
каждой из эпох.
3. Ознакомьтесь с творческой биографией Даниила Хармса и принципами его
поэтики.
4. Обратите внимание на наличие средств художественной выразительности
на всех уровнях художественного текста (звуковом, лексическом, синтаксическом).
1. Даниил Хармс
Первое послание к Марине
За то, что ты молчишь, не буду
Тебя любить, мой милый друг,
И, разлюбив тебя, забуду
И никогда не вспомню вдруг.
Молчаньем, злостью иль обманом
Любовный кубок пролился,
И молчаливым талисманом
Его наполнить вновь нельзя.
Произнеси хотя бы слово,
Хотя бы самый краткий звук,
И вмиг любовь зажжется снова
Еще сильней к тебе, мой друг.
2. М.Ю. Лермонтов
А. О. Смирновой
В простосердечии невежды
Короче знать вас я желал,
Но эти сладкие надежды
Теперь я вовсе потерял.
Без вас – хочу сказать вам много,
При вас – я слушать вас хочу:
Но молча вы глядите строго,
И я, в смущении, молчу!
Что делать? – речью безыскусной
Ваш ум занять мне не дано…
Всё это было бы смешно,
Когда бы не было так грустно.
Образец:
Анализ стихотворения Даниила Хармса «Тебя мечтания погубят» в
сравнении со стихотворением А.С. Пушкина «К Чаадаеву»
Даниил Хармс
Тебя мечтания погубят
Тебя мечтания погубят.
К суровой жизни интерес
Как дым исчезнет. В то же время
Посол небес не прилетит.
Увянут страсти и желанья,
Промчится юность пылких дум…
Оставь! Оставь, мой друг, мечтанья,
Освободи от смерти ум.
Анализируемые стихотворения роднит художественная форма (лирическое
послание), а также все свойственные ей характеристики. Так, послание А. Пушкина
«К Чаадаеву» является вершинным достижением этой жанровой разновидности. В
нем с легкостью и органичностью, свойственным всему творчеству великого поэта,
соединились простой дружественный тон и высокий пафос идеи самоотверженного
служения Отечеству. Каждый стих этого стихотворения к настоящему времени
стал крылатым выражением и употребляется как в значении, заложенном мастером
слова, так и вне контекста «Послания к Чаадаеву».
Стихотворение Хармса «Тебя мечтания погубят», написанное спустя более
ста лет после публикации послания «К Чаадаеву», также можно определить как
эпистолу. Однако писатель ХХ в. реализует в нем посредством игры с
формальными характеристиками совершенно иную идейно-смысловую
доминанту. Творчество Хармса впитало в себя искания новых художественных
направлений первых десятилетий ХХ в. – авангарда, футуризма, искусства абсурда.
Неслучайно Хармс был одним из основателей ОБЭРИУ (Объединение реального
искусства), представители которого провозглашали алогизм, гротеск, абсурд
центральными методами создания художественного произведения в условиях
изживших себя традиционных форм искусства.
Произведение «Тебя мечтания погубят», несомненно, является стилизацией,
но не лирического послания, а в высшей степени графоманского письма, в котором
традиционные формы произведения искусства становятся пустыми,
бессодержательными. Все средства художественной выразительности,
применяемые автором, за столетия их использования оказались истертыми до
такой степени, что в доведенном до своеобразного апогея употреблении в
стихотворении Хармса окончательно утратили свой смысл и содержание –
(мечтания погубят; как дым исчезнет; увянут страсти и желанья; юность
пылких дум и пр.). При этом очевидно стилистическое, семантическое сходство
данного опуса с возвышенными лирическими строками Пушкина. Для усиления
этого эффекта Даниил Хармс использует не только слова сходного значения, но и
одни и те же выражения (желанья, мечтанья, юность, юный и т.д.). Однако здесь
следует подчеркнуть, что Хармс не создает пародию на стихотворение Пушкина
«К Чаадаеву» или на иное популярное стихотворное послание – он играет
литературными клише, теми литературными формами, которые, по его мнению,
утратили свое содержание. Во всем стихотворении нет ни одного слова, ни одного
тропа, которые имели бы оригинальное звучание. На всех уровнях поэтического
произведения писатель создает суррогатный продукт – в стандартных способах
рифмовки, в часто употребляемых метафорах, в построении предложений в форме
восклицаний и в конечной назидательной строке. Несомненно, ключевую роль как
в создании, так и в интерпретации стихотворения «Тебя мечтания погубят» играют
юмор и сарказм. Но к этим категориям не сводится смысл произведения Хармса,
которое может быть прочитано и как художественный манифест, отвергающий
классические литературные формы и призывающий к созданию и рождению
новых.
Задание 3. Составьте двухчастный глоссарий по теме, включив в первую
часть термины, относящиеся к понятию «художественное содержание», во вторую
часть – термины, относящиеся к понятию «художественная форма».
Образец:
Часть 1. Художественное содержание
Художественное содержание –
Часть 2. Художественная форма
Художественная форма –

Практическое занятие № 4
Тема: Полисинтез в современном искусстве. Постмодернизм
Аннотация: цель практического занятия – углубленный анализ глобальной
концепции постмодернизма и современного состояния искусства. Теоретическая
часть занятия посвящена ключевым изменениям в представлении о сущности
искусства, произошедшим в рамках постмодернистской парадигмы. Практическая
часть предусматривает эмпирическое освоение принципов постмодернизма и
актуальных художественных течений путем анализа произведения современного
искусства.
План занятия:
1.Философские концепции постмодернизма: общее и различное:
— вопросы по теме;
— характеристика эстетических воззрений одного из представителей
философии постмодернизма.
2. Анализ произведения современного искусства.
3. Разработка глоссария по теме.
Задания для подготовки к практическому занятию:
1. Составьте краткие конспекты статей/монографий Р. Барта, У. Эко,
Ж.Ф. Лиотара, М.Н. Липовецкого, посвященных проблемам постмодернистской
поэтики.
2. Используя научно-справочную литературу по теме, а также интернет-
источники, составьте краткий список жанровых модификаций и направлений
современного искусства.
1. Философские концепции постмодернизма: общее и различное
Вопросы:
1. Дайте определение термину «постмодерн».
2. Чем понятие «постмодернизм» отличается от понятия «постмодерн»?
3. С какими событиями мировой истории связано возникновение феномена
постмодерна?
4. Какие ценности утверждает художественная доктрина постмодернизма?
5. Какие ценности отвергает художественная доктрина постмодернизма?
6. Объясните явление полисинтеза в современном искусстве. Приведите
пример полисинтетичности в традиционных и в новых жанрах искусства.
Задание 1. Заполните таблицу, изложив в сжатой форме философские
представления одного из идеологов постмодернизма (см. список литературы для
конспектирования), при необходимости расширить или прокомментировать одно
из положений таблицы используйте сноски.
Теоретик постмодернизма
Основные труды
Представление о боге
Представление о мире
Представление о человеке
Представление о культуре
Представление об искусстве
Представление о социуме
Ключевые термины
Образец:
Теоретик постмодернизма Ролан Барт
Основные труды «Нулевая степень письма»
«Мифологии»
«Смерть автора»
«Система моды»
«S/Z»
Направление Семиотика, структурализм
Представление о боге
Представление о человеке Человек как реципиент
Представление о культуре Знаковая система, выстроенная по
определенным универсальным законам,
жесткая критика буржуазной культуры,
современная культура носит кризисный
характер
Представление об искусстве Языковая (знаковая) игра для
удовольствия воспринимающего,
автономное существование произведения
искусства, «смерть автора»2 после
окончания работы над текстом,
интертекстуальность современного
искусства
Представление о социуме Жизнь социума координируется
знаковыми системами, которые само
общество не осознает как знаки, не
воспринимает их упорядоченность
Ключевые термины знак, интертекст, цитата, миф,
формальный признак, языковая система,
языковая игра, имитация чужого слова,
структурные характеристики
Задание 2. Выполите анализ одной из работ современного художника стрит-
арта Бенкси: «Потребительский Иисус», «Всегда есть надежда», «Заметая под
ковер» с точки зрения постмодернистской эстетики.
Методические рекомендации к выполнению задания 2:
1 Однако в контексте основных трудов Барта можно предположить, что для философа
божественная сущность принципиально непознаваема, т.к. отсутствует знаковая система,
которая может быть воспринята и описана реципиентом.
2 По мнению Барта, игровой характер современного искусства лишает его оригинальности,
создание оригинального произведения становится принципиально невозможным, автор
может лишь обыгрывать, цитировать, стилизовать, компилировать, пародировать и пр.
существовавшие до него тексты (где текст – любое произведение искусства, созданное
посредством знакой системы).
1. Обратившись к справочной литературе и интернет-источникам найдите
определения таким понятиям современного искусства, как стрит-арт и спрей-арт
(граффити).
2. Вычлените их художественно-образную доминанту, характерологические
черты.
3. Ознакомьтесь с основными работами Бенкси, определите технику
исполнения и стилеобразующую систему художника.
4. При анализе работы сформулируйте ответы на следующие вопросы:
— Где находится граффити?
— В чем заключается идейно-художественное начало произведения?
— Какими средствами достигнута художественная выразительность?
— Насколько работа поддается традиционной классификации и
интерпретации?
— Каким классическим видам искусства она близка и почему?
— В чем выражено новаторство художника?
— Какие признаки относят работу к контр-культуре и почему?
— Каково художественное выражение полисинтетизма граффити?
Образец:
Анализ граффити Паши 183 «Стены не спят»
Спрей-арт конца ХХ – начала ХХI в., рожденный как элемент контр- и
субкультур, сегодня признан критикой и зрителями одним из ключевых и наиболее
актуальных видов современного искусства. Уникальность произведений граффити
в их вписанности в городскую среду, которая становится составной частью работы,
что, несомненно, сближает спрей-арт с архитектурой и монументально-
декоративным искусством. Глухие стены, канализационные люки, припаркованные
автомобили, дверные и оконные проемы становятся значимой в стрит-арте и
граффити художественной деталью, преодолевающей плоскость и двухмерность
живописи.
Паша 183 (Павел Пухов) – один из самых известных российских художников,
творящих в жанре стрит-арт, среди его работ – граффити, инсталляции,
произведения синтетического характера. Как и большинство произведений стрит-
арта, его работы отличает социальная заостренность, цитатность (от классических
произведений искусства до рекламных логотипов, а часто – их компиляция),
открытая демонстрация личной и гражданской позиции (практически каждая
работа – это манифест, например, «любое течение высохнет, но искусство
останется» или «мы увязли сапогами в вечность»), лаконизм выразительных
средств, игровое начало.
Граффити «Стены не спят» было создано художником специально для Музея
уличного искусства в Санкт-Петербурге, расположенного на территории
действующего производственного предприятия. Можно предположить, что
пространственное расположение работы стало отправной точкой для выбора ее
тематики – цитаты на тему популярных фотографий 1960-х гг., посвященных
цеховому труду. Следует заметить, что сам первоисточник граффити Паши 183 –
цеховая черно-белая фотография отличается выверенностью композиции, особым
ритмическим строем, художественной цельностью.
Увеличенная до размеров стены, перенесенная на вертикальную плоскость с
помощью спрей-краски фотография обретает в граффити Паши 183 новое
звучание, художественно выраженное контрастом черного и белого цветов,
геометрией линий, авторской иронией, переданной посредством изобразительных
средств, заимствованных из арсенала современных и классических комиксов (тень
на полу, единство фотографического и мультипликационного и пр.).
Работа «Стены не спят» не типична для творческого мира современного
художника стрит-арта. Она подчеркнуто многофигурна и детальна, в ней
практически не ощущается социальное звучание. Скорее, можно говорить об
антропологическом смысле граффити, который выражен в технологичности,
бесконечной повторяемости, экзистенциальности изображаемого процесса, а также
в намеченном черным росчерком выходе из цеха, который благодаря
доминированию белого цвета становится композиционным и смысловым центром
работы. Нескончаемый повтор, как отражение в отражении, которое в процессе
беспрестанных преломлений утрачивает свое первоначальное значение, по
замыслу автора, – суть современной жизни и современного искусства.
Задание 3. Разработайте краткий глоссарий по теме, используя справочную
литературу и интернет-ресурсы.
Образец:
Постмодерн –
Постмодернизм –

Смотрите так же
Адвокатура (1/1)
Аддиктология и методы контраддиктивной стимуляции (1/1)
Административное право (1/1)
Административное право (2/2)
Актуальные проблемы современности и журналистики (1/1)
Анатомия центральной нервной системы (1/1)
Антикризисное управление (1/1)
Антикризисное управление персоналом (1/1)
Арбитражный процесс (1/1)
Аудит (1/1)
Банковские системы и банковское дело (1/1)
Банковское право (1/1)
Бизнес-коммуникации (1/1)
Бизнес-планирование (1/1)
Бизнес-планирование в сфере рекламной и паблик рилейшнз деятельности (1/1)
Бухгалтерский учет (1/1)
Бухгалтерский учет и анализ (1/2)
Бухгалтерский учет и анализ (2/2)
Бюджетная система Российской Федерации (1/1)
Введение в клиническую психологию (1/1)
Введение в профессию (1/1)
Возрастная психология (1/1)
Возрастная психология и психология развития (1/1)
Всеобщая история (1/1)
Город и устойчивое развитие (1/1)
Государственная антикоррупционная политика (1/1)
Государственная и муниципальная служба (1/1)
Государственная поддержка малого бизнеса (1/1)
Государственное регулирование экономики (1/1)
Государственные и муниципальные финансы (1/1)
Гражданский процесс (1/2)
Гражданский процесс (2/2)
Гражданское право (1/1)
Гражданское право (1/2)
Гражданское право (2/2)
Гражданское право (2/3)
Деловая этика (1/1)
Деловые коммуникации (1/1)
Деловые коммуникации (1/2)
Демография (1/1)
Деньги, кредит, банки (1/1)
Диджитал проектирование (1/1)
Договорное право (1/1)
Доказывание и принятие решений в уголовном судопроизводстве (1/1)
Документационное обеспечение управления (1/1)
Документирование управленческой деятельности (1/1)
Древние языки и культуры (1/1)
Жанры и форматы современного телевидения и радиовещания (1/1)
Жилищное право (1/1)
Земельное право (1/1)
Инвестиционный анализ (1/1)
Инновационные технологии фандрейзинг, спонсоринг, краудфандинг и эндаумент (1/1)
Инновационный менеджмент (1/1)
Иностранный язык (1/2)
Иностранный язык (3/4)
Иностранный язык в сфере государственного управления (1/1)
Иностранный язык в сфере юриспруденции (1/1)
Инфокоммуникационные технологии (1/1)
Информационная безопасность и защита персональных данных сотрудников (1/1)
Информационное право и информационная безопасность (1/1)
Информационные технологии в журналистике (1/1)
Информационные технологии в лингвистике (1/1)
Информационные технологии в менеджменте (1/1)
Информационные технологии в психологии (1/1)
Информационные технологии в рекламе и в сфере связей с общественностью (1/1)
Информационные технологии в управлении (1/1)
Информационные технологии в управлении персоналом (1/1)
Информационные технологии в экономике (1/1)
Информационные технологии в юридической деятельности (1/1)
Исполнительное производство (1/1)
История государства и права зарубежных стран (1/1)
История государства и права России (1/1)
История зарубежной журналистики (1/2)
История зарубежной журналистики (2/2)
История зарубежной литературы (2/6)
История зарубежной литературы (5/6)
История зарубежной литературы (6/6)
История искусств (1/2)
История литературы стран первого иностранного языка (1/3)
История литературы стран первого иностранного языка (3/3)
История отечественной журналистики (1/2)
История отечественной журналистики (2/2)
История отечественной литературы (2/6)
История отечественной литературы (5/6)
История отечественной литературы (6/6)
История рекламы (1/1)
История России (1/1)
История, культура и география стран второго иностранного языка (1/1)
История, культура и география стран первого иностранного языка (1/1)
Коммерческое право (1/1)
Коммуникативное обучение иностранным языкам (1/1)
Комплексный экономический анализ (1/1)
Конституционное право (1/1)
Конституционное право (1/2)
Конституционное право (2/2)
Конституционное право зарубежных стран (1/1)
Консультативная психология теория и практика (1/1)
Консультирование на телефоне доверия (1/1)
Контроль и ревизия (1/1)
Конфликтология (1/1)
Копинг-стратегии поведения (1/1)
Корпоративная социальная ответственность (1/1)
Корпоративное управление (1/1)
Криминалистика (1/1)
Криминология (1/1)
Кросс-культурные коммуникации (1/1)
Культурология (1/1)
Лексикология (первый иностранный язык) (1/1)
Логистика (1/1)
Макроэкономика (1/1)
Маркетинг (1/1)
Маркетинг в рекламе и средствах массовой информации (1/1)
Маркетинг персонала (1/1)
Математика (1/2)
Математика (2/2)
Математико-статистические методы в психологии (1/1)
Математические методы в психологии (1/1)
Медиа-коммуникации в арт-бизнесе (1/1)
Медиаанализ и медиапланирование (1/1)
Медиация в управлении персоналом (1/1)
Международное право (1/1)
Международное частное право (1/1)
Международные стандарты аудита (1/1)
Международные стандарты финансовой отчетности (1/1)
Межкультурная коммуникация (1/1)
Менеджмент (1/1)
Методика получения и проверки информации (фактчекинг) (1/1)
Методика преподавания психологии (1/2)
Методология и методы научных исследований (1/1)
Методология исследования в клинической психологии (1/1)
Методология научных исследований (1/1)
Методы принятия управленческих решений (1/1)
Микроэкономика (1/1)
Мировая экономика и международные экономические отношения (1/1)
Моделирование социально-экономических процессов (1/1)
Моделирование экономических процессов (1/1)
Мотивация и стимулирование трудовой деятельности (1/1)
Муниципальное право (1/1)
Муниципальное управление и местное самоуправление (1/1)
Назначение наказаний (1/1)
Налоги и налоговая система (1/1)
Налоги и налогообложение (1/1)
Налоговое планирование и прогнозирование (1/1)
Налоговое право (1/1)
Общая и профессиональная риторика в рекламной и паблик рилейшнз деятельности (1/1)
Общая психология (1/4)
Общая психология (2/4)
Общая психология (3/4)
Общая психология (4/4)
Общая психология. Практикум (1/2)
Общая психология. Практикум (2/2)
Общий психологический практикум (1/1)
Оказание юридической помощи населению (1/1)
Операционный менеджмент (1/1)
Организационная культура (1/1)
Организационное поведение (1/1)
Организация и проведение кампаний в рекламе и в сфере связей с общественностью (1/1)
Организация кадровой службы и кадровый учет (1/1)
Организация работы редакции газеты, радио, телевидения (1/1)
Основы военной подготовки (1/1)
Основы государственного и муниципального управления (1/1)
Основы государственного и муниципального управления (2/2)
Основы делопроизводства и документооборот (1/1)
Основы журналистской деятельности (3/3)
Основы кадровой политики и кадрового планирования (1/1)
Основы математического моделирования социально-экономических процессов (1/1)
Основы межкультурной коммуникации (1/1)
Основы менеджмента (1/1)
Основы нейропсихологии (1/1)
Основы организации труда (1/1)
Основы патопсихологии (1/1)
Основы психиатрии (1/1)
Основы психиатрии (2/2)
Основы психопатологии (1/1)
Основы психотерапии (1/1)
Основы разработки и технологии производства рекламного продукта (1/1)
Основы российской государственности (1/1)
Основы самообразования (1/1)
Основы теле- и радиожурналистики (1/1)
Основы теории коммуникации (1/1)
Основы теории литературы (1/1)
Основы языкознания (1/2)
Основы языкознания (2/2)
Особенности принятия и исполнения государственных решений (1/1)
Отечественный опыт обучения иностранным языкам (1/1)
Оценка и управление стоимостью компании (1/1)
Оценка эффективности рекламной и паблик рилейшнз деятельности (1/1)
Педагогика (1/1)
Педагогика (1/2)
Педагогика (2/2)
Планирование и прогнозирование в экономике (1/1)
Поведение потребителей (1/1)
Право интеллектуальной собственности (1/1)
Право социального обеспечения (1/1)
Правоведение (1/1)
Правовое обеспечение государственного и муниципального управления (1/1)
Правовые основы оперативно-розыскной деятельности (1/1)
Правоохранительные органы (1/1)
Практикум по культуре речевого общения первого иностранного языка (1/2)
Практикум по нейропсихологической диагностике отклоняющегося поведения (1/1)
Практикум по патопсихологической диагностике и экспертизе (1/1)
Практикум по психодиагностике (1/2)
Практикум по психодиагностике (2/2)
Практикум по психоконсультированию (2/2)
Практикум по психокоррекции (1/1)
Практикум по психологическому консультированию (1/1)
Практикум по психотерапии (1/2)
Практическая грамматика (1/1)
Практический курс первого иностранного языка (1/6)
Предпринимательское право (1/1)
Предпринимательство (1/1)
Принятие и исполнение государственных решений (1/1)
Прогнозирование и планирование (1/1)
Прогнозирование и планирование в управлении (1/1)
Прокурорский надзор (1/1)
Противодействие коррупции в органах законодательной и исполнительной власти (1/1)
Профессиональная этика (1/1)
Профессиональная этика журналиста (1/1)
Профессиональная этика психолога (1/1)
Профессиональный иностранный язык (1/1)
Психодиагностика (1/1)
Психоконсультирование (1/3)
Психоконсультирование (2/2)
Психоконсультирование (2/3)
Психоконсультирование (3/3)
Психокоррекция (1/1)
Психологическая коррекция и реабилитация (1/1)
Психологическая помощь в кризисных и экстремальных ситуациях (1/1)
Психологическое консультирование (1/1)
Психология (1/1)
Психология безопасности (1/1)
Психология гендерных отношений (1/1)
Психология личности (1/1)
Психология общения (1/1)
Психология профессионального самоопределения (1/1)
Психология родительско-детских отношений (1/1)
Психология семьи (1/1)
Психология труда (1/1)
Психосоматика с практикумом (1/2)
Психосоматика с практикумом (2/2)
Психотерапия с практикумом (1/1)
Расследовательская журналистика (1/1)
Региональная экономика и управление (1/1)
Регламентация и нормирование труда (1/1)
Рекламно-коммуникационный практикум (1/1)
Рекламный менеджмент (1/1)
Римское право (1/1)
Русский язык и культура речи (часть 1/1)
Рынок труда и занятости (1/1)
Связи с общественностью в системе государственного и муниципального управления (1/1)
Семейное консультирование (1/1)
Семейное право (1/1)
Система средств массовой информации (1/1)
Современная мировая экономика (1/1)
Современная российская экономика (1/1)
Современные информационные технологии в психологии (1/1)
Современные концепции менеджмента (1/1)
Современные методы и техники психоконсультирования и психотерапии (1/1)
Современные методы менеджмента организации (1/1)
Современные методы оценки и аттестации персонала (1/1)
Современный стратегический анализ (1/1)
Социальная психология (1/1)
Социально-психологический тренинг (1/2)
Социально-психологический тренинг (2/2)
Социология (1/1)
Социология массовых коммуникаций (1/1)
Социология часть (1/1)
Специальная психология (1/1)
Статистика (1/1)
Статистика (2/2)
Стилистика (первый иностранный язык) (1/1)
Стилистика и литературное редактирование (1/2)
Стилистика и литературное редактирование (2/2)
Стратегический маркетинг (1/1)
Стратегический менеджмент (1/1)
Стратегическое развитие территорий (1/1)
Стратегическое управление регионом (1/1)
Страхование (1/1)
Страховое право (1/1)
Супервизии (1/1)
Тайм-менеджмент (1/1)
Тактический и операционный менеджмент (1/1)
Теоретическая грамматика (1/1)
Теория государства и права (1/2)
Теория государства и права (2/2)
Теория и механизмы современного государственного управления (1/1)
Теория и практика психодиагностики (1/2)
Теория и практика рекламы (1/1)
Теория и практика связей с общественностью (1/1)
Теория и практика тренинга (1/1)
Теория искусства (1/1)
Теория менеджмента (1/1)
Теория организации (1/1)
Теория организации и организационное поведение (1/1)
Теория управления (1/1)
Трудовое право (1/1)
Уголовно-исполнительное право (1/1)
Уголовное право (1/2)
Уголовное право (2/2)
Уголовный процесс (1/1)
Управление адаптацией (1/1)
Управление бизнес-процессами (1/1)
Управление в социальной сфере (1/1)
Управление государственным и муниципальным заказом (1/1)
Управление инфраструктурой городского хозяйства (1/1)
Управление карьерой (1/1)
Управление коммуникациями (1/1)
Управление организационными изменениями (1/1)
Управление персоналом (2/2)
Управление проектами (1/1)
Управление проектами в современных условиях (1/1)
Управление рисками (1/1)
Управление рисками (продвинутый уровень) (1/1)
Управление социально-экономическим развитием муниципального образования (1/1)
Управление финансами (1/1)
Управление цепями поставок (1/1)
Управление человеческими ресурсами (1/1)
Управление человеческими ресурсами (продвинутый уровень) (1/1)
Управленческий консалтинг (1/1)
Управленческий учет и бюджетирование (1/1)
Учет затрат, калькулирование и бюджетирование (1/1)
Учет и налогообложение малого бизнеса (1/1)
Физиология высшей нервной деятельности (1/1)
Физическая культура и спорт (1/1)
Философия (1/1)
Финансовая система региона (1/1)
Финансовое планирование и бюджетирование (1/1)
Финансовое право (1/1)
Финансовые вычисления (1/1)
Финансовый менеджмент (1/1)
Финансы (1/1)
Финансы, денежное обращение и кредит (1/1)
Фотография в журналистике (1/1)
Экологическое право (1/1)
Экология (1/1)
Эконометрика (1/1)
Экономика (1/1)
Экономика государственного и муниципального сектора города (1/1)
Экономика и оценка недвижимости (1/1)
Экономика и социология труда (1/1)
Экономика организации (предприятия) (1/1)
Экономика средств массовой информации (1/1)
Экономика труда (1/1)
Экономическая безопасность (1/1)
Экономическая теория (1/1)
Экономическая теория (2/2)
Экспериментальная психология (1/1)
Электронный бизнес и Интернет-технологии (1/1)
Этика государственной и муниципальной службы (1/1)
Этика делового общения (1/1)
Этика деловых отношений и культура управления (1/1)
Этнопсихология (1/1)
Юридическая психология (1/1)
Юридическая техника (1/1)