Психология гендерных отношений (1/1)
Практические задания (ПЗ) в ММУ по предмету Психология гендерных отношений (1/1)
Рекомендации
к выполнению практических заданий
Учебным планом предусмотрено прохождение практических занятий по дисциплинам.
В рамках практических занятий студенты выполняют практические задания, следовательно, выполнение указанных заданий является обязательным для получения положительной оценки по дисциплине.
1. Задания рекомендуется выполнять в течение всего учебного семестра до окончания срока представления письменных (курсовых) работ (сроки см. в графике работы в семестре);
2. Выполнение заданий оформляется в письменном виде (текстовый файл с титульным листом (см. бланк титульного листа на странице дисциплины);
3. Файл необходимо загружать в соответствующий раздел дисциплины. По примеру курсовой работы.
4. Выполнение заданий оценивается преподавателем «Выполнено/Не выполнено» в течение всего семестра.
5. Возврат файла на доработку возможен только 1 раз в сроки
загрузки письменных (курсовых) работ;
6. Для получения отметки «выполнено» необходимо выполнить задание 3 Практического занятия № 1 «Провести игру по изучению гендерных отношений. Запишите ответы на задания из таблицы».
Требования к содержанию и оформлению материала.
Опросить не менее 10 человек.
Начать с общего описания процедуры проведения опроса и в общем виде охарактеризовать респондентов. Если, например, группа однородна (например, школьный класс), то по каждому респонденту писать возраст и статус не нужно.
В конце обязательно сделать общий вывод.
Приветствуется творческий подход в оформлении материала!
Традиционные варианты представлены ниже.
Например:
1 вариант.
Было проведено интернет-анкетирование. В опросе приняли участие 12 человек: 6 женщин и 6 мужчин. Разброс по возрасту – от 16 до 23 лет.
С результатами анкетирования можно ознакомиться по ссылке.
Ответы участников опроса были обобщены, и сделаны следующие основные выводы:
….
2 вариант.
Список заданий для мальчиков Список заданий для девочек
1. Назовите пять причин, почему девушки могут не вызвать симпатии (т.е. могут не нравиться).
Максим, 9 лет. Некрасивые, носят очки, обманывают, ……
Алексей, 8 лет. Вредные, обзываются, некрасивые, не дают списывать…
………………………….. 1. Назовите пять причин, почему юноши могут не вызвать симпатии (т.е. могут не нравиться).
Мария, 8 лет. Надоедливые, глупые, грубые, неопрятно одеты…
Наталья, 11 лет. Молчаливые, скучные, неорганизованные…
……………………
Вывод…
3 вариант.
Учащимся 8 класса СОШ №3 г. N было предложено поиграть в игру — «Мальчики – направо. Девочки – налево».
Участники игры разделились на команды мальчиков и девочек.
Ребята узнали: о понятии гендерных отношений, для чего они нужны, о правилах общения с противоположным полом.
Каждой команде предложен список заданий. Участники каждой команды сообща записывали коллективные ответы на задания.
Сами ответы.
Вывод.
Практическое занятие 1 по темам № 2,3
Подготовка и проведение психологических игр
Представления о социальной роли девочек и мальчиков, к сожалению,
часто довольно стереотипны. И игры, которые предлагают считать нормой,
могут помешать полноценной самоидентификации будущих девушек и
юношей. Впрочем, далеко не все игры для девочек и для мальчиков
подчеркивают гендерное различие детей.
Многие игры для детей-девочек могут нравиться и мальчикам, и
наоборот. Вот несколько игровых жанров, которые обычно нравятся и
мальчишкам, и девчонкам.
Игры приключения. Думаете, от дерзких сорванцов в девчонках ничего
нет? Предложите им пройти красочный детский квест или даже игры для
девочек гонки! Сюжеты и графика игр приключений для девочек могут
немного отличаться от того же в играх для мальчиков, но игровые действия в
принципе очень похожи.
Игры бродилки. Для девочек они могут быть интересны чуть больше,
для мальчиков, из-за отсутствия в играх-бродилках напряженной сюжетной
линии. Задача игр-бродилок для девочек и мальчиков даже дошкольного
возраста обычно простая: нужно просто гулять по игровому миру, собирать
монетки или предметы и избегать опасностей для своего персонажа.
Игры с любимыми персонажами. Конечно, у девочек и у мальчиков —
свои герои: девочка вряд ли полюбит Спайдермена, а не всякий мальчик
захочет отправиться на поиски приключений с нежной Белоснежкой. Но
персонажей вроде Микки-Мауса или Спанч-Боба ребята любят, пожалуй,
одинаково!
Математические игры, игры с цифрами. Иногда помочь с математикой
могут игры для девочек-магазины, где нужно рассчитывать бюджет и делать
покупки с умом. Сомневаетесь, есть ли смысл учить девочек математике с
детства? А вот, например, первая в мире женщина-профессор математики
Софья Ковалевская осваивала математику с самых ранних лет. Если верить
легенде, на её комнату не хватило обоев, и детскую маленькой Сони
пришлось обклеить листами с лекциями известного механика и математика
XIX века
…Выйдя из магазина, вы не можете избавиться от мысли, что есть
какие-то способы поиска девчоночных и мальчиковых игр и игрушек.
Перебираем в уме жанры игр: бродилки и стрелялки, гонки, логические
игры….
Нейропсихологи и физиологи, психологи и педагоги считают, что
формирование гендерной устойчивости обусловлено социокультурными
нормами и зависит в первую очередь от отношения родителей к ребенку,
характера родительских установок и привязанности как матери к ребенку, так
и ребенка к матери, а также от воспитания его в дошкольном
образовательном, учреждении.
Игры нашего детства не были особенно затратны. Коробки мелков
могло хватить на пол-лета, футбольный мяч служил несколько сезонов, а для
игры в бадминтон можно было просто стряхнуть пыль с папиной ракетки.
Игры для мальчиков в XXI веке во многом напоминают игры их родителей,
за исключением одной мелочи: когда родители были детьми, о домашних
компьютерах даже не мечтали. Опрос детей показал, что они сейчас отдают
предпочтение компьютерным играм.
Родителям обычно нравятся такие игры из-за их простоты доступа и
относительно низких рисков для безопасности компьютера. Детские игры
онлайн привлекательны для мальчиков ещё и тем, что флэш-игры могут быть
интерактивными: это значит, что с их помощью можно играть в командные
игры с другими детьми или даже общаться друг с дружкой.
Однако содержание игр дошкольников, младших школьников, юношей
и девушек с учетом их гендерных особенностей разработано недостаточно,
что приводит к отсутствию у них, специфических черт, характерных для
пола: мальчики порой лишены эмоциональной устойчивости, выносливости,
решительности, девочки — нежности, скромности, терпимости, стремления к
мирному разрешению конфликтов.
Решение этой задачи осложняется тем, что, начиная с рождения,
отмечается более раннее созревание девочек, и в настоящее время учеными
накоплен ряд интересных фактов о половых различиях в здоровье, моторике,
в развитии зрительной системы, речевых способностей детей. Актуальными
являются разработка и использование в работе с детьми
дифференцированных, форм воспитания девочек и мальчиков с учетом этих
различий: Но выявлено, что в группах и классах существует разобщенность
между девочками и мальчиками.
В возрасте от 3 до 7 лет отмечается 89 % избирательных контактов со
сверстниками своего пола и только 11 % — с детьми противоположного пола,
поэтому перед педагогами стоит задача поиска путей, которые бы
способствовали дружбе и взаимодействию между девочками и мальчиками и
вместе с тем не тормозили бы процесса половой дифференциации детей.
Цели практических заданий:
1. Применение элементов социально–психологического анализа
личности к изучению гендера.
2. Диагностика представлений студентов о маскулинности и
фемининности, выявление распространенных гендерных стереотипов.
3. Диагностика отношения к изменениям существующей гендерной
системы. [1, С.188]
Задание 1. Провести игру по изучению гендерных отношений
«Вежливые слова», продолжите самостоятельно составлять 10 вопросов о
культуре поведения гендерных отношений и ответьте на них.
Цель: Воспитывать культуру поведения, вежливость, уважение друг к
другу, желание помочь друг другу.
Ход игры: Студенты письменно отвечают вежливыми словами на
вопросы:
Как ты отблагодаришь человека за помощь?
Как нужно обращаться к людям преклонного возраста, к молодой
девушке (юноши), к незнакомому человеку, к любимому?
Что и как нужно говорить при встрече с девушкой (юношей)?
Что и как нужно говорить, просыпаясь утром (домашним, любимым)?
Что ты скажешь, если случайно кого-нибудь нечаянно толкнешь или
заденешь?
Что ты скажешь, если тебя случайно кто-нибудь нечаянно толкнет или
заденет?
Как ты (как будущий психолог) отреагируешь на недостойное
поведение (хамство и оскорбление) юноши (или девушки) противоположного
пола?
Ваше отношение к ЛГБТ и ее членам?
Задание 2. Провести игру по изучению гендерных отношений
«Благородные поступки». Написать юношам не менее 10, а девушкам не
менее 5 благородных поступков по отношению к противоположному полу.
Цель: Воспитывать в студентах желание совершать благородные
поступки ради других людей. Формировать понимание того, что поступком
мы называем не только героизм, но и любое доброе дело ради другого
человека.
Ход игры: Студентам мужского пола предлагается в письменном виде
перечислить благородные поступки по отношению к девушкам (женщинам),
а студенткам – по отношению к юношам (мужчинам).
Например, благородные поступки для юношей:
девушкам (женщинам) уступать место в транспорте;
помогать девушке (женщине) переносить тяжелые вещи;
при выходе из транспорта, нужно выйти первым и подать девушке
(женщине) руку и т.д.
Задание 3. Провести игру по изучению гендерных отношений
«Мальчики – направо. Девочки – налево». Запишите ответы на задания из
таблицы 1.
Таблица 1
Список заданий для мальчиков Список заданий для девочек
1. Назовите пять причин, почему
девушки могут не вызвать
симпатии (т.е. могут не нравиться).
2. Назовите пять причин
(качеств), по которым девушка
всегда будет симпатична,
интересна, привлекательна.
3. Назовите основные причины,
по которым как вам кажется,
юноши (т.е. вы) нравятся или не
нравятся девушкам.
4. Девушки правы, когда
думают…
5. Мы никогда не согласимся на
… (с тем, что…)
6. Мы бы хотели пожелать
девушкам…
1. Назовите пять причин, почему
юноши могут не вызвать симпатии
(т.е. могут не нравиться).
2. Назовите пять причин
(качеств), по которым парень всегда
будет симпатичен, интересен,
привлекателен.
3. Назовите основные причины,
по которым как вам кажется,
девушки (т.е. вы) нравятся или не
нравятся юношам.
4. Юноши правы, когда думают…
5. Мы никогда не согласимся на
… (с тем, что…)
6. Мы бы хотели пожелать
юношам…
Практическое занятие 2 по теме (темам) № 4
Тренинг-упражнение.
Тренинг для студентов на гендерную тематику «Юноши и девушки —
конфликт или взаимопонимание»
Что значит быть мужчиной или женщиной?
Какое отличие между мной и людьми противоположного пола?
Признаю ли я существование проблем, связанных с полом?
Умею ли распознавать, оценивать и решать эти проблемы?
В.Каган
Цель тренинга:
расширить представление о себе, как о лице мужского/женского пола,
научиться понимать лица противоположного пола, строить с ними
гармоничные отношения, конструктивно выражать свои чувства;
преодолевать негативные стереотипы и активизировать уважение к другому
полу.
Ход тренинга
Вступление
Упражнение. «История моего рождения»
Студентам предлагается принять удобную позу, закрыть глаза и
попробовать вспомнить свои детские годы: что рассказывали родители об их
рождении, кого ожидали, мальчика или девочку, как отнеслись близкие к
рождению, кто дал имя — и рассказать об этом в кругу.
Задание 1: Запишите воспоминания истории своего рождения минимум
на двух страницах, интервал 1,5, шрифт Times New Roman, кегль 14.
Это упражнение дает возможность не только вернуться к ранним
переживаниям, но может дать толчок к осознанию проблем половой
идентификации.
Упражнение «Опиши эти фото»
І фото ІІ фото
«Опишите эту девочку» «Опишите этого мальчика»
После данных характеристик, студенты акцентируют внимание на том,
что мальчик — сильный, мужественный, хитрый, «сам себе на уме», а девочка
– позитивная, мягкая, красивая, умная и т.д..
Обратите внимание, что на этих фото один и тот же ребенок.
Задание 2. Опишите представленные фото. Письменно ответьте на
вопросы:
Когда мы начинаем относиться к ребенку как к представителю того или
другого пола? (Пример ответа: С того момента, когда в роддоме зазвучал
крик малыша, и акушерка заявила, что родился мальчик или девочка.)
От чего зависит, каким будет этот ребенок — женственным или
мужественным?
Упражнение «Если бы я был представителем противоположного
пола, то я б…» с применением символа гармонии «Инь-Янь».
Ожидание от тренинга. На символе гармонии «Инь-
Янь» участники пишут свои ожидания.
Основная часть
Какие же они мужчины и женщины? Чем же они
отличаются?
Задание 3. Допишите по пять пунктов отличительных особенностей
мужчин и женщин на символе гармонии «Инь-Янь».
Психологические отличия между мужчинами и женщинами:
— у девушек лучше развиты вербальные способности;
— юноши отличаются большей агрессивностью, наглядно-
пространственными способностями;
— межполушарные связи у женщин более многочисленны, и потому они
лучше синтезируют информацию обоих полушарий (женская интуиция);
— женщины имеют более высокие показатели относительно
лингвистических функций памяти, аналитических способностей, которые
связаны с относительно большей активностью левого полушария мозга;
— преимущества правого полушария у мужчин выделяют их творческие
художественные способности, дают возможность лучше ориентироваться в
пространстве;
— «женское» (в пределах человеческой популяции) должно обеспечить
неизменность потомков от поколения к поколению, то есть оно
ориентировано на сохранение уже существующих признаков — именно это
объясняет большую психическую стойкость женщин и усредненные
параметры их психики;
— «мужское» связано с необходимостью адаптации к новым
неизвестным условиям, что объясняет их большую психологическую
индивидуальность
Актуализация проблемы.
Игра «Феминия и Маскулиния».
Представьте, что вы путешествуете по свету и оказываетесь в
удивительной стране, девушки — в Маскулинии, юноши — в Феминии. В ней
живут только мужчины \ женщины. Пополнение населения происходит за
счет того, что один раз на год в эту страну приплывает корабль с младенцами
того же пола. Вы имеете возможность наблюдать государственный строй,
привычки и быт жителей страны, систему воспитания участников и тому
подобное.
Опишите эту страну.
1.Как они проводят свободное время?
2.Как решают конфликты?
3.Какие черты характера присущи жителям этой страны?
4.Что вам понравилось, а что нет, что вас удивило?
5.Хотели ли бы вы жить в этой стране?
Это даст возможность начать выяснения о трудностях межполовых
отношений. [1, C.188]
Задание 4. Представьте, что вы находитесь в удивительной стране,
девушки — в Маскулинии, юноши — в Феминии. Письменно опишите эту
страну, ответив на вопросы.
Невзирая на то, что все мы разные, каждый из нас мечтает в будущем
построить свою семью.
Какой же она будет, ваша встреча с первой любовью?
Упражнение «Встреча с первой любовью».
Сядьте удобно, сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов…
Попытайтесь полностью расслабиться…И когда вы закрываете глаза, вы
сможете увидеть своим внутренним взглядом, глазами вашей души.
Представьте себе чудесный солнечный день. Вы идете дорогой, которая
приводит вас в роскошный сад…Тяжелая чугунная ограда медленно
открывается и вы оказываетесь среди цветущих деревьев, кустов и весенних
цветов… Вы слышите пение птиц, шелест травы…. Ветер приятно касается
ваших волос… Вы прислушиваетесь к звукам, наслаждаетесь ароматами. Вы
в ожидании чуда… Вот вдалеке вы увидели силуэт. Он медленно
приближается к вам. Вы слышите шаги… Это шаги любимого вами человека.
Именно этого человека вы ждали всю жизнь, мечтали о нем… Вы видите
лицо, встречаетесь взглядами… Этот человек нежно касается руками ваших
волос… Кто это? Что вы знаете о нем? За что вы его любите? Вот вы вместе
идете тропинкой… Вы разговариваете о чем-то… Вам есть о чем
поговорить… О чем вы разговариваете? Что вы поняли о себе и о нем?
Останьтесь с этим человеком на некоторое время… Скажите ему «до
встречи!», скажите, что вы обязательно встретитесь снова, чтобы никогда не
расставаться. После этого откройте глаза.
Задание 5. Нарисуйте ваше представление о будущем партнере, о
вашей настоящей любви, т.е. то, что вы увидели в состоянии медитации.