Практикум по психотерапии (1/2)
Практические задания (ПЗ) в ММУ по предмету Практикум по психотерапии (1/2)
Рекомендации к выполнению практических заданий
Учебным планом предусмотрено прохождение практических занятий по дисциплинам. В рамках практических занятий студенты выполняют практические задания, следовательно, выполнение указанных заданий является обязательным для получения положительной оценки по дисциплине.
1. Задания рекомендуется выполнять в течение всего учебного семестра до окончания срока представления письменных работ (сроки см. в графике работы в семестре);
2. Выполнение заданий оформляется в письменном виде (текстовый файл с титульным листом (см. бланк титульного листа на странице дисциплины). Задания по всем семинарам необходимо представить в одном файле.
3. Файл необходимо загружать в соответствующий раздел дисциплины.
4. Выполнение заданий оценивается преподавателем «Выполнено / Не выполнено» в течение всего семестра.
5. Возврат файла на доработку возможен только 1 раз в сроки загрузки письменных работ;
6. Для получения отметки «выполнено» необходимо выполнить из каждого практического занятия по 1 заданию на выбор из каждого Практического занятия). Общее число – 5 заданий.
Практические задания в ММУ постоянно меняют: если Ваше ПЗ отличается, пишите нам, скорее всего у нас есть уже новое!
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 1
Теоретические основы и история становления психотерапии
Задание 1. Подробно опишите различия между психотерапией, психокоррекцией и психологическим консультированием.
Задание 2. Охарактеризуйте понятия «здоровье», «психическое здоровье», «психологическое здоровье». Выделите основные
Задание 3. Основными направлениями, или подходами, в психотерапии является три: психодинамический, феноменологический (экзистенциальногуманистический), поведенческий (когнитивно-поведенческий). Кратко охарактеризуйте их.
Задание 4. Опишите этапы психотерапевтического процесса. Содержание деятельности специалиста на каждом этапе.
Задание 5. По 10-ти бальной шкале оцените собственные профессионально-значимые качества личности специалиста. Разработайте программу развития слабовыраженных (показатели менее 5 баллов) качеств.
Задание 6. Составить психотерапевтическое занятие в форме индивидуальной или групповой работы, используя психотерапевтические техники.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 2.
Суггестивная психотерапия
Задание 1. Чем убеждение отличается от внушения (суггестии)? Ответьте подробно и приведите примеры. Чем гипноз по своей сущности отличается от состояния ночного сна?
Задание 2. Опишите подробно процедуру гипноза.
Задание 3. Охарактеризуйте подробно стадии гипноза.
Задание 4. Могут ли встречаться осложнения при гипнотерапии? Приведите примеры.
Задание 5. Опишите модели проведения терапии в гипнотическом состоянии.
Задание 6. Есть разные способы гипнотизации (директивная и недирективная). Чем они отличаются? Опишите эти способы детально.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 3.
Рациональная психотерапия
Задание 1. Как работает рациональная психотерапия, и какая от нее польза?
Задание 2. Приведите примеры техник психотерапии в рамках рациональной психотерапии.
Задание 3. Выделите и опишите этапы в современной рациональной терапии.
Задание 4. «Внутренняя картина болезни» имеет три уровня (Д. В. Панков): сенсорный, эмоциональный и интеллектуальный. Раскройте их содержание.
Задание 5. Приведите примеры 4-5 упражнений для эффективного лечения с использованием рациональной психотерапии.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 4.
Когнитивно-поведенческая психотерапия
Задание 1. «Человеческие мысли определяют его эмоции, эмоции обуславливают соответствующее поведение, а поведение в свою очередь формирует наше место в окружающем мире». «Дело не в том, что мир плох, а в том, как часто мы видим его таким», — писал А. Бек. Напишите сочинение-эссе на данную тему (1-2 стр.). Подумайте о сказанном и напишите свои мысли.
Задание 2. Опишите особенности психотерапевтических отношений в когнитивной психотерапии.
Задание 3. Прочитайте цитату А. Эллиса: «Отпуская негативные мысли и заменяя их позитивными убеждениями, человек лучше может принять себя и других и, в свою очередь, жить более счастливой жизнью». Напишите свои рассуждения по этому поводу в виде сочинения-эссе (1-2 страницы).
Задание 4. Раскройте сущность модели A-B-C терапии РЭТ и этапы ABC-схемы.
Задание 5. Заполните таблицу «Моя эмоциональна цель».
Какова моя проблемная ситуация?
Какова моя деструктивная негативная эмоция?
Каким образом эта эмоция создает дополнительные проблемы для меня?
Какую здоровую негативную эмоцию я хотел бы испытывать вместо этой нездоровой эмоции?
Каким образом мне необходимо изменить свой образ мышления для достижения этой эмоциональной цели?
Каким будет положительный эффект от достижения моей эмоциональной цели?
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 5
Психоаналитическая психотерапия и психоанализ
Задание 1. Раскройте особенности психоаналитической индивидуальной терапии, ее показания и противопоказания.
Задание 2. Каковы психотерапевтические отношения в психоанализе?
Задание 3. Понятия психоанализ и психоаналитическая психотерапия часто используются как синонимы. Одно ли это и то же? В каких отношениях состоят эти понятия? Заменяют ли они друг друга или это отдельные, независимые или несвязанные между собой явления? Кто имеет право называться психоаналитиком? И когда стоит выбирать психоаналитическую психотерапию, а когда анализ? Ответьте на данные вопросы.
Задание 4. Психоаналитическая психотерапия и психоанализ базируются на одних и тех же принципах. Напишите эти принципы.