Практикум по психокоррекции (1/1)
Практические задания (ПЗ) в ММУ по предмету Практикум по психокоррекции (1/1)
Рекомендации к выполнению практических заданий
Учебным планом предусмотрено прохождение практических занятий по дисциплинам.
В рамках практических занятий студенты выполняют практические задания, следовательно, выполнение указанных заданий является обязательным для получения положительной оценки по дисциплине.
1. Задания рекомендуется выполнять в течение всего учебного семестра до окончания срока представления письменных (курсовых) работ (сроки см. в графике работы в семестре);
2. Выполнение заданий оформляется в письменном виде (текстовый файл с титульным листом (см. бланк титульного листа на странице дисциплины);
3. Файл необходимо загружать в соответствующий раздел дисциплины. По примеру курсовой работы.
4. Выполнение заданий оценивается преподавателем «Выполнено/Не выполнено» в течение всего семестра.
5. Возврат файла на доработку возможен только 1 раз в сроки
загрузки письменных (курсовых) работ;
6. Для получения отметки «выполнено» необходимо разработать авторскую коррекционно-развивающую программу для девиантных подростков, направленную на изменение их «образа Я» по образцу, указанному в практическом задании.
Практические задания в ММУ постоянно меняют: если Ваше ПЗ отличается, пишите нам, скорее всего у нас есть уже новое!
Практическое занятие 1 по темам № 2-6
Коррекционно-развивающая программа для девиантных подростков,
направленная на изменение их «образа Я».
(Образец)
Пояснительная записка
Девиантное поведение. Объяснить причины, условия и факторы,
детерминирующие это социальное явление, стало насущной задачей. Данные,
полученные в ходе психодиагностического исследования, свидетельствуют о
существовании тенденции к высокому уровню тревожности у подростков из
детских домов, для которых так же характерно восприятие своего настоящего
и будущего, как неподдающегося изменению, отношение к своему
будущему, как к испытанию. Трудности и неудачи в межличностных
отношениях, переживаемые детьми, могут привести к искажениям в развитии
их личности, в частности к искажению самооценки. Генерализованные
изменения самооценки приводят к искажению представления о себе, «Я-
концепции». Дети с искажением «Я-концепции» имеют неустойчивую
самооценку, повышенно чувствительны, эмоционально неустойчивы,
тревожны и не уверенны [1, С 81].
Психологическая помощь детям, оказанная на ранних этапах
формирования неадаптивных форм поведения и неадекватных представлений
ребенка о себе, улучшает адаптацию детей, способствует их развитию. В
подростковом возрасте особенности психического развития проявляются
главным образом в становлении личности. Это обнаруживается в
особенностях образа «Я» (в отношении к себе представлениями о себе);
особенностях ценностно-мотивационной сферы (характере намерений,
желаний, идеалах подростков); особенностях формирования
психологического пола и многом другом [2, С 63].
Подростка характеризует особая внутренняя позиция, выражающая в
слабой ориентированности на будущее, связанностью лишь с актуальной,
конкретной жизнедеятельностью; конфликтностью системы требований,
предъявляемой к образцам мужественности и женственности;
ориентированность в отношении к себе на оценку окружающих, а не на
собственную самооценку (как это отмечается у подростков из семьи);
размытость и неясность образа «Я». Основная задача специалистов,
работающих с трудными подростками — помочь найти свое достойное место в
мире взрослых, минимизировать трудности приспособления, уберечь от
неверного пути. Профилактика и коррекция различных форм девиантного
поведения и реабилитации подростков групп социального риска является
сегодня исключительно важным и актуальным направлением.
Новизна данной программы заключается в том, что в ней
выстраивается единая линия работы с подростками в различных
направлениях:
— формирование позитивных эмоций, снятие эмоционального
напряжения;
— развитие коммуникативных навыков;
— формирование адекватной самооценки;
— устранение страха прошлого, настоящего и будущего
Цель: повышение ответственности за собственное поведение, развитие
самосознания, саморегуляции и способности к планированию поступков.
Задачи программы:
1. Развитие коммуникативных навыков.
2. Формирование позитивной Я-концепции (самооценки,
самоуважения, самоэффективности) и развитие навыков саморегуляции.
3. Осознание личностных ценностей и ответственности за своё
поведение.
4. Обучение эффективным способам преодоления жизненных
трудностей.
Сроки реализации и возраст детей:
Занятия рассчитаны на 4 месяца и проводятся с детьми 12-17 лет.
Продолжительность занятий 55-60 минут.
Занятия проводятся 1-2 раза в неделю индивидуально или с подгруппой
детей, состоящей из 3-8 детей.
Условия проведения занятий:
1. Принятие ребёнка таким, какой он есть.
2. Нельзя ни торопить, ни замедлять игровой процесс.
3. Учитывается принцип поэтапного погружения и выхода из
травмирующей ситуации.
4. Начало и конец занятий должны быть ритуальными, чтобы
сохранить у ребёнка ощущение целостности и завершённости занятия.
5. В любой игре ребёнку предлагается возможность
импровизации.
В программу включает в себя 4 этапа:
1 этап – диагностический.
Цель: изучение особенностей психоэмоциональных состояний
подростков. Форма работы: групповое и индивидуальное тестирование.
2 этап – консультативный.
Цель: 1) оказание помощи подросткам в осознании проблем, и в
понимании
сильных и слабых сторон своей личности.
2) повышение мотивации подростков на необходимость сохранения
психологического здоровья.
3 этап — практический.
Цель: 1) помощь в приобретении внутренней стабильности,
уверенности в
себе,
2) приобретение внутренних психических сил.
3) снижение психической напряжённости, трансформация негативных
переживаний подростков в положительные эмоциональные состояния.
4 этап — заключительный.
Цель: определение эффективности работы.
Методы и техники, используемые в программе:
1. Релаксация.
Подготовка тела и психики к деятельности, сосредоточение на своём
внутреннем мире, освобождение от излишнего и нервного напряжения.
2. Концентрация.
Сосредоточение на своих зрительных, звуковых, вкусовых, телесных и
других ощущениях, на эмоциях, чувствах и переживаниях, на потоке своих
мыслей и образах, которые возникают в сознании.
3. Самовнушение.
Утверждение, что успех возможен. Способность создать свой
собственный положительный образ и постоянно этот образ укреплять с
помощью слов, обращённых к себе.
4. Аутогенная тренировка.
Вырабатывается умение управлять собой в сложных ситуациях.
Позволяет нормализовать функциональное состояние. Её цель – психическое
и физическое оздоровление человека с помощью самовнушения в состоянии
релаксации.
5. Дыхательная гимнастика.
Одно из эффективных средств управления психическим состоянием.
Фаза вдоха возбуждает окончания симпатического нерва, активизирующего
деятельность внутренних органов, а фаза выдоха – блуждающего нерва, как
правило, оказывает тормозящее влияние.
6. Функциональная музыка.
Успокаивающая и восстанавливающая музыка способствует
уменьшению эмоциональной напряжённости, переключает внимание.
Хороший эффект дают звуки птиц, шум ручья, моря, дождя, водопада.
7. Игротерапия.
Используется для снижения напряжённости, мышечных зажимов,
тревожности, повышения уверенности в себе.
8. Арттерапия.
Выброс эмоциональных образов, переформирование, насыщение
творческого полушария.
9. Телесная терапия.
Способствует снижению мышечных зажимов, тревожности,
напряжения.
10. Танцедвигательная терапия.
Способствует улучшению настроения, появлению бодрости во всём
организме. Снижает усталость, тревожность. Устраняет мышечные зажимы.
Структура занятия.
Ритуал приветствия – 3 минуты.
Разминка — 5 минуты.
Коррекционно-развивающий этап- 40 минут
Подведение итогов — 4 минуты.
Ритуал прощания – 3 минуты.
Для отслеживания результативности образовательного процесса
используются следующие виды контроля:
— начальный контроль;
— итоговый контроль.
Средства оценки программы:
1. Тест Басса-Дарки
Цель: выявление уровня агрессивности и изучение выраженности
видов агрессии
2. Тест-опросник Леонгарда-Шмишека.
Цель: выявления акцентуированных свойств характера и темперамента
подростка.
3. Леус Э.В. Тест СДП (склонность к девиантному поведению)
4. Правовая методика
Цель: определение уровня правовых знаний у подростков.
Ожидаемые результаты:
К концу обучения дети должны иметь представление о продуктивных
способах общения, знать и применять на практике конструктивные способы
реагирования при решении конфликта, адекватно реагировать в трудной
жизненной ситуации, применять техники саморегуляции для снижения
напряжённости, агрессивности и улучшения своего самочувствия.
Программа предусматривает проведение систематической
психологической диагностики. Результаты реализации программы
анализируются в течение всего курса проводимых занятий, по общему
состоянию и ощущениям подростков, а также диагностики эмоционального
состояния.
Задание: Разработать авторскую коррекционно-развивающую
программу для девиантных подростков, направленную на изменение их
«образа Я» по данному образцу.