Криминология (1/1)
Практические задания (ПЗ) в ММУ по предмету Криминология (1/1)
Рекомендации к выполнению практических заданий
Учебным планом предусмотрено прохождение практических занятий по дисциплинам.
В рамках практических занятий студенты выполняют практические задания, следовательно, выполнение указанных заданий является обязательным для получения положительной оценки по дисциплине.
1. Задания рекомендуется выполнять в течение всего учебного семестра до окончания срока представления письменных (курсовых) работ (сроки см. в графике работы в семестре);
2. Выполнение заданий оформляется в письменном виде (текстовый файл с титульным листом (см. бланк титульного листа на странице дисциплины));
3. Файл необходимо загружать в соответствующий раздел дисциплины. По примеру курсовой работы.
4. Выполнение заданий оценивается преподавателем «Выполнено/Не выполнено» в течение всего семестра;
5. Возврат файла на доработку возможен только 1 раз в сроки загрузки письменных (курсовых) работ;
6. Для получения отметки «выполнено» студент должен выполнить любые 3 (три) задания (решить задачи, ответить на вопросы и т.д.) на свой выбор.
Практические задания в ММУ постоянно меняют: если Ваше ПЗ отличается, пишите нам, скорее всего у нас есть уже новое!
Задания для практических занятий
1. В научной литературе можно встретить различные определения криминологии:
– наука, исследующая область общественных отношений, возникающих в связи с существованием преступности как относительно массового социального явления классового общества;
– относительно самостоятельная система знаний, являющаяся в то же время элементом системы наук вообще, и особая форма деятельности людей, объединяющая ученых и научные учреждения, предназначенные для изучения преступности как социально-правового явления, ее тенденций и закономерностей (характерных для прошлого, настоящего и будущего), причин преступности и профилактики преступлений (в целях совершенствования теории и практики предупреждения преступности);
– общетеоретическая наука о преступности, исследующая с позиций диалектического и исторического материализма социальную сущность и формы проявления преступности, причины и закономерности ее возникновения, существования, изменения и отмирания, личность субъектов, совершающих преступления, а также закономерности социального воздействия на причины и условия преступности в целях ее предупреждения. Внимательно изучите эти определения. Какое из этих определений является более точным и полным? Дайте обоснованный ответ.
2. Покажите на примерах применение в криминологической науке следующих принципов и категорий научного познания:
– принцип историзма;
– диалектический закон единства и борьбы противоположностей;
– диалектические категории общего, особенного и единичного; – философские категории необходимого и случайного;
– философские категории явления и сущности;
– диалектический закон всеобщей взаимосвязи и взаимозависимости явлений.
3. В городе А в течение года зарегистрировано 2 080 преступлений. Его население – 510 тыс. человек. В городе Б за этот же период зарегистрировано 1 900 преступлений. Население здесь составляет 895 тыс. человек. Вычислите коэффициент преступности для каждого города в расчете на 10 тыс. населения и определите, в каком из городов он выше.
4. В области А за год было зарегистрировано 2 тыс. лиц, совершивших преступления. Ее население – 750 тыс. человек, из них 100 тыс. – дети, не достигшие 14-летнего возраста. В области Б в течение того же периода зарегистрировано 1 тыс. лиц, совершивших преступления. Население этой области составляет 890 тыс. человек, из них 90 тыс. – дети, не достигшие 14- летнего возраста. Вычислите коэффициент преступной активности для каждой из областей и определите, в какой из них он выше.
5. Укажите, какие из приведенных ниже преступлений обладают латентностью (высокой, средней или низкой), и объясните почему:
– дача взятки;
– получение взятки;
– побег из места лишения свободы, из-под ареста или из-под стражи;
– незаконная порубка деревьев и кустарников;
– убийство;
– изнасилование;
– нарушение правил пожарной безопасности;
– мошенничество;
– кража, грабеж;
– присвоение или растрата;
– причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием;
– нарушение правил охраны рыбных запасов;
– незаконная охота;
– хулиганство;
– вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления и вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий;
– самовольное оставление части или места службы; – дезертирство;
– похищение человека;
– подмена ребенка; – злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей.
6. Укажите методы выявления латентной преступности, в том числе применительно к преступлениям против личности; преступлениям против собственности; преступлениям в сфере экономической деятельности.