Педагогика (1/2)
Практические задания (ПЗ) в ММУ по предмету Педагогика (1/2)
Рекомендации к выполнению практических заданий
Учебным планом предусмотрено прохождение практических занятий по дисциплинам.
В рамках практических занятий студенты выполняют практические задания, следовательно, выполнение указанных заданий является обязательным для получения положительной оценки по дисциплине.
1. Задания рекомендуется выполнять в течение всего учебного семестра до окончания срока представления письменных (курсовых) работ (сроки см. в графике работы в семестре);
2. Выполнение заданий оформляется в письменном виде (текстовый файл с титульным листом (см. бланк титульного листа на странице дисциплины));
3. Файл необходимо загружать в соответствующий раздел дисциплины. По примеру курсовой работы.
4. Выполнение заданий оценивается преподавателем «Выполнено/Не выполнено» в течение всего семестра;
5. Возврат файла на доработку возможен только 1 раз в сроки загрузки письменных (курсовых) работ;
6. Для получения отметки «Выполнено» по данной дисциплине необходимо выполнить три задания на выбор студента из любого практического занятия.
Практические задания в ММУ постоянно меняют: если Ваше ПЗ отличается, пишите нам, скорее всего у нас есть уже новое!
Практическое занятие №1
Тема 1. Общие основы педагогики как науки
Задание 1.
Исходные данные.
Учительница: «А теперь, чтобы вы лучше запомнили, какими бывают обстоятельства, составим таблицу». Из класса раздалось недовольное нытье: «Ну зачем», «Вот еще!», «Давайте не будем», «Мы и так запомним». Учительница (озадаченно помолчав): «Ну, хорошо, таблицу мы делать не будем, сделаем только памятку». Опять недовольные выкрики из класса:
«Зачем?» «Давайте, лучше таблицу!» и т. д. Учительница: «Ну уж нет, не захотели таблицу, будем делать памятку, сразу нужно было думать».
Оценка
Учитель демонстрирует ученикам свое слабоволие, неуверенность в себе и некоторый страх перед самими учениками. Может это еще и не осознается ребятами в полной мере, но любой из них способен это почувствовать.
Прогнозирование
Если подобные ситуации будут повторяться, ни о какой дисциплине в классе речи уже не будет, как нельзя будет говорить и об уважении к учителю. Такое открытое потакание желаниям ребят неоправданно и, в конце концов, скажется на самом учебном процессе, качестве обучения и отношении учеников к своему учителю.
Постановка задачи.
Предложите варианты решения подобных ситуаций, чтобы изменить прогнозируемую ситуацию.
Задание 2. Общие основы педагогики
Исходные данные.
Учитель просит тянущего руку ученика начать чтение текста. Мальчик заикается, и, чем больше он волнуется, тем сильнее. Возникает заминка.
Учитель ждет некоторое время, наблюдая за попытками мальчика преодолеть
первое слово, а затем начинает кричать, что он наверняка опять не сделал
домашнее задание, что ей, учительнице, такая безалаберность надоела и она,
скорее всего, вызовет родителей.
В классе кто-то начинает посмеиваться, кто-то опускает глаза. Мальчик
испуганно «прожевывает» трудное слово и пытается читать дальше.
Прогнозирование
Этот ученик на уроках всегда активен, но заикание, естественно,
смущает его самого. Каждый раз, когда он так «затягивает» ответ, он сам
считает себя слегка виноватым. В результате этого случая может еще сильнее
развиться комплекс неполноценности, ученик замкнется в себе, перестанет
работать на уроке. Кроме того, так как в отношении него допущена явная
несправедливость, это скажется и на отношениях учитель-ученик. Ребята из
класса, присутствующие при этом, хоть и чувствуют, что учитель поступает
несправедливо, воспринимают этот стиль общения с их одноклассником как
норму. Детям вообще свойственно смеяться над человеком, который
выбивается из их группы, а если еще и учитель позволяет себе смеяться над
таким человеком, то в классе 7–8 может начаться настоящая травля.
Постановка задачи.
Предложите варианты решения подобных ситуаций, чтобы изменить
прогнозируемую ситуацию.
Задание 3.
Установите соответствие
1. к
перцептивным
умениям учителя
относятся:
А. Умения:
• быстро распределять задания в группе
• быстро распределять задания в классе (с учетом условий,
индивидуальных особенностей
учащихся)
• использовать активные методы обучения
• корректно предъявлять требования
• организовать коллективное общение • педагогически целенаправленно управлять деятельностью класса с учетом динамики развития данного коллектива на протяжении всего курса обучения 2. к познавательным умениям учителя относятся: Б. Умения • анализировать и критически оценивать материал учебников и учебных пособий • отбирать и дозировать необходимый для занятия учебный материал • планировать занятие и цикл занятий в соответствии с целями и ступенями обучения предмету • предвидеть и предупреждать переутомление учащихся или спад в усвоении учебного материала, переключать их с одного вида работы на другой • предвидеть результаты планирования, составлять прогноз • учитывать при планировании психологические закономерности усвоения предмета 3. к проектировочным умениям учителя относятся: В. Умения: • адекватно оценить знания, умения и навыки ученика • видеть статус ученика в коллективе, распознавать межличностные отношения в группе • видеть, в какой помощи нуждается ученик в данный момент • отличать текущую информацию о школьнике от устойчивых его характеристик • подмечать и оценивать положительное и отрицательное в деятельности (в том числе речевой) учащегося • развивать личность школьника с учетом возможностей предмета 4. к организационным умениям относятся: Г. Умения: • анализировать деятельность коллег • вести научную работу, участвовать в исследованиях • воспринимать новшества в методике преподавания и внедрять их на занятиях
Практическое занятие №2
Тема 2. Историческое развитие педагогики как науки за рубежом
Задание 1.
Определите значение перечисленных дат в жизни Ж.-Ж. Руссо
1712 год,
1741 год,
1749 год,
1762 год,
1767 год,
1778 год.
Задание 2.
Ответьте на вопрос:
«Какая идея Ж.-Ж.Руссо осуществлялась с помощью свободного воспитания
Задание 3.
Заполните таблицу.
№ п/п
Произведения Ж.-Ж.Руссо
Взгляды, идеи, отраженные в них
Задание 4.
Установите соответствие между возрастными периодами жизни человека и
задачами воспитания с помощью стрелок.
Раннее детство до 2 лет
Развитие внешних чувств ребенка,
укрепление его здоровья
Период сна разума от 2 до 12 лет
Воспитание добрых чувств, добрых
суждений, доброй воли
Период от 12 до 15 лет
Приоритет умственного и трудового
воспитания
Период нравственного воспитания
с 15 лет до совершеннолетия
Приоритет физического воспитания
Задание 5.
Поясните следующую фразу:
«Руссо считал, что на ребенка воздействуют три фактора воспитания:
природа, люди, общество»
Задание 6.
Закончи фразу.
Руссо выдвинул идею свободного воспитания, под которым понимал….
Естественное воспитание по Ж.-Ж.Руссо – это…
Ж.-Ж.Руссо считал, что ребенок до 15 лет должен получать воспитание
вне общества, потому что…
Задание 7.
Оцените свою деятельность
Сформулируй основные результаты своих занятий по данной теме. Благодаря
чему вам удалось их достичь? Какие трудности возникли у вас в ходе
изучения темы и как вы их преодолевали?
Практическое занятие №3
Тема 2. Историческое развитие педагогики как науки за рубежом
Задание 1.
Сравните цели воспитания в Афинах и в Спарте.
Задание 2.
Представьте, что вы являетесь жителем Афин или Спарты возрастом 10 лет. Сочините небольшой рассказ о своей жизни и обучении с использованием следующих слов:
пайдоном,
эйрен,
криптия,
палестра,
мусическая школа,
педагог,
гимнасия,
эфебия и др.
Задание 3.
Дайте название нижеописанному процессу.
Сократ утверждал, что истинное знание нельзя вложить в сознание ученика извне, оно должно вырасти из глубин его личности и с помощью учителя выйти на свет. Схема этого процесса такова:
— прежде всего, следовало разрушить систему ложных представлений и связанных с нею суждений в сознании ученика, привести его к выводу, что он ничего не знает;
— дальше, на расчищенной почве, построить систему новых представлений, каждый этап развития которой возникал бы в сознании
ученика как нечто объективно неизбежное и в то же время как близкое,
родное, растущее из собственного «я».
Задание 4.
Закончите предложение.
Основными трактатами Платона являются…..
Целью воспитания по Платону заключается в …
Задание 5.
Определите авторство высказываний:
Я знаю только то, что я ничего не знаю.
Для тела гимнастика, для души музыка.
Платон мне друг, но истина дороже.
Свет хорошей школы лучше одиночества семьи.
Задание 6.
Дополните таблицу, отражающую систему воспитания и образования
Платона.
Возраст обучающихся Ступени воспитания и
образования
1-7 лет Государственное дошкольное
воспитание
8-18 лет Государственное мусическое и
…воспитание
19-20 лет …
21- 30 лет 1 ступень …
31-35 лет 2 ступень …
36-60 лет Подготовка к вступлению в мир
идей и участие в …
Задание 7.
Ответьте на вопрос.
Почему Аристотель уделяет большое внимание преподаванию музыки?
Задание 8.
Определите, кому принадлежит эта идея.
Для успеха детских занятий необходимы перерывы между ними. Такие перерывы дети должны проводить весело, бодро и непринужденно в забавах и играх.
Задание 9.
Составьте из нижеперечисленных слов высказывания М. Квинтилиана, выражающих требования к учителю.
«примером во должен всём служить образцом и»
«скуп похвалы не и расточителен на»
«в будет пусть взыскателен преподавании терпелив он прост в, работе, более старателен, чем».
Практическое занятие №4
Тема 3. История развития отечественной педагогики
Задание 1.
Выберите правильные ответы.
Основными педагогическими трудами Я.А. Коменского являются:
a) «Мир чувственных вещей в картинках»;
b) «Всеобщее обучение по способу Ратихия»
c) «О человеке»;
d) «Великая дидактика»;
e) «Мысли о воспитании»;
f) «Материнская школа»;
g) «Выход из школьных лабиринтов».
Задание 2.
Прочитайте фрагмент «Великой дидактики», озаглавленный «Огромное отклонение в школах». Сравните описанную проблему с современным состоянием дел в школе. Напишите, что современной школе удалось решить в данной проблеме, а что – нет.
«На самом деле до сих пор школы не достигли того, чтобы приучать умы, точно молодые деревца, развиваться из собственного корня, но приучали учащихся только к тому, чтобы, сорвав ветки в других местах, навешивать их на себя и, подобно эзоповской вороне, одеваться чужими перьями. В школах прилагали старание не столько к тому, чтобы открыть скрывающиеся в создании источники познания, сколько к тому, чтобы орошать этот источник чужими ручьями. Это значит, что школа не показывала самые вещи, как они происходят из самих себя и каковы они в себе, но сообщала, что о том и другом предмете думает и пишет один, другой, третий и десятый автор. И величайшей ученостью казалось знать о многом противоречивые мнения многих. Поэтому и получилось то, что весьма многие занимаются
тем, что, копаясь в авторах, извлекают фразы, сентенции, мнения,
составляя науку наподобие лоскутного платья. К ним с упреком обращается
Гораций: «О, подражатели, рабский скот!» и действительно, рабский скот,
привыкший к тасканию чужих тяжестей».
Задание 3.
Сформулируйте «золотое правило» дидактики.
Задание 4.
Определите, о каких принципах обучения Я.А. Коменский писал:
«Ничего не следует заставлять выучивать наизусть, кроме того,
что хорошо понято рассудком», «На каждом предмете нужно останавливаться
до тех пор, пока он не будет понят».
«Тот, кто строит дом, начинает не с крыши и не со стен, а с
фундамента. А, заложив фундамент, не покрывает его крышей, а воздвигает
стены. (…) Так и в обучении нужно связывать все одно с другим.
Какие еще дидактические принципы выделял Я.А.Коменский?
Подтвердите свой ответ цитатами из «Великой дидактики».
Задание 5.
Ответьте на вопрос.
Что означает фраза Я.А.Коменского «Образование необходимо всем»?
Задание 6.
Дополните таблицу (по Коменскому)
Возраст Период Система школ
0-6 лет … …
… Отрочество Школа родного языка
… … Школа латинского
языка, или гимназия
18-24 лет Возмужалость …
Практическое занятие №5
Тема 3. История развития отечественной педагогики
Задание 1.
Найдите в изданиях периодической печати статьи о воспитании и образовании в Московском государстве, сделайте их обзор.
Задание 2.
Охарактеризуйте уровень образования и грамотности на Руси 13-16 вв.
Задание 3.
Расставьте в порядке убывания сословия по уровню грамотности на период 13-16 вв. в России:
посадские,
крестьяне,
земледельцы,
монахи
Задание 4.
Определите, какие системы обучения и воспитания не применялись в России13-16 вв:
профессиональное обучение,
обучение у «мастеров грамоты»,
религиозное воспитание университетское образование,
повышенное образование,
самообразование,
семейное воспитание,
среднее специальное образование;
Задание 5.
Назовите метод, который использовали для обучения письму в
России13-16 вв.
Задание 6.
Составьте мини-кроссворд по творчеству и жизнедеятельности И.
Федорова.
Задание 7.
Ответьте на вопрос.
Как называлась первая русская печатная книга?
Задание 8.
Перечислите 5 книг, важных для просвещения в России13-16 вв.
Практическое занятие №6
Тема 4. Современный этап развития зарубежной и отечественной педагогики в XXI веке
Задание 1. Приведите в соответствие дидактические концепции и их сторонников, проставив соответствующие цифры Дидактические концепции Сторонники концепций 1. Традиционная парадигма А. Маслоу … 2. Рационалистическая модель Ж. Мажо, Л. Кро, Ж.Капель … 3. Феноменологическое направление Б.Скиннер, Р. Ганье, П. Блум …
Задание 2.
Выберите правильный ответ.
1) В рамках этой концепции образование рассматривается как передача молодым поколениям универсальных элементов культуры прошлого…
a) Традиционное направление;
b) Рационалистическое направление;
c) Феноменологическое направление.
2) Сторонники этой концепции утверждали, что всякая образовательная программа может быть переведена в «поведенческий репертуар» знаний, умений и навыков, которыми следует овладеть в процессе образования рамках этой концепции
a) Традиционное направление;
b) Рационалистическое направление;
c) Феноменологическое направление.
3) Сторонники этого направления придерживаются гуманистической направленности образования.
a) Традиционное направление;
b) Рационалистическое направление;
c) Феноменологическое направление.
Задание 3.
Закончите предложение.
Интернациональное воспитание – это…
Поликультурное воспитание – это….
Задание 4.
Напишите эссе на одну из тем:
«Содержание и методы обучения в современной зарубежной школе»
«Содержание и методы обучения в современной российской школе»
Задание 5.
Составьте пирамиду знаний, приобретенных или расширенных в ходе
изучения данной темы.
Практическое занятие №7
Тема 5. Педагогический процесс. Образование как педагогический процесс и социокультурный феномен
Ситуационная задача № 1
Преподаватель А. — высококвалифицированный специалист с большими потенциальными возможностями. Заведующий кафедрой возлагал на него большие надежды по разработке и постановке одного из новых учебных курсов. Однако А. никакой активности не проявляет. К учебному процессу относится достаточно прохладно, без явного интереса. О причинах своего отношения ничего не говорит.
Определите, какие психологические явления имели место.
Ситуационная задача № 2
Обучающийся разочарован своими учебными успехами, сомневается в своих способностях и в том, что ему когда-либо удастся, как следует понять и усвоить материал, и говорит педагогу: «Как Вы считаете, удастся ли мне когда-нибудь учиться хорошо и не отставать от однокурсников в группе?» — Что должен на это ответить педагог?
Выберите из перечисленных вариантов, или предложите свой вариант.
1. «Если честно сказать — сомневаюсь».
2. «О, да, конечно, в этом ты можешь не сомневаться».
3. «У тебя прекрасные способности, и я связываю с тобой большие надежды».
4. «Почему ты сомневаешься в себе?»
5. «Давай поговорим и выясним проблемы».
6. «Многое зависит от того, как мы с тобой будем работать».
Ситуационная задача № 3
Первое впечатление о другом человеке в силу сложившихся обстоятельств оказалось отрицательным. При дальнейшем взаимодействии в сознание воспринимающего попадает лишь та информация о воспринимаемом, которая по преимуществу отрицательна.
Ответьте на вопросы:
1. Как называется этот эффект?
2. Как можно избежать его?
3. О какой стороне общения здесь идет речь?
4. Что такое имидж руководителя/преподавателя?
5. Какие факторы влияют на имидж?
Ситуационная задача № 4
В сложившийся педагогический коллектив пришла новая преподаватель, личность которой характеризуется рядом особенностей: завышенная самооценка, стремление доминировать во что бы то ни стало, упрямство, излишняя прямолинейность.
Ответьте на вопросы:
1. Осуществите психологический анализ направленности личности нового специалиста и спрогнозируйте её поведение в незнакомом для неё коллективе.
2. Укажите закономерности и показатели профессиональной адаптации нового сотрудника.
3. Укажите показатели социальной адаптации нового сотрудника.
4. Что такое психологический климат коллектива?
5. Перечислите характеристики благоприятного психологического климата.
Ситуационная задача № 5
Во время перерыва преподаватель оставил ведомость на столе. После перерыва обнаружил, что у двух студентов неудовлетворительные оценки исправлены на удовлетворительные.
Как должен поступить преподаватель?
Ситуационная задача № 6
Преподаватель на занятии делает замечание студентам по поводу плохой посещаемости лекций. В ответ они утверждают, что подготовятся самостоятельно по учебнику и «чужим» лекциям, а напрасно тратить время они не намерены. После этого преподаватель проводит опрос по материалу лекции и выставляет двойки всей группе. Группа студентов отправляется к заведующему кафедрой и жалуется на предвзятое к ним отношение преподавателя.
Ответьте на вопросы:
1. Определите, к какому типу конфликтов соответствует данный инцидент.
2. Проанализируйте и оцените действия участников инцидента при условии:
а) если это объективный инцидент;
б) если это субъективный инцидент.
3. Какие пути управления конфликтом Вы предлагаете?
Ситуационная задача № 7
Обучающийся игнорирует Ваши советы и указания, делая все по-своему, не обращая внимания на замечания, не исправляя того, на что вы ему указываете.
Как вы поступите с этим студентом?
Выберите для решения данной ситуации ответ, который, на ваш взгляд, необходим Вам как педагогу (обоснуйте свой выбор):
а) разобравшись в мотивах упорства и видя их несостоятельность, примените обычные педагогические меры наказания;
б) в интересах дела постараетесь вызвать его на откровенный разговор, попытаетесь найти с ним общий язык, настроить на деловой лад;
в) обратитесь к коллективу, рассчитывая на то, что его неправильное поведение будет осуждено и к нему примут меры общественного воздействия;
г) попытаетесь вначале разобраться в том, не совершаете ли Вы сами ошибок во взаимоотношениях со студентами, а потом уже решите, как поступить.
Ситуационная задача № 8
Заведующий кафедры на заседании кафедры предложила некоторым преподавателям взять на себя определенные обязанности. В результате были распределены обязанности по организации студенческой конференции, по организации воспитательной работы с обучающимися, определен куратор для работы со студентами первокурсниками.
Какому стилю управления отдает предпочтение заведующий кафедры в данной ситуации?
Ситуационная задача № 9
Некоторые преподаватели кафедры считают, что для облегчения приобретения студентами мануальных навыков целесообразно организовать знакомство студентов с учебным материалом и инструментарием до запоминания инструкции по их применению: дать возможность рассмотреть, потрогать инструментарий.
Ответьте на вопросы:
1. Обоснуйте целесообразность или нецелесообразность применения этого способа организации мыслительной деятельности.
2. Из какого вида мышления по генетической классификации он вытекает?
3. Что такое навык? Какие виды навыков Вы знаете?
4. Перечислите и объясните закономерности овладения деятельностью.
5. Как мышление влияет на научение?
Ситуационная задача № 10
В сложившийся с устоявшимися традициями педагогический коллектив приходит новый заведующий кафедрой со своими требованиями. Каким образом он должен разрешать возникающие конфликты?
Например:
— вести работу, не обращая внимания на споры и конфликты;
— попытаться привлечь на свою сторону тех, кто противится нововведениям;
— поручить общественным и административным органам разрешать возникающие разногласия.
Ответьте на вопросы:
1. Обоснуйте свой выбор.
2. Какие стратегии разрешения конфликтов Вам известны?
3. Как можно предотвратить конфликты в коллективе?
4. Укажите типы конфликтов.
5. Дайте определение понятию «конфликт».
Ситуационная задача № 11
Преподавателю при приеме на работу дали ознакомиться с тремя образовательными программами (рекомендованной Минобразованием и науки РФ; инновационной, опубликованной в печати; утвержденной образовательным учреждением). Какую из представленных программ преподаватель должен считать обязательной основой для своей деятельности?
Ситуационная задача № 12
Практика показывает, что стабильность и работоспособность производственного коллектива тем выше, чем прочнее авторитет педагога.
Ответьте на вопросы:
1. Дайте определение понятию «авторитет» педагога.
2. Какие стили педагогического общения Вам известны? Охарактеризуйте их.
3. Какой стиль более подходит Вам? Почему?