Консультирование на телефоне доверия (1/1)
Практические задания (ПЗ) в ММУ по предмету Консультирование на телефоне доверия (1/1)
Рекомендации к выполнению практических заданий
Учебным планом предусмотрено прохождение практических занятий по дисциплинам.
В рамках практических занятий студенты выполняют практические задания, следовательно, выполнение указанных заданий является обязательным для получения положительной оценки по дисциплине.
1. Задания рекомендуется выполнять в течение всего учебного семестра до окончания срока представления письменных (курсовых) работ (сроки см. в графике работы в семестре);
2. Выполнение заданий оформляется в письменном виде (текстовый файл с титульным листом (см. бланк титульного листа на странице дисциплины);
3. Файл необходимо загружать в соответствующий раздел дисциплины. По примеру курсовой работы.
4. Выполнение заданий оценивается преподавателем «Выполнено/Не выполнено» в течение всего семестра.
5. Возврат файла на доработку возможен только 1 раз в сроки
загрузки письменных (курсовых) работ;
6. Для получения отметки «выполнено» в первом практическом занятии выполнить задание «Назовите методы, которые продемонстрированы консультантом в следующих случаях» (4 случая), во втором занятии выполнить задание «Напишите эссе на одну из тем по выбору»
Практическое занятие 1 по теме № 6
Приемы и методы психологического консультирования
Напишите эссе на одну из тем по выбору:
1. Методы психологического консультирования
2. Беседа как ведущий метод психологического консультирования?
3. Что такое «активное слушание»
4. Типичные ошибки телефонного диалога
5. Эриксонианские техники в телефонном консультировании
6. Приемы НЛП в телефонном диалоге
7. Основные принципы работы и этика телефонной помощи.
8. Феномен выгорания в деятельности консультантов телефонов доверия.
Назовите методы, которые продемонстрированы консультантом с
следующих случаях:
№ 1.
Абонент: Я пытался убедить мою партнершу пойти на консультацию, но она
не хочет, она считает, что я один во всем виноват.
Консультант: Похоже, что вы сделали все зависящие от вас, чтобы убедить
ее с кем-то встретится, но она лишь обвиняет вас во всех сложностях ваших
отношений.
Абонент: Не только обвиняет, она насмехается надо мной, и сказала моим
друзьям, что мне надо сходить к психиатру.
Это так унизительно! Я так стараюсь, а она над всем этим потешается.
Консультант: Итак, когда вы раскрываетесь и говорите то, что думаете, она
ставит вас в неловкое положение перед друзьями.
№ 2
Абонент: Он просто не представляет себе, как это больно. Я хочу доверять
ему, но я больше не могу. Он столько раз меня подводил.
Консультант: Тяжело продолжать доверять кому-либо, если ты знаешь, что
он не выполнит твоих обещаний.
Абонент: Тяжело продолжать доверять, но тяжело и жить с человеком,
которому ты не доверяешь.
Консультант: Вы пытаетесь реалистично оценить то, что сейчас происходит
и в то же время цепляетесь за надежду, что он изменится и вы снова ему
сможете доверять. Как вам кажется, что будет дальше?
№ 3
Абонент: Он вечно изводит меня, требует близости и угрожает вышвырнуть
меня вон, если я откажусь.
Консультант: Ваш приятель изводит вас?
Абонент: Нет, домовладелец. Он думает, что такими угрозами сможет
заставить меня.
Консультант: Вы говорите, что ваш приятель подвергает вас насилию, а
домовладелец требует близости.
Абонент: Да, мне надо, чтобы этот малый от меня отвязался.
Консультант: Кого вы имеете в виду: Вашего приятеля или
домовладельца… или обоих?
№ 4
Абонент: У меня нет дома, нет денег, нет друзей, моя семья со мной не
разговаривает и машина моя сломалась. Если я опоздаю, я потеряю работу, а
моя характеристика на работе не из лучших. Моя партнерша сидит с детьми
и не раз била их. Если бы моя мама узнала, как я живу! Она и так считает
меня дрянью из-за того, что я лесбиянка. Она очень правильно
воспитывалась, да и меня воспитывали также, Боже мой!
Консультант: Давайте на минутку остановимся и поймем, что произошло. У
вас мало денег, и вы не ждете ни от кого поддержки. Вы боитесь опоздать на
работу и потерять ее. Вы боитесь, что ваша партнерша причинит вред вашим
детям. У вас сложности с мамой, которая критиковала ваш образ жизни. Это
все существует одновременно, а за время этого разговора мы, наверное,
сумеем обсудить самые неотложные и важные проблемы. Что вы считаете
самым важным сейчас?
Предложите свои примеры для следующих заданий:
1) Устанавливая раппорт__________________
2) Поощряя к рассказу ____________________
3) Направляя разговор______________________
4) Располагая событие во времени или в последовательности ________
5) Делая наблюдения__________________________
6) Поощряя описание ощущений _________________
7) Поощряя сравнение __________________________
8) Переформулирование _________________________
Раскройте следующие вопросы:
1) Перечислите 8 особенностей активного слушания и дайте им
характеристику.
2) Распространенные ошибки консультантов в фазе активного слушания.
3) Типы телефонных диалогов (завершенные и незавершенные).
4) Этапы телефонного диалога (введение, исследование чувств и проблем
абонента, исследование альтернатив и решений, завершение).
5) Вопросы телефонного диалога.
6) Молчание в диалоге.
7) Пространство телефонного диалога. Соответствие языку абонента.
8) Запрещенные приемы телефонного консультирования.
Основные приемы активного выслушивания
Приемы Приведите примеры
Поощрение
Повторение
Отражение
Обобщение
Практическое занятие 2 по теме № 8
Психологические проблемные ситуации абонентов и их классификация
в телефонном консультировании
1.Напишите эссе на одну из тем по выбору:
1. Беседа с агрессивными и манипулятивными абонентами.
2. Телефонное консультирование по экзистенциальным проблемам.
3. Сексуальные проблемы в телефонном консультировании.
4. Консультирование абонентов с суицидальными намерениями.
5. Телефонное консультирование детей и подростков.
6. Консультирование ситуаций семейных конфликтов.
7. Особенности работы по телефону с проблемами алкогольной и
наркотической зависимости.
Ситуационное задание № 1
Вам известно, что Ивана Семеновича не так давно сбила машина, за
рулем которой находился человек кавказской национальности. Иван
Семенович испытывает сильные расистские чувства в связи с этим
происшествием. Дневной стационар посещает в целях общения, игры в
шахматы и лечения поврежденной после аварии ноги.
Каковы будут ваши слова как телефонного консультанта в ответ на
следующее обращение 70-тилетнего Ивана Семеновича: «При советской
власти, в былые времена все по-другому было. Беженцев не было,
переселенцев. Всяких грязных туберкулезных оборванцев. Советская власть
обо всех заботилась. И Пенза была чистым, уютным местом. А сейчас!?
Полно всяких узбеков, цыган, китайцев. Занимают рабочие места, все рынки
оккупировали, продают свой ширпотреб, наркотой торгуют. Тьфу! Сейчас я
бы не находился здесь, если бы этот гад меня не переехал. По улицам опасно
ходить. Того и гляди какой-нибудь цыган или армянин тебя собьет или
китайским гриппом заразит».
Ситуационное задание № 2
Охарактеризуйте аспекты проблемы, назовите детали ситуации,
которые следует уточнить с помощью дополнительных вопросов,
определите компетенцию специалиста социальной службы и
перечислите социальные услуги, которые возможно и необходимо
предоставить в данном случае.
«Здравствуйте. Меня зовут Саша. Мне 15 лет… У меня довольно мало
друзей… Я тихий человек…Не люблю участвовать во всяких состязаниях,
играть в шумные игры и т.д.
В позапрошлом году я перешёл в новую школу и у меня как-то сразу не
заладились прочные отношения с моим одноклассниками…
Но в этом году (в девятом классе) отношения стали невыносимы.. Надо
мной постоянно издеваются…то ударят по лицу…то спрячут или выбросят
вещи…то начинают заставлять что-нибудь сделать и т. п.
Возможно это вызвано тем , что я учусь лучше всех в классе или тем
что я не могу ответить и просто глупо стою, когда меня бьют.
Я почти самый маленький в классе по росту. Поэтому бороться с
оравой одноклассников страшновато…Также я очень стеснительный…и
фактически не могу ничем ответить обидчикам…
Сегодня меня почти довели до слёз…и оставили без верхней одежды. Я
не могу назвать себя заучкой… Но учусь лучше всех… Списывать тоже
даю… И помогаю довольно часто. Просто издеваются наверное потому что я
маленький (162 см) и постоять за себя не могу. Из спорта только в бассейн
хожу. А так всякие музыкальные школы, английский и т.д. При этом, когда
уж очень сильно унижают, потом извиняются и говорят что это был прикол,
этого не повторится. «Мы не знали, что ты так к этому отнесёшься». Всё
повторяется снова и снова…Я по-моему уже стал закомплексованным и
чувствую себя свободным только во всяких чатах форумах и т п. По-моему
это ненормально…Но никак изменить себя не получается почему-то..
Назвать себя жалким неудачником точно не могу…ведь у меня такие
отношения с людьми только в школе…
Я уже говорил что очень стеснительный… Я просто не могу отбросить
это чувство… Кроме того даже не знаю что отвечать… Девчонки надо мной
не издеваются, но относятся как к маленькому, то меня за щёчку потеребят,
то обнимут, то как-нибудь по-левому называют, будто им меня очень жалко
и они хотят меня успокоить.
Как-то так получилось что в моей прошлой школе мне вначале все
завидовали…(из-за оценок конечно). С друзьями из той школы у меня до сих
пор сохранились тёплые отношения. Часто с ними встречаюсь и ко мне
нормально относятся. В той школе я классу к 6-му попал в верхушку
компании и меня и сейчас помнят как кого-то из верхушки.
Здесь же сразу сел с каким-то забитым парнем (разумеется, кто ещё
может сидеть на первой парте) и подружился с ним. У нас собралась
компания 3-4 приятелей (точно не друзей) у которых даже девчонки никогда
не было. Только один из них за меня заступается, когда меня бьют к примеру.
Но почему-то при этом тоже поддерживает милые шутки типа выбросить
вещи. Помогите пожалуйста…не знаю что мне делать!»
Ситуационное задание № 3
Охарактеризуйте аспекты проблемы, назовите детали ситуации,
которые следует уточнить с помощью дополнительных вопросов,
определите компетенцию специалиста социальной службы.
Ситуация: «Здравствуйте, меня зовут Оля. Мне 18 лет. Дело в том, что
последнее время переезд из дома, куда угодно, но лишь бы подальше, стал
«голубой мечтой». Загвоздка в том, что уехать некуда. Я живу с мамой,
бабушкой и дедушкой (они старенькие по 80 лет). Бабушка сама по себе
очень тревожный человек, в спокойном, умиротворенном состоянии её
застать очень сложно. Она все время чем-то обеспокоена, за что-то
волнуется. То где-то автобус перевернулся, и она звонит маме каждые пять
минут, не случилось ли с ней что-нибудь, то соли в картошки не хватает… В
общем, это перечисление можно продолжать до бесконечности. А так как я
человек тоже очень эмоциональный, мне сложно в принципе находиться с
ней рядом. А она постоянно меня дёргает. И последнее время меня это
волнует все сильнее и сильнее. Волнует — это еще мягко сказано.
Я постоянно плачу, потому что меня всё время «дёргают». Я не могу
даже выйти из дома по-человечески. Выбегает бабушка, начинает стоять и
пристально смотреть, как я одеваю куртку, застёгиваю. Здесь надо сказать,
что я люблю перед выходом покрутиться перед зеркалом, а она мне мешает.
Начинается допрос с пристрастием: «Куда? Зачем? Почему?» И обычных
ответов не достаточно, нужны подробные. В обычной жизни, своим
«дёрганием» она чаще всего вторгается в то, что я говорить вообще не
собиралась и не хочу. Вопросы, конечно, вроде безобидные, но я не хочу с
ней обсуждать свои отношения с подругой, насколько хорошо она ко мне
относится. С мамой в этом смысле проблем нет, хотя и она тоже иногда
утомляет, но, когда после 50-ти бабушкиных вопросов подходит она, то мне
уже дурно. Я пыталась говорить, объяснять, и спокойно, и криком. Все
бесполезно. В конечном счёте, я начинаю рявкать, кричать, «огрызаться».
Мы ссоримся. И вы не поверите. Я очень этому рада, потому что, после этого
наступает долгожданное спокойствие.
Только ссора не может продолжаться вечно, бабушка сама мирится, и
все начинается заново. Я не знаю, что мне делать. Больше не могу! Еще раз
повторю, что слова она не понимает, они на неё не действуют. Любой эффект
временный, и рано или поздно, все возвращается на круги своя. Честно
сказать, когда возникла подобная проблема, я не помню. Конфликты у меня с
бабушкой были с самого детства. Мы и дрались, когда я была совсем
маленькая и посуду били. Короче, ужас. Такое внимания, наверно, стало меня
волновать тогда, когда я поступила в университет и начала заниматься
танцами. Последнее время я очень довольна своей жизнью. Парня у меня нет,
но чувство полноты жизни есть точно. Если бы еще дома было все ок, я бы
была очень счастлива. Помогите пожалуйста»
Ситуационное задание № 4
Охарактеризуйте аспекты проблемы, назовите детали ситуации,
которые следует уточнить с помощью дополнительных вопросов,
определите компетенцию специалиста социальной службы и
перечислите социальные услуги, которые возможно и необходимо
предоставить в данном случае.
«Мне 28 лет, замужем, двое детей. Живу отдельно от родителей 7 лет.
Мой отец — деспот, а мать – «ни рыба ни мясо». Я с братом росла в
постоянном страхе, бегали на цыпочках, когда он был дома. Отец нас часто
унижал и ругал ни за что иногда бил. Когда я подросла, то поняла, что все
моральные издевательства, были разрядкой для него. Он придирался к
пустому месту и орал, унижал, материл нас. Мама не пыталась что-то
изменить, и только внушал нам, что мы должны под него подстраиваться и
терпеть. Когда я подросла (14 лет), меня стало возмущать его несправедливое
отношение к нам, и я стала защищать маму и себя и брата — получались
конфликты. Я обижаюсь на отца и мать, за то, что они вырастили из меня
«морального урода». Я очень не уверена в себе, у меня куча комплексов, я
получилась плохой матерью, часто во мне просыпается злость и агрессия (а я
рядом со мной ведь мои дети), даже в сексуальной сфере у меня проблемы,
т.к. мама внушила мне, что это грязь. Сейчас я общаюсь с родителями,
отвожу им внуков на выходные, но каждый раз, когда я вижу отца и мать —
вспоминаю, как отец издевался надо мной во время беременности. Меня
возмущает, что мать ничего не предприняла против него. Почему? Мама же
всегда внушала мне чувство вины перед родителями. Говорила мне, что я
должна быть рядом с ней.
Я долго поддавалась её внушению. Когда я вышла замуж, то это все
мне мешало и не давало жить спокойно. У нас с мужем была возможность
выехать в Канаду, но мать очень долго внушала мне, что ехать не нужно, что
я всегда буду чувствовать себя виноватой, что «бросила» родителей. Я
подчинилась ей, и мы остались. Сейчас я очень сильно жалею об этом.
Недавно я прозрела и стала понимать, что многие вещи, были лишь её
желанием, но не моим! Что мне делать и как мне жить дальше?! Может быть,
мне прекратить с ними общение? Просто мне очень обидно, что мама своим
внушением очень сильно повлияла на мою жизнь, изменила её и даже
повлияла на судьбу моих детей. Именно за это мне очень обидно. Но теперь я
постараюсь не допускать влияние мамы на мою семью. Может быть мне это
поможет «оторваться»? Что мне нужно сделать, чтобы я смогла избавиться от
своего прошлого, чтобы оно больше на меня не влияло? Я не хочу, чтобы моё
плохое прошлое не влияло на моих детей через меня. Хочу поставить точку,
вырваться с этого круга!»
Ситуационное задание № 5
Вы – специалист телефона доверия. К вам позвонил 19-тилетний
молодой человек по имени Николай и признался, что только что совершил
убийство: будучи пьяным зарезал своего ровесника-собутыльника, а затем
закопал труп в лесу. Об этом никто ничего не знает, так как никто не знал,
что они пойдут вместе на пикник. Какие методы бы вы использовали в
консультировании? Каковы ваши предложения клиенту?